Вас на Масленицу ждем! - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Вас на Масленицу ждем! - страница №1/1

Вас на Масленицу ждем!
Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Всех нас пост Великий ждет,
Наедайся впрок, народ!
Всю неделюшку гуляй,
Все запасы подъедай.
А придет Прощеный день,
Нам покланяться не лень,
Приходите в воскресенье -
Будем мы просить прощенья,
Чтоб с души грехи все снять,
С чистым сердцем Пост встречать.
Скрепим дружбу поцелуем,
Хоть и так мы не воюем:
Ведь на Масленицу нужно
Укреплять любовью дружбу.
Приходите в гости к нам,
Будем рады мы гостям!

Масленица - самый языческий из всех сохранившихся на христианской Руси праздников, самый,  жаркий, «прямо со сковороды»! Пекут на масленицу блины, а блин символизирует солнышко, ясное, дарящее теплоту и ласку. Масленицу любил и простой народ, и цари с боярами. 280 лет назад, по заключении Ништадского мира, был Петром 1 дан в Москве невиданный для того времени маскарад. Огромный поезд из «морских судов» и саней, запряженных разными зверями, проехал от села Всехсвятского до Триумфальных ворот. И сидели в санях: Петр в одежде флотского капитана, императрица в одеянии крестьянки и придворные, ряженые волками, журавлями, драконами... Пили в Москве в тот год четыре дня, а облитые маслом и вином костюмы «высокие особы» успевали за день переменить по 2-3 раза. Сейчас так уж не гуляют, к сожалению. Что еще на масленицу на Руси вытворяли? Проще припомнить, чего не вытворяли! На кулачках бились! Балаганы и игрища устраивали! С ледяных гор, с крутых берегов рек на санках и коньках съезжали, румяные, веселые! А в конце этой бурной недели вместо благодарности соломенное чучело «Широкой Масленицы» сжигали, чтобы, значит, и помину о ней не было, загадывали, чтобы ушло все самое плохое! Эх, закружит вас Широкая Масленица в танцах и хороводах - ноги сами пойдут плясать под задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез. В балаганах и театрах - представления без конца. А тот, кто не захочет остаться просто зрителем на этом празднике, может поучаствовать в маскараде. Нарядиться до неузнаваемости или закутаться в шубу до пят, да и выпить с медведем по чарке водки! Вот какая она, русская Масленица!

И вот поэтому существует поговорка «Не житье, а Масленица!»

А еще:

Не все коту масленица, будет и Великий пост.



На горах покататься, в блинах поваляться.

Боится масляна горькой редьки, да пареной репы.

Без блина не масленица.

Масленичная неделя выпадает на конец февраля – начало марта, самое время провожать зиму и зазывать весну! Приди весна Красная, с блинами вкусными!   Блины пекли в каждом доме.  Тем, кто побогаче, негласно разрешалось печь блины с понедельника, кто победнее – со среды. Каждая хозяйка имела свой собственный рецепт и хранила его в секрете от подруг. Редко блины пекли из пшеничной муки, все больше из гречневой. Чтобы получились блины лучше и пышнее, вкуснее, накануне вечером старшая в семье женщина выходила на реку или к колодцу, где просила месяц заглянуть к ней в окно и подуть на опару. Первый испеченный блин никогда не съедали, а клали на слуховое окно – «для родителей». Иногда его отдавали нищим и странникам - чтобы они помянули всех усопших. В понедельник обходили все избы деревни, поздравляли с наступлением праздника.


Каждый день масленичной недели имел свое название: понедельник – «встреча», вторник – «заигрыш», среда – «лакомки», четверг – «разгул», пятница – «тещины вечерки», суббота – «золовкины посиделки», воскресенье – «прощенный день», «проводы масленицы». Вся неделя именовалась «честной, широкой, веселой». Само название праздника «Масленица» произошло оттого, что в этот день ели очень много масленой пищи.

В первый день масленицу справляли в своих домах, лишь дети выходили строить снежные горки. Во второй девицы и молодцы ходили кататься на горках. Взрослые же катанию с гор придавали особый смысл. В старину, например, существовал обычай «лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, думали, будет самый лучший лен». В третий, на «Лакомку» - к теще на блины. В четвертый – масленица открывалась во всю ширь: кулачные бои, конские забеги, катание на санях и ледянка. Эх, Масленица!

В последние дни Масленицы были обращены к кукле – чучелу под именем Мара. Чучело обряжали в одежду и носили по улицам. В последний день «проводы Масленицы»  его сжигали с выкриками, прибаутками, прогоняли руганью зиму.

Воскресение день прощения или Прощенный день. Стремясь очиститься от всех грехов, люди просили друг у друга прощения. С этой же целью поминали предков: отправлялись на могилы к умершим родственникам, где оставляли блины и обрядовые угощения. И с чистой душой и добрым сердцем вступали в первый день Великого Поста.

Блины пекли и ели на Руси во славу весны, плодородия земли.


Масленичная неделя



Масленица - исконно русский праздник, сохранившийся с языческих времен. Семь дней Россия звенит бубенцами, кричит гармошками, горит пестрыми красками нарядов. Народ провожает надоевшую зиму, встречает долгожданную весну.

Торговые ряды на Масленицу ломятся от всевозможных лакомств. Пузатые самовары с бархатным чаем, душистые связки баранок, лавки с орехами и медовыми пряниками, да не обычными, а с узорами да надписями: «Кого люблю - тому дарю», «От милого подарок - дороже золота».

Масленица! Праздник «хмельной, горластый». Его любят и величают «Госпожа честная Масленица». Говорят же в народе: «Хоть себя заложи, а Маслену потешь!». И «разорительница» она, и «разгульная», и «пьяная» и «обжорная», а все дни Масленицы в старину проходили по уставленному порядку, каждый имел свое название и назначение.

Масленица-наследие времён язычества, праздник в честь бога Волоса. Называли её тогда вовсе не масленица, а мясопуста. Устраивали кулачные бои, борьбу, выводили медведей, потешавших публику; появлялся в толпе гуляющих и бродячий кукольник с Петрушкой. В Москве, там, где сейчас Александровский сад, возводили ледяные горки. Сам Пётр I открывал гулянье, качаясь на качелях с офицерами. Традиционное кушанье масленицы - блины-тоже имеют свою историю, ещё более древнюю, чем сам обычай. Полагают, что первые лепёшки из кислого теста, что-то наподобие блинов, начали печь в Египте 4-5 тыс. лет назад. На Руси блины знали очень давно. Но поначалу они были атрибутом поминок; первый блин отдавали нищим, чтоб усопших помянули. А уж после под блины стали петь да плясать, масленицу провожать. И так лихо провожали, что после праздника говорили: «Масленица-объедуха, деньгам приберуха!» По традиции бывают в эти дни катанья с ледяных и снежных горок, весёлые хороводы, пляски и. конечно же, блины!

Пятница на «масленичной» недели по народным поверьям зовется «тещины вечерки». Этими вечерками зятья приглашали тещу с тестем в свой дом на блины. Это был целый ритуал со своими традициями, передававшимися из поколения в поколения. В этот день молодые звали в гости не просто так, на угощения, но и еще для того, чтобы поучиться уму разуму у старших, выслушать их полезные советы и добрые напутствия, которые пригодятся молодым для дальнейшей жизни. И родители жены очень ждали этого дня и всегда были рады и горды, что их дети не забывают о них и ждут их к себе в гости. Об этом заранее оповещались все родные и родственники, и к вечеру уже вся деревня знала, кто приглашен, а кто нет. И если приглашения не последовало, то теща была обижена на всю жизнь, и зять уже никак не мог исправить своей оплошности. А сам ритуал состоял в следующем, каждая теща должна накануне, вечером отослать в дом зятя всю утварь: сковороды, плошки, котел и т. д., для замеса теста, а тесть в свою очередь должен был поставить все продукты, чтобы новоиспеченный зять смог замесить опару и испечь вкусные блины к приходу дорогих родственников. А вот воскресенье - 'прощенное', самый лучший день масленицы. В этот день принято просить прощения за все плохое и прощать тех, кто просит прощения у тебя. А еще, было принято сжигать масленицу из соломы, этим самым люди прогоняли зиму, и звали весну. В последний день масленицы уже можно было пить спиртное и веселиться, веселиться до упаду. Строили снежные городки, катались с горок, жгли костры, пели песни:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди в поле –

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо –

Звезды горят,

Журавли кричат.

Раз, два, не воронь,

Беги, как огонь!

После блинов отправлялись на улицу – «с гор покататься, сердцем потешиться». Потому и назывались праздничные гулянья на Масленицу «масленичными потехами». На этих гуляньях устраивались самые разнообразные увеселения и зимние народные забавы - борьба, кулачные бои, медвежьи представления, рысистые бега и катания на санях с ледяных гор, завоевания снежных городков-крепостей. На Девичьем поле в Москве возводились временные дощатые балаганы, украшенные яркими вывесками, артисты в маскарадных костюмах с музыкой и прибаутками зазывали публику, обещая веселое представление, пантомиму, акробатов, фокусников и куплетистов. Тут же ставились палатки с пряниками, орехами, пирогами и неизменными блинами. Гремели духовые оркестры, пиликали шарманки, разливались гармошки, кружились карусели, взлетали в воздух перекидные качели. Громадная площадь кипела народом, преимущественно мастеровым и торговым людом. Купечество же с первого дня Масленицы посещало театры и цирки, абонируя ложи для всего семейства. После театра за обыкновение считалось заехать в Большой Московский трактир к Тестову или в какой другой - поужинать. Половые в белоснежных рубашках легко, словно плавая, проносились по залам, угощая гостей. Они имели обыкновение поздравлять посетителей с широкой Масленицей, поднося на блюде поздравительную карточку со стихами, напечатанными на красивой бумаге. На одной стороне карточки был рисунок с масленичным сюжетом и наименованием трактира, а на другой - стихи незатейливого содержания:

«С неделей сырной поздравляем

Мы дорогих своих гостей

И от души им всем желаем

Попировать повеселей».

С четверга Масленица действительно становилась широкой - гулянье на Девичьем поле привлекало все больше народу, билеты в театр можно было достать только у барышников, на улицах чувствовалось приятное оживление... В пятницу уже закрывались конторы и магазины, прекращалась работа в мастерских, даже дети освобождались от учения. Правда, эти дни ни официальными, ни церковными праздниками не считались. Но кто же работал в конце Масленой недели? Развлечения и забавы нарастали как снежный ком, и наконец в субботу российский карнавал достигал своего апогея. И днем, и вечером все театры, цирки, балаганы, московские и загородные рестораны и трактиры были переполнены. По семейным домам созывались гости. Жутко себе представить, сколько при этом съедалось блинов и выпивалось вина и водки. Это чрезмерное невоздержание, этот масленичный разгул объяснялся упорно державшимся старинным взглядом, что не потешиться в широкую Мастеницу - значит «жить в горькой беде и жизнь худо кончить».

После обильных застолий отправлялись в Зоологический сад с ледяных гор кататься, потом на кулачках биться -'блины вытряхивать'. Кулачные бои на Масленицу - отголосок древней военной потехи - были очень распространены. В них принимали участие мужчины без различия возраста и звания. А проводились они обычно тремя способами: один на один, стенка на стенку и свалка. Гвоздем же масленичных потех бывали грандиозные катания на тройках. В Замоскворечье, на Рогожской и на Таганке, заселенных преимущественное богатыми торговыми людьми, и у Mосковских застав, где жили в основном ямщики, эти катания пользовались особен славой. На породистых рысаках, и санях, украшенных пестрыми коврами и розанах, московское купечество выезжало напоказ. Мчались по ухабистой снежной дороге развеселые тройки, разряженные цветными лентами и бумажными цветами, цокали копыта коней с бубенцами под расписными дугами. Смех, свист, озорство, удаль... Тут же во время катания устраивались смотрины купеческих сынков и дочек для того, чтобы поженить их на Красную горку после Пасхи. А на Москве-реке, прямо напротив Кремля, проходили конные бега. Hа льду сооружали обнесенный изгородью круг для бегущих на приз лошадей, а набережные и мосты служили трибунами для любопытствующих.

Какой потрясающий крик вырывался из тысяч грудей, какими оглушительными аплодисментами взрывалась публика, когда стройно несущаяся лихая тройка птицей быстролетной первая «подходила» к столбу! Ибо, как заметил современник, «есть что-то азартное в русской тройке, что-то опьяняющее - кажется, оторвала бы от земли, и унесся за облака. Pусский человек любит тройку как что-то широкое, разгульное, удалое, что захватывает как вихрем, жжет душу огнем молодечества». Долго еще буйствовал праздник. И только в воскресенье, ближе к вечеру город начинал затихать и смиряться. Оставалось еще совлечь с себя греховный разгул, попросить прощениям ближних за причиненные им обиды, попрощаться с друзьями и знакомыми. Чтобы заговеться и перейти с блинов на хрен да на редьку. Впереди был долгий Великий пост...


Н. Дорохова.

А вот что происходило на Масленицу в Польше. Буйным весельем, гуляньями, играми, охотой отмечена была масленица, называвшаяся в Польше карнавалом. Устраивались балы, маскарады, свадьбы, пиры, а также «кулиги» - катания на санях. Нередко этот праздник сопровождался пьянством и чревоугодием без меры, что вызывало возмущение католических священников, называвших масленицу «дьявольским изобретением». Особенно шляхта обожала кулиги. Несколько шляхтичей из соседних усадеб, собравшись, ехали на санях в гости в какую-либо отдаленную усадьбу. Застигнутый в расплох хозяин вынужден был кормить нежданных гостей всем, что у него было в закромах.

Наевшись и напившись, гости вместе с хозяином отправлялись к следующей «жертве». Вообще следует сказать, что зрелище «кулиги» было впечатляющим. Мужчины ехали верхом, женщины, закутанные в шубы - в санях; в санях же ехали свои либо подобранные где-либо музыканты, - ибо какое же веселье без музыки и танцев? Мужчины палили в воздух из ружей от избытка радости и выпитого. Специальных масленичных блюд не было. Естественно, на пирах и балах подавались очень изысканные и дорогие кушанья, включая и польские. Пожалуй, только среди сладостей присутствовали масленичные «фавории», т. е. хворост и пончики. Эти пончики, легкие и ароматные, нежные и необычно вкусные, пользовались необычной популярностью. До сих пор существует так называемый «жирный четверг» - последний четверг масленицы, в течение которого жители Варшавы съедают более двух миллионов пончиков в общественных кондитерских, помимо домашних.

Начало формы

Конец формы






Первый день Масленицы – «Встреча»

Масленица, или сырная неделя, как она называется в церковном обиходе, праздник древний, уходящий своими корнями в языческие времена, когда его устраивали в честь божества плодородия и скотоводства Велеса, только называли иначе. После установления на Руси христианства торжество сохранили, но всегда считали не церковным, а народным. Он - широкий, разгульный, веселый, озорной.

С XVI века его стали называть масленицей. Тогда и появилось выражение: «Не жизнь, а масленица». А почему это так, можно прочесть в записках иностранного путешественника, посетившего Москву в 1698 году: «Масленица потому так названа, что русским в течение недели позволяется вкушать коровье масло, ибо они во время Поста, вместо коровьего употребляют коноплянное в кушанье. Во всю масленицу день и ночь продолжаются обжорства, пьянство, разврат, игра и кулачные бои, да так, что ужасно слышать об этом каждому христианину. В то время пекут блины, зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином, водкою до упаду и безчувственности».

Это, хотя и несколько обидное, но довольно точное описание русского праздника. С годами, конечно, масляничный разгул несколько поутих. Постепенно праздник упорядочивался, приобретал более строгую регламентацию.

Начальный день масленицы получил название - встреча. Первый блин в понедельник не ели, оставляли для душ усопших; его выносили на крыльцо со словами: «Честные покойнички наши, вот для ваших душ блинок!» - или отдавали нищим, чтобы они помолились за упокой.

В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.
Второй день Масленицы – «Заигрыш»

Раньше этот день посвящался молодоженам. В этот же второй день начанались катания с гор на санках. У кого их не было, скатывались на рогожках. Начинались масленичные гулянья.

В Петербурге, например, они устраивались на Исаакиевской площади: здесь строились балаганы, карусели, ледяные горы.

В Москве катание на санях проводилось по Москве-реке от Воскресенских до Троицких ворот.

В старину на Руси на Масленицу не только гуляли и веселились, но и гадали. Правда, многие гадания для нас сейчас труднодоступны: мы ведь ни огненное колесо с гор не скатываем, ни чучело Зимы не сжигаем. Но после веселых гулянок и игр в снежки собирались красны девицы и добры молодцы вместе за общим столом. На столе стояли блины и все, что с ними едят. Вот тут-то и наступало время «заглянуть в рот» любимому и выяснить, каков характер у твоего будущего мужа. Ведь не зря говорят, что выбирают мужа по блинам, а жену - по пирогам.
Третий день Масленицы – «Лакомка»

Во всех домах в этот день накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие сбитни  (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники.

В третий день масленицы, которую празднуют на этой неделе, принято угощать зятьев. При этом накормить зятя раньше было довольно убыточно, поскольку по традиции блины пеклись и маленькие и большие, и молочные, и с икрой, и с селедкой. Завтра же, в четверг, наступает день народных гуляний: сожжение чучела зимы, соревнования в силе и ловкости, конные бега.

За столом вели разговоры, угощались блинами и припевали песни:

А Маслена, Маслена-полизуха!

Полизала блинцы да стопцы, -

На тарельцы, на тарельцы.

А мы свою Маслену провожали,

Тяжко-важко да по ней воздыхали:

А Маслена, Маслена, воротися,

До самого Велика дня протянися!
Четвертый день Масленицы – «Разгуляй, широкий четверг»

Четверг - разгуляй. В этот день принято было устраивать знаменитые кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей. Как это происходило, слышал, наверное, каждый. Вспомним картину Сурикова 'Взятие снежного городка' или полотно Кустодиева «Масленица».

 

Пятый день Масленицы – «Тёщины вечера»

В среду зятья ходили к тещам на блины, а пятницу, наоборот - в гости должны приходить тещи. Зато в пятницу, на тещины вечери, зять должен сам угостить блинами тещу с тестем. Правда, обычай этот был весьма своеобразный. Курьез заключался в том, что званная теща обязана была с вечера прислать в дом к молодым все необходимое для выпечки блинов: сковородку, черпак и даже кадку, в которой замешивалось тесто.

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары.

 
Шестой день – «Золовкины посиделки»

В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.

Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками.


Седьмой день Масленицы – «Прощеное воскресенье»

В народе этот день называют - прощеное воскресенье, целовальник. Кульминацией масленицы считается сжигание чучела зимы и наступление весны. На санках вывозят соломенную куклу больших размеров, наряженную в русский национальный костюм. Это Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и благодаря за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же Зима сгорит - финальная забава завершает праздник: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершается Масленица.



Масленичные костры - это тоже поминальный обряд, так как они служили своего рода приглашением умерших предков к обильному ужину накануне поста. Происходило «задабривание» духов на целый год вперед.

Что касается прощенного воскресенья, то эта традиция целиком христианская, никаких признаков язычества в ней нет. Прощеное воскресение - обряд очищения и покаяния перед наступающим на следующий день Великим Постом. Как писал один иноземец: «В последний день масленицы русские мирятся, просят друг у друга прощения, если оскорбили друг друга чем-либо на протяжении года, и если даже никогда прежде не видались, приветствуют друг друга взаимными поцелуями. «Прости меня», - говорит один. «Бог простит», - отвечает другой. По окончании масленицы все идут в баню».