Урока Урок истории по теме "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок №54/22 Базовый учебник : «Физика. 7 класс», Перышкин А. 1 72.41kb.
Урок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока:... 1 51.5kb.
Урок №2 (к учебнику Биболетовой М. З. Enjoy English 3) Урок 1 83.41kb.
Урок по истории. Общие подходы к повторительно-обобщающим урокам... 1 251.56kb.
Контрольный урок по истории первой половины XIX века 1 81.42kb.
Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое... 1 93.32kb.
Урок по теме: «Птицы» Цели и задачи и урока 1 38.15kb.
Урок при изучении темы «Средневековое европейское общество» 1 114.06kb.
Урока. Урок немецкого языка по теме «Путешествие по Германии» 1 47.6kb.
Урок по теме «Грибы». 7 класс Тема урока: Грибы Цель урока: Укрепить... 1 34.26kb.
Урок истории в 9 классе учителя истории и обществознания I квалификационной... 1 61.19kb.
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету... 1 139.52kb.
- 4 1234.94kb.
Урока Урок истории по теме "Расцвет Руси при Ярославе Мудром" - страница №1/1



Приложение 1

Технологическая карта урока

Урок истории по теме "Расцвет Руси при Ярославе Мудром". 6-й класс

Учитель - Мельник Виктория Олеговна

Место работы – МБОУ СОШ № 1 р. п. Хор

Должность – Учитель истории и обществознания

Предмет – История

Класс – 6 класс

Учебник - Данилов А.А., Данилов Д.Д., Клоков В.А., Тырин С.В. Российская история с древнейших времён до конца XVI века. Учебник для 6 класса. – М.: БАЛАСС, 2010, параграф 8.

Рабочая печатная тетрадь к учебнику Данилова А.А., Данилова Д.Д., Клокова В.А., Тырина С.В. Российская история с древнейших времён до конца XVI века. – М.: БАЛАСС, 2010. РТ с. 25.

Цели для учителя:

Образовательные: Раскрыть процессы государственного и культурного развития Руси при Ярославе Мудром.

Развивающие: Совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой, развивать навыки групповой работы, учить анализировать исторические документы, научить сравнивать, сопоставлять полученную информацию, ставить и разрешать проблемы, видеть причинно-следственные связи.

Воспитательные: Воспитание чувства патриотизма и гордости за свой народ, его исторический выбор.

Цели для учеников:

1) На сегодняшнем занятии мы узнаем о государственном и культурном развитии Руси при Ярославе Мудром.

2) Научимся составлять из разных фрагментов кластер. Закрепим свои умения писать синквейн.

3) Освоим новый способ личной оценки поворотных моментов в судьбе своего народа, научимся оценивать свои ответы.



Основные понятия: «Русская Правда», династические браки.

Важнейшие даты: 1019–1054 – Ярослав Мудрый.

Оборудование: Карта «Киевская Русь в IX–XI вв.», видеофрагмент, презентация, раздаточный материал для групп.

Форма урока: личностно-ориентированный проблемный урок.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент



Мотивация учебной деятельности.

Из толкового словаря живого великорусского языка Владимира Даля (XIX в.):

Мудрый – основанный на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду; в высшей степени разумный и благонамеренный.

Обратимся к словарю Ожегова

– Что означает слово «мудрый»?



Ответы детей:

  1. Обладающий большим умом.

  2. Основанный на больших знаниях, опыте.

  3. Справедливый, умный, дальновидный.

- Ребята, какое лексическое значение слова «мудрый»?

Мудрый человек - это тот, кто обычно знает, как правильно поступить в той или иной жизненной ситуации. Умный человек умеет найти выход из сложной ситуации.. (Справедливый, умный, рассудительный)



Лента времени.

Вы уже знаете, что до конца 10 века сформировалось Древнерусское государство, чему способствовала политика первых русских князей. Давайте проанализируем их деятельности и отметим те поступки, которые можно назвать мудрыми.



ЗАДАНИЕ: Соотнеси имена русских князей и их поступки.

Выделим главные итоги деятельности первых русских князей и их вклад в укрепление могущества Древней Руси. Внимание, задание на доске и в РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ с. 24

Правильно соотнесите события истории Руси со временами правления князей. Какие из поступков первых князей можно назвать мудрыми и почему?

МОДЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ:



Олег

Игорь

Ольга

Святослав

Владимир

Объединение Киева и Новгорода в Русское государство.




Установление размеров дани и мест её сбора.

Военные походы против Византии, Болгарии, Хазарии и Волжской Булгарии.

Крещение Руси.

Строительство крепостей для обороны от степняков - кочевников



Учитель:

Но за всю историю человечества только трех правителей удостоили звания Мудрый. Это византийский император Лев VI , французский король Карл V и киевский князь Ярослав. Свое прозвище князь получил через пять веков после смерти. Сначала его так назвали московские летописцы, а затем русский историк Николай Карамзин.

Сын Владимира Крестителя, великий князь Ярослав Мудрый – первый правитель Руси, которого современники назвали царём. Ярослав в начале своего правления в 1016 году, ввёл в действие писаный свод законов – Русскую Правду. Князь Ярослав Владимирович за 35 лет правления заслужил прозвание «Мудрого» правителя.

Давайте прочитаем о нем и его деятельности справочные сведения на стр. 78

По законам Ярослава Мудрого государство не карало преступника, совершившего убийство. Отомстить убийце имели право ближайшие родственники убитого (сын, родные или двоюродные братья, племянники). если таких не было, то преступник должен был выплатить государству (князю) виру – штраф за убийство.



У вас на столах есть справочный материал, найдите определение термину «Русская Правда» (прочитайте).

- Какое наказание по «Русской Правде» Ярослава Мудрого полагается убийце за его преступление, если у убитого не было родственников? (убийца расплачивался деньгами)..

Какое наблюдается противоречие?

Что удивляет?

Можешь ли ты – человек 21 века -признать такое решение мудрым?

Какой возникает вопрос?

(Никто не имеет право отнимать жизнь у другого человека.)

Отвечают дети и приходят к выводу:



Почему Ярослава назвали Мудрым.

Наша задача – выяснить, почему из многочисленных русских князей именно Ярослав удостоился такого имени.



ВЕРСИИ:

Какие у вас есть предположения, версии?



УЧИТЕЛЬ ОТ ПРОБЛЕМЫ СТРЕЛКАМИ ОТВОДИТ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА.

КОНТАРГУМЕНТ УЧИТЕЛЯ (ЗАПАСНОЙ):

  1. Ярослав мог приказать московским летописцам написать о нём только восторженные отзывы! Возможно, он таким ХОТЕЛ КАЗАТЬСЯ ДЛЯ ПОТОМКОВ!!!

  2. А почему летописцы не назвали его ХРОМЦОМ ?!! Ярослав действительно хромал. Исследование останков князя, захороненных в Софийском соборе, зафиксировало врожденный вывих тазобедренного сустава в сочетании с ранением правой ноги. Но почему летописцы «забыли» о хромоте Ярослава?

  3. А может – Мудрый – за то, что был хорошо образован?

- Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:

1.Как пришел к власти?

2. Что сделал для Руси внутри страны?

3.Внешняя политика

4. Вклад в развитие Древнерусского государства.

Обратимся к фактам истории.

Согласно «Повести временных лет»

«Было у него (Владимира) 12 сыновей... И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда умер старший брат Вышеслав, посадил в нём (в Новгороде) Ярослава, а Бориса посадил в Ростове, Глеба – в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Мстислава – в Тмутаракани».

- Вспомните, какой порядок управления установился в Древнерусском государстве?

(лествичный порядок престолонаследия, Самый старший брат садится в Киеве на великокняжеский стол, а младшие сидят в своих волостях и слушаются великого князя, как отца. В случае смерти великого князя, на его место садится не его сын, а следующий по старшинству брат, а все другие передвигаются на одну волость ближе к Киеву. После смерти второго брата великим князем становится третий, за ним - четвёртый и т.д. до младшего брата. После смерти младшего брата великим князем становится старший сын старшего брата)

Вопрос и задание:

Назовите города, в которых правили сыновья Владимира.

Как Вы думаете, какое значение для государства имел тот факт, что Владимир “посадил” управлять близлежащими землями своих сыновей?” (Укрепление государства)

Т.о., при Владимире Древняя Русь усилилась, была сформирована основная территория Киевской Руси.

В тексте выделено слово “посадил”. Учитель обращает внимание на понятие – посадник.

Посадникназначаемый или выборный глава местной власти.
Рассказ учителя о борьбе за власть сыновей Владимира.
Сначала мы должны выяснить обстоятельства, при которых Ярослав стал великим киевским князем.

Борьба за власть сыновей Владимира.

Владимир умер в 1015 году. Между его 12 наследниками началась упорная борьба за власть. «Повесть временных лет» рассказывает о ней с пристрастием, оправдывая победителя – Ярослава Владимировича, правившего в Новгороде.

Первым неповиновение отцу выказал Ярослав, отказавшись посылать дань в Киев. И только смерть Владимира помешала столкновению отца с сыном.

Когда умирал Владимир, сына Бориса не было в Киеве: он выступил в поход против печенегов. У Святополка, старшего сына Владимира, было немало сторонников среди киевлян, и они признали его своим князем. Но, зная о любви многих на Руси к Борису, Святополк решил избавиться от опасного соперника, а также от Глеба, подослав к ним тайных убийц. Борис отказался идти на Киев и силой добыть престол, и дружина покинула князя. Воины Святополка окружили шатер Бориса и пронзили его копьями. Позже Святополк вызывает в Киев Глеба, по дороге в Киев молодой князь будет убит. За убийство Святополк был прозван в народе Окаянным. (Борис и Глеб в дальнейшем были причислены церковью к лику святых.)

Получив известие о смерти отца и убийстве братьев, Ярослав во главе наемной варяжской дружины и новгородского ополчения выступил против Святополка. Тот призвал на помощь печенегов. Войска киевского и новгородского князей встретились поздней осенью 1016 года у городка Любеч. Борьба между Ярославом и Святополком шла с переменным успехом. Решающее столкновение произошло в 1019 году на реке Альте. Святополк был разбит и бежал. Ярослав утвердился на киевском престоле.

Но и на этом усобицы между сыновьями Владимира не закончились. Борьбу с киевским князем начал еще один сын Владимира – Мстислав, княживший в Тмутаракани. В 1024 году Мстислав разбил войска Ярослава. И только в 1036 году, после его смерти, Ярослав стал единоличным правителем Руси.



ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ:

  1. Мирным ли путем пришел к власти Ярослав?

  2. Что такое междоусобица? Когда впервые она произошла?

  3. Были ли основания у них бороться за власть? См. с. 262 – РОДОСЛОВНАЯ РУССКИХ КНЯЗЕЙ. ( ответ - Князь Владимир умер, не назначив наследника. Его сыновья начали борьбу за престол. Да, они принадлежали к одной династии.)

  4. Что такое династия? (Династия – это ряд монархов, последовательно сменяющих друг друга у власти по праву родства и законам престолонаследия.)

5) Какие качества проявили Борис и Глеб во время усобицы? ( отказались от братоубийственной борьбы. Главным для них был Бог, любовь к людям, а не власть)

6) Почему в борьбе со Святополком победил Ярослав?

7) Почему Ярослав не стал единоличным правителем?

Микроитог:

Ярослав получил власть, в сущности, незаконным путём и только к 1019 году захватил власть, а к 1036 году стал единоличным правителем. Высшая власть принадлежала киевскому князю. Важным условием прочности государства становилась личность князя, его умение побеждать. Именно таким государственным деятелем был Ярослав.



Обратимся к справочному материалу с. 80. Назовите дату правления князя

Ярослава.

Запомним эту дату!



Годы правления Ярослава Мудрого – 1019–1054 гг.
А теперь ознакомимся с текстом №7 учебника и выполним задания по
группам.

1 группа: Выберите из текста, страницы 80 – 82 предложения, раскрывающие внутреннюю политику Ярослава, за которые князь мог получить прозвище «Мудрый».

2 группа: Выберите из ДОКУМЕНТА «СВЯЗИ С ЗАГРАНИЦЕЙ» предложения, раскрывающие внешнюю политику Ярослава, за которые князь мог получить прозвище «Мудрый».

3 группа: Познакомьтесь с жизнью общества по законам «Русской Правды» и определите, можно ли принятие этих законов считать мудрым поступком. Выберите из текста, страницы 82 - 84 факты, за которые князь мог получить прозвище «Мудрый».

4 группа: На основе ТЕКСТА сравните правление Карла Великого в Западной Европе в 9 веке и Ярослава Мудрого в Восточной Европе в 11 веке. ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ 6 на с. 26 в РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ.

Что общего в правлении Ярослава Мудрого и Карла Великого?



Текст.

В 1016 году в ходе междоусобной борьбы с братьями, Ярослав издал для всей Руси первые записанные законы – «Русскую Правду Ярослава». В 1036 году разгромил кочевников – печенегов под стенами Киева и избавил Русь от их постоянных набегов. После 1036 года начал украшать свою столицу Киев, который стали называть вторым Константинополем, а самого Ярослава самовластцем земли Русской и нашим царём. В Киеве и Новгороде были построены храмы Святой Софии, при которых собирались библиотеки, переписывались книги, составлялись летописи, открывались школы.

Карл Великий правил Франкским королевством с 768–814 года. В многочисленных военных походах присоединил к Франкскому королевству большинство земель бывшей Западной Римской Империи, прекратив тем самым войны, которые вели на этой территории разные племена и варварские государства. В 800 году короновался в Риме императорской короной. Чтобы обеспечить христианский мир в дополнение к «Салической Правде» франков рассылал по всем землям новые императорские законы и указы. По его приказу строились церкви, собирались и переписывались книги, открывались школы.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА
Итак, внимание. Создадим кластер - это графический прием систематизации материала.

1-я, 2-я группы поработаем вместе.

Перед вами кластер. ТАКОЙ ЖЕ КЛАСТЕР У ВАС В ПЕЧАТНЫХ ТЕТРАДЯХ на. с. 25.

Я прошу озвучить те действия, за которые князь Ярослав получил прозвище «Мудрый»:

– Борьба с печенегами

Разгромив печенегов, князь обеспечил мирное развитие государства.
– Строительство городов Юрьев и Ярославль
– Династические браки

Династические браки свидетельствуют о признании Руси средневековым миром. Ярослав породнился со Швецией, Венгрией, Византией, королевой Франции стала его дочь Анна.


– Строительство Киевской и Новгородской соборов святой Софии. При Софийских соборах стали собирать летописные своды. Распространение христианства способствовало развитию образования. При Ярославе началось каменное строительство на Руси.
– строительство Киево-Печерского монастыря. Избирается первый митрополит из русских Илларион.
– Реконструкция города Киева.
Европейский летописец Адам Бременский называл Киев украшением Востока и соперником Константинополя, а его главные ворота как и в Константинополе названы золотыми. Страной городов «Гардарикой» называли соседи государство Ярослава.
3 группа: – Создание Русской Правды. Богатела страна, изменялись отношения.

А теперь познакомимся с жизнью общества по законам «Русской Правды» и определим свою позицию: можно ли принятие этих законов считать мудрым поступком.


Переход к «Русской Правде».

Можно ли принятие таких законов считать мудрым поступком?

  1. Как назывался обычай славян того времени, когда за убийство сородича убивали его родственники. (Кровная месть.)

  2. При этом власти вмешивались в эти отношения? (Не вмешивались.)

  3. Чем угрожал такой обычай обществу? (Все большими убийствами, пока не останутся друг у друга родственников.)

И в 1016 г. Ярослав издал свод законов названный «Русской Правдой». Приведите примеры вариантов событий преступления до и после принятия закона «Русской Правды.»


Ответьте после изучения событий на вопросы:

  1. Что изменил закон Ярослава, от чего избавил он жителей Руси?

  2. Каково значение принятия первого письменного сборника, законов на Руси? (укрепил государство и княжескую власть, регулировал отношения между разными социальными группами, свидетельствовал о высоком уровне развития государства

  3. На твой взгляд, для того времени закон Ярослава можно считать мудрым?

  4. Почему в современном мире мы не используем такой закон?

ВЫПОЛНИМ ЗАДАНИЕ В РТ с. 24 ЗАДАНИЕ 4.

  1. Теперь сравните толкование слова «мудрый» и закон, который издал Ярослав Мудрый.

Микроитог:

Стремясь установить порядок в стране, Ярослав ввёл в действие первый письменный свод законов – Русскую Правду. Согласно новому закону была отменена кровная месть и введена система денежных штрафов. Этот документ укреплял власть князя и государства.


4 группа: На основе текста сравните правление Карла Великого в Западной Европе в 9 веке и Ярослава Мудрого в Восточной Европе в 11 веке. ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ 6 на с. 26 в РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ.

Что общего в правлении Ярослава Мудрого и Карла Великого?


ОТВЕТ:

Оба организовали строительство церквей, переписывание книг, создание школ.

Оба издавали законы.

Оба избавили своих подданных от войн.

Обоих именовали высшим титулом средневекового европейского правителя – «император» или, по-другому, «цезарь, царь».
Различия

Карл Великий

Ярослав Мудрый

Вел бесконечные войны с саксами

Был безграмотным

Расширил границы своей империи


Мирное развитие страны

Был грамотным человеком




Полны ли ваши ответы или требуется дополнения?
- Кто был ближе к истине?

- Чьи версии подтвердились?
Почему Ярослава звали Мудрым?


  1. Издал законы «Русской Правды», которые заменили первобытные обычаи.

  2. Основал города, обеспечил мир на границах.

  3. Обеспечил культурный расцвет Руси.


Что из всех дел князя Ярослава Мудрого вы бы поставили на первое место и почему?
ВЫВОД УЧИТЕЛЯ:

Я считаю, что мудрость не просто характеризовала князя как человека, она была символом его жизни. Два главных храма, построенных им в Киеве и Великом Новгороде, посвящены Софии Премудрой. Оба! Такое не может быть случайным. И все это сделал - один человек и за одну жизнь.


Но Мудрым прозвали его потому, что впервые на Руси ввел он законы писаные. За свою жизнь Ярослав сделал многое, достойное упоминания. Но "Русская правда" — самое главное творение, за которое его и назвали Ярославом Мудрым". С дальновидностью поразительной продолжал он и дело отца – князя Владимира - по утверждению христианства и просвещения на Руси.
СИНКВЕЙН

Наше впечатление о князе Ярославе Мудром
ИТОГ УЧИТЕЛЯ:

В благочестии своём Ярослав сравнивался с библейскими царями, в полноте власти – с византийскими цезарями. Величие России от величия Ярослава Мудрого. Расцвет древнерусского государства возможен только в мирное время.


Ярославу много пришлось пережить из-за междоусобицы после смерти своего отца. По завещанию Ярослава Мудрого Русь стала общим владением его сыновей. Но при этом он разделил государство на уделы, и сыновья стали удельными князьями. Смогут ли они жить дружно и найти общий язык, сохранить спокойствие на Руси? Об этом мы узнаем на следующем уроке.
Оценки за урок.

Домашнее задание:

параграф 7, РТ с. 25 Задание 2, прочитать параграф 8, вопросы перед параграфом 8.