страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Урок на тему: >. Цели урока - страница №1/1
![]() Открытый урок на тему: <<Золотой век русской культуры>>. Цели урока: продолжить формирование общего понятия как одной из важных составляющих частей материальной и духовной части общества; формирование бережного отношения к культуре и музыкальному искусству своего народа. Развитие умений учеников: работа с опорным конспектом; музыкально – слуховой анализ; речевое развитие; расширение словаря и музыкального багажа; работа над пониманием ценностей художественного творчества; новое осмысление традиционных понятий. Возможная личностно- значимая проблема: проследить отражение духовной атмосферы эпохи в творчестве наиболее талантливых ее представителей. Задачи: -образовательные: познакомить учеников с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века; - развивающие: повышать уровень познавательных способностей учеников; деятельное освоение материала; формировать музыкально-слуховые представления; формировать музыкальное мышление, повышать уровень самооценки учеников; -воспитательные: упрочить связи поколений, воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм. Предварительная работа: разучивание с учениками хор <<Славься!>> из оперы М.И.Глинки <<Жизнь за царя>>; самостоятельная работа учителя истории. Оборудование: портреты композиторов: П.И.Чайковского; М.И.Глинки; картины художников XIX века: В.Перова; В.Сурикова, магнитофон, СD, проигрыватель, ноутбук. Музыкальный репертуар: 1. М.И.Глинка фрагмент из оперы: <<Жизнь за царя>>
2. П.И.Чайковский <<Вальс снежных хлопьев>> из балета <<Щелкунчик>>;<<Щелкунчик>>;<<Лебединое озеро>>;<<Евгений Онегин>>. Основные понятия урока: <<золотой век русской культуры>>; <<могучая кучка>>. Тип урока: интегрированный: история+музыка+художественные произведения. План урока: I. Вступительное слово учителя истории. II. Работа с опорным конспектом по теме. III. Музыкальная культура XIX века. IV. Художественная культура XIX века. V. Рефлексия. VI. Список используемой литературы. I.Вступительное слово учителя: Тема нашего урока - <<Золотой век>> русской культуры. Именно в XIX веке русская культура заняла выдающееся положение в мировой культуре, поднявшись на невиданную высоту. Сегодня на уроке мы назовем самые выдающиеся достижения русской культуры и покажем связь между историческими событиями и произведениями культуры. Ведь еще древнегреческий философ Аристотель утверждал: <<Художественное изображение истории более научно и более точно, чем историческое описание>>. Золотым веком Русской культуры становиться XIX век. От Петровских реформ, по сути, подготовили силы для того, что бы Россия в XIX веке пережила своё возрождение. В одном из произведений А.И.Герцен писал о русском народе, <<мощном и неразгаданном>>, который <<сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния – ответил через сто лет громадным явлением Пушкина>>. Конечно, не только А.С.Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Именно это время. Называется золотым веком русской культуры.
Особым свойством обладает музыка. На уровне эмоций и чувств, происходит постижение истории. А особенно во второй половине XIX века окончательно утвердились и закрепились национальные формы и традиции в русском искусстве, особенно в музыке. Русская культура получила всемирное признание, и мы должны гордиться этим. Записываем основное понятие: <<золотой век русской культуры>>- это и развитие науки, развитие образования, русская литература с её многочисленными именами (прежде всего это А. С. Пушкин) создавший современный русский литературный язык. II. Работа с опорным конспектом по теме: <<Золотой век>> русской культуры – XIX век. Литература: А.Пушкин; М.Лермонтов; Н.Гоголь; А.Грибоедов; Л.Толстой; И.Тургенев; Ф.Достоевский; Н.Некрасов. Живопись: В. Перов; В. Суриков и др. Музыка: М.Глинка - <<Руслан и Людмила>>; П.Чайковский - <<Евгений Онегин>>; <<Лебединое озеро>>;<<Щелкунчик>>;<<Спящая красавица>>. III.Музыкальная культура XIX века. Родоначальником русской классической музыки считается М.И.Глинка. Долг человека Глинка видел в служении Родине и обществу, горячо любил народ. Народ- главный герой произведений, активное действующее лицо. Центрально место в творчестве Глинки занимают оперы <<Жизнь за царя>> и <<Руслан и Людмила>>.Именно от них в дальнейшем развивались две ветви оперной классики: народная историческая музыкальная драма и сказочно-эпическая опера. Зачитывает доклад ученик 8 класса:<<О М.И.Глинки, его краткая биография>>. Прослушиваем отрывок музыки: - <<Руслан и Людмила>>. Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П. Чайковского, написавшего немало прекрасных произведений и внесшего новое в эту область. В музыкальном творчестве 60-х годов XIX века ведущее место заняли Чайковский и группа композиторов, вошедших в состав балакиревского кружка. Речь идет о <<Новой русской школе>>,или как ее еще называли <<Могучей кучке>>. Зачитывается доклад ученицей 8 класса: <<Краткая биография П.Чайковского>>. Прослушиваем отрывки из произведений:<<Евгений Онегин>>;<<Лебединое озеро>>;<<Щелкунчик>>;<<Спящая красавица>>.Показываются слайды-портреты. Записываем основное понятие: <<могучая кучка>>-это группа композиторов 60-х гг. XIX века, вошедшие в состав балакиревского кружка. Ведущее место занимал П.Чайковский. Зачитывается доклад учеником 8 класса:<<Могучая кучка>>. IV. Живопись. Зачитывается доклад о В.Сурикове, ученицей 8 класса:<<Краткая биография В.Сурикова>>. Показываются слайды - самые знаменитые картины художника. Зачитывается доклад о Перове, ученицей 8 класса:<<Краткая биография Перова>>. Показываются слайды - самые знаменитые картины художника. V. Рефлексия. Ребята, подумайте и ответьте на некоторые вопросы, после просмотра и прослушивания музыки:
Таким образом, мы познакомились с шедеврами русской культуры, услышали нашу национальную музыку во всей ее красе, просмотрели художественные произведения русской культуры. В заключение следует отметить, что в предреволюционные годы культурная, литературная, мыслящая Россия была совершенно готова к войне и революции. В этот период смешалось все: апатия, уныние, упадничество - и ожидание новых катастроф. Россия не знала грамоты - в среде интеллигенции сосредоточилась вся мировая культура: здесь цитировали наизусть греков, увлекались французскими символистами, считали скандинавскую литературу своей, знали философию и богословие, поэзию и историю всего мира. В известном смысле русская интеллигенция совершила революцию в умах людей до революции в обществе - так глубоко, беспощадно и гибельно перекапывалась почва старой традиции, такие смелые проекты будущего были начертаны. И революция грянула, оказав неоднозначное влияние на замечательную русскую культуру. VI. Список используемой литературы: 1. Валошин М. Лирики творчества. Л., 1988; 2. Ильина Т. В. История искусства. Русское и советское искусство. М., 1989; 3. Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. М., 1990; 4. Павленко Н. И., Кобрин В. Б., Фёдоров В. А. История СССР с древнейших времён до 1861 года. М., 1989; 5. Пушкин в русской философской критике. М., 1990; 6. Федотов Г. П. Судьба и грехи России. В 2 т. М.,1991. Домашнее задание: §12(стр.127-130) пересказ; записи в тетради. |