Урок внеклассного чтения по произведению Р. Киплинга - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок внеклассного чтения по произведению Р. Киплинга - страница №1/1

Урок внеклассного чтения по произведению Р.Киплинга «Маугли»

Урок внеклассного чтения по произведению Р.Киплинга «Маугли» или «Книга джунглей», предназначенный для учащихся среднего звена (6 – 7 классы), был задуман как урок – инсценировка. Почему именно такой вариант преподнесения материала, знакомого детям особенно по мультикам? Во-первых, этот урок надо проводить в начале года, как вступительный урок внеклассного чтения. Детям интересно работать с уже знакомым текстом, они охотно включаются в работу, увлеченно играют свои маленькие роли. Такой урок хорошо развивает монологическую и диалогическую речь учащихся, обучает сжатому пересказу и первоначальным навыкам написания реферата. Воспитательной целью данного урока является формирование нравственных качеств в отношении «человек и природа». Основной упор делается на принцип: «Человек – дитя природы, он же и творец природы».

Урок должен быть хорошо оборудован как наглядными материалами, так и технически.

Данный урок по произведению Дж.Р.Киплинга прошел свою апробацию в 6-м классе. Как учителя, так и дети узнали много интересного и полезного для себя. Так, например, никто не знал, что песню «Мохнатый шмель» написал именно Киплинг. Ученики же, кроме «Маугли», естественно мало что читали. Поэтому выразительное чтение маленькой сказки «Слоненок» вызвало у них бурю эмоции.

Далее я предлагаю познакомиться с ходом урока внеклассного чтения по произведению Р.Киплинга «Маугли».
Приложение


Цели урока: Образовательная – знакомство с жизнью и творчеством писателя.

Развивающая – развитие монологической и диалогической речи, обучение сжатому пересказу и написанию рефератов.

Воспитательная – формирование нравственных качеств в отношении «человек - природа».

Урок рассчитан на 2 часа.

Оборудование урока: 1. Портрет Киплинга

2. Выставка книг писателя

3. Рисунки детей по «Маугли»

4. Телевизор с видео

5. Гитара или запись песни «Мохнатый шмель»

6. Маски и инсценированная скала

7. Географическая карта (Индия и Англия)

Опережающее задание: Рефераты по темам:


  1. Об Индии и Англии

  2. Об имени писателя

  3. О безоблачном детстве

  4. О стараданиях в детские годы – черная полоса

  5. О школе – продолжение черной полосы

  6. Киплинг – корреспондент

  7. Киплинг в России.

Урок мы начнем со стихотворения Киплинга о себе, в котором он вложил самые дорогие для него мысли: «Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все сгорело

И только Воля говорит: «Иди».

Эпиграфом к первой части урока нам послужат слова самого Киплинга: «Равно встречай успех и поругание, не забывая, что их голос лжив».

Жизнь Джозефа Редьярда Киплинга состояла из взлетов и падений. Начало – головокружительный успех, ему тогда едва 25 лет. И он разом отодвинул в сторону именитых писателей, как Стивенсон («Остров сокровищ»), Герберт Уэллс («Машина времени») и многих других. И в итоге – Киплинг стал первым лауреатом Нобелевской премии в английской литературе. О нем Г.Уэллс напишет: «Этот усатый очкарик сделался чуть ли не национальным символом».

Кто же он – Редьярд Киплинг?

Далее рассказы учащихся по рефератам.

Учитель: Знали ли Киплинга в России? Да. Знали, читали, любили. В 20-е годы, когда пришелся закат его славы в Англии, Киплинг полюбился своими сказками русским читателям. Его произведения переводили такие известные русские писатели, как С. Маршак, К.Чуковский.

Послушаем чтение отрывка из сказки «Слоненок». А теперь послушаем красивую песню «Мохнатый шмель» из кинофильма «Жестокий романс» (под гитару).

Итак, мы с вами немножко узнали, кто такой Киплинг, автор бессмертного «Маугли».

А теперь, приступим ко 2-й части урока и эпиграф наш: «Мы с тобой одной крови – ты и я». Мы пройдемся по страницам повести – сказки «Книга джунглей», посмотрим инсценировку эпизода «Посвящение Маугли в обитателя джунглей», затем проведем тест: «Кто есть кто», конкурс «Озвучки» и викторину по содержанию книги.

Инсценировка: «Посвящение Маугли в обитателя джунглей».

В ролях: Автор Маугли Мать- волчица

Шер-хан Акела Отец-волк

Балу Каа Волки

Шакал Табаки Багира

Место действия – Скала Совета. В центре – Акела.

Автор: Волк-отец в одну из ночей, когда собирался Совет Стаи, повел Маугли к Скале Совета, большому холму, покрытому камнями, между которыми могли спрятаться сотни волков. Акела, большой серый одинокий волк, который благодаря своему уму и силе управлял всей Стаей, лежал, вытянувшись во всю длину, на скале, а вокруг него пониже сидело более сорока волков различных размеров и мастей.

Акела: Закон всем известен, закон всем известен! Смотрите же, о волки!

В это время Маугли сидит и играет блестящими камешками.

Доносится голос Шер-хана: Детеныш мой! Отдайте мне его! Зачем свободному народу человечий детеныш?

Шакал: отдайте его Шер-хану! Зачем свободному народу человечий детеныш?

Акела: Смотрите, о волки! Зачем свободному народу слушать чужих? Смотрите хорошенько!

Молодой волк: Зачем свободному народу человечий детеныш?

Акела: Кто за этого детеныша? Кто из свободного народа хочет говорить?

Балу: Я – за детеныша! Он никому не принесет вреда. Пусть бегает со Стаей. Я сам научу его.

Акела: Нам нужен еще кто-нибудь. Кто говорит, кроме Балу?

Багира: Стыдно убивать безволосого детеныша. Балу замолвил за него слово. А я к слову Балу прибавлю буйвола, жирного, только что убитого буйвола.

Волки: Пусть бегает со Стаей! Давайте примем детеныша!

Шер-хан ревет.

Багира: Да, да, реви громче!

Акела: Хорошо мы сделали! Люди и их детеныш очень умны. Когда-нибудь он станет нам помощником.

Багира: да, помощником в трудное время, ибо никто не может быть вожаком Стаи вечно.

Автор: Так Лягушонок Маугли был принят в Сионийскую Стаю – за буйвола и доброе слово Балу.

Учитель: Дома вы все прочитали «Маугли» и подготовились к этому уроку. Давайте проверим это и проведем тест: «Кто есть кто?»

1. Буйвол А) Акела

2. «Пляска голода» Б) Маугли

3. Деревенский охотник В) Рама

4. «Свободный народ» Г) Волки

5. Первый из слонов Д) Балдео

6. Скала Совета Е) Багира

7. Хитра, отважна, бесстрашна Ж) Тха



8. Лягушонок З) Каа
Конкурс «Озвучки». По телевизору показывается сюжет с диалогом, который двое озвучивают по тексту. (2-3 сюжета).
Викторина, подготовленная группой учащихся:

  1. Как называлось место, где обитали волки?

  2. Почему волки опускали глаза, когда Маугли смотрел на них?

  3. Тайна Багиры, которую никто в джунглях не знал.

  4. После борьбы с Шер-ханом за Акелу у Маугли перехватило дыхание, что-то начала жечь изнутри. «Что это такое? Что со мной? Я умираю?» - чего так испугался Маугли?

  5. Заветные слова джунглей.

  6. На скольких языках мог сказать эти слова Маугли?

  7. Кого просил Маугли проследить за его путем, когда его похитили обезьяны?

  8. Как звали этих обезьян?

  9. Кого страшно боялись Бандар-логи?

  10. Как звали женщину, которая приняла Маугли за сына?

  11. Как Маугли убил Шер-хана?

Заключение к уроку: Мы сегодня очень много узнали об английском писателе, о человеке с интересной судьбой, познавшего одновременно и «славу и поругание» - Джозефе Редьярде Киплинге. Читая его «Книгу джунглей» или «Маугли», всегда убеждаемся, что человек и природа связаны между собой неразрывно, что человек – дитя природы, что он обязан беречь и любить ее. Ведь мы с братьями нашими меньшими – одной крови.

И в конце урока мы посадим деревья на нашей аллее «Друзья природы». (Каждый берет макет деревца из бумаги, пишет на нем свое пожелание, например «Не ломай ветки!» и прикрепляет магнитом).