Власова наталья Сергеевна научно-методическое обеспечение подготовки студентов вузов в области web-дизайна - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 2 707.45kb.
Планы семинарских занятий для студентов медицинских и фармацевтических... 4 882.06kb.
Технологии интернет для обучения студентов 1 33.78kb.
«теледебаты: взаимодействие речевых партий участников» Н. рук. 1 23.96kb.
Tomsk State University I. Savitskaya Basic course of English for... 2 449.91kb.
Отчет о научно-исследовательской работе за 2013 год кафедра русской... 1 380.31kb.
Учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению... 7 1391.71kb.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 2 480.07kb.
«Нормативное учебно-методическое обеспечение урока» 1 62.21kb.
Целью разработки примерной основной образовательной программы является... 3 1437.78kb.
Программа дисциплины "История дизайна" 1 325.49kb.
Руководство по работе с модулем «Поисковая оптимизация» (seo) 1 103.32kb.
- 4 1234.94kb.
Власова наталья Сергеевна научно-методическое обеспечение подготовки студентов вузов - страница №1/1



На правах рукописи

ВЛАСОВА Наталья Сергеевна

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ОБЛАСТИ WEB-ДИЗАЙНА
13.00.08 – теория и методика

профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Екатеринбург 2010

Работа выполнена на кафедре информационных технологий

в ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»



Научный руководитель

доктор педагогических наук, профессор



Бухарова Галина Дмитриевна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор



Тулькибаева Надежда Николаевна;

доктор педагогических наук, профессор



Матвеева Татьяна Анатольевна

Ведущая организация

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

Защита состоится 12 ноября 2010 г. в 10.00 ч в на заседании диссертационного совета Д 212.284.01 при ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» по адресу: 620012, Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет».
Текст автореферата размещен на сайте университета www. rsvpu.ru
11 октября 2010 г.
Автореферат разослан 7 октября 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук,

профессор Г.Д. Бухарова

ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Основными целями федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)» является «повышение уровня использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в традиционном обучении, дистанционном обучении, программах повышения квалификации, аттестации и признании квалификации» и «расширение подготовки профессионалов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей». В связи с этим основными ориентирами модернизации системы образования в России становятся возрастающие требования общества к уровню готовности выпускников учебных заведений творчески решать средствами ИКТ задачи, возникающие в процессе профессиональной деятельности, в том числе задачи по созданию web-сайтов, связанных между собой в единую глобальную сеть.

Вследствие стремительного роста сети WWW (World Wide Web – Всемирная паутина) появилась новая область информационных технологий – web-дизайн, один из перспективных видов деятельности, дающий новые возможности для воплощения творческих идей художников, дизайнеров и специалистов в области информационных технологий. В результате обучение web-дизайну является в настоящее время важнейшим компонентом образования.

Исходя из вышесказанного, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена наличием социального заказа общества на выпускников вуза, компетентных в области web-дизайна. Необходимым атрибутом современного конкурентоспособного предприятия является наличие web-сайта, поддержку которого должен осуществлять профессионал, обладающий широким спектром знаний в области IT-технологий, дизайна, методов продвижения интернет-ресурса. На рынке труда возникают новые специальности: web-мастер, HTML-верстальщик, администратор сайта, SEO-специалист, информационный архитектор и другие, соответственно, необходимы новые педагогические и методические идеи по реализации подготовки студентов вуза в области web-дизайна.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена недостаточностью разработки научно-методологических подходов к подготовке студентов вуза в области web-дизайна. Особое значение эта проблема приобретает в связи с формированием информационного общества в России и широким распространением web-технологий в образовании и экономике страны.

На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью выявления комплекса педагогических условий, которые способствуют эффективному формированию web-компетенции студентов вузов и разработки научно-методического обеспечения дисциплины «Web-дизайн», которое включает в себя учебно-методический комплекс (УМК) данной дисциплины для студентов всех форм обучения по профильным и непрофильным специальностям.

Ключевые понятия исследования:

Научно-методическое обеспечение – обеспечение, включающее структуру и содержание дисциплины, планирование и создание комплекса учебно-методической документации, дидактических методов и средств обучения, необходимых для качественного обучения студентов в рамках содержания, определяемого ФГОСами, соответствующей образовательной программой, а также современными достижениями в данной области.

Дизайн – проектная деятельность, основанная на объединении в проектном образе научных принципов с художественными, создающая эффект, недостижимый в обычном проектировании (Е.В. Ткаченко, С.М. Кожуховская).

Web-дизайн – проектная деятельность по созданию средствами web-технологий информационной архитектуры web-сайта с одновременным его художественным оформлением и оптимизацией программного кода в целях наиболее эффективного использования и продвижения в Интернет.

Web-сайт (сокращенно сайт) – совокупность электронных документов частного лица или организации, расположенная в сети Интернет и объединенная под одним доменным именем или IP-адресом. Все web-сайты в совокупности составляют сеть WWW.

Web-компетенция компетенция, характеризующая способность и готовность к самостоятельному проектированию и реализации основных компонентов web-дизайна.

Предпосылки разработанности проблемы исследования. Интерес для общества и работодателя на рынке труда в настоящее время представляет специалист, владеющий универсальными и профессиональными компетенциями, которые соответствуют уровню развития современных технологий в области web-дизайна. В отечественной педагогике и психологии определение и состав понятий «компетентность» и «компетенции» содержатся в работах В.И. Бай-
денко, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В.А. Кальней, А.М. Новикова, А.В. Хутор-
ского, С.Е. Шишова и др. Развитию профессиональной компетенции посвящены работы зарубежных авторов (D. Bartram, R. Boyatzis, J.P. Campbell, D. McClel-land, D. Raven и др.).

Одним из инновационных направлений современного профессионального образования является дизайн-образование. Основные положения концепции дизайн-образования изложены в трудах В.П. Климова, С.М. Кожуховской, Е.В. Ткаченко и др.

В ряде исследований подготовка специалиста в области web-дизайна рассматривается с позиций формирования соответствующих дизайнерских и технологических компетенций (Г.П. Блуднов, В.А. Филиппов и др.).

Особое влияние на логику исследования оказали работы по педагогике и дидактике высшей школы (В.А. Сластенин, С.Д. Смирнов, Д.В. Чернилевский и др.); по обоснованию и выбору педагогических технологий обучения (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, М.В. Кларин, М.И. Махмутов, Д.В. Черни-левский, Н.Е. Щуркова и др.); технологии профессионального образования (К.Я. Вазина, М.М. Левина, С.Г. Селевко и др.); исследования, рассматривающие дидактические и методические подходы к использованию ИКТ в процессе обучения (Л.И. Долинер, А.А. Кузнецов, Д.Ш. Матрос, И.В. Роберт, Б.Е. Ста-риченко и др.); теорию дизайна (В.Л. Глазычев, Г.Б. Минервин, С.М. Ми-хайлов, В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский и др.).

Анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике обучения показал, что недостаточно полно разработаны вопросы научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов при обучении web-дизайну. Отсюда возникает ряд противоречий:


  • на социально-педагогическом уровне – между объективной потребностью общества и государства в выпускниках вузов, обладающих web-компетенцией, и недостаточной разработанностью данного вопроса при подготовке студентов в области web-дизайна;

  • на научно-теоретическом уровне – между существующими подходами к организации процесса обучения студентов web-дизайну и необходимостью уточнения научно-методологических подходов, направленных на формирование web-компетенции;

  • на научно-методическом уровне – между необходимостью создания научно-методического обеспечения, позволяющего организовать процесс обучения web-дизайну, и недостаточной разработанностью учебных пособий и методических рекомендаций для студентов в этой области.

На основе анализа актуальности, выявленных противоречий сформулирована проблема исследования, заключающаяся в обосновании модели научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-ди-зайна, реализация которой направлена на формирование у студентов web-компетенции.

Актуальность и социальная значимость заявленной проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Научно-методическое обеспечение подготовки студентов вузов в области web-дизайна».



Цель исследования – научно обосновать, разработать и в ходе опытно-поисковой работы апробировать модель научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна с целью формирования у них web-компетенции.

Объект исследования – профессиональная подготовка студентов вузов в области web-дизайна.

Предмет исследования – комплекс педагогических условий внедрения модели научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна, направленной на формирование у студентов web-компетенции.

Гипотеза исследования включает в себя совокупность следующих предположений:

  1. Модель научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна включает в себя взаимосвязанные между собой социально-педагогический, научно-теоретический и учебно-методический уровни.

  2. Эффективность внедрения модели научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна, реализация которой направлена на формирование у студентов web-компетенции, обусловливается выполнением комплекса следующих педагогических условий:

  • направленность содержания дисциплины «Web-дизайн» на формирование web-компетенции;

  • ориентация на моделирование будущей профессиональной деятельности;

  • организация обучения в условиях информационной профессионально-образовательной среды;

  • внедрение электронного учебного пособия, включающего структурно-функциональный, художественный, технологический компоненты.

  1. Профессиональная подготовка студентов вузов в области web-дизайна обеспечивается внедрением разработанного УМК дисциплины «Web-дизайн», в которое включается электронное учебное пособие.

В соответствии с целью исследования и его гипотезой были поставлены и решались следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе.

  2. Уточнить содержание понятий «web-дизайн» и «web-компетенция».

  3. Создать модель научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна с целью формирования у них web-компетенции.

  4. Выявить комплекс педагогических условий внедрения модели научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна.

  5. В ходе опытно-поисковой работы апробировать эффективность комплекса педагогических условий внедрения модели научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции профессионально-педагогического образования (С.Я. Батышев, П.Ф. Кубрушко, В.С. Леднев, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко, В.А. Федоров и др); общедидактическая и профессиональная концепция интеграции (В.С. Безрукова, Н.К. Чапаев и др.); основные положения компетентностного подхода в образовании (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Кальней, А.В. Ху-торской, С.Е. Шишов и др.); теория личностно ориентированного подхода в образовании (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); теория системного подхода (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Э.М. Мирский, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.); теория деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина и др.); фундаментальные разработки по дидактике (Ю.К. Бабанский, Г.Д. Бухарова, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, И.С. Марев, П.И. Пидкасис-тый, Н.Н. Тулькибаева, А.В.Усова и др.); педагогические технологии (В.П. Беспалько, К.Я. Вазина, И.Г. Захарова, И.А. Колесникова, Г.К. Селевко, Н.Е. Щуркова и др.); различные аспекты профессиональной подготовки студентов (В.Л. Бенин, Б.Н. Гузанов, В.И. Загвязинский и др.); методология педагогического исследования (В.В. Краевский, А.Я. Найн, А.М. Новиков и др.); теория творческой деятельности (Г.С. Альтшуллер, С.А. Новоселов, В.Л. Худяков и др.); исследования в области истории, методологии и теории дизайна (В.Л. Глазычев, К.М. Кантор, Г.Б. Минервин, С.М. Михайлов, В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский и др.); теория и методика обучения информатике (Л.И. Долинер, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, Т.А. Матвеева, А.В. Могилев, Е.С. Полат, И.В. Роберт, И.Г. Семакин, Б.Е. Стариченко, Е.К. Хеннер и др.).

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: теоретические – изучение и анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энци-клопедической литературы по проблеме исследования; обобщение и систематизация научных положений по теме исследования; педагогическое проектирование; моделирование процесса обучения web-дизайну; эмпирические – педагогическое наблюдение, обобщение педагогического опыта, беседа, анкетирование, сравнительный анализ результатов выполнения контрольных заданий студентами, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы с применением методов математической статистики.

База исследования. Исследование проводилось на базе ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Ека-теринбург), филиала ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Омск), «Уральского технологического колледжа – филиала ФГБОУ ВПО “Национальный исследовательский ядерный университет”» (Заречный Свердловской области), учебного центра «Гений» (Екатеринбург). Основу опытно-поисковой работы составила педагогическая деятельность автора в качестве преподавателя дисциплины «Web-дизайн» в выше перечисленных учебных заведениях.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2004 по 2010 гг.

Первый этап – теоретико-поисковый (2004–2005). На данном этапе выявлялась структура web-дизайна, изучались и анализировались основные тенденции web-дизайна, определялись требования работодателей к специалисту, осуществляющему web-проектирование, проводился анализ учебных планов и программ аналогичных дисциплин, изучались научно-теоретические и методические источники, диссертационные исследования, учебные и справочные материалы, уточнялись основные направления исследования.

В результате анализа были выявлены структура современного web-дизайна, определена web-компетенция и ее компоненты, сформулированы противоречия, определены цель, объект и предмет исследования.

Основными методами исследования на этом этапе стали наблюдение, анкетирование, опрос, теоретический анализ педагогической, психологической и специальной литературы, материалов научных исследований и педагогических публикаций по данной проблеме, обобщение педагогического опыта. В этот период был разработан понятийный аппарат, определены рабочая гипотеза, цель и задачи исследования.

Второй этап – проектировочный (2006–2007). На этом этапе уточнялись условия формирования web-компетенции у студентов вузов, разрабатывалась модель научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна, направленной на формирование у студентов вузов web-компетенции. Выявлялись структура и содержание научно-методического обеспечения подготовки студентов в области web-дизайна, формировались структура и содержание дисциплины «Web-дизайн» и определялись требования к уровню усвоения содержания данной дисциплины. Основными нормативными документами при разработке содержания дисциплины «Web-дизайн» явились ФГОС ВПО по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» и ГОС ВПО по специальности 030500.06 Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии), учебный план по данной специальности и рабочая программа по дисциплине «Web-дизайн».

На этом этапе использовались такие методы, как педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, моделирование, педагогическое проектирование, на основании которых вырабатывались научно-методологические подходы к решению выявленных в ходе анализа проблем.



Третий этап – формирующий (2008–2010). Проводилась экспериментальная апробация разработанной модели при обучении студентов в ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург), в филиале ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Омск), в «Уральском технологическом колледже – филиале ФГБОУ ВПО “Национальный исследовательский ядерный университет”» (Заречный Свердловской области) и слушателей учебного центра «Гений» (Екатеринбург). Материалы исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях различного уровня. Были опубликованы две статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов докторских и кандидатских исследований.

Проводились анализ, обобщение, систематизация и окончательная обработка результатов опытно-поисковой работы, уточнялись выводы и рекомендации, оформлялся текст диссертации.

На третьем этапе использовались следующие методы: сравнительный анализ результатов выполнения контрольных заданий в учебных группах, анализ и обработка результатов опытно-поискового исследования с применением методов математической статистики, методы представления результатов исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются анализом теоретических и научно-методических работ по данной проблеме, выбором и реализацией комплекса методов, соответствующих цели и задачам исследования, воспроизводимостью результатов исследования и их внедрением в практику, систематической проверкой результатов исследования на различных этапах опытно-поисковой работы, использованием методов математической и статистической обработки экспериментальных данных, подтверждением гипотезы исследования результатами опытно-поисковой работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:


  1. Разработана и обоснована модель научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна, реализация которой направлена на формирование у студентов web-компетенции.

  2. Доказано, что разработанная модель эффективно функционирует при выполнении комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование у студентов вузов web-компетенции в области web-дизайна.

  3. Выявлена структура web-компетенции, включающая структурно-функциональный, художественный и технологический компоненты, которые определяют содержание подготовки студентов вузов в области web-дизайна с целью формирования данной компетенции.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Уточнено содержание понятия «Web-дизайн», в его структуре выделены следующие блоки: 1) информационная архитектура web-сайта; 2) художественное оформление web-сайта; 3) технологии создания web-сайта; 4) юзабилити web-сайта (от англ. usability – удобство и простота использования); 5) SEO-оптимизация web-сайта (SEO – search engine optimization – поисковая оптимизация). Традиционно в педагогической теории и практике под web-дизайном понимается создание логической структуры web-сайта и его реализация средствами web-технологий.

2. Раскрыто содержание понятия «web-компетенция», выделены ее компоненты: структурно-функциональный – способность и готовность к проектированию информационной архитектуры web-сайта (статической и динамической моделей, логической и физической структуры); художественный – способность и готовность к проектированию дизайна web-сайта средствами компьютерной графики с использованием приемов композиции и колористики; технологический – способность и готовность к реализации web-сайта с использованием статических и динамических технологий, разработки юзабилити web-сайта, реализации SEO-оптимизации web-сайта.

3. Обоснован комплекс педагогических условий внедрения модели научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна.



Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и рекомендации направлены на совершенствование процесса обучения web-дизайну студентов вузов. Работа выполнена в рамках Комплексной программы научно-исследовательских работ Уральского отделения Российской академии образования «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» на 2006–2008, 2009–2012 гг. в соответствии с планом работы Учебно-методического объединения по профессионально-педагоги-ческому образованию (УМО по ППО).

Разработано научно-методическое обеспечение подготовки студентов в области web-дизайна, содержащее учебно-методическое обеспечение дисциплины «Web-дизайн»: рабочую программу, электронное учебное пособие, ориентированное на реализацию разработанной модели научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна, методические указания для выполнения курсового проектирования, методические указания для выполнения контрольных работ для студентов заочной формы обучения, в том числе с использованием дистанционных технологий, рейтинговую систему оценки деятельности студента.

В ходе исследования в рамках гранта РГНФ (№ 06-06-00475а) «Психолого-педагогические и технологические условия применения адаптивных методических систем в дистанционных образовательных технологиях» были разработаны практикумы «Графический редактор Photoshop. Основы Photoshop» (Екатеринбург, 2009; 7,5 п.л.) и «Графический редактор CorelDRAW. Основы CorelDRAW» (Екатеринбург, 2008; 11,0 п.л.) с целью базовой подготовки студентов в области компьютерной графики, предшествующей изучению web-дизайна. Оба практикума получили гриф УМО по ППО и используются в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования, а также в системе дополнительного профессионального образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в 17 публикациях в журналах и сборниках научных трудов, включая две статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов докторских и кандидатских исследований.

Результаты работы представлены на Международной научно-технической конференции «Информационно-вычислительные технологии и их приложения» (Пенза, 2009); международных конференциях «Новые образовательные технологии в вузе» (Екатеринбург, 2009), «Новые информационные технологии в образовании» (Екатеринбург, 2009), «Интернет в образовании» (Москва, 2009), «Молодежь Сибири – науке России» (Красноярск, 2010), «Новые информационные технологии в образовании (НИТО-Байкал)» (Улан-Удэ, 2010); всероссийских научно-практических конференциях «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (Екатеринбург, 2006, 2010), «Молодежь – будущее России» (Омск, 2010); региональной научно-практи-ческой конференции «Образование в Уральском регионе: научные основы развития» (Екатеринбург, 2006).

Результаты исследования внедрены в учебный процесс ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург), в филиале ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Омск), в «Уральском технологическом колледже – филиале ФГБОУ ВПО “Национальный исследовательский ядерный университет”» (Заречный Свердловской области), в учебном центре «Гений» (Екатеринбург).

На защиту выносятся следующие положения:


  1. Модель научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна включает социально-педагогический, научно-тео-ретический и учебно-методический уровни и способствует формированию у студентов web-компетенции.

  2. Web-компетенция является совокупностью интегративных знаний, умений, владений, качеств, свойств и состояний личности, обусловливающих способность и готовность к самостоятельному проектированию и реализации основных компонентов дизайна web-сайтов.

  3. Эффективность использования модели научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна обеспечивается выполнением комплекса педагогических условий: направленность содержания дисциплины «Web-дизайн» на формирование web-компетенции; ориентация на моделирование будущей профессиональной деятельности; организация обучения в условиях информационной профессионально-образовательной среды; внедрение электронного учебного пособия, включающего структурно-функциональный, художественный, технологический компоненты.

Вклад автора состоит в разработке ведущих положений исследования, модели научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна, проведении опытно-поисковой работы по настоящей проблеме, получении, теоретическом обобщении и интерпретации экспериментальных данных.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определено состояние проблемы в педагогической науке и практике, сформулированы цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, раскрыты методологические и теоретические основы исследования. Показаны научная новизна, практическая значимость работы, выделены этапы исследования, перечислены основные положения, выносимые на защиту, описаны результаты апробации исследования.

В первой главе «Анализ состояния подготовки студентов вузов в области web-дизайна» рассматриваются понятия «дизайн», «проектная культура» и «web-дизайн»; анализируются теоретические предпосылки формирования у студентов вуза web-компетенции в области web-дизайна; рассматривается проблема создания научно-методического обеспечения дисциплины «Web-дизайн» в педагогической теории и практике.

Дизайн (от англ. design – проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) – понятие, которым обозначают вид деятельности по проектированию предметного мира. Наравне с термином «дизайн» в русском языке используют понятие – «художественное проектирование».

Дизайн выполняет две основные функции:


    • утилитарную, обеспечивающую технологическую целесообразность, техническое совершенство, экономическую и эргономическую эффективность продукта;

    • эстетическую, определяющую художественную образность, эстетическую выразительность, знаковую ассоциативность продукта.

Дизайн является интегративным проявлением проектной культуры, предъявляющей свои специфические требования к структуре и содержанию образования специалиста. Высокий уровень дизайна есть результат достигнутого уровня проектной культуры, воспроизведением и развитием которой призвано заниматься «дизайн-образование – особое качество и тип образованности, в результате которого происходит воспитание проектно-мыслящего человека в какой бы сфере социальной практики он ни действовал» (Е.В. Ткаченко, С.М. Кожуховская).

Областью нашего исследования является обучение созданию web-сайтов для сети WWW. Особенность WWW – наличие механизма гипертекстовых ссылок, что позволяет просматривать материалы в порядке выбора этих ссылок пользователем. В связи с возникновением WWW появилась новая область информационных технологий – web-дизайн.

В настоящее время акцент при изучении web-дизайна ставится на основы создания web-страниц – нового вида информационного документа, что сводится к знакомству с основными тегами HTML и знанию языков web-программирования.

В литературе нет единого мнения и определения web-дизайна (Д.В. Бородаев, Д. Кирсанов, Я. Нильсен, В.А. Филиппов). Web-дизайн в определении Д.В.  Бородаева – вид графического дизайна, направленный на разработку и оформление объектов информационной среды Интернета, призванный обеспечить им высокие потребительские свойства и эстетические качества. Подобная трактовка отделяет web-дизайн от web-программирования, позиционирует web-дизайн как вид графического дизайна.

По мнению Я. Нильсена, главные задачи проектирования web-сайта – исследование поведения пользователя и определение того, что работает на его благо, а что не работает. Кроме того, достоинством любой web-страницы является простота интерфейса. Данная концепция web-дизайна получила название «юзабилити».

На наш взгляд, помимо этого, рассматривая создание сайта в целом, нужно уделить особое внимание этапу построения информационной архитектуры web-сайта, его функциональности и удобству, а также художественному оформлению.

В ходе исследования нами выявлена структура современного web-дизайна (рис. 1) и на основании этого сформулировано его определение.

Информационная архитектура (часто сокращается до «ИА») определяет принципы систематизации информации и навигации по ней с целью помочь пользователю более успешно находить и обрабатывать нужные данные. Информационная архитектура включает в себя определение идеи сайта, его цели и функции, проектирование сценариев взаимодействия пользователя с web-сайтом и подразумевает разработку статической и/или динамической модели web-сайта средствами графической нотации. Также в ИА web-сайта входят логическая структура сайта – набор тематических рубрик с распределенными по разделам документами и заранее спроектированными гиперсвязями между всеми страницами ресурса и физическая структура – размещение физических файлов по поддиректориям папки, в которой опубликован сайт.

Эстетическую выразительность web-сайту придает его композиционное и цветовое решение, выполненное обычно средствами графического редактора.

Технологии создания сайта делятся на две основные большие группы: обеспечивающие статическое представление информации и обеспечивающие динамическое представление информации. Статические web-страницы всегда имеют один и тот же вид. Динамические страницы не существуют в заранее предопределенном виде, а формируются при помощи серверных скриптов.



Рис. 1. Структура современного web-дизайна

Важное значение для удобства пользования сайтом потенциальными клиентами имеет юзабилити web-сайта. К оцениваемым качествам относятся время загрузки страниц, пути, по которым пользователи находят нужную информацию, оптимальность структуры ресурса, удобство оформления, навигации и др.

Продвижению web-сайта на первые позиции поисковых систем способствует SEO-оптимизация web-сайта.

Развитие web-дизайна предъявляет новый социальный заказ системе образования на подготовку выпускников, владеющих технологиями web-пространства. Таким образом, обучение web-дизайну становится важным компонентом образования.

Одной из основных задач данного исследования является выявление предпосылок формирования у студентов вуза компетенции в области web-дизайна. Нами выявлено, что на формирование такой компетенции оказывают влияние несколько факторов: требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения; тенденции развития web-дизайна; тенденции изменений требований рынка труда; совокупность научно-методологических подходов: системного, личностно ориентированного, деятельностного, компетентностного; закономерности и принципы профессиональной подготовки.

Использование системного подхода при формировании у студентов вузов специальной компетенции в области web-дизайна в ходе изучения дисциплины «Web-дизайн» подразумевает включение студентов в многостороннюю учебную деятельность, характеризующуюся системой методов познания и видов учебной деятельности, позволяет добиться целостности ее построения, установить логические связи структурных компонентов дисциплины и педагогического процесса в целом.

Одной из движущих сил профессионального развития является сама личность, ее потребность в самоактуализации своего личностного профессиональ-ного потенциала. «Ориентация на личность означает, что содержание образования, организационные формы, технологии обучения подчинены удовлетворению потребности обучаемого быть личностью» (Э.Ф. Зеер), чему способствует личностный подход в образовании.

Содержание дисциплины «Web-дизайн» с позиции деятельностного подхода спроектировано с опорой на всесторонний учет будущей профессиональной деятельности выпускника учебного заведения. Благодаря этому происходит включение студента в активную, значимую и ценную для него учебную деятельность, формирование целостной структуры профессиональной деятельности.

Компетентностный подход предполагает замену системы формирования знаний, умений, навыков и контроля уровня их усвоения (по нему традиционно судят о качестве образования) комплексом компетенций – новых субъектных качеств выпускника, формируемых на основе деятельностного и личностно ориентированного содержания обучения.

Согласно компетентностному подходу к разработке ФГОС ВПО третьего поколения необходимо выявление общих (универсальных) и профессиональных компетенций. Последние делятся на организационно-управленческие, экономические, общенаучные, общепрофессиональные, специальные.

При изучении вакансий нами выявлены следующие требования к специалисту, проектирующему web-сайты: способность к проектированию архитектуры и дизайна web-сайта; способность к разработке web-сайтов с использованием клиентского и серверного программирования; знание основных методов оптимизации и продвижения web-сайта.

В исследовании раскрыто содержание понятия web-компетенции. Схематично компонентный состав web-компетенции и совокупность основ и предпосылок, влияющих на ее формирование, показаны на рис. 2.

В ходе исследования нами выявлены следующие основные проблемы, возникающие при создании научно-методического обеспечения дисциплины «Web-дизайн», которые не позволяют, на наш взгляд, подготовить выпускника вуза, компетентного в области web-дизайна: 1) в содержании известных нам УМК дисциплины «Web-дизайн» не учитываются основные компоненты выявленной нами web-компетенции, что, возможно, снижает качество подготовки студентов вузов в области web-дизайна; 2) существующие книги и интернет-источники, посвященные изучению web-дизайна, чаще всего неприемлемы для ведения процесса обучения, так как не в достаточной степени включают дидактический аспект; 3) преподаватель, ведущий обучение по дисциплине «Web-дизайн», должен как владеть знаниями в области web-технологий, так и иметь широкий спектр знаний по различным видам дизайна, владеть методикой преподавания основ дизайна и организации выполнения обучающимися учебных дизайн-проектов.



Рис. 2. Компонентный состав web-компетенции


студента вуза в области web-дизайна

В ходе исследования нами разработан учебно-методический комплекс специальной дисциплины «Web-дизайн», который включает нормативный, учебно-методический и контролирующий компоненты (рис. 3).

Нормативный компонент комплекса включает в себя: 1) ФГОС ВПО по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» и ГОС ВПО по специальности «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)»; 2) учебный план подготовки студентов по специальности «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)»; 3) рабочую программу дисциплины «Web-дизайн»; 4) график прохождения учебной дисциплины.

В соответствии с выделенными нами компонентами web-компетенции учебно-методический компонент УМК содержит три основных содержательных блока: структурно-функциональный, художественный, технологический. В каждом блоке выделены учебная документация, методы, средства, формы обучения.

Учебно-методический компонент содержит электронное учебное пособие, которое включает теоретический материал, лабораторный практикум, вопросы и задания для проведения входного, промежуточного и итогового контроля, методические указания по выполнению курсового проектирования, методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения, в том числе с применением дистанционных технологий.

Электронное учебное пособие содержит три основных раздела, соответствующих выделенным нами компонентам web-компетенции: структурно-функциональный, художественный, технологический.

Контролирующий компонент учебно-методического комплекса направлен на проверку усвоения обучаемыми теоретического и практического материала и включает в себя тестовый контроль по каждому блоку дисциплины, итоговый тестовый контроль по всей дисциплине и курсовое проектирование.

Таким образом, структура каждого из компонентов учебно-методического комплекса дисциплины «Web-дизайн» отражает основные компоненты web-компетенции.

Во второй главе «Модель научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна и педагогические условия ее реализации» разработаны модель научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна, описаны научно-теоретические подходы и принципы проектирования содержания дисциплины «Web-дизайн», выявлены педагогические условия реализации модели, проведены анализ и оценка результатов опытно-поисковой работы.

Модель научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна включает следующие уровни: социально-педагогический, научно-теоретический, учебно-методический (рис. 4).



Социально-педагогический уровень модели предполагает социальный заказ на подготовку выпускника вуза, обладающего web-компетенцией, как следствие интенсивного развития мировой информационной сети WWW и появления новой области информационных технологий – web-дизайна. Это определяет мотивационно-целевой компонент социально-педагогического уровня.

Текущий уровень мотивационно-целевого компонента направлен на подготовку студента вуза исходя из современного состояния информационных технологий, существующего программного обеспечения в области web-дизайна и задач, которые выдвигают работодатели.



Рис. 4. Модель научно-методического обеспечения подготовки


студентов вузов в области web-дизайна

Перспективный уровень мотивационно-целевого компонента предполагает прогностический подход к научному обоснованию целей и содержания образования, что позволит учесть назревающие тенденции в области web-дизайна, предвидеть изменения в соответствующей отрасли информационных технологий и производства аппаратного и программного обеспечения, обусловленные непрерывной сменой поколений компьютеров и технологических процессов.



Научно-теоретический уровень модели описывает основы и предпосылки, влияющие на формирование web-компетенции. Перечисленные элементы воздействуют на аксиологический компонент подготовки выпускников вузов, который ориентирован на систему ценностей, установок и отношений к использованию студентами web-технологий в профессиональной деятельности.

Основы формирования web-компетенции и аксиологический компонент позволили нам выделить компоненты web-компетенции: структурно-функциональный, художественный, технологический, определяющие основные модули содержания обучения по дисциплине «Web-дизайн».



Учебно-методический уровень модели включает три компонента.

Онтологический компонент представляет модульное предметное содержание дисциплины «Web-дизайн». Здесь учитывается предметное поле познания, которое характеризуется преобразованием предметно-тематической конструкции содержания обучения в системно-деятельностную в условиях реализации компетентностного подхода при профессиональной подготовке студентов вузов в области web-дизайна, соответствует уровню развития web-технологий и требованиям ФГОС ВПО и ГОС ВПО.

Содержание дисциплины «Web-дизайн» базируется на блочно-модульной основе и включает в себя три основных блока: структурно-функциональный, художественный, технологический (табл. 1).

Таблица 1

Блочная структура содержания дисциплины «Web-дизайн»

Блок

Содержание блока

Структурно-функциональный

Выявление целей, функций, аудитории web-сайта. Создание информационной архитектуры сайта (логической и физической структуры. Использование принципов юзабилити при проектировании web-сайта)

Художественный

Понятие о композиции, цветоведении и колористике. Составление вариантов блочных композиций, возможных цветовых схем web-сайта. Использование компьютерной графики для создания дизайна web-сайта

Технологический

Использование статических и динамических технологий для создания web-сайта. Основные принципы SEO-оптимизации

Процессуально-деятельностный компонент формирования web-компетенции имеет целью развитие системного мышления, проективных, исследовательских, технологических умений в области создания web-сайта, креативности, самостоятельности, активности. Это можно достичь применением адекватных форм, методов и средств формирования у студентов вузов web-компетенции в области web-дизайна.

Одним из основных методов, используемых нами при обучении дисциплине «Web-дизайн», является проектный метод обучения. В ходе изучения дисциплины «Web-дизайн» студенты выполняют несколько учебных проектов. Технология проектного обучения является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение (в отличие от традиционной практики обучения) характеризуется тем, что обучаемые имеют на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности.

На учебно-методическом уровне выявлена совокупность следующих педагогических условий, которые способствуют эффективному формированию web-компетенции:



1. Направленность содержания дисциплины «Web-дизайн» на формирование web-компетенции. Профессиональная подготовка студентов вузов в области web-дизайна должна быть ориентирована на формирование конкурентоспособного выпускника, востребованного на рынке труда, компетентного как в области web-программирования, так и в области дизайна. Соответственно, содержание такой подготовки должно быть направлено на формирование web-компетенции, которая характеризует способность и готовность личности к самостоятельному проектированию и реализации основных компонентов web-дизайна, профессиональному росту и освоению новых технологий в смежных областях профессиональной деятельности.

2. Ориентация на моделирование будущей профессиональной деятельности. Анализ профессиональной деятельности специалистов web-студии позволил выявить несколько стадий создания сайта, которые по содержанию группируются в структурно-функциональный, художественный, технологический этапы web-проекта. На основании этого ориентация на моделирование будущей профессиональной деятельности подразумевает проектный подход к организации учебного процесса. Каждый учебный проект рассматривается как система, состоящая из трех основных элементов, соответствующих компонентам web-компетенции. Данное педагогическое условие также обеспечивается включением задач реальной проектно-творческой направленности и повышает продуктивность проектной деятельности за счет разработки и внедрения студентами реальных web-проектов.

3. Организация обучения в условиях информационной профессионально-образовательной среды. Данное условие подразумевает доступ к наиболее полной информации и профессионально-ориентированный характер этой информации. Реализуется при помощи возможности у студентов помимо разработанных обучающих материалов пользоваться в процессе обучения информационными ресурсами Интернета, помогающими им найти решение проблемных ситуаций, общаясь со специалистами в области web-дизайна, просмотреть рекомендации по созданию web-проектов на сайтах существующих web-студий, найти дополнительные справочные материалы и т.п. Активное участие в межвузовских конкурсах web-сайтов расширяет личные культурные и профессиональные связи, повышает самооценку студентов, создает новый опыт успешной web-проектной деятельности.

4. Внедрение электронного учебного пособия, включающего структурно-функциональный, художественный, технологический компоненты. Электронное учебное пособие является одним из современных видов учебных материалов, в гипертекстовые документы которого можно легко вносить изменения, добавлять новые блоки, удалять устаревший материал. Содержание каждого компонента электронного учебного пособия направлено на формирование соответствующего компонента web-компетенции: структурно-функционального, художественного, технологического – и способствует формированию web-компетенции в целом.

Следующим компонентом модели является рефлексивно-оценочный, который предусматривает осуществление студентами самооценки и самоанализа учебной деятельности при изучении дисциплины «Web-дизайн».

Ннизкий уровень сформированности web-компетенции должен соответствовать содержанию ФГОС ВПО и ГОС ВПО. Он отражает базовые возможности будущего выпускника, в то же время данный уровень подготовки нельзя связывать с успешной включаемостью в профессиональную деятельность. Критерием оценки является готовность к репродуктивной деятельности. Низкий уровень – это «пороговый» уровень подготовки студента, соответствующий по рейтинговой шкале оценке «удовлетворительно» (55–70 баллов).

Средний уровень обученности позволяет выпускнику вуза включиться в активную профессиональную деятельность и по своему содержанию должен отвечать запросам работодателя. Критерием оценки является готовность к репродуктивной деятельности с элементами творчества. Оценка в баллах за освоение содержания данного уровня – «хорошо» (71–85 баллов по рейтинговой шкале).

Высокий уровень сформированности web-компетенции должен соответствовать современному уровню требований, предъявляемых к выпускнику вуза работодателем. Он позволяет успешно функционировать в рамках индивидуальных запросов работодателя, решать нестандартные задачи, зависящие от специфики деятельности. Критерием оценки является готовность к продуктивной творческой деятельности. Данный уровень соответствует оценке «отлично» (86–100 баллов).

Системность и интеграция компонентов разработанной модели обусловливают комплексную направленность образовательного процесса на формирование конкурентоспособного и профессионально мобильного выпускника вуза в области web-дизайна.

Разработанное содержание дисциплины «Web-дизайн» явилось объектом проверки в нашем исследовании. Учебно-методический комплекс был апробирован в ходе формирующего этапа опытно-поисковой работы.

В процессе организации и проведения опытно-поисковой работы были решены следующие задачи:



  • апробирована методика проектирования содержания дисциплины «Web-дизайн» для подготовки студентов вузов в области web-дизайна;

  • внедрен в учебный процесс учебно-методический комплекс дисциплины «Web-дизайн»;

  • осуществлена оценка результативности применения разработанного учебно-методического комплекса при изучении дисциплины «Web-дизайн» с использованием методов математической статистики.

Проводилось исследование двух моделей обучения. Первая модель включала в себя традиционное обеспечение дисциплины «Web-дизайн». Основным результатом исследования являлось овладение профессиональными знаниями и умениями в области использования языков web-программирования.

Вторая модель представляла собой целостную методику внедрения нового научно-методического обеспечения дисциплины «Web-дизайн», включающего в себя учебно-методический комплекс, в котором структура содержания дисциплины имеет три основных блока: структурно-функциональный, художественный, технологический.

В качестве контрольной (КГ) была выбрана группа, обучение в которой велось в 2008/09 уч. г. по первой модели. В экспериментальных группах (ЭГ1 и ЭГ2) обучение велось по второй модели.

Измерения проводились по трем компонентам: структурно-функциональному, художественному, технологическому, по результатам курсового проектирования и итогового дидактического теста. Каждая из перечисленных составляющих характеризуется тремя уровнями усвоения: низким, средним, высоким.

Для статистической проверки гипотезы был выбран критерий Пирсона χ2. В качестве показателей уровня сформированности знаний и умений по курсовому проектированию была выбрана рейтинговая шкала, согласно которой низкий уровень усвоения эквивалентен 55–70 баллам, средний – 71 – 85 баллам, высокий – 86 – 100 баллам.

Результаты сформированности знаний и умений по курсовому проектированию отражены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты сформированности знаний и умений


по курсовому проектированию

Учебный год

Группа

Кол-во чел.

Уровень усвоения, %

Низкий

Средний

Высокий

2008/2009

КГ

52

40

29

31

2008/2009

ЭГ1

48

17

40

44

2009/2010

ЭГ2

84

13

35

52

Эффективность разработанного нами научно-методического обеспечения подтверждают также результаты заключительного контроля знаний студентов, проведенного на завершающем этапе изучения дисциплины в форме тестирования. В качестве показателя уровня сформированности знаний по результатам итогового дидактического теста была выбрана рейтинговая шкала, согласно которой низкий уровень усвоения соответствует 55–70% правильных ответов, средний уровень – 71–85%, высокий – 86–100% правильных ответов.

На рис. 5 отражена динамика роста уровня усвоения профессиональных знаний студентами экспериментальных групп по результатам выполнения итогового дидактического теста.

Рис. 5. Изменение уровней сформированности знаний


(по результатам выполнения итогового дидактического теста):

– КГ (2008/09 уч. г.); – ЭГ1 (2008/09 уч. г.); – ЭГ2 (2009/10 уч. г.)

Во всех случаях были рассчитаны Тнабл и Ткрит, при этом имело место неравенство Тнабл> Ткрит. Это позволяет сделать вывод о том, что с достоверностью 95% высокий уровень усвоения обусловлен не случайными факторами, а имеет закономерный характер.

Таким образом, результаты опытно-поисковой работы подтверждают гипотезу о том, что внедрение модели научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна способствует повышению уровня сформированности знаний и умений как по отдельным составляющим дисциплины «Web-дизайн», так и по дисциплине в целом.

В заключении диссертации сформулированы основные результаты исследования:



  1. Анализ состояния исследуемой проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе позволил выявить, что в условиях развития глобальной информационной сети WWW и формирования информационного общества актуален вопрос разработки модели научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна.

  2. В ходе исследования выявлена структура современного web-дизайна, уточнены и конкретизированы определение web-дизайна и понятие web-компетенции. Определены основные компоненты web-компетенции: структурно-функциональный, художественный технологический.

  3. Выявлена структура учебно-методического комплекса дисциплины «Web-дизайн», включающая три компонента: 1) нормативный; 2) учебно-методический; 3) контролирующий. Структура каждого из них отражает структурно-функциональный, художественный, технологический компоненты web-компетенции.

  4. Разработана и научно обоснована модель научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна, реализация которой направлена на формирование у них web-компетенции.

  5. Выявлен комплекс следующих педагогических условий, обеспечивающий эффективную реализацию разработанной модели: направленность содержания дисциплины «Web-дизайн» на формирование web-компетенции; ориентация на моделирование будущей профессиональной деятельности; организация обучения в условиях информационной профессионально-образова-тельной среды; внедрение электронного учебного пособия, включающего структурно-функциональный, художественный, технологический компоненты.

  6. Сформулированы требования к отбору содержания дисциплины «Web-дизайн». При проектировании содержания дисциплины выделены три блока содержания учебного материала, логически взаимосвязанных между собой. Каждый блок направлен на формирование определенного компонента web-компетенции.

  7. Разработано и внедрено учебно-методическое обеспечение дисциплины «Web-дизайн», включающее рабочую программу дисциплины; график прохождения дисциплины; электронное учебное пособие, содержащее теоретический материал, лабораторный практикум, вопросы и задания для проведения входного, промежуточного и итогового контроля, методические указания для выполнения курсового проектирования, методические указания для выполнения контрольных работ для студентов заочной формы обучения, в том числе с применением дистанционных технологий.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ проблемы, но является конкретным шагом вперед в разрешении выявленных противоречий. Изучение данного вопроса может быть продолжено в следующем направлении: постоянное отслеживание изменений в области web-технологий с целью уточнения структуры web-компетенции, внесения изменений в содержание дисциплины «Web-дизайн» и разработки средств обучения.

Соискатель имеет 37 опубликованных работ, в том числе 19 публикаций по теме исследования.


Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, для публикации основных
результатов диссертационного исследования


  1. Власова, Н.С. Инновационный подход к подготовке студентов при обучении web-дизайну [Текст] / Н.С. Власова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 5. – С. 54–64.

  2. Власова, Н.С. Научно-методическое обеспечение формирования web-компетенции у будущих специалистов в области web-дизайна [Текст] / Н.С. Власова // Образование и наука: Известия УРО РАО. – 2010. – № 8 – С. 88–98.

Статьи в журналах, сборниках научных трудов и материалов
научно-практических конференций


  1. Власова, Н.С. Проектный подход при обучении студентов вуза web-дизайну в контексте дизайн-образования [Текст] / Н.С. Власова // Проф. образование. Столица: прил. к журн. – 2010. – № 7. – С. 21–26.

  2. Власова, Н.С. Создание валидных web-страниц как одна из особенностей преподавания дисциплины «Web-дизайн» [Текст] / Н.С. Власова // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск. – Екатеринбург: Трудиздат, 2009. – Вып. 11. – С. 281–285.

  3. Власова, Н.С. Рейтинговая система контроля курсового проектирования по дисциплине «Web-дизайн» [Текст] / Н.С. Власова // Менеджмент качества образования в условиях обновляющейся России: сб. науч. ст. и науч.-метод. материалов / отв. ред. Г.С. Голошумова. – Екатеринбург: Изд. дом «ИздатНаукаСервис», 2009. – Вып. 3. – С. 264–270.

  4. Власова, Н.С. Использование средств web-дизайна для проектирования педагогической среды [Текст] / Н.С. Власова // Теория и практика профессионального образования: поиск, инновации, перспективы: сб. науч. тр. / под ред. Г.Д. Бухаровой, О.Н. Арефьева. – Екатеринбург: Изд. дом «ИздатНаукаСервис», 2010. – Вып. 12. – С. 238–243.

  5. Власова, Н.С. Художественно-проектная деятельность при обучении web-дизайну как основа формирования элементов дизайнерского мышления [Текст] / Н.С. Власова // Культура и образование: сб. науч. тр. / под ред. В.Л. Бенина. – Уфа: БГПУ, 2010. – Вып. 11. – С. 32–40.

  6. Власова, Н.С. О компьютерной подготовке будущих дизайнеров интерьера [Текст] / Н.С. Власова // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 13-й Всерос. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 11–13 апр. 2006 г. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. – С. 31–32.

  7. Власова, Н.С. Значение межпредметных связей при компьютерной подготовке будущих дизайнеров интерьера [Текст] / Н.С. Власова // Образование в Уральском регионе: научные основы развития: материалы IV рег. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 20–21 февр. 2006 г. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. – С. 182–185.

  8. Власова, Н.С. Проектирование содержания дисциплины «Web-дизайн» с учетом профессиональных (предметно-специализированных) компетенций [Текст] / Н.С. Власова // Информационно-вычислительные технологии и их приложения: материалы X Междунар. науч.-техн. конф. / МНИЦ ПГСХА. – Пенза: ПГСХА, 2009. – С. 55–57.

  9. Власова, Н.С. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении компьютерной графике [Текст] / Н.С. Власова // Новые образовательные технологии в вузе: сб. материалов 6-й Междунар. науч.-метод. конф., Екатеринбург, 2–5 февр. 2009 г.: в 2 ч. Ч. 2. – Екатеринбург: УГТУ – УПИ, 2009. – С. 67–70.

  10. Власова, Н.С. Возможности адаптивно-методических систем при обучении компьютерной графике [Текст] / Н.С. Власова // Новые информационные технологии в образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24–27 февр. 2009 г.: в 2 ч. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – Ч. 1. – С. 45–46.

  11. Власова, Н.С. Проектирование содержания дисциплины «Web-дизайн» на основе специальных компетенций с использованием модульного подхода [Электронный ресурс] / Н.С. Власова // Интернет в образовании: материалы Междунар. науч.-практ. заоч. конф., Москва, 12 окт. 2009 г. – 1 апр. 2010 г. – Режим доступа: http://www.conf.muh.ru/091012/thesis_Vlasova.htm

  12. Власова, Н.С. Модульно-компетентностный подход к проектированию содержания дисциплины «Web-дизайн» [Текст] / Н.С. Власова // Молодежь – будущее России: материалы II заоч. Всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов, Омск, 25 дек. 2009 г. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. – С. 17–24.

  13. Власова, Н.С. Методика формирования содержания компьютерных дисциплин с учетом специфики будущей деятельности специалистов в различных областях с учетом условий рынка труда [Текст] / Н.С. Власова, О.О. Медведева, Е.Е. Неупокоева, А.О. Прокубовская // Молодежь Сибири – науке России: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Красноярск, 20–21 апр. 2010 г. / Сиб. ин-т бизнеса, упр. и психологии. – Красноярск, 2010. – Ч. 1. – С. 166–169.

  14. Власова, Н.С. Содержание и значение дизайнерской подготовки студентов непрофильных специальностей [Текст] / Н.С. Власова // Инновационные технологии в педагогике и на производстве: материалы XVI Всерос. науч.-практ. конф. мол. ученых и специалистов, Екатеринбург, 27 апр. 2010 г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – С. 22–25.

  15. Власова, Н.С. Влияние современного рынка труда на формирование методики обучения web-дизайну [Текст] / Н.С. Власова // Новые информационные технологии в образовании (НИТО-Байкал): материалы Междунар. науч.-практ. конф., Улан-Удэ, 12–14 июля 2010 г. / БФФК; РГППУ; ОмГУ. – Улан-Удэ, 2010. – С. 30–32.

Практикумы

  1. Власова, Н.С. Графический редактор Photoshop. Основы Photoshop [Текст]: практикум / Н.С. Власова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2009. – 118 с. [присвоен гриф УМО по ППО].

  2. Власова, Н.С. Графический редактор CorelDRAW. Основы CorelDRAW [Текст]: практикум / Н.С. Власова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2008. – 167 с. [присвоен гриф УМО по ППО].

Подписано в печать 29.09.2010. Формат 60х84/16 . Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ. л. 1,4. Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ №

ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». 620012, Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

_________________________________________________________________



Ризограф ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педаго-гический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.