Внеклассное мероприятие «Святитель Иоасаф Белгородский: знакомство с биографией и деятельностью великого угодника Божьего» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ряду выдающихся личностей XVIII века достойное место занимает видный... 1 8.56kb.
Внеклассное мероприятие по химии «Своя игра» посвященное 175-летию Д. 1 49.42kb.
Сценарий духовно просветительского вечера к 100-летию со времени... 1 306.88kb.
Конспект нод по духовно-нравственному воспитанию «Святитель Иоасаф... 1 45.33kb.
В наших сердцах ты, Тукай! 1 32.43kb.
Внеклассное мероприятие по литературе. 7-й класс. "Красота человеческая" 1 64.26kb.
Методическая разработка по теме: Внеклассное мероприятие, посвящённое 1 243.32kb.
Внеклассное мероприятие по истории, посвящённое 90-летию Пионерии... 1 64.01kb.
Внеклассное мероприятие для начальных классов Праздник птиц: «Птицы... 1 69.14kb.
«Николай Гумилёв -самый «непрочитанный» поэт» 1 128.23kb.
Застывшие мгновения… История Смолевиччины в фотографиях 1 62.41kb.
Исследовательская работа Жизненный подвиг Святителя Иоасафа Денежко... 1 196.2kb.
- 4 1234.94kb.
Внеклассное мероприятие «Святитель Иоасаф Белгородский: знакомство с биографией и - страница №1/1

МБОУ «Бутырская основная общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

Внеклассное мероприятие

«Святитель Иоасаф Белгородский:

знакомство с биографией и деятельностью великого угодника Божьего».
Подготовила и провела: Татаринцева Г. П.,

учитель православной культуры

Бутырки 2011

Тема внеклассного занятия: Святитель Иоасаф Белгородский: знакомство с биографией и деятельностью великого угодника Божьего.

Цель мероприятия:

- организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению материала о жизни и деятельности святителя Иоасафа Белгородского;

- содействовать развитию у детей уметь общаться, решать проблемные вопросы, связанные с православными взглядами;

- воспитание ценностей религиозной культуры Белгородчины.



Оборудование: мультимедийный компьютер, проектор, экран.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей внеклассного занятия.

Ребята, сегодня мы проведём внеклассное занятие, посвящённое столетию канонизации великого угодника Божьего святителя Иоасафа Белгородского. Вы знаете, что 4 сентября 2011 года Русская Православная Церковь отмечает сто лет со дня канонизации святителя Иоасафа Белгородского. Сегодня на занятии мы поговорим о деятельности святителя на пастырской ниве, о его детских и юношеских годах, о ценности духовной жизни святителя для современников, для нас с вами. Мы попытаемся осмыслить значение жизни и деятельности святителя для каждого русского православного человека.

  1. Основная часть.

1. Чтение ученицей 9 класса наизусть стихотворения.

Радуйся Святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный!

Ты с юных дней стремился к Богу,


Всегда храня себя от зла,
Имел в душе одну тревогу —
Творить лишь добрые дела.

Ты пастырь добрый был для стада


Глаголом ревности своей
Ты разрушал прельщенья ада,
Вливая свет Христов в людей.

Ты отверзал нам двери рая,


Дабы познать тщету земли
И, руку отчу простирая,
Спасал всех гибнущих в пути.

Ты помнишь свято, что на небе,


Хотя один, из грешных брат
Лишь оставляет смрадный жребий,
Дает тем радость во сто крат.

В словах твоих, в твоих деяньях


Святилось имя Божества,
Над царством тьмы ты в назиданьях
Давал надежду торжества.

Ты призывал, чтоб Царство света


И воля Божия меж нас,
Скрижалью братского привета,
Искались нами всякий час.

Ты чад своих любил безмерно,


Не как себя, но больше, чем
Свой крест подъяв нелицемерно
Вослед пошел за Словом тем.

Которым жизнь вся возродилась


И все спасенье наше в Ком,
И Кем надежда окрылилась,
И Кем войдем в рай, Отчий дом.

Прости меня, святой служитель,


Что смею грешными усты,
Воспеть любовь твою, Святитель,
И жизнь без тленной суеты.

Ты помогал просящим мира,


О, просвети нас светом тем,
Дабы и мы для больна, сира,
Чем можем, чтоб служили всем.
Курские епархиальные ведомости. 1910, № 12.

2. Знакомство с детскими и юношескими годами Иоасафа (Горленко).

Слайд №2
Святитель Иоасаф родился в знатной малороссийской семье Горленко. Семья славилась и своим благочестием. Брат и сестра его отца постриглись под именами Пахомий и Анастасия. Отей его, Андрей Димитриевич, любил больше всего уединённую семейную жизнь и почти не выезжал из своего поместья около Прилук. Ни придворная жизнь, ни военная служба не привлекали его. В конце своей жизни Андрей Димитриевич оставил свой роскошный дом и поселился в маленькой келье в лесу, чтобы предаться молитве. Мать святителя, Мария Даниловна, была дочерью гетмана Апостола. Будущий святитель родился 8 сентября 1705 года – в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и был наречён Иоакимом. Он был первенцем у родителей. Кроме него в семье было ещё двое детей: полковник Андрей Андреевич Горленко, имевший многочисленное потомство, и сестра Прасковья Андреевна Квитка.

Воспитываясь в благочестивой семье, Иоаким с ранних лет отличался большой религиозной настроенностью. Ещё в годы отрочества Иоакима Господь возвестил Святую Волю о будущем отрока в чудесном явлении. Явление было отцу Иоакима Андрею Дмитриевичу. Однажды вечером он сидел на крыльце своего дома и, вдруг при заходе солнца, увидел стоявшую за горизонтом на воздухе Богородицу с Ангелом и у ног Ее своего сына Иоакима, стоящего на коленях и приносящего Божьей Матери молитвы. Потом отец услышал слова Пресвятой Богородицы: «Довлеет мне молитва твоя», и в этот момент слетел Ангел Господень и облачил Иоакима в архиерейскую мантию. По воле Божьей отец хотя и был потрясён видением, но забыл о нём и вспомнил лишь по кончине сына.

На восьмом году жизни Иоаким был отправлен в Киевскую академию для изучения наук, в особенности словесных. Благочестивый склад жизни в академии, обилие святынь в городе Киеве и особенно знакомство с иноками-подвижниками Киево-Печерского монастыря – всё это способствовало тому, что Иоаким возлюбил монашество. На шестнадцатом году жизни, ко времени окончания школьного образования, в нём утвердилось намерение быть монахом. А на восемнадцатом году жизни в Иоакиме окончательно утвердилась мысль об отречении от мира и принятии иночества.

В скором времени Иоаким оставил академию и удалился в пустынный и отличавшийся строго-подвижнической жизнью Киево-Межигорский Спасо-Преображенский монастырь, в котором и предался всецело монашескому послушанию – подготовительной ступени принятия монашества. Здесь Иоаким любил уединяться для молитвы в пещеру одной горы. Ревность молодого послушника к молитвенным подвигам, умервщлению плоти и покорению её духа доходила в это время до того, что он в продолжении искуса не вкушал даже варёной пищи, довольствуясь самой скудной, суровою пищею.



Беседа по вопросам:

- Как вы считаете, какие предпосылки способствовали тому, что Иоаким предался монашескому послушанию?

- Подумайте, случайно ли отец Иоакима забыл о чудесном видении? Как вы считаете, можно ли знать судьбу человека наперед?

3. Начало подвижнической деятельности будущего святителя Иоасафа.

Слайд №3

После двухгодичного испытания подвижник Иоаким Горленко на двадцать первом году жизни, 27 октября 1725 года принял рясофор и наречён был в иночестве Илларионом. В 1727 году 21 ноября, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, двадцатидвухлетний Илларион, по отречении от всего мирского, принял великое пострижение в мантию с именем Иоасаф. 6 января 1728 года инок Иоасаф был посвящён в сан иеродиакона. Спустя год, иеродиакон Иоасаф был определён учителем низшего класса Киевской академии. Три года продолжалось его послушание учителем.

В 1732 году Киевскую академию посетил вновь назначенный архиепископ Рафаил Заборовский. Иеродиакон Иоасаф приветствовал его стихотворной речью. Архипастырь заметил в Иоасафе Горленко высокие духовные дарования, приблизил его к себе и 13 сентября 1734 года назначил экзаменатором при Киевской кафедре. 8 ноября 1734 года иеродиакон Иоасаф был посвящён в сан иеромонаха.

Будущий святитель Иоасаф начинает трудиться на ниве пастырского служения. Сначала в Киево-братском монастыре, а потом в Киево-Софийском кафедральном соборе. Архиепископ Рафаил, видя ревность и трудолюбие молодого пастыря, благословляет его в 1737 году на службу в довольно населённый Любенско-Мгарнский Преображенский монастырь игуменом обители. Здесь молодой игумен явил себя трудолюбивым, справедливым и весьма заботливым управителем Любенской обителью. В продолжение управления Любенской обителью игумен Иоасаф вёл строгую подвижническую жизнь. Будущему святителю в то время много пришлось поработать над восстановлением разрушенного хозяйства обители. Для возобновления главного монастырского храма и прочих зданий не было никаких средств и в 1742 году игумен отправляется в Санкт-Петербург за сбором пожертвований на храм Божий. В Санкт-Петербурге он удостоился высочайшего внимания императрицы Елизаветы Петровны. Благочестивая государыня, любившая церковное благолепие и посещавшая храмы и монастыри, милостиво приняла просителя и приказала выдать ему на сооружение храма 2000 рублей. К числу причин, расположивших императрицу к пожертвованию на сооружение храма в Любенской обители, нужно отнести трогательное и очень назидательное слово игумена Иоасафа о любви к Богу.



Беседа по вопросам:

- Как вы считаете, легко ли было игумену Иоасафу вести строгую подвижническую жизнь?

- Подумайте, какой вывод для себя может сделать современный православный человек, знакомясь с жизнью Иоасафа Белгородского?

4. Деятельность архимандрита Иоасафа в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.



Слайд №4

16 августа 1744 года по прямому указанию императрицы Елизаветы Петровны игумен Иоасаф был возведён в сан архимандрита и через некоторое время вызван в Москву, где 29 января 1745 года архимандрит Иоасаф был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, с оставлением за ним настоятельства в Любенском монастыре.

За время служения в Лавре архимандрит Иоасаф явил себя весьма ревностным и полезным соработником её настоятеля священно-архимандрита Лавры и архиепископа Арсения Могилянского. Испытывая телесные болезни, происходящие от чрезмерно строгой аскетической жизни, но не оскудевая духом, архимандрит Иоасаф с отменным усердием совершал здесь укрощение духовного своеволия, углублялся в постоянное служение Богу, восходил от силы в силу в личном подвиге, внутренней духовной борьбе и весьма много трудился на пользу вверенных ему духовных обителей.

Вопрос:

- Какие новые свидетельства ревностного служения Богу видим в этот период жизни святителя?



5. Назначение архимандрита Иоасафа во епископа на Белгородскую епархию.

Слайд №5

Но не долгим было служение архимандрита Иоасафа в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. 15 марта 1748 года состоялось высочайшее повеление о назначении архимандрита Иоасафа во епископа на Белгородскую епархию. 2 июня 1748 года благоговейный архимандрит Иоасаф был посвящён во епископа Белгородского и Обоянского. Рукоположение архимандрита Иоасафа было совершено в Неделю Всех Святых, в Санкт-Петербургском Петро-Павловском соборе, в присутствии императрицы Елизаветы Петровны и высочайшей фамилии.

6 августа 1748 года, в праздник Преображения Господня, новопоставленный святитель Иоасаф прибыл в свой епархиальный город Белгород утром ко времени Божественной литургии. Несмотря на слабое здоровье своё и изнурение далёким путешествием из Санкт-Петербурга в Белгород, он совершил в этот день Божественную литургию в кафедральном Свято-Троицком соборе.

Так начал свое архипастырское служение великий угодник Божий святитель Иоасаф. Исполненный глубочайшего смирения и любви к Богу и ближнему, он с великой ревностью и усердием принялся за бразды архипастырского служения. С целью поднятия образовательного и религиозно-нравственного состояния приходского духовенства, преосвященный Иоасаф с первого года вступления на Белгородскую кафедру, несмотря на слабость здоровья, ежегодно совершал обозрение своей обширной епархии и останавливался не в покойных чертогах богачей, а в бедных хижинах крестьян или незатейливых домиках сельских батюшек. Получая приют в названных жилищах, святитель Иоасаф ночное время посвящал молитве, а утром, по совершении Божественной литургии, наставлял пасомых православно-христианской вере и благочестию.


Его можно было видеть то в Белгороде, то в Харькове, то в большом селении, то в захолустной деревушке. Особенно зорко бдительный святитель следил за тем, чтобы пастыри церкви Христовой были преисполнены глубокого благоговения к службам церковным и святыням.

Вопрос:

- Как вы думаете, мог ли святитель Иоасаф в день приезда в Белгород не совершать Божественную литургию и почему он этого не сделал?



Слайд №6

Нередко руководимый таинственным предчувствием святитель Иоасаф вскрывал самые сокровенные помышления ближних. Однажды святитель собрал к себе в свой архиерейский дом священников от всех Белгородских и окрестных церквей. Между пастырями был один 130-летний старец-священник, на которого святитель Иоасаф и обратил свое внимание. Долгая жизнь, преклонная старость и согбенность старца возбудили святителя к дальнейшему исследованию его жизни. Любвеобильный и кроткий архипастырь Иоасаф побуждал старца-священника раскрыть пред ним совесть свою, принести покаяние в грехах. Старец-священник рассказал, как в бытность священником в селе N в один какой-то праздник совершил раннюю Божественную литургию, опасаясь строгого телесного наказания от своевластного сурового помещика, он отслужил для него и позднюю (вторую) Божественную литургию, не смотря на то, что после проскомидии невидимый голос неизвестно откуда и от кого происходящий, говорил ему: «остановись, что ты делаешь? Не дерзай, если же дерзнешь, проклят ты будешь». «Я, - говорил святителю Иоасафу священник, - не рассудил и дерзновенно ответил: «ты будь проклят» и продолжал как следует совершать по чиноположению. Святитель от такого объяснения содрогнулся и сказал: «Что ты сделал? Ты проклял ангела Божия, хранителя того места, оба вы связаны проклятием и доныне. Вот причина долголетия твоего». Ничего не сказал более тогда святитель, а оставив иерея на несколько дней у себя, приказал отыскать ему походную церковь. Рано утром преосвященный Иоасаф отправился с походною церковью за Белгород, где находилась ранее упраздненная деревянная церковь. Преосвященный повелел иерею-старцу совершить проскомидию, а по окончании последней, начать и Божественную литургию. Во время совершения литургии святитель стоял в алтаре на правой стороне. По окончании литургии, святитель подозвал старца-священника и повелел читать «ныне отпущаеши раба твоего, Владыко...» все до конца. По прочтении этой молитвы, архипастырь, благословляя старца-священника, сказал: «прощаю и разрешаю тебя от всех твоих грехов». Примиренный молитвами святителя с Богом, ангелом, охранявшим святый престол, и своею совестью, старец-священник в полном облачении стал слабеть и, опустившись под престолом, на котором только что принес умилостивительную Жертву, предал дух свой Богу.



Вопрос:

- Как вы считаете, чему учит нас отрывок о старце-священнике? Какие качества характера проявляются при этом у Иоасафа как человека и как священнослужителя?



6. Обретение Песчанской иконы Божьей Матери.

Слайд №7
В 1754 году, когда святитель приехал в село Замостье (сегодня город в Харьковской области), в притворе местной церкви он обратил внимание на стоявшую в углу икону Богоматери, около которой были ссыпаны уголь и мусор. Владыка остановился и долго с благоговением смотрел на икону, потом, осенив себя крестным знамением, пал пред образом на колени и воскликнул: «Царица Небесная! Прости небрежность твоих служителей, не видят бо, что творят».
«В образе сем, - сказал владыка сопровождавшему его благочинному, - преизобилует благодать Божия; в нем Пресвятая Владычица являет особое знамение Своего заступничества для этого села и всей страны». Святитель вошел в храм и указал место для образа Пресвятой Богородицы позади левого клироса и велел поставить его вместо находившихся там обветшавших икон. С того времени и началось прославление иконы, именуемой по всему югу России «Песчанской». Сооружение храма для нее на Песках и перенесение ее в новый храм, предвиденное святителем, состоялось только в 1826 году.

Вопрос:

- Приходилось ли вам быть в храме на Песках? Что еще вы знаете о Песчанской иконе Божьей Матери?



7. Благочестивые дела святителя Иоасафа Белгородского.

Слайд №8
Имея безграничное милосердие и незнающую пределов любовь к ближнему, Святитель Иоасаф особенно отличался делами милосердия и благотворительности бедным и неимущим. Так, перед великими христианскими праздниками, он имел обыкновение посылать преданного себе келейника в жилища бедных, к лицам, известным ему крайней нищетой с подаянием денег и одежды. Все дела милосердия святитель Иоасаф старался творить так, «чтобы левая рука не знала, что делает правая» (Мф. 6,3). Но Господь иногда открывал людям их тайного благодетеля. Однажды келейник по поручению Владыки, купив на базаре дрова, приказал извозчику отвезти их во двор бедной семьи, но не говорить, от кого они присланы. Хозяйка дома, вдова с тремя малолетними детьми, хотела было узнать у извозчика, кто прислал дрова, но, подняв глаза вверх, увидела в воздухе «в сиянии» святителя Иоасафа.
Вся жизнь святителя Иоасафа его была непрестанным служением Богу, непрестанным хождением пред Ним. Спасительное учение Христа было его родной стихией. Отражением аскетического духа, которым проникнута жизнь святителя Иоасафа, служил и внешний его вид, и все стороны его жизни. Приснопамятный святитель Иоасаф «имел вид постнический, облик несколько строгий, с выражением вдумчивой кротости, седые волосы и седую небольшую бороду». Строгий к другим, святитель был еще строже к себе. В домашней жизни он соблюдал строгую простоту и скромность иноческую. Строгость святителя Иоасафа была выражением нравственной чистоты и строго аскетического настроения, проникавшего всю его жизнь.

Слайд №9
Обладавший молитвенной настроенностью, которая доходила до пределов созерцания, блаженный архипастырь с обильными слезами совершал бескровное жертвоприношение. При бое часов святитель произносил молитву, которую сам составил и которая стала называться молитвой святителя Иоасафа Белгородского.
«Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родился, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти моея прими дух раба Твоего, во странствии суща, молитвами пречистыя Матере и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Вопрос:

- Подумайте и скажите, вся жизнь Иоасафа Белгородского была посвящена Богу, православной вере, а как это проявлялось внешне?



8. Посещение родительского дома незадолго до своей кончины.

Слайд №10
Незадолго до своей кончины святитель Иоасаф отправился в Киевскую епархию и в родной город Прилуки, для свидания с родителями. Прощаясь со своей Белгородской паствой, он сказал, что они уже более не увидят его живым, просил у всех прощения и в свою очередь сам всем простил и благословил.
Свидание святителя Иоасафа с родителями было весьма трогательным. Почтенный старец-отец святителя, преисполненный радости, по случаю свидания с сыном-архиереем, хотел земным поклоном воздать должную честь сыну и вместе с тем признавал нужным соблюсти прерогативы, которые приличествуют отцу. Для осуществления этой цели отец святителя, встретивший сына своего при выходе его из кареты, нарочно уронил свою трость и, поднимая ее, поклонился до земли проходящему в это время святителю. Заметив такое действие родителя, святитель со слезами наклонился к ногам его и поспешил поднять трость отца. В этом родственном объятии встретились и облобызались почтительность сына к отцу и благоговейное уважение отца к сыну.

Вопрос:

-Вспомните «Домострой» и скажите, как перекликается данный отрывок о встрече с родителями Иоасафа и отношение к родителям, описанные в «Домострое»?



9. Болезнь и смерть Иоасафа Белгородского в Грайвороне.

Слайд №11
Посетив свое родное гнездо, святитель Иоасаф в середине сентября 1754 года отправился обратно в Белгород. Но по предсказанию святителя, Белгород ему не суждено было больше увидеть живым. Остановившись в селе Грайворон, где была его архиерейская вотчина, святитель Иоасаф тяжело заболел и проведя более двух месяцев на одре болезни, приобщившись святыми Тайнами: покаяния, причащения и соборования, 10 декабря 1754 года в пятом часу пополудни, тихо предал дух свой Богу, прожив 49 лет, 3 месяца и 2 дня.
В час блаженной кончины святителя Иоасафа игумен Хотмыжского монастыря Исаия, во время послеобеденного отдыха видел следующее знаменательное сновидение. Будто он находился у архипастыря Иоасафа в Белгороде, причем святитель, стоя у окна, указывал ему на восток и на ярко восходившее солнце, сиявшее ослепительным светом, и сказал: «Как сие солнце ясно, так светло я предстал в сей час престолу Божию». 15 декабря после заупокойной литургии в домашней церкви грайворонского архиерейского дома, тело почившего святителя Иоасафа было отправлено в г. Белгород для погребения.

10. Нетление тела святителя.

Слайд №12
Два с половиной месяца после блаженной кончины святителя Иоасафа честное тело его во гробе стояло открыто в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида. В этом нетлении многие из верующих в Триединого Бога видели знамение благодати Божией, почивающей на святителе. Тело почившего архипастыря оставалось непогребенным до конца февраля 1755 года, потому что назначенный святейшим Синодом для совершения погребения честного тела святителя Иоасафа Переяславский и Борисопольский преосвященный Иоанн Козлович был задержан разлитием рек.
Лишь 28 февраля 1755 года в сослужении многочисленного сонма пастырей церкви Божией, гроб с телом архипастыря-подвижника Иоасафа был поставлен в склепе (в юго-западной части Белгородского Свято-Троицкого собора), который был сооружен по повелению почившего святителя.
Спустя 2 года по погребении святителя Иоасафа некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб. При этом не только тело святителя было нетленным во всех своих составах, но и к самым одеждам его, покрову и самому гробу не коснулось даже малейшего тления, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа. Слух об этом вскоре распространился повсюду, и стал привлекать к гробу святителя многих недужных, которые по совершении панихид о представившемся святителе допускаемы были к нетленным мощам его, и по вере своей получали исцеления.

11. Причисление к лику святых.

Слайд №13
Так жил, так трудился на ниве Христовой, подвизался подвигом добрым и почил в Господе Белгородский святитель Иоасаф, великий светоч православно-христианской веры.

По ходатайству Питирима, епископа Курского через 156 лет после кончины святителя Иоасафа, он был причислен к лику святых.

Открытие его мощей было совершено 4 сентября 1911 г.

В 1920 году произошло надругательство над святыней: мощи св. Иоасафа были извлечены из гробницы, отправлены в Москву и выставлены в музее Наркомздрава. Затем их перевезли в Ленинград и поместили в экспозицию Музея истории религии и атеизма.

В 1991 году мощи святителя были возвращены в Белгородский Преображенский собор, где и находятся в настоящее время.

Вопросы:

-Сделайте вывод из всего сказанного сегодня на занятии?

- Почему для нас как людей православных важно знать о жизни и деятельности Иоасафа Белгородского?

12. Чтение стихотворения ученицей 9 класса наизусть.

У гробницы святителя Иоасафа (Слайд №14)
Пещера... Полумрак... Священная гробница...
Потоки жгучих слез... Слова молитв...
Но верою в него сияющие лица,
Что привлекла к нему деревня и столица,
Из сонма страждущих в чаду житейских битв.
Во всех очах горит одна святая вера,
И вере той нам не найти границ:
Наполнена той верой атмосфера,
И меж молящихся не встретим лицемера,
Пессимистически окаменелых лиц.
Здесь чувствуешь одно дыхание святыни,
И мысль греховная от сердца далеко:
Здесь места нет нам свойственной гордыне,
Мы — словно здесь в раю, мы — праведники ныне,
И так иной душе измученной легко!..
Пусть говорят иные «слуги скверны»,
Что вера на Руси слабеет с каждым днем,
Так говорящие все лицемеры,
Иль их суждения о нас обманчивы, неверны:
Святая Русь горит Божественным огнем.
Порукой в том — священная пещера,
Где от тоски, страдания устав,
Склоняется толпа... Ее всесильна вера!
И в том порукою небес далеких сфера,
Где молится за Русь святитель Иоасаф!..
Курские епархиальные ведомости. 1911, № 28.

III Закрепление знаний учащихся. Проведение тестирования.


  1. В каком городке родился Иоасаф Горленко?

а) в Киеве

б) в Грайвороне Белгородской губернии

в) в городке Прилуки Полтавской губернии

г) в Санкт-Петербурге

2. Чем отличалась и славилась семья Горленко?

а) своим богатым поместьем

б) славилась своим благочестием

в) многочисленными землями

г) роскошным садом

3. Какое явление было отцу Иоакима Андрею Дмитриевичу?

а) увидел во сне Господа Иисуса Христа, который благословлял сына Иоакима

б) увидел архангела Гавриила, возвещающего о славном будущем сына Иоакима

в) увидел сына в архиерейской одежде

г) увидел стоявшую за горизонтом на воздухе Богородицу с Ангелом и у ног Ее своего сына Иоакима

4. В какой академии обучался Иоаким с 8 лет?

а) Киевская академия

б) Московская академия

в) Санкт-Петербургская академия

г) академия в городе Прилуки

5. В каком монастыре будущий святитель Иоасаф предался всецело монашескому послушанию – подготовительной ступени принятия монашества?

а) Киево-Межигорский Спасо-Преображенский монастырь

б) Свято-Троицкий монастырь

в) Киево-Печерский монастырь

г) Любенский монастырь

6. Чьей аудиенции был удостоен игумен Иоасаф во время сбора пожертвований на храм Божий в Санкт-Петербурге?

а) императрицы Екатерины I

б) императрицы Елизаветы Петровны

в) императрицы Екатерины II

г) императора Павла

7. В какой праздник было совершено рукоположение архимандрита Иоасафа во епископа Белгородского и Обоянского?

а) Покрова Богородицы

б) Успения Божьей Матери

в) в Неделю Всех Святых

г) Воздвижения Креста Господня

8. Какая икона была обретена в 1754 году, когда святитель Иоасаф приехал в село Замостье (сегодня город в Харьковской области)?

а) икона «Державная»

б) икона «Знамение»

в) Песчанская икона Божьей Матери

г) Иверская икона Божьей Матери

9. Куда отправился святитель Иоасаф назадолго до своей кончины?

а) в Киевскую епархию и в родной город Прилуки, для свидания с родителями

б) в Санкт-Петербургский Петро-Павловский собор

в) в Любенскую обитель

г) в Грайворон

10. Укажите дату открытия мощей святителя Иоасафа Белгородского.

а) 4 октября 1911 г.

б) 14 октября 1911 г.

в) 4 сентября 1911 г.

г) 14 сентября 1911 г.

Ответы на тесты: 1- в; 2- б; 3- г; 4- а; 5- а; 6- б;

7- в; 8- в; 9- а; 10- в.



IV Заключительное слово учителя.

Уже к концу XVIII века паломничество к гробу святителя Иоасафа Белгородского достигло таких размеров, что очередной глава епархии епископ Феоктист Мочульский посчитал целесообразным ограничить доступ верующих к нетленным мощам. С этой целью в марте 1791 года он приказал закрыть на замок вход в усыпальницу святителя Иоасафа. Но распоряжение это действовало недолго. И вот почему. Как гласит предание, ночью явился во сне управителю епархии Феоктисту святитель Иоасаф и строго спросил: «Что ты меня гонишь?» Замок и печать с входной двери усыпальницы были немедленно сняты. Тем более, что и белгородцы усилили свои просьбы к Феоктисту, требуя от него возбудить ходатайство о церковном прославлении своего заступника и покровителя Иоасафа Белгородского. И по сей день приходят люди к мощам святителя Иоасафа с молитвой в Преображенский кафедральный собор. Ребята, если вы будете в Белгороде обязательно сходите к мощам нашего заступника Белгородской земли святителя Иоасафа.