Утверждено - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Утверждено - страница №1/1

Тимашевский район, станица Медведовская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 31августа 2013 года

Председатель педсовета

_____________ Шульга Е.Б.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности

Кружок

______ «Живой родник»

Срок реализации программы 4года ( 1-4 класс)_ __ ___

Возраст обучающихся 7-10 лет

Учитель Ярковая Наталья Владимировна



1. Пояснительная записка

Огромный интерес педагогов и организаторов учебного процесса к религиозно – познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования. К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные конфликты.

Одной из причин также является рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающийся с 90 – х годов в России и за рубежом на фоне политических споров о дальнейших путях развития России. В центре внимания оказываются проблемы сохранения традиций, а также знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов. При изучении курса нельзя недооценить причины общекультурного и коммуникативного характера, обусловленные расширением связей с другими народами, их традицией и культурой.
Цели и задачи

Главная цель программы заключается в развитии нравственной личности младшего школьника через различные аспекты воспитательной деятельности на основе народных традиций.


Для достижения выше обозначенной цели предстоит решить основные задачи:

  1. Научить ребенка видеть красоту внешнюю (в окружающем мире, в природе, в быту), так как от внешнего мира красоты возвышается душа.

  2. Дать знания о христианском понимании устройства мира: связи красоты рукотворной и нерукотворной и ее источника в Боге Красоте.

  3. Раскрыть христианское понимание Бога как Любви высшей, жертвенной, спасающей человека. Раскрыть смысл христианского благодарения Творцу, и познакомить с его отражением в феноменах православной культуры (религиозном искусстве, литературе, христианских праздниках, традициях жизни и т.д.).

  4. Дать знания о христианской антропологии: о том, в чем христиане видели (созерцали) красоту (образ Божий) человека (совесть).

  5. Дать знания и показать на примерах житий святых, как строилась система отношений христиан:




  • к ближним;

  • отношения к Богу

  1. Научить анализировать свои поступки, руководствуясь совестью как нравственным критерием (отношение к себе: а какой я?) и сформировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе бескорыстной любви.

  2. Воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека.

  3. Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств.

  4. Возрождение православных основ семьи.

  5. Ознакомление с православным календарем.

  6. Ознакомление с особенностями церковного искусства, устроения церковного храма, православным богослужением.

Этапы развития программы

Цели и задачи воспитания будут решаться системно на каждой ступени взросления и социализации человека, начиная с первого года школьной жизни. Мне хорошо известно, что гораздо проще найти свою нишу в воспитательном пространстве, если будут поставлены не только цель, задачи, принципы и основные направления, формы и способы построения жизнедеятельности и воспитательного процесса в общественном коллективе, но и правильно будут определены этапы этого процесса. Для успешного развития программы я выделила четыре этапа её реализации :

первый этап – этап проектирования системы;

второй этап – этап становления системы;

третий этап – этап стабильного функционирования системы;

четвёртый этап – этап обобщения результатов и обновления системы.



2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование разделов,

блоков, тем

Всего час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

аудитор

ные

внеауди

торные

I год обучения















Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем

16

8

8

Чтение, рисование, пение, ритмические движения, игры, чтение, сочинение сказок и рассказов, наблюдения в природе, экскурсии, проведение праздников, создание поделок, лепка, слушание рассказа учителя, обсуждение



В ожидании Рождества – самого красивого события зимы

10

5

5



Праздники - радости

16

8

8



Пасха: цвета и звуки весны

18

9

9

Итого:

60

30

30




II год обучения















Радостный мир православной культуры вокруг нас

17

8

9

Слушание рассказа учителя, беседа («обсуждения – размышления»), слушание музыки, рассматривание иллюстраций, рисование и раскрашивание, чтение, сочинение сказок и рассказов, игры, обсужде-ние ситуаций нравствен-ного выбора



Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни человека

13

7

6



Радость христианской веры

20

10

10



О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, поэт, зодчий, певчий)

18

9

9

Итого:

68

34

34




IIIIV годы обучения















Отечество Небесное

14

6

8

Слушание рассказа учителя, беседа («обсуждения – размышления»), рассматривание иллюстраций, рисование и раскрашивание, чтение, сочинение сказок и рассказов, обсуждение ситуаций нравственного выбора



Добродетели в жизни человека

16

8

8



Человек преображенный. Святые.

18

8

10



Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Герои.

20

10

10

Итого:

68

32

36





3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Iгод обучения

Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем (16ч.)

Красота в окружающем мире. Летние впечатления.Чтонас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Священная история рассказывает о мире: Бог - Творец красивого мира; как Бог создавал мир; сотворение человека; Адам - любимое чадо Божие; общение человека с Богом; поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. Добрые и злые ангелы. Ангел Хранитель. В какой книге написано о сотворении мира? Библия.



В ожидании Рождества самого красивого события зимы (10ч.)

Рассказы Священной истории о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия: непослушание, печаль, болезнь, смерть. Поступки человека. Наказание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушанием? Прощение родителей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю? Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? О чем рассказывают стихотворения? Состояния поздней осени. Что мы видим в окружающей природе зимой? Зимние печали. Минорные звучания. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека.Добрые и злые люди. Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Как бороться с грехом? Мог ли человек побороть свои недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования печали в сотворенном Богом красивом мире. Обещание Бога людям. Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. О Пресвятой Богородице и Ее праздника. Песнопения и величания.



Праздники-радости (16 ч.)

Рождество Христово - самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество Христово и Крещение вРоссии? Святочные обычаи. Православные праздники. Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения. Новый год. Масленица. Как христиане понимали праздники? Каклюди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. Имя человека. Святой покровитель. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Димитрий Донской.



Пасха: цвета и звуки весны (18 ч.)

Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Победы, радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности христианина: по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность каждого -сохранить красивый мир. Личная ответственность. За что могу отвечать я?


II год обучения
Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм - православная икона - православный праздник) (17 ч.)

О христианской радости. Красота и радость в окружающем мире. Что мы видим вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная. Библейская история о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Искажение красоты в мире. Исчезновение радости. Грех. Христиане о проявлении искажения красоты в человеке и в окружающем мире.

Поэтическая история славянской азбуки. Ее создатели. Слово, письмо, их цель и религиозный смысл. Значение славянских букв, отражающих их религиозный смысл. Красота церковнославянских буквиц. Почему христиане на Руси радовались, получив славянскую азбуку?

Радость православных праздников. Рождество Пресвятой Богородицы. Где и как празднуют православные праздники? Как христиане понимали слова: благодать, благочестие, честность, лицемерие?

Православный храм, его духовное и культурное значение. Духовная красота. Духовная радость. Изображение. Украшение. Постройка. Храм - хранитель памяти. Что может отражать красота рукотворная? Как православные мастера изображали красоту мира Небесного? О душе человека. Как создавались произведения православного искусства? Каждый ли мастер может создать красивое произведение? Молитвенная подготовка православного мастера. Дионисий. Ферапонтов монастырь. Соловецкий монастырь. Дмитриевский собор во Владимире. О чем рассказывают их стены? Радость в каменных узорах.

Радостный мир православной иконы. В чем радость православной иконы? О чем рассказывают иконы? Икона и картина. Лик. Лицо. Образ. История первой иконы. Спас Нерукотворный. Чудотворные иконы. Икона и благодать. Поэтическое описание иконы. Что в иконе самое главное? Как научиться понимать, о чем рассказывают иконы? Сюжет, символика, дидактический смысл, духовное содержание. Какими качествами должен обладать иконописец? Икона: «О Тебе радуется». Содержание и духовный смысл. О Царствии Небесном. Христиане размышляют о мире Горнем: Божия сила; Премудрость Божия. Какими силами укреплялся православный мастер?

Скорби и торжество в православной иконе. Воздвиженье Креста Господня. История обретения святыни. Символ Креста. Его смысл. Крестная Жертва. Христианское понимание Искупления: от чего Бог искупил человека?

Православная культура в жизни людей. Творец как радостьи смысл жизни православного христианина (13 ч.)

Какие праздники празднуют православные христиане? Покров Пресвятой Богородицы. Чудеса. Радостные гимны преподобного Романа Сладкопевца. Радость доброделания. Добродетели. Библейская история рассказывает об образе Божием в человеке. Почему человек утратил радость? Как восстановить радость в душе человека?

Отражение христианской радости в произведениях праве славной культуры: духовной музыке, поэзии, иконописи. Акафист Божией Матери. О чем в нем поется? Ведущий рефрен акафиста «Радуйтесь». Чему радовались христиане?

Библейские истории о том, какими законами Бог сохраняв красоту мира? Вавилон. Неопалимая купина. Синайское законодательство. Христиане размышляют о том, почему человекне может самостоятельно сохранить красоту в себе и в окружающем мире? И кто ему может помочь в этом? Почему христиане забывали о Божиих законах? Кто напоминал им о правилахжизни, данных Богом?

Как православные христиане почитали святых? Тропари песни, прославляющие Бога и святых. Царь и пророк Давид. Кто такой пророк? Когда к человеку возвращается радость ? Как ее обрести? Псалтирь. Псалмы царя Давида. О чем пел царь Давид? Каким был пророк?

Радость праздника «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Что в нем радостного? Чему радовались христиане в этот праздник?

Что могла увидеть в храме Пресвятая Отроковица Мария?Скиния. Иерусалимский храм. Что мы видим в православномхраме? Внешний вид и внутреннее устройство православногохрама. Иконостас. Алтарь. Где размещается церковный хор?

Радость в традициях христианской жизни. В чем большаярадость для христианина: получать подарки или дарить? Божий дар (как об этом рассказывается в произведениях русской литературы).



Радость православной веры.(20 ч.)

Праздник Рождество Христово. Ветхозаветныепророчествао Христе. Каким был пророк? Пророки: Исайя, Даниил, Аггей, Захария, Малахия, Иона. Пророки и мученики. К кому обращались за помощью три отрока: Анания, Азария и Мисаил? Кто спас от смерти пророка Даниила? Чему радовались пророки? Кчему стремились в своей жизни?

Христиане - создатели православной культуры. Почему наРождество украшают елку? Пророчество Исайи. Красота и радость в иконах Рождества Христова. Иконопись. Сюжет, иконописный канон. Два мира в иконе: земной и Небесный.

Радость встречи. Праздник Сретения в православном храме. Церковное богослужение. Божественная Литургия. Как христиане размышляли о встрече человека с Богом: когда он может приблизиться к Богу? Покаяние. Радость.

Радостное пророчество. Иоанн Креститель. Почему было предсказано что «многие о рождении его возрадуются»? Какие качества Иоанна Крестителя являлись примером для христиан?

Христиане размышляют, для чего Бог пришел к людям?

Христос Спаситель. Как восстановить первозданную красоту человека? Мытарь и фарисей. Добродетель смирения. Грех гордыни. Древо добродетелей.

Жития святых рассказывают о радости прославления Творца тварью: животные как меньшие братья человека. Пророк Даниил. Преподобный Герасим и лев Иордан. Преподобный Серафим Саровский. Преподобный Сергий Радонежский. Раскрытие духовной красоты святого в духовных песнопениях. «Дивен Бог во святых Своих» Отражение христианской радости в духовной музыке.

Христиане размышляют о том, как сохранить красивый Божий мир. «Небеса поведают славу Божию». Нагорная проповедь. Радость выполнения заповедей: «блаженство - счастье». Апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Радостная весть. Божественная благодать.

Радость послушания. Дети и родители. Ной и его сыновья: Сим, Хам, Иафет. Радость и несчастье. Любовь как исполнение закона Божиего.

«Небесное веселье». Христианские мученики. Во имя чего терпели, чему радовались 40 мучеников севастийских? Мученические венцы. Кого христиане называли умным?

Радости православной веры. Великий Пост. Крестопоклонная неделя. Почему христиане называли это время «веселое время поста»? В чем они видели радость? Можно ли радоваться, отказывая себе в чем-либо? Преподобный мученик Андрей Критский. Великий покаянный канон. Что такое покаяние?



О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)? (18 ч.)

Какими качествами души обладали православные мастера? Радость благовестия спасения. Предвестие Великого праздника. Праздник «Вход Господень в Иерусалим». Воля Божия и воля человека. Праздничные песнопения. Светские и церковные композиторы.

Искупление. Радость праведных. Царствие Небесное. Притча о зерне горчичном. Чему радовались праведные? Радости жизни современного человека.

«Праздник праздников и торжество торжеств» — Воскресение Христово.

Радость дара. Чудеса в жизни людей. Вера. Доверие. Благодарение.

Защита веры - защита христианской радости о Господе. Святые люди. Благочестивые и неблагочестивые люди. Честь. Неблагодарность. Верность.

Радостная весть в мире. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов. Чему радовался апостол Андрей Первозванный? Доброта и милосердие христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он - христианин? Праведники. Равноапостольные.

Какими средствами выражается христианская радость в православной культуре?


IIIIV годы обучения

Тема 1. Отечество Небесное. Бог (14 ч.)

Бог просвещающий

О вере, знании и культуре в жизни людей. Что нужно человеку для счастливой жизни? Целесообразность в мире. Изучение законов мира наукой. Религия - вера и почитание Бога. Религиозные представления разных народов. Христианство - одна из основных религий мира. Религиозная культура. Православие как основная религия в России. Христианское понимание происхождения знания о Боге. Особенность этого знания: просвещение человека Божественным светом. Священное Писание, Священное Предание, жития святых. Кого называют просвещенным человеком? О чем свидетельствует Священная история? Историческое источники как свидетельство осовершенном Богом спасениилюдей. Отражение Священного Предания в церковных песнопениях и иконографии. Представление иконы «Вседержитель». Словарик иконописца: Вседержитель; живопись; мозаика; фреска. Церковнославянский язык как язык обучения детей грамоте в Древней Руси. Учебные книги. Азбучная молитва в стихах. «В начале было Слово...». Смысл поговорки «Начать с азов».



2. Что говорит о Боге православная культура?

Что Бог открыл о Себе людям? Явление Троицы Аврааму. Зачем Бог прислал в мир Своего Сына? Жертвенная любовь. Как люди говорили о тайне Троицы? Представление иконы «Троица» Андрея Рублева. О святом иконописце Андрее Рублёве. О чем и как рассказывает икона «Троица»? Как готовился православный иконописец к написанию иконы? Словарик иконописца: иконы «Спас в Силах», «Спас Нерукотворный». Храмы в честь Святой Троицы. Андроников монастырь. Отражение события явления Троицы в поэзии. Праздник Святой Троицы. Церковнославянская азбука: буква «Т» (твердо, истинно), Троица Святая. Смысл поговорки «Сначала аз да бука, а потом науки».


3. Свет на горе Фавор

В лучах славы Господа. Смысл Преображения. Как Бог открывал людям о Царствии Небесном. Христианское понимание смысла человеческой жизни, отраженное в поэзии для детей. Изображения смысла (в христианском понимании) события живописными и графическими средствами: рисунки на темы «Сверхсветлый мрак», «Светлое облако». Представление иконы «Преображение Господне» Феофана Грека. Анализ смысла иконы на трех уровнях: сюжетном (что изображено?), богословском (какой смысл события?), дидактическом (чему учит событие?). Иерархичность устройства мира, отраженная изобразительными средствами: Бог и человек (пророки, ученики). Словарик иконописца: духовная красота иконы; горки на иконе - символическое изображение духовного роста). О святом Григории ПаламеФаворский свет. Церковнославянская азбука: буква «Фита» - символ Божественного, Церкви Божией. В греч.языке: Бог - Феос. «Ф» на иконах Богоматери: «МР ФУ» (МитирФэу) - Матерь Божия. Ключевые слова христианской культуры с буквой «Ф»: Фавор, Вифлеем, Голгофа, Гефсимания, акафист. События Священной истории, с ними связанные.



4. Бог спасающий

Милость Божия к людям. Христос - Пастырь добрый. Спасительная чудесная помощь. Исцеление расслабленного. Воскрешение дочери Иаира. Как мог человек получить помощь Божию? Вера и примирение с ближними как условия получения помощи. О Царствии Небесном. Беседа Христа с Никодимом о духовном рождении человека. Таинство Крещения. Рассказ о Божием Царстве в поэзии. Отличие иконописи от живописи на религиозные темы: икона «Воскрешение дочери Иаира» и картина В.Д. Поленова на ту же тему. Представление икон - фресок «Чудесный улов»; «Насыщение пятью хлебами». Их анализ на трех уровнях. Словарик иконописца; образы и символы христианского религиозного искусства: голубь, рыба, корабль, нимб и др. Церковнославянская азбука: буква «Ц»; слова -милость, Царствие Небесное, Церковь.


5. Что говорит о человеке православная культура?
Притча о талантах. Что такое талант? Смысл выражения «зарыть

талант в землю». Ответственность человека за полученный дар. Чуткость, сострадательность к людям как самые главные дары Божий. Где они скрыты в человеке? Человек - образ и подобие Божие. От чего зависит возможность уподобления Богу? Размышление маленького христианина о человеке: рождение; рост; развитие; смерть; душевные способности; способность воображения; внутренние душевные чувства; совесть; воля; вера в Бога; желание стать умнее и добрее; душа человека - свободная, разумная, бессмертная, желающая добра, верящая в Творца; сердце человека. Стремление человека к добру - к подобию Божию. Отличие человека от животного. Духовная работа человека над собой. В каких делах каждый может раскрыть свои таланты? Какими качествами украшается душа человека? Взаимосвязь христианских понятий «смирение - радость». Их отражение в духовных песнопениях: «Слуху моему дай радость и веселие» (Псалом 50). Примеры проявления красоты человека в рассказах Священной истории (Богородица. Авель. Авраам. Иосиф.). Спаситель как проявление высшей красоты. Отражение этого смысла в поэзии: К.Д. Бальмонт. «Одна есть в мире красота» (Повторение материала 2-го года). Рассказы о человеке в росписях храма Спаса на Сенях Ростова Великого (Сотворение человека.Изгнание из рая). Рассказы о человеке в детской православной литературе. Церковнославянская азбука: слова - образ, душа, чудо.



6. Христиане в православном храме

Красота православного храма. Смысл символов христианского искусства, архитектурной формы храма, купола. Духовный смысл православного храма. Во что веруют христиане? Символ православной веры. Таинства Православной Церкви. Тайная Вечеря. Установление Таинств Крещения и Причастия. Таинство Исповеди. Православное богослужение. Божественная Литургия. Евхаристия - благодарение. Духовный смысл. Духовная красота преображенного человека. В чем она проявляется? Православный храм в традициях жизни православной семьи: крестины, венчание, отпевание. Благочестивое поведение православных людей: традиции посещение храма в воскресные и праздничные дни. Московский Кремль - сердце духовной жизни России. Вера русских князей и традиции почитания святынь. Успенский собор - самый главный собор Московского Кремля. Венчание на царство Русских государей. Восхождение на церковный престол Патриархов. Колокола. Виды звона (перезвон, благовест, трезвон, набат). История Царя колокола. Музыка колоколов в красках и линиях: рисуем звон. Святые зодчие Флор и Лавр. Словарик зодчего: слова - зодчий, притвор, четверик, алтарь, купол. Церковнославянская азбука: буква «Л» (люди); слова - Литургия, Причащение, Таинство.

7. Золотое правило жизни

Главное правило христианской жизни: «Не судите да не судимы будете». Почему это правило можно назвать «золотым» правилом? Какие еще правила (заповеди) дал Христос людям (повторение заповедей Блаженства)? Евангельские заповеди в христианской поэзии. Отражение учения Христа в иконописи: представление иконы Вседержителя с Евангелием «Заповедь новую даю вам». Церковнославянская азбука: отражение основной темы урока в языке («Не судите»). Слова - «доброта», «красота (лепота)», «любовь», «милосердие». Как изобразить доброе, красивое в рисунке? Какой поступок можно назвать красивым? Доброта моей души. Чем я могу поделиться? Следует ли мне ожидать ответного добра от людей? Что делать, если люди совершают по отношению ко мне злой поступок?



Тема 2. Добродетели в жизни христианина (16 ч.)

8. Добро и зло

Об ориентирах добродетельной жизни христиан. Добро и зло в ангельском мире. Бой Михаила Архангела. Как зло появились в мире. Грех как проявление зла. Два брата - Исав и Иаков. Что означает благословение для христиан? Что стало причиной недостойного поступка Исава? Следование телесным страстям, обожествление природы, дурной пример, страсти - источники порабощения человека злом. Какой я? Что есть во мне: что люблю, чем увлекаюсь, кому подражаю? Что рассказывается о христианском благочестии в литературе Древней Руси. «Поучение» князя Владимира Мономаха. «Юности честное зерцало». Что значит быть почтительным сыном и дочерью? Как положено было вести себя детям? Церковнославянская азбука: о добре и зле. Слова: «благотворяй», «злотворяй»; выражение «Возлюбление, не уподобляйся злому, но благому». Благое как доброе, полезное для самого человека и для окружающих. Связь человека с окружающим миром. Христианское поведение.



9. Как Бог строил дом спасения человека

Что было открыто Богом о будущем спасении человека? Таинственный сон Иакова. Чудесная лестница. Предсказания о пришествии в мир Спасителя. Как Бог строил дом спасения. О Богородице - лествице, послужившей соединению небесного и земного. Песнопения, посвящённые празднику Рождества Богородицы. Представление иконы: Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». Название и сюжет иконы. Как христиане поднимаются по небесной лестнице? Где начало этого пути? Таинства Церкви. Кто помогает человеку? Почему Христос сказал о Себе: «Я есть путь». Легок ли путь жизни христианина? Препятствия на этом пути. Представление иконы: «Аз есмь Лоза истинная». Церковнославянская азбука: слова и выражения, раскрывающие Божественный источник знания - «свет», «просвещение», «Я есть путь...». Словарик иконописца: из истории иконописи - о первых иконах Богородицы, написанных евангелистом Лукой.



10. Воеводы сил любви. Добродетели

Что помогает и что мешает человеку подниматься по небесной лестнице? Добродетели и страсти. Как растет в человеке доброе? Притча о сеятеле. Препятствия на пути движения человека к добру. Что это такое? Какие бывают добродетели, какие - страсти. Как научиться бороться со страстями. Где находятся препятствия: внутри человека или вовне? Какие из них сильнее? «Доброе сердце - злое сердце» - как понимать это выражение? Поэма святителя ИоасафаБелгородского о сражении семи добродетелей и семью грехами. Какие добродетели с какими страстями борются? Труд души. Нелегкость духовного труда. Рассказ об этом средствами иконописи («Лествица» преподобного Иоанна Лествичника) - представление иконы; средствами светской и духовной поэзии. Древо талантов-добродетелей христианина. Церковнославянская азбука: слова, обозначающие добродетели, - «кротость», «смирение», и др.; выражения: «Знай себя», «Уклонись от зла и сотвори благо».



11.Непобедимое оружие христиан

Что чем командует в человеке: дух телом или тело духом? Какими душевными качествами проявляется в человеке эта борьба? Всегда ли ведется эта брань? Как и чем укрепляется человек в этой борьбе? Помощники человека в духовной брани. Возможна ли гармония (согласие) духовного и телесного в человеке? Чем люди живы? Как Иисус Христос учил людей. Духовная пища. О духовном рождении христианина. Блага духовные и материальные. О чем христианепрежде всего просили Бога? Рассказ о Марфе и Марии - ответ на этот вопрос. Размышление о хлебе духовном в поэзии. Церковнославянская азбука: «Отче наш».



12. Защита святынь. Силы тьмы

В чем сила человека? Священная история о падении людей-исполинов. Что стало причиной их гибели? Страсти гнева, тщеславия, гордости. Проявляются ли они во мне? Как с ними бороться? Как зло воевало против святынь? Иконоборчество. Как христиане сохраняли иконы. Преподобный Иоанн Дамаскин. Представление иконы: икона Божией Матери «Троеручница». Христианские святыни на Святой Земле: храм Воскресения Господня.


13. Небесные помощники

Воевода Небесных Сил бесплотных - Архангел Михаил. Чудо Михаила Архангела в Хонех. Представление иконы: Архангел Михаил в иконографии разных христианских стран. Словарик иконописца: символы цветов в православной иконе. Почитание Небесных Сил бесплотных в церковных песнопениях, в русской поэзии, прозе. Храмы, освященные в честь Архангела Михаила. Архангельский собор Московского Кремля: история создания, архитектура.



14. Увенчанные венцами. Христианская семья

Пример проявление добродетелей в жизни христианской семьи. Семья - малая Церковь. Добродетели христианской семьи. Любовь -высшая добродетель. Проявление добродетели в жизни святых Царственных страстотерпцев. В чем проявлялась жертвенная любовь детей и родителей? Мужество и любовь в последние дни жизни. Представление иконы: святые Царственные страстотерпцы. О чем молились Царственные мученики в последние дни? Русские поэты - в поддержку их духовных сил. Церковнославянская азбука: о почитании родителей, о мужестве - «Заступи в старости отца твоего и не опечаль его»; «Премудрость смиренного вознесет главу его».



15. Добрый ответ

Ответственность человека. Почему человек не может справиться со своими недостатками? Что ему мешает, что помогает проявить доброе в себе? Смысл Евангельских слов «Дух бодр, плоть же немощна». Притча о бесплодном дереве. Рассказ о Страшном Суде. Когда человек должен отвечать за свои поступки? Представление иконы: Страшный Суд. Церковнославянская азбука: рассказ о красивой буквице «Ж» (Живете) - начертание и духовный смысл.



Тема 3. Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Святые (18ч.)

16. Как преображался человек? По ступенькам Восхождения


Как преображался человек? О чем возвестило людям РождествоХристово? Возвращение блудного сына. Святые люди. Как Савл стал апостолом Павлом. Чему учит христиан пример святых? Житийная литература. Поэзия. Устное народное творчество. Каких святых изображают на иконах? Представление иконы «Собор Всех Святых». Церковнославянская азбука: заповедь о любви. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим... и ближнего твоего, как самого себя».
17. Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга


Начало подъема по ступенькам духовного преображения. Прообраз - 15 ступеней Иерусалимского храма. Путь к святости - путь в Церковь Небесную. Соборность (кафоличность) Церкви. Что объединяет всех христиан Церкви Христовой? Каждая ступенька - преодоление какой-то страсти и приобретение христианской добродетели. Любимый ученик Христа Иоанн Богослов. Добродетель любви. Представление иконы «Святой апостол Иоанн Богослов». Чудо о Гусаре и иконе. Церковнославянская азбука: Иоанн Богослов: «Бог есть Любовь».
18. Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники
Как христианство пришло на Русь. Святая княгиня Ольга. Святой князь Владимир. Крещение Руси. Чем отличается эта икона от одноименной картины? Православное паломничество. Путешествие по святым местам - Киево-Печерская Лавра. Святые Антоний и Феодосии Печерские. Из истории зодчества. Представление иконы: мозаики Софийского Собора в Киеве. Словарик иконописца: перспектива, время, цвет, свет в иконе. Церковнославянская азбука: слова из текстов урока.
19. Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец

Как Илья Муромец богатырем стал. Что он защищал, с чем сражался. Какие христианские добродетели почитались на Руси. Христианская добродетель умеренность. Ее проявление в жизни людей Руси. Как понимает это качество современный человек? Святой воин, инок Киево-Печерской обители. Словарик зодчего. Церковнославянская азбука: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его».



20. Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской

О святом князе Александре Невском. Паломничество в Александро-Невскую Лавру. Смысл песнопения: «В вере - добродетели, в добродетели - разум, в разуме - воздержание, в воздержании - терпение, в терпении - благочестие, братолюбие и любовь». Святой Александр Невский на фреске собора Московского Кремля. Житие князяапостола Павла. Церковнославянская азбука: слова - «терновый венец»; песнопение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко».



Тема 4. Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Герои (20 ч.)

25. Принявший венец победы

Кто такие герои? Святые и герои. Добрый воин Георгий Победоносец. Представление иконы: «Чудо Георгия о змие». Георгиевские кавалеры. Церковнославянская азбука: евангельские заповеди в жизни святых - «Любите врагов ваших». Смысл слов из песнопения в честь великомученика Георгия: «Посеяв в слезах - пожнешь в веселии». Храмы России, освященные в честь великомученика Георгия Победоносца.


26. Доброе имя - в славе моего Отечества

Наука побеждать полководца-христианина Александра Суворова. Высшие ценности человеческой жизни. В чем они? Верность. В чем она? Верность памяти предков. Каких своих предков-воинов я знаю? Каких воинов русской истории мы знаем? Как следует вести себя человеку: солдату - в бою; детям - с родителями, людьми? Чему полководец Суворов учил детей. Поведение девочки и мальчика -христиан. Как дочь Суворова относилась к своему отцу. Русские поэты о воинской славе Суворова. Представление иконы: святые христианские воины. Святой воин Артемий. Святой Никита Воин. Святой Иоанн Воин. Церковнославянская азбука: «Доброе имя лучше многого богатства».


27. Россия помнит. Святыни родного края

Полководец М.И. Кутузов на Бородинском поле. Защита Отечества. Смоленская икона Божией Матери на Бородинском поле. Какую христианскую добродетель проявили защитники Отечества? Как был построен храм Христа Спасителя. Надпись на памятных медалях Александра III: «Не нам, не нам, но имени Твоему». Ее смысл. История Спасо-Бородинского монастыря и семьи Тучковых. Святыни Бородина. Рассказ об иконе «Спас Бородинский». Святыни родного края в русской поэзии и музыке: М.Ю. Лермонтов «Бородино»; П.И. Чайковский. Молитва Кресту в музыке на религиозную тему. Церковнославянская азбука: евангельские истины в жизни людей «Друг ко другу любовь прилежную имейте». Можно ли любить врагов (Отечества; своих личных)? В чем проявляется эта любовь?


28. Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские

Что такое подвиг? Как его объяснить в христианском значении? Русская Голгофа. Новомученики Российские. Что помогало Новомученикам сохранить мужество перед лицом злобы? Места скорби и памяти: Соловки, Бутово. Значение слов «Мне отмщение и Аз воздам», «В покаянии прими меня, Господи». Как объяснить слова песнопения, посвященного Новомученикам: «Новоявленные звезды... Станьте, непобедимые, среди нас». Разрушенные в 30-е годы Московские храмы -святыни: Страстной монастырь, ЧудовМихаило-Архангельскоий, Вознесенский монастыри и др. Родословное древо памяти Российских родов - Новомучеников Российских - эстафета памяти: рода Чичаговых, Олсуфьевых, Бибиковых, Оболенских, Тучковых, Гагариных, Шаховских. Исследование. Представление иконы: «Собор Новомученикови Исповедников Российских». Особенность композиции икон данной иконографии: соборность, устремленность к Горнему миру, иерархическое расположение. Церковнославянская азбука.


29. Священный долг

Всенародный подвиг. Христианский щит: броня - вера и любовь, шлем - надежда спасения. Мужество в защите святынь Отечества. Небесные заступники. Представление иконы: Икона Божией Матери «Казанская». Христианские добродетели мужества, веры, надежды, любви в поэзии.


30. Ступенька «Благодарение». Перед Престолом Небесным


Заступница Усердная. Чудотворные иконы Божией Матери: Казанская, Владимирская, Иверская, Смоленская, Почаевская, Донская. История о том, как была спасена Москва от войск завоевателя Тамерлана. Словарик иконописца: основные иконографические типы изображений Богоматери - Умиление, Одигитрия, Оранта. Церковнославянская азбука: слова - Царица Небесная, Честнейшая Херувим. Смысл слов апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». О христианских качествах души, необходимых для выполнения призыва апостола. Выставка «Мир православной культуры в наших рисунках». Тема - «Благодарение».
31. Благословение

Благословение детей. Смысл благословения. Представление иконы: «Благословение детей». Ответственность христиан перед Богом, перед людьми, перед собой. Как восстановить и сохранить образ Божий? Может ли живой человек иметь мертвую душу? Какими качествами проявляется духовная смерть в человеке? Как христиане понимали смерть. «Символ веры» о воскресении. Может ли быть рай на земле? Райское состояние души - что это такое? Может ли жизнь быть адом? Какие качества человека свидетельствуют о смерти его души? Пробуждение души. Что это такое? Может ли дух и душа человека засыпать и просыпаться? Когда это происходит? Слово «Бдение» («Бдите и молитесь»), «Всенощное бдение». Почему христиане не боялись смерти? Подвиг воина Евгения Родионова. Христианская заповедь любви. Любовь к Богу и ближним - высшая христианская добродетель. Церковнославянская азбука: смысл Пасхального песнопения «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Храм Воскресения Господня.


32. Богомудрые учители веры и благочестия

Путешествие по святым местам Русской земли. Оптина Пустынь -центр духовной жизни. Старчество. Смысл благодарения. Смысл благословения. Святые старцы. Представление иконы: «Преподобные Старцы Оптинские». Христианский смысл поговорок преподобногоАмвросияОптинского: «Кто уступает, тот больше приобретает», «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всём - мое почтение». Оптинскиестрадальцы за Христа. Духовная поэзия и церковные песнопения иеромонаха Василия (Рослякова) о родной обители. Почему христиане все события своей жизни сопровождали словами «Слава Богу за все»?



4. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

   Обучающиеся имеют представления:

- о семейных традициях христиан;

- об особенностях семейных отношений;

- духовных и нравственных ценностях православных христиан;

- о ценностном отношении к окружающему миру;

- знакомы с историей и культурой своей страны;

- умеют беречь и поддерживать красоту;

- проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;

- верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;

- стремятся к добру и неприятию зла.


  1. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

- выставки;

- спектакли;

- участие в олимпиадах, викторинах

- проверочные работы

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В методическом плане наиболее удобная форма введения ребенка в религиозную культуру - через знакомые представления, которые соответствуют формам и этапам эстетического (художественного, музыкального) мышления и восприятия, и возрастному (желательно индивидуальному) уровню понимания нравственных норм. Задача учителя православной культуры — выбрать соответствующие педагогическую (тип урока, виды деятельности на уроке) и эстетическую (виды творческих работ детей) формы для раскрытия понимания христианами ценности Божественной Любви, отраженной в красоте окружающего мира, рукотворных созданиях человека, и закрепить их в базовых понятиях православной культуры (в учебных пособиях они выделены). Дидактическими средствами могут быть книги о жизни святых и героев, сказки, стихи, продукты детского творчества. Педагогическая интерпретация представлена в разработках уроков православной культуры.

Принцип личностно-ценностного соответствия предполагает отбор содержания программы в соответствии с ценностными предпочтениями детей. Ведущими ценностями младших школьников считаются любовь и семья, которые отражаются в содержании основных тем начальной школы: «Мы и красивый мир Божий (в христианском понимании) вокруг нас» (1 год), «Радостный мир православной культуры (христианская радость)» (2 год), «Православная культура вокруг нас . Отечество земное и Небесное. Добродетели в жизни христиан». (3 год), «Творцы православной культуры. Человек преображенный. Герои. Святые.» (4 год). Базовыми понятиями здесь являются понятия Бог - Творец, творение, красота.



  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Литература для учителя начальной школы

  1. Азбука православного воспитания. — М., 1997.

  2. Афанасьева С. Основы христианской культуры: Занятия для детей младшего возраста (5—7 лет). — Калининград, 2001.

  3. Артемий Владимиров, священник. Учебник жизни. —М.,2001.

  4. Жизнеописания достопамятных людей земли Русской.X—XX вв. / Сост. С.С.Бычков. — М., 1992.

  5. Димитрий Конюхов, священник. Школьное православное образование. — М., 1999.

  6. Максим Козлов, протоиерей. Детский катехизис: 200 детских вопросов и недетских ответов. — М., 2001.

  7. Сергий Коротких, священник. Основы христианской культуры и нравственности. Мир Божий // Материалы для школьных уроков. Ч. 2 (второй год обучения). — Калининград,
    2001.

  8. Как подготовить праздник Рождества Христова. — Центр «Покров». М., 2001.

  9. Опыты православной педагогики / Сост. А. Стрижева и С.Фомина. — М., 1993.

  10. Основы православной культуры. Для детей дошкольного возраста / Сост. О.К. Харитонова. Под ред. протоиерея Виктора Дорофеева. — М., 2002.

  11. Осень золотая. Праздничные инсценировки, материалы к урокам... (Библиотечка еженедельника «Воскресная школа») ~
    М., 2000.

  12. Поселянин Е. Святые вожди земли русской. М.; СПб., 2000.

  13. Праздник праздников, торжество торжеств. Пасхальный сборник. — Кострома, 1998.

  14. Прасолова ЕЛ. В союзе с красотой: Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе. — М., 1987.

  15. Преображенский Василий. Традиционное духовное воспитание детей. Уроки православной культуры для самых маленьких. — СПб., 2002.

  16. 102. Прекрасный Божий мир / Сост. епископ АхелойскийЕвфимий. — М., 1996.

  17. Праздник Рождества Христова. — М., 2000.

  18. Е. Сосунцов, священник. Первая книга преподавателя Священной истории. — СПб., 1994.

  19. Супрун В.И. Православия святые имена. — Волгоград, 1996.

  20. Сурова Л.В. Методика православной педагогики. Ч. 1: Педагогика. Школа. Человек. — Клин, 2000.

  21. Сурова Л.В. Церковный год. — М., 2000.

  22. Тимофей, священник. Пособие по аскетике для современного юношества. — М., 1999.

  23. Тимофей, священник. Природоведение: Учебник естествознания для младших классов. — М., 2000.

  24. ТарасарКонстанция. Наша жизнь с Богом: Пособие по катехизации для детей младшего школьного возраста. — М.,1999.

  25. Толковая Библия: Комментарии на все книги Святого Писания / Под ред. А.Н. Лопухина. — М., 2001.

  26. Святитель Феофан Затворник. Основы православного воспитания. — Киев, 2002.

  27. ШевченкоЛ.Л. Мир детства: педагогика взаимодействия.— М., 1998.

  28. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Книга для учителей и родителей. — М., 1997.

  29. Евгений Шестун, священник. Православная педагогика. — Самара, 1999.

  30. Школа православного воспитания / Сост. А. Стрижев. —М., 1999.

  31. Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. — М., 2001.

  32. Азбука православного воспитания. — М., 1997.

  33. Афанасьева С. Основы христианской культуры: Занятия для детей младшего возраста (5—7 лет). — Калининград, 2001.

  34. Артемий Владимиров, священник. Учебник жизни. —М.,2001.

  35. Жизнеописания достопамятных людей земли Русской.X—XX вв. / Сост. С.С.Бычков. — М., 1992.

  36. Димитрий Конюхов, священник. Школьное православное образование. — М., 1999.

  37. Максим Козлов, протоиерей. Детский катехизис: 200 детских вопросов и недетских ответов. — М., 2001.

  38. Сергий Коротких, священник. Основы христианской культуры и нравственности. Мир Божий // Материалы для школьных уроков. Ч. 2 (второй год обучения). — Калининград,
    2001.Как подготовить праздник Рождества Христова. — Центр «Покров». М., 2001.

  39. Опыты православной педагогики / Сост. А. Стрижева и С.Фомина. — М., 1993.

  40. Основы православной культуры. Для детей дошкольного возраста / Сост. О.К. Харитонова. Под ред. протоиерея Виктора Дорофеева. — М., 2002.

  41. Осень золотая. Праздничные инсценировки, материалы к урокам... (Библиотечка еженедельника «Воскресная школа») ~

  42. Поселянин Е. Святые вожди земли русской. М.; СПб., 2000.

  43. Праздник праздников, торжество торжеств. Пасхальный сборник. — Кострома, 1998.

  44. Прасолова ЕЛ. В союзе с красотой: Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе. — М., 1987.

  45. Преображенский Василий. Традиционное духовное воспитание детей. Уроки православной культуры для самых маленьких. — СПб., 2002.

  46. 102. Прекрасный Божий мир / Сост. епископ АхелойскийЕвфимий. — М., 1996.

  47. Праздник Рождества Христова. — М., 2000.

  48. Е. Сосунцов, священник. Первая книга преподавателя Священной истории. — СПб., 1994.

  49. Супрун В.И. Православия святые имена. — Волгоград, 1996.

  50. Сурова Л.В. Методика православной педагогики. Ч. 1: Педагогика. Школа. Человек. — Клин, 2000.

  51. Сурова Л.В. Церковный год. — М., 2000.

  52. Тимофей, священник. Пособие по аскетике для современного юношества. — М., 1999.

  53. Тимофей, священник. Природоведение: Учебник естествознания для младших классов. — М., 2000.

  54. ТарасарКонстанция. Наша жизнь с Богом: Пособие по катехизации для детей младшего школьного возраста. — М.,1999.

  55. Толковая Библия: Комментарии на все книги Святого Писания / Под ред. А.Н. Лопухина. — М., 2001

Литература для учащихся

  • Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. — М., 1997.

  • Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. пр. Александр Соколов. —М., 1999.

  • Библия в пересказе для детей. — М.'- Библейское общество, 1997.

  • КирееваН. История рождественской елочки. — М., 1998.

  • Пасхальный подарок для детей (Библиотечка еженедельника «Воскресная школа»). — М., 2001.

  • Православный мир. — М., 2000.



  1. Печатные пособия

Наглядное пособие «Иллюстрации»

Репродукции картин


  1. Технические средства обучения

Компьютер

Мультимедийный проектор




  1. Экранно-звуковые пособия

Музыкальное пособие «Звуковая палитра»

DVD-беседы «Доброе слово»




СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения учителей

начальных классов МБОУ СОШ № 10

от 29. 08. 2013 г.


Руководитель МО___________ТимонинаВ.Н.

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора МБОУ СОШ № 10

по воспитательной работе



30. 08. 2013 г.
___________________Богданова И.А.