Высшая школа экономики - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Высшая школа экономики - страница №1/3

Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования


Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ


ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет экономики
Программа дисциплины
Отечественная история
для направления 080100.62 «Экономика»

подготовки бакалавра

Авторы программы:

Будницкий О.В. д-р ист. н., проф. obudnitskiy@hse.ru

Данилевский И.Н. д-р ист. н., проф. viddanin@mail.ru

Каменский А.Б. д-р ист. н., проф. akamenskii@hse.ru

Акельев Е.В. канд. ист. н., доц. eakelev@hse.ru
Адаптировано для ПФ ГУ-ВШЭ :

Е. Н. Шестакова, к.и.н., katerinaperm@mail.ru

В.В. Шабалин, к.и.н., Vlashhh@yandex.ru

Д.В. Офицеров-Бельский, к.и.н., dmitriybelskiy@gmail.com

Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «02» сентября_ 2010 г.
Зав. кафедрой гуманитарных дисциплин ______________________А.А. Борисов

Утверждена Учебно-методическим Советом ПФ ГУ ВШЭ «09» сентября 2010 г.


Председатель ________________________ Г.Е. Володина

Пермь, 2010



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика», обучающихся по бакалаврской программе, изучающих дисциплину «История российской государственности».

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики, в отношении которого установлена категория «Национальный исследовательский университет» по направлению подготовки 080100.62 Экономика (уровень подготовки: Бакалавр). Утверждён 02.07.2010 г. (протокол № 15)
    • Учебным планом университета по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», утвержденным в 2010 г.




2.Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «История российской государственности» являются: создать у студентов комплексное представление о формировании и развитии российской государственности в IX-XX вв.

При этом выделяются следующие задачи:



    • Выделение теоретических проблем, связанных с понятиями «государство» и «государственность»,

    • Знакомство с теориями происхождения государства, типологиями государств.

    • Определение основных этапов формирования российской государственности,

    • Изучение основных фактов и явлений, характеризующих особенности развития российской государственности в IX-XX вв.

    • Овладение базовыми навыками анализа источников по истории российской государственности с целью извлечения информации о социально-значимых проблемах и процессах.


Цели ВПО в соответствии с Образовательным стандартом ГУ-ВШЭ по направлению подготовки 080100.62 Экономика
2.1 В области обучения целью ВПО по направлению подготовки 080100.62 Экономика является:

- Подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических и математических знаний, получение высшего профессионально профилированного (на уровне бакалавра) образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.


2.2 В области воспитания личности целью ВПО по направлению подготовки 080100.62 Экономика является:

- формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, повышение их общей культуры и расширение кругозора.



3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


    • знать основные факты и явления, характеризующие особенности развития российской государственности в IX-XX вв.

    • уметь анализировать источники по истории российской государственности с целью извлечения информации о социально-значимых проблемах и процессах.

    • уметь обобщать и формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

    • Иметь навыки (приобрести опыт) работы с историческими источниками.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

СЛК-1

Владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения



Лекционный курс

Семинарские занятия

Выполнение домашних

заданий


Самостоятельная работа

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

СЛК-2



Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно

значимые философские проблемы



Семинарские занятия, дискуссионные технологии; работа с рекомендованной литературой; выполнение письменных работ.

Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире

СЛК–3

Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире

Семинарские занятия; выполнение заданий, предполагающих пользование компьютером и Интернетом; выступления с докладами; самостоятельная работа.

Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

СЛК-4

Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

Выполнение заданий, предполагающих пользование компьютером и интернетом; работа с рекомендованной литературой, выполнение письменных работ; выступления с докладами; самостоятельная работа

Способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет

ПК-9

Способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет

Выполнение заданий, предполагающих пользование компьютером и интернетом; работа с рекомендованной литературой, выполнение письменных работ; выступления с докладами; самостоятельная работа



4.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Курс «История отечества» предназначен для студентов дневного отделения 1 курса бакалавриата и является обязательным предметом. К началу изучения данного курса от студента достаточно освоения исторического и экономического материала на уровне знаний и компетенций, требуемых от выпускника средней школы, соответствующих её образовательному стандарту.

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении курсов «Российская экономика» и «История экономических учений».



5.Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары




1

Теоретические основания истории российской государственности

5

2




3

2

Держава Рюриковичей: характеристика государственного образования

5

2




3

3

Русь удельная: альтернативы древнерусской государственности (XII – XIII)

7




2

5

4

Русские земли в составе Монгольской империи: особенности власти и управления

5

2




3

5

Московское царство в XV-XVI вв.: российское самодержавие как специфическая форма государственного устройства

6




2

4

6

Эволюция государственного аппарата и местного управления в России XVII в.

5

2




3

7

Преобразования Петра Великого в сфере государственного строительства

7




2

5

8

Эпоха дворцовых переворотов в России

6




2

4

9

Политическая система Екатерины Великой и Павла I

5

2




3

10

Россия в период царствования Александра I

5

2




3

11

Николаевская Россия

5

2




3

12

Эпоха реформ Александра I I

5

2




3

13

Региональный компонент: История России на примере Урала

6




2

4

14

Россия в конце ХIХ - начале ХХ вв. Между реформой и революцией

6




2

4

15

Участие России в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в России

5

2




3

16

Советский эксперимент: от коммунистической утопии к «великому отступлению». Феномен сталинизма

7




2

5

17

СССР в период Второй мировой войны

6




2

4

18

СССР и Европа в 1945-1965 гг. Холодная война

5

2




3

19

От СССР к России

7




2

5




Итого:

108

20

18

70



следующая страница >>