Урок физики в 9 классе Тема урока №1: Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Цели урока: Образовательная - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок музыки в 5 классе Тема урока: «Третье путешествие в музыкальный... 1 75.01kb.
Урок физики в 11 классе Генерирование электрической энергии. 1 84.79kb.
Урок внеклассного чтения в 3 классе Тема урока: "В умелых руках всё... 1 30.86kb.
Урок технологии (девочки) в 8 классе Тема раздела: Рукоделие. 1 90.77kb.
Урок физики в 11 классе на тему фотоэффект. Моу сош с. Карасу, Черекский... 1 108.08kb.
Интегрированный урок в 11 «а» классе, посвященный 65-летию Победы... 1 75.54kb.
Урок чтения в 1 классе. Тема. Зимние гости. Цели и задачи урока. 1 72.77kb.
План-конспект урока литературы в 5 классе Тема урока: «Где ты, Андерсен... 1 121.56kb.
Урок изо в 6 классе Тема урока: Сатирические образы человека. 1 50.42kb.
Урока «Отряды Чешуекрылые, Двукрылые, Блохи» 1 126.8kb.
Урок путешествие в 5 классе Учитель Баскина Т. М. 23. 12. 2012г. 1 53.58kb.
За минималния и максималния бал по паралелки в рио област софия-град 1 647.02kb.
- 4 1234.94kb.
Урок физики в 9 классе Тема урока №1: Радиоактивность как свидетельство сложного - страница №1/1


Учитель физики МОУ Ивановской СОШ Кривошеева Валентина Павловна


Урок физики в 9 классе

Тема урока № 1: Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

Цели урока:

Образовательная:

  • углубить знания учащихся о структуре атома;

  • сформировать представление о радиоактивности, физической природы α, β, γ - излучений.

Развивающая: способствовать формированию умения анализировать, сравнивать, обобщать факты, убежденности в знаниях в процессе применения полученных знаний в различных ситуациях при решении задач.

Воспитательная: продолжить формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения учащихся.

Задачи урока:

Проследить историю открытия радиоактивности, её физическую сущность.



Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, медиа-лекция flash 9 № 54 «Радиоактивность», презентация к уроку «Радиоактивность», рассчитана на 2 урока..

Структура урока.

  1. Организационный момент.

  2. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

  3. Изучение нового материала.

  4. Первичная проверка понимания нового материала.

  5. Подведение итогов урока.

  6. Информация о домашнем задании.

Историческая справка.

Сто лет назад, в феврале 1896 года, французский физик Анри Беккерель обнаружил самопроизвольное излучение солей урана 238U. 26-27 февраля 1896 года Беккерель приготовил несколько образцов кристаллов и прикрепил их к завернутым в бумагу фотопластинкам. Однако в эти дни стояла пасмурная погода, и Беккерель решил отложить опыт. Он считал, что ему необходим яркий солнечный свет. Пластинки были спрятаны в ящик стола и пролежали там около трех дней.

Лишь 1 марта, Беккерель решил их проявить, ожидая в лучшем случае, увидеть слабые изображения. Но все оказалось наоборот: изображения были очень четкими. Таким образом, какое-то излучение испускалось солями урана безо всякого освещения светом. Беккерель продолжил исследования солей урана, однако он не понимал природы этого излучения.

Двумя годами позднее, супруги Пьер и Мария Кюри, доказали, что аналогичным свойством обладает химический элемент торий 232Th. Затем они же открыли новые, ранее неизвестные элементы – полоний 209Po и радий 226Ra.

Радий – редкий элемент; чтобы получить 1 грамм чистого радия, надо переработать не менее 5 тонн урановой руды; его радиоактивность в несколько миллионов раз выше радиоактивности урана.

Впоследствии было установлено, что все химические элементы с порядковым номером более 83 являются радиоактивными.

Супруги Кюри, явление самопроизвольного излучения назвали радиоактивностью.

Жизнь обоих поколений ученых – физиков Кюри была в прямом смысле принесена ей в жертву науке. Мария Кюри, ее дочь Ирэн и зять Фредерик Жолио-Кюри умерли от лучевой болезни, возникшей в результате многолетней работы с радиоактивными веществами. Вот что пишет М.П.Шаскольская: «В те далекие годы, на заре атомного века, первооткрыватели радия не знали о действии излучения. Радиоактивная пыль носилась в их лаборатории. Сами экспериментаторы спокойно брали руками препараты, держали их в кармане, не ведая о смертельной опасности. К счетчику Гейгера поднесен листок из блокнота Пьера Кюри (через 55 лет после того, как в блокноте велись записи!), и ровный гул сменяется шумом, чуть ли не грохотом. Листок излучает, листок как бы дышит радиоактивностью...»



И в 1903 году Эрнест Резерфорд проделав опыт обнаружил три пятна, от испускаемых веществом трех лучей, которые отличаются друг от друга разной способностью проникать сквозь вещества. Их назвали , лучами и излучением Итак, сегодня на уроке нам предстоит познакомится с , лучами и излучением.

Первой была установлена природа a-частиц. Резерфорд выяснил, что в емкости, куда они попадают, постепенно накапливается газ гелий. Этот факт позволил сделать вывод, что эти частицы – ни что иное, как ядра атомов гелия.

Радиоактивные излучения опасны для человека. Из всех излучений a-излучение представляет наименьшую опасность. В воздухе эти частицы могут пролететь всего лишь несколько сантиметров, поэтому защитой от этого вида излучения служит любая одежда.

Намного большую опасность представляет b-излучение. При b-распаде электроны, как правило, обладают значительной энергией. Они проходят в воздухе расстояние около 5 метров и достаточно легко проникают через одежду и ткани организма. Защитой от них служат специальные материалы, например, бетонные и кирпичные стены, толстый слой земли.

Наибольший вред человеку наносят гамма- и нейтронное излучение. Гамма-лучи проникают даже через метровый слой воды и 6-ти сантиметровый лист свинца. Для поглощения g-лучей и нейтронов используются специальные материалы, такие как углерод, парафин, свинец, тяжелая вода и другие.

Ход урока.

этапа и дидактическая задача

Содержание

Примечание

1. Д/З. Подготовка учащихся к началу урока.

Приветствие:

Добрый день! Начинаем изучать новую тему, очень интересную и очень важную.



Эпиграф к уроку:

«Науку все глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснет тебе свет, узнаешь: предела для знания нет» Персидский поэт Фирдоуси, 940 – 1030 гг.



 

2. Д/З. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний. Формулирование цели урока.

Какие факты и явления подтверждают сложное строение атома?

Учащиеся могут перечислить факты и явления, подтверждающие сложное строение атома:

  1. Электризация тел.

  2. Электрический ток в металлах.

  3. Явление электролиза.

  4. Опыты Иоффе - Милликена.

3. Д/З. Восприятие, осмысление и первичное запоминание нового материала.          

Основные вопросы (должны быть заранее записаны на доске):

  1. Открытие явления радиоактивности А. Беккерелем.

  2. Опыт по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения.

  3. Альфа, бета, и гамма – частицы.

  4. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов




Учащиеся мысленно выделяют основные моменты, согласно записанным вопросам.


4. Д/З. Выявление уровня осмысления уч-ся нового материала.

Что доказывает опыт Резерфорда?

Вопросы СР-57 стр. 128, сборник ОИ Громцевой Контрольные и самостоятельные работы по физике 9 кл, 2010 г



Уч-ся отвечают на вопросы

5 Д/З. Дать характеристику работы класса.

Подведем итог.

Рефлексия. Выявить удовлетворенность детей уроком.

1. «Говорят, что если ты сегодня узнал что-то новое, значит, день прожит не зря. А мы не зря провели это время?»

2. Заканчиваю урок словами русского поэта XIX века Якова Петровича Полонского «Царство науки не знает предела

Всюду следы ее вечных побед,

Разума слово и дело, сила и свет».



Дополняют учителя, сами формулируют итог урока. Высказывают мнение о сложности темы.

Высказывают свои мысли о том, что они сегодня узнали



6. Д/З. Охарактеризовать объём домашнего задания.

На следующем уроке уметь ответить на вопрос: почему опыт Резерфорда доказывает сложное строение атома?

 Параграф 55, ответить на вопросы после параграфа.