Урокам «Первые шаги к толерантности» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урокам «Первые шаги к толерантности» - страница №1/1

Подробные сценарии к видеоурокам «Первые шаги к толерантности»

(серия занятий для первоклассников в период адаптации к школе).

Видеоролик создан учителями школы №234 г. Санкт-Петербурга:

Воробьевой К.В. ( классный руководитель 9 класса )

Щерба Е.А. ( учитель начальных классов )

В соответствии с требованиями ФГОС подготовительный этап обучения грамоте начинается с курса общения. Учителю 1 класса в этот период необходимо ввести детей в мир общения, помочь установить контакты между ними, создать в классе атмосферу доброжелательности и взаимопомощи. В связи с данной необходимостью нами был создан этот фильм. Он помогает добиться поставленных целей в атмосфере праздника на уроках, вызывает у детей массу положительных эмоций, способствует их развитию. Видеоролики к каждому занятию – проблемная ситуация, обсуждение которой приводит детей к выстраиванию собственной модели поведения в аналогичных ситуациях. Практическое закрепление данной модели следует во второй части занятий.

Данный продукт создан в соответствии с программой «Перспектива» для начальной школы. Однако, его использование возможно при обучении детей по любой программе начальной школы, соответствующей требованиям ФГОС.

Цель - введение детей в мир общения, помощь в установлении контактов между ними, формирование толерантных взаимоотношений между учащимися.

Задачи:

-воспитание культуры общения: внимание к собеседнику, умение выслушать другого, умение высказывать собственное суждение;

-развитие навыков устного общения (умение говорить и слушать другого);

-развитие речи учащихся через создание коммуникативно-речевых ситуаций;

-практическое знакомство с целями и средствами общения через игровые ситуации;

-осмысление роли слова в общении;

-использование формул речевого этикета;

-привлечение внимания учащихся к различным способам разрешения конфликтных ситуаций;

-воспитание привычки находить мирные способы разрешения конфликтов;

-воспитание толерантного отношения к другим людям



Место занятий в системе уроков:

Вариант 1: урок литературного чтения, период обучения грамоте, подготовительный

( добуквенный ) этап обучения, тема «Общение»;

Вариант 2: внеклассные занятия в период адаптации к школе.



Содержание видеофильма:

  1. Занятие 1 «Знакомство»: видеоролик; возможные психологические игры для практического знакомства учащихся с целями и средствами общения через игровые ситуации.

  2. Занятие 2 «Услышь меня»: видеоролик.

  3. Рефлексия.

Данный продукт создан с использованием технологии разновозрастного сотрудничества. Он является итогом многолетней работы учителя начальных классов и классного руководителя средней школы. Начиная с пятого класса, учащиеся ежегодно проводили уроки и внеклассные мероприятия с учениками своего бывшего учителя начальной школы при поддержке классного руководителя. Накопленный опыт данной творческой деятельности привел к высокому уровню профессионализма девятиклассников. Ученики 9 класса получили большой опыт работы в разновозрастном коллективе, умеют работать и общаться с младшими школьниками, обладают навыками режиссуры. Они артистичны, раскованы перед камерой, эмоциональны.

В связи с этим, данный продукт можно использовать как самостоятельные видео-уроки или, используя сценарии, можно провести собственные занятия в технологии разновозрастного сотрудничества.



Занятие №1

Знакомство.

Цели:

-воспитание культуры общения

-развитие навыков устного общения (умение говорить и слушать другого)

-развитие речи учащихся через создание коммуникативно-речевых ситуаций

-практическое знакомство с целями и средствами общения через игровые ситуации

-осмысление роли слова в общении

-использование формул речевого этикета

-воспитание толерантного отношения к другим людям



Ход занятия

Учитель: Сегодня к нам в гости прилетели жители планеты Бравекудра. У них тоже был сегодня урок… рисовулька и они , как и вы, рисовали листопад. Посмотрим…



  1. Видеофрагмент или сценка

Сценарий для сценки:

«Инопланетяне» сидят за партами, рисуют.

Открывается дверь, вваливается новенький

Новенький: Вау! Вау! Вау! Рисовулька!

Мудрый Му: Здравствуйте, Вы кто? Вы новый ученик? А я мудрый Му.

Новенький ( игнорируя Му): А я тоже люблю рисовать!

К первому инопланетянину: А ну-ка отдай фломики! Они такие красивые! – забирает

Ко второму инопланетянину: А я вот тут тебе вот так! – чиркает на листке

К третьему инопланетянину: Фу! Ерунда! – комкает и выбрасывает

К четвертому инопланетянину : А это я возьму себе! На стенку повешу! – забирает

Все кричат, ругаются:

1 инопланетянин : Ща как дам фломиком! – кидает фломастер в новенького

2 инопланетянин : плачет

3 инопланетянин : Вырывает лист, который тот забрал, комкает и выкидывает

4 инопланетянин : А ты зачем вообще сюда пришел?

Новенький ( удивленно ): Что вы? Я хотел с вами рисовать. Будем друзьями?!

Все: Нет! Уходи!

Новенький ( плачет, поворачивается к первоклассникам ) :

Я не понимаю, почему они так со мной поступили. Я же просто хотел познакомиться.


  1. Обсуждение

Учитель: Ребята, давайте объясним новенькому, как нужно знакомиться.

Поздороваться: какие слова приветствия вы знаете, как можно ему поздороваться со своими сверстниками? С мудрым Му?

Познакомиться: что нужно сказать при знакомстве? Что можно еще сказать?

Попроситься в игру: Как?

Новенький: Ничего я все-равно не понял, покажите, как.

Учитель: Дети, у нас же сегодня есть помощники, которые не просто умеют знакомиться, а знают, как это сделать весело. Это …



  1. Работа в группах

Группа 1. Игра «Паутинка» ( клубок ниток )

Цель: знакомство

Описание игры:

Все садятся в круг. Ведущий берет свободный конец нити и крепко держит в руке. Представляется и говорит, что он любит, объясняет , что нужно делать следующему ( Например: Меня зовут Саша. Я люблю кошек. Сейчас я кину клубок кому-то из вас, тот должен назвать свое имя и рассказать что-то о себе. Зажать в руке нитку и кинуть клубок следующему )



Группа 2. Игра «Микрофон здравствуйте»

Цель: вспомнить слова приветствия

Описание игры:

Все садятся в круг. Ведущий: я принесла вам сегодня микрофон. Тот, кому я его дам должен поздороваться и сказать, чему он сегодня радуется. Все слова приветствия должны быть разными.



Группа 3. Игра «Волшебная палочка»

Цель: развитие внимания друг к другу

Описание игры: дети садятся парами. Ведущий: сейчас я взмахну волшебной палочкой и в течении минуты вы будете внимательно рассматривать друг друга. Следующий взмах – вы поворачиваетесь друг к другу спинками. Теперь тот, на кого я укажу волшебной палочкой, должен представиться и ответить на мой вопрос о своем соседе. Примерные вопросы: Как зовут соседа? Какого цвета волосы, глаза… Во что одет?

Учитель: А теперь все вместе возьмемся за руки, встанем в круг и сыграем в игру, которая называется «Ку-ку»

Описание игры:

Учитель берет мяч, называет свое имя и передает мяч, например, Веронике ( «инопланетянин» ).

Вероника называет имя учителя, свое имя и передает следующему. Следующий ученик называет имя учителя, имя Вероники, свое имя и передает мяч дальше. Тот, кто ошибется или забудет имя, становится на время игры «ку-ку» и до конца игры остается под этим именем. В конце игры предлагается всем «ку-ку» выйдите в круг, по очереди поздороваться и назвать свои имена.


  1. Итог

Учитель: На этом мы заканчиваем. Вы теперь умеете знакомиться и делать это весело. Инопланетяне всех благодарят и обещают еще вернуться.

Занятие 2.

Услышь меня!

Цели:

- введение детей в мир общения, помощь в установлении контактов между ними, формирование толерантных взаимоотношений между учащимися

- привлечение внимания учащихся к различным способам разрешения конфликтных ситуаций

- воспитание привычки находить мирные способы разрешения конфликтов



Ход занятия

Учитель: Сегодня у нас опять в гостях инопланетяне с планеты Бравекудра со своей проблемой.



  1. Видеофрагмент или сценка

Сидят инопланетяне с антенной в руках, на экране – помехи, вдруг появляется ролик про собаку.

1 инопланетянин :Что это за милое животное?

Мудрый Му: Есть далекая планета Земля. Там живут эти существа. Их называют собаки. Это лучший друг человека

2 инопланетянин : И мы хотим, чтобы у нас жили такие животные.

3 инопланетянин: Но это невозможно, у нас сложные условия.

4 инопланетянин : Да, на нашей планете обитают дикие дракодабры, которые могут их съесть.

5 инопланетянин : Ну, тогда их надо как-то замаскировать

6 инопланетянин : Чтобы жуткий дракодабр не смог найти собаку на нашей планете.

1 инопланетянин : Точно! У нас есть волшебные краски!

2 инопланетянин: Да, давайте перекрасим это животное так, чтобы оно могло спрятаться на нашей планете.

( На доске: рисунок планеты ( деревья красные, кусты синие с коричневыми ягодами, трава оранжевая, земля фиолетовая, песок желтый, вода зеленая ) и контур собаки )

3 инопланетянин: Ты, Зюзик, будешь красить. Больше ты все-равно ни на что не годен.

Мудрый Му: Давайте же обсуждать…

4 инопланетянин : Что тут обсуждать?! Лапы должны быть фиолетовые!

5 инопланетянин : Нет, зеленые!

6 инопланетянин : Нет, желтые!

2 инопланетянин : Нет! Оранжевые!

Мудрый Му: Почему?

Орут все вместе:

4 инопланетянин : Земля – фиолетовая!

5 инопланетянин : Вода-то у нас зеленая!

6 инопланетянин : А песок-то желтый!

2 инопланетянин : А трава-то трава оранжевая!

Пауза


Зюзик: А носик должен быть коричневым как съедобные ягодки на наших кустиках.

3 инопланетянин : Молчи, выскочка! Ты всегда говоришь ерунду! Причем тут носик? Ну ладно – рисуй свой нос как ягодки. Все хором: Ладно, согласны!

Но! Главное – тело!

Перебивая друг друга:

4 инопланетянин : Тело красным, как деревья

5 инопланетянин : Нет, синим, чтоб спрятаться в кустах

6 инопланетянин : Желтым! Мой любимый цвет!

2 инопланетянин : Тогда лучше зеленым

Пауза.

Все смотрят на рисунок Зюзика.



- Что это?

- Какая противная собака!

- Не хотим такую на планете!

Мудрый Му: Ну и что вы наделали? Красивым у вас получился только нос!



  1. Обсуждение

Учитель: Ребята, а почему только нос и получился?

Давайте разберемся: что хотели сделать инопланетяне? Зачем они красили собаку? А почему ее надо замаскировать? Зачем им нужны именно такие цвета? Давайте подумаем, почему лапы, нос и тело они решили раскрасить разными цветами? ( открываю доску с рисунком планеты )

Где может спрятаться собака, когда она спит, бегает, охотится? Почему на рисунке нет этих цветов? Что они сделали не так? Почему они не смогли договориться? Что вам еще не понравилось в их обсуждении? Почему нос получился? Как было принято это решение? Зюзик придумал и объяснил, а красиво ли поступали остальные по отношению к Зюзику все это время?

Давайте поможем инопланетянам раскрасить собаку? Каких ошибок вы не совершите? Будем слушать друг друга, давать высказаться каждому, не обижать и не обзывать, придем к одному общему решению.



  1. Работа в группах

Все ученики первого класса делятся на группы по 5-6 человек. Каждой группе выдается рисунок – раскраска собаки на листе форматом А3, один набор красок нужных цветов, кисти на каждого. «Инопланетяне» рассаживаются в группы по двое.

Инопланетяне спорят друг с другом :



  1. Я думаю, лапы должны быть зеленые как вода. Ведь собаки плавают.

  2. А я считаю - желтые как песок.

Задают вопрос первоклассникам: А вы как думаете? Необходимо спросить каждого ученика, выслушать его мнение и попросить аргументировать свой ответ.

Далее инопланетяне опять спорят:



  1. А тело должно быть красным. У нас на планете так много красных деревьев!

  2. Нет, фиолетовое, собака же любит спать на земле.

Работа ведется по аналогии с первым спором. Далее дети совместно со старшими должны прийти к единому решению, раскрасить собаку, выбрать того, кто аргументировано представит рисунок.

4.Итог

Представление группами своих работ.