Урок по опк для 4 класса Цель урока: Формирование познавательного интереса учащихся к православной - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок по опк для 4 класса Цель урока: Формирование познавательного интереса учащихся - страница №1/1

Тема «Церковный календарь. Богослужебный круг».

Урок по ОПК для 4 класса



Цель урока:


  1. Формирование познавательного интереса учащихся к православной

культуре русского народа.

  1. Воспитание нравственных качеств учащихся через изучение традиционных православных праздников.

  2. Эстетическое воспитание через приобщение к поэзии родного края.


Задачи:

1. Показать различие понятий «светский календарь» и «церковный

календарь».

2. Изучить двунадесятые православные праздники.

3. Познакомить со стихами кузбасских поэтов, посвященных

православным праздникам.


Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, схемы богослужебного круга.
Ход урока


  1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку. Включение в деятельность.

  2. Актуализация знаний.



Учитель: Скажите, пожалуйста, чем отличаются понятия «светский календарь» и «церковный календарь»? Или эти два понятия одинаковы?

Тема нашего урока обозначена. Запишите ее в свои тетради. Сегодня мы познакомимся с тринадцатью основными православными праздниками. Мы будем их еще иллюстрировать строками из стихов наших кузбасских поэтов. Ребята, а как вы думаете, почему церковный год ещё называется церковным кругом?



Ответ.

Учитель: Совершенно верно, слово «круг» с глубокой древности употреблялось как символ вечности, непрерывности, защиты.

В Церкви существует три круга богослужений: суточный, недельный и годовой.

Сегодня мы познакомимся с одним из них, а именно годовым богослужебным кругом. Внимательно рассмотрите его схему, она на экране (демонстрируется слайд) и на ваших столах в раздаточном материале.

Православные церковные праздники - это торжества, совершаемые Церковью в определенные дни и предназначенные ею для прославления Бога и христианских святых.

Я уже обращала ваше внимание на то, что каждый день Церковного года посвящен какому-либо празднику или памяти святого или иконы Богородицы. По степени праздничности и торжественности богослужения праздники и празднования святых разделены Уставом на несколько типов. Церковный круг с неподвижными и подвижными двунадесятыми праздниками. Они каждый год повторяются, но сочетания переходящих праздников и пасхального цикла – разные.

Скажите, совпадают ли календари светские и церковные, точнее год светский и церковный?



Ответ.

Учитель: А когда начинается Церковный год? И что его формирует?

Ответ.

Учитель: Правильно. Церковный год составляют главные церковные праздники. Как они называются?

Ответ.

Учитель: Двунадесятые праздники. И, конечно, праздников праздник - Пасха или Воскресение Христово.

Сейчас мы кратко вспомним события двунадесятых праздников и праздничные иконы.

На какие две подгруппы разделяются двунадесятые праздники?

Ответ: Богородичные и Господские по содержанию, а по времени празднования – на неподвижные и подвижные .

Учитель: Каким двунадесятым праздником начинается Церковный круг?

Ответ.

(показ слайдов икон «Рождества Богородицы» и «Воздвижения Креста Господня»).

Учитель: Верно, годовой цикл великих двунадесятых праздников Православной Церкви открывается праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Сентябрь – первый месяц Церковного года. Первого сентября (по новому стилю четырнадцатого) начинается Годовой богослужебный круг. Восьмого сентября (21-го по новому стилю) празднуется Рождество Богородицы. И само Рождество Богородицы – чудо. Почему?

Ответ.

Пресвятая Богородица как бы заканчивает Собою Ветхий Завет, открывая Новый рождением Самого Творца Вселенной Богомладенца Христа. Небывалое, неповторимое, удивительное Божественное чудо. Творец вмещается в Творение Своё и приходит к людям.



Учитель: Обратите внимание на следующий слайд. Какое событие изображено на нем?

Ответ ученика.

Учитель:

Верно. Это икона праздника «Воздвижение Креста Господня». Византийский император Константин Великий благоговел перед Крестом: перед главной битвой с одним из своих противников он и всё его войско увидели на небе светоносное знамение Креста с надписью: «Сим победишь». Со временем император захотел соорудить храм на Голгофе. Для этого он послал в Иерусалим свою мать царицу Елену. А царица по внушению Божиему имела пламенное желание обрести настоящий Крест Господень.

Место, где были зарыты орудия казни, указал Елене престарелый иудей Иуда, который сразу по обретению Креста, пораженный чудесами, исходящими от него, обратился в христианство и с течением времени стал епископом Иерусалимским с именем Кириак.

Иерусалим всколыхнулся.

Все хотели прикоснуться или хотя бы увидеть Святой Крест.

Патриарх, поднявшись на возвышенное место, воздвигал (поднимал) Крест и разворачивал его на все четыре стороны, чтобы каждый хоть издали мог его видеть.

Христианские богословы, размышляя над тайной Креста, говорят, что Крест – это райское Древо Жизни. Его вертикальный луч означает любовь между Богом и человеком, горизонтальный – между людьми.
Учитель: Есть ли двунадесятые праздники в октябре и ноябре?

Ответ.

Учитель: Верно, в октябре и ноябре нет двунадесятых праздников.

А в декабре есть один двунадесятый праздник. Кто назовет его?



Ответ.

Учитель: Верно.

А теперь прослушаем стихотворение, посвященное этому празднику.


Ученик:
Введение
В Храм Божий отдана была,

Как в Дом родной к Отцу в объятья.

Первосвященника взяла

Ручонкой нежною за платье.


В Святых Святая введена!

– Что это к Ней за Божья Милость?

Какая Сила Ей дана?!. –

Чреда священников дивилась.


– Что за Судьба Ей суждена,

Какая у Неё Дорога?..

По Божьей Милости Она

Вместила Землю, Небо, Бога.




Учитель: В январе два двунадесятых праздника. Один из них всеми очень любимый. Какой?
Ученик:

Рождество
Как весел праздник этот,

Как ждали мы его!

Пусть в сердце тихим светом

Сияет Рождество!

В заснеженной Сибири

Средь ёлок и берёз,

Как в древней Палестине,

Рождается Христос!

Пещера – сердце наше –

Безвидна и пуста,

В свою приемля чашу

Младенчика- Христа…

Так пусть дыханьем нежным

Согреет Он его!

Горит над долом снежным

Святое торжество!

Так чуден свет прекрасный

Рождественской Звезды:

Он путь укажет ясно

Нам в Райские сады!

(показ слайда иконы Крещения

Господня)


Учитель:

Какой же следующий праздник в числе двунадесятых праздников?



Ответ.

Учитель: Правильно, Крещение Господне или Богоявление.

Почему праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа называется еще и Богоявлением?



Ученик: Потому что во время Крещения во Иордане Господа Иисуса Христа Иоанном Крестителем впервые явилась людям в полноте Своей Святая Троица. Родительский глас Бога Отца с Небес глаголющий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение", Бог Сын Иисус Христос и Бог Дух Святой, в виде Голубя с Небес сходящий на Него.
Учитель:
Праздник Сретения Господня. Что же это за праздник? Кто вспомнит, что значит слово «Сретение»?

Ответ:

(показ слайда иконы Сретения Господня)

15 февраля по новому стилю Православная церковь празднует Сретение Иисуса Христа. Сретение по-церковнославянски – встреча.

На сороковой день по Рождеству Пресвятая Богородица и Праведный Иосиф принесли в Иерусалимский храм в посвящение Богу Святого Младенца. В храме Его встретил и приял на свои руки Симеон-Богоприимец, триста лет ожидавший этой встречи. Свидетельницей явления Бога была также пророчица Анна, вдова 84 лет.

Старец Симеон был один из семидесяти двух толковников, то есть переводчиков Священного Писания Ветхого Завета, на греческий язык. Архангел Гавриил возвестил Симеону волю Божию, что тот не умрёт, пока воочию не увидит родившегося Спасителя. Триста лет напряженного ожидания и вот воля Господня свершилась – Спаситель на руках праведного Симеона- Богоприимца.
Учитель: Какие ещё непереходящие, неподвижные двунадесятые праздники вам известны?

Ответ.

(показ слайда иконы Благовещения Богородицы)


Учитель:

В Годовом церковном круге весной начинаются подвижные двунадесятые праздники. Какие это праздники? Отчего зависит их подвижность, разные даты их празднования?


Ответ.
Вербное воскресение

Веточки вербы несут по Руси.

Веришь – не веришь, а вербу неси!

Помыто крылечко. натоплена печь.

И надобно свечку во храме зажечь.

Весеннее небо синеет огнем!

Воскресная верба на сердце моем!
(показ слайда иконы Входа Господня в Иерусалим)
Учитель:
Скажите, пожалуйста, о каком евангельском событии повествует эта икона?

Ответы.

Учитель: Правильно, это Вход Господень в Иерусалим.

Самый трагичный из двунадесятых праздников.

Господь идет на Свои вольные страдания во имя спасение людей. Никто не понимает в полноте этого, даже Его ученики. Все встречают Его с ликованием, восклицают, поют, стелют на дорогу пальмовые ветви и одежды. Видят в Нем вождя израильского, спасающего иудеев от рабства. «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!».

Через несколько дней эти же люди, с ликованием встречавшие Его, будут кричать: «Распни!»

И только маленькая горстка идет, веруя за Ним, восклицает, плачет, умирает с Ним.
Учитель:

В ряду церковных праздников Воскресение Христово, Пасха занимает центральное место. Как солнце превосходит звёзды, так Пасха превосходит все праздники.

Светлое Христово Воскресение. Ярчайшее свидетельство вековых чаяний народов – Жизни Вечной.

Спасения от грехов, смерти, дьявола.

Пасха – переход от смерти в Жизнь.
Ученик:

Христос воскрес!
«Христос Воскрес!» –

Поет душа.

Звонят колокола:

«Христос Воскрес!»

И чуть дыша

Трепещут купола


Огнем небес,

Огнем весны

Опять горят сердца.

Христос Воскрес!

А с Ним и мы

Пребудем до конца!


Вся Пасхальная неделя – праздничная. Её даже называют Светлая седмица, светлая неделя. Всю неделю открыты Царские врата, открыт алтарь, символизирующий Царство Божие.
Ученик:
Светлая седмица
Открыт Церковный календарь –

Сияние страниц!

Провозглашает Государь

Седмицу из седмиц.

Христос воскрес! И голоса:

«Воистину воскрес!..»

Отверсты людям Небеса –

Вот Чудо из чудес!

Войдите, верные, сюда,

Вас приглашает Царь!

Открыты Царские Врата…

Церковный календарь.


Демонстрируется слайд иконы Вознесения Господня.
Учитель:
Скажите пожалуйста, о каком евангельском событии повествует эта икона?
Ответ:
Вознесение Господне празднуется Православной Церковью на сороковой день после Пасхи.

Сорок дней по Воскресению Своему Господь Иисус Христос, являясь ученикам Своим, истолковывал им Писание в свете Своего Воскресения. Говорил о Царствии Божием и о проповеди Евангелия апостолами по всему миру. Обещал послать им от Отца другого Утешителя – Духа Святого


Демонстрируется слайд иконы Дня Святой Троицы.

Учитель:
Кто нам расскажет кратко о данном празднике?

Ученик:
На пятидесятый день после Пасхи – Православная Церковь празднует Сошествие Святого Духа на апостолов, что и было им проповедано Иисусом Христом ещё до Своих Страстей.

Этот День также называется Днём Святой Троицы, так как вся Пресвятая Троица участвует в этом событии.

Родилась Церковь.

(слайд иконы Преображения Господня)


Учитель:

Кто нам расскажет об этом празднике?


Ответ.

Учитель: Преображенными входят люди в Царство Небесное. Преображенные духом, душою и телом. Поэтому показал Господь на Себе на горе Фавор трём ученикам Своим: апостолам Петру, Иакову и Иоанну, каким будет человек в Царстве Небесном. Показал Славу Свою, чтобы убедились они и утвердились, что Он – Господь, что принимает будущие страдания за человека и мир вольно.
(слайд иконы праздника Успения Божьей Матери)

Учитель:

Кто нам расскажет об этом празднике?


Ответ: Успением Богородицы завершается и весь годовой круг церковных праздников, начавшийся с Её Рождества.

Успение Пресвятой Богородицы воспринимается христианами не как смерть, а как сон, как восхождение к Жизни Вечной, к Богу.

Успение Её называется ещё лестницей на Небо.
Учитель: Какой же вывод, ребята, можно сделать из нашего урока?

Ответы.

Учитель:

Правильно. Весь церковный календарный год оказывается, нескончаемым праздником. «Я с вами во все дни до скончания века», - говорит Иисус Своим апостолам перед Вознесением (Мф. 28:20) и с тех пор эти слова для христиан являются главными в их мировосприятии.


Домашнее задание.
Сделать схему годового праздничного круга, с которой мы познакомились на уроке и увидели в нашей презентации.

Литература


1. Двенадцать праздников Церкви. Двунадесятые праздники – от истории к осознанию

[Текст] /сост. А.Баранов. – М.: “Образ”, 2007. – 128 с.

2. Краткие сведения о праздниках Православной Церкви и сказания о житии особенно чтимых святых [Текст]. – М.: Современник, 1991. – 206 с.

3. Победоносцев, К.П. Праздники Господни [Текст] / К.П.Победоносцев; [послесл. протоиерея Валентина Асмуса]. – М.: Изд-во Свято-Тихоновского Богословского института, 1995. – 144 с.



4. Православные праздники [Текст]. – Минск: Изд-во Белорусского Экзархата – Белорусской православной церкви, 2006. – 240 с.

5. Праздники Православной Церкви [Текст]. – М.: Отчий Дом, 1996. – 96 с. (Общедоступная Православная библиотека).