Урок по окружающему миру в 3а классе. Умк «Планета знаний». Тема. Герб символ города. Учитель: Шайкина С. Ю - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по литературному чтению Предмет: литературное чтение... 5 1461.19kb.
Отчет о проведениии предметной недели по окружающему миру в начальной... 1 47.08kb.
Рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество) 4 875.15kb.
Конкурсный «Мультимедиа урок в современной школе» в 6 классе по музыке. 1 55.27kb.
Урок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока:... 1 51.5kb.
Интегрированный урок по окружающему миру и математике по теме 1 74.26kb.
Урок путешествие в 5 классе Учитель Баскина Т. М. 23. 12. 2012г. 1 53.58kb.
Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру... 1 72.47kb.
Урок чтения и развития речи во 2 классе Тема «Подснежник» Е. 1 87.5kb.
Урок русского языка во 2 а классе. Учитель: Богданова Е. Н. 1 34.96kb.
Интегрированный урок по география и информатика в 10 классе Тема... 1 136.7kb.
Урок-проект «Герб семьи» 1 69.62kb.
- 4 1234.94kb.
Урок по окружающему миру в 3а классе. Умк «Планета знаний». Тема. Герб символ города. - страница №1/1

МБОУ Иванищевская СОШ

Урок по окружающему миру

в 3а классе.

УМК «Планета знаний».

Тема. Герб – символ города.

Учитель: Шайкина С.Ю.

2011 – 2012уч.г.

Тема. Герб – символ города.

Цель: познакомить учащихся с одним из символов города – гербом.

Задачи:


  • знакомство с историей возникновения гербов;

  • знакомство с основной частью классического герба - щитом, символическим значением фигур, цвета и формы в них;

  • формирование умения пользоваться орфоэпическим словарем;

  • воспитание любви к истории и культуре своего народа;

  • развитие речевой культуры, ассоциативно-образного мышления учащихся.

Ход урока.

1.Орг. момент.

2.Актуализация знаний учащихся.

- Сегодняшний урок хочу начать с истории легендарного вождя индейцев Гайавата.

Мудро правил Гайавата своим народом, научил их выращивать хлеб, строить лодки, а для того, чтобы передать свои знания потомкам, придумал свою письменность.

И на гладкой на берёсте,

Много сделал тайных знаков:

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Черный круг был знаком смерти.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую.

Для небес - дугу над нею.

Для восхода - точку слева,

Для заката - точку справа.

А для полдня - на вершине.

Все пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звезды в небе - время ночи.

А волнистые полоски-

Тучу, дождь и непогоду.

След, направленный к вигваму,

Был здесь знаком приглашенья,

Знаком дружеского пира;

Окровавленные руки, грозно поднятые кверху-

Знаком гнева и угрозы.

- Встречаются ли в современном мире такие знаки - символы, которые заменяют слова или целые предложения? Приведите примеры.



Слайд 2.

Наша жизнь наполнена символами и знаками. Мы точно знаем, что спешащая машина с красным знаком торопится к больному.



Слайд 3.

На светофоре загорелся зеленый человечек - это означает, что путь для пешехода свободен.

На улице множество табличек, где изображены различные знаки, которые несут различную информацию.

Свои собственные символы имеют многие организации, учебные заведения, спортивные общества.

3.Формулировка темы урока. Постановка цели и задач урока.

- Сегодня на уроке мы поговорим об одном из символов. Догадайтесь, о каком символе пойдет речь? Для этого ответьте на вопросы викторины и разгадайте ребус.



Вопросы викторины:

1)самое оживленное место в городе (торг);

2)укрепленный центр города, в нем находились княжеский двор собор (Кремль);

3)человек, который занимается ремеслом, т.е. изготовлением изделий на продажу (ремесленник);

4)что представляют собой сторожни - высокие строения, в которых находились дозорные или часовые (дозорные башни).

- Прочитайте слово из выделенных букв (герб).

- Разгадайте ребус (получилось слово «города»).

- Сформулируйте тему урока (герб города).

- Что вы уже знаете о гербах? (высказывания детей о гербе России и др.).

- Что бы вы хотели узнать о гербах городов?



  • Когда и почему возникли городские гербы?

  • О чем может рассказать герб?

  • Как выглядят гербы некоторых городов?

  • А вы хотите узнать, как называется наука о гербах?

  • Как правильно произносить слово «герб» во множественном числе?

  • Где можно использовать знания о гербе?

4.Изучение нового материала.

- Как правильно сказать про герб во множественном числе: красивые …, много …? (ответы детей)

- Правильное произношение слов и верная постановка ударения является признаком грамотной речи. Заглянем в «Орфоэпический словарь школьника». Все слова расположены в алфавитном порядке. Найдем слово «герб».

- Итак, герб, гербы, гербов (на доску вывешивается карточка).

- Вернемся к истории возникновения знаков и символов.

Слайд 4.

Необходимость в символах появилась очень давно, ремесленник ставил символическую подпись, метку, знак гарантии качества. Сапожник, булочник, кондитер имели свои отличительные знаки. Купец, отправляя свой товар за границу, запечатывал его торговым знаком. Знаки можно было встретить на монетах, печатях.



Слайд 5.

Время шло, символы становились все сложнее, сочетали в себе сразу несколько символов, передавались по наследству. Герб - «наследство». В эпоху средневековья в Европе появилось новое искусство и новая наука - геральдика, связанная с составлением гербов.



Проводится физминутка.

Слайд 6.

Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые чаще всего размещались на щитах, на флагах (штандартах) и на попонах лошадей. Они помогали закованным с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек. Герб был знаком чести рода.



Слайд 7.

Основой герба является щит. Так как герб располагался на щите, то форма герба была очень важна. Различали несколько форм щитов: французский ( треугольный), итальянский ( овальный), испанский (плоский сверху и закругленный снизу), германский ( фигурный).

На доску вывешивается карточка с формой гербов.

Слайд 8.

Самым удобным с точки зрения свободного места является французский щит. Этот щит давно применяется как основной. В большинстве случаев щит бывает разделен на несколько частей, каждая из которых называются полем.



Слайд 9.

В геральдике используется 5 основных цветов: червленый (темно-красный), лазоревый (голубой), зеленый, пурпурный (лиловый), черный. Могут использоваться цвета – белый (цвет серебра) и желтый (золотой).

- Подумаем, что означает каждый цвет. (Проводится игра на соотнесение цветов и его значений).

Желтый (золотой) - символ богатства, справедливости,

Белый (серебро )- символ чистоты;

Червленый (темно-красный) - символ любви и смелости;

Голубой – символ красоты и величия;

Зеленый - символ изобилия и надежды;

Пурпурный (лиловый) - могущество;

Черный - мудрость и печаль.



Слайд 10.

В украшении гербов использовались фигуры условно-изобразительного характера. Каждое условное обозначение имеет свое значение.

Лев - символ силы и власти, мужества и благородства;

Дуб, медведь - сила, мужество;

Факел, раскрытая книга - знание;

Пчела - трудолюбие;

Лавр - слава;

Крылатый змей - зло, смуту;

Змея - ум, изворотливость, внезапное нападение;

Дракон - могущество;

Рука - храбрость.

Слайд 11.

Позднее фигур в изображении становилось все больше: человек, животные, растения, явления, планеты, звезды, предметы быта и труда, оружие, а также фантастические существа- единорог, дракон, сказочные птицы.

- Поработайте в парах. Познакомьтесь с таблицей значений фигур герба. (На партах детей таблица со значением фигур.)

- Какая фигура – это символ власти? И др.



Слайд 12

Многие гербы украшает лента с девизом. Девиз - это выражение, отражающее принципы рыцаря.



Слайд 13.

Герб рассказывает о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях его жителей.



Слайд 14.

- Сможете ли вы прочитать герб Москвы? (Древнейший герб Москвы - всадник, поражающий змея. Это символ победы добра над злом.)

- Всадника зовут Георгий Победоносец. С его именем связана интересная легенда. Жители одного государства каждый год отдавали на съедение дракону (змею) своих детей, чтобы избежать разорения своей страны. Однажды настал черед царской дочери. И тогда появился в той стране молодой воин по имени Георгий. Он вступил в поединок со змеем и победил его. Издревле змей считался олицетворением зла, образом врага. Святой Георгий – защитник от сил зла. Московские князья обращались к нему как к покровителю города.

Слайд 15.

Герб есть у Владимира, Владимирской области и Гусь-Хрустального района.

- Подумайте, о чем могут рассказать эти гербы? Почему на гербе Владимира изображен лев? Ведь львы не водились на Руси?

Областным центром Владимирской области является город Владимир. У него также есть свой герб - лев. Герб самый древний по своему происхождению. Он возник в XII веке как родовой знак Владимиро-Суздальских князей. Позже у льва появились атрибуты - корона и крест в лапах.

Герб Владимирской области утвержден 20 января 1999 года и представляет собой щит, который увенчан короной и обрамлен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой. На щите - изображение золотого львиного леопарда, на голове которого украшенная золотом и цветными камнями корона. Львиный леопард держит в правой лапе длинный серебряный крест.

Слайд 16.

- Рассмотрим гербы других городов (Тула, Тамбов, Иркутск). О чем они рассказывают? (ответы детей)

- Проверим ваши предположения (работа по учебнику).

Слайд 17.

- Рассмотрим гербы городов Владимирской области.

Проводится игра «Суета» (используя изображение герба и его описание, дети образуют пару).

5.Практическая работа в группах.



Слайд 18.

- Ребята, последнее время в школе часто проходят конкурсы на лучшее изображения герба школы, эмблемы кабинета, эмблемы команды и т.п. Сейчас вам предоставляется возможность пофантазировать и составить герб своей школы. Предлагаю разделиться на группы по 4-5 человек. На столах у вас есть конверты с элементами гербов. Вы должны выбрать нужное и составить герб. В случае, если каких-то элементов, на ваш взгляд не хватает, дорисуйте их. Возможно, кто-то из вас придумает еще и девиз.

- Выставка работ. Обоснование своего выбора.

6.Подведение итогов.



Слайд 19.

  • Что такое герб?

  • Очертание какого старинного вооружения напоминает герб?

  • Как читать герб?

  • Что такое геральдика?

  • Где и когда появились первые гербы?

  • Где можно использовать полученные знания?

7.Рефлексия.