Урока: разъяснить школьникам, что такое «пищевые продукты», «питательные вещества» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урока: разъяснить школьникам, что такое «пищевые продукты», «питательные вещества» - страница №1/1

Тема: Органы пищеварение.

Пищеварение в ротовой полости.
Цель урока: разъяснить школьникам , что такое «пищевые продукты»,

« питательные вещества», раскрыть функции питательных веществ, пищеварительной системы, строение органов пищеварения, изучить процессы пищеварение в ротовой полости, роль ферментов в них..



Оборудование: Таблица «схема органов пищеварение», карточки.

Ход урока:

1. Повторение пройденного материала



Задача. Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в легкие. Проследите мысленно, какой путь пройдет с воздухом эта молекула от ноздрей до легких. Из перечня органов тела человека выберите все части воздухоносного пути и соедините их линиями.



Дыхательная система

Воздухоносные пути



Сердце

Носовая полость

Желудок

Артерии

Носоглотка

Легкие (газообмен)

Кровь

Глотка

Гортань

Пищевод

Трахея

Кишечник

Бронхи

2. Расскажите о функциях носа ?




  1. первая важнейшая функция носа - защитная (очищает и обеззараживает воздух);

  2. вторая функция – согревает поступающего воздуха;

  3. третья функция – увлажнение поступающего воздуха;

  4. четвертая функция – обонятельная;

  5. участие в речи мимике и речи..

3.Что происходит с воздухом дальше?
4. Где происходит газообмен ?

2. Изучение нового материала.
Тело любого живого существа –от крохотной бактерии до огромного слона – содержит множество органических соединений и веществ. Они должны постоянно в нужных количествах присутствовать в организме, чтобы поддерживать нормальное существование.

-- Каким же образом обеспечивается эта важнейшая потребность ?

Эта потребность удовлетворяется за счет питания- ряда разнообразных процессов , включающих поступление в организм необходимых для поддерживания жизнедеятельности веществ, их переваривание, всасывание, и усвоение. Чтобы человек жить, должен питаться .



Биологи установили , что питание осуществляет три функции:


  1. Энергетическая – для жизнедеятельности живого организма необходима энергия, которая выделяется при расщеплении сложных органических веществ, которые поступают вместе с пищей.

  2. Вторая функция питания заключается в снабжении организма пластическими веществами, необходимые для создания новых клеток и внутриклеточных структур.

  3. Третья функция- снабжение организма биологически активными веществами, необходимые для жизнедеятельности- витамины, которые присутствуют в пище.

Любой поступающий в организм пищевой продукт состоит из питательных веществ. К питательным веществам относятся определенные группы химических соединений: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода. Суточный рацион человека должны входить более 600 различных веществ.



Органы пищеварение:


Процесс превращения питательных веществ в доступные для организма вещества называется пищеварением. Оно состоит из двух этапов:

  1. механический этап - пища измельчается ( пережевывается ) и увлажняется -смешивается с пищеварительными соками.

  2. химический этап - сложные молекулы органических веществ расщепляются на более простые, способные раствориться в воде. В виде растворов эти вещества всасываются в кровь, лимфу и усваиваются организмом.

К пищеварительным сокам нашего организма относятся слюна, желудочная сок, а также желчь и секрет поджелудочной железы.

Начинается пищеварительная система ротовой полостью, в ней пища измельчается и смачивается слюной.

Вход в ротовую полость ограничивают губы, они покрыты очень тонкой кожей, богатой кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Губы участвуют в захвате пищи, определении ее качества.

Откусив кусочек пищи, мы его пережевываем с помощью зубов, расположенных в углублениях верхней и нижней челюстей. Нижняя челюсть двигается за счет сокращений жевательных мышц. Это очень сильные мышцы, они могут развивать усилие до 400 кг.

Зубы у человека вырастает в две смены: сначала молочные, затем постоянные. Замена молочных зубов на постоянные начинается с 6-7 лет, а к 15 годам в основном заканчивается. Последними вырастают зубы мудрости (третий большой коренной). Порой они прорезываются к 25-30 годам, а могут и вообще не появиться.

Всего у человека 32 зуба: на каждой челюсти по 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных и 6 больших коренных.

Зуб – это сложный орган, в нем различают скрытый в костной ячейке челюсти корень и видимую часть – коронку и шейку.



Зуб построен из плотного вещества , похожего на кость – дентина, в области коронки –очень плотной эмалью ,которая предохраняет зуб от стирания и проникновения бактерий.

Слюнные железы (в сутки более 1 литра слюны)
Околоушные подъязычные подчелюстные
Слюна смачивает пищу и смывает со слизистой оболочки вредные вещества.
Язык – при жевании он направляет пищу к зубам, перемешивает ее, передвигает ее в глотку для глотания. Язык орган вкуса.
Закрепление: Конкурс «Третий лишний». Один из учащихся зачитывает группу слов, другой находит лишнее (подчеркнуто линией). Время конкурса 1 мин.

  1. Глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник.

  2. Функции пищеварительной системы – секреторная, двигательная, строительная, всасывающая.

  3. Питательные вещества – это сыр, белки, жиры, углеводы и минеральные соли.

  4. К продуктам животного происхождения относятся: масла, яйца, творог, сахар, мясо.

  5. Пищеварительные железы, расположенные вне пищеварительного тракта: слюнные, печень, желудочные, поджелудочные железы.

  6. Зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков, коренных и хищных зубов.

  7. У каждого зуба имеется выступающая в ротовую полость коронка, шейка, дентин и находящаяся в глубине челюсти корень.

  8. Функции питательных веществ – строительная, двигательная, энергетическая.

  9. Железы смешанной секреции – печень, слюнные, подлжелудочная и половые железы.

  10. В ротовой полости пища разжевывается, увлажняется слюной и окончательно переваривается.



Домашнее задание: прочитать стр.148, 152. ответить на вопросы на стр.150 .