Урок по истории. Общие подходы к повторительно-обобщающим урокам по истории. Ст - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Классики истории науки. Золотые годы отечественной истории науки... 14 3499.51kb.
Повторительно-обобщающий урок «Страна большого Хапи» 1 50.34kb.
Урок истории в 9 классе учителя истории и обществознания I квалификационной... 1 61.19kb.
Рабочая учебная программа по истории на основе Примерной программы... 1 229.15kb.
Урокам по истории России XVII-XVIII века 7 класс. Тема «Смутное время»... 3 587.33kb.
Общие сведения о конкурсе 1 515.12kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Междисциплинарные подходы... 1 392.05kb.
Урок №1 Внешняя политика России в начале XIX в Отечественная война... 1 137.17kb.
Рабочая учебная программа по истории составлена на основе: Примерной... 1 186.86kb.
Урок истории Тема: реформы Ивана Грозного и их результаты. Провела... 1 59.8kb.
Общие проблемы истории естествознания. Этос классической науки: Р. 15 3262.3kb.
Ахарняне Аристофан. Комедии в двух томах – 1 «Аристофан. Комедии. 1 197.83kb.
- 4 1234.94kb.
Урок по истории. Общие подходы к повторительно-обобщающим урокам по истории. Ст - страница №1/1

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ТРОИЦКА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 23»

Повторительно-обобщающие уроки в обучении истории

(Из опыта работы)

Чечевишникова Наталья Николаевна

Учитель истории, МОУ «Гимназия № 23»

г. Троицк, Челябинской области.
Троицк, 2009

Содержание

1. Повторительно-обобщающий урок по истории.

1.1. Общие подходы к повторительно-обобщающим урокам по истории. Стр. 3

1.2. Требования к современному повторительно-обобщающему уроку. Стр. 4
2. Повторительно-обобщающий урок по истории: методика проведения Стр. 7

2.1. Повторительно-обобщающие уроки по истории Древнего мира (5 класс).

Тема: «Древняя Эллада», Стр. 7

«Путешествие по Древнему Риму» Стр. 11

2.2. «20- летие вывода советских войск из ДРА» Стр. 14


  1. Повторительно-обобщающий урок по истории




    1. Общие подходы к повторительно-обобщающим урокам по истории.

Урок истории – это сложная образовательная система, направленная на формирование у учащихся знаний, умений и ценностных отношений, на развитие ума, воспитание чувств и свойств личности. Но при этом урок – это динамичная и вариативная форма организации обучения, в которой отражаются два противоборствующих элемента – нормативность и творчество. Наибольшее творчество учитель может проявить именно при проведении повторительно-обобщающих уроков.

Проблемы урока – его содержания, структуры, типологии – разработаны в трудах многих дидактов и методистов. За основу классификации уроков они берут звенья процесса обучения и соответствующую им главную обучающую задачу урока. В соответствии с этим подходом выделяют: вводный урок, урок изучения нового материала, комбинированный урок, контрольный урок, урок проверки и учета знаний и повторительно-обобщающий урок.

Уроки повторения в процессе обучения истории проводятся редко, так как систематическое текущее повторение материала имеет место почти на каждом уроке. Но уроки обобщения знаний начали приобретать все большее значение в процессе обучения истории. Их проведение предусмотрено программой по всем школьным курсам истории. Посколько обобщение сопровождается повторением, то их называют повторительно-обобщающими уроками.

Цель данных уроков систематизировать знания и создать целостную картину события; раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов; помочь учащимся от знания отдельных фактов перейти к их обобщению, от раскрытия их сущности – к причинно-следственным связям. Таким образом, обобщение знаний важно для осознания учащимися ведущих идей школьной истории, систематизации знаний, формирования взглядов, убеждений.

Основная черта обобщающих уроков – приобретение школьниками новых знаний на базе систематизации и обобщения, переосмысления имеющихся знаний. Обобщение и систематизация знаний способствуют не только лучшему запоминанию и применению знаний, но и поднимают их на новый уровень, помогают школьнику усвоить фундаментальные знания об исторических закономерностях.

Повторению в процессе обучения истории уделялось достаточное внимание на всех этапах развития методики. Важнейшая функция повторения – это установление связи новых представлений с ранее уже известными данными. Уроки повторения приучают рассуждать, анализировать, подводить конкретный случай под общее правило, делать выводы, выявлять связи между историческими явлениями. В этом помогают приемы сравнения. В процессе повторения активизируются воображение, память, происходит дальнейшее развитие мышления ученика. Повторение очень важно для создания полной и цельной картины всего исторического периода, а значит и для прочного и осмысленного усвоения изученного.

На уроках повторения используются новые варианты преподнесения прежнего материала, создаются другие условия и формы работы, чтобы ученики сумели приложить новые знания к старым. Такие уроки позволяют учителю использовать различные формы его проведения: от семинарских занятий до дидактических игр.

Структура традиционного повторительно-обобщающего урока выглядит примерно так:

- организационный момент;

- вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы, сообщает цель и план урока;

- выполнение учащимися (индивидуально и коллективно) различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера;

- оценка результатов урока;

- подведение итогов;

- задание на дом.


Требования к современному повторительно-обобщающему уроку.

Сегодня урок уже нельзя рассматривать как форму передачи содержания образования, его надо оценивать как источник развития школьников, раскрытия из познавательных сил и возможностей. Считаю, что при таком подходе знания, умения и навыки сами по себе перестают быть главной целью учебно-воспитательного процесса.

Целью обучения становится целостное развитие личности ученика, т. е. наиболее полное развитие заложенных в ней активно-творческих возможностей. В этих условиях и меняется отношение к урокам повторения и обобщения. Каковы же цели современного урока повторения? Это создание условий для развития у учащихся активной мыслительной деятельности, развитие мотивов учения, мышления, восприятия, внимания, памяти, речи, воображения.

Роль учителя сводится к направляющей и организующей функциям. Он выступает организатором учебной деятельности школьников, помогает им определить цель деятельности, пути ее достижения, способы учебной работы, дает разноуровневые задания, консультирует. Главное на таком уроке – проблемно-поисковая постановка учебных задач, требующая не простого воспроизведения, а активной мыслительной самостоятельной деятельности. На таких уроках учащиеся общаются друг с другом, выслушивают мнение своего товарища, формулируют гипотезы и версии, систематизируют полученную информацию.

Происходит изменение отношений между учителем и учащимися. Вместо авторитарного стиля общения формируется сотрудничество учителя и ученика в выборе различных форм проведения урока, оценке результатов. Совместная деятельность учителя и ученика воспитывает и творческие способности, вызывает яркое эмоциональное отношение к изучаемому материалу. Ученик уже не пассивный «восприниматель» информации, он становится активным исследователем проблемы с различных точек зрения. При творческом подходе учителя и учеников появляются новые интересные формы проведения уроков. Это могут быть игры, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-практикумы, уроки-исследования. Современный повторительно-обобщающий урок часто выходит за рамки предмета, носит межпредметный характер, он тесно связан с литературой, географией, обществознанием, иногда проводится вне стен класса (в библиотеке, музее, архиве).

Современный повторительно-обобщающий урок направлен на формирование личности школьника в условиях коллективной учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей школьников, на развитие речевой деятельности, обучению диалогу, ведение дискуссий. На таком уроке создается особый психологический климат, особая ситуация общения учителя и ученика. Главной целю таких уроков становится не передача и проверка знаний, а приобщение школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера.

Можно выделить особенности обобщающих уроков:

- более высокий уровень знаний, умений и навыков, развитие ценностных установок личности, формирование мировоззрения, развитие творческих способностей учащихся;

- рациональная организация работы всех учащихся и усвоение большого объема учебного материала за короткое время;

- наличие заданий, реализация которых позволяет переходить от частного к более широким обобщениям, что, в свою очередь, дает возможность выявлять сущность изучаемых процессов;

- создание творческой атмосферы и доверительной обстановки на уроке, обеспечивающих усвоение материала учащимися на более высоком уровне;

- наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщения;

- сочетание работы над выводами с развитием умений и навыков учебной деятельности, формирование образных и понятийных обобщений.

На современный повторительно-обобщающий урок оказывают влияние следующие факторы:

- различия в соотношении теоретического и фактического материала курса истории, отражающие разные стороны исторического процесса (политика, экономика, культура…)

- применение различных технологий обучения;

- реализация личностно ориентированного подхода;

- включение в содержание уроков материалов национально-регионального компонента.

Значение урока проведения исторических параллелей в курсе национально-региональной истории велико. Данный урок позволяет учителю показать учащимся многообразие исторических типов развития человеческого общества, единство и целостность мира, выявить общее и особенное в историческом процессе. Основная цель данных уроков – раскрыть взаимосвязи региональных событий с событиями, явлениями и процессами отечественной и всеобщей истории. Эффективными методическими приемами на этих уроках являются поиск аналогий и сравнение событий национально-региональной истории с подобными событиями отечественной и всеобщей истории.


  1. Повторительно-обобщающие уроки по истории Древнего мира.

Тема: «Древняя Эллада»

Урок проводится после изучения раздела «Древняя Греция»
Тип урока: повторительно- обобщающий

Цель: повторить, обобщить представление учащихся о культурных достижениях древнегреческой цивилизации, развить навыки самостоятельной работы учащихся, решения проблемно-познавательных и творческих заданий, умения работать с картой; способствовать формированию познавательных интересов учащихся, их социальной активности.

Оборудование: карта «Древняя Греция», Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира.


Ход урока

Учитель сообщает учащимся тему урока и задает вопрос: «Что такое Эллада и какое отношение это слово имеет к Греции?» после ответа дается задание: «Перечислите достижения древних греков, которые используются современной цивилизацией». Проверка задания проводится в конце урока.

1. Классу предлагается историческая викторина

- город в южной Греции, жители которого говорили лаконично;

- историческая область в южной Греции;

- верховный бог греков;

- город в средней Греции, современная столица Греции;

- отменил долговое рабство, заложил основы демократии в Афинах;

- при нем произошел расцвет демократии в Афинах;

- историческая область в средней Греции;

- город-государство.

При проверке выполнения этого задания один из учеников показывает на карте географические объекты, названия которых встречаются в кроссворде.

2. Другой ученик показывает на карте Грецию и говорит, где она находится.

3. Учитель задает вопросы: «Каковы природные условия Греции? Каковы основные занятия жителей Греции? Что выращивали в Греции?»

4. Далее учитель предлагает выполнить задание №23 по «Рабочей тетради» Годера, где дан текст с пропусками об Олимпийских играх в древности. Учащиеся обращают внимание на то, что Олимпийские игры тоже являются достижением древнегреческой цивилизации.

Олимпийские игры в древности.

Олимпийские игры проводились один раз в … года. Они устраивались в …, расположенной в … . Первые Олимпийские игры состоялись в … году до н.э. перед играми атлеты тренировались в своем родном городе … месяцев, а затем еще … месяц поблизости от … . олимпийские игры продолжались … дней. Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с …, затем атлеты состязались в …, …, … . Последним состязанием в пятиборье была … . наряду с пятиборьем любимыми видами состязаний были … . В последний день Олимпийских игр победители получали награды, это были … .

5. После этого дается задание №55 из «Рабочей тетради» Годера (текст с ошибками о театре)

В результате проверки делается вывод, что театр – тоже достижение.

Найдите ошибки и опишите их.

Рассказывают, что Аспасия, жена стратега Перикла, в молодости любила исполнять роль Антигоны в афинском театре, с большим успехом выступала она и в других трагедиях.

Афинянам нравилась игра Аспасии. Завершив свои дневные дела, каждый вечер спешили они в театр, чтобы успеть к началу представления. Однажды раньше других пришли подруги Аспасии. Заплатив за билеты, ини сели в первом ряду около самой орхестры. Сделали они это для того, чтобы хорошо видеть лицо Аспасии во время театрального действия. Из первого ряда можно было рассмотреть все движения лица актрисы, передающей душевные переживания Антигоны. Однако пошел сильный дождь, сквозь дырявую крышу театр залило водой, и представление пришлось прервать. Аспасия была так огорчена, что больше никогда не выступала в афинском театре.

6. Учитель предлагает вспомнить знаменитых греков и задает вопросы: «Что объединяет эти имена: Фидий, Мирон, Поликлет? Какое отношение они имеют к достижениям греков?»

После вывода о том, что скульптура, является достижением греков, учитель говорит, что в 5 веке до н. э . жили знаменитые греки, их имена не забыли благодаря человеку, которого называли «отцом истории». Как его звали?

Учитель обращает внимание на то, что в Греции были заложены основы не только исторических знаний, но и научных знаний в целом, и задает вопрос: «Каких греческих ученых вы знаете?»

7. Далее учитель напоминает, что Афины в 5 веке до н.э. прославились своей демократией, и предлагает послушать высказывание и определить, какое отношение оно имеет к демократии и кому принадлежит: «Поверьте, мне было нелегко. Все, все были недовольны. Одни корили меня тем, что я забыл о своем происхождении. Другие, правда, ставили в заслугу, что я очистил их поля. Да, от камней, лишивших многих сна и покоя.

Но те же люди добавляли, что я не довел дело до конца».

Затем ставятся вопросы: «Какой вклад внес Солон в развитие Афинского полиса? При каком деятеле и когда произошел расцвет демократии в Афинах? Кому принадлежала власть в Афинах в этот период? Кто решал все важнейшие вопросы?»

8. после ответов учитель предлагает подумать, почему Перикл, узнав о том, что какой – то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот еще одним педагогом стало больше!», что означали эти слова Перикла?

Учитель говорит о том, что другим достижением греков является система образования и воспитания, напоминает, что в Греции сложились две разные системы воспитания – Спартанская и Афинская. Учащимся было дано заранее домашнее задание написать репортаж из исторической эпохи: «Афинское и Спартанское воспитание: за и против».

После прочтения нескольких репортажей учащиеся делают выводы о плюсах и минусах греческого образования и воспитания, отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока, об основных достижениях древнегреческой цивилизации и перечисляют их.

9. Учитель завершает урок выставлением оценок с учетом всех заданий урока и домашнего задания и подводит итог, что на следующем уроке продолжится знакомство с достижениями древних цивилизаций.

Древний Рим.

Тема: «Путешествие по Древнему Риму»

Урок проводится после изучения раздела: «Древний Рим»



Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: командная игра.

Цель: повторить, обобщить, систематизировать пройденный материал, основные даты, термины, понятия. Развивать у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картой, картиной, навыки группового взаимодействия.

Оборудование: карта «Древний Рим», викторина по теме, учебная картина «Бой гладиаторов в Колизее».

Ход урока.



  1. Вступительное слово учителя. Учитель сообщает тему урока и цель и что в игре принимают 3 команды, которые придумали себе названия: «Консулы», «Гладиаторы», «Легионеры».




  1. Начало игры. Первый этап «Памятные даты». Все учащиеся еще в начале изучения раздела «Древний Рим» получили задание изготавливать карточки с датами без подписи события по мере их изучения. Этот вид работы способствует лучшему запоминанию дат и используется почти на каждом уроке. На данном уроке учитель просит приготовить карточки с датами. Учитель называет событие, все учащиеся поднимают нужную карточку с датой. Предлагаются следующие события:

- Взятие Рима готами.

- Восстание Спартака.

- Падение Западной Римской империи.

- Правление Октавиана Августа.

- Захват Цезарем Рима.

- Морское сражение между Антонием и Октавианом.

- Константинополь стал столицей Римской империи.

- Установление республики в Риме.

- Основание Рима.

Максимальное количество очков – 10.

За ошибки в ответах очки уменьшаются.


  1. Второй этап: «Знаешь ли ты исторические термины?». Командам предлагается, ответить на вопросы, за каждый правильный ответ – 1 очко. Работа заканчивается, когда первая команда справится с заданием.

Вопросы:

- «Вечный город», столица Италии;

- Место проведения гладиаторских боев;

- Они спасли Рим;

- Отряд римских воинов;

- Выборный орган в Римской республике;

- Друг Цезаря, предавшие его;

- Река, на которой стоит Рим;

- Река, которую перешел Цезарь перед захватом Рима;

- Муж прекрасной Клеопатры, противник Октавиана;

- Ученик Христа;

- Вещество, изобретенное римлянами и применяемое для строительства дорог;

- Почетный титул «Священный»

- Эти плоды выращивали римляне.

- Легендарный основатель Рима;

- Лучший из императоров;

- Управляющий провинцией;

- Император, считавший себя великим певцом;

- Провинция, которой 8 лет управлял Цезарь;

- Учитель Нерона;

- Въезд в город полководца-победителя;

- Наследник Цезаря;

- Римский полководец;

- Новое орудие труда, появившееся во 2 в. до н.э.

Всего 23 очка.


  1. Проведение третьего этапа игры «Исправь ошибки»

Нужно в тексте подчеркнуть ошибки и исправить их. Всего 13 ошибок (очков соответственно)

Текст с ошибками. Речь римлянина.

«Наш город – самый лучший на свете. Город украшен дворцами императоров на Палатинском холме, многочисленными статуями богов и знаменитых римлян, фонтанами, портиками. Триумфальные арки напоминают о победах лучших полководцев Рима. Очень красив знаменитый римский театр Колизей, где проходят спектакли. Другая достопримечательность – Пантеон – храм богини Ники. Пантеон полностью сделан из мрамора. Все римляне живу в красивых одноэтажных домах с фонтанами и балконом, из застекленных окон можно наблюдать за жизнью в Риме. В центре города находится Агора – главная площадь. Любимое развлечение горожан – смотреть комедии и трагедии в театре. Достопримечательностью Рима является колонна Траяна, воздвигнутая в честь его побед. Траян очень любил петь. Римляне с удовольствием посещают термы. Лучшие термы украшены статуями императоров, таких знаменитых людей как Спартак, изображениями Христа. Приезжайте в Рим, город на восьми холмах».


  1. Каждая команда получает задание написать как можно больше слов латинского происхождения, которые вошли в современный русский язык.За каждое слово – 2 очка. Время дается 3 минуты.




  1. Проведение пятого этапа «Знаешь ли ты древне римскую историю?». Учитель задает командам вопросы познавательного и проблемного характера, за правильный ответ команда получает 2 очка, за неполный ответ или дополнение 1 очко. Вопросы задаются командам по очереди, независимо от правильности ответа.

- Какие два значения слова «Рим вы знаете? Покажите на карте Рим в этих значениях

- В 1 в. до. н.э. в городе Назарете в семье плотника родился мальчик, который стал известен всему миру. О ком идет речь и чем он известен?

- Откуда произошло выражение продался за 30 сребреников. Что оно означает?

- Почему во во 2 веке н.э. выросло число рабов, а урожайность падала? Какой вывод нашли земледельцы?

- Опишите картину «Бой гладиаторов в Колизее». Какая связь существует между современным футболом и боями гладиаторов?

- Как удалось 200 гладиаторам, находившемся на горе Везувий, справиться с трехтысячным римским отрядом?

- Что общего между богами Нептуном и Посейдоном?

- Какая связь существует между Камчаткой и римской мифологией?

- Какая связь существует между словами : «гуси», «галлы», Цезарь?

- Откуда происходит слово кандидат?

- Откуда происходит выражение «папа Римский»?

- Рим был и республикой и империей. Чем отличается республика от империи, когда Рим был республикой, а когда империей?

- Кто мог произнести эти слова: «Этот человек не сделал мне ничего дурного, даже считал меня своим другом. Но он вел себя как царь и уничтожил наши древние свободы. Его последние слова были полны упрека. «И ты с ними!» - сказал он мне.» О каком событии идет речь?

- Откуда происходит слово вандализм, что оно означает?

- Какими изобретениями римлян мы пользуемся и сейчас?

- Что означает выражение «хлеба и зрелищ»?

- Почему один выдающийся поэт с грустью говорил, что пользуется не больней популярностью, чем вороной жеребец Андремон?

- Какие орудия труда римский ученый Варрон назвал говорящими?

- Какие значения слова церковь вы знаете?

- При каких обстоятельствах и кем были произнесены слова: «Чем гуще трава, тем легче косить?»


7. Подведение итогов урока. Учитель сообщает набранные командами очки и называет команду-победителя, оценки за урок лучшим отвечающим ученикам.

«20 - летие вывода советских войск из ДРА»
(Классный час – встреча для 9-11 классов, проводится в школьном музее учащимися, на основе национально – регионального материала :
Афганистан остается во взоре,

Афганистан остается в груди.

Общая гордость и общее горе

Объединили на жизнь впереди.

20 летию вывода советских войск из Демократической Республики Афганистан посвящается.

/песня «Афган», слайды –фотографии из Афганистана/

- Представляем наших гостей:


  • 1/Мама погибшего в Афганистане Виктора Жук – Валентина Ивановна

  • 2/Рахотский Сергей Анатольевич первый председатель общественной организации «Музей памяти воинов интернационалистов»

  • 1/Депутат городского собрания депутатов города Троицка, майор в отставке Чечевишников Сергей Евгеньевич


Вступительное слово учителя

Ввод советских войск в Афганистан.

Весной 1978 г. в Афганистане произошла Апрельская революция. Режим короля М.Дауда был свергнут, к власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана. Осенью 1979 г. глава государства Н. Тараки в результате переворота был убит и власть захватил премьер-министр Х. Амин, который развернул террор в отношении своих противников – исламской оппозиции и членов НДПА из фракции «Парчам», сторонников Тараки.

12 декабря 1979 г. на заседании Политбюро ЦК было принято Постановление ЦК КПСС № 176/125 «К положению в Афганистане». Суть его сводилась к тому, чтобы устранить Амина, найти удобного политического лидера (ставка делалась на Б. Кармаля) и для упрочения положения ввести войска в Афганистан.

К 20-м числам декабря в Туркестанском военном округе была сформирована 20-я Общевойсковая армия. Командующим армией был назначен 1-й заместитель командующего Турк-ВО генерал-летенант Ю.В. Тухаринов, начальник штаба – генерал-майор Л. Зенцов-Лобанов. Вечером 23 декабря в Москву было доложено о готовности войск к переходу границы.

24 декабря министр обороны Д.Ф. Устинов подписал директиву № 312/12/001 на ввод войск.

Вечером 27 декабря в столице Афганистана началась операция по свержению режима Х. Амина.

В ночь с 27 на 28 декабря 1979 г. на территорию Афганистана вошли войска 40-й армии, для которых было утверждено наименование Ограниченный контингент советских войск в Афганистане.

Вывод войск из Афганистана.

Вывод советских войск из Афганистана начался еще в 1986 году. Были выведены все танковые и зенитно-ракетные полки, два мотострелковых полка и части химической защиты. Но официально Главному управлению планирования Генштаба было поручено разработать план вывода войск в начале 1988 года. Спланировать быстро – к выводу все было готово.


Особенности вывода войск.

Он осуществлялся в два этапа: с 15 мая по 15 августа 1988 года и с 1 сентября 1988- го по 15 февраля 1989 года. На первом этапе надо было вывести примерно половину 40-й армии, насчитывавшей около 110 тысяч человек. Выводились пограничные войска КГБ, структуры внешней разведки и войска МВД, обеспечивавшие безопасность гражданских лиц, которые строили в Афганистане заводы и дороги. Таких людей было свыше 120 тысяч

Итоги афганской войны.

25 декабря 1979 года в 15.00 советские войска перешли границу Афганистана. Между тем Афган – это 500 тысяч наших солдат, прошедших через пекло боев, 49985 человек из которых получили ранения, 6669 остались инвалидами, 13833 воина погибли в боях, 312 бойцов пропали без вести, 18 были интернированы в другие страны мира. Таков итог оказания «братской интернациональной помощи» соседней стране в человеческом исчислении.

Необъявленная война, которая длилась 9 лет, 1 месяц и 19 дней, по сей день остается и неизвестной войной. Власти все сделали, чтобы правда о ней растворилась как дым и тихо ушла в историю

2

- «Горячие точки». Их много во всем мире в наше неспокойное время: в Европе и Азии, в Африке, на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке.



1

- эти никому и никем не объявленные, бессмысленные войны отняли у российской земли десятки тысяч ее сынов и дочерей. Одних – при выполнении интернационального долга, других – при восстановлении так называемого «конституционного порядка» в отдельном регионе.

2

Но какими бы ни были оценки историков, главное то, что не вернуть тех ребят, которые верили в справедливость и правоту государства, отдавали здоровье и жизни.



1

В нашей памяти они останутся Солдатами своей Родины. И сколько бы лет ни минуло с начала войны, которой нет конца, мы будем оплакивать ее безвинные жертвы и воспевать подвиг Солдата, исполнившего свой воинский долг.



Учащийся:

По-разному сегодня мы относимся к советско-афганской войне, но она навсегда останется в памяти потомков.

Почти 10лет солдаты, матросы, сержанты, прапорщики и офицеры в разных подразделениях 40-й армии и отдельные отряды спецназначения честно, мужественно и героически выполняли интернациональный долг в Афганистане.

В этой войне, принесшей горе, боль и страдания тысячам граждан России, участвовали 172 военнослужащих – жителей города Троицка и района. Пятеро из них погибли в боевых операциях.

Глубоко убежден: никто не имеет юридического, тем более морального права ставить под сомнение их боевое героическое прошлое, проявленные в боях мужество и отвагу. Они переоценке не подлежат.
Учащийся

Годы, прошедшие после Афгана, постепенно стирают в летописях и памяти исторические факты, имена и подвиги. Постепенно возникающие новые локальные военные конфликты вытесняют из памяти людей героику, боль и горечь событий, происходивших более 20 лет назад. Но память народная вечна, а подвиги защитников Родины – бессмертны. По крайней мере, они навсегда останутся в душе и памяти каждого воина-интернационалиста, поневоле прошедшего суровую афганскую школу выживания. И хотя все те, кто воевал, не любят рассказывать о себе, о своем героическом прошлом, неизбежно, из поколение в поколение, в семьях и среди родственников военнослужащих, павших смертью храбрых на чужой земле, будут передаваться афганские истории.

1

Вашему вниманию предлагается собранный активом школьного музея материал, предоставленный участниками боевых действий в Республике Афганистан.



2

В нашей школе учился Жук Виктор Дмитриевич, погибший при прохождении службы в Афганистане.


Учащийся:

Виктор Дмитриевич родился 13 августа 1967 года в селе Варна Варненского района Челябинской области.

«Все грустное для нашей семьи началось с 27 декабря 1979 года – даты ввода войск Советской Армии а Афганистан, - говорит Валентина Ивановна, мама Виктора. – Тогда моему сыночку и было всего 12 лет, и судьба дарила ему почти 8 лет жизни. За это время успел окончить школу, поступить на работу – на станцию ГРЭС слесарем. Одновременно учился в Троицкой автошколе. Потом, как положено, служба в армии».

5 ноября 1985 года Троицким военкоматом был призван в ряды Вооруженных Сил СССР.

В Республике Афганистан проходил службу с мая 1986 года в составе воинской части – полевая почта 34631. сначала водителем БТР, затем в должности начальника пункта отдыха и обогрева, младший сержант.

14 мая 1987 года при сопровождении колонны с грузом был обстрелян душманами. Тяжело ранило водителя БТР. Виктор бросился ему на помощь и был смертельно ранен. Друзья вынесли его в укромное место, откуда смогли отправить раненых (3 человека) в госпиталь. По дороге в госпиталь, не приходя в сознание, Виктор умер.

«Мне позвонили из его родной школы, - продолжает Валентина Ивановна. – Шоковое состояние было у всей нашей семьи, да и у троичан тоже. Впервые в наш город прибыл «груз 200» - первый случай транспортировки погибшего бойца из Афганистана.

Прошло столько времени, а моя душевная боль не проходит. Могу только сказать, что 10 лет афганской войны – это целое море слез российских отцов, матерей, жен, братьев, сестер и скорбь всего народа. Наша семья – одна из многих…»

По словам его друга и сослуживца – троичанина Сергея Нуштаева, «на месте гибели неподалеку от города Баграм бойцы подразделения установили своему командиру символический памятник и произвели прощальный оружейный салют. А потом на броне башни его БТР сделали надпись: «Экипаж им. В.Д.Жука»

Похоронен В.Д. Жук 22. 05. 1987 года на кладбище села Бобровка.

Награжден орденом Красной Звезды, медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», знаком ВЛКСМ «Военная доблесть» (посмертно). Кроме того, тремя грамотами командования воинской части 43169 и воинской части - полевая почта 34631.

Виктор рос жизнерадостным, послушным мальчиком. Любил жизнь. Хорошо играл на гитаре. Занимался спортом. Помогал родителям во всем: косил сено, носил воду, управлялся по хозяйству сам. Все соседи его очень любили. Он был приветливым, добрым юношей. У Виктора было очень много друзей. Умный собеседник, любимец сестер, надежда и опора родителей. Очень любил природу: лес, речку, животных, был рыбаком и охотником. Учился хорошо. Мечтал после службы в армии поступить в военное училище. Хотел стать кадровым военным.


1
Учащийся/стихотворение/

Посвящается Валентине Ивановне, маме Виктора.

Мама, мама, мне уже не больно,

Я в кругу друзей своих отпет.

И теперь я голос колокольный,

И теперь я только лунный свет.

Ты ни в чем , ни в чем не виновата,

И слезу, молю, смахни с лица.

На войне для каждого солдата

Сотни пуль отлиты из свинца.

Но кому-то помогает случай

Не попасть во вражеский прицел.

Мама, ты прости, я невезучий,

Мама, я немного не успел.



Учащийся

Давайте вспомним поименно

Тех, с кем навеки сроднены,

Кто был частицей батальона,

А стал частицей тишины.
2

Объявляется минута молчания.

1

Наш музей пополнился материалами предоставленными участниками военных действий в Афганистане. Что мы знаем о их службе?


Учащийся

Чечевишников Сергей Евгеньевич.

В 1982 – 1983 годах выполнял интернациональный долг в республике Афганистан в составе спецотряда «Кобальт», город Гардес. Личный состав «Кобальт» формировался из действующих оперативных сотрудников различных подразделений МВД СССР. Летом 1980 г. отряд в составе 600 человек был переброшен в Афганистан.

В 1994 году принимал участие в боевых действиях на Северном Кавказе. Грамотного офицера ценили командиры, уважали сослуживцы и подчиненные.

После выхода на пенсию по выслуге лет, в звании майора вернулся в родной город. Сергей Чечевишников – кавалер двух орденов Красной Звезды, награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За ратную доблесть» и другими ведомственными и юбилейными наградами.

В декабре 2007 года избран депутатом Собрания депутатов города Троицка. За активную общественную работу признан за 2008год «Человеком года» в номинации «Общественная деятельность».

Сергей Евгеньевич награжден правом ношения крапового берета.. А что мы знаем о этом?



Учащийся

Краповый (темно-бордовый) берет.

Является знаком высшего отличия бойцов подразделений специального назначения внутренних войск МВД РФ. традиция вручения крапового берета существует во внутренних войсках с 1988 г.

Новая традиция появилась в учебной роте специального назначения дивизии им. Дзержинского, где были разработаны условия сдачи квалификационных испытаний на право ношения особого головного убора. Программу специального экзамена, сдача которого автоматически выделяла сдавшего его в элиту спецназа, с правом ношения крапового берета, создали командир роты С. Лысюк и его заместитель В. Путилов.

«Краповый берет, является символом подразделений специального назначения и носится только теми военнослужащими, которые достойны данного права по своим профессиональным, физическим и моральным качествам».

Право на ношение крапового берета получают бойцы, прошедшие все испытания с оценкой «зачет».

Вручение крапового берета проводится на торжественном построении части. Военнослужащий, заслуживший эту честь, становится на правое колено, целует краповый берет, надевает его, поворачивается к строю, прикладывает руку к головному убору и громко произносит: «Служу Отечеству и спецназу!»

Квалификационные испытания проводится в войсках ежегодно. В них принимают участие бойцы подразделений спецназа и подразделений разведки внутренних войск. Как правило, экзамен успешно сдает не более 30% от общего числа экзаменуемых.

В октябре 2005 г. при проведении ежегодного квалификационного испытания в «Витязь» из 84 кандидатов экзамен успешно выдержали только 4 бойца.


Учащийся

Рахотский Сергей Анатольевич.

350 полк ВДВ Витебская дивизия, город Кабул 1986-1987 годы. Снайпер. Первый председатель Троицкой общественной организации «Музей памяти воинов-интернационалистов». Награжден орденом «Красной Звезды», медалью «За отвагу».



Учащийся

Таужанов Сергей Михайлович.

Полковник Вооруженных сил России в запасе. Проходил службу в ДРА с 1986 – 1988 г.г., в/ч п/п 13354 Пули-Хумрийский гарнизон. С 2000 года - председатель Троицкой общественной организации «Музей памяти воинов-интернационалистов».

Награжден: Орденом «Красной Звезды»; Орденом «За службу Родине в ВС 3 степени»; Медаль «За отвагу»; Медаль «За боевые заслуги» и другими юбилейными и памятными медалями.

Ведет активную работу с ветеранами боевых действий, семьями погибших военнослужащих по реабилитации, улучшению социально-бытовых условий, оказание трудоустройства на местах, с этой целью проводятся различные мероприятия. Много сил и душевного тепла отдает решению проблем и оказанию всесторонней помощи инвалидам, участникам войны в Афганистане и Чечне, а также членам семей погибших в результате боевых действий.

При его активном участии завершено строительство сквера «Памяти погибших военнослужащих в военных конфликтах и локальных войнах».

За активную общественную работу признан за 2007 год «Человеком года» в номинации «Общественная деятельность»


Учащийся

Мелентьев Сергей.

Полковник, участник боевых действий на Северном Кавказе, командир 104-го гвардейского Краснознаменного парашютно-десантного полка 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной воздушно-десантной дивизии под Улус-Кертом. В ходе боя 29 февраля – 1 марта 2000 года на высоте 776.0 погибло 84 десантника 6–й роты. В живых от роты осталось 6 человек.


Учащийся

За прошедшие годы произошли огромные перемены не только в государстве, но и в жизни каждого побывавшего на той войне. Менялись профессии, места жительства, должности, воинские звания…

Неизменным оставался только принцип – верность служению Родине. Несмотря на все трудности последних десятилетий, практически все они смогли сохранить преданность профессиональному делу – Служению Родине. Многие и сегодня передают боевой опыт младшему поколению, среди них – Сергей Евгеньевич. Вам слово.

Наша встреча подходит к завершению. Мы всегда будем рады вас видеть в школьном музеи. Надеемся на дальнейшее сотрудничество. Ждем новых материалов об участниках боевых действий. Наше мероприятие заканчиваем военной песней.