Урок при изучении темы «Средневековое европейское общество» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок при изучении темы «Средневековое европейское общество» - страница №1/1

Урок по теме: Власть духовная и светская. Ереси и борьба против их распространения.

(6 класс. История средних веков)


Место урока

Это второй урок при изучении темы «Средневековое европейское общество».

Тип урока

Комбинированный

Форма проведения

Рассказ учителя, индивидуальная, групповая, фронтальная работа, компьютерная презентация

Образовательные технологии

Проблемное обучение, критическое мышление, информационно-коммуникативные технологии.

Цель урока

Раскрыть причины и последствия раскола христианской церкви на православную (восточную) и католическую (западную). Ознакомить с борьбой пап с императорами за власть, выяснить причины борьбы и формы борьбы католической церкви с еретиками.

Образовательные задачи урока

Познакомить учащихся с процессом превращения церкви в могущественную политическую и экономическую организацию, с учением, моралью католической церкви со средневековыми ересями как формой протеста народных масс против гнета католической церкви. Научить правильно употреблять и объяснять исторические термины (индульгенция, еретики, инквизиция, ереси, монашеский орден). Характеризовать и описывать католический и православный храмы.

Развивающие задачи урока

Продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, анализировать ее и структурировать, планировать и оценивать свою работу, развитие коммуникативных навыков, творческих способностей учащихся.

Воспитательные задачи урока

Воспитывать любовь к истории, раскрыть на конкретном материале, что каждый из народов Средних веков оставил позитивный след в истории человечества. Формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Диагностическая цель

К концу урока учащиеся должны иметь представление об условиях усиления католической церкви, определять причины раскола христианской церкви на католическую и православную, определять значение основных понятий урока.

Образовательные ресурсы

-Презентация «Католическая церковь и еретики.»

(Электронный ресурс)

- Режим доступа:

- Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История Средних веков.М.:Просвещение, 2008г.

-Учебные картины по истории Средневековой Европы:

- Рабочие листы с заданиями для групп.

- Карта Средних веков

- Атласы по истории Средних веков

-Приложения


План урока

  1. Могущество папской власти

    1. 1.2 Источники богатств церкви.

    1. Разделение христианской церкви на восточную и западную.

    2. Борьба пап с императорами за светскую власть

  1. Католики и еретики

    1. 2.1 Реформы папы ГригорияVII

    2. 2.2 Унижение короля Генриха IV в Каноссе.

    3. 2.3 Еретики

    4. 2.4 Инквизиция

    5. 2.5 Духовно-рыцарские ордена

Личностно-значимая проблема

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, оценивают собственную учебную деятельность.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, проблемный, частично-поисковый (эвристический), словесно-книжный, практический.

Активные, интерактивные.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.


Основные понятия и термины:

Ереси, еретики, инквизиция, монашеский орден, миссионер, индульгенция, десятина, церковные соборы, догматы, фанатизм

Персоналии

Григорий VII, Генрих IV, Иннокентий III, Франциск Ассизский, Доминик Гусман.





Этапы урока

Ход урока



Деятельность ученика

Деятельность учителя

1.Организационный момент





а) приветствие

Невербальное приветствие, улыбка для положительного настроения на уроке

Настраиваются на серьезную работу, сосредотачиваются

б) учет посещаемости



Отмечаются отсутствующие, проверяются функциональные обязанности дежурного



Реализуются функциональные обязанности дежурного

2. Мотивация учебной деятельности

Привлечение учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умению

Учащиеся должны активно включиться в работу

3. Проверка знаний по ранее изученному

1 гр. (3 чел) – «Текст с ошибками» - Задание: найди и исправь ошибки. Приложение №1.

2 гр. (3 чел.) – Тест. Приложение №2.

3 гр. (3 чел.) – Кроссворд. Приложение №3.

Фронтальная работа с кластером.

Учитель подводит итоги работы с классом, напоминает, что горожане не являлись отдельным сословием , а вместе с крестьянами составляли сословие «те, кто трудится». Итак наличие разных по правам и престижу сословий, - важная особенность средневекового общества. Особую роль играло духовенство. Церковь была влиятельной и богатой организацией. Играла важную роль в жизни людей. Жизнь средневекового человека была тесно связана с уерковью и религией. Напоминаю вам, что христианство и в наше время является одной из трех мировых религий, наряду с буддизмом и исламом (более 2 млрд. чел.)

Да, действительно, церковь была влиятельной и богатой организацией. Играла важную роль в жизни людей.

Перед вами слова папы римского Иннокентия III. Прочитайте их и подумайте. О чем он говорит?
«Мы призваны господствовать над всеми народами и царствами в мире».

Римский папа Иннокентий III





Повторение ранее изученного материала. Записывают ответы и сдают консультанту.

Пытаются определить как он связан с темой урока. Высказывают предположение: Папа хотел господствовать. Быть главным в христианском мире.



в) Постановка проблемы

Чем объяснить большую роль и авторитет духовенства и церкви в обществе?

Каковы источники богатств церкви?






2. Изучение нового материала. Формулировка темы урока

Слайд №1

Источники богатств католической церкви

1.Продажа индульгенций (лат. милость)

2.Церковная десятина – налог в пользу церкви

3.Плата за обряды

4.Плата за прикосновение к святым мощам

5.Симония - продажа церковных должностей

6.Церковь была крупным землевладельцем – 1/3 возделанных земель с тысячи крестьян принадлежали церкви

Делаем вывод по вопросу: Христианская церковь в Средние века была очень богатой, влиятельной организацией. Без нее не совершались ни какие дела в обществе и продажа индульгенций приносила немалый доход церкви.



Формулируют урока:

Власть светская и духовная. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Рабочий лист №2, работа с учебником §15, работа с документом, работа в парах, работа с понятиями







Слайд №2

Раскол христианской церкви

В 1054г. вследствие очередного спора папа римский и патриарх византийский предали друг друга проклятию. Произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической, что значит «всемирная», а восточная –православной (то есть «правильно славящей Бога»). После разделения обе церкви стали полностью самостоятельными.



1054

Западная церковь Восточная церковь

католическая православная



«Всемирная» «правильно славящая Бога»
Западная Европа Восточная Европа

Страны Балканского п-ова


Задание учащимся, где изображен христианский храм, где католический. В чем их отличие? В чем причина раскола христианской церкви? Только ли в различиях в обрядах и учении?

Записывают под руководством учителя:



  1. Различия в обрядах и учении.

  2. Стремление господствовать над христианской церковью.

  3. Дележ доходов.

Подводим итоги обсуждения этого вопроса: несмотря на ряд расхождений в учении и обрядах, православие и католичество – это две ветви одной христианской церкви.

Рабочий лист №1

Слушают, смотрят презентацию, работают парами, со схемой.
Между церквами произошло и территориальное разделение, работа с картой.

Рабочий лист №1, заполняют таблицу, анализируют, записывают причины раскола в тетради.



3.

Слайд №3

Борьба пап с императорами

После раскола церкви в Европе началась борьба за право быть главным в государстве между римскими папами и императорами, она продолжалась более 200 лет. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров.

Начинается процесс борьбы за усиление папской власти. Он достиг своего апогея в годы правления Григория VII (1073-1085гг) и Иннокентия III (1198-1216гг.). Григорий VII провел реформы церкви и желал подчинить всех светских государей папе римскому. Между Григорием VII и германским королем Генрихом IV разгорелась ожесточенная борьба, кому принадлежит право назначать императоров. Кто выиграл эту борьбу?

В Германии столкновение между королем и папой Римским привело к поражению короля Генриха IV и его унижению в Каноссе.

Отвечают на вопрос: «Что значит пойти в Каноссу?»


Сообщение ученика о походе Генриха IV в Каноссу.

Отвечают на вопрос:



«Это значит испытывать унижение»




Слайд №4

Еретики и борьба церкви с еретиками
Ребята, как вы думаете, только ли короли выступали против папы?

Среди горожан, рыцарей, простых священников появились люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками. Одним из них был Петр Абеляр (1079-1142г.)-магистр свободных наук.

- Каким же образом церковь боролась с еретиками?

Схема

Борьба с еретиками


отлучение от церкви



интердикт

(запрет исполнять обряды богослужения)



инквизиция

(специальный церковный суд)



военные походы в области, где жили еретики (в г. Альба)

запрещено любое общение с людьми

Церковь жестоко преследовала инакомыслящих, создала специальный суд – инквизицию. Людей подвергали жестоким пыткам, вынуждая признаться в том, что они служат дьяволу.


Выступление ученика об Абеляре.

Рабочий лист №

Ученики выполняют задание самостоятельно и заполняют схему «Борьба с еретиками» составляют синквейн. Работают с понятиями





У обвиняемых было два пути:

Делают вывод:

Католическая церковь объявляла еретиками всех неугодных ей людей: философов, ученых, чьи взгляды на мир не совпадали с церковными представлениями
Сообщение ученика о военном походе в г. Альби. (опережающее задание). Составление синквейна с понятиями еретик, инквизиция.

Признание своей вины

Отрицание своей вины

Это примирение с церковью, отпущение грехов и пожизненное заключение или безболезненное убийство

Сожжение на костре «без пролития крови»



В области, где было много еретиков, церковь организовала военные походы, участникам обещая отпущение грехов. В начале XIII (1209г.) феодалы отправились карать еретиков – альбигайцев.

За 20 лет войны города Южной Франции были разграблены и разрушены, а население перебито.

Церковь боялась еретиков, Особенно тех, которые хотели уничтожить церковь. Поэтому для церкви было жизненно важным победить в этом идеологическом противостоянии.






Слайд №5

Нищенствующие ордены монахов

Церковь не ограничивалась карательными мерами против еретиков (инквизиция, аутодафе). Церковь училась компромиссу. папа Иннокентий III признал некоторые идеи, отчасти близкие к еретическим. Папы римские сделали попытку приручить некоторых еретиков.

Каким образом? Были созданы ордены монахов – проповедников. В чем отличия ордена францизсканцев от доминиканцев?


Рабочий лист 6

Работа в парах, таблица – заполняют ее, работа с учебником § 15 п.

Отвечают на поставленные вопросы



Орден францизсканцев

Орден доминиканцев (что означает собака с факелом в пасти)

Основатель: Франциск Ассизский
Проповедовали:

-любовь ко всему живому,

-отказ от собственности ,

-старались отколоть от еретиков колеблющихся



Основатель: Доминик Гусман
Главная цель:

-борьба с еретиками


Функции:

-розыск и преследование еретиков






Оба ордена пользовались покровительством пап, соперничали в ученых диспутах, распространении христианской веры.




3. Закрепление

Итак, наше пребывание в средневековье закончилось. Мы вернулись в XXIвек.

Чтобы закрепить наши знания выполним задание



Приложение 4

4. Итоги урока

Я прошу вас оценить итоги своей работы. В рабочем листе нарисуйте смайлик в любой из 3-х граф «я понял все и могу объяснить другому», «я многое понял и хочу узнать еще больше», «я много не понял»






5. Домашнее задание

§15, в. 1-5, понятия выучить.

Подготовить сообщение или презентацию на тему «Воспитание рыцаря», «Снаряжение рыцаря», «Замок феодала»