страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Вас на Масленицу ждем! - страница №1/1
![]() Вас на Масленицу ждем! Вас на Масленицу ждем! Встретим масленым блином, Сыром, медом, калачом Да с капустой пирогом. Всех нас пост Великий ждет, Наедайся впрок, народ! Всю неделюшку гуляй, Все запасы подъедай. А придет Прощеный день, Нам покланяться не лень, Приходите в воскресенье - Будем мы просить прощенья, Чтоб с души грехи все снять, С чистым сердцем Пост встречать. Скрепим дружбу поцелуем, Хоть и так мы не воюем: Ведь на Масленицу нужно Укреплять любовью дружбу. Приходите в гости к нам, Будем рады мы гостям! Масленица - самый языческий из всех сохранившихся на христианской Руси праздников, самый, жаркий, «прямо со сковороды»! Пекут на масленицу блины, а блин символизирует солнышко, ясное, дарящее теплоту и ласку. Масленицу любил и простой народ, и цари с боярами. 280 лет назад, по заключении Ништадского мира, был Петром 1 дан в Москве невиданный для того времени маскарад. Огромный поезд из «морских судов» и саней, запряженных разными зверями, проехал от села Всехсвятского до Триумфальных ворот. И сидели в санях: Петр в одежде флотского капитана, императрица в одеянии крестьянки и придворные, ряженые волками, журавлями, драконами... Пили в Москве в тот год четыре дня, а облитые маслом и вином костюмы «высокие особы» успевали за день переменить по 2-3 раза. Сейчас так уж не гуляют, к сожалению. Что еще на масленицу на Руси вытворяли? Проще припомнить, чего не вытворяли! На кулачках бились! Балаганы и игрища устраивали! С ледяных гор, с крутых берегов рек на санках и коньках съезжали, румяные, веселые! А в конце этой бурной недели вместо благодарности соломенное чучело «Широкой Масленицы» сжигали, чтобы, значит, и помину о ней не было, загадывали, чтобы ушло все самое плохое! Эх, закружит вас Широкая Масленица в танцах и хороводах - ноги сами пойдут плясать под задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез. В балаганах и театрах - представления без конца. А тот, кто не захочет остаться просто зрителем на этом празднике, может поучаствовать в маскараде. Нарядиться до неузнаваемости или закутаться в шубу до пят, да и выпить с медведем по чарке водки! Вот какая она, русская Масленица! И вот поэтому существует поговорка «Не житье, а Масленица!» А еще: Не все коту масленица, будет и Великий пост. На горах покататься, в блинах поваляться. Боится масляна горькой редьки, да пареной репы. Без блина не масленица. Масленичная неделя выпадает на конец февраля – начало марта, самое время провожать зиму и зазывать весну! Приди весна Красная, с блинами вкусными! Блины пекли в каждом доме. Тем, кто побогаче, негласно разрешалось печь блины с понедельника, кто победнее – со среды. Каждая хозяйка имела свой собственный рецепт и хранила его в секрете от подруг. Редко блины пекли из пшеничной муки, все больше из гречневой. Чтобы получились блины лучше и пышнее, вкуснее, накануне вечером старшая в семье женщина выходила на реку или к колодцу, где просила месяц заглянуть к ней в окно и подуть на опару. Первый испеченный блин никогда не съедали, а клали на слуховое окно – «для родителей». Иногда его отдавали нищим и странникам - чтобы они помянули всех усопших. В понедельник обходили все избы деревни, поздравляли с наступлением праздника. Каждый день масленичной недели имел свое название: понедельник – «встреча», вторник – «заигрыш», среда – «лакомки», четверг – «разгул», пятница – «тещины вечерки», суббота – «золовкины посиделки», воскресенье – «прощенный день», «проводы масленицы». Вся неделя именовалась «честной, широкой, веселой». Само название праздника «Масленица» произошло оттого, что в этот день ели очень много масленой пищи. В первый день масленицу справляли в своих домах, лишь дети выходили строить снежные горки. Во второй девицы и молодцы ходили кататься на горках. Взрослые же катанию с гор придавали особый смысл. В старину, например, существовал обычай «лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, думали, будет самый лучший лен». В третий, на «Лакомку» - к теще на блины. В четвертый – масленица открывалась во всю ширь: кулачные бои, конские забеги, катание на санях и ледянка. Эх, Масленица! В последние дни Масленицы были обращены к кукле – чучелу под именем Мара. Чучело обряжали в одежду и носили по улицам. В последний день «проводы Масленицы» его сжигали с выкриками, прибаутками, прогоняли руганью зиму. Воскресение день прощения или Прощенный день. Стремясь очиститься от всех грехов, люди просили друг у друга прощения. С этой же целью поминали предков: отправлялись на могилы к умершим родственникам, где оставляли блины и обрядовые угощения. И с чистой душой и добрым сердцем вступали в первый день Великого Поста. Блины пекли и ели на Руси во славу весны, плодородия земли.
Масленичная неделяМасленица - исконно русский праздник, сохранившийся с языческих времен. Семь дней Россия звенит бубенцами, кричит гармошками, горит пестрыми красками нарядов. Народ провожает надоевшую зиму, встречает долгожданную весну. Торговые ряды на Масленицу ломятся от всевозможных лакомств. Пузатые самовары с бархатным чаем, душистые связки баранок, лавки с орехами и медовыми пряниками, да не обычными, а с узорами да надписями: «Кого люблю - тому дарю», «От милого подарок - дороже золота». Масленица! Праздник «хмельной, горластый». Его любят и величают «Госпожа честная Масленица». Говорят же в народе: «Хоть себя заложи, а Маслену потешь!». И «разорительница» она, и «разгульная», и «пьяная» и «обжорная», а все дни Масленицы в старину проходили по уставленному порядку, каждый имел свое название и назначение. Масленица-наследие времён язычества, праздник в честь бога Волоса. Называли её тогда вовсе не масленица, а мясопуста. Устраивали кулачные бои, борьбу, выводили медведей, потешавших публику; появлялся в толпе гуляющих и бродячий кукольник с Петрушкой. В Москве, там, где сейчас Александровский сад, возводили ледяные горки. Сам Пётр I открывал гулянье, качаясь на качелях с офицерами. Традиционное кушанье масленицы - блины-тоже имеют свою историю, ещё более древнюю, чем сам обычай. Полагают, что первые лепёшки из кислого теста, что-то наподобие блинов, начали печь в Египте 4-5 тыс. лет назад. На Руси блины знали очень давно. Но поначалу они были атрибутом поминок; первый блин отдавали нищим, чтоб усопших помянули. А уж после под блины стали петь да плясать, масленицу провожать. И так лихо провожали, что после праздника говорили: «Масленица-объедуха, деньгам приберуха!» По традиции бывают в эти дни катанья с ледяных и снежных горок, весёлые хороводы, пляски и. конечно же, блины! Пятница на «масленичной» недели по народным поверьям зовется «тещины вечерки». Этими вечерками зятья приглашали тещу с тестем в свой дом на блины. Это был целый ритуал со своими традициями, передававшимися из поколения в поколения. В этот день молодые звали в гости не просто так, на угощения, но и еще для того, чтобы поучиться уму разуму у старших, выслушать их полезные советы и добрые напутствия, которые пригодятся молодым для дальнейшей жизни. И родители жены очень ждали этого дня и всегда были рады и горды, что их дети не забывают о них и ждут их к себе в гости. Об этом заранее оповещались все родные и родственники, и к вечеру уже вся деревня знала, кто приглашен, а кто нет. И если приглашения не последовало, то теща была обижена на всю жизнь, и зять уже никак не мог исправить своей оплошности. А сам ритуал состоял в следующем, каждая теща должна накануне, вечером отослать в дом зятя всю утварь: сковороды, плошки, котел и т. д., для замеса теста, а тесть в свою очередь должен был поставить все продукты, чтобы новоиспеченный зять смог замесить опару и испечь вкусные блины к приходу дорогих родственников. А вот воскресенье - 'прощенное', самый лучший день масленицы. В этот день принято просить прощения за все плохое и прощать тех, кто просит прощения у тебя. А еще, было принято сжигать масленицу из соломы, этим самым люди прогоняли зиму, и звали весну. В последний день масленицы уже можно было пить спиртное и веселиться, веселиться до упаду. Строили снежные городки, катались с горок, жгли костры, пели песни: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Стой подоле, Гляди в поле – Едут там трубачи Да едят калачи. Погляди на небо – Звезды горят, Журавли кричат. Раз, два, не воронь, Беги, как огонь! После блинов отправлялись на улицу – «с гор покататься, сердцем потешиться». Потому и назывались праздничные гулянья на Масленицу «масленичными потехами». На этих гуляньях устраивались самые разнообразные увеселения и зимние народные забавы - борьба, кулачные бои, медвежьи представления, рысистые бега и катания на санях с ледяных гор, завоевания снежных городков-крепостей. На Девичьем поле в Москве возводились временные дощатые балаганы, украшенные яркими вывесками, артисты в маскарадных костюмах с музыкой и прибаутками зазывали публику, обещая веселое представление, пантомиму, акробатов, фокусников и куплетистов. Тут же ставились палатки с пряниками, орехами, пирогами и неизменными блинами. Гремели духовые оркестры, пиликали шарманки, разливались гармошки, кружились карусели, взлетали в воздух перекидные качели. Громадная площадь кипела народом, преимущественно мастеровым и торговым людом. Купечество же с первого дня Масленицы посещало театры и цирки, абонируя ложи для всего семейства. После театра за обыкновение считалось заехать в Большой Московский трактир к Тестову или в какой другой - поужинать. Половые в белоснежных рубашках легко, словно плавая, проносились по залам, угощая гостей. Они имели обыкновение поздравлять посетителей с широкой Масленицей, поднося на блюде поздравительную карточку со стихами, напечатанными на красивой бумаге. На одной стороне карточки был рисунок с масленичным сюжетом и наименованием трактира, а на другой - стихи незатейливого содержания: «С неделей сырной поздравляем Мы дорогих своих гостей И от души им всем желаем Попировать повеселей». С четверга Масленица действительно становилась широкой - гулянье на Девичьем поле привлекало все больше народу, билеты в театр можно было достать только у барышников, на улицах чувствовалось приятное оживление... В пятницу уже закрывались конторы и магазины, прекращалась работа в мастерских, даже дети освобождались от учения. Правда, эти дни ни официальными, ни церковными праздниками не считались. Но кто же работал в конце Масленой недели? Развлечения и забавы нарастали как снежный ком, и наконец в субботу российский карнавал достигал своего апогея. И днем, и вечером все театры, цирки, балаганы, московские и загородные рестораны и трактиры были переполнены. По семейным домам созывались гости. Жутко себе представить, сколько при этом съедалось блинов и выпивалось вина и водки. Это чрезмерное невоздержание, этот масленичный разгул объяснялся упорно державшимся старинным взглядом, что не потешиться в широкую Мастеницу - значит «жить в горькой беде и жизнь худо кончить». После обильных застолий отправлялись в Зоологический сад с ледяных гор кататься, потом на кулачках биться -'блины вытряхивать'. Кулачные бои на Масленицу - отголосок древней военной потехи - были очень распространены. В них принимали участие мужчины без различия возраста и звания. А проводились они обычно тремя способами: один на один, стенка на стенку и свалка. Гвоздем же масленичных потех бывали грандиозные катания на тройках. В Замоскворечье, на Рогожской и на Таганке, заселенных преимущественное богатыми торговыми людьми, и у Mосковских застав, где жили в основном ямщики, эти катания пользовались особен славой. На породистых рысаках, и санях, украшенных пестрыми коврами и розанах, московское купечество выезжало напоказ. Мчались по ухабистой снежной дороге развеселые тройки, разряженные цветными лентами и бумажными цветами, цокали копыта коней с бубенцами под расписными дугами. Смех, свист, озорство, удаль... Тут же во время катания устраивались смотрины купеческих сынков и дочек для того, чтобы поженить их на Красную горку после Пасхи. А на Москве-реке, прямо напротив Кремля, проходили конные бега. Hа льду сооружали обнесенный изгородью круг для бегущих на приз лошадей, а набережные и мосты служили трибунами для любопытствующих. Какой потрясающий крик вырывался из тысяч грудей, какими оглушительными аплодисментами взрывалась публика, когда стройно несущаяся лихая тройка птицей быстролетной первая «подходила» к столбу! Ибо, как заметил современник, «есть что-то азартное в русской тройке, что-то опьяняющее - кажется, оторвала бы от земли, и унесся за облака. Pусский человек любит тройку как что-то широкое, разгульное, удалое, что захватывает как вихрем, жжет душу огнем молодечества». Долго еще буйствовал праздник. И только в воскресенье, ближе к вечеру город начинал затихать и смиряться. Оставалось еще совлечь с себя греховный разгул, попросить прощениям ближних за причиненные им обиды, попрощаться с друзьями и знакомыми. Чтобы заговеться и перейти с блинов на хрен да на редьку. Впереди был долгий Великий пост... Н. Дорохова. А вот что происходило на Масленицу в Польше. Буйным весельем, гуляньями, играми, охотой отмечена была масленица, называвшаяся в Польше карнавалом. Устраивались балы, маскарады, свадьбы, пиры, а также «кулиги» - катания на санях. Нередко этот праздник сопровождался пьянством и чревоугодием без меры, что вызывало возмущение католических священников, называвших масленицу «дьявольским изобретением». Особенно шляхта обожала кулиги. Несколько шляхтичей из соседних усадеб, собравшись, ехали на санях в гости в какую-либо отдаленную усадьбу. Застигнутый в расплох хозяин вынужден был кормить нежданных гостей всем, что у него было в закромах. Наевшись и напившись, гости вместе с хозяином отправлялись к следующей «жертве». Вообще следует сказать, что зрелище «кулиги» было впечатляющим. Мужчины ехали верхом, женщины, закутанные в шубы - в санях; в санях же ехали свои либо подобранные где-либо музыканты, - ибо какое же веселье без музыки и танцев? Мужчины палили в воздух из ружей от избытка радости и выпитого. Специальных масленичных блюд не было. Естественно, на пирах и балах подавались очень изысканные и дорогие кушанья, включая и польские. Пожалуй, только среди сладостей присутствовали масленичные «фавории», т. е. хворост и пончики. Эти пончики, легкие и ароматные, нежные и необычно вкусные, пользовались необычной популярностью. До сих пор существует так называемый «жирный четверг» - последний четверг масленицы, в течение которого жители Варшавы съедают более двух миллионов пончиков в общественных кондитерских, помимо домашних. Начало формы Конец формы
Первый день Масленицы – «Встреча» Масленица, или сырная неделя, как она называется в церковном обиходе, праздник древний, уходящий своими корнями в языческие времена, когда его устраивали в честь божества плодородия и скотоводства Велеса, только называли иначе. После установления на Руси христианства торжество сохранили, но всегда считали не церковным, а народным. Он - широкий, разгульный, веселый, озорной. С XVI века его стали называть масленицей. Тогда и появилось выражение: «Не жизнь, а масленица». А почему это так, можно прочесть в записках иностранного путешественника, посетившего Москву в 1698 году: «Масленица потому так названа, что русским в течение недели позволяется вкушать коровье масло, ибо они во время Поста, вместо коровьего употребляют коноплянное в кушанье. Во всю масленицу день и ночь продолжаются обжорства, пьянство, разврат, игра и кулачные бои, да так, что ужасно слышать об этом каждому христианину. В то время пекут блины, зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином, водкою до упаду и безчувственности». Это, хотя и несколько обидное, но довольно точное описание русского праздника. С годами, конечно, масляничный разгул несколько поутих. Постепенно праздник упорядочивался, приобретал более строгую регламентацию. Начальный день масленицы получил название - встреча. Первый блин в понедельник не ели, оставляли для душ усопших; его выносили на крыльцо со словами: «Честные покойнички наши, вот для ваших душ блинок!» - или отдавали нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.
Раньше этот день посвящался молодоженам. В этот же второй день начанались катания с гор на санках. У кого их не было, скатывались на рогожках. Начинались масленичные гулянья. В Петербурге, например, они устраивались на Исаакиевской площади: здесь строились балаганы, карусели, ледяные горы. В Москве катание на санях проводилось по Москве-реке от Воскресенских до Троицких ворот. В старину на Руси на Масленицу не только гуляли и веселились, но и гадали. Правда, многие гадания для нас сейчас труднодоступны: мы ведь ни огненное колесо с гор не скатываем, ни чучело Зимы не сжигаем. Но после веселых гулянок и игр в снежки собирались красны девицы и добры молодцы вместе за общим столом. На столе стояли блины и все, что с ними едят. Вот тут-то и наступало время «заглянуть в рот» любимому и выяснить, каков характер у твоего будущего мужа. Ведь не зря говорят, что выбирают мужа по блинам, а жену - по пирогам.
Во всех домах в этот день накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. В третий день масленицы, которую празднуют на этой неделе, принято угощать зятьев. При этом накормить зятя раньше было довольно убыточно, поскольку по традиции блины пеклись и маленькие и большие, и молочные, и с икрой, и с селедкой. Завтра же, в четверг, наступает день народных гуляний: сожжение чучела зимы, соревнования в силе и ловкости, конные бега. За столом вели разговоры, угощались блинами и припевали песни: А Маслена, Маслена-полизуха! Полизала блинцы да стопцы, - На тарельцы, на тарельцы. А мы свою Маслену провожали, Тяжко-важко да по ней воздыхали: А Маслена, Маслена, воротися, До самого Велика дня протянися!
В среду зятья ходили к тещам на блины, а пятницу, наоборот - в гости должны приходить тещи. Зато в пятницу, на тещины вечери, зять должен сам угостить блинами тещу с тестем. Правда, обычай этот был весьма своеобразный. Курьез заключался в том, что званная теща обязана была с вечера прислать в дом к молодым все необходимое для выпечки блинов: сковородку, черпак и даже кадку, в которой замешивалось тесто. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары.
Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками. Седьмой день Масленицы – «Прощеное воскресенье» В народе этот день называют - прощеное воскресенье, целовальник. Кульминацией масленицы считается сжигание чучела зимы и наступление весны. На санках вывозят соломенную куклу больших размеров, наряженную в русский национальный костюм. Это Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и благодаря за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же Зима сгорит - финальная забава завершает праздник: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершается Масленица. Масленичные костры - это тоже поминальный обряд, так как они служили своего рода приглашением умерших предков к обильному ужину накануне поста. Происходило «задабривание» духов на целый год вперед. Что касается прощенного воскресенья, то эта традиция целиком христианская, никаких признаков язычества в ней нет. Прощеное воскресение - обряд очищения и покаяния перед наступающим на следующий день Великим Постом. Как писал один иноземец: «В последний день масленицы русские мирятся, просят друг у друга прощения, если оскорбили друг друга чем-либо на протяжении года, и если даже никогда прежде не видались, приветствуют друг друга взаимными поцелуями. «Прости меня», - говорит один. «Бог простит», - отвечает другой. По окончании масленицы все идут в баню». |