страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Урока по литературе в 9 классе по теме: „Система образов повести М. А. Булгакова - страница №1/1
![]() Разработка открытого урока по литературе в 9 классе по теме: „Система образов повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Понятие шариковщина”. Подготовил учитель высшей квалификационной категории МОУ ООШ № 39 – Е.Ю.Селиванова Цели урока: познавательная:
развивающая:
воспитательная:
Тип: Обзорное изучение повести. Форма: Аналитическая беседа. Оборудование:
Ход урока 1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя Перед нами «московская» повесть М.А.Булгакова, очень характерна для его блистательного пера, где социальная сатира возникает на тщательно выписанном городском фоне, а в натуральный быт вплетена фантастика.
Предполагаемый ответ: мрачно-весёлую фантастику – от Гоголя, сатиру – от М.Е.Салтыкова-Щедрина. Современники М.А.Булгакова находили в «Собачьем сердце» множество узнаваемых примет. Пречистенка, где протекает действие повести была сосредоточием интеллигентского, художественного и профессорского круга. В переулках московских улиц М.А.Булгаков жил сам и находил своих друзей, но взгляд у него на эту среду был трезво-иронический. Живой злобой дня были приметы жилищного кризиса в Москве, создавшие эпоху «уплотнений» и домкомов. И модные темы 20-х годов, обсуждавшиеся в газетах, - о проблемах «омоложения» и пола, возможности «улучшения» и «исправления» несовершенной человеческой природы. Две острые мысли, развёрнутые в повести, пережили своё время и заставляют до сих пор читать эту вещь неотрывно, не только в силу уважения репутации автора. /по ходу объяснения учебного материала учитель работает по составлению схемы/ Первая из них связана со странным «лабораторным существом», которого никак уж не решишься назвать человеком Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Вторая – фигура профессора Преображенского, тщетно борющегося за сохранение привычного образа жизни в большой пречистенской квартире. Пытается отгородиться от «улицы», оставить «чистой» свою науку. Но себе же на погибель он создаёт чудовище, способное изгадить и погубить всё вокруг себя. Близорукость взгляда учёного и непредсказуемость опытов и теории, когда дело касается человеческой психики, - вероятно, в современном мире эта тема не менее, а более насущна, чем 85 лет, когда создавалось произведение. Повесть состоит из 8 глав и эпилога. История превращения собаки в человека, о превращении «милейшего пса» в «мразь».
Дома вы все прочитали 1 действие произведения, и группа девушек – полностью. Проверим вашу подготовку по вопросам, записанным на доске. /В это время выдаются карточки для индивидуальной работы, указывается страница для составления конспекта учащимся с ОВЗ/
Предполагаемый ответ: внутренний монолог пса Шарика о своей нелёгкой доле.
Предполагаемый ответ: он болен /ошпарен кипятком/, голоден.
Предполагаемый ответ: чтение текста по учебнику.
Предполагаемый ответ: чтение текста по учебнику. Вывод: мрачное настроение. 4. Проведение физкультминутки. Выполнение упражнений учителем и учащимися из положения стоя. 5. Подготовка к объяснению нового материала. Запись числа, темы урока в тетради по литературе. 6. Изучение нового материала. Итак, автор нам поведал историю эксперимента по пересадке гипофиза и половых желёз, взятых у человека, в тело собаки. По мнению М.А.Булгакова, строительство социализма – опасный эксперимент. На страницах повести развивается мысль об ответственности науки перед живой жизнью. /чтение отрывка текста/
Предполагаемый ответ: Шариков – бездушное существо, потребитель, воспитанием которого занимается председатель домкома Швондер. Работа с критической статьёй учебника «Творческий практикум»: А.Карпов.
Предполагаемый ответ: понимая свою ошибку, профессор делает повторную операцию, и всё вроде бы встаёт на круги своя: Шарик с перебинтованной головой лежал на ковре у дивана, а существо, чуть не погубившее Филиппа Филипповича, исчезло из его жизни /чтение отрывка из книги/. Обратимся к системе образов повести. Вы, наверное, обратили внимание, что герои произведения носят говорящие фамилии, поэтому не забудьте в своём ответе остановиться и на этой детали.
Предполагаемый ответ: добрый по отношению к животным; он негативно относится к новому строю /чтение отрывка или просмотр сцены обеда/
Предполагаемый ответ: ассистент, ученик.
7. Итог урока. На прошлом уроке мы с вами узнали, что произведение было написано в 1925г., в 1968г. напечатано за границей, в 1987г. – в СССР, спустя 62г. после написания.
Предполагаемый ответ: человек – неповторимая индивидуальность, из Клима Чугункина, послужившего «материалом» для Шарикова, может получиться только подобие Клима Чугункина. Революция – своего рода насильственная операция, проведённая над обществом, поэтому произведение было запрещено долгие годы. В наше время многие люди путём пластических операций пытаются изменить свою внешность, но не задумываются над духовным развитием личности. Правильно, ребята, создавая образ Ф.Ф.Преображенского, М.А.Булгаков отразил свою заветную мысль об ответственности интеллигенции перед своей страной.
Запись в тетрадь вопросов для подготовки устных ответов:
/объявление оценок за урок/ Урок закончен. Спасибо за внимание! Приложение Вопросы для карточек по индивидуальной работе:
Схема ![]() |