В. Осеева «Волшебное слово» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
В. Осеева «Волшебное слово» - страница №1/1

МБОУ Видновский художественно-технический лицей

Открытый урок литературного чтения в 2 «в»


Тема: В. Осеева «Волшебное слово»


учитель: Лошкарева Мария Викторовна


Цели: познакомить детей с рассказом В. Осеевой « Волшебное слово»; развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Задачи: создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей учащихся, ознакомить с рассказом;

· создать условия для развития речи, мышления, умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст, совершенствовать навыки беглого выразительного чтения;

· воспитывать вежливое отношение к окружающим людям.

Планируемы результаты:

Учащиеся должны прогнозировать содержание произведения; читать вслух постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать вслух, исправлять ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; объяснять нравственный смысл рассказа, понимать и объяснять поступки героев; составлять план рассказа, пересказывать по нему;

Оборудование: учебник, портрет В. Осеевой, выставка книг В. Осеевой, карточки со стихами «вежливые слова», карточки «вежливые слова», интерактивная доска.

Ход урока


  1. Организационный момент

Дети говорят с учителем хором.

Доброе утро! –

Солнцу и птицам,

Доброе утро вам – Улыбчивым лицам.



  1. Постановка целей урока
    Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

« С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!»- кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!»- так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

- Какие добрые слова вы знаете и часто говорите?

- как вы думаете, о чем мы будем сегодня читать? Чему будем учиться?

3. Работа по теме урока

- Мы сегодня познакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Волшебное слово». И к концу урока постараемся ответить на вопрос, что значит быть вежливым (портрет Валентины Осеевой).

Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать - корректором в газете. После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете Института имени Лысенко в Киеве. Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В.Осеева стала педагогом - воспитателем. Став детской писательницей, В.Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи. Произведения В.Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята.

Обзор книг Валентины Осеевой:
Эти книги вы можете найти в библиотеке и прочитать рассказы В.Осеевой в сборнике «Волшебное слово» на урок внеклассного чтения.


- Ребята, когда вы слышите слова «волшебник», «волшебное», что вы представляете? (ответы учащихся).

- Как вы понимаете значение этих слов?

- Я вам прочитаю часть рассказа «Волшебное слово», а вы внимательно послушаете и ответите на вопрос: как можно назвать эту часть рассказа? (Чтение рассказа учителем, учащиеся внимательно слушают учителя).

Первичное чтение – чтение с остановками. (Читает учитель и одновременно –словарная работа) читать рассказ будем с остановками.

Чуть не поддал хорошенько-чуть не ударил.

Стряпает- готовит пищу


  1. Физминутка

Волны плещут в океане.

(Дети машут руками, изображают волны.)

Что там чудится в тумане?

(Дети вытягивают руки вперёд.)

Это мачты кораблей.

(Дети вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей!

(Дети приветственно машут руками.)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем,

(Ходьба на месте.)

Ищем ракушки в песке

(Наклоны.)

И сжимаем в кулаке.

(Дети сжимают кулачки.)

Чтоб побольше их собрать

Надо чаще приседать.

(Приседания.)

Сядем дружно на песок.

Снова начался урок.

(Дети садятся за парты.)


1) Работа по содержанию - Какое название вы бы дали этой части рассказа? (Встреча со старичком, Павлик узнал волшебное слово)

- Каким предстает перед нами Павлик? Нравится ли он вам? Кому можно посочувствовать: Лене, бабушке или Павлику? (Нет, старику)

- Но у этого рассказа есть продолжение. Как вам кажется, что произойдет дальше? (ответы детей)

-Давайте выясним правы ли вы и прочитаем вторую часть рассказа.(читает учитель)



5. Гимнастика для глаз

Руки за спину, головки назад.

(Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим – на парту глядим.

(Вниз.)

И снова наверх – где там муха летит?



(Вверх.)

Глазами повертим, поищем её.

(По сторонам.)

И снова читаем. Немного ещё.


2) Вторичное восприятие (чтение учащимися).

Откройте учебник на странице 170. Читаем по одному предложению по цепочке, начиная с первого ряда, следите внимательно и прочитывайте каждое предложение про себя.



6. Закрепление изученного

- Как вы думаете, можно ли назвать старичка волшебником? Почему? Что он волшебного сделал? (Старичок был очень мудрым человеком. Он знал тайну доброго отношения к людям, открыл эту маленькую тайну Павлику, чтобы тот сумел достойно прожить жизнь)

- Молодцы! Действительно, старика можно назвать волшебником, ведь он помог Павлику измениться, стать вежливее, добрее к близким людям.

- Ребята, в жизни очень важно быть вежливым и стараться как можно чаще говорить людям волшебные слова.

- А какие волшебные слова вы знаете? (ответы детей)

- Подумайте, какая пословица подходит к этому рассказу: Доброе слово путь к сердцу открывает и Вежливость украшает человека. (на доске) (Обе пословицы подходят, потому что доброе слово, сказанное человеку помогает, это мы увидели, когда Павлик просил у Лены краски, у бабушки пирожок, у брата – покататься, а вежливость важна для человека и украшает его)

7. Итог

- Ребята, с каким произведением познакомились сегодня на уроке? («Волшебное слово»)



- Понравилось ли вам это произведение? Что в этом рассказе можно назвать волшебным? Какие еще волшебные слова вы знаете? (ответы детей)