Внешняя торговля России со странами Южной Америки - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Внешняя торговля России со странами Южной Америки - страница №1/1




Внешняя торговля России со странами Южной Америки

 2ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ  2ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра мировой экономики и международных валютно-кредитных отношений.  2К У Р С О В А Я Р А Б О Т А на тему:  3ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ 2.  _Выполнил: . студент группы Н2-1 института налогов и налогообложения Сайкин А.В.  _Научный руководитель: проф. Зарицкий Б.Е.  2МОСКВА 1995 г..  2СОДЕРЖАНИЕ стр. I.  2ВВЕДЕНИЕ 0 .............................................. 2 II.  2ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Структура внешней торговли ......................... 4 2. Динамика внешней торговли ..........................10 3. Перспективы сотрудничества .........................11 3.1. Перспективы российского экспорта товаров и технологий в страны Южной Америки .............13 3.2. Возможности российского импорта из стран Южной Америки .......................................16 III.  2ЗАКЛЮЧЕНИЕ 0 ............................................27  2ПРИЛОЖЕНИЕ: ТАБЛИЦА "ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ С ЮЖ-  2НОЙ АМЕРИКИ В 1970-1992 ГОДАХ" 0 ........................31 IV.  2СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 0 .....................................32. - 2 -  2I. ВВЕДЕНИЕ Одним из важнейших условий повышения эффективности внешнеэ-кономических связей России является активный поиск альтернативныхнаправлений торгово-экономического сотрудничества, вовлечение ворбиту делового взаимодействия новых контрагентов. В число перс-пективных партнеров входят и государства Южной Америки, хотя покаделовые контракты с ними еще недостаточно развиты. Однако в пос-ледние годы наблюдается заметное усиление заинтересованности какроссийских предпринимателей, так и компаний ведущих южноамери-канских стран в расширении деловых связей. Предпринимаются конк-ретные шаги по установлению взаимовыгодных контрактов в сфереторговли, производства, технологического обмена, межбанковской иинвестиционной деятельности. Интерес российских деловых кругов к Южной Америке неслучаен.По качественным и количественным параметрам хозяйственного разви-тия она опережает другие регионы третьего мира. На ее долю прихо-дится около половины объема промышленной продукции, производимойразвивающимися государствами. По ряду экономических показателейтакие страны, как Аргентина, Бразилия, Чили приближаются к уровнювежущих стран мира. Рост промышленного и технологического потенциала государстврегиона сопровождается увеличением в экспорте доли готовой про-дукции, повышением ее качества и расширением номенклатуры. ЮжнаяАмерика представляет собой весьма емкий и динамично развивающийсярынок. Ее товарооборот в 1992 году составил 208 миллиардов долла-ров (экспорт - 99 миллиардов долларов, импорт - 109 миллиардов),а объем валового внутреннего продукта почти достиг 1 триллионадолларов. Экономика этих стран в силу относительной узости националь-ного рынка, а также специфики экспортных возможностей тесно свя-зана с внешней торговлей. Внешний рынок необходим, с одной сторо-ны, для реализации значительной части производимого в южноамери-канских странах национального продукта, а с другой - для обеспе-чения многообразных потребностей в товарах и услугах. Это предоп-ределяет исключительно важное значение внешней торговли для эко-номического развития стран региона. Торговля является в настоящее - 3 -время фактически основной сферой экономических связей между Рос-сией и большинством южноамериканских стран. На мой взгляд, Южная Америка является перспективным партне-ром России, которой после развала СССР необходимо заключать новыеторговые договоры и соглашения. Поэтому при написании данной ра-боты я руководствовался целью рассмотрения нынешнего состояниявнешеней торговли России и Южной Америки и перспектив ее развитиясо странами региона.. - 4 -  2II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  _1. Структура внешней торговли Структура импорта из стран Южной Америки свидетельствует осохранении старых подходов к ним в России как поставщикам продо-вольствия, сельскохозяйственного и промышленного сырья. Доля этойпродукции в российских закупках превышает 90%, в то время как напромышленные изделия приходится не более 5% импорта. Это свиде-тельствует о том, что в России практически не придается значениятем качественным сдвигам, которые имеют место в экономическом инаучно-техническом потенциале наиболее развитых государств регио-на и открывают новые возможности товарообмена. Исключением сталабразильская обувь, поставки которой в 1993 году возросли на 135%[12]. Ряду стран Южной Америки удалось завоевать неплохие позициина российском рынке некоторых продовольственных товаров. Брази-лия, например, экспортировала в 1993 году более 230 тысяч тонночищенного сахара и 97 тысяч тонн сахара-сырца, а также 11 тысячтонн рафинада, что составило более четверти общего его экспортаБразилией. Приведенные цифры выглядят особенно внушительно на фо-не данных 1992 года, когда на российский рынок поступило из этойстраны только 4,8 тысяч тонн рафинада [12]. Увеличение поставок сахара из Бразилии стало возможным бла-годаря установлению прямых контактов между предпринимателями обе-их стран. Осенью 1993 года, когда в России истощились его запасыи стала распространяться информация о слабых видах на новый уро-жай сахарной свеклы, бразильские предприниматели подписали рядновых крупных контрактов на поставку сахара в первом полугодии1994 года. Когда в марте 1994 года импортный тариф на белый сахардо 20% его стоимости, и хотя через месяц это решение было отмене-но, некоторые бразильские бизнесмены так и не избавились от сом-нений по поводу выгодности продолжения столь масштабного сотруд-ничества с перспективным, как им казалось, российским рынком.Опасаются они и конкуренции со стороны Кубы, которая в 1994 годудолжна экспортировать в Россию 1 миллион тонн сахара-сырца в об-мен на 2,5 миллиона тонн нефти. - 5 - Достаточно успешное продвижение на российский рынок началиконцентраты соков и прохладительных напитков, производимых южноа-мериканскими фирмами. В частности, хорошим спросом пользуются чи-лийские напитки "Йюпи" и "Амбросоли". Их продажей занимаются фир-мы "Трес монтес" и "Амбросоли", которые организовало собственнуюдилерскую сеть в ряде городов России. Конкурентоспособность соковиз Чили обусловлена прежде всего более низкими издержками произ-водста, что позволили чилийским фирмам, даже при высоких транс-портных расходах, составляющих около 10% стоимости, потеснить нароссийском рынке западноевропейских, израильских, американских июжноафриканских поставщиков. В отличие от преимущественно продовольственной направленнос-ти импорта из Южной Америки российский экспорт состоит в основномиз продукции машиностроения, стройматериалов, химических товарови удобрений. В разные годы туда поставлялось на льготных условияхоплаты оборудование для гидро- и электростанций (к примеру, вБразилии ими оснащены ГЭС Капивара и Собрадинью, в Аргентине -ГЭС Сальто-Гранде, Тэс Костанера и Байя-Бланка [3]), сельскохо-зяйственные и дорожно-строительные машины, горношахтное и метал-лургическое оборудование, средства транспорта, портовая техника. В целом же ситуация с экспортом в Южную Америку сложной ма-шиностроительной продукции производит удручающее впечатление.Лишь крайне узкий круг организаций и фирм может позволить себеосуществить комплектные поставки оборудования. Здесь наиболее за-метное место принадлежит АО "Энергомашэкспорт", начавшему осваи-вать южноамериканский рынок более 20 лет назад. Среди его послед-них достижений - успешное участие совместно с концерном "Сименс"в предквалифиционных торгах на продажу оборудования для колум-бийской ГЭС "Мьель-1". После долгого перерыва из-за ограниченныхвозможностей госбюджета Колумбии в стадию практической реализациивступил подписанный еще в 1983 году контракт на поставку турбиндля ГЭС "Урра" стоимостью 75 миллионов долларов. "Энергомашэкс-порт" обязуется также обучить персонал и полностью выполнить мон-таж оборудования вопреки устоявшейся практике, когда поставщикосуществляет лишь контроль за его установкой. В Чили "Энергома-шэкспорт" организовал склад энергетического и электротехническогооборудования и представляет покупателям услуги по его обслужива-нию. - 6 - Следует заметить, что продвижение энергетического оборудова-ния в Южную Америку само по себе является отрадным фактом на об-щем фоне потерь позиций российского машиностроения на мировомрынке. Это свидетельствует о том, что качество продукции отечест-венного энергетического комплекса находится на уровне мировыхстандартов. Вместе с тем, существенный спад экспорта машинотехни-ческой продукции в регион позволяет констатировать, что вывозоборудования, прежде всего комплексного, требует участия госу-дарства, по крайней мере финансовой поддержки. В этом плане при-нятие программы кредитования экспорта, как это практикуется вбольшинстве развитых стран, значительно облегчило бы продвижениеотечественной техники на южноамериканский рынок. Среди российской машинотехнической продукции наиболее ста-бильный сбыт в регионе имеют транспортные средства. Для их прод-вижения используются разнообразные методы. Волжский автомобильныйзавод, например, привлек для этих целей панамскую компанию "Мото-рес интернасионалес", обладающую оборудованными площадями искладскими помещениями для хранения и продажи автомашин и запас-ных частей к ним в свободной экономической зоне Колон. Сосредото-чившись на доработке российских легковых автомобилей в соответс-твии со вкусами, в частности, южноамериканских потребителей, этакомпания организовала большую сбытовую сеть не только в Панаме,но и в Бразилии, Венесуэле, Колумбии, Перу и Чили. В 1991 годубыло реализовано 36 тысяч автомобилей "Лада", "Самара" и "Нива",в 1992 году - уже в 2 раза больше. Во второй половине 1993 годаначалась продажа их в Аргентине [12]. Автобусы, изготоаленные в Павлово-на-Оке, уже появились надорогах Венесуэлы и Колумбии. Все это благодаря компании "Виса-ринка", имеющей постоянное представительство в России. Эта фирмаежегодно закупает разнообразную технику на сумму 3 миллиона дол-ларов. АО "Автоэкспорт" реализует в Эквадоре автомобили и запчастик ним через совместное предприятие "Экуаруса трейдинг К", учреди-телем которой с эквадорской стороны стала фирма "Карроматос". Вминувшем году туда были поставлены автомобильные шины на 30 тысячдолларов. В качестве первого шага по продвижению своей продукции в Пе-ру АО "Саратовский авиационный завод" использовал такую форму, - 7 -как передача в лизинг перуанской авиакомпании двух пассажирскихсамолетов и необходимого сопутствующего авиатехнического имущест-ва. Следует отметить, что южноамериканские компании проявляютповышенный интерес к таким коммерческим предложениям, в которыхпредусматривается, наряду с импортом из России готовой машинотех-нической продукции, возможность использования производственнойкооперации. Такая форма хозяйственных связей помогает перевестисотрудничество на постоянную основу. Южноамериканским партнерамона позволяет активнее участвовать в производстве, проектированиии технических разработках, перенимать ценный опыт, увеличиватьэкспорт высококачественной продукции. Набирающий силу процесс создания в регионе совместных предп-риятий дает возможность наращивать экспорт туда российских това-ров, в том числе и технологий, хотя бы на минимальном уровне.Например, совместные предприятия "Пробол" и "Рускорибол", создан-ные в Боливии, приобрели оборудование для разработки золотоносныхместорождений на сумму около 3 миллионов долларов. Свыше 10 лет существует так называемый "нефтяной треуголь-ник", то есть соглашение о продаже нефти Венесуэлой Кубе в обменна соответствующие поставки нефти Россией в страны Западной Евро-пы в счет венесуэльских обязательств. Это позволяет только Россииэкономить на транспортных расходах ежегодно около 200 миллионовдолларов [14]. Согласно последнему подобному соглашению, подпи-санному в марте 1993 года в Каракасе, Венесуэла будет поставлятьнефть Кубе и другим центральноамериканским государствам, а Россия- в Германию и Швецию. По неполным данным, на начало 1994 года в Южной Америке за-регистрировано 35 предприятий с участием российских организаций ифирм. Более половины из них создано в 1993 году. Их деятельностьохватывает самые разнообразные сферы: от промысла и переработкирыбы в Аргентине и Уругвае до проектирования и строительства во-дохозяйственных объектов в Перу и оказания морских и речных услугв Венесуэле и Эквадоре. С организацией совместных предприятий производственного ха-рактера тесно связан вопрос передачи технологии. Российская сто-рона, как правило, предоставляет "ноу-хау" и другую документацию,осуществляет авторский надзор за монтажом и наладкой оборудова- - 8 -ния, обучает персонал, оказывает инженерно-консультационные услу-ги. В частности, приглашенные в Бразилию по линии совместногопредприятия "Тяж до Бразил" российские специалисты оказывают рядсталелитейных предприятий консультации по внедрению новых техно-логий. Ежегодно такие услуги оцениваются в среднем в 60 тысячдолларов. До недавнего времени для отношений со странами региона былхарактерен преимущественно односторонний поток из России техники,опыта, знаний и технологии. Сегодня, после появления на российс-кой территории первых предприятий с участием южноамериканскогокапитала и реализации ряда инвестиционных проектов, можно гово-рить о начале встречного экспорта из региона техники и техноло-гии. Это абсолютно закономерный процесс, так как курс на усилениесобственного научно-технического потенциала в сочетании с широкимзаимствованием и доработкой зарубежных технологических новшествпредопределил выход наиболее развитых стран региона на мировойрынок. Авторитетом пользуются, например, созданные в Бразилиитехнологические процессы в области машиностроения, электроники,информатики. Интерес также представляют аргентинские разработки всфере робототехники. В последнее время объем внешней торговли России со странамиЮжной Америки заметно сократился (хотя и раньше он был неболь-шим), но структура экспорта и импорта продолжает оставаться раз-ветвленной. Основными статьями экспорта России в Южной Америкиявляются машины и оборудование, транспортные средства, химическаяпродукция, стройматериалы, изделия из черных металлов и некоторыедругие. В импорте же преобладают зерновые, корма, масла, ка-као-бобы и какао-продукты, кофе, сахар, кожа и кожсырье, шерсть,концентраты цветных металлов и другие традиционные товары. В пос-леднее время время российский рынок привлек внимание и южноамери-канских экспортеров бананов. Крупнейшими партнерами России среди южноамериканских странявляются Аргентина (удельный вес Аргентины во внешней торговлеРоссии с Южной Америкой составляет 21,18% (данные на 1993 год) иБразилия (ее удельный вес в 1993 году составил 52,88%). Далее я хочу рассмотреть внешнюю торговлю России и Бразилии,как крупнейшего, что видно из приведенных данных, южноамериканс- - 9 -кого партнера нашей страны, хотя объем торговли невелик - доляБразилии в российской внешней торговле, как и России в бразиль-ской, составляет менее 1% (кстати, торговый баланс характеризует-ся хранически отрицательным для Российской Федерации сальдо), бо-лее подробно. Россия вывозит в Бразилию главным образом минеральные удоб-рения, свежемороженую рыбу, водку, метиловый спирт, цемент. До1987 года заметную роль в структуре нашего экспорта играла нефть(например, в 1985 году экспорт нефти составил 87,61% [4]). В пос-леднее время несколько повысился удельный вес машин и оборудова-ния, в основном за счет поставок автомобилей "Лада". Россия вывозит из Бразилии соя-бобы, соевый шрот и соевоемасло, какао-бобы и какао-продукты, сахар, растворимый кофе, си-заль, апельсиновый сок, битую птицу, а также кварц, руду и кон-центраты различных металлов.  3Торговля России с Бразилией [9]?????????????????????????????????????????????????????????????????? ? 1993 год ? 1 полугодие 1994 г.?? Товары ???????????????????????????????????????????? ? кол-во ? сумма, ? кол-во ? сумма, ?? ? ? млн.долл.? ? млн.долл.???????????????????????????????????????????????????????????????????  _ 2Экспорт . 0 ? - ? 60,9 ? - ? 21,3 ??Метанол, тыс.т ? 32,1 ? 2,4 ? - ? - ??Аммиак, тыс.т ? - ? - ? 37,8 ? 4,5 ??Азотные удобрения, ? ? ? ? ?? тыс.т ? 104,7 ? 8,2 ? 68,7 ? 6,7 ??Калийные удобрения, ? ? ? ? ?? тыс.т ? 274,4 ? 17,5 ? 74,3 ? 5,1 ??Бумага газетная, ? ? ? ? ?? тыс.т ? 8,7 ? 2,4 ? 7,9 ? 1,9 ??Ткани льняные ? - ? 0,5 ? - ? - ??Машины, оборудование ? ? ? ? ??и трансп. средства ? - ? 20,8 ? - ? 2,7 ??Подшипники качения ? - ? 1,6 ? - ? 1,6 ?????????????????????????????????????????????????????????????????? - 10 -Продолжение таблицы со стр.9.??????????????????????????????????????????????????????????????????Автомобили легковые, ? ? ? ? ?? штук ? 8496,0 ? 18,2 ? - ? - ??  _ 2Импорт . 0 ? ? ? ? ??Кофе, т ? 507,0 ? 1,9 ? 270,0 ? 0,4 ??Какао-бобы, тыс.т ? - ? - ? 3,4 ? 5,1 ??Сахар-сырец, тыс.т ? 62,4 ? 22,0 ? 1,2 ? 0,4 ??Сахар белый, тыс.т ? 59,1 ? 20,6 ? 1,0 ? 0,4 ??Кофе растворимый, т ? 5103 ? 27,2 ? 2089,0 ? 12,5 ??Жмыхи, тыс.т ? 109,9 ? 25,6 ? - ? - ??Сигареты, млн.штук ? 20,8 ? 0,2 ? - ? - ??Нефтепродукты, тыс.т ? 7,8 ? 1,8 ? 4,3 ? 0,9 ??Волокно сизаля, т ? 500,0 ? 0,2 ? - ? - ??Обувь кожаная, ? ? ? ? ?? тыс.пар ? 1244,3 ? 9,1 ? 32,6 ? 0,4 ??Машины, оборудование ? ? ? ? ??и трансп. средства ? - ? 3,2 ? - ? 0,3 ??????????????????????????????????????????????????????????????????  _2. Динамика внешней торговли Оформившийся в 70-х годах тип сотрудничества, когда отноше-ния почти целиком строились на межгосударственном уровне, отошелв прошлое, а взаимодействие в условиях изменившихся реалий покане принесло достаточно ощутимых результатов. Нарушение старых на-лаженных схем и появление на орбите внешнеэкономических связеймножества новых субъектов, не имеющих опыта работы на сравнитеоь-но малоизученных и отдаленных друг от друга рынках, оказали про-тиворечивое воздействие на экономическое сотрудничество. Эти фак-торы болезненно отразились на его объемах. Так, в последние 3-4года произошло обвальное падение российско-южноамериканского то-варооборота. С 1990 по 1993 год его размер сократился более чем в8 раз [11]. В условиях, когда практика крупных государственныхзакупок сырья и продовольствия в регионе была ликвидирована, то-варооборот России с Южной Америкой упал до 0,7 миллиардов долла-ров. И это в условиях, когда страны Южной Америки никогда не былиприоритетными торговыми партнерами бывшего СССР и России. Ведь - 11 -даже в самый пик развития торговли с ними в начале 80-х годов то-варооборот едва превышал 11 миллиардов долларов [12]. Не следуетзабывать при этом, что его взлет был обусловлен, в первую оче-редь, конъюнктурой советско-американских отношений и переориента-цией в импорте кормов и продовольствия на ряд новых производите-лей, в частности на Аргентину. Основными торговыми партнерами в регионе, независимо от объ-емов внешней торговли, СССР, а затем и России, являются Аргентинаи Бразилия. Как видно из таблицы "Внешняя торговля России состранами Южной Америки" (см. страницу 2 68 0), пик их развития прихо-дится на первую половину 80-х годов. Если в течение 1977-1981 годов южноамериканские страны им-портировали из СССР машин, оборудования и транспортных средств на189,7 миллионов рублей, что в 1,66 раза превышало объем поставокза предыдущие 10 лет, то только в течение 1985-1986 годов они за-купили данной продукции на 291,8 миллионов рублей, что заметнопревышает весь экспорт за последнее десятилетие. Импорт из стран Южной Америки с каждым годом становится раз-нообразнее. Так, если в 70-начало 80-х годов в основном имортиро-вались традиционные товары, то в последнее время к ним началиприбавляться и расширяться торговля такими товарами, как трубы,руды некоторых металлов, кофе, промышленные товары и некоторымидругими. Как мне кажется, изменение объемов внешней торговли СССР иРоссии с государствами Южной Америки прежде всего связано с поли-тической ситуацией как в нашей стране, так и в государствах этогорегиона, а также политической обстановкой в мире.  _3. Перспективы сотрудничества Привлекательность Южной Америки для российских предпринима-телей определяется, с одной стороны, большей доступностью обшир-ных и быстро растущих рынков этих стран по сравнению с рынкамизападных государств в плане экспорта отечественных товаров, тех-нологий и услуг, а с другой - возможностью использования весомогоэкспортного потенциала южноамериканских государств для удовлетво-рения текущих и перспективных потребностей российской экономики. Южная Америка обладает богатыми и разнообразными природными - 12 -ресурсами и занимает первое место в мире по запасам многих цен-нейших видов сырья. Экспортный потенциал региона по минеральномусырью, видимо, существенно возрастет в ближайшие 10-15 лет. Име-ются в виду железная руда, бокситы, медь, молибден, марганец,вольфрам, ниобий, свинец, цинк, олово, серебро и другие. Страны региона являются также крупными производителями мно-гих сельскохозяйственных товаров: продукции тропического земледе-лия, зерновых, продуктов животноводства, имеются большие запасыценной древесины, морепродуктов. Весьма велики и гидроресурсы ре-гиона. Южная Америка обеспечивает около 10% мирового производствасельскохозяйственных товаров и 12% их экспорта. В экономике региона в последние годы произошли значительныеизменения, благодаря которым Южная Америка заметно опередила поуровню развития другие регионы так называемого "третьего мира".Если исходить из классификации ООН, то в Южной Америке лишь одногосударство относится к группе так называемых наименее развитыхстран. На долю южноамериканских государств приходится сейчас око-ло 42% выпуска промышленной продукции всех развивающихся стран. Техническая база экономики Южная Америки существенно улучши-лась благодаря оснащению достаточно современным промышленным иэнергетическим оборудованием, новыми средствами транспорта и свя-зи. Однако наращивание экономического и технического потенциаловотдельных стран было весьма различным. Наиболее преуспевающими вэтом являются Бразилия, Аргентина и Чили (в частности, Бразилиядобилась ощутимых успехов в развитии электроники, информатики,авиа- и судостроения, химии и фармацевтики, производства средствсвязи и по отдельным позициям может конкурировать на внешнем рын-ке с США, Японией, западноевропейскими странами). Эти страны име-ют сейчас многоотраслевые, достаточно диверсифицированные народ-нохозяйственные комплексы. Эта диверсификация достигнута благода-ря развитию металлургии, автомобилестроения, авиастроения, базо-вой химии, станкостроения. Существенно возросли масштабы подго-товки кадров среднего и высшего звена по инженерно-техническомупрофилю. В связи с этим качественно изменяется остающийся обширнымюжноамериканский рынок машин, оборудования, технологий. Он всеболее ориентируется на самые передовые в техническом отношениивиды продукции, не производимой национальной промышленностью. По- - 13 -вышение технических требований к иностранной продукции, естест-венно, усиливает конкуренцию на рынках машин, оборудования и тех-нологий в южноамериканских странах. В регионе благоприятные условия для ведения высокоприбыльныхкоммерческих и иных хозяйственных операций. Они определяются по-ложительными изменениями общехозяйственной конъюнктуры и повыше-нием инвестиционной активности в большинстве государств ЮжнойАмерики. Хотя, как я уже отмечал, положение в отдельных странахнеоднозначно, в целом в регионе удалось остановить кризисные тен-денции и создать предпосылки для устойчивого экономического рос-та. 1992 год для многих южноамериканских стран был отмечен ростомэкономических показателей. Рекордный прирост ВВП - более 9% - за-фиксирован в Чили. Темпы экономического роста в Венесуэле и Ар-гентине составили соответственно 7,5 и 6%.  _3.1 Перспективы российского экспорта товаров и  _технологий в страны Южной Америки Круг товаров, которые можно успешно там продавать весьма ши-рок: начиная от сырья и кончая передовыми технологиями. Так,крупнейшие металлургические компании Бразилии - "Асоминас", "Узи-минас", "Козипа", "Компания сидеруржика насионал" и "Компания си-деруржика Тубаран" - приняли решение сократить закупки каменногоугля в США и начать импорт его из России, а также Китая и Чехии.Этот шаг - ответная мера на решение американской администрацииповысить пошлины на ввоз в США стали, в том числе из Бразилии.Бразилия импортирует ежегодно не менее 11 миллионов тонн каменно-го угля, 10-15% объема этих потребностей реально покрывается засчет российских поставок. Российский цемент с учетом всех транспортных и портовых из-держек поступает в Бразилию по цене на 30% ниже, чем на местномрынке. Неплохие перспективы имеет экспорт многих видов ресурсоемко-го промышленного оборудования среднего технологического уровня,зарекомендовавшего себя в Южной Америке, например, энергетическо-го и электротехнического оборудования для ГЭС и ТЭС, тракторов идругой сельскохозяйственной техники, дорожно-строительных машин ит.д. Это оборудование, которое в высокоразвитых странах Запада - 14 -спроса практически уже не находит, может продаваться в Южной Аме-рике и весьма прибыльно. Российские предприятия успешно расширяют географию экспортаэнергетического машиностроения. Укрепляют свои позиции в регионеВ/О "Энергомашэкспорт", с 70-х годов принимающее участие в соору-жении ряда электростанций в Аргентине, Бразилии, Колумбии. В Чили "Энергомашэкспорт" организовал крупный склад энерге-тического и электротехнического оборудования, предоставляя поку-пателям своей продукции комплекс услуг по ее послепродажному итехническому обслуживанию. Чили, как известно, занимает одно из ведущих мест в мире подобыче меди. Ее мощная горнорудная промышленность предъявляет ус-тойчивый спрос на проходческое и дробильно-размольное оборудова-ние, буровые установки для шахт и карьеров, карьерные экскавато-ры. Требуемые виды машин и оборудования хорошего качества произ-водятся на ряде российских заводов тяжелой индустрии, в частностина "Уралмаше". Российские поставщики, проводя активную и грамот-ную маркетинговую политику, могли бы основательно утвердиться наюжноамериканском рынке. Перспективным представляется участие рос-сийских предприятий в добыче меди на частных чилийских шахтах врамках компенсационных соглашений, предполагающих встречные пос-тавки меди по конкурентоспособным ценам на металлургическиепредприятия России, простаивающие из-за нехватки сырья (например,в Норильске, Кирове и других городах), в обмен на предоставляемыеоборудование и услуги. Ассоциация "Забайкалзолото" заключила соглашение с компанией"Эмпреса минерал Якуамби" о разработке в Эквадоре одного из мес-торождений золота. Будут использоваться отечественная технологияи оборудование, которые уже успели зарекомендовать себя в работесовместных предприятий по золотодобыче в Колумбии и Никарагуа. Имеются неплохие возможности для продвижения российской ав-томобильной техники в Южную Америку. Стабильно и успешно в тече-ние ряда лет на этом направлении действует Волжский автомобильныйзавод (ВАЗ), в частности через филиалы панамской компании "Мото-рес интернасьоналес" "Лада до Бразил", "Лада-Чили" и другие ("Мо-торес интернасьоналес" - давний партнер В/О "Автоэкспорт" и спе-циализируется преимущественно на доработке, подводке и сбыте оте-чественных автомобилей более чем в 40 государств). - 15 - Если в 1991 году в странах региона было реализовано 36 тысячавтомобилей "Лада", "Нива" и "Самара", то в 1992 году - более 70тысяч. Сокращение сбыта автомобилей в Бразилии (с 20 до 8 тысяч)ВАЗу удалось компенсировать за счет значительного роста продаж вЧили (14 тысяч), Венесуэле и Перу (по 12 тысяч), Колумбии (10 ты-сяч) м других странах. По отзовам специалистов, совместная компа-ния с участием известного российского производителя нашла свою"нишу" на южноамериканском рынке, установила необходимые связи иконтакты с субпоставщиками и посредниками и благодаря этому пос-тепенно разворачивает и диверсифицирует операции. В 1991 году эта компания подписала соглашение с КамАЗом опредоставлении посреднических и агентских услуг при поставке гру-зовиков и шасси для автобусов в Южную Америку. Она намерена вло-жить в рекламу порядка 25 миллионов долларов и уже на первом эта-пе завоевать около 5-6% [15] бразильского рынка грузовиков, конт-ролируемого в настоящее время такими ведущими автомобильными кор-порациями, как "Форд", "Фиат", "Дженерал моторс". Ряд фирм южноамериканских стран проявляет интерес к закупкамтяжелого грузовика "Урал" производства Уральского автомобильногозавода, отличающегося высокой проходимостью, хорошо зарекомендо-вовшего себя при работе в горнорудной отрасли. Чилийская компания"Десаррольос, Минерия и Сиа" заключила контракт на приобретениекрупной партии этих машин. Ведутся переговоры о поставке автотех-ники в Эквадор, Колумбию и другие страны региона. Стабильным спросом на южноамериканских рынках пользуютсяроссийские троллейбусы. Отечественные поставщики уже имеют опытсотрудничества в сооружении троллейбусной сети в городе Кордова(Аргентина) и в столице Колумбии Санта фе де Богота, рассматрива-ются также возможности их участия в организации троллейбусногодвижения в Чили. Преодолев кризисный период 80-х годов и создав базовые пред-посылки для хозяйственного роста, Южная Америка и, прежде всего,ведущие страны региона - Аргентина, Бразилия и Чили - стоят нынеперед необходимостью решительного обновления индустриального пар-ка - повышения его конкурентоспособности, внедрения новых перс-пективных технологий и разработок для осуществления программ мо-дернизации в целом ряде отраслей. И они прекрасно отдают себе от-чет, что Россия, несмотря на трудности в экономике, - страна, об- - 16 -ладающая передовыми интеллектуальным, научно-техническим м произ-водственным потенциалом, сосредоточенным прежде всего в отрасляхвоенно-промышленного и аэрокосмического комплексов. По мнению авторитетных экспертов, торговля технологиями ипроизводственное применение передовых технических решений являет-ся сейчас одним из наиболее перспективных направлений российс-ко-южноамериканских связей. Внимание бизнесменов региона привле-кают технологические разработки наших специалистов в целом рядеотраслей, в том числе биотехнологии и тонкой химии, производственовых материалов и композитов, микробиологии, электронике и мик-роэлектронике, авиационной и космической медицине и ряде других. Большой интерес южноамериканцы проявляют к новым отечествен-ным разработкам в тяжелой индустрии, связанным с применением нет-радиционных для гражданского сектора технологий военной промыш-ленности. Особое внимание заслуживает вопрос о перспективах науч-но-технического сотрудничества в сфере высоких технологий - осво-ении космического пространства и использовании ядерной энергии(разумеется, в мирных целях).  _3.2. Возможности российского импорта из  _Южной Америки Южноамериканский рынок предоставляет широкие возможности идля российских экспортеров. Южноамериканские торговые компаниипроявляют готовность поставлять в Россию крупные партии продо-вольственных товаров, полуфабрикатов и сырья для их производствапо конкурентным ценам. Следует отметить, что по ряду позиций го-сударства региона занимает ведущее положение среди развивающихсястран на мировом рынке сельскохозяйственной продукции. Так, нап-ример, Аргентина и Уругвай традиционно выступают на внешних рын-ках в качестве поставщиков зерновых, мяса и мясопродуктов, расти-тельного и животного масла. Ежегодные валютные поступления Чилиот экспорта фруктов составляет около 1 миллиарда долларов. Околополовины объема экспорта консервированных фруктов из развивающих-ся стран поставляет Бразилия. Бразилия и Колумбия (вместе с Мек-сикой) дают 50% мирового экспорта кофе. Достаточно благоприятно для российских потребителей в насто-ящее время складывается конъюнктура рынка бананов, на котором - 17 -страны Южной Америки занимают лидирующие позиции (Эквадор - круп-нейший в мире экспортер бананов). Несмотря на огромные валютныепоступления, латиноамериканские экспортеры бананов испытываютрастущие трудности с реализацией продукции, цены на которую пос-тоянно падают. Они связаны, в частности, с предполагаемым умень-шением квоты Южной Америки на ввоз бананов в Европу с 2,6 миллио-нов тонн до 2 миллионов и введением пошлины в 180% при поставках,превышающих это количество. Таможенный тариф на бананы, экспорти-руемые в страны-члены ЕЭС, составляет 100 ЭКЮ (126 долларов) за 1тонну фруктов. Ожидаемые потери Латинской Америки могут составить1 миллиард долларов в год, что, естественно, повышает их заинте-ресованность в увеличении сбыта бананов в Россию и другие страныСНГ, где пошлина на тропические фрукты составляет только 1% ихстоимости [12]. Основная часть продовольствия (бананы, цитрусовые, кофе, са-хар и др.), импортируемого из стран региона, поступает в Россиюпо каналам коммерческих структур - торговых домов и совместныхпредприятий, которые зачастую прибегают к услугам посредников изевропейских государств. Как показывает практика, ориентация напосредника, часто случайного, существенно ухудшает условия тор-говли. Наглядный пример: закупки бразильского растворимого кофедля поставок в Россию в середине 1992 года. Европейские перекуп-щики не искали оптимальных вариантов для приобретения этого това-ра и предлагали поставки в Россию кофе по гораздо более высокимценам, чем те же бразильские торговые компании. В результате ажиотажного спроса цена на растворимый кофе дляпоставок в Россию (при низких и практически неизменных ценах накофе в зернах на мировом рынке) выросла в среднем на 20-30%. Приэтом цена на растворимый кофе для поставок на другие рынки (США,Западная Европа и др.) не изменилась. Не менее важен для России южноамериканский рынок потреби-тельских товаров. Речь идет, прежде всего, о продукции массовогоспроса (одежда, обувь, изделия из кожи, ткани, пряжа), которуюможно закупать в Южной Америке на более выгодных условиях, чем вразвитых капиталистических странах. По качеству товары, предлага-емые поставщиками из Аргентины, Бразилии и Чили, мало в чем усту-пают, например, западноевропейским, однако заинтересованность юж-ноамериканских предпринимателей в увеличении их сбыта позволяет - 18 -рассчитывать как на ценовые скидки, так и на заключение соглаше-ний о встречных поставках с нашей стороны машинотехнической про-дукции и некоторых видов сырья. Среди товаров производственного назначения, потребности вкоторых могут быть частично за счет импорта из стран региона,следует выделить концентраты черных и цветных металлов, стальнойпрокат и прежде всего трубы большого диаметра, красители, продук-цию кабельной промышленности, строительно-отделочные и упаковоч-ные материалы. В настоящее время ведутся переговоры о совместном с арген-тинскими компаниями производстве оборудования для переработки ихранения сельскохозяйственной продукции, в том числе мясохладобо-ен, строительстве агропромышленных предприятий на юге России. С1990 года в Липицке успешно действует СП "Прогресс" по производс-тву и расфасовке фруктовых и овощных соков и пюре. Наряду с рос-сийским участником, его учредителями является шведская фирма"Тетра Пак" и бразильские компании "Сукоситрико Куртале" и "Сит-росуко Паулиста". Услуги по упаковке и хранению свежего винограда и фруктовготовы оказать чилийцы, занимающие первое место в Южной Америкепо экспорту свежих ягод и фруктов на рынки США, Японии и многихстран Западной Европы. В частности, крупнейшая агропромышленнаяфирма Чили "АСКА" подписала договор о намерениях с объединением"Кубаньвинпром", предусматривающий строительство на Кубани ги-гантского комплекса по заморозке свежей фруктово-ягодной продук-ции и ее упаковке. Чилийская сторона обеспечивает финансированиепроекта и предоставляет необходимую технологию. Компании ведущих стран региона обладают также необходимымопытом и конкурентоспособной технологией в производстве мясныхконсервов, растительных масел, комбикормов, натуральных замените-лей сахара и др. Весьма перспективным можно считать подключение южноамери-канских фирм к организации на территории России совместных предп-риятий по выпуску товаров массового спроса - поставки ими сырья,технологического оборудования, участие в моделировании и произ-водстве готовой продукции. В качестве примера такого рода коопе-рации можно привести деятельность СП "Артсов", в которое наряду скрупнейшими производственными кожевенно-обувными объединениями - 19 -России (Москвы, Рязани, Курска, Санкт-Петербурга) вошла арген-тинская фирма "Самуни". Швейное объединение "Заря" (г. Киров), испытывающее оструюнехватку сырья, заключила соглашение с известной чилийской фирмой"Мачаса" о создании ряда СП для выпуска на своем оборудованиишвейных и трикотажных изделий из тканей и комплектующих, постав-ляемых чилийской стороной. В настоящее время рассматривается так-же возможность создания совместного с чилийцами кожевенно-обувно-го предприятия. Далее, как мне кажется, следует привести краткую оценку сос-тояния и возможностей развития внешнеэкономических связей Россиисо странами, являющимися основными ее партнерами в этом регионе,а именно с Аргентиной, Боливией, Бразилией, Венесуэлой, Колумби-ей, Перу и Эквадором.  1Аргентина Перспективными направлениями для участия организаций Россиив сооружении различных объектов в Аргентине являются строительст-во и модернизация энергетических объектов и ЛЭП, портовое строи-тельство и дноуглубление, сооружение троллейбусных линий в раз-личных городах, поставка и монтаж нефтяных резервуаров, газопере-качивающих станций, сотрудничество в сооружении объектов комму-нального хозяйства (водоснабжение, водоочистка, газификация горо-дов и поселков, очистные сооружения). Хорошие возможности могут быть использованы в таких облас-тях, как исследование и поставка вооружений и военной техники,производство специмущества по российским лицензиям, обустройствоместорождений на условиях концессии. Для экспорта в Аргентину Россия располагает большой группойтоваров. Спросом на аргентинском рынке пользуются следующие това-ры: энергетическое и текстильное оборудование (пневмопрядильные ичесальные машины, ткацкие станки), полиграфическое оборудование,автотехника (легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, троллей-бусы), дорожно-строительная техника (автогрейдеры, экскавато-ры-погрузчики, бульдозеры), тракторы, авиатехника, насосо-комп-рессорное оборудование, нефтерезервуары, метеорологическое обору-дование, нефть и нефтепродукты, химические товары (фосфорные, ка- - 20 -лийные и азотные удобрения; бихромат натрия; полипропилен; калийжелезистосинеродистый; сера; желтый и красный фосфор; хлористыйкалий и другие), промышленные товары народного потребления (сти-ральные машины, фотоаппараты, оптические приборы, спортоохотору-жие)[21]. Аргетинские товары, предлагаемые к поставке в Россию, охва-тывают: сырье для производства пищевкусовых товаров (пшеница,рожь, сорго, ячмень, овес, кукуруза, соя-бобы, соевый шрот, фа-соль, рис), сырье и продукты его переработки (шерсть тонкая,шерстяные топсы, шерстяная пряжа для ручного вязания, кожа дляверха обуви, кожа, полувыделанная из из шкур крупного рогатогоскота, квебраховый экстракт, табачное сырье), пищевкусовые товары(мука, макаронные изделия, вино, чай, табачные изделия, овощи,фрукты, консервы из них, сахар), растительные масла (подсолнеч-ное, льняное, соевое, тунговое, оливковое), мясо и мясотовары(замороженная свинина, говядина, козлятина, битая птица, мясныеконсервы), молочные продукты (сухое молоко, сливочное масло),промышленные товары народного потребления (мех и меховые изделия,обувь, женская и мужская верхняя одежда, косметика, керамическиеизделия, мебель, изделия из кожи), готовые изделия (буровые,осадные, насосо-компрессорные трубы для нефтяной и газовой про-мышленности), машины и оборудование (широкий спектр оборудованиядля пищевой промышленности) [21].  1Боливия Сдерживающим фактором в развитии торгово-экономических отно-шений между Россией и Боливией являются: а) отсутствие межправительственного кредитного соглашения опоставках из России машин и оборудования, а также межбанковских(коммерческих) кредитных соглашений; отказ внешнеторговых органи-заций России от гарантий частных банков; отсутствие возможностидля российских организаций напрямую участвовать в крупномасштаб-ных проектах, финансирование которых осуществляется по линии Ме-жамериканского банка развития; б) в отношении импорта товаров и сырья из Боливии - отсутс-твие у страны выхода к морю; отсутствие развитой инфраструктуры;высокие цены на боливийские товары, связанные как с указанными - 21 -факторами, так и с высокими внутренними издержками их производс-тва. К возможным путям расширения российского экспорта в Боливиюможно отнести: дальнейшее развитие такой формы сотрудничества,как создание совместных предприятий в области освоения и эксплуа-тации месторождений золота (в 1991 году создано СП "Пробол Лтд"),в области эксплуатации самолетов и вертолетов, развития сельско-хозяйственного производства и сборки сельскохозяйственной техни-ки; создание в свободной зоне Икике совместной компании по прода-же российской автотехники и горнодобывающего оборудования; воз-можное участие российских организаций в строительстве газопрово-дов из Боливии в Чили, Бразилию, на территории Боливии; а также впроектах по производству метанола; создание смешанного общества(с российской стороны - ВАО "Автоэкспорт") по продаже в Боливиюавтомобилей (в основном "Лада"). Боливийские фирмы могут поставлять в Россию шерсть ламы иальпаки, ткани (в том числе в обмен на текстильное оборудование),кофе, сигареты, какао, сою, рис, крахмал, каучук и другие товары.  1Бразилия Бразилия - потенциально один из наиболее перспективных тор-говых партнеров России на южноамериканском континенте. Уровень еепромышленного и технологического развития довольно высок ( ее ВВПпревышает 300 миллиардов долларов [8]; основу промышленного по-тенциала этой страны составляют отрасли тяжелой промышленности, втом числе многоотраслевое машиностроение, металлообрабатывающая,металлургическая, нефтяная, нефтехимическая, химическая промыш-ленность; по производству отдельных видов промышленной продукцииБразилия входит в десятку крупнейших индустриальных стран мира, вчастности, по выплавке стали и производству судов ей принадлежит4-е место в мире, по производству алюминия и тракторов - 5-е, са-молетов и сухопутной военной техники - 6-е, ЭВМ и компьютерногооборудования - 7-е, автомобилей - 8-е, металлорежущих станков -10-е), она способна предложить широкий круг товаров, конкурентос-пособных на мировом рынке. В то же время Бразилия сохраняет спросна российскую продукцию, включая некоторые сырьевые товары и мно-гие виды машин и оборудования. Однако эти потенциальные возмож- - 22 -ности пока по большей части не реализованы, объем торговли, как яуже упоминал, невелик (доля Бразилии в российской внешней торгов-ле, как и России в бразильской, составляет менее 1% [9]). Реши-тельные сдвиги произошли в импортном регулировании Бразилии.Принципиально важными факторами стали устранение жестких нетариф-ных ограничений при импорте большинства готовых изделий, в томчисле машин и оборудования, пересмотр известного протекционист-ского закона о национальном аналоге, делавших бразильский рынокпрактически недоступным даже для конкурентоспособных товаров ве-дущих мировых фирм. Россия может предложить для экспорта в Бразилию автомобилиВАЗ, подшипники качения, вело- и мотоцепи, полиграфическое обору-дование, передвижные электростанции ПАЭС, противоградовое обору-дование и ракеты, передвижные электростанции, металлорежущие итекстильные станки, отдельное металлургическое оборудование (длязамены на ГЭС "Капивара" и "Собрадиньо"), вертолеты МИ-26 иМИ-17, тракторы, гидроэнергетическое оборудование и запчасти,оборудование агломерационной фабрики, комплектующее оборудованиедля сборки самолетов транспортного и сельскохозяйственного назна-чения, железнодорожные вагоны и дизельные локомотивы, сельскохо-зяйственные тракторы, ралиолокационное оборудование, наземноеоборудование для космического комплекса, лицензии на технологии вобласти металлургии, металлообработки и др., наукоемкие техноло-гии и оборудование, спецоборудование, сырую нефть, каменныйуголь, лом черных металлов, минеральные удобрения (карбамид ихлористый калий), свежемороженную рыбу, водку [21]. Важной статьей российского экспорта могут стать цветные ме-таллы. По информации бразильских фирм, в настоящее время Бразилиязакупает российские никель и кобальт через посредниках в третьихстранах. Российские организации располагают большим опытом в сторои-тельстве трубопроводов. А бразильское правительство в ближайшиегоды намерено реализовать ряд проектов по прокладке газопроводовиз Боливии и Аргентины. Так что сотрудничество в этой сфере имеетбольшие перспективы. Обоюдный интерес представляют совместные разработки в само-летостроении. Бразилия входит в число 25 государств мира с наибо-лее развитым авиастроением. Тем не менее на бразильском рынке - 23 -нашлась "ниша" и для российских самолетов. Администрация штатаЭспириту-Санту, компания "Синус" и российское АО "Авиатика" соз-дали совместное предприятие "Авиатика ду Бразил". Партнеры пост-роят завод, способный выпускать ежегодно до 700 сверхлегких само-летов "Авиатика-890". Это первая сделка по передачи Бразилии на-шей авиационной технологии. Контракт предполагает возможностьсбыта машин не только в Бразилии, но и других странах Южной Аме-рики. Привлекает бразильцев и военно-техническое сотрудничество.В частности, 11 октября 1994 года делегация минобороны Бразилииподписала в Омске протокол о намерении приобрести до 300 танковТ-72. Первая партия, которая вскоре будет отправлена по назначе-нию, включает в себя 110-120 машин (стоимость одного Т-72 - 1,2миллиона долларов [8]). Партнерство с Бразилией учитывает и долгосрочные интересыРоссии в космической области. Так, бразильская сторона готовапредложить России использовать уникальные условия базы "Алканат-ра" (запуск с этого космодрома позволяет экономить до 30% [15]ракетного топлива) для выведения в космос отечественных спутникови аналогичных носителей третьих стран. Товары для импорта в Россию могут быть следующие: кофе взернах и растворимый, какао-масло и какао-бобы, перец, шоколад,сахар-сырец и рафинированный, хлопок, сою и соевый шрот, сизаль,мясо животное (говядина, свинина), тропические фрукты (апельсины,бананы, ананасы), текстиль, обувь, косметику, фармпрепараты, упа-ковочные материалы, титановый концентрат, прокат черных металлов,трубы и другое [21].  1Венесуэла Масштабы экономических связей между двумя странами весьмаскромны. Они не идут в сравнение с достигнутым уровнем российско-го сотрудничества с такими южноамериканскими странами, как Арген-тина и Бразилия. Взаимный обмен поставками до сих пор составляетлишь незначительную долю от общего товарооборота как России, таки Венесуэлы. Как мне кажется, в настоящее время сложились весьма благоп-ричтные объективные предпосылки для расширения и углубления рос- - 24 -сийско-венесуэльских отношений. В обеих странах развиваются сход-ные процессы децентрализации и либерализации экономики, усилива-ется роль частного сектора, осуществляются меры по урегулированиювнешнего долга, что само по себе открывает дополнительные возмож-ности для развития торговли, и т.д. Кроме того, сложная ситуацияв экономике стимулирует правительства к совершенствованию старыхи налаживанию новых форм сотрудничества, поиску партнеров и рын-ков. Сегодня экономическая и финансовая ситуация в Венесуэле, ес-ли судить о ней на основе макроэкономических показателей, выгля-дит гораздо благополучнее, чем в России. Об этом свидетельствуютдостигнутые в последние три года высокие темпы экономическогороста. Золотовалютные резервы колеблются на уровне 12,5-13 милли-ардов долларов. Дефицит государственного бюджета в 1993 году непревышает 3% ВВП (в России он составил 15-17% ВВП). Российские внешнеторговые организации и предприятия могутпредложить автомобили "Лада", "Нива", "КамАЗ", "ГАЗ-66", "Урал","МАЗ", автобусы "ЛиАЗ" и "ПАЗ" и организацию сервисного обслужи-вания. Перспективными являются поставки в Венесуэлу российскойстроительно-дорожной техники (бульдозеров, погрузчиков, автогрей-деров и др.) на условиях лизинга, как это было в 1991 году, атакже возможность поставок в консорциуме с аргентинскими и колум-бийскими фирмами энергетического оборудования для ГЭС "Каруачи". Венесуэла может экспортировать в Россию табак, кофе, специи,какао, некоторые виды стратегического сырья. В целях содействия расширения российско-венесуэльских торго-во-экономических связей желательно установить прямые связи рос-сийских организаций с Федерацией торговых и производственных па-лат и ассоциаций Венесуэлы (ФЕДЕКАМАРАС), объединяющей частныхпредпринимателей Венесуэлы и имеющей возможности помогать разви-тию сотрудничества между двумя странами.  1Колумбия В число областей российско-колумбийского сотрудничества мо-гут быть включены: поставка передвижных электростанций ПАЭС; соз-дание автосборочных предприятий; организация сборки мотоциклов; - 25 -создание совместного предприятия по эксплуатации троллейбусов вгороде Санта фе де Богота; поставка тракторов, автобусов, дорож-но-строительной техники, станков. Одним из главных направлений российско-колумбийского сотруд-ничества может стать участие российских организаций в развитиигорнодобывающей промышленности Колумбии. В 1991 году создано пер-вое совместное предприятие по добыче золота, ведется проработкаеще ряда проектов в этой области. Основу импорта из Колумбии составляет кофе и сигареты, надолю которых приходится 96% российских закупок. Вместе с тем ко-лумбийские фирмы предлагают к поставке в Россию такие товары, какговядина, мясные консервы и сосиски, сахар-сырец, какао-бобы,рис, мука, зерно, детское питание, фрукты и другое. Ряд фирм проявляет интерес к поставке сырьевых продовольст-венных товаров с целью их дальнейшей переработки и продажи нароссийском внутреннем рынке, к созданию в России птицеводческихкомплексов для выращивания бройлеров.  1Перу Особенностью российско-перуанских торгово-экономических от-ношений является наличие большой внешней задолженности (более 1миллиарда долларов). Что касается российского экспорта, то возможности его расши-рения в Перу связаны с дальнейшим развитием военно-техническогосотрудничества, в том числе путем поставки запчастей и модерниза-ции поставленной техники. Перуанцы проявляют интерес к закупке рыболовных судов, боль-шегрузных самосвалов, ткацкого оборудования, энергетического обо-рудования (дизельные электростанции). В связи с либерализацией импорта перуанские фирмы проявляютинтерес к закупке химических товаров (мочевина, каустическая содаи др.). До последнего времени Перу являлась традиционным поставщикомна наш рынок цветных металлов и их концентратов (с оплатой вСКВ). Объем таких закупок в настоящее время резко сократился иосуществляется в основном через третьи страны. Для сокращениичасти валютных расходов необходимо проработать возможность закуп- - 26 -ки цветных металлов и их концентратов без участия посредников.  1Эквадор В этой стране приняты меры по либерализации внешнеэкономи-ческих связей. В частности, сняты ограничения на перевод прибы-лей; снижены таможенные тарифы (максимальный налог на импорт сос-тавляет 35% [17]) и т.д. Российский экспорт может быть расширен за счет поставкиудобрений, в первую очередь мочевины; дорожно-строительной техни-ки и грузовиков; автомобилей "Нива" и "Лада" для нужд полиции Эк-вадора; поставки специмцщества; за счет поставки грузовых автомо-билей и рефрижераторных полуприцепов, автопогрузчиков, речных ка-теров (проект "Эмпровит"). Большой интерес для развития российско-эквадорских экономи-ческих связей представляют нетрадиционные формы сотрудничества.За последнее время в Эквадоре созданы либо прорабатывается вопросо создании совместных предприятий с участием российских организа-ций в следующих областях: перевозка нефти (СП "Новосентраль"),продажа тракторов и грузовых автомобилей, добыча золота, перевоз-ка грузов и пассажиров на внутренних и международных авиалиниях.. - 27 -  2III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение я хочу подвести итог вышесказанному, сделатьнекоторые выводы и обобщения, а также рассмотреть сложности, сто-ящие на пути развития внешней торговли России с государствами Юж-ной Америки. Развитие торгово-экономических отношений со странами ЮжнойАмерики в перспективе обусловливается сохранением потребностейРоссии в некоторых видах дефицитного минерального сырья и продук-ции тропического земледелия; возможностью использования емкогорынка южноамериканских стран для расширения экспорта российскоймашино-технической продукции; налаживанием в разнообразных формахпроизводственных и научно-технических связей с организациями ифирмами южноамериканских государств; потребностями обеспечениядолгосрочных интересов России в рыбном промысле в районах Тихогои Атлантического океанов. Расширение торгово-экономических связей с Российской Федера-цией в большинстве южноамериканских стран рассматривается как оп-ределенное стремление к диверсификации рынков, их расширению длятоваров своего традиционного и нетрадиционного экспорта, включаямашино-техническую продукцию. Сотрудничество с Южной Америкой в полной мере отвечает истратегическим целям развития внешнеэкономических связей России,в том числе таким, как расширение экспорта российских товаров иразвития инфраструктуры реализации наукоемкой продукции; рациона-лизация импорта; достижение благоприятного тогового режима; дол-госрочное урегулирование валютно-финансовых вопросов. Расширение экспорта российских товаров возможно прежде всегоза счет поставок конкурентоспособной машино-технической продук-ции. С учетом курса южноамериканских стран на обеспечение эконо-мической самостоятельности, на развитие экспорта и политики заме-щения импорта продукцией национальной промышленности небольшимивозможностями для запродаж могут пользоваться российское оборудо-вание для предприятий черной и цветной металлургии (Бразилия, Чи-ли), станочное оборудование для машиностроения (Бразилия, Венесу-эла), энергетическое оборудование (Колумбия, Аргентина, Венесуэ-ла, Уругвай, Бразилия), средства транспорта - автомобили ВАЗ - 28 -(практически все страны региона), текстильные станки (Аргентина,Венесуэла). Имеются большие возможности для экспорта тракторов идругого сельскохозяйственного оборудования (Эквадор, Чили, Параг-вай), дорожно-строительных машин (Аргентина, Перу), троллейбусов(Аргентина, Колумбия, Чили) и др. Что касается сырья и полуфабрикатов, то в регионе хорошийсбыт могут найти минеральные удобрения, отдельные химические то-вары, прокат черных металлов, нефть и нефтепродукты, уголь метал-лургический и коксующийся и др. В области поставки нефти возможны долгосрочные отношения сБразилией и Уругваем. Южноамериканские страны могут оставаться поставщиками рядапродовольственных и сельскохозяйственных товаров, которые не про-изводятся или производятся в недостаточных количествах в России(сахар, кофе, какао-бобы, бананы, цитрусовые, эфирные и расти-тельные масла, фармацевтическое сырье, шерсть, кожа, зерновые,корма и др.). Однако возможная рационализация импорта, зависящаяот увеличения в России производства продовольствия и сельскохо-зяйственного сырья, будет связана с сокращением доли названнойпродукции и возрастанием удельного веса интересующего нас сырья.Учитывая потребности России в цветных и редких металлах, уже сей-час требуется шире использовать прямые закупки этих товаров, на-лаживать долгосрочные и стабильные связи, в том числе на компен-сационной основе или в форме совместных предприятий. В связи с заинтересованностью стран региона в продвижениисвоей машиностроительной продукции на рынок России открываютсявозможности получения современного оборудований и технологий вобласти пищевой и мясоперерабатывающей промышленности. Импорт из стран Южной Америки может включать также товарынародного потребления: бытовую электронику (Бразилия), обувь(Бразилия, Аргентина, Уругвай), текстильные изделия (Перу, Колум-бия). Существуют предпосылки сотрудничества в области наукоемкихтехнологий: биотехнологии (Бразилия), космоса (Аргентина, Брази-лия), информатики (Бразилия) и др. Российским организациям следо-вало бы предложить свое сотрудничество в запуске южноамериканскихкоммерческих спутников и в создании консорциумов по запуску кос-мических объектов, в том числе с помощью ракет, подлежащих унич- - 29 -тожению по имеющимся соглашениям. В Южной Америке довольно широко используется лизинг (сдача вдолгосрочную аренду) многих видов оборудования. Перспективным дляроссийских организаций может быть лизинг авиационной и автомо-бильной техники, различных типов судов, дорожно-строительной тех-ники, горношахтного и геологического оборудования, металлообраба-тывающих станков и др. В настоящее время прорабатывается рядконкретных предложений по этому направлению сотрудничества. Особым регионом сотрудничества между Россией и южноамери-канскими странами может стать тихоокеанский регион. Восточные ра-йоны России имеют возможность налаживания прямых торговых потоковсо странами Южной Америки, имеющими выход на Тихоокеанское побе-режье. Существуют объективные условия для установления долгосроч-ных связей (стабильный рынок для продовольствия и многих тропи-ческих культур в районах Сибири и Дальнего Востока, потребности вимпорте машинно-технической продукции и ряде сырьевых товаров вюжноамериканских странах Тихоокеанского побережья). Есть предпо-сылки и для создания совместных судоходных линий для обслуживанияэтого товаропотока. Развитие внешнеторговых отношений сталкивается с наборомкрупных и мелких проблем. Это и традиционная ориентация южноаме-риканских стран на рынки Запада, и медленно продлеваемые хозяйс-твенные трудности России, и торгово-политические барьеры, и не-достаточная приспособленность партнеров к требованиям рынков, иотсутствие адекватного кредитно-финансового механизма обслужива-ния экспортно-импортных операций, и нерешенные вопросы внешнейзадолженности, и сложности в транспортировке грузов, и другие. Южноамериканские предприниматели отмечают, что, хотя серьез-ные правовые барьеры для развертывания хозяйственной деятельностив России сняты, существуют еще многочисленные факторы, осложняю-щие эту деятельность. Например, постоянные корректировки тарифови налогов, а также беспрерывное изменение законодательства вооб-ще. В частности, высокий уровень налогов в привлекательной длямногих южноамериканцев нефтегазовой промышленности, достигающий83%, и экспортная пошлина в 5 долларов за баррель [12] делают лю-бой проект нерентабельным. Южноамериканских предпринимателей беспокоит как неплатежес-пособность партнеров, так и ограничения на деятельность иностран- - 30 -ных банков с российскими резидентами. Последнее обстоятельствоущемляет интересы рядя южноамериканских банков, открывших своипредставительства в России. Среди них - бразильский "Банко де эс-тадо де Сан-Пауло" ("Банеспа"), чилийский "Банко Консепсион", эк-вадорский "Банко де престамос" (задачей его представительства яв-ляется финансирование внешнеторговых сделок и создание условийдля организации крупного банка с рядом отечественных финансовыхструктур). К числу российских банков, проявляющих наибольший интерес ксотрудничеству с южноамериканским бизнесом, относятся "Кре-дит-консенсус", "Элексбанк", "Росбизнесбанк". Последний открылпредставительство в Чили, "Элексбанк" ведет переговоры об уста-новлении