Урок математики по теме «Римские цифры» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок математики по теме «Римские цифры» - страница №1/1


Урок математики по теме «Римские цифры»

3 класс

Учитель: Тунгусова В.И.

Цели:

  • образовательная: систематизировать и обобщить знания о числах и цифрах, формировать представление о римских цифрах и числах, учить читать, записывать, сравнивать числа;

  • развивающая: развитие умений наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать,  сравнивать; развивать внимание, логическое мышление; математическую речь и познавательную активность;

  • воспитывающая: воспитывать взаимопомощь, формировать самоконтроль.

Задачи:

·        познакомить детей с новыми, неизвестными системами счисления;

·        познакомить  детей с римскими цифрами и их написанием, дать представление об использовании их на практике.

Тип урока:

- урок открытия нового знания.          



Оборудование урока:                  

мультимедийный проектор; экран; презентация, палочки. 



Ход урока:

1. Организационный момент

-Ребята! Готовы вы к уроку? (Да).

На вас надеюсь я, друзья.         

Мы хороший дружный класс.

Все получится у нас!

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались  открыть новые секреты математике.

 

 



2. Актуализация знаний

1) повторение нумерации чисел в пределах 1000:



350, 256, 444, 799, 602, 829 (слайд 3)

Посмотрите на числа. Как мы их называем? (Трехзначные)

Почему? (Для записи данных чисел используется три цифры) 

А сколько разных цифр мы можем использовать для записи чисел в данной системе счисления ? (10)

Какое число можно назвать «лишним»?

(602 – в нем нет свободных десятков). Сколько всего десятков? (60)

444 – одинаковое количество сотен, десятков и единиц). Сколько всего единиц? (444) Сколько всего десятков? 44)

350 – нет свободных единиц)

Назовите самое маленькое число. (256) Назовите его разрядный состав.

 

В тетради запишите эти числа: 1 вариант – в порядке возрастания, 2 вариант – в порядке убывания.

Проверка.

 

2.Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы



Установите закономерность и продолжите ряд (Слайд 4)

1) 202, 204 …, … .

2) 333, 343, …, … .

3)125, 225, …, … .

4)DLIV, DLIII, …, … .

Проверяем, называем. В чем проблема? Все ли задания вы смогли выполнить?

 

 

3. Открытие нового знания. (слайды 6-12)



Это тоже числа, но записаны они особыми цифрами малознакомыми вам.  Знает ли кто-нибудь, как они называются?  Для того, чтобы разобраться, что это за числа, предлагаю вам совершить путешествие в прошлое.

 

Первобытные люди не знали цифр. У них даже слов таких не было «два», «четыре», «пять». Но считать умели. Называть числа им было необязательно, достаточно было показать их на пальцах. Пальцы и были первыми изображениями чисел, и, если хотите, первым калькулятором. Очень удобно складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Если не хватит пальцев на руках  - не беда, есть еще в запасе пальцы на ногах.



Шли века, тысячелетия. Менялась жизнь человека. Люди приручили животных, стали обрабатывать землю, строить каменные здания. Для всего этого требовались сложные расчеты, а для расчетов – цифры.

 

У разных народов была своя форма записи чисел.



 

Древний народ шумеры, живший на территории Междуречья (современный Ирак) лепили из глины пластинки и палочкой выдавливали на ней точки, палочки, узелки.

 

Египтяне придумали свою систему около 5 000 лет тому назад. Это одна из древнейших систем записи чисел, известная человеку. Древние египтяне на очень длинных и дорогих папирусах писали вместо цифр очень  сложные, громоздкие знаки – символы.



 

 

Может быть, кто-нибудь вспомнит, где мы встречаемся с рисскими цифрами? (Нумерация столетий, на циферблатах часов, нумерация книжных томов и глав, нумеруем варианты в контрольных работах, даты рождения часто записывают, используя римские цифры)



 

Итак, как назовём тему нашего урока? А какую цель поставим?

Тема: Римские цифры.

Цель: научиться читать числа, записанные римскими цифрами; записывать числа римскими цифрами и выполнять с ними вычисления, сравнение.

 

 



4. Объяснение нового материала (слайды 13-17)

Древние римляне для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека.

Количество палочек соответствует тому числу, которое обозначает.

I - 1


II - 2

III – 3


 

А вот так римляне обозначали пятерку – V. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку, но не вырисовывали каждый палец отдельно. Рисунок был очень простым: V. Положите перед собой ладонь и посмотрите, где прячется пятёрка.

 - Постройте из палочек цифру 5.

-Кто из вас знает, как записывается десятка? X.  Постройте из палочек. 

 

Некоторые ученые предполагают, что 10 – это скрещенные руки, а другие придерживаются мнения, что 10 состоит из двух 5. Одну запишем как обычно, а вторая перевёрнута вниз. Вот так: X.



-А как бы вы записали число 4? Постройте из палочек 4.

IIII – именно такую четверку можно увидеть сегодня на некоторых циферблатах.

А потом четверку стали изображать вот так: IV - 4   Кто догадался, почему? (4 – предыдущее число, палочку пишем слева, отнимаем) 

Задание по рядам.

1 ряд- постройте из палочек 6

2 ряд-7, 3 ряд -8.

 - А как запишем 9?

Записать числа в таблице.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10































11

12

13

14

15

16

17

18

19

20































Если рядом записать X X, X X X, какие числа получим? (20, 30)

-А как получить число 11?12?

-Запишем в таблице.

 -А как получить числа 23, 35, 42?



Какова же особенность римской записи?

 

-Если меньшую цифру поставить справа (после) от большей, её надо прибавить, а если поставить слева (перед) – отнять.

-Назовите основные римские цифры (слайд 18) 

Физминутка

 

5. Первичное закрепление



Работа по учебнику

1)      с. 46 № 2

Попробуем прочитать и сравнить числа, записанные римскими цифрами (Слайд20)

2)      Найти ошибки в примерах (Слайд 21-22)

Самопроверка

 3) Задача № 6 стр. 47 (Слайд23)

 

 

7. Открытие нового знания



Для записи больших чисел римляне использовали другие обозначения

Таблица на слайде:24



Число

Римское
обозначение


1

I

5

V

10

X

50

L

100

C

 500

D

1000

M

 

Попробуем при помощи таблицы прочитать, какие числа записаны (Слайд 25)

 

 

8. Включение нового знания в систему знаний и повторений.



1) А теперь вернемся к началу урока и попробуем продолжить ряд цифр (слайд 26)

DLIV,DLIII. DLII,DLI

2) №7 стр.47

 Проверка (слайд 27)

 

9. Подведение итогов. Рефлексия.

Как вы думаете, почему математики всего мира пользуются арабской системой, а не римской?

(римская нумерация неудобна, записи длинные, умножение и деление в письменном виде производить невозможно)

 

С чем мы познакомились на уроке?



Где можно встретить римские цифры?

Поднимите руку, кто считает, что активно работал на уроке?