Урок по истории России в 7 классе "Самодержавие и церковь. Церковный раскол" - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок истории в 9 классе учителя истории и обществознания I квалификационной... 1 61.19kb.
Западное влияние и церковный раскол в России 1 165.79kb.
Урок истории в 8 классе с использованием информационных технологий... 1 22.86kb.
Религиозный переворот (раскол) и реформации в истории России 1 100.43kb.
Урок истории в 8 классе по теме: «Культура России и Узбекистана во... 1 178.58kb.
План-конспект урока по истории в 8 классе: «Внешняя политика России... 1 115.91kb.
Рабочая программа по курсу история России в 7 классе рассчитана на... 1 326.26kb.
Урок по технологии в 5 классе «Ваше величество Карман» 1 287.73kb.
Открытый урок в 11 е классе 1 156.08kb.
Контрольная работа по курсу «История» «Раскол православия. Никонианство... 1 139.97kb.
Новодевичий монастырь 1 246kb.
План урока: Церковь после смуты Патриарх Филарет Реформы патриарха... 1 12.43kb.
- 4 1234.94kb.
Урок по истории России в 7 классе "Самодержавие и церковь. Церковный раскол" - страница №1/1

Урок по истории России в 7 классе "Самодержавие и церковь. Церковный раскол"
Цели урока:

Образовательная – формирование исторических знаний о причинах раскола в Русской православной церкви и в обществе.

Развивающая – умение прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами, использовать различные источники исторических знаний, анализировать и сравнивать исторические источники, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи.

Воспитательная – понимание неоднозначности оценки исторических деятелей, философские и исторические подходы к оценке старообрядчества


Основные понятия и термины:

Патриаршество;

реформы патриарха Никона;

раскол;


старообрядцы;
Оборудование:

картина В. Сурикова “Боярыня Морозова” (слайд) ;

репродукции икон на тему “Жития протопопа Аввакума”;
Ход урока.
План:
1.Положение церкви в России 17 века: предпосылки реформ.
2.Ревнители благочестия – патриарх Никон и протопоп Аввакум.
3.Реформа патриарха Никона и раскол церкви.
4. Споры церковной и государственной власти в 17 веке.
На слайде: картина Сурикова «Боярыня Морозова». Церковная музыка.
Учитель:
Взгляните на эту картину Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Не кажется ли вам, что автор ошибся с названием картины? Перед нами женщина, одетая в черное одеяние, закованная в цепи в сопровождении стражи. Разве в 17 веке бояре так одевались? Кто такие бояре? Как к ним относилась власть? Как вы думаете, что же произошло с этой женщиной? Почему именно так изобразил её художник? Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью.
Выводится тема урока на экран.
Проблема: Почему раскол стал трагическим явлением в русской истории?
Учитель: Чтобы ответить на этот не простой вопрос, давайте вспомним:
События начала XVII века – Смутное время - стало суровым испытанием не только для русской земли, но и для русской православной церкви. Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей, уничтожали церковные книги.

Поэтому необходимость церковной реформы понимали наиболее образованные и благочестивые священники, и мирские правители. В конце 40-х гг. XVII века в Москве возник кружок «Ревнителей древнего благочестия», в котором выделялись священник Аввакум и архимандрит Никон.


-Что общего в судьбах этих людей? Почему же поссорились два друга?

-Что это были за разночтения и почему вопрос о реформе вообще возник?
Работа в парах с текстом документов.
-Что это были за разночтения и почему вопрос о реформе вообще возник?

-Взгляды протопопа Аввакума.

-Взгляды Никона
Команда – это значит вместе,

Команда – все за одного.

Здесь всё по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

Команда нас объединяет

Не испугаемся преград,

Здесь каждый свое дело знает,

Работает на результат.

А если возникают споры,

Они решаются тотчас,

И никакие разговоры

Не отвлекут от дела нас.

В своей команде нам уютно

Мы оказались в ней не вдруг,

Когда кому-то станет трудно,

Свое плечо подставит друг.
Таким образом, чисто грамматический вопрос перерос рамки технического перевода и вызвал раскол.
Раскол - отделение (1654 г.) от Русской Православной церкви части верующих (старообрядцев), не признавших церковных реформ (1653-1656 гг.) патриарха Никона.
Кого же называли раскольником?

Старообрядцы (раскольники)- последователи протопопа Аввакума, отказавшиеся принять церковную реформу (1653-1656 гг.) патриарха Никона, сторонники старых порядков.
Социальные силы
Можно ли было избежать раскола? (Да) Какие качества нужно было вырабатывать людям того времени? Толерантность. Что такое толерантность?
- А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова». Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю и веру. Измученная, но не покорившаяся, закованная в кандалы, но не побежденная – такой запоминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви.
- Что нового мы сегодня узнали на уроке? Я попрошу вас выразить это в своих листках настроения и поставить себе оценку..
Рефлексия:

Продолжите предложение:

Я удивился…

Я научился …

Мне понравилось …

Я задумался …

Я понял…

Домашнее задание:


  1. Пар. 7. Ответить на вопросы 1-3 учебника; (на «3»)

  2. Используя дополнительные источники, определите название элементов патриаршей одежды. (на «4» и «5»).

Приложения



.
Высшее духовенство

В эпоху феодального строя московского государства церковь была крупным помещиком-феодалом и обладала значительным экономическим и политическим могуществом. Имея в своем распоряжении весьма крупные земельные богатства, обладая большими капиталами,— церковь, как говорит историк Ключевский, «держала в своих руках нити государства» и играла выдающуюся роль в общественной и политической жизни страны.


Если исходить из расчета, что в среднем у митрополита XVII в. вотчин было втрое меньше, чем у патриарха, а у епископа — вдвое меньше, чем у митрополита, то ежегодные хозяйственные доходы (кроме епархиальных сборов) митрополита в XVII в. составят на наши деньги около 350000 руб., а епископа—около 175000 руб.; доходы игуменов крупных монастырей были, конечно, меньше, но все же очень значительные. Эти колоссальные по тогдашнему масштабу деньги лишь в очень незначительной части тратились на благотворительные дела — на устройство богаделен, больниц, на милостыни и кормежку нищих.

Поэтому, высшему духовенству была очень выгодна реформа Никона – от этого зависело их благополучие и богатство.

РАСКОЛ – отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг.); религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. В 1653, желая укрепить Русскую православную церковь, патриарх Никон приступил к осуществлению церковной реформы, призванной ликвидировать разночтения в книгах и обрядах, накопившиеся за долгие столетия




Посадские люди — сословие средневековой (феодальной) Руси, в обязанностях которого было нести тягло, то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности. Однако посадские люди белых слобод освобождались от повинностей.

Занимались торговлей и ремеслом. Некоторые богатели и стали применять наемный труд.

Посадские люди были против реформы Никона из-за враждебного отношения Никона к ликвидации «белых слобод», вмешательством церкви в торговлю и промышленность
Бе́лые слóбоды — территории в средневековом русском городе. Население белых слобод жило на территории белых земель, то есть на землях светских и духовных феодалов, и освобождалось от государственных повинностей и уплаты государственных налогов (тягла).
РАСКОЛ – отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг.); религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. В 1653, желая укрепить Русскую православную церковь, патриарх Никон приступил к осуществлению церковной реформы, призванной ликвидировать разночтения в книгах и обрядах, накопившиеся за долгие столетия, и унифицировать богословскую систему на всей территории России.



Крестья́не — население, занятое в сельскохозяйственном производстве. Класс крестьян пережил период зависимых отношений к землевладельцу и прикрепления к земле.

Неотъемлемые признаки крестьянина: работа на земле, проживание в деревне или селе, регулирующая роль традиции во всех сферах жизни.

Составляли основную массу населения. Делились на владельческих и черносошных. Владельческие были в полной собственности у хозяина. Их имущество принадлежало феодалу. Работали на барщине, платили оброк. Обстановка крестьянской избы была довольно бедной. Посуда была деревянной и глиняной. Основой питания были зерновые культуры. У зажиточных крестьян имелись сады. Крестьянская семья как правило состояла из 10 человек.



Крестьяне – основная масса - им была невыгодна реформа Никона, так как с них стали взимать большие поборы. Скрывались от барских и монастырских поборов, произвола властей, искали в скитах не только старинные традиции, но и волю.


РАСКОЛ – отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг.); религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. В 1653, желая укрепить Русскую православную церковь, патриарх Никон приступил к осуществлению церковной реформы, призванной ликвидировать разночтения в книгах и обрядах, накопившиеся за долгие столетия, и унифицировать богословскую систему на всей территории России.





Бояре - высший чин среди «служилых людей по Отечеству». Это звание давало право участвовать в заседаниях Боярской думы
По своему укладу дворы бояр и дворян были схожи с царским двором. Получили право на владение большими землями вместе с жившими на них крестьянами. Требовали полного закрепления крестьян на их земле. Им принадлежало столько же крестьян, сколько и царю.

Появилась мода на зеркала и часы из заграницы. Посуда была золотой и серебряной. Стали передвигаться на каретах. Проводили время на пирах и охоте, наблюдали за кулачными боями. Одежда оставалась традиционной. Стали покупать ткань за границей.. предметы мебели богато украшались росписями или узорами из камня

Обладали огромной властью и влиянием на царя.
Бояре и дворяне – боялись усиления царской самодержавной власти. Поэтому им невыгодна была реформа Никона, проводившаяся с позволения Алексея Михайловича.

РАСКОЛ – отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг.); религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. В 1653, желая укрепить Русскую православную церковь, патриарх Никон приступил к осуществлению церковной реформы, призванной ликвидировать разночтения в книгах и обрядах, накопившиеся за долгие столетия, и унифицировать богословскую систему на всей территории России.








Царская свита - приближённые, сопровождающие, близкие, окружающие, составляющие свиту высокопоставленной особы (монарха, вельможи), добавляющие известного блеска имиджу этой особы, представляет весьма различные черты в зависимости от уровня культуры данного народа.
По своему укладу дворы были схожи с царским двором. Получили право на владение большими землями вместе с жившими на них крестьянами. Требовали полного закрепления крестьян на их земле. Им принадлежало столько же крестьян, сколько и царю.

Появилась мода на зеркала и часы из заграницы. Посуда была золотой и серебряной. Стали передвигаться на каретах. Проводили время на пирах и охоте, наблюдали за кулачными боями. Одежда оставалась традиционной. Стали покупать ткань за границей.. предметы мебели богато украшались росписями или узорами из камня

Обладали огромной властью и влиянием на царя.
Царская свита – им была очень выгодна реформа Никона – от этого зависело их благополучие и богатство.

РАСКОЛ – отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг.); религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. В 1653, желая укрепить Русскую православную церковь, патриарх Никон приступил к осуществлению церковной реформы, призванной ликвидировать разночтения в книгах и обрядах, накопившиеся за долгие столетия, и унифицировать богословскую систему на всей территории России.








Патриарх Никон.

Необходимость церковной реформы понимали наиболее образованные и благочестивые священники, и мирские правители. В конце 40-х гг. XVII века в Москве возник кружок «Ревнителей древнего благочестия», в котором выделялись священник Аввакум и архимандрит Никон.

Первым шагом Никона на новом поприще стало исправление церковной обрядности. Реформа Никона была призвана всего лишь «очистить» церковную службу от накопившихся за несколько столетий искажений. Сам Никон не сомневался в том, что совершает богоугодное дело и способствует объединению церквей.

Затем были введены другие изменения: земные поклоны заменены поясными, вокруг алтаря раньше было принято "посолонь" - по солнцу, Никон распорядился ходить против солнца, возглас "аллилуйя" во время службы стал произноситься не дважды, а трижды. Был переделан чин проскомидии, вместо семи просвир - пять и так далее.

Никон в своей реформе опирался на высшее духовенство и царя со свитой, обеспечивая им огромные льготы. При этом увеличивались повинности крестьян и посадских людей, что конечно вызывало их недовольство.
Суть реформы Никона.

Вводилось:

1.Крестное знамение тремя перстами.

2.Троекратное пение «аллилуйя».

3.Движение против часовой стрелки (до середины XVII в. В церкви ходили «посолонь»- по Солнцу).

4.Написание имени Христа как Иисус.

5.Унификация текстов богослужебных книг по греческим образцам.

6.Написание икон по греческим образцам. Уничтожение старых икон.

9.Поясные поклоны вместо земных.


Противники реформы подали царю рукописное опровержение, в котором предписание патриарха было названо ересью. Они указывали, что проверку богослужебных книг проводят люди, подозреваемые в отступничестве от православия. Неронов обличал Никона в крестовой палате: "Доселе ты друг наш был - на нас восстал. Некоторых ты разорил и на их места поставил иных, и от них ничего доброго не слыхать. Других ты обвинил за то, что они людей мучат, а сам беспрестанно мучишь...".

Но старания противников Никона были напрасны, Алексей Михайлович доверял своему "собинному другу", как он называл патриарху, и выдал ему головой всех его врагов.





Протопоп Аввакум.

Как проповедник и церковный писатель Аввакума имел одну отличительную и неповторимую особенность. Он первым и единственным стал писать не по- книжному, а так как говорили на улицах и площадях, употребляя простонародные обороты и не пугаясь крепкого словца. Самые сложные догматические вопросы он толковал в упрощенной форме, а библейские предания излагал так, как будто все это происходило не в древней Палестине, а в современной ему Руси. Поэтому многое в написании церковных книг изменилось. В церковном и государственном устройстве протопоп Аввакум Петров предпочитал оставить «всё как есть». Поэтому крестьяне, посадские люди и бояре последовали за ним, желая сохранить свое имущественное положение.


Хотел сохранить:

1.Крестное знамение двумя перстами.

2.Двоекратное пение «аллилуйя».

3.Движение по Солнцу во время крестного хода.

4.Написание имени Христа как Исус.

5. Разночтения в богослужебных книгах.

6.Использование в иконописи некоторых канонов католической живописи.

7.Служение литургии на семи просфорах.

8.Произнесение в церкви определенных текстов проповедей.
В итоге, Аввакума взяли под стражу, и он уже был привезен в собор для совершения обряда лишения духовного сана, но царь Алексей Михайлович упросил патриарха помиловать протопопа. Вместо расстрижения Аввакум «за его многие безчинства» по указу Никона был сослан в Сибирь.

Началась одиннадцатилетняя сибирская ссылка церковного мятежника. Аввакума и его жену, еще не оправившуюся после родов сына, бросили в телегу и повезли в Тобольск



Семья протопопа несла все тяготы ссылки, от лишений умерли двое малых сыновей, остальным приходилось босыми ногами скитаться по острым каменьям, выпрашивать подаяния, а во время голода питаться вместе с отцом травой, кореньями, не брезговать падалью.