Высшая школа экономики - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Высшая школа экономики - страница №2/3

6.Контроль знаний студентов


6.1. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4




Текущий

(неделя)


Эссе







4




2-2,5 тыс. слов, список литературы не менее 5 наименований

Итоговый

Зачет







*




Устный зачет по выбранным билетам, продолжительность ответа 15 минут

6.2. Критерии оценки знаний, навыков

- уровень владения знаниями по рассматриваемым вопросам;

- умение критически осмысливать полученную информацию;

- активность в дискуссиях;

- правильность решения задач;

-правильность ответа на вопросы преподавателя;

-умение сформулировать свою позицию по обсуждаемому вопросу и аргументировано её изложить;

-способность понять логику изложенного тезиса и определить своё отношение к нему;

- глубина раскрытия темы.

-полнота использования источников.

-логичность, связность изложения.

-стиль и грамотность изложения.

-раскрытие разных точек зрения и постановка дискуссионных проблем.

Работу студентов в форме подготовки и презентации докладов по избранным темам преподаватель оценивает, исходя из следующих критериев:

1.Содержание

- полнота представления материала.

- четкая формулировка выводов.

- последовательность в изложении

2.Оценка представления

- доступность, ясность излагаемого материала.

- умение заинтересовать.

- убедительность выступления;

- культура речи,

- соблюдение регламента выступления.

3. Ответы на вопросы

- уровень владения проблемой.

- уровень аргументации при ответе на вопросы.

Доклад оценивается от 0 до 2 баллов.

0 – тема доклада не раскрыта.

1 – тема доклада раскрыта, но имеются существенные недостатки в изложении, раскрытии проблемных моментов темы, полноте использования источников.

2 – тема доклада раскрыта, существенных недостатков в изложении, полноте использования источников и раскрытии проблемных моментов темы не имеется.


Критерии оценки эссе:

Цель эссе – развитие у студентов навыков самостоятельной научной работы, анализа и сопоставления имеющихся точек зрения относительно конкретных научных и практических проблем, а также творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Таким образом, помимо высокого уровня освоения темы, четкого лаконичного изложения сути поставленной проблемы, эссе обязательно должно содержать самостоятельный анализ и выводы по поставленной проблеме, демонстрирующие собственную позицию студента. Общая форма изложения должна соответствовать жанру проблемной научной статьи.

Исходя из особенностей гуманитарных дисциплин, особое внимание уделяется такому жанру, как эссе. Эссе (опыт, набросок) – жанр философской, литературно-критической историко-биографической, публицистической прозы, предполагающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора. Формы эссе могут варьироваться от сравнительного анализа до анализа статистических данных по изучаемой проблеме, примеров, иллюстрирующих исследуемую проблему, анализа материалов с использованием изучаемых моделей. Простая компиляция не рассматривается кафедрой как соответствующая жанру эссе.

Объем эссе – 2-2,5 тыс. слов. Работа должна содержать :



введение (2 - 3 абзаца), в котором формулируется актуальность или цель написания работы, выбор и обоснование темы, определение рамок, в которых будет рассмотрена тема;

основную часть, где непосредственно и раскрывается тема, приводится анализ материалов по теме, сопоставление данных, аргументация, проводится сравнительный анализ, самостоятельный анализ автора, высказывается точка зрения автора по данной теме, и т.д.;

заключение (2-3 абзаца), которое содержит логически структурированные выводы или решение поставленной проблемы.

Возможно написание эссе в свободной творческой форме, при сохранении этих же критериев оценки. Вместо эссе по личному согласованию с преподавателем может быть подготовлена и представлена на практическом занятии мультимедийная презентация ppt. Критерии оценки – те же. Продолжительность сопутствующего доклада – 15 минут.



7. Содержание дисциплины
Тема 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Происхождение понятия «государство» и его содержание в русском и различных европейских языках. Дискуссии о происхождении государства. Типы государства. «Государство» и «империя» как разные типы государственности. Понятие о политических и властных институтах. Проблемы истории российской государственности. Особенности становления древнерусской государственности.

Количество часов аудиторной работы: 4

Общий объем самостоятельной работы для усвоения материала:2.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции.
Литература

История России с древнейших времен до конца XVII века : учеб. пособие / ред. А.Н. Сахаров; ред. А.П. Новосельцев . - М. : АСТ , 2001. - 575 с.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.): Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999.

Скиннер К. The State // Понятие государства в четырех языках: Сб-к статей. Под ред. О. Хархордина. СПб., Москва. 2002. С. 12-74.

Кола Д. Политическая семантика “Etat” и “état” во французском языке // Понятие государства в четырех языках: Сб-к статей. Под ред. О. Хархордина. СПб., Москва. 2002. С. 75-113.

Хархордин О. Что такое «государство»? Русский термин в европейском контексте // Понятие государства в четырех языках: Сб-к статей. Под ред. О. Хорхордина. СПб., Москва. 2002. С.152-217.Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1997. С. 69-97.



Тема 2. Держава Рюриковичей: характеристика государственного образования

Древнейшие институты власти восточных славян: вече, князь, дружина. Летописная легенда о призвании варягов. Споры «норманистов» и «антинорманистов». Киевский князь и дружина. «Окняжение» русских земель. Историографические дискуссии об особенностях социально-политического устройства Киевской Руси. Княжение первых Рюриковичей. Принятие христианства.


Количество часов аудиторной работы: 4

Общий объем самостоятельной работы для усвоения материала:2.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции.
Литература

История России с древнейших времен до конца XVII века : учеб. пособие / ред. А.Н. Сахаров ; ред. А.П. Новосельцев . - М. : АСТ , 2001. - 575 с.

Горский А.А., Кучкин В.А., Лукин П.В., Стефанович П.С. Древняя Русь: очерки политического и социального строя. М., 2008.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.): Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999.

Правящая элита Русского государства IX - начала XVIII в.: Очерки истории / Отв. ред. А.П. Павлов. 2004. С. 10-63.Мельникова Е.А. Древняя Русь и Скандинавия: Избранные труды. М., 2011. С. 15-130.

Назаренко А.В. Древняя Русь и славяне (историко-филологические исследования). М., 2009. С. 7-113.

Петрухин В.Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. Т. 1. (Древняя Русь). М., 2000.
Тема 3. РУСЬ УДЕЛЬНАЯ: АЛЬТЕРНАТИВЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (XIIXIII)

Предпосылки появления самостоятельных княжеств. Удельный порядок на Руси и феодальная раздробленность в странах Западной Европы: общее и особенное. Галицко-Волынское княжество: особенности политического развития Юго-Западной Руси. Новгородская боярская республика. Вече. Новгородские бояре и их вотчины. Институты власти в Великом Новгороде. Отношения Новгорода с князьями. Владимиро-Суздальское княжество: историко-географическая характеристика и особенности политического развития. Князья-«самовластцы» Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский.


Количество часов аудиторной работы: 8.

Общий объем самостоятельной работы для усвоения материала:4.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции и практические занятия.
Литература

История России с древнейших времен до конца XVII века : учеб. пособие / ред. А.Н. Сахаров; ред. А.П. Новосельцев . - М. : АСТ , 2001. - 575 с.

Горский А.А., Кучкин В.А., Лукин П.В., Стефанович П.С. Древняя Русь: очерки политического и социального строя. М., 2008.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.): Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999.

Правящая элита Русского государства IX - начала XVIII в.: Очерки истории / Отв. ред. А.П. Павлов. 2004. С. 64-98.Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М., 1984.

Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. М., 1987.

Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950.

Янин В.Л. Очерки истории средневекового Новгорода. М., 2008.


Тема 4. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СОСТАВЕ МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ: ОСОБЕННОСТИ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

Создание державы Чингисхана. Татаро-монгольское нашествие на Русь и его последствия. Русские земли в составе Монгольской империи. Система татарского ига. Потеря политической самостоятельности князей. Ярлыки на княжение. Великое княжение Владимирское. Повинности Руси по отношению к Орде. Ордынский выход. Институт баскачества. Карательные экспедиции Орды. Историографические дискуссии о влиянии ордынского ига на развитие русской средневековой государственности. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Историографические дискуссии о причинах возвышения Москвы. Развитие вотчинного и поместного землевладения. Политический упадок Золотой Орды и этапы борьбы русских князей с ордынским игом.


Количество часов аудиторной работы: 4

Общий объем самостоятельной работы для усвоения материала:2.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции.
Литература

История России с древнейших времен до конца XVII века : учеб. пособие / ред. А.Н. Сахаров ; ред. А.П. Новосельцев . - М. : АСТ , 2001. - 575 с.

Горский А.А. Москва и Орда: [Конец XIII - начало XVI вв.]. М., 2003.

Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII - XIV вв.): Курск лекций. М., 2001. С. 99 – 151.

Правящая элита Русского государства IX - начала XVIII в.: Очерки истории / Отв. ред. А.П. Павлов. 2004. С. 64-98.Селезнев Ю.В. "А переменит Бог Орду..." (русско-ордынские отношения в конце XIV- первой трети XV вв.). Воронеж, 2006.

Насонов А.Н. "Русская земля" и образование территории древнерусского государства: историко-географическое исследование; Монголы и Русь: история татарской политики на Руси. М., 2006.

Кучкин В.А. Русь под игом: как это было? М., 1991.

Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М., 1984.


Тема 5. МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО В XV-XVI ВВ.: РОССИЙСКОЕ САМОДЕРЖАВИЕ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Образование единого Российского государства. Принятие Иваном III титула «государя всея Руси». Формирование государственной идеологии и символики. Концепция “Москва – третий Рим”. Принятие Иваном IV царского титула. Сакрализация царской власти в Московском государстве. Правление Ивана IV. Взаимоотношения государя и подданных в московском царстве. Государев двор и его место в государственной структуре. Местничество. Формирование и развитие приказной системы управления. Дьяки и подьячие. Боярская дума. Земские соборы и их особенности. Система местного управления: наместники и волостели. Губная и земская реформы. Поместная система и поместное войско. Система налогообложения в Московском государстве: посошная подать и писцовые книги. Историографические дискуссии о причинах, сущности и последствиях опричнины. Дискуссии о развитии крепостного права в России: указная и безуказная теории.


Количество часов аудиторной работы: 8.

Общий объем самостоятельной работы для усвоения материала:6.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции и практические занятия.
Литература

История России с древнейших времен до конца XVII века : учеб. пособие / ред. А.Н. Сахаров; ред. А.П. Новосельцев . - М. : АСТ , 2001. - 575 с.

Веселовский С.Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. М.-Л., 1947.

Правящая элита Русского государства IX - начала XVIII в.: Очерки истории / Отв. ред. А.П.Павлов. 2004. С. 151-308.

Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978.Зимин А.А. Опричнина. М., 2001.

Каштанов, С.М. Социально-политическая история России конца XV- первой пол. XVI в. М., 1967.

Корецкий В.И. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России. М., 1975.

Кром М.М. "Вдовствующее царство": Политический кризис в России 30-40-х годов XVI века. М., 2010.

Леонтьев, А. Образование приказной системы управления в Русском государстве. М., 1961.

Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. Изыскания о земской реформе Ивана Грозного. Л., 1969.

Павлов А.П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове. Спб., 1992.

Тема 6. ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА И МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ XVII В.

Смута как кризис власти и общества. Гражданская война в России начала XVII в. Центральное и местное управление в эпоху Смуты. Земской собор 1613 г. Роль земских соборов в Смутное время. Эволюция государственного аппарата и местного управления в 20-80-е гг. XVII в.: процесс централизации и бюрократизации управления. Система управления на местах: воеводское управление и «миры». Государственные службы посадских людей. Соборное уложение. Реформа налогообложения: введение подворной подати. Дискуссии о формировании абсолютизма в России. Российское государство накануне петровских реформ: кризис традиционализма?

Количество часов аудиторной работы: 8.

Общий объем самостоятельной работы для усвоения материала:4.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции и практические занятия.
Литература

История России с древнейших времен до конца XVII века : учеб. пособие / ред. А.Н. Сахаров; ред. А.П. Новосельцев . - М. : АСТ , 2001. - 575 с.

Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987.

Седов П.В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века. СПб., 2008.

Кристенсен С.О. История России XVII в. Обзор исследований и источников. М., 1989.Богоявленский С.К. Московский приказной аппарат и делопроизводство XVI-XVII веков. М., 2006.

Булгаков М.Б. Государственные службы посадских людей в XVII веке. М., 2004. Лисейцев Д.В. Приказная система Московского государства в эпоху Смуты. Тула, 2009.

Новохатко О.В. Разряд в 185 году: исследования о деятельности Разрядного приказа в 1676/77 году. М., 2007.

Рыбалко Н.В. Российская приказная бюрократия в Смутное время начала XVII в. М., 2011.

Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в. М., 1990.

Швейковская Е.Н. Государство и крестьяне России. Поморье в ХVII веке М., 1997.



Тема 7. Преобразования Петра Великого в сфере государственного строительства

Предпосылки и причины преобразований. Реорганизации системы политической власти и административного управления в ходе петровских реформ: Ближняя канцелярия, Консилия министров, Сенат, коллегии, канцелярии и комиссии. Армия в системе политической власти. Перераспределение властных полномочий между центром и периферией в ходе губернской реформы. Формирование бюрократии. Двор Петра в системе политической власти. Церковная реформа. Социально-экономические преобразования. Общая оценка политической системы Петра Великого.


Количество часов аудиторной работы: 8

Общий объем самостоятельной работы для усвоения материала:4.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции и практические занятия.
Литература

История России с начала XVIII до конца XIX века : учеб. пособие / ред. А.Н. Сахаров . - М. : АСТ , 2001. - 543 с.

Агеева О.Г. Императорский двор России 1700 – 1796 годы. М., 2008. С.19-197.

Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого. СПб., 1997.

Бабич М.В. Государственные учреждения России XVIII в. Вып. 1. М., 1999. С. 72-93.

Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в. М., 2001.

Писарькова Л.Ф. Государственное управление России с конца XVII до конца XVIII века. М., 2007.Административно-территориальное устройство России: история и современность. М., 2003. / Глава 3: Центральное и местное управление и территориальное устройство в контексте реформ XVIII века. С. 58-99.

Административные реформы в России: история и современность. М., 2006. / Глава 3: Административное управление в России XVIII в. С. 60-115.

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.

Серов Д.О. Администрация Петра I, М., 2008.



Тема 8. ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ В РОССИИ

Причины нестабильности власти. Борьба дворцовых группировок. Роль дворянства и гвардии в дворцовых переворотах. Корректировка политического наследия Петра его преемниками. Возникновение оперативных органов исполнительной власти – Верховный тайный совет, кабинет министров, Конференция при Высочайшем дворе, Кабинет Ее Императорского Величества. Борьба сословных и бюрократических начал. Расширение привилегий дворянства.

Количество часов аудиторной работы: 8

Общий объем самостоятельной работы для усвоения материала:2.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции.
Литература

История России с начала XVIII до конца XIX века : учеб. пособие / ред. А.Н. Сахаров . - М. : АСТ , 2001. - 543 с.

Агеева О.Г. Императорский двор России 1700 – 1796 годы. М., 2008. С.19-197.

Бабич М.В. Государственные учреждения России XVIII в. Вып. 1. М., 1999. С. 72-93.

Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в. М., 2001.

Писарькова Л.Ф. Государственное управление России с конца XVII до конца XVIII века. М., 2007.Административно-территориальное устройство России: история и современность. М., 2003. / Глава 3: Центральное и местное управление и территориальное устройство в контексте реформ XVIII века. С. 58-99.

Административные реформы в России: история и современность. М., 2006. / Глава 3: Административное управление в России XVIII в. С. 60-115.

Курукин И.В. Эпоха «дворских бурь»: Очерки политической истории послепетровской России. Рязань. 2003.



Тема 9. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ И ПАВЛА I.

«Просвещенный абсолютизм»: реальность или иллюзия? Содержание политики Екатерины. Работа Уложенной комиссии. Идейные основы политики и реформ Екатерины II. Сенатская реформа 1764 г. Губернская реформа 1775 г.: ее политическое содержание и направленность. Церковная реформа, крестьянский вопрос, Жалованные грамоты дворянству и городам. Проблема централизации и децентрализации управления. Политические проекты Екатерины Великой. Контрреформа Павла I.


Количество часов аудиторной работы: 10

Общий объем самостоятельной работы для усвоения материала:4.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции и практические занятия.
Литература

История России с начала XVIII до конца XIX века : учеб. пособие / ред. А.Н. Сахаров . - М. : АСТ , 2001. - 543 с.

Агеева О.Г. Императорский двор России 1700 – 1796 годы. М., 2008. С.19-197.

Бабич М.В. Государственные учреждения России XVIII в. Вып. 1. М., 1999. С. 72-93.

Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в. М., 2001.

Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины Великой. М., 1993.

Писарькова Л.Ф. Государственное управление России с конца XVII до конца XVIII века. М., 2007. С.3-24, 85-528.Административно-территориальное устройство России: история и современность. М., 2003. / Глава 3: Центральное и местное управление и территориальное устройство в контексте реформ XVIII века. С. 58-99.

Административные реформы в России: история и современность. М., 2006. / Глава 3: Административное управление в России XVIII в. С. 60-115.

Мадариага И., де. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002.

LeDonne J. Ruling Russia. Politics and Administration in the Age of Absolutism. 1762-1796. Princeton; New Jersey. 1984.



Тема 10. РОССИЯ В ПЕРИОД ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА I

Личность императора Александра I, его политические воззрения. «Дней Александровых прекрасное начало»: Негласный комитет и реформы первых лет царствования. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение министерств. Государственный совет. М.М. Сперанский и его проекты преобразования государственного устройства России. Россия в наполеоновских войнах. Влияние войн с Наполеоном на внутреннюю политику. Александр I как архитектор послевоенной Европы. Значение Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии для формирования русского общественного сознания. Конституционные проекты декабристов. Расширение территории империи. Особый статус Финляндии и Польши в составе Российской империи.


Количество часов аудиторной работы: 10

Общий объем самостоятельной работы для усвоения материала:4.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции и практические занятия.
Литература

История России с начала XVIII до конца XIX века : учеб. пособие / ред. А.Н. Сахаров . - М. : АСТ , 2001. - 543 с.

Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997.

Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия: Политическая история России первой половины XIX ст. М., 1990Российские реформаторы, XIX - начало XX вв. / Под ред. А.П. Корелина. М., 1995.

Российские самодержцы: 1801-1917. 2-е изд. М., 1994.

Тема 11. НИКОЛАЕВСКАЯ РОССИЯ

Начало царствования императора Николая I. Восстание декабристов. Царствование императора Николая I – «апогей самодержавия». Собственная его императорского величества канцелярия. Временные комитеты. На пути к полицейскому государству: III отделение Собственной его императорского величества канцелярии и отдельный корпус жандармов. Цензурный устав 1826 г. и цензурная практика. Теория официальной народности. М.М. Сперанский и кодификация законов Российской империи. «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. Крестьянский вопрос. Реформа П.Д. Киселева. Власть и общество. П.Я. Чаадаев. Западники и славянофилы. А.И. Герцен и возникновение «вольной русской печати».


Количество часов аудиторной работы: 8.

Общий объем самостоятельной работы для усвоения материала:4.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции и практические занятия.
Литература

История России с начала XVIII до конца XIX века : учеб. пособие / ред. А.Н. Сахаров . - М. : АСТ , 2001. - 543 с.

Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997.

Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия: Политическая история России первой половины XIX ст. М., 1990Эйдельман Н.Я. Герцен против самодержавия. М., 1973.

Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. М., 1986.

Российские самодержцы: 1801-1917. 2-е изд. М., 1994.


Тема 12. ЭПОХА РЕФОРМ АЛЕКСАНДРА II. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Император Александр II. Великие реформы 1860-1870 гг. Подготовка и основные положения крестьянской реформы. Земская, судебная, городовая, военная реформы. Реформы в области образования и цензуры. Значение Великих реформ.


Количество часов аудиторной работы: 8.

Общий объем самостоятельной работы для усвоения материала:4.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции и практические занятия.

Литература

История России с начала XVIII до конца XIX века : учеб. пособие / ред. А.Н. Сахаров . - М. : АСТ , 2001. - 543 с.

Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997.

Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880-х гг. М., 1964.

Захарова Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. М., 2011.Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. СПб., 1999.

Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. 3-е изд. М., 1968.

Российские реформаторы, XIX - начало XX вв. / Под ред. А.П. Корелина. М., 1995.

Секиринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России: Очерки истории (середина XIX - начало XX в.). М., 1995.


Тема 13. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ: ИСТОРИЯ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ УРАЛА
Особенности формирования государственности на территории Урала. Вхождение Урала в состав Московского государства. Новгородская, московская, строгановская колонизации. Развитие Урала в 17 веке. Формирование горнозаводской цивилизации в 18 веке. Основание Ягошихи и Екатеринбурга. Создание Пермской губернии, основание губернской столицы Пермь. Развитие Урала в 19 веке.
Количество часов аудиторной работы: 18.

Общий объем самостоятельной работы для усвоения материала:4.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции и практические занятия, экскурсии по городу Перми и Пермскому краю, экскурсии в Пермский краеведческий музей, Музей-диораму в Мотовилихе и др.
Литература

История России с начала XVIII до конца XIX века : учеб. пособие / ред. А.Н. Сахаров . - М. : АСТ , 2001. - 543 с.История Урала до конца XIX в. : учеб. пособие / Г.Н.Чагин, А.В. Шилов и др. Пермь, 2007. – 153 с.

Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь, 1994.

Головчанский Г.П., Мельничук А.Ф. Строгановские городки, острожки, села. Пермь, 2005.

История Урала с середины XIX в. до нашего времени: учеб. пособие / Н.Н.Баранов, О.Н.Богатырева и др. Екатеринбург, 2003.

Корчагин П.А. Губернская столица Пермь. Пермь, 2006.

Косточкин В.В. Чердынь. Соликамск. Усолье. М., 1988.

Пермь от основания до наших дней: исторические очерки. Пермь, 2002.

Страницы истории земли Пермской. Прикамье с древнейших времен до начала XVIII в. // Н.Н.Агафонова и др. Учеб. пособие. Ч.1. Пермь, 1995.

Страницы истории земли Пермской. Прикамье в XVIII – ХХ вв.//Н.Н.Агафонова и др. Учеб. Пособие. Ч.2. Пермь, 1997.

Чагин Г.Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. Пермь, 2004.

Чагин Г. Н. История в памяти русских крестьян Среднего Урала в середине XIX —начале XX века: учеб. пособие. Пермь, 1999.

Чагин Г.Н. На древней Пермской земле. М., 1988.

Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX – ХХ вв. Учеб. Пособие. Екатеринбург, 2002.

Чагин Г.Н., Шилов А.В. Уездные провинции Кунгур, Оса, оханск. Пермь, 2007.


Тема 13. РОССИЯ В КОНЦЕ ХIХ - НАЧАЛЕ ХХ ВВ. МЕЖДУ РЕФОРМОЙ И РЕВОЛЮЦИЕЙ

Император Николай II: личностные особенности, политические представления. С.Ю. Витте и проблема модернизации России. Российская империя по данным всероссийской переписи населения 1897 года. Освободительное движение в России: радикалы и либералы. Возникновение политических партий. Земское движение. Рабочее и крестьянское движение. Возобновление террористической борьбы. Революция 1905-1907 годов: причины, динамика, результаты. Манифест 17 октября 1905 г. Политические партии и организации в период революции. Основные законы 23 апреля 1906 г. Первые общенациональные выборы. Деятельность I и II Государственных дум. Государственный переворот 3 июня 1907 г. Третьеиюньская монархия (1907-1914 гг.) Деятельность III и IV Государственных дум. П.А. Столыпин. Национальная политика. Польский, финляндский и еврейский вопросы в начале ХХ в.


Количество часов аудиторной работы: 10

Общий объем самостоятельной работы для усвоения материала: 8.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции и семинарские занятия.
Литература

Верт Н. История Советского государства, 1900-1991. М., 2003.

Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997.

Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX - начало XX в.). М., 2000.

Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970.

Российские реформаторы, XIX - начало XX вв. / Под ред. А.П. Корелина. М., 1995.


Тема 14. УЧАСТИЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ. РЕВОЛЮЦИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ

Причины Первой мировой войны. Начало и ход военных действий на Западном и Восточном фронтах. Отношение различных партий к войне. Земгор. Милитаризация экономики, усиление роли государства и планового начала. Февральская революция 1917 г. в России. Причины революции. Свержение самодержавия. Образование Временного правительства и Петроградского совета, их состав и политические цели, противостояние. От Февраля к Октябрю. События 3-5 июля – репетиция большевистского переворота. Курс партии большевиков на вооруженное восстание. Лидеры большевиков: В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий. Корниловщина. Октябрьская революция в России, причины ее победы. Создание Советского государства. Блок партии большевиков с левыми эсерами. Созыв и разгон Учредительного собрания. Брестский мир, выход России из войны. Создание однопартийного государства. ВЧК. Красный террор. Убийство царской семьи. Гражданская война в России. Причины Гражданской войны. Образование Добровольческой армии. Создание Красной армии. Белое движение, его лидеры и их цели. Политика военного коммунизма. Причины победы большевиков.

Количество часов аудиторной работы: 10.

Общий объем самостоятельной работы для усвоения материала: 6.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции и семинарские занятия.
Литература

История России. XX век : учеб. пособие / ред. В.П. Дмитренко . - М. : АСТ , 2001. - 607 с.

Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М., 2011.

Верт Н. История Советского государства, 1900-1991. М., 2003Будницкий О.В. Российские евреи между красными и белыми (1917-1920). М., 2005.

Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть: К изучению политической культуры российской революции 1917 года. СПб., 2001.

Пайпс Р. Русская революция. В 2 т. М., 1994.

Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание. История рождения и гибели. М., 1997.
Тема 15. РОССИЯ В ПЕРИОД СКЛАДЫВАНИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА. ЭПОХА СТАЛИНИЗМА.

Советская Россия в 1920-е гг. Экономический и политический кризис 1921 г. Кронштадтское и Тамбовское восстания. Голод начала 1920-х гг. Новая экономическая политика (нэп). Образование СССР. И.В. Сталин. Установление режима его личной власти в конце 1920-х гг. Формирование тоталитарной системы в СССР. Показательные политические процессы и репрессии конца 1920-1930-х гг. Конституция СССР 1936 г. «Большой террор» 1937-1938 гг. ГУЛАГ. «Великое отступление»: понятие, формы, результаты.


Количество часов аудиторной работы: 6

Общий объем самостоятельной работы для усвоения материала:6.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции и семинарские занятия.
Литература

История России. XX век : учеб. пособие / ред. В.П. Дмитренко . - М. : АСТ , 2001. - 607 с.

Верт Н. История Советского государства, 1900-1991. М., 2003.

Геллер М. Я., Некрич А. М. Утопия у власти. М., 2000.



Хлевнюк О.В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М., 2010.Верт Н. Террор и беспорядок. Сталинизм как система. М., 2010

Измозик В.С. Глаза и уши режима (Государственный политический контроль за населением Советской России в 1918-1928 годах). СПб., 1995.

Коржихина Т.П. Советское государство и учреждения: ноябрь 1917 г. - декабрь 1941 г. М., 1994.

Лившин А.Я. Настроения и политические эмоции в Советской России: 1917-1932 гг. М., 2010.

Павлова И.В. Механизм власти и строительство сталинского социализма. Новосибирск, 2001.

Хлевнюк О.В. Политбюро. Механизм политической власти в 1930-е годы. М., 1996.



Раздел 16. СССР в период Второй мировой войны

Причины Второй мировой войны. Международные отношения в конце 1930-х гг. Аншлюс Австрии. Мюнхенское соглашение. Оккупация Германией Чехословакии. Пакт Молотова - Риббентропа. Начало Второй мировой войны. Разгром Германией Польши. «Странная война». Присоединение новых территорий к СССР. Советско-финская война 1939-1940 гг. Нападение Германии на СССР. Создание Государственного комитета обороны и Ставки Верховного главнокомандования. Эвакуация. Чрезвычайные органы и чрезвычайное законодательство военного времени. Перевод экономики на военный лад. Военные действия на советско-германском фронте в 1941-1945 гг. Ялтинская конференция, значение ее решений для послевоенного переустройства Европы. Капитуляция Германии. Потсдамская конференция. Изменение границ СССР в результате Второй мировой войны. Нюрнбергский процесс над нацистскими военными преступниками. Итоги и уроки войны.


Количество часов аудиторной работы: 4

Общий объем самостоятельной работы для усвоения материала:2.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции и семинарские занятия.
Литература

История России. XX век : учеб. пособие / ред. В.П. Дмитренко . - М. : АСТ , 2001. - 607 с.

Верт Н. История Советского государства, 1900-1991. М., 2003.

Мировые войны XX века: в 4 кн. Кн. 3: Вторая мировая война: ист. очерк. М., 2005.



Верт А. Россия в войне 1941-1945. М., 2003.

Память о войне 60 лет спустя – Россия, Германия, Европа. М., 2005.

Семиряга М.И. Коллаборационизм. Природа, типология и проявления в годы Второй мировой войны. М., 2000.



Тема 17. СССР и Европа в 1945-1965 гг. Холодная война

СССР в период позднего сталинизма (1945-1953 гг.). Восстановление промышленности: источники и темпы. Послевоенная деревня. Голод 1946-1947 гг. Репрессивные законы послевоенного времени. Новая волна репрессий, идеологическая реакция. Постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград». Борьба против «космополитизма». Лысенковщина. Ленинградское дело. Дело врачей. Апогей ГУЛАГа. СССР в годы “оттепели” (1953-1964 гг.) Борьба в политическом руководстве страны после смерти И.В. Сталина. Н.С. Хрущев. ХХ съезд КПСС и начало десталинизации общества. Перестройка управления экономикой. Перемены в аграрной политике. Социальная политика советского государства. Провозглашение КПСС курса на построение коммунизма. Реформа управления. Кризис в сельском хозяйстве. Начало импорта зерна. Отстранение Н.С. Хрущева от власти.

Количество часов аудиторной работы: 8

Общий объем самостоятельной работы для усвоения материала:4.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции и семинарские занятия
Литература

История России. XX век : учеб. пособие / ред. В.П. Дмитренко . - М. : АСТ , 2001. - 607 с.

Верт Н. История Советского государства, 1900-1991. М., 2003.

Холодная война. 1945-1963: Историческая ретроспектива: Сб. ст. М., 2003.Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964. М., 1993.

Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти 1945-1991. М., 1998.
Тема 18. От СССР к России

Приход к власти Л.И. Брежнева. Экономические реформы середины 1960-х гг., их провал. Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере (середина 1960-х - начало 1980-х гг.). Усиление контроля в идеологической сфере. «Ползучая» ресталинизация. Суд над А.Д. Синявским и Ю.М. Даниэлем. «Пражская весна», попытка перехода к «социализму с человеческим лицом» в Чехословакии, ее подавление. Движение инакомыслящих (диссидентов) в СССР. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын. Эпоха «застоя» 1970-середины 1980-х гг. Конституция 1977 г. М.С. Горбачев. Перестройка в СССР (1985-1991 гг.) - попытка реформировать советскую экономическую и политическую систему. Курс на ускорение социально-экономического развития страны, политика гласности. Первый съезд народных депутатов СССР. Нарастание экономического и политического кризиса, обострение межнациональных конфликтов. Избрание Б.Н. Ельцина президентом Российской Федерации. События 19-21 августа 1991 г., провал попытки государственного переворота, запрещение КПСС. Распад СССР. Россия на современном этапе. Становление российской государственности. Экономические реформы, их результаты. Обострение политической борьбы, кризис 3-4 октября 1993 г. Конституция 1993 г., изменения в политической системе.


Количество часов аудиторной работы: 8

Общий объем самостоятельной работы для усвоения материала:4.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции и семинарские занятия.
Литература

История России. XX век : учеб. пособие / ред. В.П. Дмитренко . - М. : АСТ , 2001. - 607 с.

Верт Н. История Советского государства, 1900-1991. М., 2003.

Пихоя Р.Г., Соколов А.К. История современной России. Кризис коммунистической власти в СССР и рождение новой России. Конец 1970-х - 1991 гг. М., 2008.

Пихоя Р.Г., Журавлев С.В., Соколов А.К. История современной России. Десятилетие либеральных реформ: 1991-1999 гг. М., 2011Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе. Новосибирск, 1999.

Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти 1945-1991. М., 1998.





  1. << предыдущая страница   следующая страница >>