В. Осеева «Волшебное слово» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
В. Осеева «Волшебное слово» - страница №1/1

Конспект литературного чтения во 2 классе.

Учитель начальных классов Хозяшева Татьяна Анатольевна

Тема: В. Осеева «Волшебное слово»

Цель: познакомить с биографией и произведением В.Осеевой «Волшебное слово», создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом, учить делить текст на части, находить главную мысль части и целого, воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях, любовь и уважение в семье.

Планируемый результат обучения и формирование УУД:

•познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)

•коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

•личностные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Оборудование:


  • учебник «Литературное чтение» 2 класс

  • рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»;

  • выставка книг В. Осеевой;

  • презентация к уроку (для учащихся);

  • мультимедийный проектор;

  • иллюстрации к рассказу «Волшебное слово».

Тип урока: усвоение новых знаний

Технология: развитие критического мышления

Приёмы:

  • чтение с остановками;

  • обращение к личному опыту учащихся;

  • прогнозирование по названию;

  • кластер;

  • синквейн;

  • бортовой журнал;

  • использование «толстых» и «тонких» вопросов.

  • Инсценировка.

Девиз урока: (Записано на доске)

Относись к людям так,
Как бы ты хотел,
Чтоб относились к тебе.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Психологический настрой

Слайд. (Дети читают хором):

- Доброе утро! Придумано кем-то

Просто и мудро при встрече здороваться!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Потрите ладошки и подарите своё добро и тепло своему соседу. Пускай вокруг нас будет тепло и добро.

Девизом сегодняшнего урока будут такие слова:

давайте прочитаем их вместе (слайд)



Относись к людям так,
Как бы ты хотел,
Чтоб относились к тебе.

III. Проверка домашнего задания .

Проверим домашнее задание

– Ребята, вы готовили к уроку биографию автора и выразительное чтение отрывков .



Послушаем об авторе.

1.Валентина Александровна Осеева- детская писательница, родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей.

2.Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. Писала пьесы и сама ставила их вместе с детьми.

3.В своих книгах она рассказывала детям о том «что такое хорошо, и что такое плохо». Первый рассказ - «Гришка». Первая книга - «Рыжий кот». А за книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» получила государственную премию.

4.Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.

5. Большой успех выпал на долю повести “Динка"(1959), имеющей автобиографический характер. Позже по ней снимут фильмы “Найди меня, Леня” (1971) и “Раннее, раннее утро...”

6.Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

А сейчас послушаем отрывки рассказов Осеевой. Внимательно послушайте, подумайте о ком и о чём они?

Слайды. «Просто старушка», «На катке», «Сыновья», «Хорошее», «Кто всех глупее», «Обидчики».

– Что объединяет все эти рассказы? (Они поучительные. Рассказы учат уважать людей, заботиться, приходить на помощь.)



Вывод: Маленькие читатели любят увлекательные истории Осеевой о человеческих отношениях. Эти рассказы учат вежливости, честности, уважению к людям.

Постановка целей урока. Какие цели поставим перед собой? Что должны узнать и чему научиться 

Мы познакомимся ….

Мы узнаем …..


IV. Изучение нового материала

1. Стадия вызова

Предлагается синквейн без первой строчки



Слайд.

  1. ----------- (уважение)

  2. воспитанный, внимательный, вежливый

  3. помогает, заботится, радует

  4. Он доброжелателен к окружающим.

  5. Человек.

Вопрос:

– Определите первое слово синквейна. (Дети говорят свои предположения. Выбирается ключевое слово «уважение»)

– О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Об уважении, вежливости во взаимоотношениях между людьми).

– Как человек может показать, что он уважает другого?

– Дети, как вы понимаете слова «уважение», «вежливость»?

Заполняется бортовой журнал.

Уважение


Я знаю

Я узнал

Говорить вежливые слова
Радовать
     Помогать
     Дарить добро
Быть неравнодушным
     Любить

 

Слайд. В. Осеева «Волшебное слово».

– Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся



Прогнозирование. – О чем может быть рассказ с таким названием?

Дети говорят свои предложения.

– Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?

2. Стадия осмысления


  • Послушаем героев нашего рассказа.

Слайд. Иллюстрации к рассказу.

Фрагмент 1

Вопросы по осмыслению текста:

– Как выглядел мальчик, когда он встретился со стариком?

– Какое у него было настроение?

– Как Павлик вёл себя при общении с родными? (Раздраженно).

– (Он обижался на неё).

– (Был назойлив и злился на него).



Заполнение кластера.

– Давайте вспомним, каким был Павлик до встречи со стариком и заполним синие ячейки.



http://festival.1september.ru/articles/594385/1.gif

Прогноз: – Можете вы предположить, что сказал Павлику старик?

– О чем Павлик узнал от старика? (Он узнал о «волшебном слове»).

-Как нужно говорить вежливое слово, чтобы оно стало волшебным?

Фрагмент 2. Как вы думаете, что решил попробовать Павлик?

Чтение текста. Проверим наше предположение.



Слайд «Волшебное слово»

– Как изменяется герой под влиянием мудрого совета старика?

– Какие изменения произошли в отношениях Павлика с родными?

– Какое волшебное слово говорил Павлик?



Слайд «Пожалуйста»

– Как можно по-другому назвать слово «пожалуйста». (Вежливое слово)

– Какие слова вам помогают быть вежливыми?

Слайд: пожалуйста, спасибо, будьте добры, извините, доброго пути, добрый день.

Солнышко заулыбалось и нам стало светлее.



Работа в группах.

– Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах.

– Какие правила общения в группе нужно соблюдать? (умение слушать другого, высказывать своё мнение, быть уважительным).

Задания:

Группа 1. Найти отрывок к иллюстрации. Распределить роли, подготовить чтение по ролям.

Группа 2. Найти отрывок к иллюстрации. Распределить роли, подготовить чтение по ролям.

Группа 3. Найти отрывок к иллюстрации. Распределить роли, подготовить чтение по ролям.

Группа 4. Что хотел сказать Павлик старику, когда он прибежал в сквер?

Группа 5. Выбрать слова для характеристики героя после встречи старика:


  • Злой, добрый, обидчивый, вежливый, непослушный, воспитанный, любящий, грубый, жестокий, уважительный, внимательный.

– Какие слова вы выберите для характеристики Павлика?

Заполнение кластера.

http://festival.1september.ru/articles/594385/2.gif
- Каким стал Павлик? ( вежливым)

- В чем секрет волшебного слова? ( Добро всегда побеждает)

- Так в чем состоит главная мысль рассказа? ( Нужно быть вежливым, воспитанным, добрым и учить других быть таким)

Основная мысль выражена в пословицах. Выберите, которые подходят к этому рассказу.

-Добрый человек добру и учит.

-Слово не воробей вылетит, не поймаешь.

-Доброе слово- путь к сердцу.

- Что за добрый человек в этом рассказе? Как назвал его Павлик? Что он волшебное сделал?

Вывод: Старичок был очень мудрым человеком. Он знал тайну доброго отношения к людям, открыл маленькую тайну Павлику, чтобы тот сумел достойно прожить жизнь.
Игра «Добрый круг»

Дети встают в круг, по часовой стрелке передают игрушку-сердечко и говорят добрые слова своему соседу (группы по 5 человек).



События записаны вразброс на карточках. Расположите правильной последовательности.

Слайд 1. Встреча с волшебником.

2. Разговор с Леной.

3.Румяный пирожок.

4. Путешественник.

5. Возвращение в сквер.

Выбрать заголовок, соответствующий номеру вашей группы.

V. Стадия рефлексии

Вопросы:


– Как вы думаете, как автор относится к своему герою?

– Считаете ли вы, что слова могут изменить отношения между людьми?

– Всегда ли вежливый человек является уважительным, добрым?

– Какие добрые дела вы сделали, или хотели бы сделать?

- В чём разница между значением слов «вежливость» и «уважение»?

– Что ещё необходимо в общении между людьми? (Люди должны быть терпимыми друг к другу, толерантны).



Заполняется бортовой журнал.

Уважение


Я знаю

Я узнал

Говорить вежливые слова
 Радовать
     Помогать
     Дарить добро
Быть неравнодушным
     Любить

терпимость
толерантность

 

VI. Домашнее задание: Домашнее задание: Инсценировка по плану по группам.

VII. Итог урока.

Чтение на доске:

Относись к людям так,
Как бы ты хотел,
Чтоб относились к тебе.

– Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?

Много славных дел ждёт вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми, добрыми, смелыми, толерантными, вежливыми. Это нужно учиться с детства. Нужно чаще и уместно использовать вежливые слова. Ваши поступки должны тоже быть добрыми, чтобы не приходилось краснеть ни вам, ни нам, ни родителям и вашим верным друзьям. Надо стараться во всём и везде быть полезным.

Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «солнечных зайчиков», которые они приклеивают вокруг яркого, улыбающегося солнышка.



  • Зеленые «зайчики» – я уважителен и доброжелателен к людям,

  • Розовые «зайчики» – я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.

Оценки волшебные. Возьмите карточку и закрасьте простым карандашом.

– Спасибо за урок!