Урок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока: «Мастера печатных дел» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока: «Мастера печатных - страница №1/1


МБОУ ВМР «Спасская средняя общеобразовательная школа»

Учитель - Малыгина Оксана Владимировна



Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»

Тема урока: «Мастера печатных дел»

Цель урока: сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.

Образовательные задачи:

-познакомить с историей появления книгопечатанья на Руси;

- расширить знания учащихся о развитии книгопечатанья;

Развивающие задачи:

-развитие связной устной речи (пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, монологическая и диалогическая речь);

- развитие памяти;

- развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли)

-развитие навыков контроля.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к истории;

-воспитывать умение работать в группах

Ход урока


  1. Целеполагание.

У - Какой раздел мы изучаем?

Д – Мы изучаем Историю Отечества

У – О каком временном отрезке отечественной истории шла речь на последних уроках?

Д – Мы знакомились с историей XIII –XV веков.

У – Прочитай те тему сегодняшнего урока, сформулируйте цель урока.

Д- Мастера печатных дел.

Сегодня мы должны узнать, кого в России называли мастерами печатных дел, кто создал первые печатные книги, узнать какие первые книги были напечатаны.



Слайд

  • Повторить изученный материал

  • Узнать, кто создал первые печатные книги на Руси

  • Выяснить, какие книги были напечатаны первыми

  • Определить значение появления книгопечатанья на Руси



  1. Проверка д\з

  1. Рассказать от лица иностранного гостя о Москве во времена правления Ивана III.

  2. Кроссворд



  1. Город, который при Иване Калите стал центром княжества.

  2. Как назвали князя Дмитрия Ивановича после победы на Куликовом поле?

  3. Как называется мешок- кошель с деньгами, который носили на поясе?

  4. Кто благословил Дмитрия Донского на борьбу с врагом?

  5. Правитель Орды, который привел свое войско на Куликово поле?


1

2

3

4

М о с к в а

5

Д о н с к о й

к а л и т а

С е р г и й

М а м а й

Вывод.


  1. Изучение нового.

1.Беседа с опорой на знания детей.

У - Ребята, у каждого из вас в портфеле находятся несколько книг.

В XVI в. В России такое количество книг, которое имеет каждый из вас, было только у богатых людей государства.



У - Почему? Какими были первые книги на Руси?

Д - Каждая из книг писалась годами (от одного до семи лет) и поэтому стоила очень дорого.

У- Перепиской книг занимались переписчики. Одним из лучших переписчиков книг в Москве был Иван Федоров, который мог не только любую букву очень красиво нарисовать, но и искусно резал по дереву, а также отливал из металла различные фигурки.

Как – то раз услышал он от живущих в Москве немцев, что один немецкий мастер придумал быстрый способ изготовления книг.



У – Догадались, что это за мастер? Что это за способ? В каком году в Европе появился первый печатный станок?

Д – Это Иоганн Гуттенберг. Печатный станок в Европе появился в 1445 году.

У- Гуттенберг вырезал из дерева или отливал из металла буквы, затем покрывал их краской и с их помощью оставлял на бумаге отпечаток. Как назывались эти буквы?

Д-литеры.

У - Иван Федоров решил перенять такой способ изготовления книг. Но чтобы печатать много книг, одного станка не достаточно.



У- 19 апреля 1563 года Фёдоров открыл в Москве первую на Руси "печатню".

Открыл он её по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел.

Правил тогда Иван Грозный — царь страшный и жестокий. Зато значение книги царь понимал. И, решив не отставать от Европы, повелел Иван Грозный построить Государев Печатный двор. Стоял Печатный двор в Москве, в Китай-городе. Его руководителем и стал церковный дьякон Иван Фёдоров, будущий первопечатник. (Здание корректорской, или, как её тогда называли, "правильни" стоит там до сих пор).

2. Получение информации по учебнику.

У.-Откройте учебник, прочитайте статью на стр. 82-83 и ответьте на вопрос: Какую книгу напечатали первой?

Д- Первой напечатанной книгой стал «Апостол»

У -Кто такие апостолы?

У -Какой была первая книга?

Это был довольно пухлый том церковного содержания. Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги. Шрифт её воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками.

У - К изданию следующей книги, сборника молитв «Часовник», первопечатник Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец приступили 7 августа 1565 года. В этом же году был выпущен первый в России «Букварь».



У - Догадайтесь за счет чего сократилось время изготовления второй книги?

Д - (литеры –готовы) ( русский букварь)

Именно по этой книге долгое время детей учили чтению. К сожалению, эта книга оказалась последней, выпущенной Фёдоровым в России.

Сразу после этого со стороны переписчиков начались гонения на печатников. После поджога, уничтожившего их мастерскую, Фёдоров со Мстиславцем вынуждены были бежать в Литву, а потом и на Украину. "Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе", — написал Фёдоров.

Но и за границей компаньоны продолжили заниматься печатным делом — издали «Псалтырь» и «Азбуку»

В Москве около стены Китай – города находится памятник Ивану Федорову.. Печатное дело помогло распространению грамотности и просвещению на Руси.

3. Работа в группах

М.В Ломоносов назвал книги «Вратами учености». Почему? Учебник с.84-85 поможет выполнить интересное задание. Расшифруйте высказывание о книгах, используя информацию учебника.



Мне хотелось, чтобы нам сопутствовали :

Умение слушать друг друга

Сотрудничество одним словом - успех

Понимание

Единодушие

Хорошее настроение

4. Вывод: Какую роль сыграло в России появление книгопечатания?

- Каким образом появление типографии и печатание книг помогло распространению грамотности по всей стране?

( Стали открываться школы, грамотных людей стало больше, но неграмотных людей оставалось еще очень много)



  1. Рефлексия.



  1. Задание на дом.



  1. С.29 №2 (рабочая тетрадь)

  2. С.85-86 ответить на вопросы (учебник)