страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Урок по окружающему миру "Природные зоны России. Тундра". 4-й класс - страница №1/1
![]() Открытый урок по окружающему миру "Природные зоны России. Тундра". 4-й класс Цели:
1.Сформировать у учащихся целостное представление о природной зоне тундры; 2.Познакомить с географическим положением природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека. 3. Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой. 4.Воспитывать бережное отношение к природе; Оборудование: презентация, учебник Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир»; карта «Природные зоны России».
- Прочитайте, пожалуйста, стихотворение. Чтение детьми стиха. - Я рада этой новой встрече, Мне с вами интересно, друзья! Интересные ваши ответы С удовольствием слушаю я. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. В путешествиях многое можно узнать. И друзьям об этом потом рассказать. Новая природная зона приглашает нас- И опять в экспедицию отправляется класс. 2.Работа по стихотворению: - Какие виды работ для урока услышали в стихотворении? (Помощь учителя в нахождении ответов.) (Ответы детей) - А ещё, как можно поработать на уроке? (парами, в группах, с учебником, применить компьютер, с картой, поработать в рабочей тетради и т.д.) - Работа на урок намечена, приступаем. - Я, просила вас, дома посмотреть в словарях слово «экспедиция». - Так, что же обозначает слово «экспедиция». (Ответы детей) Показ слайда. Словарное слово: (ЭКСПЕДИЦИЯ, -и, ж. 1. см. экспедировать. 2. Учреждение или отдел учреждения, ведающие отправкой, пересылкой чего-н. Газетная, э. почтамта. 3. Поездка группы лиц, отряда с каким-нибудь специальным заданием. Научная 9. Спасательная э....) - Прежде, чем отправиться в очередную заочную экспедицию, вам надо выполнить отчёт по предыдущей работе, поработать над тестом по «Арктике». 3. Показ слайда - Тест «Арктика»
а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; в) на островах Северного Ледовитого океана.
а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 3. В Арктике для растений и животных сложились… а) суровые условия; б) комфортные условия. 4. В ледяной зоне растут… а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; в) бузина, орешник, айва.
а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; в) моржи, тюлени, белые медведи.
а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; б) водоросли—рачки—сайки—тюлени.
а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 8. Большое скопление птиц на скалах называют… а) “птичьи рынки”; б) “птичьи базары”. 9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: а) для птиц и животных завозится корм и рыба. Запрещено движение судов по Северному морскому пути; б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары». - Взаимопроверка. Оценивание работы друг у друга. (1.В 2. Б. 3. А. 4. Б. 5. В. 6. Б. 7. В. 8.Б. 9.В.) Показ слайда А чтобы тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать. 4.Тема урока с кроссворда. Работа в парах. Показ слайда. Отгадывание кроссворда. Работа в парах.
- Проверка кроссворда. ( Чья пара готова? Ответы детей. Остальные проверяют.) - Какое слово получилось в закрашенных клеточках? Показ слайда. Правильные ответы.
5. Работа над новой темой. - Наша «экспедиция» отправляется на природную зону «Тундра». - Найдите природную зону на карте. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? - Какой вы представляете себе эту природную зону? (Опереться на знание детей) Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. В любой месяц возможны заморозки и выпадение снега. В тундре господствует избыточно влажный климат из-за влияния Атлантики. Характерен холодный, влажный арктический и субарктический климат. Низкая температура затрудняет почвообразование. Почвы содержат мало гумуса и имеют грубый механический состав. Тундра - безлесная зона. Тут растут мхи , лишайники ; низкорослые растения - травы , кустарники. Кустарники - карликовая береза и ивы , которые немного возвышаются над снегом. Молодцы! У нас получилось неплохое коллективное описание. ![]()
Молодцы! У нас получилось неплохое коллективное описание. -А как выглядит тундра на самом деле, мы сегодня узнаем подробнее. 6.Музыкальная пауза. Скрипичный ключ. Физминутка. 7. Пришло времена работы ботаников, зоологов и экологов. (Создание групп). I группа: «Ботаники» - изучают растительный мир. II группа: «Зоологи» - изучают животный мир. IIIгруппа: «Экологи» - охраняют природу. - Материал изучается прямо на уроке. Каждой группой прочитывается. Из групп выходят ребята, которых направила группа для того, чтобы они рассказали о том, что вы узнали из текста. План работы групп: - Чтение - Пересказ 2 или 3 человека - Вывод по прочитанному - Дополнительный вопрос группе. Ботаники В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая берёза, карликовая ива. Все растения низкорослые. Мох ягель – пища для северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква –стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвлённые небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая берёза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, и зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. - Какие в тундре растения? Ответ детей. Показ слайда
- Какие в тундре растения? Растения
Слово предоставляется зоологам. Выступление. Рассказ зоологов --Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек. Белая куропатка – травоядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что очень плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец– хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется ещё подшерсток. Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное – питается мхом ягелем. Самое крупное животное тундры, имеет густой мех, зимний подшерсток и подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() - Как приспособились к жизни представители животного мира? Животные
Рассказ экологов (использование иллюстраций) Основное занятие населения тундры –оленеводство. Ещё ведётся добыча полезных ископаемых – нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы: 1. нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения; 2. местность загрязняется нефтью во время её добычи; 3. незаконная охота – браконьерство; 4. оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места, на восстановление пастбища нужно 15 лет!” (показать знак “Ограничение выпаса оленей”). Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет. - Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? ![]() ![]() - Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? Экология
8. Работа по учебнику. -Прочитайте и найдите ответ на вопрос: - Чем занимаются и занимались местные жители? Кто является коренными жителями тундры? 9.Вывод по теме урока:
Рефлексия. Ребята, сегодня у нас был необычный урок. Вы все хорошо поработали. Молодцы! Хотелось бы узнать или вернее услышать от вас: - Что получилось на уроке? - Что не получилось? - Над чем надо всем надо поработать, последующих уроках? 10. Д/з. с11 -17, прочитать и пересказ. Обратить внимание на то , где нарисован портфель. |