Уроку мировой художественной культуры «Развитие жанра портрета в русском изобразительном искусстве XVIII- начала XIX вв.» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Уроку мировой художественной культуры «Развитие жанра портрета в русском изобразительном - страница №1/1



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ города москвы

Южное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение гимназия № 1526

УТВЕРЖДАЮ

Директор Гимназия № 1526

_____________ /Т.Г. Болдина/

«___»_____________2006 г.

РЕКЛАМНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Презентация к уроку мировой художественной культуры

«Развитие жанра портрета
в русском изобразительном искусстве XVIII- начала XIX вв.»

.32453246.00055-01 99 01

Листов 6




<пусто>

«Человек предмет вечно интересный для человека»

В.Г. Белинский

В современном мире искусства возникают всё новые и новые жанры живописи, однако художников, работающих в жанре портрет не так уж и много. Современный школьник назовёт вам имя – Александр Шилов, в первую очередь, вот, пожалуй, и всё…

Почему жанр портрета не так популярен сейчас? Может, потому что с развитием науки и техники его заменила фотография, не всегда обладающая художественной ценностью?

Но ведь живописцы, создававшие золотой фонд русского портретного искусства, старались через внешность модели и окружающую обстановку передать тончайшие черты человеческой души и остановить на мгновение вечно ускользающую и суетную жизнь. В современном мире нам не хватает прекрасных мгновений и вдумчивого взгляда на своих близких и знакомых.

Своим проектом я решила познакомить сверстников с развитием жанра портрета в русской живописи и привлечь их к изучению и сохранению русского культурного наследия.

Цель моей работы – выявить и показать эволюцию жанра портрета от парсуны к романтическому портрету, от иконности и геометризма к миру чувств и эмоций, что нашло своё отражение в первую очередь в структуре проекта:



Бесспорно, к середине XIX века жанр портрета продолжал существовать, но именно в период с XVIII до середины XIX века портрет является ведущим жанром изобразительного искусства. Именно в этот период времени жанр портрета находился на вершине своего развития.

Итак, это пособие очень удобно для тех, кто только начинает изучать данное направление в изобразительном искусстве. Учащиеся могут поэтапно проследить эволюцию жанра портрета XVIII – начала XIX века. Создание такой структуры проекта и было одной из моих задач. Поэтому знакомство с жанром нужно начинать с парсуны.

Русский портрет ведёт свою историю с парсуны – конец XVI. По характеру и техники исполнения парсуны не отличались от иконных образов, но суть была принципиально иной: увековечивался в единоличном изображении не канонизированный церковью святой, а обычный, земной, грешный человек. Самая ранняя парсуна живописует образ царя Ивана Грозного, явно далёкий от традиционно – православного представления о праведнике. В парсуне подчеркивается принадлежность изображенного к высокому чину. Лица изображаются с элементами объемной живописи, в то время как одежда, украшения, фон и атрибуты власти остаются условноплоскостными. Но эта непоследовательность нисколько не «режет» глаз, придавая парсунным портретам своеобразную простодушную выразительность. Кроме этого, парсуна – это обратная перспектива, статичность образа и символизм.

Портрет появился на авансцене русской культуры с началом реформ Петра I. В петровскую эпоху возрастает интерес к человеческой личности. Центром мироздания стал человек с его способностью мыслить и творить. Портрет медленно и постепенно освобождался от традиций парсуны и каноничности иконописной манеры. Он все глубже передавал внутреннее содержание личности. Уже первая четверть XVIII столетия характеризуется появлением портретов многих выдающихся современников. Среди наиболее крупных мастеров XVIII в. можно назвать И. Н. Никитина и А. М. Матвеева. Они быстрее других художников сумели преодолеть старые влияния канонической иконописи и создать глубоко реалистичные произведения.

Период правление Анны Иоанновны (1730-1740), этой «ничтожной наследницы северного исполина», как отозвался о ней Александр Сергеевич Пушкин, тяжело сказался на русской культуре в целом и живописи в частности. Императрица унаследовала от матери, успешно проводившей время то в церкви, то в ассамблее, среди шутов и юродивых, суеверие и самодурство. В эту пору искусство приобрело черты мрачного величия и гнетущей тяжести, которые не могли устранить ни балы, ни великолепие многочисленных иллюминаций. Существовал открытый протекционизм по отношению к иностранным художникам, отмена пенсионерства, атмосфера всеобщей подозрительности не способствовали новационным процессам в живописи. Но тем не менее как раз в тот период, когда так откровенно попирались национальные традиции, ведущие русские мастера обретали свою зрелость.

Положение меняется с воцарением Елизаветы Петровны. Ее женское честолюбие было устремлено на устройство блестящего двора, способного конкурировать с любым европейским. Причём интерес к европейским новшествам у нее прекрасно уживается с верностью русским традициям. Россия словно воспряла духом и наверстывает упущенное, расцветают русская наука, просвещение, искусство. Среди портретистов послепетровского времени наибольшей известностью пользуются Иван Вишняков, Андрей Антропов, Иван Аргунов. В их творчестве портрет приобретает яркий национальный характер.



Живопись второй половины XVIII века более искусна. Овладев тончайшей гармонией и разнообразием оттенков колорита и светотени, она сама по себе приобретает качество драгоценности, становится усладой для зрения. В портрете «галантного века» ещё не чувствуется глубокого психологизма, хотя уже ощущается призыв к воспитанию разума, сердца и нравственности. Лучшие достижения живописи второй половины XVIII века связаны с творчеством трёх русских гениев: Федора Степановича Рокотова, Дмитрия Григорьевича

Левицкого и Владимира Лукича Боровиковского. В манере их соединились сентиментализм, романтизм и реализм.



XIX век русской живописи начался с романтизма. В России романтизм возник не как революционное мировоззрение – наоборот, ввиду неисчерпанности просветительских задач, он часто смыкается с классицизмом, поддерживая и продолжая его идеи. Романтические герои изобразительного искусства не одержимы мятежными порывами. Но сдержанные в проявлении бурных чувств, они только потенциально способны их пережить – в этом можно убедиться, глядя на разбуженные от безмятежного сна сентиментализма лица россиян нового поколения. Мастера романтического портрета пытаются приблизиться к внутреннему миру человека, найти к нему код. Вестники русского романтизма в живописи – Орест Адамович Кипренский, Василий Андреевич Тропинин, Карл Павлович Брюллов. Их увлеченность творчеством, темперамент, порой неординарный характер, жизненные перипетии могли бы стать основой увлекательных романтических сценариев. В жизни этих художников было много сходного – учеба в Академии, привязанность к Италии, некоторые мировоззренческие и творческие позиции.

Мой проект может использоваться как электронное пособие для дистанционного обучения и самообразования, а также на уроках мировой художественной культуры, так как включает в себе знакомство с ярчайшими русскими портретистами.

Москва


2005