Внеклассное мероприятие «Мы в гостях у речевого этикета» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Внеклассное мероприятие «Мы в гостях у речевого этикета» - страница №1/1



Внеклассное мероприятие

« Мы в гостях у речевого этикета»

(для 6-х классов)





Цель: познакомить учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета; научить применять этикетные формулы в разных жизненных ситуациях; способствовать воспитанию у учащихся культуры общения.

Учитель: Забело Лидия Николаевна, образование высшее, учитель русского языка и литературы высшей категории, Почетный работник общего образования РФ

Эпиграф

«Вмиг по речи распознали,

Что царевну принимали…»



Вед: А.С.Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно сказать по его речи.



Действительно, можно изменить причёску, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, её индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь «выдаёт» нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте. представьте себе всю жизнь быть одному!  Словом, мы живем в обществе. И как раз потому, что нас так много и мы живем все рядом, мы видим не только самих себя, но и тех, кто нас окружает, все должны жить в мире и согласии и протягивать друг другу руку помощи - вот как раз поэтому мы не можем делать все, что нам вздумается. Поэтому существуют определенные правила поведения, которые все вместе называются красивым словом - этикет. - А как вы думаете, что такое этикет? (Ответы учащихся).

Выходит ученик в мантии и шляпе ученого (Ксюша К. )

Этикет - это слово французского происхождения и  вошло в жизнь людей в XIV веке,  но правила отношений между людьми имеют более длительную историю. Ведь даже первобытному человеку приходилось общаться с себе подобными. Этикет - это воспитанность, умение вести себя в обществе, хорошие манеры, вежливость. Сегодня мы еще раз поговорим с вами об этикете, воспитанности. Больше чем 200 лет тому назад Пётр Первый в предисловии к книге «Юности честное зерцало» указал, что воспитанного человека украшают три добродетели: «приветливость, смирение и учтивость».

Аня Т. Английский писатель 18 века Оливер Голдсмит в книге «Гражданин мира» писал, что, хотя в каждой стране существуют свои церемонии, истинная учтивость повсюду одинакова и порождается она здравым смыслом и добросердечием.   По мнению же создателя Гулливера - Джонатана Свифта, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

Чтец 1 (Соня К): Всем испортить настроенье

Может наше поведенье.

Коля с Катей побранились

До сих пор не помирились.

 Толя Вадика толкнул

Тот в тарелку нос макнул.

 И расхвасталась Наташа:

 «Я умнее вас и краше!»

Не слыхали эти дети

 Ничего об этикете

И плохого в том не видят,

Что кого-нибудь обидят.

 Чтобы легче нам жилось,

Часто плакать не пришлось,

Мой вам дружеский совет:

 Соблюдайте этикет!

Соня М.: Ежели вы вежливы

И  к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

Вы, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы - то есть сами!

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

На тех, кто послабее,

Вы нападать не будете

Пред сильными робея.

Учитель : А сейчас мы проверим, знаете ли вы правила этикета, знаете ли вы как себя вести в разных ситуациях?


  • Лена до позднего вечера была в гостях у подруги. Пришла домой усталая, устроилась на диване и облегченно сказала маме одну пословицу. Какую? (В гостях хорошо, а дома лучше.)

  • Когда друзья возвращались с рыбалки, уже стемнело. Известный трусишка Мишка вдруг схватил Колю за руку: “Смотри, вон там кто-то стоит!” оказалось, это был обыкновенный столб. Какую пословицу, смеясь, напомнил Мише товарищ? (У страха глаза велики.)

  • Сказала Нина что-то подружке по секрету. Та не утерпела, рассказала другой, другая – третьей, и вскоре об этом узнали все. Какая пословица есть на этот счет? (По секрету всему свету.)

  • Мальчик на бегу крикнул прохожему “Сколько время?” Обращаясь, таким образом, мальчик допустил три ошибки. Какие? (Он должен был спокойно спросить “Извините, пожалуйста, не смогли бы вы, сказать, который час?”)

  • Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет? (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.)

Лина М.Одна девочка жаловалась возмущенно маме: “Во дворе мальчишка такой невежливый – зовет меня Танька”. – “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” – ответила Таня. Права ли Таня? (Нет.)

  • По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой сверток. Одна книга упала. “У вас упала книга”, – закричал мальчик, догоняя прохожего. “Разве?” – удивился тот. “Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и сверток, а теперь осталось 4 предмета”, – объяснил мальчик. “Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, – сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но, однако, есть правила, которые ты еще не усвоил”. Что должен был сделать мальчик? (Поднять книгу и помочь прохожему.)

Поэтическая пауза.

А.Барто «Любочка»

Ученица Маша П.   Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка,

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придёте в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит с порога,

Объявляет на ходу:

- У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае-

Она билета не берёт,

Всех локтями раздвигая,

Пробирается в перёд.

Говорит она, толкаясь:

- Фу, какая теснота!

Говорит она старушке:

- Это детские места.

- Ну, садись!- вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя не обязательно

Они зовутся Любами.

Полина М.

Английский писатель 18 века Оливер Голдсмит в книге «Гражданин мира» писал, что, хотя в каждой стране существуют свои церемонии, истинная учтивость повсюду одинакова и порождается она здравым смыслом и добросердечием.

   По мнению же создателя Гулливера - Джонатана Свифта, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

Вредные советы. Зрители исправляют на полезные.

1-й совет.Алтухов В.

Если ты пришёл к знакомым-

Не здоровайся ни с кем,

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай,

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

  Попов Д 2-й совет.

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома-

пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом,

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Толя О.3-й совет.

Девчонок надо никогда

Нигде не замечать

И не давать проходу им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла…

4-й совет.Саша Т.

Если к папе или к маме

Тётя взрослая пришла

И ведёт какой-то важный

И серьёзный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

«Стой, сдавайся! Руки вверх»

5-й совет.Маша П.

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Темная лошадка.

Выносят  приборы для вопроса.

Проводят Беатриса А.и Вика Р.


  1.  Подают чай, сахар и ложку. Вы размешали сахар в чае. Что делать с ложкой?(Кладут в блюдечко.)

  2. Вас угостили стаканом компота, как вы выпьете его?

(Сначала надо выпить жидкость, потом с помощью ложечки достать ягоды. Косточку выплюнуть сначала на ложечку, потом положить ее на блюдо.)

  1. У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как их надо есть?

(Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножиком для фруктов, разрезать на дольки, вырезать сердцевину, есть маленькими кусочками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их пополам.)

  1. Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать?

(Нож и вилка крест-накрест – пауза в еде. Параллельно – окончание трапезы.)

Домашнее задание. 

Учащиеся показывают инсценировки.

Сцена 1.Арина Л.и Юля М.,Кирилл Б.

Все садятся за стол. Мама разливает чай, бабушка угощает:

– Пожалуйста, вот конфеты, варенье, угощайтесь, пейте чай. А потом Дашенька нам споет. Попробуйте домашний пирог, берите печенье, пирожное, не стесняйтесь.

Лариса Васильевна хвалит угощение:

– Спасибо хозяйке. Как говорят, угощение знатное: тают во рту и пирог, и печенье, вышло на славу и ваше варенье. Очень красива посуда чайная…

В это время Петя опрокидывает вазочку с вареньем на платье Ларисы Васильевны. Он бросается к гостье и, слизывая варенье, случайно задевает чашку. Горячий чай проливается…

Лариса Васильевна вскакивает со стула. Она испуганно смотрит по сторонам и на мальчика, растерянно говорит:

– Ой, какой ужас! Что же мне делать? Как я пойду домой? Надо же, какой невоспитанный мальчик! Знает мальчик или нет, что такое этикет?!

Петя пожимает плечами. Он никогда не слышал такого слова.

– Что такое этикетка – знаю, а этикет – нет. Наверное, это кто-то, кто следит за порядком во время чаепития. Сейчас его вызовут. Что я натворил! Нужно попросить прощения! Какие слова я должен сказать?.. Сейчас вспомню…

Бабушке стало стыдно за внука. Она очень смутилась:

– Лариса Васильевна, не надо сердиться. Проказнику следовало бы извиниться, но так как он молчит, то вместо него я прошу извинения за такое глупое поведение.

Лариса Васильевна вместе с бабушкой уходит в ванную. Через некоторое время они возвращаются. Петя подходит к гостье, виновато склоняет голову и, робко улыбаясь, говорит:

– Я был неловок… Прошу извинения… Я виноват… Я прошу прощения у Вас… Лариса Васильевна.

Лариса Васильевна:

– Что ж, Петя, ничего, я тебя от души уже простила. Пятно мы уничтожили содой с мылом. Но пусть этот случай будет тебе уроком. Помни, что за столом нельзя баловаться, играть, нужно вести себя хорошо. Посмотри на свою сестру, как она себя ведет, бери пример с Даши.

Сцена 2. Дима Щ.

Сегодня папа вернулся из горнолыжного похода. Как же долго его не было! Петя очень по нему скучал. И вот, наконец, папа дома. Петя с волнением и радостью вбегает к нему в комнату и… Он видит: сидит папа, а рядом с ним – Даша. Папа подает фотографии Даше, а сестра аккуратно вставляет их в альбом. Папа же в это время рассказывает Даше о тех местах, где были сделаны эти снимки. Одну фотографию, где папа стоит на фоне гор, покрытых белым снегом, фотографию, которая очень понравилась девочке, папа ей подарил.

Этого Петя выдержать уже не мог. Он подбежал к Даше, оттолкнул ее от альбома и выхватил эту фотографию.

– А ну, дай мне! Отдай! Мои фотографии!

Папа очень удивился и рассердился на Петю. Он строго сказал сыну:

– Сначала научись вежливо просить, а потом приходи!

Тогда Петя пошел к дедушке.

– Дедушка, научи меня просить. Я так обрадовался папе, мне было так весело, так интересно! А Дашка разревелась. Вот папа меня и прогнал. Велел научиться вежливо просить.

– Нет ничего проще, – ответил дедушка. – Ты должен выучить несколько слов. Повторяй за мной: пожалуйста, будь добр. А можно еще: разреши мне, позволь мне. Или скажи так: очень прошу, если можно, дай мне, пожалуйста, посмотреть фотографии.

Поэтическая пауза.

« Инсценировка.»Миша К.

- Слушай хорошенько, - кукле я сказала,-
Полно наряжаться, это баловство.
Ты уже большою девочкою стала.
А ещё не знаешь ровно ничего.
«Здравствуйте» при встрече взрослым говорят,
За подарки, помощь всех благодарят.
Вежливые дети все так поступают.
Будь и ты такою, - и тебя тотчас
Попрошу зачислить в вежливый наш класс!

Гонка за лидером.

Необходимо найти ошибки в поведении учащихся.

Гоша Б.


   В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и хорошо, чтобы никто не чувствовал себя неловко

У некоторых индейских племён принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимают обувь.


Катя Б.

) В 17-18 веках важные графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры долго раскланивлись при встрече, используя при этом самые разнообразные движения.

3) Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают они за ухо, ещё высовывают язык.

4) У японцев для приветствия применяются три вида поклонов - самый низкий, средний поклон - с углом 30 градусов и лёгкий - с углом в 15 градусов.

5) Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест понятен сейчас всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.
 Даниил К.

Сидят в автобусе мальчик (у окна) и девочка. Заходит старушка.  Девочка уступает место

-Садитесь, бабушка!

--Спасибо, я постою.



  • Садитесь, садитесь, я всегда уступаю место старшим. (Какую ошибку совершили дети?)

 (Ошибки: должен уступить мальчик, девочка должна продвинуться к окну. Нельзя говорить открыто о помощи.)

Сцена 2.


На сцене — праздничный стол, вокруг стола — стулья. Хозяин, хозяйка и их маленькая дочь встречают гостей. Гости: муж, жена, бабушка, тетя и двое детей.

Гости шумно проходят в дом — так, что дочка хозяев пугается. Дарят коробку с подарком хозяйке, та, не взглянув на него, быстро благодарит гостей, приглашает всех снять верхнюю одежду и сесть за стол. Очень большой букет цветов, подаренный гостями, хозяйка ставит в вазу на праздничный стол.

Вскоре все сидят за столом.

(какие ошибки были совершены?)

Ошибки:

1.       Хозяйка обязательно должна развернуть подарок, а потом поблагодарить гостей.



2.   Большой букет на стол ставить нецелесообразно. Он мешает всем общаться, да и места занимает много.

На стол можно поставить лишь маленький букетик. В данном случае, приняв букет, надо было его поставить в вазу где-то в комнате.

3. Гостям необходимо предложить пройти в ванную комнату, чтобы те смогли привести себя в порядок — вымыть руки, причесаться и т.д.

4.       Маленьких детей совсем необязательно усаживать за общий стол. Им надо накрыть стол в другой комнате и на протяжении вечера присматривать за ними. Если квартирные условия этого не позволяют, то детский столик можно накрыть в этой же комнате отдельно.

5.       И гости, и хозяева должны себя вести спокойно, чтобы не вызвать стресс у детей.

Ситуация №3 Сибель А.

На сцене те же декорации и тот же реквизит, что и в первом случае.

Хозяин и хозяйка ожидают гостей, которые опаздывают на 30 минут. Они блуждают по сцене. У хозяйки на голове бигуди, она в домашнем халате, хозяин в шаркающих войлочных туфлях и спортивных брюках. Звонок.

Хозяйка (с мрачным выражением на лице). Наконец-то пришли. Что же вы так долго? Мы уже заждались вас. Разве так можно? Мы думали, что вы не придете.

Хозяин. Проходите, только обязательно ноги вытрите об этот коврик.

Пока гости снимают верхнюю одежду, хозяин и хозяйка уходят приводить себя в порядок.

Гости раздеваются, проходят к столу и, переминаясь с ноги на ногу, ожидают хозяев. Через некоторое время те выходят к гостям. У хозяйки невообразимая прическа, она в вечернем платье. Хозяин в праздничном костюме, с бабочкой.

Хозяйка. Ну что, дорогие гости, садимся за стол, а то все остыло.(какие ошибки были совершены ?)

Ошибки:


1.         Конечно, опаздывать не следует. Но хозяевам вначале необходимо было выяснить, по какой причине гости опоздали.

2.    Встречать гостей следует с настроением.

3.         Гостям не помогли снять пальто, не предложили пройти в ванную. Оставив их, хозяева убежали приводить себя в порядок.

4.    Хозяину и хозяйке неэтично выглядеть лучше своих гостей. Они должны быть скромными.

5.    Садясь за стол, говорить «все остыло» хозяевам не следовало. Ведь и они (хозяева) вовремя готовы не были.

Сценка: Ксюша К и Соня К.

Второй: Алло!

Первый: Слышно что-нибудь?

Второй: Слышно. А тебе слышно?

Первый: Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?

Второй: Хорошо! А тебе?

Первый: И мне хорошо. Ха-ха-ха! Слышно, как я смеюсь? Давай разговаривать.

Второй: Давай. А о чём разговаривать?

Первый: Ну, о чём... О чем-нибудь... Хорошо, что мы купили телефон, правда?

Второй: Правда.

Первый: А вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?

Второй: Правда.

Первый: Ну?

Второй: Что «ну»?

Первый: Чего ж ты не разговариваешь?

Второй: А ты почему не разговариваешь?

Подведение итогов.

ДашаД.

Извини,
Пожалуйста,


Прости, И разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения –
Есть еще таблица –
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
“Спасибо” и “Пожалуйста” -
волшебные слова!
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворятся!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
“Спасибо” и “Пожалуйста” -
Волшебные слова.

Учитель.Закончить наше мероприятие хочется словами:



Друзья мои, внушайте людям веру,

И чаще говорите: «Добрый день!»


И следуйте хорошему примеру -
Продляйте добрым словом жизнь людей!

(Подведение итогов, выступление жюри, награждение команд).