Урок Р/Р. Подготовка к сочинению по произведениям Бунина и Куприна - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Подготовка к сочинению по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»»... 1 68.94kb.
Урок развития речи по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 114.42kb.
Конспект урока по развитию речи в 6 классе по теме: «Подготовка к... 1 54.94kb.
Класс: 7 Урок 47 Учебник: Литература. 7 класс. Г. С. Меркин. 1 118.86kb.
Конспект урока русского языка в 6 классе Подготовка к сочинению по... 1 132.07kb.
«Русская интеллигенция в изображении Чехова. Трагизм обыденной жизни. 1 41.47kb.
Урок-размышление в 11 классе. Природа русской души в рассказе И. 1 66.25kb.
Урок подготовки к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему... 1 197.79kb.
Урок-беседа 11 класс Насибуллина Е. Г. Цели и задачи 1 64.72kb.
Урока. Подготовка к сочинению рассуждению «Хмельницкий город мечта... 1 116.47kb.
Подготовка к сочинению на лингвистическую тему в гиапо русскому языку... 1 92.2kb.
Главы романа А. С пушкина «Дубровский» 1 25.51kb.
- 4 1234.94kb.
Урок Р/Р. Подготовка к сочинению по произведениям Бунина и Куприна - страница №1/1


Урок Р/Р. Подготовка к сочинению по произведениям Бунина и Куприна
Цели урока: проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения: выбор эпиграфа, формулировка главной
мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей; развивать
устную и письменную речь учащихся; воспитывать любовь к художественному слову.


Темы сочинений:

  1. Мои мысли о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

  2. «...что это было; любовь или сумасшествие?» (По рассказу «Гранатовый браслет»)

  3. Философская проблематика произведений И. А. Бунина.

  4. Истинные и мнимые ценности в изображении И. А. Бунина.

  5. Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях И. А. Бунина и А. И: Куприна

  6. Талант любви в произведениях А. И. Куприна.

  7. Символическое звучание деталей в прозе А. И. Куприна.


Этапы работы над сочинением

  1. обдумывание темы сочинения;

  2. определение основной идеи сочинения;

  3. определение жанра сочинения;

  4. подбор материала (цитат, высказываний и др.);

  5. составление плана сочинения;

  6. обдумывание вступления к основной части;

  7. составление подробного плана основной части;

  8. анализ заключения.




  1. Примерные результаты анализа выбранной темы сочинения.

А)«Я выбираю первую тему. Главное слово в ней, на которое я могу опереться в своей работе над сочинением, — «мысли»: мои
мысли о героях и их чувствах. Свое сочинение я буду писать в жанре письма, адресатом которого является автор произведения —А.
И. Куприн, так как считаю, что, обращаясь к конкретному человеку, легче высказывать свои мысли».

Б)«Я выбрал вторую тему:«... что это было: любовь или сумасшествие ?». Она более конкретная, чем первая тема. Это сочинение-


рассуждение, поэтому в нем должен быть тезис, т. е. мысль, которую надо доказать, следовательно, необходимы доказательства и
вывод. Главное слово в ней или «любовь», или «сумасшествие», в зависимости от того, что буду доказывать».)

  1. Формулировка идеи сочинения.

  1. «Чувства бедного телеграфиста Георгия Желткова к Вере Шейной — это любовь, а не сумасшествие».

Б)«Редчайший дар высокой любви стал единственным содержанием жизни Желткова»:

«Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить».



  1. «Я считаю, что Желтков не безумец, не маньяк, что его чувства к Вере — это не сумасшествие, это любовь, и попытаюсь доказать
    свое мнение».

Г) «Ваша история, уважаемый Александр Иванович, поможет читателям отличить истинную любовь от влюбленности».)


  1. Выбор и обоснование эпиграфа

А) «В качестве эпиграфа к сочинению я решил взять слова Шекспира:

Нам говорит согласье струн в квартете,

Что одинокий путь подобен смерти.

Почему я выбрал именно этот эпиграф? Считаю, что данные слова перекликаются с описанной в рассказе трагичной судьбой


Желткова».

Б) Эпиграф — строки из стихотворения Тютчева:


Любовь, любовь, — гласит преданье,

Союз души с душой родной.

Их единенье, сочетанье
И роковое их слиянье,

И поединок роковой.

И чем одно из них нежнее ,

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, страстно млея,

Оно изноет наконец».

В) «Мне показалось, — говорил князь, — что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже понял,


что передо мною мертвый человек» (А. И. Куприн)

Г) «Мне понравились слова Омара Хайяма:

Словно солнце горит, не сгорая, любовь.

Словно птица небесного рая — любовь.

Но еще нелюбовь — соловьиные стоны,

Не стонать, от любви умирая, — любовь!

Именно эти строки, по-моему, как нельзя лучше передают смысл рассказа Куприна «Гранатовый браслет». Они очень точно определяют образ телеграфиста Желткова и его чувства к княгине Вере, вот поэтому я беру их как эпиграф к своему сочинению».


  1. Составление плана сочинения.

План — это каркас сочинения. Без него невозможно выразить свои мысли последовательно и логично.

А)


  1. Вступление. В нем я буду обращаться к писателю со словами приветствия, поскольку свое сочинение я пишу в эпистолярном
    жанре.

  2. Основная часть. Я назвал ее так: «Мои рассуждения о любви, описанной в рассказе «Гранатовый браслет»:

а) генерал Аносов о любви;

б) обретенные чувства;

в) любовь и письма Желткова;

г) бездушные люди;

д) последнее письмо;

е) соната номер два.



  1. Заключение. М. Горький о любви. Значение рассказа «Гранатовый браслет».

Б)

«Свое сочинение я буду писать по такому плану:



  1. Вступление. «Тема любви в творчестве писателей и поэтов».

  2. Основная часть: «Что это было: любовь или сумасшествие?». Главная мысль заключается в следующих словах: «Я считаю, что
    Желтков не безумец, не маниак, что его чувства к Вере — это не сумасшествие, а любовь». В качестве доказательства привожу
    письма Желткова к Вере.

Основная часть состоит из пунктов:

а) глубина чувств Желткова;

б) последнее письмо Желткова;

в) отношение мужа Веры к чувствам и письмам Желткова.



  1. Заключение. Значение рассказа «Гранатовый браслет».




  1. Выбор вступления.

Вступление — первый пункт плана сочинения. С него начинается текст. Начало его должно быть ярким,
эффектным, вызывающим интерес читателей ко всему сочинению.


  1. Историческое вступление (характеризуется эпоха, в которую создавалось произведение, или описывается история его создания).

  2. Аналитическое вступление (анализируется, объясняется значение слова из названия сочинения или из произведения).

  3. Биографическое (важные сведения из биографии писателя).

  4. Сравнительное вступление (сопоставляется подход разных писателей к раскрытию одной и той же темы).

  5. Лирическое вступление (на жизненном или на литературном материале).

ПРИМЕРЫ ВСТУПЛЕНИЙ:



  1. «Листая отрывной календарь, я обратил внимание на небольшую притчу Феликса Кривина. В ней он рассказывает о том, как
    однажды «Былинка полюбила Солнце... Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на Земле, что
    где ему заметить маленькую, неказистую Былинку! Да и хороша была бы пара — Былинка и Солнце! Но Былинка думала, что пара
    была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую стройную Акацию.
    «Красивая Акация, Чудесная Акация, кто узнает в ней прежнюю Былинку! Вот что делает иногда любовь, даже неразделенная».
    Какая красивая сказка... — подумал я.—А ведь она мне напоминает какое-то произведение. И вдруг в моей памяти всплыли имена:
    телеграфист Желтков и княгиня Вера... Былинка — Желтков и Солнце — Вера».

(это лирическое вступление.)

  1. «Многоуважаемый Александр Иванович! Пишет Вам почитательница Вашего творчества. Обращаюсь к Вам со словами
    благодарности и почтения за прекрасные Ваши творения. Особый интерес вызвал у меня Ваш рассказ «Гранатовый браслет». Это
    произведение произвело на меня огромное впечатление: перечитываю его третий раз».

(Это вступление лирическое.) „

  1. «Любовь — излюбленная тема писателей. В любом произведении можно найти страницы, посвященные этому чувству. Тонко
    описывает любовь Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта», Булгаков — в романе «Мастер и Маргарита». Любви посвящает свой
    рассказ «Гранатовый браслет» Куприн». (Это вступление сравнительное)




  1. Обдумывание вариантов заключения.

  1. «В заключение можно написать о значении творчества Куприна, привести высказывания о писателе и его
    произведении, высказать свое мнение по поводу прочитанного рассказа».


  2. «Пройдут годы, но идеал любви как проявление высшей духовной силы человека будет по-прежнему
    жить в сознании Куприна и воплощаться в новых его произведениях».


  3. «Этот рассказ рассчитан на утонченного читателя, который может глубоко понять душу героев Куприна».



Примерный развернутый план сочинения

Истинные и мнимые ценности в изображении И. А. Бунина

  1. Введение

Дать краткую историю вопроса: общечеловеческие ценности — идеалы добра, красоты, истины, выработанные человечеством и
отраженные в его культуре; противопоставление этим ценностям сиюминутных благ:'богатства, власти, плотских удовольствий.

  1. Основная часть

  1. Традиции русской литературы в творчестве И. А. Бунина:

  • внимание к внутреннему миру отдельного человека; патриотизм (внимание к проблемам русской жизни; любовь к родной природе); внимание к деталям, психологизм.

  1. Общечеловеческие идеалы в преломлении И. А. Бунина. Главные темы его творчества:

  • Родина,

  • любовь,

  • смерть.

  1. Изображение России как основы жизни:

а) элегическое описание уходящей дворянской и крестьянской культуры в «Антоновских яблоках»:

  • ностальгическая грусть по прошлому; неразрывная связь прошлого и настоящего, человека и родной природы, лиризм описаний; воспоминания как непреходящие ценности человека.

б) размышления о России в повести «Деревня»:

  • попытка определить источник трагических перемен в деревне и во всей России (деревня как модель России); «критический» патриотизм — изображение антиидеала (страшные картины нищеты, бескультурья, алчности, жестокости, равнодушия) с целью утверждения идеала. Отсутствие идеализации русского народа.

Авторская позиция: «не злорадно, а страдальчески изображает русскую нищету (...) с печалью оглядывается на изжитую пору нашей истории, на все эти разорившиеся дворянские гнезда» (Ю. Айхенвальд).

в) боль за гибнущую Россию в «Окаянных днях»; свежесть воспоминаний о России в эмиграции.



  1. Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей: любовь как «некий высший напряженный момент бытия».
    «Жизнь человека вся под властью женщины» (И. А. Бунин). Обреченность любящего человека на одиночество, которое не отменяет, а лишь усиливает ценность любви.

«Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена». (И. А. Бунин)

Примеры из 2-3 рассказов.



  1. Смерть как итог, проявляющий жизнь, обостряющий ценность жизни, расставляющий все по своим местам. «Господин из Сан-Франциско»:

  • ценности героя — упоение его своим богатством и властью, смерть героя как разоблачение его мнимых ценностей. Утверждение вечных ценностей в образах Лоренцо и абруццких горцев. Символичность названия и деталей, углубляющая философский смысл произведения.

  1. Заключение

Особенности стиля Бунина, позволяющие почувствовать истинность вечных ценностей: прекрасный язык, образность, отсутствие назидательности, живописность, тонкий психологизм, сила воображения, свежесть памяти.

Рекомендация для учителя:

Объем введения и заключения вместе не должен превышать одной трети объема сочинения.

На сочинении в классе допустимо пользоваться конспектами лекций (что стимулирует эту работу в классе), текстами произведений и словарями.

Тезисные планы объемных по материалу сочинений можно варьировать, сокращать.

На сочинениях в классе учиться рассчитывать время работы. Поощрять собственные суждения, мысли, находки учеников.

Зачитывать в классе при анализе сочинений не только лучшие, но и слабые работы, не называя фамилии ученика.


Вместе с учениками разбирать ошибки, работать над стилем, умением находить логические, фактические, грамматические, речевые ошибки и исправлять их.

Каждому ученику рекомендуется в тетради выписывать и исправлять прежде всего собственные ошибки. Над исправлением орфографических ошибок работать индивидуально и на консультациях.