Высшая школа экономики пермский филиал - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Высшая школа экономики пермский филиал - страница №1/3

Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования


Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ


ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ



Факультет Экономики





Программа дисциплины


Экономическая история

для направления 080100.62 Экономика


Автор программы: Офицеров-Бельский Д.В., к. и. н., доцент, DmitriyBelskiy@gmail.com




Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «___»____________ 2010 г.
Зав. кафедрой А.А. Борисов _______________________

Утверждена Учебно-методическим Советом ПФ ГУ ВШЭ «___»____________2010 г.


Председатель Г.Е. Володина ________________________





Пермь, 2010



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика», изучающих дисциплину «Экономическая история».

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ по направлению подготовки 080100.62 Экономика (квалификация (степень) "бакалавр")", 15;

  • Учебным планом университета по направлению подготовки бакалавров по направлению 080100.62 «Экономика», утверждённым в 2010г.


2 Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Экономическая история» являются:

- формирование системного представления об основных закономерностях и направлениях развития мировой экономической истории и направлениях развития мировой экономики;

- постановка вопроса о месте России в этом процессе;

- понимание эволюции экономических явлений и понятий, хронологии развития рыночных институтов, важнейших технических и технологических, а также организационно-управленческих инноваций;

-развитие аналитических способностей и умения находить причинно-следственные взаимосвязи.

Цели ВПО в соответствии с Образовательным стандартом ГУ-ВШЭ по направлению подготовки 080100.62 Экономика:

2.1 В области обучения целью ВПО по направлению подготовки 080100.62 Экономика является:

- Подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических и математических знаний, получение высшего профессионально профилированного (на уровне бакалавра) образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.



2.2 В области воспитания личности целью ВПО по направлению подготовки 080100.62 Экономика является:

- формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, повышение их общей культуры и расширение кругозора.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать

- закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы

мировой и отечественной экономической и интеллектуальной истории;

- основные понятия и категории исторической науки, закономерности развития общества и мышления;


  • предмет и метод истории экономики;

  • периодизацию истории экономики;

  • место истории экономики в системе экономических наук;

  • хронологию возникновения и развития важнейших экономических и политических процессов в мировой истории;

  • основные принципы исторического исследования, включающего сбор информации и работу с источниками.

  • Уметь

- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных

и социальных наук в профессиональной деятельности;

- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;


  • уметь проводить сравнительный анализ процессов мировой истории и аналогичных процессов в истории России;

  • применять полученные теоретические знания для анализа социально-экономической политики;

  • использовать на практике полученные знания для оценки результатов проводимых экономических реформ.

  • Иметь навыки (приобрести опыт)

- публичной речи, аргументации, ведения дискуссии;

- философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества.

- аналитического изложения материала;
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире

СЛК-3

Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире

Лекционный курс

Семинарские занятия

Выполнение домашних

заданий


Самостоятельная работа

Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в

обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем



СЛК-4



Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в

обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем



Семинарские занятия, дискуссионные технологии; работа с рекомендованной литературой; выполнение письменных работ.

Владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения



СЛК–1

Владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения



Семинарские занятия; выполнение заданий, предполагающих пользование компьютером и Интернетом; выступления с докладами; самостоятельная работа.

Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

СЛК-12

Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

Выполнение заданий, предполагающих пользование компьютером и интернетом; работа с рекомендованной литературой, выполнение письменных работ; выступления с докладами; самостоятельная работа

Способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет

ПК-9

Способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет

Выполнение заданий, предполагающих пользование компьютером и интернетом; работа с рекомендованной литературой, выполнение письменных работ; выступления с докладами; самостоятельная работа



4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

К началу изучения данного курса от студента достаточно освоения исторического и экономического материала на уровне знаний и компетенций, требуемых от выпускника средней школы, соответствующих её образовательному стандарту.

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении курсов «Российская экономика» и «История экономических учений».

5 Тематический план учебной дисциплины

п/п


Наименование разделов и тем



Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия




1

Введение в историю экономики и методологию предмета

6

4







2

2

Основные черты развития первобытнообщинного и рабовладельческого способов производства

6

4







2

3

Основные черты развития феодального способа производства в Европе

4

2







2

4

Основные черты развития феодального способа производства в Азии

4

2







2

5

Основные этапы развития капитализма свободной конкуренции

6

2







2

6

Экономическое развитие на рубеже XIX-XX вв.

6

2







2

7

Экономическое развитие капиталистических стран между перовой и второй мировыми войнами (1918 - 1939 гг.)

6

2







2

8

Экономика стран с развитой рыночной системой после второй мировой войны

12

4







2

9

Экономическое развитие СССР

6

2







2

10

Становление рыночных отношений в современной России

6

2







2

11

Новые индустриальные страны и страны догоняющего развития во второй пол. XX-нач. XXI веков

6

2







2

12

Развитые экономики на рубеже XX-XXI веков

6

2







2

13

Тенденции глобализации мировой экономики: тенденции и перспективы

6

2







2

14

Докапиталистическая экономика в Европе

10




4




2

15

Докапиталистическая экономика в Азии и в Новом Свете

10




4




6

16

Эволюция колониализма в XV-XX вв.

10




4




4

17

Экономическое развитие США в кон. XVIII–нач. XX вв. (до 1929 г.)

12




4




2

18

Восточно-азиатские экономики во вт. пол. XX-нач. XXI вв.

12




4




2

19

Кризисные явления в капиталистических экономиках в XVII-XX вв.

16




6




2

20

Cпециализированные экономики в XX- XXI веках.

12




4




2




Итого:

108

32

30




46


6. Формы контроля знаний студентов

6.1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4




Текущий

(неделя)


Эссе

6










2-2,5 тыс. слов, список литературы не менее 5 наименований

Реферат




3







2,5-3 тыс. слов, список литературы не менее 8 наименований

Итоговый

Экзамен




8







Устный экзамен, продолжительность ответа 15 минут


6.2. Критерии оценки знаний, навыков

6.2.1. Критерии оценки доклада на семинаре

- уровень владения знаниями по рассматриваемым вопросам;

- умение критически осмысливать полученную информацию;

- активность в дискуссиях;

- правильность решения задач;

-правильность ответа на вопросы преподавателя;

-умение сформулировать свою позицию по обсуждаемому вопросу и аргументировано её изложить;

-способность понять логику изложенного тезиса и определить своё отношение к нему;

- глубина раскрытия темы.

-полнота использования источников.

-логичность, связность изложения.

-стиль и грамотность изложения.

-раскрытие разных точек зрения и постановка дискуссионных проблем.

Работу студентов в форме подготовки и презентации докладов по избранным темам преподаватель оценивает, исходя из следующих критериев:

1.Содержание

- полнота представления материала.

- четкая формулировка выводов.

- последовательность в изложении

2.Оценка представления

- доступность, ясность излагаемого материала.

- умение заинтересовать.

- убедительность выступления;

- культура речи,

- соблюдение регламента выступления.

3. Ответы на вопросы

- уровень владения проблемой.

- уровень аргументации при ответе на вопросы.

Доклад оценивается от 0 до 2 баллов.

0 – тема доклада не раскрыта.

1 – тема доклада раскрыта, но имеются существенные недостатки в изложении, раскрытии проблемных моментов темы, полноте использования источников.

2 – тема доклада раскрыта, существенных недостатков в изложении, полноте использования источников и раскрытии проблемных моментов темы не имеется.


6.1.2. Критерии оценки эссе и рефератов

Цель эссе и рефератов – развитие у студентов навыков самостоятельной научной работы, анализа и сопоставления имеющихся точек зрения относительно конкретных научных и практических проблем, а также творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Таким образом, помимо высокого уровня освоения темы, четкого лаконичного изложения сути поставленной проблемы, эссе обязательно должно содержать самостоятельный анализ и выводы по поставленной проблеме, демонстрирующие собственную позицию студента. Общая форма изложения должна соответствовать жанру проблемной научной статьи.

Исходя из особенностей гуманитарных дисциплин, особое внимание уделяется такому жанру, как эссе. Эссе (опыт, набросок) – жанр философской, литературно-критической историко-биографической, публицистической прозы, предполагающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора. Формы эссе могут варьироваться от сравнительного анализа до анализа статистических данных по изучаемой проблеме, примеров, иллюстрирующих исследуемую проблему, анализа материалов с использованием изучаемых моделей. Простая компиляция не рассматривается кафедрой как соответствующая жанру эссе.

Объем эссе – 2-2,5 тыс. слов. Работа должна содержать :



введение (2 - 3 абзаца), в котором формулируется актуальность или цель написания работы, выбор и обоснование темы, определение рамок, в которых будет рассмотрена тема;

основную часть, где непосредственно и раскрывается тема, приводится анализ материалов по теме, сопоставление данных, аргументация, проводится сравнительный анализ, самостоятельный анализ автора, высказывается точка зрения автора по данной теме, и т.д.;

заключение (2-3 абзаца), которое содержит логически структурированные выводы или решение поставленной проблемы.

Возможно написание эссе в свободной творческой форме, при сохранении этих же критериев оценки. Вместо эссе по личному согласованию с преподавателем может быть подготовлена и представлена на практическом занятии мультимедийная презентация ppt. Критерии оценки – те же. Продолжительность сопутствующего доклада – 15 минут.

В период изучения курса «Экономической истории» каждый студент также должен выполнить реферативную работу. Рефера́т (нем. Referat, от лат. refere — докладывать, сообщать) — письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором обобщается информация из одного или нескольких источников. Обыкновенно реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер. Студент волен выбирать любую из этих форм.

Объем реферата – 2,5-3 тыс. слов. Работа обязательно должна содержать:



введение (до 1 страницы), в котором помимо актуальности темы также определяется круг литературы и источников, послуживших основой для реферативной работы;

основную часть, в которой автор представляет позиции относительно рассматриваемой проблематики, распространенные в научной и аналитической литературе, представляя одновременно и свое видение вопроса;

заключение (2-3 абзаца), которое содержит логически структурированные выводы относительно доминирующих подходов к объяснению или решению рассматриваемой темы и мнение автора относительно слабых и сильных сторон существующих подходов.

6.1.3. Критерии выставления оценки за итоговый контроль.

Итоговый контроль - экзамен проводится в устной форме. Билет содержит 2 вопроса. Ответ оценивается по десятибалльной шкале (критерии оценки – полнота изложения фактического содержания, понимание логики теоретической интерпретации).

Кроме того, преподаватель задает дополнительные вопросы. Неверный ответ или нелогичная интерпретация является основанием для понижения оценки от 1 до 6 баллов (например, максимальное снижение оценки происходит в случае, когда студент делает ошибку в периодизации важнейших событий человеческой истории на несколько веков и даже тысячелетий).


следующая страница >>