страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Урок внеклассного чтения по повести- феерии Александра Степановича Грина «Алые паруса» - страница №1/1
![]() Муниципальное казённое образовательное учреждение «Кочкинская основная общеобразовательная школа № 26» Ефремовского района Тульской области Урок внеклассного чтения по повести- феерии Александра Степановича Грина «Алые паруса» г. Ефремов Цели урока: 1. Создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений А.Грина, для пробуждения «дара воображения», для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека и писателя. 2. Показать А.Грина как писателя-романтика, чьё творчество проникнуто мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам способен творить чудеса. 3. Развитие устной речи учащихся, умения грамотно формулировать своё мнение, отстаивать точку зрения. Оформление к уроку: Портрет А.Грина, презентация с анимациями, эпиграфы к уроку, рисунки учащихся к повести-феерии «Алые паруса», видеофильм по одноименному произведению с участием В.Ланового и А.Вертинской, мультимедийное устройство, тексты повести- феерии А.С.Грина «Алые паруса». Он пришёл на время, ненадолго, Он пришёл , чтоб нас предупредить- Разобьется сердце на осколки, Если мы разучимся любить. Е.Огонькова. Грин умер, оставив нам решать вопрос, нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели, каким был он. К.Паустовский. Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. А.Грин Тип урока: урок-размышление; беседа. Словарная работа. Романтик – человек, мечтающий, изображающий яркие, героические, возвышенные стороны жизни, пересоздающий действительность в соответствие со своими идеалами. Феерия –1.Волшебное, сказочное зрелище. 2. Театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов. …Грин умер, оставив нам решать вопрос, нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели, каким был он… К. Паустовский Он пришел на время, ненадолго, Он пришел, чтоб нас предупредить- Разобьется сердце на осколки, Если мы разучимся любить! Е.Огонькова. …Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать, так называемые чудеса, своими руками… А.Грин.
«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное». Платон. ХОД УРОКА
(Вслед за мелодией появляется СЛАЙД №1) УЧИТЕЛЬ: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть вас на нашем уроке внеклассного чтения по повести- феерии А.С.Грина «Алые паруса».
(Появляется СЛАЙД №2 с темой урока)
Девочка. -Когда на душе грустно, а за окном хмурая погода, когда очень одиноко и тоскливо, я беру с полки свою любимую повесть о первой, романтической любви, повесть А.Грина «Алые паруса». Мальчик: -У меня в руках необычное произведение, повесть- сказка, повесть- феерия, написанная сердцем, горящим незатихающей любовью к людям, верой в чудесный дар Любви, Добра и Красоты. Мечта, любовь, счастье, труд- вот основа человеческой жизни. (Ребята уходят)
-Ребята, кто скажет, что же это за жанр? УЧИТЕЛЬ:-Это произведение романтическое. Что такое романтика? Какого человека можно назвать романтиком? (СЛАЙД №5) УЧИТЕЛЬ:-Вот таким и был А.С.Грин-писателем, мечтателем, романтиком. (СЛАЙД №6)
Ученица выразительно читает наизусть стихотворение Виссариона Саянова Он жил среди нас, этот сказочник странный, Создавший страну, где на берег туманный, С прославленных бригов бегут по заре Высокие люди с улыбкой обманной, С глазами, как отсвет морей в январе С великою злобой, с могучей любовью, С солёной, как море, бунтующей кровью, С извечной, как солнце, мечтой о ДОБРЕ.
И лишь недавно поздние цветы Я положил на узкую могилу Прославленного рыцаря мечты. Но с детских лет, с тех пор, когда впервые Я в мир чудес, им созданных проник. Идут со мною рядом, как живые, Весёлые герои его книг. Они живут в равнинах Зурбагана, Где молодая щедрая земля Распахнута ветрам и ураганам, Как палуба большого корабля. УЧИТЕЛЬ: -Кто же он, ПРОСЛАВЛЕННЫЙ РЫЦАРЬ МЕЧТЫ? (Учащиеся рассказывают об основных событиях биографии А.С.Грина, их рассказ сопровождается показом слайдов с анимациями и эффектами) СЛАЙД № 8: Александр Грин – псевдоним русского писателя Александра Степановича Гриневского. СЛАЙД № 9: Он родился 23 августа 1880 года в уездном городке Слободском Вятской губернии. Вскоре семья Гриневских переехала в Вятку. Отец писателя, поляк по национальности, отбывал здесь ссылку за участие в вольнолюбивом движении учащихся Витебской гимназии, работал счетоводом в больнице, ужасно бедствовал. Убожество захолустной жизни, беспросветная бедность, насилие и несправедливость окружающей жизни – всё это с детства вызывало в нём желание протестовать. СЛАЙД № 10: Непонимание преследовало его с детства. Одарённого Сашу высмеивали в семье за любовь к книгам, за тягу к природе, к приключениям, за писание стихов, за сопротивление по поводу всяких запретов. Учёба для мальчика сложилась также нелегко. Он рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным, увлекался множеством вещей, но ничего не доводил до конца, чуждался своих сверстников. Учился Александр плохо, но запоем читал книги Майна Рида, Жюля Верна. СЛАЙД №11: Маленьким мальчиком Грин почувствовал всю несправедливость жизни. Постоянное недоедание, отсутствие заботы и ласки (мать рано умерла, а мачеха не любила Александра), придирки и нарекания пьяницы-отца коверкали нежную и впечатлительную душу мальчика. Застенчивый Саша страдал от оскорблений, но обид не прощал. Отсюда осталась навсегда непокорность, чувствительность. СЛАЙД № 12: Саша с детства любил море и мечтал о нём. Поэтому многие его произведения связаны именно с образом моря. Мальчик засобирался в дорогу. Отец раздобыл ему на дорогу 25 рублей и торопливо попрощался с сыном. В Одессе, встретившись с морем, он с особой остротой почувствовал своё одиночество и беспомощность. Неделями слонялся он по порту в поисках работы. Наконец ему «повезло». Его взяли без жалования учеником на пароход, ходивший из Одессы в Батум. На нём он сделал два осенних рейса. Вскоре капитан ссадил ученика с парохода – Грин не мог платить за продовольствие. СЛАЙД № 13: И снова нужда, лишения, беспросветная нищета. Жалования банщика и канцелярского писца хватало только на хлеб, поэтому он писал для крестьян прошения в суд. Жизнь была настолько тяжела, что он даже не запомнил подробностей. Жил случайным копеечным заработком: забивал сваи в порту, с босяками нанимался тушить пожары на нефтяных вышках. Он умирал от малярии в рыбачьей артели и едва не погиб от жажды в песчаных смертоносных пляжах Каспийского моря ночевал в пустых котлах на пристани, под опрокинутыми лодками или просто под забором. Всё это впоследствии отразилось в творчестве Грина. СЛАЙД № 14: Первый его рассказ называется «Остров Рено». В нём уже были заключены все черты будущего Грига. Это простой рассказ о силе и красоте девственной природы и жажде свободы у матроса, дезертировавшего с военного корабля и убитого за это по приказу командира.Грин начал печататься. Первые месяцы свободного и любимого труда казались ему чудом. СЛАЙД № 15: В 1912 году Грин приехал в Петербург. Здесь начался лучший период его жизни. Он писал почти непрерывно, с жаждой перечитывал множество книг, увлекался произведениями, Киплинга, Эдгара По, Стивенсона, Джека Лондона, Чехова, Горького. Часто перечитывал Пушкина, а в зрелом возрасте увлекался чтением энциклопедий. Долго и тяжело он искал своё место в жизни и в литературе. Точно даже невозможно сосчитать, сколько раз умирал он от голода, от побоев, от жажды, от болезней, сколько унижений и оскорблений перенёс за пятьдесят два года, которые прожил. Ещё сложнее представить, как, пройдя через всё это, вынес писатель Грин не озлобление и жестокость, но твёрдую и ясную непоколебимую веру в добрые и высокие чувства, в товарищество, в любовь и человечность. Популярность Грина непрерывно росла, работал он необычайно плодотворно. До 1917 года писатель выпустил несколько книг рассказов, три тома собрания сочинений, две повести, печатался более чем в шестидесяти журналах и газетах. СЛАЙД № 16: Умер Грин 8 июля 1932 года в городе Старый Крым. Был похоронен там же на городском кладбище. На его могиле скульптором Татьяной Гагариной установлен памятник «Бегущая по волнам». УЧИТЕЛЬ:- А какова же история создания этой повести? СЛАЙД № 17: «Алые паруса» - одно из самых прославленных произведений А. Грина. Он окончил эту повесть в декабре 1920 года. Рукопись он пронёс по дорогам гражданской войны в вещевом мешке вместе со сменой белья. «Живая мечта», - говорил о ней Грин. А вышла она в свет в 1923 году. СЛАЙД № 18: Повесть «Алые паруса» посвящена верному другу писателя – жене Нине Николаевне Грин. История создания повести удивительна! Грин писал: «История «красных парусов» осязательно началась с того дня, когда благодаря солнечному эффекту я увидел морской парус красным, почти алым. Приближение, возвышение радости – вот первое, что я представил себе. Необычная форма возвещения указывала тем самым на необычные обстоятельства, в которых должно было совершиться нечто решительное.» Спустя некоторое время Грин в витрине одного магазина нашёл зерно нового чуда. Он увидел «отлично смастерённый бот с правильно сидящим красным крылообразным парусом». Игрушку, видимо, делал человек опытный в морском деле. УЧИТЕЛЬ: - Удивительна судьба «Алых парусов»! С мечтой о них мы знакомимся порой раньше, чем с самой книгой и ее автором. Опасность, риск, свет далекой звезды, Южный Крест, Большая и Малая Медведицы, свидания и разлуки…Ну кто из нас не мечтал об этом?! Это и есть романтика, которая тянет людей в дорогу, о которой поется в песнях, которая живет в наших душах…Грин сделал романтику реальным миром, подробно описал эту страну: города со звучными зовущими названиями, СЛАЙД № 19 -заманчивые гавани, старинные корабли, бесстрашные мореплаватели, необычайные приключения. СЛАЙД № 20 Вот такая она, Гренландия, придуманная А.Грином! СЛАЙД № 21. Ученик делает сообщение (одновременно демонстрируется СЛАЙД № 22. СЛАЙД № 23. УЧИТЕЛЬ.- Имя Грина возвращено его читателям. В 2000 году к 120- летию со дня рождения Грина, Союз писателей России, администрация г. Кирова и г. Слободского учредили ежегодную Российскую литературную премию имени Александра Грина за произведения для детей и юношества. СЛАЙД № 24- ежегодно в г. Феодосии с 1988 года проходит Международная научная конференция «Гриновские чтения», в Старом Крыму в день рождения писателя 23 августа в г. Кирове -1 раз в пять лет с 1975г. в день рождения писателя. СЛАЙД № 25- На родине Грина в г.Кирове (бывшей Вятке) установлен мраморный бюст на набережной. СЛАЙД № 26. УЧИТЕЛЬ:- Его произведениями зачитываются и дети, и взрослые. Среди них самое популярное и всеми любимое – повесть-феерия Алые паруса». Ведь так, как любят, мечтают и верят его герои Ассоль и Грэй, не может никто другой! СЛАЙД № 27.- УЧИТЕЛЬ:- Ребята, как вы думаете, о чем эта повесть- сказка? -Назовите главных героев, ребята. -Давайте представим, что могли бы нам рассказать о себе эти герои. - Пригласим их к нам!. (Выходят литературные персонажи: Ассоль, Артур Грэй в шляпе и Боцман с трубкой во рту) 7. Ассоль. А в Каперне нам жилось трудно. Местные жители нас не любили, мы всегда были для них “чужими”, а после смерти лавочника Меннерса это отчуждение стало злобным и угрожающим. Мы хорошо жили с моим отцом: едва сводили концы с концами, но жили душа в душу. Несмотря на его нелюдимость и необразованность, он учил меня доброте, трудолюбию, независимости, стойкости, честности. Однажды я несла в город игрушки на продажу. Дорога вела в лес, и я пустила по ручью игрушечную яхту с лоскутком алого шелка вместо обычного белого паруса. Яхта уплыла, я бросилась следом, и ,у самого устья ручья я обнаружила, что яхту поймал неизвестный странный старик. Чтобы я не пугалась, он рассказал мне сказочную историю… Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой. Ассоль. Однажды утром в морской дали сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов двинется.
Сейчас я слушал историю Ассоль и понял, как много у нас общего. Ассоль жила в нищете, в злобной болотной Каперне. Грей жил в роскоши и богатстве, но главным для них был не этот, реальный мир, а их собственный, выдуманный – прекрасный и гармоничный. Родители Грея были заложниками своего положения, своего богатства и законов высшего света. Вся их жизнь бала расписана по числам с рождения до смерти, а поведение регламентировано этикетом. Мать любила сына и безгранично баловала. А отец постоянно был занят фамильными процессами, государственными делами, охотой, чтением газет, и другими, не менее важными, делами. Мир напыщенной аристократии, неискренних отношений, праздности не привлекала моего героя. В его мире, у Иисуса, на картине в галерее, не могли торчать из рук гвозди и течь кровь. В его мире мог жить настоящий Робин Гуд, которому не жалко для счастья друга всех своих накоплений…Однажды в его мире появился огромный корабль, вздымающийся на гребень морского вала… С тех пор судьба Грея была решена. Никакая другая профессия, кроме морского капитана, не могла бы подарить ему настоящее счастье. В 14 лет он покинул дом и отправился в свое первое плавание. Его, избалованного барчука, насмешливо приняли настоящие морские волки. Но он сносил все: изнурительный труд, голод, холод, жару , ругань, насмешки и одиночество. Он стал на корабле“Своим ”. Перед ним была цель – стать капитаном– и он ее достиг. Грей стал капитаном на своем “ Секрете ”. Но, мне кажется, самое главное, что Грей стал Капитаном Своей Жизни. В своем монологе он просто и ясно объясняет цель и смысл своей жизни. Я прочту вам этот монолог. (Зачитывает монолог Грея. «…скоро вы увидите девушку, которая не может , не должна иначе выйти замуж, как только таким способом,……………делать так называемые чудеса своими руками».) СЛАЙД № 28.- УЧИТЕЛЬ:- А почему, боцман, паруса именно алые? БОЦМАН:- Да-да!! Непременно алые!! Жители нашего поселка давно разучились улыбаться, мечтать, любить и верить. Пусть этот цвет и в их душах разбудит надежду на счастье и на любовь! Ведь без этого невозможно жить! Тысяча чертей!! УЧИТЕЛЬ:- Символом чего у Грина является алый цвет? В жизни часто мы встречаем выражение : «Плыть под алыми парусами…» Плыть в жизни под алыми парусами- значит, ставить перед собой высокую цель, . стремиться осуществить задуманное. А теперь откроем текст и вспомним его содержание: -Сколько глав в повести? Как называется первая глава? -С чего начинается повествование? - Как назывался приморский городок, в котором происходят описанные события? События происходят на берегу моря…Символом чего является МОРЕ? -Как звали отца Ассоль? Что случилось с ее матерью, с женой Лонгрена Мери? Отчего она умерла? -В каком возрасте осталась Ассоль на руках Лонгрена? Как стал жить Лонгрен и воспитывать свою дочку? СЛАЙД № 29.-(стр.221 текста «Алые паруса» «…сам он тоже не посещал никого…») -Какие люди живут в этом городке? Что о них говорил старик Эгль? (их раздражает необычность Лонгрена и Ассоль!) Какой случай наложил тень на Лонгрена и его дочь? (стр. 223-224 «…на берегу, кроме их двоих, никого более не было…» -Как Лонгрен оценивает свой поступок? («…черную игрушку я сделал, Ассоль…» -Как жители отнеслись? (стр.225. «…никто более не кланялся ему…» «…случай с Меннерсом закрепил ранее неполное отчуждение», «…играя, дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним…» -А вы как относитесь к этому? -А как Лонгрен объяснил Ассоль, почему их никто не любит? (стр.226. «Надо уметь любить, а этого-то они не могут!»). -Как вы думаете, ребята, откуда в Ассоль эта способность ожидания чуда? Эти качества мечты? Красоты? Доброты? -Найдите в тексте сцену встречи Ассоль со стариком Эглем, собирателем фольклора, на берегу ручья. (Ребята находят и зачитывают. Стр.229-233) ВИДЕО №1: встреча с Эглем на берегу ручья. УЧИТЕЛЬ: -Он заронил в ее душу мечту о достижимом счастье. И старик не ошибся. -Как Лонгрен отнесся к рассказу своей дочери о волшебнике? -как жители поселка отнеслись к этой сказке? (стр.236, стр. 265.(«…Лонгрен с дочерью одичали, а может, повредились в рассудке…». «…над ней посмеивались, говоря: «Она тронутая, не в себе…». Ассоль не была похожа на своих сверстников, она была особенная (стр.264., стр.260.(разговор с угольщиком. «…человек должен мечтать….») Все обижают Ассоль, гонят от себя, смеются над ней. Нам с вами, бесспорно, очень ее жаль… И в это самое трудное время появляется Грэй. -Что мы знаем об этом герое? Где он живет? Кто его родители? (стр. 237. «…отец и мать Грэя были надменные невольники своего положения, богатства и законов …») -Какие рыцарские качества настоящего Робин Гуда в нем стали раскрываться? (сострадание, благородство-сцена с распятием Христа, с Бетти) (Стр. 241-242.) Но у него был свой мир- и в этом он очень похож на Ассоль. Он любит загадки, чудеса, тайны (стр. 240.) В свои 5 лет первое слово, которое он написал, было МОРЕ! СЛАЙД № 30:- Он мечтательный, романтичный. И Ассоль, и Грэй живут в мире грез, фантазий. Только разные они по происхождению. СЛАЙД № 31: -О чем мечтает Грэй? Что увидел он в свои 12 лет в библиотеке на стене? Он грезит морем, мечтает стать капитаном дальнего плавания. И эта мечта осуществилась! В 14 лет он тайно покинул дом. Много труда, физических усилий ему потребовалось, чтобы через 5 лет превратиться в настоящего капитана. «От робкого, неумелого юнги ничего не осталось, кроме «странной летящей души». Перемены во внешности Грэя хорошо отражают перемены в его характере, образе мышления. -Чем же он отличается от Ассоль? -Легкой ли дорогой шел он к поставленной цели? Он человек поступков, волевой, мужественный человек, он борется за свое счастье, добивается цели. -Где и как произошла встреча Грэя с Ассоль?
-Какие чувства испытывает герой?(любовь с первого взгляда) -Что означало кольцо для девушки Ассоль?(знак близкого счастья в скором исполнении предсказания) -Каким образом Артур претворяет мечту девушки в жизнь? Почему он это делает? Найдите в тексте сцену выбора шелка для парусов. (стр.274 «…две тысячи метров…..» -Почему паруса алые? -Почему корабль назывался «Секрет»? -В чем секрет Грэя? СЛАЙД № 33: Случайно ли их свела судьба? Чем близки эти герои? (одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками, любят живое на земле, близки к природе, добры, бескорыстны, трудолюбивы, верят в мечту). Это их соединило и сделало счастливыми. ВИДЕО № 3: «Приход Грэя за Ассоль». СЛАЙД № 34: - УЧИТЕЛЬ: -(Чтение эпиграфов на доске). А как вы относитесь к чудесам? СЛАЙД № 35: -Да, нам нужны мечтатели. Чудеса надо делать своими руками! Я предлагаю вам представить себя на несколько минут волшебниками и превратить эти белые паруса (парусник на плакате с белыми листочками вместо алых парусов) в алые, мы уже убедились, что любую мечту можно своими руками превратить в реальность. Для этого ответьте на несколько вопросов, ответы на них уже прозвучали сегодня на уроке. СЛАЙД № 36: -(по ходу белые листочки отрываются, и постепенно паруса становятся алыми!) -Настоящая фамилия Грина? -Название корабля, на котором приплыл Грэй? -Как звали отца Ассоль? -Как звали служанку Грэя? -Чей это портрет? «…седые кудри складками выпадали из- под соломенной шляпы, серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника…» -Сколько было лет Грэю, когда он написал первое слово «море»? Это случилось в библиотеке. Обернувшись к выходу, Грэй увидел над дверью огромную картину. Картина изображала….Что? -(Звучит песня «Ребята, надо верить в чудеса!» УЧИТЕЛЬ: - Вот и наш парусник стал алым! Пусть плывет он туда, где его ждут, неся людям радость. Дорогие ребята, пусть и к вам однажды приплывет корабль под алыми парусами Надежды на исполнение вашей Мечты. И это будет, если только вы постараетесь сами. Хочется закончить урок словами гриновских героев: «Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда- сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая – у тебя». (Громче звучит песня «Ребята, надо верить в чудеса!») |