«Великое княжество Литовское и русские земли» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Великое княжество Литовское и русские земли» - страница №1/1

Урок №_______ Дата:____________Класс 6___

Тема: «Великое княжество Литовское и русские земли»

Цель: рассмотреть образование Литовского государства и его взаимоотношения с русскими землями.

Задачи:

Образовательная: создать представление о Литовском государстве; охарактеризовать его взаимоотношения с русскими землями; дать основные даты и события, связанные с историей Великого княжества Литовского; познакомить с историческими деятелями: князь Миндовг, Гедимин, Ольгерд, Ягайло, Витовт; объяснить государственное устройство Великого княжества Литовского: великий князь, князья, паны, шляхта, рада, канцлер, гетман, воевода.

Воспитательная: на основе рассказа о взаимоотношениях русских земель с Литовским государством способствовать формированию убеждения об исторической связи русского и литовского народов, вызывать чувство уважения и причастности к судьбе литовского народа, на базе повествования о формировании на территории Литовского государства украинского и белорусского народов подводить к пониманию исторического единства славянских и балтийских народов.

Развивающая: продолжить работу по формированию умения работать с исторической картой; на основе работы с учебником способствовать развитию умения самостоятельно находить нужную информацию, решать поставленную задачу; в ходе беседы о причинах добровольного вхождения русских земель в Литовское государство, о последствиях унии с Польшей развивать логическое мышление, способность проводить причинно-следственные связи.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Оборудование: экран, проектор, слайды; кроссворд; контурное изображение Золотой Орды; схема власти Золотой Орды на Руси; схема власти в Литовском государстве; историческая карта « Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в 13 веке».
Ход урока



План урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1)Оргмомент (1 минута)

2)Проверка домашнего задания

(10 минут)

3)Изложение новой темы (20 минут)

4)Закрепление новой темы (5 минут)

5)Подведение итогов (3 минуты)


6)Объяснение домашнего задания (1 минута)




Здравствуйте, ребята. Все приготовились к уроку? Кто сегодня отсутствует? Начнем.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим образование Литовского государства и его взаимоотношения с Русскими землями. Дома вы изучали параграф 20 «Русские земли под властью Золотой Орды». Проверим домашнее задание.

Первое задание – разгадать кроссворд. На доске вы видите кроссворд, составленный из понятий по домашней теме. Я буду называть номер слова, желающие ответить поднимают руку.

По горизонтали:


  1. Потомки Чингисхана

  2. Столица Монгольского государства

  3. Династия, которую основали чингисиды в Китае

По вертикали:

  1. Глава Монгольской империи

  2. Внук Чингисхана, основавший Золотую Орду

  3. Столица Золотой Орды

  4. Высший совет знати и военачальников

  5. Государственная религия Золотой Орды

Второе задание. На доске вы видите контуры Золотой Орды. Нужно заполнить пустое пространство. Я вызываю ученика, который называет территории, входившие в состав Золотой Орды, а я заполняю ее контурами этих территорий. В итоге на доске мы видим, какие земли входили в состав Золотой Орды.


А теперь нужно показать на карте Золотую Орду и ее столицу.
Третье задание. Используя схему на доске, рассказать об ордынской власти на Руси. По ходу его рассказа уточняю у класса, что такое ярлыки, кто такие баскаки.

Четвертое задание. Я читаю текст об Александре Невском, а ученикам нужно исправить ошибки и сказать правильно: «Князь Александр Невский считал, что нужно враждовать с Золотой Ордой. Во что бы то ни стало стремился развязать войну с ордынцами. В 1252 году стал великим князем галицким. Ни разу не ездил в Золотую Орду. Умер дома в 1263 году».


Итак, ребята, мы рассмотрели власть Золотой Орды на Руси, которая оказывала различное влияние на русские земли, теперь посмотрим, к чему приводило это влияние в Южных и Западных русских землях, которые находились в соседстве с Литовским государством.

Запишите тему урока в тетрадь: «Великое княжество Литовское и русские земли». (слайд1)

Литовское государство ведет свое начало с первой половины 13 века. Основателем его считается князь Миндовг. (слайд 2)

Основу государства составили литовские племена жемайты и литва, жившие по реке Неман и его притокам. Изначально некоторые русские земли вошли в состав Литовского государства. Миндовгу подчинялись Восточная Литва и земли Современной Западной Белоруссии.

Посмотрите на карту Литовского государства. (слайд 3)

Столицей его был русский город Новгородок. Показываю территорию Литовского государства, земли.

Значительно усилилось Литовское государство при Гедимине (1316-1341 г.) (слайд 4)

Во времена правления сына Гедимина, князя Ольгерда (1341-1377) (слайд 5), в состав Литовской державы, столицей которой был город Вильно (ныне Вильнюс), вошли огромные территории.

(слайд 6)

Посмотрите на карту в вашем учебнике на странице 143 и скажите, какие русские земли и княжества вошли в состав Литовской державы.

Таким образом, почти вся Южная и Западная Русь оказалась в составе Великого княжества Литовского, которое с тех пор стало называться Великим княжеством Литовским, Русским и Жемайтским. (слайд 7)

Это государство способствовало объединению русских земель. Часто русские князья добровольно признавали власть литовских правителей. Как вы думаете, почему?

Верно, ведь русские земли, присоединившиеся к Литовскому княжеству, не платили дань Орде, А также Литовское государство защищало их от монгольских набегов.

Найдите у себя в учебнике государственное устройство Литовского княжества. Запишем его в тетрадь в виде таблицы. Смотрим на экран и записываем: (слайды 8-9)

Во главе Литовского государства стоял великий князь из династии Гедиминовичей. Высший слой аристократии составляли князья – потомки местных правителей. Следующую ступень в обществе занимали паны – богатые землевладельцы. Шляхта – это владельцы мелких земельных угодий, часто получаемых за службу великому князю. Великий князь управлял державой с помощью рады – совета знати и высших должностных лиц. Аппарат управления возглавлял канцлер. Во главе армии стоял гетман. Территория страны делилась на воеводства во главе с княжескими наместниками – воеводами.

(слайд 10) В 14-15 веках древнерусская народность распалась, началось формирование украинского народа на окраине Литовского государства (украйне), севернее, на территории Белой Руси – белорусского. На северных и северо-восточных землях Древней Руси сформировался современный русский народ.

После смерти Ольгерда началась борьба за престол между Гедиминовичами. Сын Ольгерда Ягайло женился на польской королеве, принял католичество и стал польским королем Владиславом Вторым. (слайд 11)

Союз Польши и Литвы скрепила Кревская уния, заключенная в селении Крево в 1385 году. Вспомните, что такое уния?

Теперь великий князь литовский стал одновременно и польским королем. Католичество стало официальной религией Великого княжества.

Против унии выступал двоюродный брат Ягайло – Витовт. Он добился автономии в составе нового государства, а потом и независимости. (слайд 12)

Мы с вами уже знаем, что крестоносцы совершали походы в Прибалтику, на территорию Литовского княжества. Уния не спасла ни Литву, ни Польшу от агрессии крестоносцев. Орден продолжал свое наступление на польские и литовские земли.

(слайд 13) 15 июля 1410 года у местечка Грюнвальд произошла решающая битва между польско-литовским войском и рыцарями ордена. В этой битве на стороне польско-литовской армии принимали участие русские полки, татары, чехи. (слайд 14) Поэтому она называется «битвой народов». В результате этой битвы крестоносцы были разгромлены, рыцарской агрессии пришел конец.

Земли Великого княжества Литовского вновь вошли под контроль Польши.

В результате Люблинской унии 1569 года образовалось государство Речь Посполитая (в переводе на русский язык республика: королей в Речи Посполитой выбирала знать). (слайд 15)

С этого времени началась новая эпоха в истории литовского народа. Найдите в учебнике и прочитайте изменения, которые призошли в Литовском государстве после образования Речи Посполитой.

Итак, когда образовалось Литовское государство?

Кто считается его основателем?

По схеме на доске расскажите о государственном устройстве Литовского государства.


Итак, в 14 веке значительная часть древнерусских земель вошла в состав Великого княжества Литовского, здесь произошло формирование украинского и белорусского народов. Объединение Литвы и Польши создало новую державу – Речь Посполитую.

Объявляю оценки за урок.

Параграф 21, повторить параграфы 18-21. (слайд 16)


Готовятся к уроку. Дежурный называет отсутствующих

Чингисиды

Каракорум

Юань
Хан

Батый
Сарай

Курултай
Ислам


Ученик называет территории

Ученик работает у карты


Ученик объясняет схему

Ярлык – документ, дававший право на княжение

Баскаки – сборщики дани

Исправляют

Записывают тему

Наблюдают по карте

Записывают в тетрадь

Киевское, Черниговское, Брянское, Новгород-Северское, Переяславское, Волынское княжества.


Они видели в этом возрождение Древнерусского государства, стремились избавиться от власти Золотой Орды.


Находят в учебнике и

записывают таблицу в тетрадь

Записывают

Уния – это союз

Записывают

Читают

Началось польское засилье



В первой половине 13 века

Князь Миндовг