страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Урок внеклассного чтения в 6 классе - страница №1/1
![]() Нравственные уроки детства. (По рассказам современных писателей.) Урок внеклассного чтения в 6 классе. Сегодняшний урок мы с вами посвятим обсуждению нескольких рассказов наших писателей, настоящих мастеров слова, признанных, любимых, уважаемых: Яковлева Юрия Яковлевича, Солоухина Владимира Алексеевича и Искандера Фазиля Абдуловича. Общение с настоящими мастерами всегда полезно. Это уроки нравственности, это и уроки родного языка. Именно в таком контексте мы должны будем сегодня поработать. Для начала предлагаем вам небольшое интервью с писателями, которое подготовили ребята. - Позвольте задать вам несколько вопросов. Юрий Яковлевич, какие качества в людях вы считаете самыми главными? Что цените больше всего? - Я ценю в людях благородство, умение сохранять чувство собственного достоинства в любой ситуации, верность себе. - Я знаю, что вы начинали как журналист. Как обогатила эта профессия ваш жизненный и творческий опыт? - Я много ездил по стране. Был на строительстве Волго-Донского канала и Сталинградской ГЭС, в колхозах и у нефтяников Баку, участвовал в учениях Прикарпатского военного округа и ходил на торпедном катере; стоял ночную смену в цехах Уралмаша и пробирался плавнями Дуная с рыбаками, возвращался к руинам Брестской крепости и изучал жизнь учителей Рязанской области, встречал в море флотилию «Слава», бывал на погранзаставах. Это дало мне материал для моих книг, знание людей. И это просто было безумно интересно. - Кто из писателей являлся для вас примером? - Таким человеком был для меня Аркадий Гайдар. Его произведения честны, герои благородны, они, конечно, бывает, ошибаются, но всегда понимают свои ошибки и извлекают из них уроки. - Спасибо. - Фазиль Абдулович, где прошло ваше детство. Было ли оно счастливым? - Я думаю, что детство – самое лучшее время жизни. Моё детство прошло в горном абхазском селе и сухумском дворике, где природа и люди, друзья и враги, радость и горе существовали как единый целостный мир? Здесь вместе и дружно жили греки, турки, персы, абхазцы. - Что бы вы пожелали нам, детям уже 21 века? - Побольше читайте, ведь книги –это мудрые учителя, советчики. Дорожите друзьями. Учитесь с удовольствием. Совершайте добрые дела и любите людей. - Огромное спасибо. - Я знаю, Владимир Алексеевич, что в далёкой Австралии создано Общество любителей русской словесности имени Владимира Солоухина. Вы признанный мастер слова. А где вы учились языку? - Язык, которым написаны мои книги, впервые услышал я и запомнил на всю жизнь в моём родном селе Алепине Владимирской области. Я побывал во многих странах мира, но где бы ни бывал, в сущности, всю жизнь шёл родной алепинской землёй. - Одной из основных тем вашего творчества является тема истории, памяти. Что повлияло на ваш выбор? - Народ обязательно должен уважительно относится к истории своей страны. История – это корни. А дерево без корней погибает. Народ, не знающий своего прошлого, обречён. Своими книгами, статьями я хотел призвать к уважению прошлого, хотел вызвать интерес к нему. - Я хочу от всей души поблагодарить вас за ваши замечательные книги, читая которые, становишься щедрее душой, внимательнее к окружающему миру, можно сказать, многое открываешь для себя в людях, в природе. У этих писателей много общего. Они современники, заметьте, почти ровесники. Многое пережили: сталинщину, войну, теряли близких, многое повидали. Написали потрясающие книги, в том числе книги о подростках, умные, поучительные. Сегодня они преподадут нам свой урок. - Как вы думаете, что заставляет писателей, поэтов, художников обращаться к теме детства? Детство – золотая пора. В нём, конечно, есть не только радости, но и свои, детские горести, беды, неприятности. Но каждый человек во взрослом своём состоянии с теплотой вспоминает детские годы. Может быть, хочет поделиться с вами опытом, предупредить от ошибок, чему-либо научить, сообщить о своих открытиях, совершённых тогда и оставшихся навсегда в памяти. -Начнём обсуждение с рассказа В.А. Солоухина «Мститель». - От чьего лица ведётся повествование? Почему?
- Давайте проследим за внутренним состоянием героя. Заодно и за языком писателя. Я волновался. Даже в горле стало сухо, отчего голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой. А руки пришлось спрятать в карманы, потому что они вдруг ни с того ни с сего задрожали. В горле опять остановился горький комок, и даже нижняя губа вроде бы начала подрагивать… - Почему же сорвался план мести? Проследите по тексту, как меняются чувства и настроения главного героя? В душе героя происходит борьба. С одной стороны, он понимает, что должен отомстить обидчику, с другой – внутренне сопротивляется своему же выработанному плану. В рассказе эта душевная борьба показана очень убедительно. «Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать», «что стоит развернуться и стукнуть», «это очень непросто ударить человека, который доверчиво идёт впереди тебя», « да и злости я уже не слышу в себе», «Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку». Внутренний конфликт – противоборство в душе героя. Противоборство добра и зла. - Представляете ли вы Витьку Агафонова? А ведь его портрета в рассказе нет. Деталь в художественном произведении – одно из средств художественной выразительности. Деталь может воспроизводить отдельные черты внешности человека, пейзажа, обстановки или переживания героя с целью эмоциональной оценки. - Найдите художественные детали, с помощью которых описывается Витька. Может быть, Солоухин и хотел, чтобы читатель поработал, допридумывал портрет. - А каким представляется вам его характер? О характере Витьки мы узнаём в рассказе больше, поскольку он дан глазами рассказчика. Он очень добродушный, открытый, большой выдумщик. - А характер героя-повествователя? Это сложнее. Но… - Большую роль в примирении героев играет природа. Зачитайте. Она действует благотворно, успокаивает… Мы по колено заходим в светлую текучую воду, которая очень холодна теперь, в конце сентября, наклоняемся над водой и пьём её большими вкусными глотками. Разве можно воду из колодца или самоварного крана сравнивать с этой прекрасной водой! Сквозь воду видно речное дно – камушки, травинки, песочек. Травинки стелются по дну и постоянно шевелятся, как живые. Заметьте, что после примирения мир снова для рассказчика стал прекрасным. Всё встало на свои места. - Как соотноситься с содержанием рассказа его название? Несостоявшийся мститель. - Какова основная мысль рассказа, его идея? Идея прощения, человеческого великодушия, победы добра над злом. - Знакомы ли вам чувства, переживаемые героем рассказа? Можете ли вы вспомнить ситуацию, когда в вас шла борьба добра и зла и что победило? Что сложнее: отомстить или простить? Великодушным быть труднее. И ребёнку, наверное, труднее, чем взрослому. Оспорьте учителя. Приведите аргументы. Я считаю, что рассказчик должен был отомстить Витьке. Ведь тот ударил его в спину, исподтишка. А они были друзьями. И рассказчик был другом настоящим. За подлость нужно наказывать.
-Обратимся к рассказу Ю. Яковлева «Рыцарь Вася». Поясните значение этого слова. Рыцарь – железное слово. Имя Вася – какие ассоциации возникают у вас? Мягкое, нежное, удобное, ласковое. Несоответствие в названии. Соединение несоединимого. Оксюморон. - Каким был герой рассказа? Внешность. Как он себя чувствовал среди одноклассников и почему? Почему его называли тюфяком? Тюфяк - Найдите выразительные художественные детали. Детали: короткие пухлые пальцы, толстое круглое лицо – появляются в тексте рассказа не раз - Заметьте, что в отличие от Солоухина Ю. Яковлев очень подробно описывает своего героя. Для чего? Конечно, не просто так. Благородное сердце рыцаря: как вы понимаете эти слова? Благородный - Приём контраста – душа и внешность. - Каков его внутренний мир? - Каково наше, читательское отношение к нему? Как, благодаря чему оно создаётся? Высказывает ли автор своё отношение к герою? Экстремальная ситуация – - Оцените поведение Димки Ковалёва в этой ситуации и поведение тюфяка. - О чём думал тюфяк, когда бросился спасать мальчишку? Есть об этом в тексте? Чтение. - Почему-то в сцене описания спасения Васю автор называет Тюфяком. Он тюфяк в этот момент? А почему? - Как вы относитесь к финалу рассказа? Ваше отношение к поступку Димки. А к поведению Васи. Каждый ли так сможет?
Я считаю, что надобность в рыцарях в наше время невелика. Человека сделала сильным техника, электроника, наука. Он вполне может защитить себя сам, мужчина ли, женщина ли. Каждый может позаботиться о себе. Ваше мнение. Ответы учеников. Что есть красота, и почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?- задавался вопросом поэт Заболоцкий. И мы отвечаем: «Огонь, мерцающий в сосуде». А что это за огонь? Это душа человека: его мысли, порывы, желания. - Теперь берём уроки у замечательного Фазиля Искандера. Итак, перед нами рассказ «Мученики сцены». Уже само название вызывает улыбку. И читатель сразу догадывается, что рассказ написан с юмором. Юмор - добрый смех. - Назовите героев рассказа и сравните их. Попробуйте охарактеризовать кратко.
- Как Куркулия отнёсся к тому, что ему роль не дали? - А как случилось, что он и роли все знал, и играть умел? Лез ли он на глаза? - Что же произошло с рассказчиком? - Тем не менее он всё равно нравится нам? Конечно, мы его осуждаем и посмеиваемся над ним, но это смех дружеский, добрый? - Что оказалось для него самым страшным? Чтение. - Какой урок он извлёк из всего произошедшего? Успех не приходит сам по себе и легко. Чтобы чего-то добиться, нужен труд, усилия, работа, работа души. В противном случае лучше и успешнее тебя станет тот, кто и надежд никаких не подавал. А ты и в жизни будешь играть роль задних ног лошади. Правда, и это, наверно, не всегда легко, если делать хорошо. Ещё одна, очень важная проблема, которую мы затронули на уроке. - Вспомните рассказ «Багульник». Почему он так называется? Ведь это слово упоминается только один раз. Багульник стал началом открытия. - Какое открытие сделал для себя учительница? - Можно ли сказать, что Коста – рыцарь. - Открывали вы для себя людей? - Какие ещё уроки можно извлечь из прочитанных вами рассказов? «Запретный плод» - нельзя предавать. Помните, я произносила слово «сталинщина»? Отец был выслан по сталинскому приказу , как многие тысячи людей тогда. О цене предательства писатель знал непонаслышке. «Учитель» - никто не должен посягать на чужую правду, защищать своё чувство собственного достоинства.
Я надеюсь, что рассказы, прочитанные вами в преддверии урока, вами не будут забыты. Я также надеюсь, что когда-нибудь вы ещё раз возьмёте в руки книги этих писателей и почитаете их ещё. - Давайте сделаем выводы их нашего разговора. Какие проблемы поставили писатели в рассказах. И не просто поставили. Настоящий писатель не только ставит проблему, он обязательно предлагает пути её решения, подсказывает читателю, как можно и нужно поступить. Об этом вы должны помнить, когда пишете сочинерия, так как тогда вы тоже являетесь писателями. Итак, проблемы: Идея прощения, человеческого великодушия. Проблема победы добра над злом. Проблема подлинного и ложного героизма. Проблема современного рыцарства. Проблема внешней и внутренней красоты человека. Проблема успешности. Проблема предательства. Проблема правды. Проблема защиты чувства собственного достоинства. На дом: Написать Внутренний монолог собаки, ждущей своего хозяина на берегу моря. Внутренний монолог Васи на линейке. |