Урок по Конвенции о правах ребенка 22 (для 5-7 классов) 22 Игра, посвященная Дню Защиты прав человека 10 декабря 23 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Урок по Конвенции о правах ребенка 22 (для 5-7 классов) 22 Игра, посвященная Дню - страница №1/3



Департамент культуры Ярославской области

Государственное учреждение культуры Ярославской области

«Ярославская областная универсальная научная библиотека

им. Н. А. Некрасова»



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

ЕДИНОГО ДНЯ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

В БИБЛИОТЕКАХ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЯРОСЛАВЛЬ

2011

Методические рекомендации по организации и проведению единого Дня



правовых знаний в библиотеках Ярославской области / Департамент культуры

Ярославской области ; ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова; сост. И.В. Агашина; под ред. Н.В. Абросимовой. – Ярославль, 2011. – 24 с.

© ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова

Оглавление




10 декабря   Всемирный День прав человека 6

Единый День правовых знаний 8

в библиотеках Ярославской области 8

Приложения 13

Программа проведения Дня правовых знаний 13

Конвенция ООН о правах ребенка 15

Всеобщая декларация прав человека 20

Библиотечный урок по Конвенции о правах ребенка 22

(для 5-7 классов) 22

Игра, посвященная Дню Защиты прав человека   10 декабря 23

(старший школьный возраст) 24

Список книг и материалов 26



10 декабря   Всемирный День прав человека


Вопросы правового просвещения и образования граждан приобретают особое значение в условиях продолжающегося процесса становления правового государства в России, что требует высокого уровня готовности гражданина к осознанному поведению в формирующемся правовом пространстве Российской Федерации.

Одним из шагов на пути создания системы работы библиотек Ярославской области по правовому просвещению и информированию граждан является проведение единого Дня правовых знаний в библиотеках Ярославской области.

10 декабря 2011 г. этот День будет проводиться первый раз, и на основе результатов будет развиваться понимание его целей, содержания, форм и методов работы.

10 декабря по всему миру отмечается День прав человека.

Права человека – одна из вечных проблем человечества. Ее решали в течение тысячелетий, рассматривая с точки зрения политики, права, этики, религии, философии. Именно 10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, которая определила базовые права человека. Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Декларация открыла целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы и позволила людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле.

В данных методических рекомендациях разработчики предлагают свое видение единого Дня правовых знаний на базе сложившегося в библиотеках опыта работы по правовому информированию и просвещению граждан.

Единый День правовых знаний призван:


  • акцентировать внимание различных категорий пользователей библиотек на вопросах становления правового пространства России;

  • способствовать преодолению правового нигилизма, развитию интереса граждан к различным правовым вопросам, определения ими своего отношения к праву как общественной ценности;

  • способствовать развитию компетентностей различных категорий граждан в защите прав, свобод и законных интересов личности.

Методические рекомендации по проведению единого Дня правовых знаний включают в себя:

  • предложения по организации и проведению единого Дня правовых знаний в общедоступных библиотеках;

  • советы по проведению конкретных мероприятий в библиотеках для разных категорий читателей. Обратим внимание на то, что в предложенных материалах содержатся различные варианты их проведения, позволяющие библиотекарю выбирать те из них, которые наиболее соответствуют уровню подготовленности аудитории к занятию на названную тему;

  • информационные справки о Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка; могут быть использованы для проведения бесед, подготовки лекций и пр.;

  • сценарно-методические материалы, которые библиотекарь может использовать для подготовки мероприятий Дня правовых знаний;

  • список литературы и материалы сайтов Интернет, которые могут быть полезны при подготовке и проведении мероприятия.

Сотрудники Информационно-правового и справочного отдела ЯОУНБ, подготовившие методические рекомендации, выражают надежду о том, что данные рекомендации могут быть полезны библиотекарю не только в рамках его работы в единый День правовых знаний, но и в общей системе правового просвещения, воспитания и образования граждан   читателей библиотеки.
Заведующая информационно-правовым и сервисным отделом

ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова

И.В. Агашина

e-mail: law_cent@rlib.yar.ru


Единый День правовых знаний

в библиотеках Ярославской области

Правовое просвещение и информирование граждан является одним из приоритетных направлений в деятельности практически всех муниципальных библиотек Ярославской области.

Основная цель деятельности библиотек в данном направлении – создание системы информирования населения по вопросам законодательства и права, повышение уровня правовой культуры и правосознания граждан, укрепление на этой основе законности и правопорядка. В работе по правовому просвещению и информированию сотрудники библиотек используют все многообразие форм и методов библиотечной работы: от организации информационных уголков и стендов, разноплановых книжно-иллюстративных выставок, проведения Дней информации, обзоров, бесед до подготовки встреч с депутатами, представителями местной власти, сотрудниками госструктур и т.д. Активно используются в работе разнообразные партнерские связи, проводятся совместные мероприятия. Поэтому разработчики методических рекомендаций надеются, что предложенная модель правового информирования станет частью системы работы библиотек по правовому просвещению граждан и библиотеки поддержат идею проведения Единого дня правовых знаний в 2011 году, а также и в последующие годы.

Важнейшее значение при организации единого Дня правовых знаний приобретает этап предварительной подготовки к проведению мероприятия. Именно на этом этапе организаторам (а это может быть специально созданная рабочая группа по подготовке мероприятия) необходимо четко определить цели и задачи Дня правовых знаний, его тематику, содержание, форму проведения.

В самом общем виде цель мероприятия - формирование правовой культуры и правосознания граждан, основные задачи - правовое просвещение и информирование участников мероприятия по различным вопросам права, популяризация знаний в области прав человека.

Разработчиками рекомендаций предлагается общая тематика единого Дня правовых знаний в библиотеках 10 декабря 2011 года   Права человека в современном мире. Но библиотека по своему усмотрению может конкретизировать тему, наполнить ее более конкретным содержанием (например, «Социальные права гражданина Российской Федерации» (система льгот, компенсаций, пенсионные вопросы и пр.), «Мое право на выбор», «Жилье: знать свои права», «Проблемы обеспечения прав инвалидов-жителей … района Ярославской области» и пр.) При определении тематики Дня правовых знаний необходимо отталкиваться от актуальности, социальной значимости предложенной темы.

День правовых знаний в библиотеке – это комплексное мероприятие. Предполагается, что в этот день читатели библиотеки могут получить информацию по целому ряду вопросов, посетив мероприятия, встретившись с юристами и специалистами различных ведомств, ознакомившись с материалами выставок и стендов и пр.

Содержание мероприятия необходимо отразить в Программе Дня правовых знаний. При разработке программы важно исходить как из возрастных особенностей категорий читателей библиотеки, так и из уровня их знакомства с правом.

Формы и методы проведения Дня правовых знаний могут быть самыми разнообразными. Разработчики методических рекомендаций не ставят своей целью раскрыть все многообразие форм и методов работы библиотеки по правовому просвещению граждан, а ограничатся общими рекомендациями.
Так, в Программу мероприятия для основной группы читателей рекомендуем включить:


  • встречи с представителями законодательной и исполнительной власти, сотрудниками госструктур (сотрудники органов местного самоуправления, местных Отделений Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ, Территориальной Избирательной комиссии и др.);

  • проведение информационных конференций, «круглых столов» социально значимой тематики (проблемы ЖКХ, управление многоквартирными домами, ТСЖ и др.);

  • встречи с юристами, адвокатами, правозащитниками, бесплатные юридические консультации для населения;

  • обзоры законодательных и нормативно-правовых актов, комментариев и разъяснений к ним, книг и газетно-журнальных статей по праву;

  • беседы «Всеобщая декларация прав человека», «День защиты прав человека» «Популярно о правовых вопросах» и др.;

  • презентации книжных выставок по заявленной теме.

Подобная форма проведения Дня правовых знаний уже успешно зарекомендовала себя. Так, Программа межрайонного Дня правовых знаний в городской библиотеке им. Ф. Энгельса г. Рыбинска, прошедшего 18 февраля 2010 года включала в себя два блока вопросов. Первый был посвящен выборам: о предстоящей избирательной компании рассказали представители Избирательной комиссии Ярославской области. Вторая часть мероприятия, на которую были приглашены граждане пожилого возраста, была посвящена пенсионным правам граждан и завершилась индивидуальными консультациями сотрудников Отделения Пенсионного фонда РФ по Ярославской области (подробнее о программе мероприятия - см. Приложение 1).

Обращаем ваше внимание на то, что программа Дня не должна быть перегруженной и вряд ли целесообразно проведение в это день более двух-трех мероприятий правовой тематики для различных целевых групп (учащиеся, пенсионеры и люди пожилого возраста, работающие граждане).


Одним из важнейших условий обеспечения эффективности проведения единого Дня правовых знаний, является наличие доступа граждан к правовой литературе, содержащейся в библиотечных фондах. Раскрыть фонды правовой тематики помогут циклы выставок, организованные в библиотеке. Книжные выставки как важнейшая часть информационного и библиотечно-библиографического обслуживания пользователей будут активно способствовать знакомству с положениями основополагающих документов и законодательных актов, гарантирующих соблюдение прав граждан.

Целесообразным будет проведение мероприятия, открывающего цикл выставок, с извещением об этом всех, кому это будет полезно и интересно. В программу открытия выставочного цикла можно включить:



  • вступительное слово специалиста (правоведа, юриста, представителя соответствующих госструктур и др.) о значении и актуальности заявленной темы;

  • знакомство с выставочным циклом и его календарным планом, которые должны быть представлены на каждой выставке цикла;

  • обзор наиболее интересных материалов первой выставки цикла,

  • краткое обсуждение представленного цикла и материалов первой выставки для получения обратной связи с пользователями. Обсуждение ведет библиотечный специалист.

Книжно-иллюстративные выставки, стенды, подготовленные к мероприятию, должны отражать его основную тематику. Кроме того, посетителям можно предложить книги и материалы правовой тематики более общего характера, например, посвященные непосредственно Дню прав человека. Традиционно вызывают интерес выставки из цикла «Знакомьтесь: новые нормативно-правовые документы», «Как выиграть дело в суде», «Механизмы защиты прав и свобод человека». Кроме того, возможна подготовка буклетов, информационных листовок актуальной правовой тематики для раздачи их участникам мероприятия.

Особое внимание библиотечный специалист должен быть уделить содержательному наполнению и оформлению книжно-иллюстративных выставок для детей и юношества. Более подробно эти вопросы изложены в Методических рекомендациях по организации цикла книжных выставок «Ребенок под защитой закона», подготовленных Центральной библиотекой имени М.Ю. Лермонтова.


Для подготовленной аудитории в программу Дня правовых знаний можно включить обзоры Интернет-ресурсов по правам человека, а также презентацию ресурсов СПС КонсультантПлюс, ГАРАНТ, Кодекс, отражающих тематику Дня правовых знаний. Подчеркнем, что одним из важнейших условий обеспечения эффективности работы по правовому информированию можно считать наличие открытого доступа читателей к постоянно обновляющимся правовым базам, таким как: «ГАРАНТ», «КонсультантПлюс», а также к правовой литературе, содержащейся в библиотечных фондах, и Интернет-ресурсам.

При работе в детьми и юношеством библиотекари должны помнить, что вопросы права в самом элементарном виде звучат на уроках предмета «Окружающий мир» в начальной школе; правовые проблемы поднимаются в курсе «Обществознание» в основной школе; учебный модуль «Право» изучается в старшей школе в интегрированном предмете «Обществознание» и в качестве отдельной дисциплине в профильном варианте старшей школы.

Становление и развитие права становятся объектом изучения в курсе истории. Отдельные аспекты правовых отношений рассматриваются целым рядом школьных предметов. Кроме того, тематика бесед, классных часов и иных внеурочных мероприятий по правовым вопросам в большей или меньшей степени реализуется в работе большинства школ Ярославля и Ярославской области.

Таким образом, предпочтительное содержание и формы работы с детьми и юношеством в рамках единого Дня правовых знаний определяются в зависимости от уровня их подготовленности, а также с учетом возрастных возможностей учащихся и с учетом интересов и запросов их родителей.

При определении содержания, форм и методики проведения единого Дня правовых знаний важно учитывать следующее:



  • необходимость использования форм и методов работы с данной категорий читателей в активном и интерактивном режиме;

  • целесообразность использования различных вариантов работы в группах, моделирования жизненных ситуаций;

  • практическую значимость правового образования детей и юношества, которая предполагает, что они не получают знания в готовом виде, а самостоятельно создают их для себя.

Освоение современного правового пространства России юными гражданами наиболее эффективно в совместной деятельности со взрослыми. Поэтому при возможности к проведению единого Дня правовых знаний надо привлекать родителей детей и подростков, их педагогов, представителей органов исполнительной власти, правоохранительных государственных органов, общественных орга­низаций.

Например, в рамках «Дня правовых знаний» в библиотеке могут пройти следующие мероприятия:



  • Выставка творческих работ учащихся на тему: «Я выбираю здоровый образ жизни» (младшие школьники);

  • Выставка творческих работ учащихся на тему: «Человек и закон» (старшие школьники);

  • Игровой урок «Я участник дорожного движения» (младшие школьники);

  • Правовая игра «Права человека – твои права» (старшие школьники).

В этот день библиотеку могут посетить сотрудники управления образования, сотрудники районного ГИБДД, комиссии по делам несовершеннолетних, представители УВД, военного комиссариата, представители духовенства. Гости могут провести короткие беседы с детьми, а также стать членами жюри, помочь в проведении игр, подведении итогов конкурсов
В числе мероприятий, проводимых в библиотеке в единый День правовых знаний, могут быть мероприятия, посвященные Конвенции ООН о правах ребенка, подписанной нашей страной наряду еще со 190 странами мира. Ежегодно по решению ООН 20 ноября отмечают как День прав ребенка. Конвенция о правах ребенка, устанавливающая международные нормы защиты прав детей, является на данном этапе уникальной по полноте охвата проблем детства. Ее исключительность подтверждается не только беспрецедентной скоростью, с которой она получила признание, так как ратифицирована большим числом государств, чем любой другой международный документ о правах человека, но и высокой степенью международного сотрудничества и координации действий по ее осуществлению. Материал для подготовки мероприятий, посвященных Конвенции дается в отдельном приложении в методическим рекомендациям (см. Приложение 2).
Для учащихся старших классов рекомендуем знакомство с другим важнейшим международным документом   Всеобщей декларацией прав человека. На сегодняшний день в конституциях более чем 110 стран мира имеются в той или иной степени ссылки на Декларацию. В свете конституционного закрепления Всеобщую декларацию сегодня можно рассматривать как своеобразный международный кодекс прав и свобод человека, впервые закрепивший универсальный перечень прав и свобод человека на международно-правовом уровне в качестве признаваемых большинством стран правовых стандартов. Материалы для беседы также представлены в наших рекомендациях (см. Приложение 3).
Определяя тему бесед с учащимися начальной школы, важно исходить из задач правового просвещения, образования и воспитания, которые рекомендуется решать в первые годы учебы детей. Это:

  • знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка;

  • понимание важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни (игре, общении, моделировании бытовых ситуаций и т.д.);

  • приобретение первоначального опыта регулирования детских отношений, отношений со взрослыми, старшими;

  • знание и использование конкретных правил и норм: наиболее важные права ребенка; правила, обеспечивающие безопасность человека (в частности - правила дорожного движения); этические правила и нормы (например, правила поведения в общественных местах, в образовательном учреждении, транспорте); правила, регулирующие жизнедеятельность конкретного образовательного учреждения;

  • получение первичного опыта разработки собственных правил (например, общения в классе, дежурства по классу и т.д.).

На основании учета этих задач, а также содержания Конвенции о правах ребенка, темами бесед в единый День правовых знаний могут быть следующие:

Для 1-2 классов


  • «Правила вокруг нас». Зачем нужны правила? Правила в игре. Правила, которые важно знать. Конвенция о правах ребенка - документ, который тебя защищает.

  • «Я и мои друзья». Дружба. Все мы - разные. Конвенция о правах ребенка о защите права на индивидуальность. Толерантность. Памятка «Как не ссориться с друзьями». Встреча со школьным психологом.

  • «Наша школа». Конвенция о правах ребенка о праве на образование. Знакомство со школой и ее внутренним распорядком. Устав школы   основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся.

  • «Я и моя семья». Конвенция о правах ребенка о праве детей на семейную жизнь. Права членов семьи. Ответственность родителей. Защищенность. Право ребенка на защиту от жестокого обращения. Памятка «За помощью обращаться...» (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации).

Для 3-4 классов

  • «Я   гражданин России». Конвенция о правах ребенка о праве на гражданство. Что значит быть гражданином? Наша Родина - Российская Федерация. Правила жизни в стране - законы. Конституция - основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России.

  • «Защита прав ребенка». Документы, защищающие права ребенка. Конвенция о правах ребенка об основных правах ребенка. Защита прав ребенка в школе. Составление памятки «Кто может меня защитить?». Встреча с юристом (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуратура и т.д.).

Планируя проведение мероприятий с учащимися среднего звена, библиотекарь должен четко осознавать задачи, которые должны быть решены. Это:



  • определение учеником своего отношения к праву, как общественной ценности;

  • формирование компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов;

  • получение образовательных, информационных возможностей для дальнейшего непрерывного правового самообразования.

Предпочтительные формы работы с данной категорией определяются в зависимости от реальных возможностей библиотеки, а также индивидуальных потребностей учащихся и с учетом интересов. Работая с детьми среднего школьного возраста, библиотекарь должен проявить все свое мастерство, подавая материал ярко и занимательно, активно используя игровые формы. Так, предпочтительная форма работы при первом знакомстве детей с текстом Конвенции   беседа, но обязательно включающая в себя элементы игры. Ребенок должен быть не пассивным, а активным слушателем.

Предлагаем варианты интерактивных игр, которые помогут «оживить» беседу библиотекаря с детьми.


Права детей, права взрослых.

Библиотекарь вместе с учениками, используя текст Конвенции о правах ребенка, в игровой форме разбираются, где права взрослых, а где права детей.

Для этого класс делится на 3-4 группы. Библиотекарь раздает группам по листку, в котором сформулировано 2 права, одно принадлежащее всем, другое   только взрослым либо только детям. Каждая группа продемонстрирует другим группам свои права, изобразив их на рисунке. Затем группы показывают классу рисунки, а класс определяет, что это за право и кому оно принадлежит.

Например, можно предложить следующие права:



  1. Право на жизнь.

  2. Право на участие в выборах.

  3. Право на свободное передвижение и выбор места жительства.

  4. Право на вступление в брак.

  5. Право на имя.

  6. Право на труд.

  7. Право на образование.

  8. Право на собственность.


Комиссия по правам ребенка.

Избирается Комиссия по правам ребенка из 7-9 человек. Комиссия обсуждает устные или письменные жалобы на нарушения прав ребенка, провозглашенных в Конвенции о правах ребенка.

Жалобы составляются заранее. Для их написания могут быть использованы личные впечатления учащихся, факты, отраженные в средствах массовой информации.

Комиссия разрабатывает рекомендации о том, как устранить несправедливость.

Можно предложить учащимся подумать и дать краткие письменные ответы на следующие вопросы:


  1. Как вы думаете, что мы должны сделать для того, чтобы с вашими правами больше считались?

  2. Что вам осталось неясным после обсуждения основных положений Конвенции о правах ребенка, что нужно пояснить?

Затем библиотекарь подводит итог: Итак, Конвенция предоставляет ребенку большие права. Но Конвенция -это не волшебная палочка, а то на, что в трудную минуту вы можете опереться в вашем жизненном пути. Дух Конвенции о правах ребенка можно выразить так: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».

Правовые игры   наиболее удачная форма подачи материала (см. прил. 4). Варианты таких игр библиотекарь может разработать самостоятельно или найти в профессиональной литературе (см. список книг и материалов).


В заключение подчеркнем, что успех работы по правовому информированию граждан зависит от качественно сформированных информационных ресурсов библиотеки. Общедоступная библиотека является сосредоточением значительной части ресурсов по правам человека. Кроме того, библиотека предоставляет услуги по информационному сопровождению прав человека. Содержание услуг включает в себя:

  1. Комплектование фондов источниками по правам человека;

  2. Предоставление полной информации о составе библиотечных фондов по правам человека через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;

  3. Оказание справочной и консультационной помощи в поиске и выборе источников информации по правам человека;

  4. Обеспечение оперативного доступа получателя к информационным ресурсам по правам человека;

  5. Предоставление во временное пользование любого документа из библиотечных фондов;

  6. Предоставление информации о возможности удовлетворения запроса пользователя с помощью других библиотек;

  7. Проведение мероприятий культурно-просветительного характера в сфере прав человека для различных категорий граждан.

Мы надеемся, что одним из таких мероприятий, ежегодно проводимых библиотеками, станет День правовых знаний, приуроченный к 10 декабря   Дню прав человека.



следующая страница >>