В. А. Сухомлинский целеполагание воспитания и структура управления воспитательным процессом - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
В. А. Сухомлинский целеполагание воспитания и структура управления воспитательным - страница №1/2


«Утверждаю»

«Согласовано»

«Рассмотрено»

Директор школы:

______________Л.И.Акутина



Заместитель директора по ВР: _______________М.В.Кудрявцева

На заседании педагогического совета школы:

Введено в действие:




Протокол № 1

Приказ № 89

от 28 августа 2013 г.






от 28 августа 2013 г.












План воспитательной работы

МБОУ «Теньковская средняя общеобразовательная школа»

на 2013-2014 учебный год



Без научного предвидения воспитание превратилось бы в примитивный присмотр,

Воспитатель – в неграмотную няньку, педагогика – в знахарство.

Нужно научно предвидеть – в этом суть культуры педагогического процесса.

В.А. Сухомлинский

1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ.
Педагогический коллектив 2013-2014 учебном году продолжит работу над темой школы: «Совершенствование новых информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе». Цель: повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и обеспечение качества образования. В план воспитательной работы на 2013-14 учебный год внесены коррективы в связи с началом реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (письмо заместителя министра МО и Н РФ И.М.Реморенко № 352/09 от 13.05.2013 г. и письмо Директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи МО и Н РФ А.Э.Страдзе от 12.07.2013 г. № 09-879).

Направления и задачи воспитательной работы школы на новый учебный год в соответствии с Программой развития воспитательной компоненты в ОУ следующие:



1. Гражданско-патриотическое:

-воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

-формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;

-усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству»,


«правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», « долг», «справедливость» «доверие» и др.;

  • развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;

  • развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии.

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

-формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-


исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;

  • повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;

  • увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинкветного поведения среди учащейся молодёжи.

2. Нравственное и духовное воспитание:

-формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

-формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

-формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

-формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.



3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

  • формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

  • формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;

- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;

- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;

- формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.

4. Интеллектуальное воспитание:

- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);

- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);

- формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.



5. Здоровьесберегающее воспитание:

-формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;



  • формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;

  • формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.

6. Социокультурное и медиакультурное воспитание:

- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);

- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

7. Культуротворческое и эстетическое воспитание:

- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;



  • формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

  • формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

  • формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;

- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;

- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.



8. Правовое воспитание и культура безопасности:

- формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;

- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.

9. Воспитание семейных ценностей:


  • формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;

  • формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

10. Формирование коммуникативной культуры:

  • формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;

  • формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;

  • формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;

  • формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

11. Экологическое воспитание:

  • формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;

  • формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях,
    - формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;

  • формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.


Образ выпускника начальной школы (по ФГОС начального общего образования):

  1. Любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  2. Владеющий основами умения учиться;

  3. Любящий родной край и свою страну;

  4. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  5. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  6. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;

  7. Умеющий высказать свое мнение, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию;

  8. Владеет основами умения учиться; способен сам организовать свою деятельность;

  9. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Образ выпускника основной школы:

1. Нравственный потенциал: социальная взрослость, ответственность за свои действия, осознание собственной индивидуальности, потребность в общественном признании, необходимый уровень воспитанности.

2. Интеллектуальный потенциал: достаточный уровень базовых знаний, норм социального поведения и межличностного общения.

3. Коммуникативный потенциал: эмпатия, коммуникативность, толерантность, умения саморегуляции.

4. Художественно - эстетический потенциал: самосознание и адекватная самооценка, способность рассуждать и критически оценивать произведения литературы и искусства.

5. Физический потенциал: самоопределение в способах достижения здоровья, самоорганизация на уровне здорового образа жизни.



Образ выпускника средней школы:

1. Нравственный потенциал: правовая культура, адекватная самооценка, честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения, профессиональное самоопределение, необходимый уровень воспитанности.

2. Интеллектуальный потенциал: достаточный уровень базовых знаний, способность к самообразованию, целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне, самообразования.

3. Коммуникативный потенциал: коммуникативность, культура общения, признание ценности гармоничных отношений между людьми.

4. Художественно-эстетический потенциал: высокая креативность , способность к самореализации, осознанные познавательные интересы и стремление их реализовать.

5. Физический потенциал: здоровый образ жизни, умение оказывать первую медицинскую помощь, способность действовать в чрезвычайных ситуациях.

В 2013-2014 учебном году в системе воспитательной работы школы определены три основные цели воспитания и, соответственно, обозначены блоки задач:

1. Идеальная цель (идеал, к которому стремится школа): воспитание личности в ученике, который приобрел бы в процессе развития способность самостоятельно строить свою жизнь, стать достойным человеком 21 века.

2. Результативная цель (протезируемый результат, выраженный в желаемом образе выпускника и который планируется достичь за определенный промежуток времени): развитие личности выпускника полной средней школы с достаточно сформированным интеллектуальным, духовно-нравственным, коммуникативным, эстетическим и физическим потенциалом и на достаточном уровне, овладевшим практическими навыками и умениями, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития.

3. Процессуальная цель (проектное состояние воспитательного процесса, необходимое для формирования желаемых качеств выпускника): создание в школе благоприятной культурной среды развития личности ребенка, среды жизнедеятельности и способов самореализации в интеллектуальной, информационной, коммуникативной и рефлексивной культуре и оказание ему помощи в выборе ценностей, среды для индивидуального выбора образа жизни, научить делать этот выбор и находить способы для его реализации.
РЕАЛИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЙ И ЗАДАЧ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРЕДПОЛАГАЕТ:
• Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;

• Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;

• Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности;

• Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;

• Развитие различных форм ученического самоуправления;

• Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы: базового и дополнительного образования; социума; школы и семьи;



2.СИСТЕМА РАБОТЫ С КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ
Для того чтобы воспитательная работа в школе приносила положительные результаты и подготовила классного руководителя к активному участию в методической работе, повлияла на рост его профессионального мастерства, необходимо:

- ознакомить классных руководителей с направлениями воспитательной системы школы;

- ознакомить классных руководителей с должностными обязанностями.

Задачи деятельности классных руководителей в воспитательной работе:

- усилить мотивацию педагогов на освоение инновационных педагогических технологий обучения и воспитания;

- способствовать формированию интереса и стремлений классного руководителя к активной творческой деятельности в своем классе;

- формировать потребность в качественном проведении любого внеклассного мероприятия;

- развивать коммуникативные умения педагогов, умение работать в системе «учитель – ученик - родитель».

Задачи работы:

1. Усиление мотивации педагогов на освоение инновационных педагогических технологий обучения и воспитания.

2. Обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для успешного развития школы.

Основные направления работы:



  • Работа педагогического совета.

  • Работа над единой методической темой.

  • Работа школьных методических объединений.

  • Повышение квалификации учителей, их самообразование.

  • Организация и проведение семинаров, конференций.

  • Обобщение передового педагогического опыта.

  • Аттестация педагогических работников.

  • Работа учебных кабинетов.


2.1. Повышение квалификации учителей, их самообразования




Содержание

Сроки

Форма и методы

Ответственные

1.

Посещение курсов повышения квалификации руководителями школы и учителями

По графику

Курсы повышения квалификации

Администрация школы

2.

Посещение конференций, методических семинаров, тематических консультаций, мастер-классов творчески работающих учителей, организуемых в районе

В течение года




Администрация школы




3.

Обсуждение публикаций творчески работающих учителей

В течение года

Заседания школьных МО

Руководители школьных МО

4.

Изучение и внедрение передового педагогического опыта в практику школы

В течение года

Открытые уроки, творческие отчёты

Заместители директора по УР и ВР, руководители школьных МО

5.

Взаимопосещение уроков, классных часов, внеклассных мероприятий

По графику




Заместители директора по УР и ВР, руководители школьных МО


2.2. Работа с педагогическими кадрами

1

Социальный паспорт класса

Сентябрь

Школьный инспектор

2

Мониторинг воспитания

Апрель

Зам. директора по ВР, рук. МО КР

3

Подведение итогов деятельности классных коллективов за полугодие

Январь

Кл.руководители

Зам. директора по ВР, Рук. МО КР



4

Анализ воспитательной работы класса за год.

Май

Кл. руководители,

Зам. директора по ВР, Рук. МО КР.



5

Методические объединения классных руководителей

Ноябрь, январь, март, май

Зам. директора по ВР, рук. МО КР


2.3. Руководство и контроль за организацией воспитательного процесса.


Месяц

Объект

контроля


Что проверяется, цель проверки

Форма контроля

Результат

Сентябрь

Классные руководи-тели

1 – 11 кл.



Содержание планов воспитательной работы

Цель: проверить соответствие содержание планов классных руководителей возрастным особенностям обучающихся, актуальность решаемых задач и соответствие задачам школы; умение классных руководителей анализировать работу с классом



Индивидуальный контроль.

Анализ планов



Совещание при зам. директора по ВР

Дополни-тельное образова-ние

Комплектование групп кружков.

Цель: способствовать работе по наполняемости групп дополнительного образования



Собеседование с учителями

списки, отчет по форме до 1 октября.

Классные руководи-тели

1 – 11 кл.



Проверка тетрадей по организации инструктажа по ТБ

Тематический контроль, собеседование, проверка тетрадей.

Совещание при зам. директора по ВР

ЕЖЕМЕСЯЧНО

Классные руководи-тели

1 – 11 кл.



Сбор информации о различных категориях учащихся и их семей. Коррекция базы данных для проведения школьного мониторинга и составления социального паспорта школы.

Сбор информации о категориях одаренных детей (по форме)



Тематический контроль. Собеседование.

Дифференцированные списки

Классные руководи-тели

1 – 11 кл.



Посещение классных часов, уроков, выполнение планов ВР, соответствие проводимых мероприятий целям воспитания.

Индивидуальный. Собеседования, анализ

Лист наблюдения

ЕЖЕНЕД-НО

Классные руководи-тели

1 – 11 кл.



Качество проведения родительских собраний, уровень взаимосвязи кл. рук-ля и род. коллектива, удовлетворенность родителей организацией УВП в классе и в школе.

Классно-обобщающий контроль. Наблюдения, собеседования, анкетирования, проверка протоколов заседаний родительских собраний.

Совещание при зам. директора по ВР

ПО ГРАФИКУ

Классные руководи-тели

1 – 11 кл.



Работа классных руководителей по воспитанию ответственного отношения к учебе и внешнему виду.

Проверка школьных принадлежностей, наличия формы.

Справка

ЕЖЕМЕСЯЧНО

Октябрь

Изучение деятельности классных руководителей 1, 5, 10 классов и вновь прибывших учащихся по адаптации, выявление признаков дезадаптации.

Работа классного руководителя и пед. коллектива по адаптации 1, 5, 10 классов и вновь прибывших учащихся, выявление признаков дезадаптации.

Фронтальный.

Справка

Изучение деятельности классных руководителей по формированию ученического самоуправления.

Выяснение сформированности классного и школьного ученического самоуправления и его роли в осуществлении учебно-воспитательного процесса.

Тематический. Проверка документации кураторов ОУ СМУ, собеседования, мониторинг.

Справка, диагностический инструментарий

Подготовка к проведению осенних каникул

Качество проведения генеральных уборок по школе. Занятость обучающихся во внеурочное время. Целесообразность запланированных мероприятий, соответствие их возрасту и интересам.

Анализ планов проведения каникул

Приказ об утверждении плана проведения каникул.

Ноябрь

Классные руководи-тели

1 – 11 кл.



Деятельность классных руководителей по охране жизни и здоровья детей, формированию ЗОЖ, профилактике негативных явлений, в т.ч. индивидуальная работа с детьми, состоящими на ВШУ и их родителями. Реализация программ «Школа без наркотиков», «Здоровье и дети».

Тематический. Собеседования, анкетирования, проверка документации.

Справка,

совещание при директоре.



Декабрь

Классные руководи-1– 11 кл.

Работа классных руководителей с семьей.

Цель: проверить наличие и качество взаимодействия классных руководителей и родителей, наличие работы по всеобучу родителей; привлечь родителей к участию в учебно-воспитательном процессе



Анализ соответствующего раздела планов ВР, протоколов родительских собраний, собеседование с общешкольным родительским комитетом

Выступление на педсовете

Классные руководи-1– 11 кл.

Деятельность классных руководителей по выполнению госпрограммы «Путь к успеху»

Тематический.

Отчет по форме до 20 декабря.

Подготовка к проведению зимних каникул

Качество проведения генеральных уборок по школе. Занятость обучающихся во внеурочное время. Целесообразность запланированных мероприятий, соответствие их возрасту и интересам.

Анализ планов проведения каникул

Приказ об утверждении плана проведения каникул.

Январь

Классные руководители 1-11 классов

Деятельность классных руководителей по выполнению программы «Одаренные дети» по выявлению и организации поддержки одаренных детей.

Индивидуальный, собеседования, наблюдения, мониторинг

Коррекция дифференцированных списков

Классные руководители 1-11 классов

Анализ состояния воспитательной работы за 1 пол. и соответствие результатов поставленным целям.

Проверка документации, собеседования

Журнал промежуточного контроля планов ВР

Февраль

Классные руководи-тели

9-11 кл.


Состояние и организация гражданско-патриотического воспитания в школе, деятельность классных руководителей по формированию патриотизма и гражданского самосознания у обучающихся.

Выполнение программы «Патриотическое воспитание».

Состояние и эффективности антикоррупционного воспитания в школе.


Анализ соответствующего раздела в плане воспитательной работы, анкетирование

Справка, выступление на совещание при директоре. Диагностический инструментарий.

Дополни-тельное образова-ние

Комплектование групп кружков.

Цель: способствовать работе по наполняемости групп дополнительного образования



Собеседование с учителями

отчет по форме до 1 марта.

Март

Классные руководи-тели

1– 11 кл.



Состояние и организация духовно-нравственного воспитания в школе, деятельность классных руководителей по формированию духовно-нравственного самосознания у обучающихся. Выполнение программы ДНВ «Преображение».

Анализ соответствующего раздела в плане воспитательной работы, анкетирование, собеседование

Справка, выступление на совещании при директоре

Подготовка к проведению зимних каникул

Качество проведения генеральных уборок по школе. Занятость обучающихся во внеурочное время. Целесообразность запланированных мероприятий, соответствие их возрасту и интересам.

Анализ планов проведения каникул

Приказ об утверждении плана проведения каникул.

Апрель

Классные руководи-тели

7– 11 кл.



Удовлетворенность учащихся школьной жизнью

Фронтальный: анкетирование


диагностический инструментарий

Классные руководи-тели

2– 11 кл.



Работа классных руководителей и педагогического коллектива по профориентации учащихся.

Посещение классных часов, собеседование, анкетирование

Справка

Май

Классные руководители 1 – 11 кл.

Работа классных руководителей по экологическому и трудовому воспитанию.


Тематический, собеседования, посещение классных часов, анкетирование


Справка, выступление на совещании при директоре

Классные руководители 1-11 классов

Организация 5 трудовой четверти

индивидуальный

Списки

Классные руководители 1-11 классов

Состояние воспитательной работы в школе и классных коллективах за год.

Итоговый, фронтальный, тематический, проверка документации, собеседования

Анализ воспитательной работы, выступление на педагогическом совете

Классные руководи-1– 11 кл.

Деятельность классных руководителей по выполнению госпрограммы «Путь к успеху»

Тематический.

Отчет по форме до 20 мая.

Начальник лагеря

Организация летнего отдыха детей в пришкольных лагерях.

Фронтальный, проверка документации

Списки, сетка мероприятий

В ТЕЧЕНИЕ ГОДА




Посещение уроков, классных часов, внеклассных мероприятий

Собеседование, анализ и самоанализ уроков, классных часов, внеклассных мероприятий.

Персональный контроль

Анализ

.
2.3. График проведения открытых классных часов и мероприятий (обобщение опыта)

на 2013-2014 уч. год


Месяц

Ф.И.О. классного руководителя

Класс

Тема

Октябрь

Никонова Л.Ю,

4



Сибгатуллина Г.С.

1



Ноябрь

Авдейчева Л.Ю.

9



Декабрь

Потапова М.А.

11



Чернеева Е.А.

2



Февраль

Тимофеева С.В.

Коржова И.П.



3

5




Март

Сундукова О.В.

10



Зайнуллина А.Т.

6



Апрель

Игнатова Н.В.

7



май

Малафеева О.В.

8



следующая страница >>