Выпускная квалификационная работа - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Выпускная квалификационная работа по направлению Права человека и... 2 1022.33kb.
Выпускная квалификационная работа на соискание степени бакалавра... 1 22.64kb.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной... 1 41.62kb.
Выпускной квалификационной работы Серемина Марка Сергеевича «речевой... 1 18.59kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» 1 159.88kb.
Программа для занятий детского театра моды 1 84.47kb.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. 2 478.73kb.
Выпускная работа по теме Формирование ключевых компетенций 1 213.87kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» 1 233.96kb.
Исследовательская работа Ковгар Юлия, 4 класс Ковгар Елена Антоновна... 1 221.45kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» 1 377.97kb.
Этнический состав населения мира 1 199.22kb.
- 4 1234.94kb.
Выпускная квалификационная работа - страница №1/3

Правительство Российской Федерации

Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики»

Факультет бизнес-информатики

Кафедра инновации и бизнеса в сфере информационных технологий

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: «Проблемы выбора адекватных мультимедийных технологий в дистанционном обучении в зависимости от принадлежности к культурной группе»


Работа студента 472 группы

Дарсавилидзе Дмитрия Сандровича
Научный руководитель:

К.ф.н. Таратухина Ю. В.
Рецензент:

Краюшкина Т. В.

Москва, 2013

Содержание


Содержание 6

Введение 7

Глава I. Определение образовательных культурных групп 10

1.1 Проблемы сетевых образовательных сообществ 10

1.2. Специфика образовательных моделей в разных культурах 11

1.3. Разработанная классификация образовательных культурных групп 19

1.4. Выводы по главе I 22

Глава II. Анализ существующих и перспективных средств дистанционного обучения 22

2.1 Особенности дистанционного обучения 22

2.2. Реализация дистанционного обучения в университетах мира 25

2.2.1. Университет Южного Квинсленда 25

2.2.2. Открытый университет Китая 26

2.3. Критерии определения адекватности средств дистанционного обучения 27

2.4. Средства дистанционного обучения 29

2.4.1. Адаптивные системы обучения: Math Garden (Нидерланды) 29

2.4.2. Онлайн-системы для проведения семинаров: Cisco WebEx Social (Cisco) 31

2.4.3. Образовательные курсы онлайн: Coursera 33

2.4.4. Интерактивные электронные учебные пособия 35

2.4.5. Цифровой Аристотель 37

2.5. Определение адекватных средств дистанционного обучения 38

2.6. Выводы по главе II 41

Заключение 41

Список литературы 42

Приложение 1: отчёт о прохождении преддипломной практики в компании «Учебный центр менеджмента социальных проектов» 43

Введение 43

Обоснование выбора места прохождения практики 44

Цель прохождения практики 44

Задачи для решения во время прохождения практики 44

Описание компании 45

Теоретические сведения, необходимые для решения задач 46

Соотнесение теоретических сведений с фактическим положением 46

Внедрение системы дистанционного обучения 46

Результаты работы 49

Заключение 49

Место нахождения данных 49




Введение


С развитием технологий коммуникации Интернет стал играть важную роль в обществе. В сеть можно войти с любого устройства и в любом месте. Огромная доля коммуникаций перешла в онлайн. Развитие сети привело к возникновению сетевых сообществ, как национальных, так и интернациональных.

Главной проблемой интернационального сетевого сообщества является проблема межкультурного взаимодействия. Люди разных национальностей по-разному воспринимают информацию и по-разному относятся к подаче этой информации.

Одним из процессов коммуникаций, переходящим из оффлайна в сеть, является обучение. Количество систем дистанционного обучения и их возможности увеличиваются из года в год. Возникает вопрос, какие системы дистанционного обучения использовать при работе с той или иной культурой.

Целью работы является классификация средств дистанционного обучения в различных культурах.

Задачами работы являются:


  1. Определение образовательных культурных групп. Поскольку в настоящий момент адекватной классификации образовательных культурных групп, необходимой для определения средств дистанционного обучения, не существует, необходимо разработать подобную классификацию на основе культурных моделей различных учёных.

  2. Анализ существующих и перспективных средств дистанционного обучения. В данном случае будут рассмотрены различные средства и технологии для проведения дистанционного обучения и проверены по нескольким критериям на адекватность для определённых культурных групп.

  3. Выбор адекватных средств дистанционного обучения для каждой культурной группы. На основе определённого анализа будут сделаны выводы по поводу наиболее подходящих средств и технологий дистанционного обучения для культурных групп.

Перед выполнением работы необходимо определить ключевые понятия, полезные для выполнения работы.

Сетевое сообщество (http://letopisi.ru/index.php/%D0%A1%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE) – группа людей, имеющих сходные интересы, которые общаются посредством Интернета. Преимуществом сетевого сообщества является быстрая возможность нахождения по интересу, однако члены сетевого сообщества мало знакомы друг с другом.

Дистанционное обучение (http://distant.ioso.ru/do/termin.htm) – это взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Дистанционное обучение может осуществляться посредством телевидения, радио, сети Интернет или иных коммуникационных сетей.

E-learning – вид дистанционного обучения, обучение с помощью сети Интернет и мультимедиа.



У e-learning есть множество преимуществ перед классическим (http://www.web-learn.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=44:2011-04-22-11-07-39&catid=12:biblioteka-online&Itemid=17):

  • Возможность обучения большего количества учеников. В то время, как в обычном образовательном учреждении учитель способен одновременно обучать максимум несколько классов по 20-30 человек, дистанционный курс могут проходить сотни и даже тысячи учеников одновременно

  • Независимость от времени и от места. Ученик может в любой момент и где угодно выбрать, какой курс ему проходить и сколько времени делать определённое задание.

  • Персонифицированность. Учитель может для каждого ученика давать определённый объём задания, в случае непонимания учеником вопроса или в случае заинтересованности может дать дополнительные материалы.

  • Использование интерактивных мультимедиа. В дистанционном обучении через Интернет ученики могут просматривать видео и прослушивать аудиоматериалы, использовать сайты, а также сами загружать свои материалы.

  • Сокращение времени на проверку заданий. Обычно проверка работ учеников занимает у преподавателя достаточно большое количество времени. Составление и использование онлайн-тестов позволяет выводить результаты учеников сразу после окончания выполнения ими задания и, как следствие, учителю не нужно тратить время на проверку и на оценку работ.

  • Независимость от других факторов. При болезни, опоздании или прогуле ученики могут пропустить важный материал, находясь дома, а морозные зимы порой отнимают занятия у целых школьных классов. Дистанционное обучение позволяет избежать подобных проблем и преподать необходимый материал в полном объёме.

В системах дистанционного обучения обычно выделяют два класса преподавателей (http://icc.mpei.ru/documents/00000814.pdf):

    1. Методисты – преподаватели, занимающиеся разработкой учебных курсов, составлением заданий, подбором необходимым материалов.

    2. Тьюторы (tutors) – преподаватели, которые непосредственно взаимодействуют со слушателями дистанционных курсов и предоставляют им учебные курсы (читают лекции, проводят семинарские занятия).

При использовании дистанционного обучения тьюторам необходимо обратить внимание на то, что в силу культурных различий, одна и та же методика обучения не может использоваться для студентов со всего мира, поэтому необходимо построение индивидуальной образовательной траектории. Согласно А. В. Хуторскому (http://pedagogland.ru/1261.html), индивидуальная образовательная траектория – персональный путь реализации личного потенциала обучающегося. Он включает в себя выбор наиболее подходящей мультимедийной технологии обучения и способ взаимодействия тьютора с обучающимся.

Глава I. Определение образовательных культурных групп

1.1 Проблемы сетевых образовательных сообществ


Рассмотрим проблемы, которые могут возникать в международных сетевых образовательных сообществах.

Одной из проблем международного сетевого образовательного сообщества является несовпадение выходных и праздничных дней в разных культурах и отношения к ним. Так, мусульманские студенты не учатся по пятницам, иудеи не могут учиться по субботам. Кроме того, в некоторых странах не принято заниматься делами в определённые праздники. Это обстоятельство может накладывать ограничения на расписания веб-семинаров и контрольных занятий.

Другой проблемой сетевого сообщества является нахождение обучающихся в разных часовых поясах. В то время, как одни обучающиеся готовы работать, другие, находящиеся на другом конце земли, спят. Поэтому тьютору приходится выбирать наиболее подходящее время для проведения вебинара.

Также проблемой может стать недопонимание задания определённой группой людей. Например, американская учебная система, представляющая в основном тестовые задания, редко предусматривает открытые вопросы, поэтому американский обучающийся скорее всего не сможет дать развёрнутый ответ на открытый вопрос (Триандис, 2007, глава 3). Наоборот, в России учебная система рассчитана на понимание студентом проблемы, и российские студенты могут сомневаться в правильности ответов тестов и даже писать комментарии, почему тот или иной ответ был выбран.

Ещё одной важной проблемой может быть отсутствие психологического контакта с тьютором. Исследования показали, что незнание преподавателя и отсутствие контакта с ним отрицательно влияют на результаты тестов. Так, например, анализ обучения в колледжах штата Вашингтон (США) показал (Di Xu and Shanna Smith Jaggars. Online and Hybrid Course Enrollment and Performance in Washington State Community and Technical Colleges. Columbia University, New York, 2011 http://ccrc.tc.columbia.edu/media/k2/attachments/online-hybrid-performance-washington.pdf), что студенты, выбравшие онлайн-курсы, успешно справлялись с ними в 82% случаев против 90% успешной сдачи аудиторных или полностью гибридных курсов. Более того, среди студентов без дополнительной подготовки 30% обучающихся на онлайн-курсах против 15%, выбравших только аудиторные занятия, бросили учебу после первого семестра.

Основной проблемой международных сетевых образовательных сообществ является различия в образовательных моделях разных стран, в результате которых обучающийся из одной страны может показывать низкие результаты обучения в связи с недопониманием или полным непониманием способа подачи информации. Поэтому, при построении индивидуальных образовательных траекторий необходимо делать основной упор на специфику образовательных моделей в различных культурах.

Однако, в некоторых случаях на построение индивидуальной образовательной траектории может повлиять принадлежность обучающегося определённой культурной группы к субкультуре или контркультуре, при этом дистанционно определить принадлежность к данной субкультуре лишь по поверхностным признакам не представляется возможным. Поэтому при выделении культурных групп обучающихся перед процессом обучения необходимо проводить достаточно детальный анализ мировоззрения каждого студента.

1.2. Специфика образовательных моделей в разных культурах


На появление образовательных моделей в значительной степени повлияла экономика. Зарождающаяся на западе в XVIII веке промышленная революция заставила сделать целью обучения получение максимальной экономической прибыли в будущем, а значит, - максимальной отдачи от обучающихся при стандартизации процесса обучения. То есть, задачей учеников являлось выполнение рутинных заданий в течение всего периода обучения, от простых к более сложным. Главная роль в такой модели отводилась учителю, поэтому такая модель получила название «ориентированной на учителя» (teacher-centered).

Во второй половине XX века американские психологи заметили, что постоянная рутинная работа приводит к снижению мотивации, а зажатие в рамки снижает внимание учеников. Более того, в штатах с подобной системой обучения увеличилось количество детей, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), потому что при наступившей свободе и увеличении потребностей в развлечении их загоняли в рамки уже устаревшей на тот момент образовательной модели. Всё это принудило психологов создать новую модель обучения, ориентированную на ученика (learner-centered), основной парадигмой которой является обеспечение ученику максимального комфорта для ученика в образовательном процессе.

В то же самое время, высокие темпы экономического развития набирают страны Юго-Восточной Азии. Множество азиатских стран переходят на модель обучения, ориентированную на учителя. С ростом рабочего времени увеличивается и нагрузка в школах и университетах: дополнительные занятия начинают играть ключевую роль в жизни азиатских студентов, в том числе и из-за жёсткой конкуренции в связи с бурным ростом населения.

Изучая культурные различия, стоит обратить внимание на концепцию голландского социолога Геерта Хофстеде. При рассмотрении различных культур Г. Хофстеде (http://geert-hofstede.com/national-culture.html) выделяет пять ключевых аспектов:



  1. Степень дистанции власти (Power Distance – PDI). Данный показатель определяет, насколько в разных культурах далёк подчинённый от начальника, учитель от ученика. В культурах с высокой дистанцией власти учитель играет роль диктатора и воспринимается учениками как начальник, чьи слова являются неоспоримой правдой, и кому нельзя перечить. Более опытный учитель вызывает большее уважение у учеников. В культурах с низкой дистанцией власти действует демократический принцип: учитель является помощником и другом ученика, ему можно и нужно задавать вопросы, если материал не понятен. В подобных культурах ученикам легче найти общий язык с молодыми учителями, поскольку они часто являются представителями одного поколения и легко понимают друг друга.

  2. Степень индивидуальности (Individualism – IDV). Культурам с высокой степенью индивидуальности присущ индивидуальный подход в обучении. Учитель обращает внимание на успеваемость каждого ученика в отдельности, пытается найти слабые и сильные места в понимании материала каждым учеником, даёт индивидуальные задания. В культурах с низкой степенью индивидуальности преобладает групповой подход в обучении. Учитель смотрит на результаты группы в целом и формирует единый план обучения для всех учеников.
    Важно заметить, что в культурах коллективистского типа ответственность за выполнение задания лежит на всей группе. В индивидуалистской культуре низкая оценка несёт больший стресс, нежели в коллективистской (Триандис, Кашима, 1986 – Триандис, 2007).

  3. Маскулинность (Masculinity – MAS). Страны с маскулинной («мужественной») культурой ориентированы на лучшего ученика, и поэтому характерной особенностью является потребность в достижении высоких результатов. Процесс обучения в таких странах направлен часто на заучивание верных ответов, тезисов и фактов. Большинство заданий в маскулинных системах обучения – тесты с выбором одного правильного ответа, выбор соответствия или короткий ответ из одного или двух слов. В образовательных учреждениях часто ведётся рейтингование студентов, поскольку обучающийся мотивируется на получение максимальных результатов. Странам с феминной («женственной») культурой главное место занимает сам процесс обучения, целью которого является развитие умения мыслить и формирование собственного мнения по предмету обучения. В подобных культурах множество заданий творческие: развёрнутый ответ на вопрос или сочинение.

  4. Степень избегания неопределённости (Uncertainty Avoidance – UAI). Неопределённость – это прежде не встречавшаяся непонятная ситуация, из которой нужно определённым образом найти выход. В странах с высокой степенью избегания неопределённости обучение ведётся строго по заранее разработанной программе, отступление от которой возможно лишь в исключительных случаях. Для стран с низкой степенью избегания неопределённости, наоборот, характерны гибкие учебные планы и программы курсов, которые могут в случае необходимости изменяться и дополняться новым материалом. Также в культурах с высокой степенью избегания неопределённости переход к новым технологиям достаточно сложный процесс. Поэтому системы дистанционного обучения могут вводиться в учебных заведениях достаточно трудно и долго.

  5. Долгосрочность ориентации на будущее (Long Term Orientation – LTO). Поскольку для стран с долгосрочной ориентацией на будущее характерно стратегическое мышление, в подобных странах учителю важна не столько текущая результативность, сколько потенциал ученика, и оценивается его развитие по мере прочтения курса. В странах с краткосрочной ориентацией на будущее главным является результат «здесь и сейчас» и учителям важны текущие результаты студентов в независимости от того, стали ли они со временем лучше или хуже.

Эти пять показателей измеряются для разных стран по шкале от 0 до 100, хотя иногда могут и превышать 100. Проведённые исследования (ссылка) показали для разных стран подобные цифры:

Страна

PDI

IDV

MAS

UAI

LTO

Австралия

36

90

61

51

31

Австрия

11

55

79

70

31

Арабские страны

80

38

52

68

н/д

Аргентина

49

46

56

86

н/д

Бангладеш

80

20

55

60

40

Бельгия

65

75

54

94

38

Болгария

70

30

40

85

н/д

Бразилия

69

38

49

76

65

Великобритания

35

89

66

35

25

Венгрия

46

80

88

82

50

Венесуэла

81

12

73

76

н/д

Восточная Африка

64

27

41

52

25

Вьетнам

70

20

40

30

80

Гана

80

15

40

65

н/д

Гватемала

95

6

37

101

н/д

Германия

35

67

66

65

31

Гонконг

68

25

57

29

96

Греция

60

35

57

112

н/д

Дания

18

74

16

23

46

Египет

70

25

45

80

н/д

Замбия

60

35

40

50

н/д

Западная Африка

77

20

46

54

16

Израиль

13

54

47

81

н/д

Индия

77

48

56

40

61

Индонезия

78

14

46

48

н/д

Ирак

95

30

70

85

30

Иран

58

41

43

59

н/д

Ирландия

28

70

68

35

43

Испания

57

51

42

86

17

Канада

39

80

52

48

23

Китай

80

20

66

30

118

Колумбия

67

13

64

80

н/д

Коста-Рика

35

15

21

86

н/д

Кувейт

90

25

40

80

н/д

Ливан

75

40

65

50

н/д

Люксембург

40

60

50

70

н/д

Малайзия

104

26

50

36

н/д

Мальта

56

59

47

96

н/д

Марокко

70

25

53

68

н/д

Мексика

81

30

69

82

н/д

Нигерия

80

30

60

55

16

Нидерланды

38

80

14

53

44

Новая Зеландия

22

89

58

49

30

Норвегия

31

69

8

50

44

ОАЭ

90

25

50

80

н/д

Пакистан

55

14

50

70

н/д

Панама

95

11

44

86

н/д

Перу

64

16

42

87

н/д

Польша

68

60

64

93

32

Португалия

63

27

31

104

30

Россия

93

39

36

95

н/д

Румыния

90

30

42

90

н/д

Сальвадор

66

19

40

94

н/д

Саудовская Аравия

95

25

60

80

н/д

Сербия

86

25

43

92

н/д

Сингапур

74

20

48

8

48

Словакия

104

52

110

51

38

Словения

71

27

19

88

н/д

Суринам

85

47

37

92

н/д

США

40

91

62

46

23

Сьерра-Леоне

70

20

40

50

н/д

Таиланд

64

20

34

64

56

Тайвань

58

17

45

69

87

Танзания

70

25

40

50

30

Тринидад и Тобаго

47

16

58

55

н/д

Турция

66

37

45

85

н/д

Уругвай

61

36

38

100

н/д

Филиппины

94

32

64

44

19

Финляндия

33

63

26

59

41

Франция

68

71

43

86

39

Хорватия

73

33

40

80

н/д

Чехия

57

58

57

74

13

Чили

63

23

28

86

н/д

Швейцария

34

68

70

58

40

Швеция

31

71

5

29

20

Эквадор

79

8

63

67

н/д

Эстония

40

60

30

60

н/д

Эфиопия

70

20

65

55

н/д

ЮАР

49

65

63

49

н/д

Южная Корея

60

18

39

85

65

Ямайка

45

39

68

13

н/д

Япония

54

46

95

92

80

Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что западные культуры в основном имеют низкую дистанцию власти, индивидуальны, «женственны», имеют низкую степень избегания неопределённости и краткосрочно-ориентированы; В это же время, восточным, славянским, арабским и латинским культурам присуща высокая дистанция власти, коллективизм и высокая степень неопределённости.

Россия же, согласно данному исследованию, является относительно феминной коллективистской культурой с высокой дистанцией власти и высокой степенью избегания неопределённости.

Кроме исследований Г. Хофстеде, обратимся к концепции отношения к тестовым заданиям в разных культурах Триандиса:



  • В различных культурах существует различное представление об интеллекте. Представители разных культур используют различные умения и навыки, которые в других культурах могли бы показаться дикими; поэтому ответ на вопрос, данный обучающимся одной из культурных групп, может считаться разумным в одной культуре, но «глупым» в другой.

  • Задания, характерные одним культурам, не всегда понятны другим.

  • Мотивация при выполнении заданий может быть различной. Представители одних культур мотивированы на выполнение задания как можно быстрее, в то время как в других культурах скорость не играет важную роль

  • Различное отношение к тьютору. Стоит понимать, что члены сетевого образовательного сообщества хуже знакомы друг с другом, чем участники «классического» учебного процесса, поэтому тьютор может восприниматься обучающимися как незнакомый человек. Однако, в различных культурах разное отношение к незнакомым людям.

  • Отношение к заданиям при неполной уверенности в правильном ответе. Существуют культуры, в которых за неправильный ответ снимаются баллы, поэтому некоторые обучающиеся стараются избегать ответа на вопросы, если они не уверены в ответе. В других культурах, наоборот, поощряется ответ на все вопросы, и принято угадывать ответ при незнании.

Значительный вклад в определение культурных образовательных моделей внёс Эдвард Холл, определивший понятия высокого и низкого контекста в коммуникации. По его мнению, высококонтекстуальная коммуникация – это тип коммуникации, при котором основная часть информации присутствует в контексте и интуитивно понимается её участниками. Низкоконтекстуальная коммуникация предполагает наличие основной информации в самом сообщении.

Опираясь на концепцию Эдварда Холла ( Hall E.T. (1976). Beyond Culture. Garden City, NY: Doubleday.), можно разделить образование в мире на культуры низкого и высокого контекстов:



Образовательная культура низкого контекста предполагает подробное объяснение всех инструкций и правил, чёткая оценка обсуждаемой темы, ведущую роль вербальной коммуникации учеников с учителем. Ценностями этой культуры является понимание материала всеми обучающимися на сознательном уровне, а также возможность обучающегося показать своё непонимание вопроса (исходя не из его ограниченных умственных способностей, а из неверного толкования проблемы преподавателем). К странам с культурой низкого контекста относятся США, Северная Европа, Великобритания, Австралия.

Обучение в культуре высокого контекста предполагает иносказательную манеру объяснения материала, высокую роль невербальной коммуникации учеников с учителем, понимание материала обучающимися на интуитивном уровне. В данном типе культуры не предполагается возможность открыто показывать непонимание, поскольку это могло бы показать не понявшего проблему обучающегося как человека с низким уровнем мышления, что особенно рискованно в коллективистских культурах, где потеря репутации воспринимается хуже смерти. К странам с высококонтекстуальной коммуникацией можно отнести страны Латинской Америки, Средиземноморский бассейн, Арабские и Азиатские страны.

Стоит подробнее остановиться на взаимосвязи культур высокого контекста и коллективизма. Контекстуальное понимание вопроса в коллективистских культурах развивалось с укреплением коллективных связей в культурах. Американский профессор индийского происхождения Нитиш Сингх (Singh, N. and Pereira, A. (2005). The Culturally Customized Web Site. Burlington, MA: Elsevier.) объясняет, что «высокий контекст культур имеет тесные связи среди членов группы, и каждый из них знает то, что знает каждый другой». То есть, контекстуальное мышление сложилось исторически и является по своей сути групповым. Каждый член группы способен самостоятельно додумать информацию, которую он получает, и прийти к правильному выводу.

Кроме типа контекста, культуры можно разделить и по планированию и выполнению действий и отношению ко времени. Британский лингвист и культуролог Роберт Льюис предложил классифицировать мировые культуры по выполнению действий (http://www.crossculture.com/services/cross-culture/). Льюис выделил три типа культур:



  1. Моноактивные культуры. Представители данных культур склонны планировать все действия заранее и составлять расписания. Их отличает линейное восприятие времени и важность соблюдения планов. С точки зрения дистанционного обучения стоит ожидать, что представитель моноактивной культуры выполняет одинаковую долю заданий за одинаковые промежутки времени и приступает к выполнению в определённое время.

  2. Полиактивные культуры. Представители стран с полиактивной культурой выполняют действия не по плану, а согласно важности. Общительны, готовы ввязаться в спор. Особенностью полиактивных культур является криволинейное восприятие времени. С точки зрения дистанционного обучения в начале выполняют задание лишь небольшими кусочками, оставляя основную часть на потом, после чего в авральном темпе выполняют оставшееся задание за небольшое время до сдачи. Также могут быть несогласны с оценкой преподавателем и спорить по этому поводу.

  3. Реактивные культуры. Представителям реактивных культур не свойственно завязывать разговор; они обычно готовы отвечать после того, как кто-то его начнёт. Они малообщительны и часто боятся потерять лицо. Воспринимают время спиралевидно, если не успевают выполнить какое-то дело, могут отложить его выполнение на более удобное время (если оно не повлияет на репутацию). С точки зрения дистанционного обучения, готовы как можно быстрее выполнить данное им задание, также готовы работать над заданием в неудобное для них время, чтобы повысить свою репутацию в глазах тьютора.

Ричард Льюис не чётко структурирует культуры по трём типам, а располагает их на сторонах треугольника с вершинами, обозначающими определённый тип культуры:
Рис. 1. Активность культур по Льюйсу
Таким образом, страны могут более или менее принадлежать к одному из типов, либо являться культурой смешанного типа.


следующая страница >>