Урока : Осмысление понятие «милосердие» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урока : Осмысление понятие «милосердие» - страница №1/1

Урок 12. Милосердие

Цели урока: Осмысление понятие «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества; Поставить себя на место нуждающихся в помощи людей  первый и самый главный шаг на пути к рождению в сердце великого человеческого богатства – Милосердия; объяснить …кого называют «ближним».

Задачи:

1. Выйти с ребятами на понимание сути милосердия как умения человека сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье и горе как свое собственное. Причем, сочувствовать не словами, а делом. Важно, чтобы четвероклассники сердцем приняли призыв: Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся.

2. На примере литературной сказки В. Катаева « Цветик-семицветик», показать учащимся, что самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся, поэтому из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика

3. На примере песни Н. Добронравова и А. Пахмутовой «Вера» -раскрыть перед учащимися мысль о том, что вера и милосердие связаны между собой, как свет и тепло весной. Когда они объединены,  все на земле расцветает. Исполняя песню, постараться проникнуться теми глубокими чувствами любви к ближним, сострадания, которые испытывали авторы этого песенного произведения.

4. Что такое милосердие? Сначала стоит сказать, что, как и все чувства, милосердие трудно описать словами. Его можно лишь ощутить в себе или на себе. На примере «Притчи о самарянине» дать возможность школьникам почувствовать, что милосердие -это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого, что ближним, христиане называют того, кто нуждается в помощи.

Оборудование Урока:


  •  Аппаратура для компьютерной презентации

  •  Раздаточный материал для детей: «Цветик-семицветик», на лепестки которого учащиеся должны вписать милосердные дела

  •  Вырезанный из цветной бумаги и укрепленный на доске «цветик-семицветик»

  •  Эпиграф урока (художественно-педагогическая идея урока) написан на доске

  •  Сборник стихов: «Именем твоим» протоиерея Андрея Логвинова. – М.: «Русское слово», 2006.



Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, беседа эвристического характера, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия:

Ход урока

1.Организация деятельности учащихся. Выявление восприятия, мотивация.
1. Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название нашего урока?

2. Вспомните случаи из своей жизни, когда к вам были милосердны.


Можно добавить как дополнительные исследовательские действия – разбор слова по составу. Учащиеся объяснят, как могло возникнуть в языке это слово.

В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование слова: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». Выберите одно из положений, которое вам ближе всего, аргументируйте свою позицию.

А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.


Просмотр презентации « Проект урока « Милосердие» ….видеоряд

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Любовь бывает разной.

Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным. Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь.

Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.



Просмотр презентации « Проект урока « Милосердие» …сказка В. Катаева «Цветик семицветик»

Работа с проблемными вопросами.

1. Что мы увидели в этом сказке? (девочке стало жалко мальчика….девочка посочувствовала мальчику…девочка полюбила мальчика и решила помочь…

2. Как отличить жалость от сострадания и милосердия?


2 Исследовательская работа с текстом.

Опережающее задание

Во время чтения текста и позже постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые



1-й ряд а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;

2-й ряд б) печалят вас, потому что так поступать тяжело;

3-й ряд в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить.
Исследовательское чтение текста

ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».

Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:



На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.



Продолжение обсуждения темы:

- Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?

- Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе?» В чем можно почувствовать порочность этого принципа? Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?

- Приведите свои доводы на тему: «Милосердие выше, чем закон и справедливость».



Ролевае игра:

нищий, очень непривлекательный с виду, но замерзший и голодный.



(Показав «классному народу» сценку, сформулируйте суждение о том, почему на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милость).

Продолжение обсуждения темы:

- Вспомните сказку «Царевна-лягушка», когда Иван царевич в поисках стрелы оказывается на болоте перед своей невестой – лягушкой. Как вы думаете, стал ли бы он подлинным героем сказки и счастливым человеком, если бы в этот момент не пожалел, не проявил милостивые чувства?

- Что помогает следовать призыву Христа: «Любите врагов ваших»? Почему это бывает полезно не только для того, кому оказывается милость, но, прежде всего, для того, кто эту милость совершает?

- Вспомните свои чувства, когда вы совершали даже самые малые добрые дела?

- Как можно учиться совершать дела милосердия дома, на улице, в школе, в транспорте?

- Насколько это важно для смягчения ситуации в школе, в обществе в целом?

- Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди?

- А если каждый будет считать, что милосердно должен вести себя не он, а другие, что будет?

- Может ли милостыня быть словесной? Можно ли помочь добрым словом?

Прочитайте толкование слова «милостыня».

МИЛОСТЫНЯ

Одно из дел милосердия - милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.

- Неужели правда, что девять десятых милосердного поступка остается с оказавшим милость?

- Докажите или опровергните это положение.

- Вспомните свои чувства при совершении добрых поступков.

- Может ли милостыня быть незаметной?

- Знаете ли вы, почему Деда Мороза в Европе называют Санта-Клаус - святой Николай? (история про его тайные милостыни).

- Христос сказал, что когда подаете милостыню, пусть правая ваша рука не знает что делает левая. Почему? Хорошо ли трубить всем вокруг о том, что ты помог кому-то?

- А может ли человек даже не заметить, что он совершил доброе дело?

- Вы всегда замечаете, как вы дышите?

– Может ли желание добра другим людям стать для человека таким же естественным и незаметным для него самого, как и его собственное дыхание?

- Можно ли сказать, что это признак хорошего, святого человека?

Великий русский историк Василий Ключевский рассказал, что в конце 16 века в Муроме в знатной дворянской семье жила святая Иулиания (Ульяна). Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она по прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков. Пришли голодные времена на Русь. И Ульяна вдруг стала просить себе все больше еды. Свекровь недоумевала: «раньше ты ела совсем не много, а что же сейчас ешь в три горла?». А на самом деле святая Иулиания тайком уносила пищу и раздавала голодным. Когда же в доме не осталось хлеба, Ульяна стала его печь из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни.

(Показать икону св. Иулиании Лазаревской (Муромской)



Перескажите размышления историка Ключевского о милостыне в Древней Руси. Как она влияла на людей? На бедных и на богатых?

Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражает просьбу Христа ради, другая же подаёт во имя Христово. Историк говорит, что непросто решить, какая из этих рук несла больше добра. Благотворитель воочию видел людскую нужду, которую он облегчал, и его сердце смягчалось. А ,получивший милостыню знал, за кого молиться.



«Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается», - говорили в старину. Эта ежедневная, молчаливая, тысячерукая милостыня ежедневно вливала потоки добра в людские отношения. Она приучала богачей видеть в бедняках людей, а бедняков отучала ненавидеть богатых.

ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ РАБОТА

Выполнение опережающего задания после чтения текста.

Очень важно спокойно и уважительно выслушивать разные мнения детей, не выказывая несогласия, поддерживая позицию искренности.




3.РАБОТА с ВОПРОСАМИ И ЗАДАНИЯМИ учебника

1. Прочитай отрывок из стихотворения Пушкина:

И долго буду тем любезен я народу

Что чувства добрые я лирой пробуждал

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал…

1.Как ты думаешь в каком значении Пушкин употребил слово «падший»? (Упавший? Побежденный? Согрешивший?).

2. Объясни выражения грехопадение, впасть в грех?

3. Можно ли за милосердную помощь брать плату?

4. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

5. Создайте собственное определение: «Ближний для меня …(продолжите сами).

В годы страшной гражданской войны великая русская поэтесса Марина Цветаева написала:

…«Ненависть, ниц! Сын – раз в крови!».

Ниц – слово, родственное словам изнанка и ничком. Выражение «пасть ниц» значит склониться так низко, что не видно уже лица, а виден затылок (изнанка). Пасть ничком или ниц означает выразить крайнюю степень покорности, отказаться от своеволия.

Марина Цветаева говорит, что вот так резко должен человек приказывать ненависти, которая что-то черное пробует нашептывать ему: надо ненавидеть ненависть, надо гневаться на гнев.

Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, все равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Даже если это преступник – надо пробовать облегчить его страдания. Если его наказало государство, это не значит, что и каждый из людей должен досаждать ему.

Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»

Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.

Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время - и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача?

Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших». Но если человек принимает благодатную силу Христа – то и это ему под силу.

В середине 19 века в Москве несколько человек собрались, чтобы обсудить, как они могут помочь заключенным. Среди них был врач и священник. Врач (его звали доктор Гааз) говорил, что условия в тюремных камерах слишком тяжелые. Священник возразил: да, условия тяжелые, но они ведь созданы для преступников, чтобы те постоянно помнили о тяжести своей вины. Врач напомнил, что в тюрьмы порой попадают невинно осужденные люди. Священник опять не согласился: нет, все, кто в тюрьме, сидят там по решению суда, а суд не ошибается! Врач тихим голосом напомнил: Суд не ошибается? А как же невинно осужденный Иисус? О нем Вы забыли?.. Священник замолчал. А потом со вздохом сказал: «Доктор, Вы неправы. Когда я сказал эту глупость, это не я забыл о Христе. В ту минуту Христос забыл обо мне».

Этого священника звали митрополит Филарет. Он святой. Это значит, он умел различать, когда и какие его мысли и чувства были едины со Христом, а когда шли только от него самого и оттого отличались от воли Христа. Когда святой Филарет сказал немилосердные слова – он ощутил, что благодатное присутствие покинуло его душу. И потому остановился, признался, что Христос в ту минуту покинул его, покаялся и согласился с доктором Гаазом… А кандалы с узников с той поры сняли.

Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь… ), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.

У лягушки очень необычно устроены глаза: они видят только движение и не замечают неподвижные предметы. Лягушка видит полет комара. И она видит траву и камни, если движется сама. Так устроена и наша совесть: если человек не трудится, никому не помогает, то совесть все более слепнет. Человек перестает видеть смысл в своей жизни.



Святой Иоанн Златоуст часто напоминал, что Христос не требовал от Своих учеников никаких великих подвигов и чудес. Бог ждал и ждет от людей прежде всего любви, милосердия и прощения по отношению к ближним.

Сердце милующее – это сердце, которое умеет принять чужую боль как свою собственную. Такой человек всюду видит людей, а не врагов. А в каждом человеке « Искру Божью» .

Милосердие - это не вялое отдавание лишнего. Это проявление человечности. Поэтому мир милосердного человека светел. Он всегда может найти повод для проявления любви, а потому жизнь его души очень богата.

4.Самостоятельная работа учащихся с цветиком -семицветиком

Однажды русский путешественник в Париже увидел на мосту юношу, который явно собирался броситься в реку и так покончить с собой. Путешественник, проходя мимо задумчивого юноши, вдруг остановился и задал крайне неуместный вопрос: "Скажите, у Вас, может быть, есть с собою деньги?". Ошарашенный кандидат в самоубийцы ответил:

- Да, есть…

- Но, кажется, они Вам больше не пригодятся?

- Пожалуй…

- А раз так, то, может, Вы отложите Ваше решение на несколько минут. Вот в том квартале живут довольно бедные люди, и Ваши деньги им отнюдь не помешали бы. Мог бы я попросить Вас прежде сходить туда и найти кого-нибудь, чтобы передать ему не нужные Вам уже деньги?

Юноша согласился. Он ушел и на мост больше не вернулся. В тот момент, когда он отдал свой кошелек, его сердце осветила радость большая, чем у тех, кто принял его дар. Он понял смысл своей жизни.

(по В. Марцинковскому)

1. Почему милосердие выше закона и справедливости? Приведите примеры из жизни, литературы, кино?

2. Объясните логику поведения русского путешественника, спасшего юношу. Вам самим приходилось встречать такие случаи скрытого, непрямого милосердия?

3. Как вы поняли полемику доктора Гааза и святого Филарета?
Если:

а) в минуту твоей беды тот, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе

б) твой вроде бы родной дядя тоже прошел мимо

в) лишь тот человек, с которым никто в классе не решался дружить, заметил твои слезы и подошел поговорить и помочь.



Вопрос: кто же на самом деле твой ближний?

13. Как ты думаешь, сплетня, оговор человека помогает сделать его «ближним»?


НА ДОСКЕ ЦВЕТИК СЕМИЦВЕТИК….написать на лепестках милосердные поступки (дети подходят к доске и пишут поступки милосердия)

8. СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА «МИЛОСЕРДИЕ»
9.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Сядем в кружок. Поговорим по душам.

При этом можно сесть в кружок, а можно распределиться свободно. Можно поставить стул «для сомневающегося». Тогда пускай все дети аргументируют, адресуя ему свои доказательства. «Сомневающиеся» могут меняться, могут уходить в общий круг и т.д.

- Легко ли ответить на призыв Христа любить тех, кто обидел тебя, проявил себя как твой враг?

- Что вам кажется самым трудным в этом?

- Как увидеть в «другом» ближнего, брата и не унизиться до сплетни?


Домашнее задание: 1). подготовить социальную рекламу по нашей теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидение.

2). Подберите пословицы о добре и милосердии.

3).Подберите стихи, фрагменты из фильмов.


3

Поговорим о милосердии (конспект урока для 4 класса)

Жебровская М.А., заместитель директора по ВР; Литвинцева Н.А., учитель русского языка и литературы в МБОУ «Лицей №15», г. Берёзовский

http://ipk.kuz-edu.ru/images/stories/screenshotol-1.jpg