В семье особый ребенок: рекомендательный указатель литературы Мурманск 2011 От составителя - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Указатель литературы Санкт-Петербург 2012 9 836.29kb.
Рекомендательный список художественной литературы о Великой Отечественной... 1 126.55kb.
Приложение 1 Рекомендательный список художественной литературы о... 2 463.1kb.
Министерство здравоохранения республики беларусь 1 21.94kb.
Муниципальное бюджетное учреждение 1 226.09kb.
Ошер Яковлевич Басин Филателистический словарь от составителя 8 2978.56kb.
Указатель названий местных советских органов власти 32 Список использованной... 1 671.56kb.
Книга в жизни ребёнка. «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание... 1 35.18kb.
Указатель литературы к 180-летию Эдуарда Мане, французского художника... 1 92.49kb.
Юрий Брайдер, Николай Чадович Особый отдел и тринадцатый опыт Особый... 12 5020.66kb.
Ребенок левша 1 34.21kb.
С этой целью разработан социально-образовательный проект «Моя малая... 2 442.11kb.
- 4 1234.94kb.
В семье особый ребенок: рекомендательный указатель литературы Мурманск 2011 От составителя - страница №1/2

Мурманский государственный гуманитарный университет

Библиотека

Отдел справочно-библиографической и информационной работы




В семье особый ребенок: рекомендательный указатель литературы


Мурманск

2011


От составителя
“Нет случайно родившихся детей.

Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру. Он путь для мира, также как мир есть путь для него. И не сравнивайте душу его с телом: он младенец не душою, а телом. А душою он – носитель Истины, Бессмертия и Беспредельности. В нем предназначение, миссия. Служение своей миссии даст его духу восхождение…

И каждый, кто воспитает ребенка, будет соработником у Бога.”
Из книги Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”

Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали этого малыша. Рождение ребенка с отклонениями в развитии - это катастрофа, трагизм которой можно сравнить лишь со скоропостижной, неожиданной смертью самого близкого человека. Некоторые матери оставляют детей с врожденными пороками развития непосредственно в родильном доме, чтобы не успеть привыкнуть к нему, другие решают воспитывать их в семье. Тяжесть, которая ложится на плечи родителей, часто приводит к состоянию паники, трагической обреченности. Из-за дезорганизации они сами нуждаются в психотерапевтической помощи, без которой оказываются не способными рационально помогать ребенку. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Все члены семьи и, в первую очередь, мать находятся в состоянии эмоционального стресса. А больной ребенок требует, между тем, повышенного внимания, особой заботы.

Семьи, в которых есть дети с отклонениями в развитии, сталкиваются с медицинскими, экономическими, социально-психологическими и педагогическими трудностями, приводящими к ухудшению качества их жизни, возникновению семейных и личных проблем. Поэтому так необходимо психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилось только частным делом семьи.

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогами-дефектологами, психологами, социальными работниками и социальными педагогами, включенными в систему сопровождения, расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания.

Отдел справочно-библиографической и информационной работы библиотеки МГГУ предлагает рекомендательный указатель литературы «В семье особый ребенок», который содержит литературу, рассматривающую проблемы воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. Данное издание является дополнением к ранее подготовленным сотрудниками отдела библиографическим спискам: “Дети должны учиться вместе”, “ Терапия в специальном и коррекционно-развивающем образовании”, “Воспитание в семье ребёнка с ограниченными возможностями. Психолого-педагогическая помощь родителям”, “Система специального образования XXI века”. Списки доступны на сайте МГГУ. Библиографическое пособие составлено на основе просмотра de vizu книг и журналов, изданных с 1994 года. Основными источниками библиографического списка стали документы из фондов библиотеки МГГУ. Отбор литературы закончен в апреле 2011 года.

Материал сгруппирован в 12 разделов:


1. Семья нетипичного ребенка;

2. Социально-психологическое и педагогическое сопровождение семьи;

3. Работа с детьми и семьей в условиях реабилитационных центров;

4. Солнечные дети с синдромом Дауна;

5. Проблемы семьи аутичного ребенка;

6. Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями зрения;

7. Воспитание в семье ребенка с нарушением слуха;

8. В семье ребенок с ДЦП;

9. Семья, воспитывающая детей с речевыми нарушениями;

10. Гиперактивный ребенок

11. Социокультурная реабилитация;

12. Роль книги и библиотек в социализации детей с ограниченными возможностями.

Расположение библиографических записей внутри каждого раздела – в порядке алфавита фамилий и заглавий документов. Библиографические записи имеют сплошную нумерацию. Всего 283 записи.

В Приложении к указателю “Я дышу… а значит, я живу…”: избранные страницы библиографии литературы о людях, превозмогших недуг” представлены литературные произведения для чтения в семье.

Пособие рекомендовано родителям, воспитывающим детей с ОВЗ, социальным работникам, психологам, педагогам-дефектологам, работникам музеев и учреждений культуры, а также студентам, обучающимся по специальности “Специальная педагогика, психология”.

Зав. отделом справочно-библиографической

и информационной работы Чиннова С. В.


Семья нетипичного ребенка

1. Алексеева Е. Е. Психологические особенности семейного воспитания ребенка с проблемами в развитии / Алексеева Е. Е.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 3. - С. 56-57.

2. Арсенова Л. А. Зависимость психического развития детей с особыми потребностями от семейных отношений / Арсенова Л. А.// Коррекционная педагогика. - 2006. - №5. - С. 71 - 73.
3. Бобылева И. А. Социализация ребенка - инвалида в семье / Бобылева И. А.// Семья в России. - 2008. - № 2. - С. 51-58.
4. Богданова Т. Г. Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии / Богданова Т. Г., Жилина А. В.// Специальная психология. - 2004. - № 1. - С. 72-76.
5. Васильева В. Н. Особенности эмоционального взаимодействия матери с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Васильева В. Н., Суворова О. В.// Специальная психология. - 2004. - № 2. - С. 51-60.
6. Витвар О. Мировой опыт социальной адаптации семьи ребенка-инвалида / Витвар О.// Социальная педагогика. - 2005. - №1. - С. 48 - 52.
7. Зайцев Д. В. Роль семьи в социализации и подготовке к взрослой жизни детей с ограниченными интеллектуальными возможностями / Зайцев Д. В.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2006. - №3. - С. 49 - 65.
8. Зайцев Д. В. Социологический анализ современной семьи России / Зайцев Д. В.// Дефектология. - 2001. - № 6. - С.3-10.
9. Иванова И. А. Особенности родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии / Иванова И. А.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2007. - №3. - С.67 - 70.
10.Кожанова Н. С. Коммуникативная компетентность родителей как важное условие коррекции коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения в семье / Кожанова Н. С.// Специальное образование. - 2008. - № 11. - С. 28-34.
11. Конклин Д. Музыка в мире хаоса : сага о семье, отстоявшей свое право на полноценную жизнь : [документальная повесть] : пер. с англ. / Джин Конклин. - Hermiston : Carico Press, 2003. - 246 c. : фот. - ISBN 0-9673440-2-6

12. Корельская Н. Г. « Особенная» семья – «особенный» ребёнок : книга для родителей детей с отклонениями в развитии / Н. Г. Корельская. - – М., 2003.


13. Кулагина Е. В. Занятость родителей в семьях с детьми-инвалидами / Кулагина Е. В.// СОЦИС. - 2004.- № 6. - С.85-88.
14. Любезнова Е. В. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Любезнова Е. В.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - №1. - С. 55 - 58.
15.Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на становление патологических черт личности ребёнка / Мазурова Н. В.// Дефектология. - 2005. - №1. - С.42 - 46.
16.Никишова Т. И. Когда в семье больной ребенок / Т. И. Никишова// Социальная работа. - 2010. - № 1. - С. 24-25.
17. Павлий Т. Н. Иные подходы к использованию ресурса семьи в профилактике деструктивного самоопределения личности ребенка с особенностями развития / Павлий Т. Н.// Дефектология. - 2010. - № 3. - С. 11-21.
18. Павлова Н. Н. Повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с органическим поражением ЦНС / Павлова Н. Н.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 3. - С. 42-47.
19. Павлова Т. С. Семейные факторы социальной тревожности у детей дошкольного возраста / Павлова Т. С., Холмогорова А. Б.// Дефектология. - 2010. - № 6. - С. 30-38.
20. Пасечник Л. Семья и проблемы воспитания : трудности семейной жизни людей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии : статья вторая / Пасечник Л.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 2. - С. 24-31.
21. Пасечник Л. Семья и проблемы воспитания : психологическая помощь семьям в коррекции детей с отклонениями в психическом развитии : статья третья / Пасечник Л.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 3. - С. 4-12.
22. Разенкова Ю. А. Потребности семей с детьми раннего и дошкольного возрастов, проживающих в Курской области / Разенкова Ю. А.// Дефектология. - 2009. - № 3. - С. 76-83.
23. Райнпрехт Х. В семье ребенок - инвалид / Райнпрехт Х.// Защити меня!. - 2004. - № 3. - С. 33 - 34.
24. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / Ткачева В. В.// Дефектология. - 1998. - № 4. - С. 3-9.
25. Ткачева В. В. К вопросу о концепции психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Ткачева В. В.

// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - №1. - С.46-51.


26.Фирсова Е. Ю. Особенности детско-родительских отношений в семьях умственно отсталых школьников / Фирсова Е. Ю.// Специальная психология. - 2009. - № 3. - С. 53-59.
27. Чарова О. Б. Материнские установки по отношению к детям с нарушением интеллекта / Чарова О. Б.// Дефектология. - 2008. - № 6. - С. 13-19
28. Чигинцева Е. Г. Типология семей в вопросе воспитания ребенка с отклонениями в развитии / Чигинцева Е. Г.// Практическая психология и логопедия. - 2005. - №5-6. - С. 74 - 80.
Социально-психологическое и педагогическое сопровождение семьи
29. Акатов Л. И. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений // Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2004. – С. 256 – 288.
30. Ананьева Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей "особого" ребенка / Ананьева Т. В.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - №1. - С. 64 - 67.
31. Антонова З. П. Оценка эффективности работы служб ранней помощи семье с проблемным ребенком в Самарской области / Антонова З. П., Разенкова Ю. А.// Дефектология. - 2009. - № 1. - С. 50-60.
32. Белопольская Н. Л. Исследование возрастной идентификации у матерей, воспитывающих детей с нарушениями психического развития / Белопольская Н. Л., Улькина Н. А.// Дефектология. - 2010. - № 1. - С. 23-31.
33. Большакова А. А. Опыт работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов / Большакова А. А.// Работник социальной службы. - 2010. - № 1. - С. 50-69.
34. Браткова М. О психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с проблемами развития / Браткова М., Бутусова Т.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 55-60.
35. Варжавинова Н. А. Программа психосоциального сопровождения семей с детьми, имеющими особенности в развитии "Шаг в мир" / Варжавинова Н. А.

// Работник социальной службы. - 2008. - № 2. - С. 54-59.


36. Варжавинова Н. А. Программа "Шаг в мир" психосоциального сопровождения семей с детьми, имеющими особенности в развитии / Варжавинова Н. А.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2008. - № 4. - С. 65-71.
37. Велиева С. В. Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в системе комплексного сопровождения / Велиева С. В.// Детский сад от А до Я. - 2009. - № 3. - С. 50-58.
38. Влайкова К. В. Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс как одна из форм работы по повышению родительской компетентности / Влайкова К. В. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 4. - С. 55-57.
39. Волковская Т. Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития / Волковская Т. Н.// Коррекционная педагогика. - 2003. - №2. - С.62-70.
40. Воронина О. В. Индивидуальная педагогическая работа с родителями в рамках деятельности учителя-дефектолога структурного подразделения "Лекотека" / Воронина О. В., Вильшанская А. Д.// Дошкольная педагогика. - 2011. - № 2. - С. 36-40.
41.Гаврилушкина О. П. Психолого-педагогические основы коррекционных программ в дошкольном образовании / О. П. Гаврилушкина //Дефектология. – 2008. – № 4. – С. 3–10.

Представлены психолого-педагогические основы разработки программ воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Изложены основные теоретические позиции, отражающие современное понимание проблемы комплексной психолого-педагогической коррекции аномального развития.
42. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие для пед. вузов / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 271, [1] с. – (Высш. проф. образование. Пед. специальности).

Охарактеризованы сущность, основные направления и содержание коррекционно-педагогической деятельности, раскрыты специальные и общепедагогические методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия на детей с задержкой психического развития, обучающихся как в обычных классах, так и в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.
43. Гончарова Е. Л. К вопросу о субъекте психолого-педагогического сопровождения в формирующейся практике комплексной помощи детям раннего возраста / Е. Л. Гончарова // Дефектология. – 2009. – № 1. – С. 45–49.

Рассматриваются принципы психолого-педагогической помощи, первоначально определенные по отношению к детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
44. Дементьева Е. Г. Формирование модели взаимодействия родителей и педагогов в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида / Дементьева Е. Г.// Практическая психология и логопедия. - 2005. - №4. - С. 43 - 47.
45. Дементьева Е. Г. Модель работы с семьей умственно отсталого дошкольника по совершенствованию внутрисемейного взаимодействия в рамках коррекционно-педагогической деятельности / Дементьева Е. Г.// Практическая психология и логопедия. - 2006. - №3. - С. 71 - 74.
46. Дианова Ю. Б. Начальные этапы становления системы ранней помощи семье проблемного ребенка в Красноярском крае / Дианова Ю. Б., Разенкова Ю. А.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 4. - С. 41-49.
47. Долотова И. А. Организация сотрудничества с семьями, воспитывающими ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития : тезисы для мастер-класса / Долотова И. А., Рязанова А. В.// Аутизм и нарушения развития. - 2009. - № 4. - С. 62-66.
48. Егорова Т. В. Социально-педагогическая поддержка семьи ребёнка с ограниченными возможностями / Егорова Т. В., Родькина Е. В.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2005. - №3. - С. 64 - 71.
49. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии : пед. помощь : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям : «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Спец. психология», «Спец. дошк. педагогика и психология / М. В. Жигорева. – М. : Изд. центр «Академия», 2006. – 238, [1] с. : ил., табл. – (Высш. проф. образование. Пед. специальности).
Обобщен многолетний опыт работы автора в области обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями в развитии. Подробно рассматривается система коррекционно-педагогической помощи, представлена модель индивидуальной коррекционно-педагогической программы обучения, освещаются вопросы логопедии. Особое внимание уделено формированию коммуникативных навыков, а также роли семьи в оказании помощи детям с нарушениями в развитии. Приложение включает официальные документы об организации работы с детьми, имеющими сложный дефект и др.
50. Жукова О. С. Воспитание и обучение ребенка раннего возраста с проблемами развития : вопросы взаимодействия родителей и специалистов / Жукова О. С., Балобанова В. П.// Дошкольная педагогика. - 2005. - №3. - С. 51-56.
51. Завражин, С. А.Социально-педагогическая работа с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии / Завражин С.А., Фортова Л.К. // Завражин С.А.Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М., 2005. – С. 138-174.

Анализ состояния семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Анализ опыта социальной помощи семьям. Опытно-экспериментальная работа.
52. Загорская Е. А. Тренинг общения для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями / Загорская Е. А.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 4. - С.55-58.
53. Зайцев Д. В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье / Зайцев Д. В.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2006. - №1. - С. 62 - 67.
54. Закрепина А. В. Педагогическая помощь семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью / Закрепина А. В.// Дефектология. - 2004. - № 2. - С.33-39.
55. Закрепина А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному развитию детей дошкольного возраста с отклонениями в умственном развитии / Закрепина А.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 3. - С. 73-78.
56. Закрепина А. В. Организация индивидуальной педагогической работы с родителями в условиях групп кратковременного пребывания / Закрепина А. В.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 1. - С. 21-27.

.

57.Закрепина А. В. Особенности социального развития детей дошкольного возраста с умеренной формой умственной отсталости,воспитывающихся в семье / Закрепина А. В.// Дефектология. - 2003. - №1. - С.60-66.


58.Закрепина А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / А. Закрепина // Дошк. воспитание. – 2009. – № 4. – С. 94–101.

Современный подход к взаимодействию родителей со специалистами – психологами, педагогами-дефектологами.
59. Захаров А. И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям) / Захаров А. И. - СПб. : Респекс, 1995. - 190 с. - (Психологическая семейная библиотека).
60. Карачева С. А. Специфика работы психолога с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями / Карачева С. А.// Работник социальной службы. - 2010. - № 11. - С. 43-86.
61. Кириллова Е. В. Особый ребенок. Как помочь родителям развить основы восприятия и внимания в домашних условиях / Кириллова Е. В.// Логопед в детском саду. - 2011. - № 1. - С. 15-33.
62. Коротких М. Ю. Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение детей с эпилепсией / М. Ю. Коротких, А. Я. Юдилевич //Дефектология. – 2008. – № 6. – С. 20–28.
63. Краснокутская Е. М. Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья / Краснокутская Е. М.// Логопед в детском саду. - 2008. - № 2. - С. 42-47.
64. Краузе М. П. Дети с нарушениями развития : психол. помощь родителям : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям : «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Спец. психология», «Спец. дошк. педагогика и психология» / М. П. Краузе ; предисл. Й. Фенглера ; [пер. с нем. К. А. Назаретян ; науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова]. – М. : Академия, 2006. – 199, [1] c.

Рассматриваются типичные эмоциональные проблемы, с которыми сталкиваются родители, когда у их ребенка обнаруживается то или иное нарушение развития. Обычные в этой ситуации реакции родителей − гнев, отрицание, горе, чувства вины и стыда. Автор описывает стадии происхождения кризиса, средства преодоления стрессовых переживаний, восстановления комфортной атмосферы в семье. Приводимые рекомендации сопровождаются описаниями реальных случаев из психологической практики.
65.Кудрина Т. П. Увлекательные игры с мозаикой для детей 2 - 3 лет / Кудрина Т. П.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 5. - С. 73-79.
66. Кудрина Т. П. Игры с мозаикой : шаг за шагом : [игры в семье] / Кудрина Т. П.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 1. - С. 67-74.
67. Кузнецова М. С. Сотрудничество специалистов и родителей: из опыта работы с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с нарушениями развития / Кузнецова М. С., Цатурян А. В.// Дефектология. - 2010. - № 4. - С. 42-50.
68.Кузнцова С. "Солнце" : [помощь семьям, имеющим детей - инвалидов] / Кузнцова С.// Социальная работа. - 2006. - №4. - С. 34 - 38.
69. Кукуруза А. В. Детско-родительские отношения как необходимый аспект первичной оценки потребностей ребенка при составлении реабилитационных программ в системе раннего вмешательства / Кукуруза А. В., Кравцова А. М.

// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5. - С. 43-49


70. Лазорцева А. А. Опыт внедрения инновационных технологий психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями / А. А. Лазорцева // Работник соц. службы. – 2007. – № 3. – С. 14–25.
О новых методах реабилитационного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья: арттерапии, зоотерапии, игротерапии, гарденотерапии, ландшафтотерапии, песочной терапии и др.
71. Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : учеб. пособие для студентов дефектол. факультетов высш. пед. учеб. заведений и слушателей курсов переподготовки, обучающихся по специальности «Олигофренопедагогика» / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. – М. : Academia, 2003. – 202, [2] с. – (Высш. образование).
Освещаются теоретические, дидактические и методические вопросы специального образования детей и подростков с тяжелыми нарушениями умственного развития. Раскрываются особенности психофизического развития этих детей, содержание, организация и методы коррекционной работы с ними, начиная с раннего возраста до подросткового. Обобщен опыт воспитания и обучения детей данной категории, показаны современные подходы к решению этой проблемы. Даются рекомендации по работе с семьей ребенка-инвалида: психологический климат в семье ребенка с отклонениями в развитии, педагогическая этика в работе с семьей ребенка-инвалида, работа с родителями ребенка, имеющего проблемы в развитии, педагогическое и правовое просвещение родителей.
72. Малофеев Н. Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации / Н. Н. Малофеев, Ю. А. Разенкова, Н. А. Урядницкая // Дефектология. – 2007. – № 6. – С. 60–68.
комплексной психолого-медико-педагогической помощи семьям, воспитывающим ребенка с особыми образовательными потребностями или ограниченными возможностями здоровья.
73. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Мастюкова Е. М., Московкина А.Г. – М.,2003.
74. Мишина Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации) / Мишина Г. А.// Дефектология. - 2001. - № 1. - С.60-64.
75. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста / Морозова Е. И.// Дефектология. - 1998. - № 3. - С. 49-57.
76. Морозова Н. Л. Диагностика и развитие самовосприятия детей младшего школьного возраста / Н. Л. Морозова // Нач. шк. – 2007. – № 11. – С. 63–68.

Рассматриваются методики, позволяющие раскрыть особенности самовосприятия детей. Приводится коррекционная программа по развитию самовосприятия, рассчитанная на работу с умственно отсталыми детьми.
77. Морозова Е. Н. Метод эмоционально - образной терапии в психологической реабилитации родителей детей - инвалидов / Морозова Е. Н.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2005. - №4. - С. 62 - 66.
78.Мустаева Ф. А. Социальная педагогика : учеб. для вузов по специальности «Соц. педагогика» / Ф. А. Мустаева. – М. : Академ. Проект ; Екатеринбург : Деловая кн., 2003. – 526, [1] с. – (Gaudeamus). – Библиогр.: с. 507–522.
Книга знакомит с профессией социального психолога, ее функциями, обязанностями, основными направлениями деятельности; содержит практические рекомендации по планированию и организации работы социального психолога, в том числе с детьми-инвалидами.
79. Никулина В. Д. Рекомендации по психокоррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка. / Никулина В. Д.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002.- №4. - С.40-47.
80. Орешенкова Е. В. Если с ребенком трудно общаться : памятки-рекомендации психолога для родителей / Орешенкова Е. В.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 4. - С.65-68.
81. Панкратова М. Л. Социально-психологический патронат семей, воспитывающих детей с нарушениями развития / Панкратова М. Л., Андреева С. А.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 2. - С. 52-55.
82. Печерский В. Г. Психолого-педагогическая поддержка развития способностей к продуктивному межличностному взаимодействию у подростков и юношей с легкой умственной отсталостью / В. Г. Печерский //Дефектология. – 2007. – № 5. – С. 3–9. – Библиогр.: с. 9 (8 назв.).
Рассматриваются принципы организации, структура и методическое обеспечение модели психолого-педагогической поддержки, направленной на формирование и развитие коммуникативных свойств личности с психическим недоразвитием, необходимых для их успешной социализации и интеграции в общество, продуктивного взаимодействия с другими людьми.
83. Пименова Т. Н. Социальная адаптация ребенка-инвалида / Т. Н. Пименова // Нач. шк. – 2008. – № 2. – С. 11–12 : ил.

О планировании работы по успешной адаптации ребенка-инвалида, обучающегося на дому (из опыта работы учителя начальных классов).
84. Плаксина Л. И. Дети с отклонениями в развитии. Актуальные проблемы сближения общественного и семейного воспитания / Плаксина Л. И.// Школьный логопед. - 2008. - № 3. - С. 56-59.
815Подоплесова О. А. Психологическая помощь родителям детей с тяжелыми психическими или органическими расстройствами / Подоплесова О. А.// Аутизм и нарушения развития. - 2008. - № 4. - С. 60-63.
86. Половинкина О. Б. Педагогическая поддержка семьи в процессе комплексной реабилитации ребёнка с органическим поражением центральной нервной системы в условиях стационара / Половинкина О. Б.// Дефектология. - 2005. - №1. - С.14 - 20.
87 .Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Спец. психология», «Спец. дошк. педагогика и психология» / [И. Ю. Левченко [и др.] ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2006. – 318, [1] c. : табл. – (Высш. проф. образование. Пед. специальности).
Изложены теоретико-методологические основы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии. Рассмотрен комплексный подход к изучению таких детей, объединяющий усилия врачей, педагогов, психологов, социальных работников. Раскрыты особенности психолого-педагогического изучения детей с различными нарушениями развития на разных возрастных этапах. Показана организация и содержание деятельности психодиагностической службы в специальном образовании, а также работа с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционального развития, сложными нарушениями развития.
88. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития : пособие для педагогов-психологов / [под ред. Е. А. Савиной, О. В. Максименко]. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 223 с. - (Библиотека психолога).
89. Пыхтин С. И.Ранняя помощь семье с особым ребенком. Проблемы и пути решения / С. И. Пыхтин// Социальная работа. - 2010. - № 5. - С. 17-19.
90. Пышкин А. А. Информационные технологии как способ социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / А. А. Пышкин // Информатика и образование. – 2008. – № 1. – С. 108–109.
О формировании и развитии здоровьесберегающей образовательной среды, способной обеспечить возможность получения качественного образования и включения детей с ограниченными возможностями в различные виды коммуникаций с социумом и сверстниками.
91. Расторгуева Т. Н. Родительский журнал как форма помощи семье дошкольника с ограниченными возможностями здоровья / Расторгуева Т. Н.// Логопед в детском саду. - 2009. - № 1. - С. 71-79.
92. Рыскина В. Л. Особенности диалога взрослого и ребенка в зеркале ролевой игры / Рыскина В. Л.// Логопед в детском саду. - 2008. - № 1. - С. 24-30.
93. Сабуров В. В. Педагогические консультации как форма поддержки семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии / Сабуров В. В.// Специальное образование. - 2009. - № 2. - С. 4-13.
94. Сабуров В. В. Педагогические проблемы родителей, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / Сабуров В. В.// Специальное образование. - 2009. - № 4. - С. 48-57.
95. Самарина Л. В. Служба раннего вмешательства: новая форма оказания помощи и поддержки детям раннего возраста и их семьям / Самарина Л. В.// Дефектология. - 2005. - №1. - С.21 - 24.
96.Самосей Л. Е. Особенности оказания психологической помощи детям-инвалидам в условиях сельской местности / Л. Е. Самосей // Работник соц. службы. – 2008. – № 3. – С. 72–80.
О социальной работе с семьями и детьми-инвалидами, проживающими на селе (Московская обл.), включающей методы зоотерапии, агротерапии, эрготерапии.
97.Селиверстов В. И. О некоторых аспектах государственной политики в области защиты семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии / Селиверстов В. И., Волосовец Т. В., Дементьева Е. Г.// Логопедия. - 2006. - №4. - С. 50 - 52.
98. Семичева Н. Н. Проект психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников "Мой ребенок. Я могу ему помочь!" / Семичева Н. Н., Предводителева Г. А., Дубравина Г. А.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 5. - С. 53-56.
99. Скворцова Т. Н. Роль социальной службы в формировании благополучной обстановки в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями / Скворцова Т. Н.// Работник социальной службы. - 2007. - № 4. - С. 17-21.
100. Смирнова О.А. Индивидуальное сопровождение на дому неорганизованного ребенка с проблемами в развитии / О.А. Смирнова, Ю.С. Кузнецова // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 3. - С. 48-50.

Содержание, формы и виды работы по сопровождению семейного воспитания. Примерное положение о группе медико-социально-педагогической абилитации.

101. Специальная семейная педагогика : семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Спец. дошк. педагогика и психология" / [Борисова Н. А. и др.] ; под ред. В. И. Селиверстова, О. А. Денисовой, Л. М. Кобриной. - М. : ВЛАДОС, 2009. - 358 с.


Учебное пособие направлено на формирование представлений об особенностях семейного воспитания детей с отклонениями в разлитии. В нем рассматриваются базовые категории нарушений, принципы, методы и приемы коррекционно-развивающего и воспитательного воздействия, основные линии семейного воспитания с учетом специфики того или иного нарушения. Пособие адресовано студентам, специалистам-практикам и родителям, имеющих детей с отклонениями в развитии.
102. Стребелева Е. А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина // Дефектология. – 2005. – № 1. – С. 3–10.
103. Ткачева В. В. Модель "Сотрудничество" как база оптимального пути воспитания ребенка с психофизическими недостатками : [воспитание в семье] / Ткачева В. В.// Коррекционная педагогика. - 2007. - №2. - С. 68 - 77.
104. Ткачева В. В. Инновационная модель организации психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии / Ткачева В. В.// Коррекционная педагогика. - 2005. - №5-6. - С. 5 - 19.
105. Ткачева В. В. Психологическая помощь семье - перспективное направление современной специальной психологии / Ткачева В. В.// Специальная психология. - 2004. - № 1. - С. 64-72.
106. Ткачева В. В. Особенности диагностической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии / Ткачева В. В.// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2007. - № 5. - С. 63-72.
107.Трофимова В. И. Инструментарий по организации взаимоотношений нормально развивающихся детей и их сверстников с ограниченными возможностями / Трофимова В. И.// Воспитание школьников. - 2009. - № 9. - С. 34-42
108.Тюрина Н. Ш. Формирование социальной компетентности родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / Тюрина Н. Ш.// Практическая психология и логопедия. - 2006. - №2. - С. 70 - 73.
109. Ульенкова У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по специальностям : «Спец. психология», «Спец. дошк. педагогика» / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. - 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2007. – 173, [2] с. – (Высш. проф. образование. Пед. специальности).
Изложена система диагностической и коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития, апробированная в процессе многолетней практической работы с детьми.
110. Устинова Е. В. Коррекционные занятия с родителями детей с отклонениями развития в группе общения "Диалог" / Устинова Е. В.// Коррекционная педагогика. - 2007. - №2. - С. 19 - 37.
111. Уфимцева Л. П. Сравнительное изучение родительских отношений к детям-дошкольникам от нормальных и патологических родов / Уфимцева Л. П., Сырвачева Л. А.// Специальная психология. - 2009. - № 2. - С. 42-50.
112. Филимонова С. И. Семейная физическая культура - пространство для самореализации детей-инвалидов и их родителей / Филимонова С. И.// Адаптивная физическая культура . - 2004. - № 2(18). - С. 6-10.
113. Фирсова Е. Ю. К проблеме социально-педагогического сопровождения семьи умственно отсталых подростков / Фирсова Е. Ю.// Специальная психология. - 2010. - № 2. - С. 5-12.
114. Хайртдинова Л. Ф. О работе с родителями в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями интеллекта / Хайртдинова Л. Ф.// Дефектология. - 2005. - №1. - С.11 - 13.
Изложены принципы работы педагогического коллектива с семьей, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии, опыт практической деятельности по улучшению коммуникации между детьми и родителями, повышению качества знаний родителей об особенностях развития ребенка.
115. Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами : учеб. пособие / Холостова Е. И. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2007. - 240 с. - (Золотой фонд учебной литературы).
116. Чарова О.Б. Материнские установки по отношению к детям с нарушением интеллекта// Дефектология. – 2008. - №6. – С.13-19.
В статье представлены результаты исследования родительских установок в отношении детей с нарушениями интеллектуального развития, факторы, влияющие на их формирование, а также роль самих установок в процессах социальной компенсации дефекта.
117. Чеботарева О. В. "Круглый стол" как форма ознакомления родителей с особенностями работы специального (коррекционного) образовательного учреждения / Чеботарева О. В.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - №2. - С. 33 - 36.
118. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика» / М. В. Шакурова. – 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2007. – 265, [1] с. : табл. – (Высш. проф. образование. Пед. специальности).
Представлены методика и технология социально-педагогической работы социального психолога. Особое внимание уделено проблеме определения содержания и системы работы с различными категориями детей, в том числе детьми-инвалидами. Предлагается серия технологий и методик по организации досуга, благотворительности, семейному консультированию и др.
119. Шичанина О. Наглядные пособия : их роль в формировании познавательной активности детей с задержкой психического развития / О. Шичанина // Дошк. воспитание. – 2007. – № 12. – С. 71–75.
Рассматривается один из методов развития познавательной активности у детей с ЗПР – с использованием коррекционно-развивающих наглядных пособий. Эта работа тесно связана со всеми сторонами коррекционного воздействия: с развитием мышления, памяти, внимания, восприятия, совершенствованием речи и стабилизацией эмоционально-волевой сферы. Предложены варианты специальных игровых занятий для дошкольников.
120. Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста : 260 упражнений в помощь тем, кто воспитывает детей 1-3 лет с проблемами в развитии : учеб. пособие для студ. дефектол. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Штрасмайер В. ; пер. с нем. А. А. Махлина, Н. М. Назаровой. - М. : Академия, 2002. - 238 с. : ил. - (Высшее образование).
В учебном пособии представлена система разноуровневых развивающих упражнений для детей раннего возраста (первый – третий год жизни), имеющих отклонения, нарушения или отставания в развитии в таких сферах, как: общая и тонкая моторика, речь, мышление, восприятие, самообслуживание и социальные навыки. Пособие может быть полезно воспитателям, родителям, социальным педагогам.
121. Юдакова С. В. Точка опоры : опыт работы с родителями в процессе реабилитации детей-инвалидов / С. В. Юдакова // Работник соц. службы. – 2005. – № 3. – С. 38–46.

Одним из принципиально важных направлений улучшения социального обслуживания детей-инвалидов является создание в социальных службах особых условий для родителей данной категории детей, обучение навыкам ухода за ребёнком-инвалидом, оказание психологической поддержки и помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
122. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальная работа с инвалидами : учеб. пособие для вузов / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. [и др.] : Питер, 2005. – 315 с. : ил. – (300 лучших учеб. для высш. шк. в честь 300-летия Санкт-Петербурга). – Библиогр. в конце гл.
Рассматриваются наиболее важные теоретико-методологические вопросы социальной работы с инвалидами, обсуждаются основные аспекты организации и планирования мер социальной политики в отношении данной категории граждан, в том числе проблемы и перспективы образовательной интеграции детей-инвалидов в России, особенности социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
123. Ярыгин В. Российская Лекотека / В. Ярыгин // Обруч : образование, ребенок, ученик. – 2007. – № 2. – С. 36–38 : фот.
Во многих городах России активно внедряются технологии психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениями или выраженными проблемами в развитии. Одна из форм такой помощи – проект «Лекотека». В статье рассмотрены вопросы организации лекотеки, формы работы и примерная структура занятий с детьми дошкольного возраста.
Работа с детьми и семьей в условиях реабилитационных центров
124. Быков Д. А. Опыт создания реабилитационного комплекса для детей с ограниченными возможностями / Д. А. Быков // Педагогика. – 2007. – № 6. – С. 27–31.
125. Буданова Л. Б. Система реабилитации детей с эпилепсией в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Детская личность» / Л. Б. Буданова, Г. А. Каркашадзе // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 41–46.
Представлен опыт работы московской Школы-комплекса «Детская личность». Дается описание комплексной системы реабилитации детей, страдающих эпилепсией и нуждающихся в целенаправленной психолого-педагогической коррекции, ориентированной на повышение качества их обучения и профилактику социальной дезадаптации.
126. Власова Л. М. Современные подходы к проблемам комплексной реабилитации детей с ограниченными умственными возможностями / Л. М. Власова // Работник соц. службы. – 2005. – № 1. – С. 7–11.
127. Гарифуллина Г. Р. Организация и содержание деятельности реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями / Гарифуллина Г. Р.// Работник социальной службы. - 2006. - №1. - С. 19 - 28.
128. Горбачева Л. М. Роль реабилитационного центра в комплексной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями / Горбачева Л. М.// Работник социальной службы. - 2007. - № 3. - С.30-43.
129. Гуслова М. Н. Социокультурная деятельность в реабилитации детей и подростков с инвалидностью и членов их семей / Гуслова М. Н.// Работник социальной службы. - 2008. - № 1. - С. 58-66.
130. Кизилова Л. В. Реабилитационные технологии как важная составляющая часть инновационной деятельности центра социального обслуживания / Л. В. Кизилова // Работник соц. службы. – 2008. – № 2. – С. 7–14.
131. Любушкина Т. Л. Опыт социальной поддержки и реабилитации детей с ограниченными возможностями в областном реабилитационном центре «Полянка» [г. Березовский, Свердл. обл.] / Т. Л. Любушкина // Работник соц. службы. – 2006. – № 4. – С. 19–23.
132. Сайтханов А. Ф. Педагогические условия социальной реабилитации детей со сложной структурой дефекта / А. Ф. Сайтханов // Дефектология. – 2007. – № 2. – С. 86–94.
133. Тимашева Л. В. Психологическое сопровождение ребёнка-инвалида в условиях реабилитационного центра / Л. В. Тимашева // Работник соц. службы. – 2005. – № 2. – С. 57–61.

О методах и средствах психологической работы, среди которых основными являются консультирование, психокоррекция, тренинг и психотерапия.
134. Хусаинова Д. Н. Опыт реабилитации детей-инвалидов в комплексном центре социального обслуживания / Хусаинова Д. Н.// Работник социальной службы. - 2010. - № 8. - С. 47-60.
135. Юдакова С. В. Точка опоры : опыт работы с родителями в процессе реабилитации детей-инвалидов / Юдакова С. В.// Работник социальной службы. - 2005. - №3. - С. 38 - 46.
Солнечные дети с синдромом Дауна
136. Айвазян Е. «Любовь по правилам и без», или Особые ли матери у особых детей?! / Е. Айвазян, Г. Одинокова, А. Павлова // Дошк. воспитание. – 2005. – № 9. – С. 51–63.
137. Айвазян Е. Б. Проблемы особой семьи : [ребенок с даун-синдромом в семье] / Айвазян Е. Б., Павлова А. В., Одинокова Г. Ю.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 2. - С. 61-67.; № 3. – С. 72-79.
Разговоры, пересуды, нездоровый интерес постоянно окружают семьи, воспитывающие ребенка с синдромом Дауна. Люди мало знают об этом синдроме и часто воспринимают его как за неполноценность. Авторы статьи говорят о жизни родителей и в первую очередь о жизни матерей, которые воспитывают «особенного», необычного ребенка – ребенка с синдромом Дауна. В статье подробно освещены следующие вопросы родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна: Как воспитывать особого ребенка? Что в первую очередь делать для него? Как относиться к особенности ребенка? Как относиться к особости собственной материнской судьбы? В дополнительной информации к статье имеется список организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и социальную поддержку семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна
138. Бутко Г. Рука помощи: психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна и их родителей в условиях лекотеки / Г. Бутко, Е. Хохлова //Здоровье детей (прил. к газете Первое сентября). – 2010. - № 21. – С. 33-36.
139. Варианты внутренней материнской позиции у матерей детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста / Ю. А. Разенкова [и др.]// Дефектология. - 2011. - № 1. - С. 45-55.
140. Образ ребенка и себя в материнской роли у матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста /Ю. А. Разенкова [и др.]// Дефектология. – 2008. - №5. – С.41-51.
В статье представлены результаты эмпирического исследования представлений о воспитании ребенка и ценностных ожиданий, связанных с материнством, у женщин, воспитывающих детей с синдромом Дауна.
141. Закарлевская Т. А. Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна / Закарлевская Т. А.// Работник социальной службы. - 2010. - № 11. - С. 8-10.
142. Ибашева Л. А. "Дети солнца" : [социальная помощь детям с синдромом Дауна] / Л.А . Ибашева// Социальная работа. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
143. Киртоки А. Е. Психологическая поддержка семьи ребенка с синдромом Дауна / Киртоки А. Е.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 5. - С. 47-53.
144. Красовский Т. В. Дети с синдромом Дауна : профилактика социального сиротства и медико-психологическая реабилитация / Красовский Т. В., Шармин С. Л.// Дефектология. - 2005. - №1. - С.78 - 85.
145. Соловьева Е. Ребенок с синдромом Дауна: "Рядом с ними понимаешь, что мир намного сложнее и многообразнее, чем путь к успеху"... / Соловьева Е.

// Дошкольное воспитание.. - 2001.- № 9.. - С.60-66.


146. Терентьева К. Ю. Люди как люди : разрушение мифов и стереотипов в отношении людей с ограниченными возможностями / Терентьева К. Ю.// Школьный логопед. - 2009. - № 1. - С. 87-88.
Проблемы семьи аутичного ребенка
147. Антонова И. Д. Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе холдинг-терапии / И. Д. Антонова // Дефектология. – 2007. – № 2. – С. 3–14.
Обсуждается психологический механизм метода холдинг-терапии, применяемого в коррекционной помощи семьям, воспитывающим детей с аутизмом.

148.Аршатская О. О детском аутизме : [психологическая и иная помощь детям в семье] / Аршатская О.// Дошкольное воспитание . - 2006. - №8. - С. 63 - 70.

Гусева И. Е. История раннего развития аутичного ребенка / Гусева И. Е.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 2. - С. 73-80.
149. Аршатская О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме / О. С. Аршатская // Дефектология. – 2005. – № 2. – С. 46–56.

Раскрыты содержание и методы психологической коррекционной работы с аутичными детьми. Приводится анализ влияния коррекционного процесса на динамику психического развития ребенка.
150. Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм / [К. С. Лебединская, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская и др.]. - М. : Просвещение, 1989. - 92, [3] с.
151. Керре Н. О. Особенности социального окружения детей с аутизмом / Керре Н. О.// Аутизм и нарушения развития. - 2010. . - № 4. - С. 13-20.

152. Кузьменко Т. В. Технология социальной работы с аутичными детьми / Кузьменко Т. В., Егорькина А. М.// Семья в России. - 2008. - № 4. - С. 48-55.


153. Мамайчук И. И.Помощь психолога детям с аутизмом / Мамайчук И. И. - СПб. : Речь, 2007. - 288 с. : ил., табл.
Эта книга поможет родителям, имеющим детей с отличительными особенностями, лучше понять их таинственный мир.
154. Никольская О. С. Проблемы семьи аутичного ребенка / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М Либлинг // Дефектология. – 2005. – № 5. – С. 76–82.

Представлена глава из книги О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг «Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь» (М., 2003), раскрывающая специфику трудностей родителей, воспитывающих детей с аутизмом разного возраста.
155. Питерс Т. Аутизм : от теорет. понимания к пед. воздействию : кн. для педагогов-дефектологов / Т. Питерс. – М. : Владос, 2003. – 237, [1] с. : ил. – Библиогр.: с. 234–238. – (Коррекц. педагогика).
Книга бельгийского ученого посвящена актуальным проблемам воспитания и развития детей, страдающих аутизмом. Дается толкование пяти основных теоретических концепций − «аутизм как первазивное нарушение развития», «проблема понимания значения», «коммуникация», «социальное взаимодействие», «проблема воображения», их обсуждение и применение на практике. Книга рассчитана на широкий круг читателей, она носит скорее информативный характер, чем академический.

156. Плаксунова Э. В. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания "Моторная азбука" на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра / Плаксунова Э. В.// Аутизм и нарушения развития. - 2009. - № 4. - С. 67-72.

157. Плаксунова Э. В. Социализация детей с аутизмом в процессе игровой деятельности на уроках адаптивной физической культуры / Плаксунова Э. В.// Аутизм и нарушения развития. - 2009. - № 1. - С. 64-68.

158. Плаксунова Э. В. Использование программы "Моторная азбука" в процессе коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми / Плаксунова Э. В.// Физическая культура: воспитание , образование, тренировка. - 2008. - № 2. - С. 2-5.


Рассмотрены основные подходы и методы обучения детей с аутизмом по специальной программе, направленной на развитие их двигательной сферы и психомоторики
159. Победить аутизм : метод семьи Кауфманов // Защити меня!. - 2009. - № 1. - С. 50-51; № 2. - С. 44-47; № 3 - С.43-45.

160. Подоплелова О. Н. Из родительского и педагогического опыта. Мама, кто я такой? : [надо ли объяснять аутичному ребенку, кто он такой] / Подоплелова О. Н.// Аутизм и нарушения развития. - 2007. - №1. - С. 48 - 51.


161. Пробылова В. С. Особенности самосознания пятилетних детей с ранним детским аутизмом / В. С. Пробылова // Дефектология. – 2007. – № 2. – С. 38–40.
Представлены результаты экспериментального изучения развития самосознания детей с аутизмом. На основании анализа когнитивных и аффективных трудностей определяются направления и содержание психолого-коррекционной помощи.
162. Соломахина Е. А. Обучение детей с аутизмом социально-бытовой ориентировке / Соломахина Е. А., Острейкова И. А.// Аутизм и нарушения развития. - 2010. . - № 1. - С. 11-20.
163 .Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Лебединский В. В., Никольская О. С., Баерская Е. Р., Либлинг М. М. - М. : Изд-во МГУ, 1990. - 196 с.
Книга содержит сведения и рекомендации, необходимые для организации адекватной помощи аутичным детям. В основной части книги рассматривается собственно синдром раннего детского аутизма, излагается современное понимание специфики этого нарушения психического развития, дается представление о проблемах аутичного ребенка и его семьи, приводится психологическая классификация, позволяющая различать качественно разные типы аутизма. Предлагаются подходы к диагностике и психологической коррекции, воспитанию и обучению аутичных детей. Чтобы облегчить неспециалисту чтение данной книги, в ней содержится Краткий словарь специальных терминов.
следующая страница >>