Урок математики по теме «Римские цифры»
3 класс
Учитель: Тунгусова В.И.
Цели:
-
образовательная: систематизировать и обобщить знания о числах и цифрах, формировать представление о римских цифрах и числах, учить читать, записывать, сравнивать числа;
-
развивающая: развитие умений наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление; математическую речь и познавательную активность;
-
воспитывающая: воспитывать взаимопомощь, формировать самоконтроль.
Задачи:
· познакомить детей с новыми, неизвестными системами счисления;
· познакомить детей с римскими цифрами и их написанием, дать представление об использовании их на практике.
Тип урока:
- урок открытия нового знания.
Оборудование урока:
мультимедийный проектор; экран; презентация, палочки.
Ход урока:
1. Организационный момент
-Ребята! Готовы вы к уроку? (Да).
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс.
Все получится у нас!
Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новые секреты математике.
2. Актуализация знаний
1) повторение нумерации чисел в пределах 1000:
350, 256, 444, 799, 602, 829 (слайд 3)
Посмотрите на числа. Как мы их называем? (Трехзначные)
Почему? (Для записи данных чисел используется три цифры)
А сколько разных цифр мы можем использовать для записи чисел в данной системе счисления ? (10)
Какое число можно назвать «лишним»?
(602 – в нем нет свободных десятков). Сколько всего десятков? (60)
444 – одинаковое количество сотен, десятков и единиц). Сколько всего единиц? (444) Сколько всего десятков? 44)
350 – нет свободных единиц)
Назовите самое маленькое число. (256) Назовите его разрядный состав.
В тетради запишите эти числа: 1 вариант – в порядке возрастания, 2 вариант – в порядке убывания.
Проверка.
2.Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы
Установите закономерность и продолжите ряд (Слайд 4)
1) 202, 204 …, … .
2) 333, 343, …, … .
3)125, 225, …, … .
4)DLIV, DLIII, …, … .
Проверяем, называем. В чем проблема? Все ли задания вы смогли выполнить?
3. Открытие нового знания. (слайды 6-12)
Это тоже числа, но записаны они особыми цифрами малознакомыми вам. Знает ли кто-нибудь, как они называются? Для того, чтобы разобраться, что это за числа, предлагаю вам совершить путешествие в прошлое.
Первобытные люди не знали цифр. У них даже слов таких не было «два», «четыре», «пять». Но считать умели. Называть числа им было необязательно, достаточно было показать их на пальцах. Пальцы и были первыми изображениями чисел, и, если хотите, первым калькулятором. Очень удобно складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Если не хватит пальцев на руках - не беда, есть еще в запасе пальцы на ногах.
Шли века, тысячелетия. Менялась жизнь человека. Люди приручили животных, стали обрабатывать землю, строить каменные здания. Для всего этого требовались сложные расчеты, а для расчетов – цифры.
У разных народов была своя форма записи чисел.
Древний народ шумеры, живший на территории Междуречья (современный Ирак) лепили из глины пластинки и палочкой выдавливали на ней точки, палочки, узелки.
Египтяне придумали свою систему около 5 000 лет тому назад. Это одна из древнейших систем записи чисел, известная человеку. Древние египтяне на очень длинных и дорогих папирусах писали вместо цифр очень сложные, громоздкие знаки – символы.
Может быть, кто-нибудь вспомнит, где мы встречаемся с рисскими цифрами? (Нумерация столетий, на циферблатах часов, нумерация книжных томов и глав, нумеруем варианты в контрольных работах, даты рождения часто записывают, используя римские цифры)
Итак, как назовём тему нашего урока? А какую цель поставим?
Тема: Римские цифры.
Цель: научиться читать числа, записанные римскими цифрами; записывать числа римскими цифрами и выполнять с ними вычисления, сравнение.
4. Объяснение нового материала (слайды 13-17)
Древние римляне для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека.
Количество палочек соответствует тому числу, которое обозначает.
I - 1
II - 2
III – 3
А вот так римляне обозначали пятерку – V. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку, но не вырисовывали каждый палец отдельно. Рисунок был очень простым: V. Положите перед собой ладонь и посмотрите, где прячется пятёрка.
- Постройте из палочек цифру 5.
-Кто из вас знает, как записывается десятка? X. Постройте из палочек.
Некоторые ученые предполагают, что 10 – это скрещенные руки, а другие придерживаются мнения, что 10 состоит из двух 5. Одну запишем как обычно, а вторая перевёрнута вниз. Вот так: X.
-А как бы вы записали число 4? Постройте из палочек 4.
IIII – именно такую четверку можно увидеть сегодня на некоторых циферблатах.
А потом четверку стали изображать вот так: IV - 4 Кто догадался, почему? (4 – предыдущее число, палочку пишем слева, отнимаем)
Задание по рядам.
1 ряд- постройте из палочек 6
2 ряд-7, 3 ряд -8.
- А как запишем 9?
Записать числа в таблице.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если рядом записать X X, X X X, какие числа получим? (20, 30)
-А как получить число 11?12?
-Запишем в таблице.
-А как получить числа 23, 35, 42?
Какова же особенность римской записи?
-Если меньшую цифру поставить справа (после) от большей, её надо прибавить, а если поставить слева (перед) – отнять.
-Назовите основные римские цифры (слайд 18)
Физминутка
5. Первичное закрепление
Работа по учебнику
1) с. 46 № 2
Попробуем прочитать и сравнить числа, записанные римскими цифрами (Слайд20)
2) Найти ошибки в примерах (Слайд 21-22)
Самопроверка
3) Задача № 6 стр. 47 (Слайд23)
7. Открытие нового знания
Для записи больших чисел римляне использовали другие обозначения
Таблица на слайде:24
Число
|
Римское
обозначение
|
1
|
I
|
5
|
V
|
10
|
X
|
50
|
L
|
100
|
C
|
500
|
D
|
1000
|
M
|
Попробуем при помощи таблицы прочитать, какие числа записаны (Слайд 25)
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений.
1) А теперь вернемся к началу урока и попробуем продолжить ряд цифр (слайд 26)
DLIV,DLIII. DLII,DLI
2) №7 стр.47
Проверка (слайд 27)
9. Подведение итогов. Рефлексия.
Как вы думаете, почему математики всего мира пользуются арабской системой, а не римской?
(римская нумерация неудобна, записи длинные, умножение и деление в письменном виде производить невозможно)
С чем мы познакомились на уроке?
Где можно встретить римские цифры?
Поднимите руку, кто считает, что активно работал на уроке?
|