Урок экологии в 10 классе по теме «Загрязнение окружающей среды» разработан по технологии «Развитие критического мышления через чтен - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
И. Р. Калмыкова заведующая кафедрой 1 59.71kb.
Охрана окружающей среды 1 47.29kb.
География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей... 1 93.11kb.
Урок литературы в 8 классе Предметная тема : Представление Челкаша... 1 38.06kb.
Международно-правовая ответственность за загрязнение окружающей среды... 1 323.7kb.
Взаимосвязи организмов на примере экологической системы муравейника 1 267.37kb.
Семинар "Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические... 1 131.17kb.
Урок экономики в 11 классе «Реклама» представляет учитель экономики... 1 81.8kb.
«Шумовое загрязнение окружающей среды» 1 181.75kb.
Конспект урока по теме "Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская... 1 44.58kb.
Уроке музыки. Технология «Развитие критического мышления» 1 82.45kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история регионов... 2 1062.39kb.
- 4 1234.94kb.
Урок экологии в 10 классе по теме «Загрязнение окружающей среды» разработан по технологии - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»,

г. Мурома, Владимирской обл.

Методическая разработка

урока экологии.

Составила: Коровина Наталья Геннадьевна,

учитель географии.

Аннотация.

Урок экологии в 10 классе по теме «Загрязнение окружающей среды» разработан по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Использование данной технологии оправдано с точки зрения внедрения ФГОС нового поколения, так как предполагает личную вовлеченность школьника в процесс обучения, способствует самообразованию и саморазвитию обучающихся. На уроке, в соответствии с его этапами, используются следующие приемы данной технологии: «Кластер», «Чтение с остановками», «Фишбоун», «Синквейн», «РАФТ». Методическая разработка представлена в виде технологической карты урока с необходимыми приложениями.



Технологическая карта урока

Класс: 10 класс

Тема урока: Загрязнение окружающей среды.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: познакомить обучающихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды.

Задачи:

1. Предметные: формировать представления об особенностях экологических проблем, умения и навыки экологически целесообразного поведения в окружающей среде

2. Метапредметные: развивать способности обучающихся к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

3. Личностные: создавать условия, способствующие формированию устойчивых установок социально-ответственного поведения в окружающей среде.

Этап урока

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

Предметные результаты

Ресурсы урока

Вызов

10

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

Организует 4 группы. Раздает материал, инструктирует, активизирует деятельность обучающихся, мотивирует их к дальнейшей работе, используя прием «Чтение с остановками», «кластер». (Приложение 1).



Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Распределяются по группам.

Предполагают главные вопросы изучаемой темы, обсуждают.

Оформляют кластер.



(Приложение 3.1.).

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные


Закрепить понятие «географическая среда»;

Сформулировать понятие «загрязнение окружающей среды»; понять различия между качественным и количественным загрязнением.



Тексты

(Приложение 2)


Осмысление

20

Консультирует.

Используемые приемы: «Чтение с остановками», «Фишбоун».



Читают и анализируют текст, синтезируют и обобщают полученную информацию, заполняют схему «Фишбоун» (Приложение 5)

Личностные

Познавательные

Коммуникативные


Знать источники и представлять последствия загрязнения различных оболочек Земли и пути решения данной проблемы

Тексты, схема «Фишбоун» (для каждой группы на листе формата А4 и общая - на листе ватмана).

(Приложение 4)

Рефлексия

10


Предлагает обучающимся вернуться к кластеру, составленному в начале урока, внести изменения или дополнения.

Просит выполнить творческое задание, используя прием «синквейн» (Приложение 6)



Соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Дополняют кластер, составленный в начале урока. (Приложение 3.2.)

Пишут «синквейн»



Регулятивные, личностные, коммуникативные




тетрадь


Домашнее задание: - написать текс по обозначенным экологическим проблемам (индивидуально или поработать в парах), используя прием РАФТ (Приложение 7), предложить для обсуждения на следующем уроке пути решения этих проблем.

Приложение 1.

«Чтение с остановками»

При использовании приёма «чтение с остановками» учитывается следующее:

- текст не должен быть знаком учащимся;

- текст заранее делиться на части и помечаются «остановки»;

- задания и вопросы формулируются к тексту с учетом иерархии уровней познавательной деятельности.
Первая часть текста у всех одинаковая, а вторая часть текста у каждой группы своя. После прочтения второй части текста, каждая группа составляет свою схему «Фишбоун» по обозначенной в тексте экологической проблеме. По итогам работы происходит обмен информацией между группами, в результате чего появляется общая схема «Фишбоун».

Приложение 2.

Задания для групп обучающихся.

1 группа
Задание:


  1. Прочитайте первую часть.

  2. О чем будет этот текст, попробуйте сформулировать его название.

  3. Предположите, какую еще информацию Вы можете получить из текста.

Первая часть текста

Окружающая среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Человек воздействует на естественную среду своего обитания, не только потребляя ее ресурсы, но и изменяя природную среду, приспосабливая ее для решения своих практических, хозяйственных задач. В силу этого деятельность людей оказывает существенное влияние на окружающую среду, подвергая ее изменениям, которые затем влияют и на самого человека. И если на ранних этапах развития общества антропогенное воздействие носило незначительный и очаговый характер, то с развитием науки и техники оно возросло до ужасающих пределов.



ОСТАНОВКА!

Задание:

  1. Прочитайте вторую часть текста.

  2. Представьте предложенную информацию в тексте в виде схемы «Фишбоун»:

в «голове» «рыбьего скелета» обозначьте проблему, которая рассматривается в тексте. На верхних косточках скелета запишите причины возникновение изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых запишите факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, факты. В «хвосте» «Рыбьего скелета» сформулируйте выводы по изученной проблеме.

Вторая часть текста

Загрязнение атмосферы.
Воздух — важнейшее условие жизни на Земле. Воздух влияет на человека, на растения, на животных, на здания, сооружения, памятники и др. Поэтому загрязнение атмосферы неблагоприятно влияет на окружающую среду. Все источники загрязнения атмосферы подразделяют на естественные и антропогенные.

Естественное загрязнение атмосферы происходит в результате извержения вулканов, пыльных бурь. Самым сильным за всю историю человечества было извержение вулкана Кракатау (вблизи острова Ява) в 1883 году. Взрыв этого вулкана был слышен на расстоянии 4800 км. Вулканическая пыль поднялась на высоту более 20 км. Этот пепел опоясал весь земной шар в течение нескольких месяцев. Естественным поставщиком пыли является пустыня Сахара. Пылевые облака, возникающие над Сахарой, переносятся пассатами над всей Западной Африкой.

Антропогенное загрязнение атмосферы имеет очень много источников и наносит более ощутимый вред. Главными источниками загрязнения атмосферы являются: ТЭС, металлургия, химическая, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная отрасли промышленности, автомобильный транспорт.

Аэрозольное загрязнение - это загрязнение атмосферы пылью и жидкими частицами. Аэрозоли образуют в атмосфере туман и смог. Смог крайне отрицательно влияет на организм человека. Известны Лондонский и Лос-анджелесский смоги, обладающие повышенной токсичностью. Крупным и опасным источником аэрозолей являются лесные пожары, дымовые облака от которых тянутся на тысячи километров.



«Показано, что длительные антициклональные условия и горение лесов и торфяников в 2010 г. привели к увеличению более чем в 1,5 раза общей концентрации аэрозоля в приземном воздухе». ("Метеорология и гидрология", № 6, июнь 2011 г..

Ежегодно в атмосферу поступает и 2-3 млн. т космической пыли. Она в течение многих лет, то поднимаясь в атмосферу, то оседая на поверхность земли, никакого влияния не оказывает на экологическую обстановку.

Газообразное загрязнение представляет повышенную опасность. На него приходится 80-90% всех выбросов в атмосферу. Это соединения серы, азота, хлора и углерода.

Если оксид углерода (СО) поступает в организм человека, то он вытесняет из гемоглобина кислород. Диоксид серы (S02) поражает слизистую оболочку дыхательных путей и глаз. Даже самая малая доза диоксида серы при длительном вдыхании приводит к хроническим заболеваниям бронхов и легких. Диоксид серы вреден и для растений, даже для мраморных покрытий зданий, так как, входя в реакцию с влагой воздуха, образует сернистую кислоту. В результате хозяйственной деятельности человека ежегодно в атмосферу поступает около 200 млн. т различных соединений серы.

Попадая в атмосферу, соединения серы и азота соединяются с капельками воды и образуют серную и азотную кислоты. Затем с дождями они выпадают на землю, нарушая нормы кислотности почвы, способствуя высыханию лесов, особенно хвойных. Попадая в реки и озера, они уничтожают флору и фауну водоемов. Кислотные дожди приводят и к разрушению конструкций (усиливают коррозию металла), памятников. Главные районы распространения кислотных дождей - США, зарубежная Европа. По содержанию кислоты современные дожди в этих странах соответствуют составу сухого вина, а иногда и столового уксуса. В ФРГ размер лесных площадей, пострадавших от кислотных дождей, достиг 20-30 %.

Еще большее внимание ученых привлекают последствия попадания в атмосферу соединений углерода: углекислый газ, угарный газ и метан. Среди них преобладает углекислый газ. Он не ядовит, но, накапливаясь, приводит к образованию парникового эффекта. Поступление этих соединений в атмосферу связано со сгоранием топлива и утечками метана из нефтяных и газовых скважин. Если в 1950 году в атмосферу Земли поступало 1520 млн. тонн углерода, то в 2000 году — 6200 млн. тонн, то есть объем поступления углерода увеличился в четыре раза. Каждая тонна углерода, попадающая в атмосферу, эквивалентна 3,7 т углекислого газа.

Основную ответственность за выбросы углерода несут развитые страны. Наиболее сильное загрязнение углекислым газом происходит в северном полушарии между 40-50 параллелями. Вклад наиболее промышленно развитых стран в загрязнение атмосферы распределяется следующим образом: по диоксиду серы - 12% Россия, 21 % США, по оксидам азота - 6% Россия, 20% США, по оксиду углерода - 10% Россия, 70% США. По размерам выбросов на душу населения стоят на первых местах нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие страны — Кувейт, ОАЭ и Сингапур.

На предприятиях черной металлургии процессы выплавки чугуна и переработки его на сталь также сопровождаются выбросом в атмосферу различных газов. Вместе с доменным газом в атмосферу в небольших количествах выбрасываются также соединения мышьяка, фосфора, сурьмы, свинца, пары ртути и редких металлов, цианистый водород и смолистые вещества. При получении 1 т алюминия расходуется от 33 до 47 кг фтора, при этом около 65% его попадает в атмосферу.

Источником загрязнения в угольной промышленности являются отвалы пустой породы или так называемые терриконы. Внутри терриконов вследствие самовозгорания длительное время идет горение угля и пирита, сопровождающееся выделением сернистого газа, оксида углерода (II), продуктов возгонки смолистых веществ.

Воздушные выбросы нефтяной промышленности содержат большое количество углеводородов, сероводорода. Заводы синтетического каучука выбрасывают в атмосферу такие вредные вещества, как стирол, дивинил, толуол, ацетон, изопрен и др.

Производства цемента и строительных материалов также могут быть источником загрязнения атмосферы различной пылью.

Особое место среди источников загрязнения атмосферы занимает химическая промышленность. Она поставляет диоксид серы (SO2), сероводород (H2S), оксиды азота (NO, NO,), углеводороды (СН), галогены (F2, C12) и др. Для химической промышленности характерна высокая концентрация предприятий, что создаст повышенное загрязнение окружающей среды. Вещества, выделяемые в атмосферу, могут вступать в химические реакции друг с другом, образуя высокотоксичные соединения. Часто образуется озон в концентрациях, во много раз превосходящих нормальный его уровень в воздухе у поверхности Земли, что опасно для жизни растений, животных и человека.

С каждым годом возрастает роль автомобильного транспорта в загрязнении атмосферы выхлопными газами. Общее количество автомашин в мире составляет примерно 400 млн. Сжигая огромное количество нефтепродуктов, они наносят ощутимый вред окружающей среде и здоровью населения. Один легковой автомобиль в среднем поглощает ежегодно из атмосферы больше 4 тонн кислорода, выбрасывая примерно 800 кг оксида углерода, около 40 кг оксида азота и почти 200 кг различных углеводородов. При дальнейшем окислении углеводороды образуют токсичные кислородсодержащие соединения. В России количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от транспорта составляет 16,5 млн. т в год (или около 47 % от общего количества выбросов), в том числе от автотранспорта - 13,5 млн. т (около 82% общего количества выбросов), а в США 60% загрязнения атмосферы связано с транспортом. 

Другая группа газов - фреоны - имеют антропогенное происхождение. Фреоны используют в качестве хладагентов в холодильниках и кондиционерах, в виде растворителей, распылителей, моющих средств.

Радиоактивное загрязнение атмосферы связано с испытанием атомного оружия (до 90-х годов США И СССР произвели более 500 ядерных взрывов, в результате чего радиоактивный фон планеты повысился на 2%). В настоящее время надземные испытания ядерного оружия запрещены. Но радиационное заражение может происходить при авариях на АЭС (Чернобыльская авария, авария на АЭС Фокусима-1). В результате аварии на Чернобыльской АЭС (разрушение 26 апреля 1986 года), расположенной на территории Украинской ССР (ныне — Украина) реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю атомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу.

2 группа
Задания:


  1. Прочитайте первую часть.

  2. О чем будет этот текст, попробуйте сформулировать его название.

  3. Предположите, какую еще информацию Вы можете получить из текста.

Первая часть текста

Окружающая среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Человек воздействует на естественную среду своего обитания, не только потребляя ее ресурсы, но и изменяя природную среду, приспосабливая ее для решения своих практических, хозяйственных задач. В силу этого деятельность людей оказывает существенное влияние на окружающую среду, подвергая ее изменениям, которые затем влияют и на самого человека. И если на ранних этапах развития общества антропогенное воздействие носило незначительный и очаговый характер, то с развитием науки и техники оно возросло до ужасающих пределов.



ОСТАНОВКА!


Задание:

  1. Прочитайте вторую часть текста.

  2. Представьте предложенную информацию в тексте в виде схемы «Фишбоун»:

в «голове» «рыбьего скелета» обозначьте проблему, которая рассматривается в тексте. На верхних косточках скелета запишите причины возникновение изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых запишите факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, факты. В «хвосте» «Рыбьего скелета» сформулируйте выводы по изученной проблеме.


Вторая часть текста

Загрязнение литосферы.
Человек существует в определенном пространстве, основной составляющей которого служит земная кора. В настоящее время человек оказывает сильнейшее техногенное воздействие на литосферу, масштабы которого огромны. Достаточно отметить, что суммарная площадь, покрытая всеми видами инженерных сооружений (здания, шахты, дороги, каналы, трубопроводы, водохранилища и пр.), достигает 1∕6 суши. В сильно урбанизированных районах Земли (Япония, США, Западная Европа, Гонконг) искусственные грунты покрывают до 95% и более городских территорий. Уже сегодня воздействие человека на литосферу приближается к пределам, переход которых может вызвать необратимые процессы почти по всей поверхностной части земной коры. 

Поверхностные слои почв легко загрязняются. Большие концентрации в почве различных химических соединений – токсикантов пагубно влияют на жизнедеятельность почвенных организмов. При этом теряется способность почвы к самоочищению от болезнетворных и других нежелательных микроорганизмов, что чревато тяжелыми последствиями для человека, растительного и животного мира. Например, в сильно загрязненных почвах возбудители тифа и паратифа могут сохраняться до полутора лет, тогда как в незагрязненных – лишь в течение двух – трех суток. 



Литосфера загрязняется жидкими и твердыми загрязняющими веществами и отходами. Установлено, что ежегодно на одного жителя Земли образуется одна тонна отходов, в том числе более 50 кг полимерных, трудно-разлагаемых.

Источники загрязнения почвы могут быть классифицированы следующим образом: а) жилые дома и коммунально-бытовые предприятия (в составе загрязняющих веществ этой категории источников преобладают бытовой мусор, пищевые отходы, строительный мусор, отходы отопительных систем, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода и т. п.); б) промышленные предприятия (в твёрдых и жидких промышленных отходах постоянно присутствуют вещества, способные оказывать токсическое воздействие на живые организмы, в том числе растения); в) транспорт (при работе двигателей внутреннего сгорания интенсивно выделяются оксиды азота, свинец, углеводороды, оксид углерода, сажа и другие вещества, оседающие на поверхность Земли или поглощаемые растениями. В последнем случае эти вещества также попадают в почву и вовлекаются в круговорот, связанный с пищевыми цепями); г) сельское хозяйство (загрязнение почвы в сельском хозяйстве происходит вследствие внесения огромных количеств минеральных удобрений и ядохимикатов. Известно, что в составе некоторых ядохимикатов содержится ртуть.

Литосфера загрязняется в первую очередь твердыми отходами, которые накапливаются в отвалах, на свалках, водохранилищах и являются опасными источниками загрязнения земной поверхности. Твердые отходы, как правило, сжигают, захоранивают или складируют. Бытовой мусор состоит из бумаги, металла, древесины, стекла, полимеров и др. Рекордсменом по объёму мусора на душу населения является США. Промышленных отходов больше, чем бытового мусора. Наиболее «грязными» отраслями промышленности являются - энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная. Еще более опасным является нарушение горными выработками земель, общая площадь которых составляет 12-15 млн. га.

Экологически наиболее опасными являются токсичные отходы, которые хранят в хранилищах, могильниках, на складах. К ним относятся тяжелые металлы (мышьяк, свинец, кадмий, ртуть), которые накапливаются в организме человека и обладают канцерогенным действием. 9/10 токсичных отходов приходится на развитые страны. На первом месте по их объему находится США, а на втором - Россия.

Особую проблему составляет захоронение радиоактивных отходов. Это отходы, образующиеся при работе атомных станций, атомоходов, предприятий военной промышленности. Больше всего радиоактивных отходов образуется в США, России, Канаде, во Франции и в Великобритании.

Огромный вред для нормального функционирования почв представляют газодымовые выбросы промышленных предприятий. Почва обладает способностью накапливать весьма опасные для здоровья человека загрязняющие вещества, например тяжелые металлы. Вблизи ртутного комбината содержание ртути в почве из – за газодымовых выбросов может увеличиваться до концентрации, в сотни раз превышающих допустимые. 


Значительное количество свинца содержат почвы, находящиеся в непосредственной близости от автомобильных дорог. Результаты анализа образцов почвы, отобранные на расстоянии нескольких метров от дороги, показывают 30 – кратное превышение концентрации свинца по сравнению с его содержанием (20 мкг/г) в почве не загрязненных районов. 

Почвы загрязняются и минеральными удобрениями, если их используют в неумеренных количествах, теряют при производстве, транспортировке и хранении. Из азотных, суперфосфатных и других типов удобрений в почву в больших количествах мигрируют нитраты, сульфаты, хлориды и другие соединения. Б.Коммонер (1970) установил, что при самых благоприятных условиях из всего количества азотных удобрений, применяемых в США, поглощается растениями 80%, а в среднем по стране лишь 50%. Это приводит к нарушению биогеохимического круговорота азота, фосфора и некоторых других элементов. Экологические последствия такого нарушения в наибольшей степени проявляются в водной среде, в частности при формировании эвтрофии, которая возникает при смыве с почв избыточного количества азота, фосфора и других элементов. 

В последнее время выявлен еще один неблагоприятный аспект неумеренного потребления минеральных удобрений, и в первую очередь нитратов. Оказалось, что большое количество нитратов снижает содержание кислорода в почве, а это способствует повышенному выделению в атмосферу двух «парниковых» газов - закиси азота и метана. Нитраты опасны и для человека. Неумеренное потребление минеральных удобрений вызывает в ряде районов и нежелательное подкисление почв.

Пестициды (сельскохозяйственные ядохимикаты) — химические средства, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорняками, вредителями зерна и зернопродуктов, В мире ежегодно производится более миллиона тонн пестицидов. Пестициды способны проникать в растения из загрязненной почвы через корневую систему, накапливаться в биомассе и впоследствии заражать пищевую цепь. Среди пестицидов наибольшую опасность представляют стойкие хлорорганические соединения (ДДТ, ГХБ, ГХЦГ), которые могут сохраняться в почвах в течение многих лет и даже малые их концентрации в результате биологического накопления могут стать опасными для жизни организмов. Но и в ничтожных концентрациях пестициды подавляют иммунную систему организма, а в более высоких организациях обладают выраженными мутагенными и канцерогенными свойствами. Попадая в организм человека, пестициды могут вызвать не только быстрый рост злокачественных новообразований, но и поражать организм генетически, что может представлять серьезную опасность для здоровья будущих поколений. Вот почему применение наиболее опасного из них – ДДТ в нашей стране и в ряде других стран запрещено. 



3 группа
Задание:

  1. Прочитайте первую часть.

  2. О чем будет этот текст, попробуйте сформулировать его название.

  3. Предположите, какую еще информацию Вы можете получить из текста.

Первая часть текста

Окружающая среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Человек воздействует на естественную среду своего обитания, не только потребляя ее ресурсы, но и изменяя природную среду, приспосабливая ее для решения своих практических, хозяйственных задач. В силу этого деятельность людей оказывает существенное влияние на окружающую среду, подвергая ее изменениям, которые затем влияют и на самого человека. И если на ранних этапах развития общества антропогенное воздействие носило незначительный и очаговый характер, то с развитием науки и техники оно возросло до ужасающих пределов.



ОСТАНОВКА!


Задание:

  1. Прочитайте вторую часть текста.

  2. Представьте предложенную информацию в тексте в виде схемы «Фишбоун»:

в «голове» «рыбьего скелета» обозначьте проблему, которая рассматривается в тексте. На верхних косточках скелета запишите причины возникновение изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых запишите факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, факты. В «хвосте» «Рыбьего скелета» сформулируйте выводы по изученной проблеме.

Вторая часть текста

Загрязнение вод суши.
Огромную отрицательную роль играет антропогенное загрязнение вод суши. Главными источниками загрязнения являются промышленность, транспорт, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство.

Основными источниками загрязнения водоемов являются:

• промышленные бытовые сточные воды;

• дренажные воды с орошаемых земель;

• сточные воды животноводческих комплексов;

• организованный сток (ливневая канализация);

• неорганизованный поверхностный сток с территорий населенных пунктов, промышленных площадок и сельскохозяйственных полей;

• молевой лесосплав (сплав леса по рекам);

• водный транспорт;

• твердый сток с эродированных земель (земли, потерявшие в результате эрозии почвы плодородный слой);

• глобальный перенос.

В загрязнении вод наиболее велика доля промышленности, в особенности предприятий черной и цветной металлургии, энергетики, нефтепереработки и нефтехимии, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

В результате роста промышленности сильно загрязняются водоемы и реки. Можно установить различные категории загрязнений, в зависимости от химической природы, вызывающей их. На предприятиях нефтехимической и химической промышленности вода используется как растворитель, при этом образуются, как правило, специфические сточные воды. На целлюлозно-бумажных и гидролизных заводах вода нужна в качестве рабочей среды. В этом же качестве она используется на предприятиях легкой и пищевой промышленности. Среди загрязняющих веществ от промышленных предприятий наиболее заметно загрязнение углеводородами. Производство и широкое применение синтетических поверхностно-активных веществ (ПАВ), особенно в составе моющих средств, обуславливает их поступление, вместе со сточными водами во многие водоемы. В том числе источники хозяйственно-питьевого водоснабжения. Неэффективность очистки воды от ПАВ является причиной их появления в питьевой воде водопроводов. Поверхностно-активные вещества могут оказывать отрицательное влияние на качество воды, самоочищающую способность водоемов, организм человека. 

Сельское хозяйство, являясь крупным источником загрязнения, сбрасывает во внутренние водоёмы химические удобрения, ядохимикаты, отходы животноводческих ферм. Пестициды – органические загрязняющие вещества, которые отличаются большой токсичностью. Они используются как в сельском хозяйстве, так и в лесном. С их помощью люди борются с кровососущими насекомыми, с переносчиками опасных инфекций. Часто пестициды применяются, чтобы предотвратить зарастание водоемов и мелиоративных систем. При обработке пестицидами больших сельскохозяйственных и лесных угодий с помощью авиации от 50 до 70% этих веществ разносятся ветром на сотни километров, попутно загрязняя и природные водоемы и водотоки. Кроме того, после выпадения дождей пестициды попадают в почву, затем в грунтовые воды, пока их миграция не закончится в какой-нибудь реке или озере.


Многие загрязняющие вещества могут попадать в водную среду из атмосферы вместе с осадками. Например, такой элемент как свинец. Разница между средними концентрациями свинца безвредными для людей и теми, что вызывают симптомы отравления самая маленькая. Первым под удар попадают нервная и кровеносная системы, особенно к свинцовым отравлениям чувствительны дети. В среднем в организме человека содержится 120 мг свинца. Внутри тела этот элемент распределяется по всем органам и тканям. Большую роль в аккумулировании свинца играет скелет. Для того чтобы накопленный металл уменьшился в организме лишь на половину требуется 10 лет. 

Водный транспорт сбрасывает в реки и озера большое количество отходов и нефтепродуктов.

Загрязнение делят на физическое, химическое и биологическое.

К физическому загрязнению относят загрязнение твердыми отходами - мусором, потерями леса при молевом сплаве. Такое загрязнение не создает опасности для живых организмов, но затрудняет работу транспорта, рыболовства и ухудшает качество ландшафта.

Химическое загрязнение вызывает попадание в водоемы кислот, щелочей, тяжелых металлов, удобрений, пестицидов, фенолов, нефти и нефтепродуктов, радионуклидов.

С токсичными стоками в водоемы поступают детергенты – синтетические моющие средства. Подобно пестицидам они обладают высокой биохимической стойкостью, могут накапливаться в водных животных и попадать в организм человека. К опасным органическим загрязняющим веществам относится нефть и ее производные. Очень часто действие других токсичных веществ усиливается в присутствии нефтяного загрязнения. Нефтепродукты очень трудно поддаются утилизации. Лишь немногие водные организмы способны разрушать и перерабатывать нефтяные комочки, взвешенные в воде. Из минеральных соединений наиболее токсичны тяжелые металлы: соединения ртути, мышьяка, свинца, меди, цинка и др. Тяжелые металлы поступают в воду через атмосферу и осадки. Тяжелыми металлами богаты стоки различных предприятий, рудников, а также бытовые сточные воды. Тяжелые металлы также накапливаются в тканях гидробионтов и передаются по пищевым цепям. Соединения тяжелых металлов могут сохранять токсичность бесконечно. Большую опасность для человека представляют радионуклиды, поступающие в водоемы с отходами атомных судов, некоторых производств и электростанций.

Биологическое загрязнение - это загрязнение микроорганизмами, многие из которых являются болезнетворными. Загрязнение происходит при попадании в воду стоков химической, пищевой, целлюлозно-бумажной промышленностей, а также стоков коммунального хозяйства городов.

Коммунальные стоки особенно велики в Северной Америке, Азии, Европе, по промышленным стокам лидирует Северная Америка, сельскохозяйственные стоки огромны в Азии, Северной Америке и в бывшем СССР.

Во многих районах загрязнение превышает возможности самоочищения водоемов. В сточные канавы превратились реки Темза, Рейн, Миссисипи, Огайо, Потомак и многие реки России и стран СНГ.


4 группа

Задание:


  1. Прочитайте первую часть.

  2. О чем будет этот текст, попробуйте сформулировать его название.

  3. Предположите, какую еще информацию Вы можете получить из текста.

Первая часть текста

Окружающая среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Человек воздействует на естественную среду своего обитания, не только потребляя ее ресурсы, но и изменяя природную среду, приспосабливая ее для решения своих практических, хозяйственных задач. В силу этого деятельность людей оказывает существенное влияние на окружающую среду, подвергая ее изменениям, которые затем влияют и на самого человека. И если на ранних этапах развития общества антропогенное воздействие носило незначительный и очаговый характер, то с развитием науки и техники оно возросло до ужасающих пределов.



ОСТАНОВКА!


Задание:

  1. Прочитайте вторую часть текста.

  2. Представьте предложенную информацию в тексте в виде схемы «Фишбоун»:

в «голове» «рыбьего скелета» обозначьте проблему, которая рассматривается в тексте. На верхних косточках скелета запишите причины возникновение изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых запишите факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, факты. В «хвосте» «рыбьего скелета» сформулируйте выводы по изученной проблеме.

Вторая часть текста

Загрязнение Мирового океана.
Источниками загрязнения вод являются: нефть и нефтепродукты, тяжелые металлы, пестициды, радиоактивные вещества, а также огромное количество твердых и жидких коммунально-бытовых отходов. 70% загрязнений связано с наземными источниками: большие города, промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Часто сильное загрязнение морей и океанов наблюдается вдали от побережий и от источников загрязнения. Это происходит потому, что течения переносят загрязнения далеко в океан. Океаны могут получать загрязнения из атмосферы с осадками и сто тысяч морских судов. Внутренние моря загрязнены сильнее, чем окраинные и открытые. Наиболее загрязнены: Средиземное, Северное, Красное и Желтое моря, Мексиканский и Персидский заливы.

Наиболее опасно нефтяное загрязнение. Нефтяные углеводороды, попадая в морскую воду, могут испариться и попасть в атмосферу, а также раствориться в воде, создав большую угрозу живым организмам. Третья часть растекается по водной поверхности. Нефтяная пленка препятствует проникновению солнечного света, затрудняет испарение воды, снижает газообмен между атмосферой и водами океана, уменьшает содержание кислорода в морской воде. Морской транспорт является основным источником загрязнения вод океана. Главный виновник загрязнения — танкерный флот. Нефть в воду попадает при загрузке и разгрузке танкеров в портах, мойке и чистке грузовых танков и особенно при авариях танкеров. Аварии танкеров могут быть вызваны поломками, пожарами. Иногда на танкерах происходят взрывы, они попадают на рифы и камни. У южной оконечности Африки причиной крушений танкеров часто являются "волны-убийцы", высота которых достигает 20 м. Такие волны разламывают корпус судна.

Другими источниками загрязнения нефтью морской воды являются разведка и добыча нефти на шельфе, военные действия (во время Ирано-Иракской войны более 150 танкеров были повреждены). Экологической катастрофой явился намеренный сброс в Персидский залив 1,5 млн. тонн нефти, предпринятый Ираком в начале 1991 года во время оккупации Кувейта. Такой сброс по масштабам можно сравнить с одновременной аварией нескольких супертанкеров. Наиболее загрязнен нефтью Атлантический океан. Причинами этого являются: добыча нефти в Северном море, массовая транспортировка нефти по Средиземному и Северному морям. У побережья Африки проходят трассы супертанкеров, и ведется добыча нефти в Гвинейском заливе. Также трассы супертанкеров проходят у берегов Северной Америки. Шельфовая добыча нефти ведется в Мексиканском заливе и Карибском море. Разлив нефти в Мексиканском заливе в результате аварии на платформе Deepwater Horizon в 2010 году считается одной из самых крупнейших техногенных катастроф, в результате которой экологии был нанесен непоправимый урон. В воду попадало до 100 000 баррелей в сутки. Подводный нефтяной шлейф растянулся на 35 км в длину на глубине более чем 1000 метров. За 152 дня в воды Мексиканского залива через поврежденные трубы скважины вылилось порядка 5 млн. баррелей нефти. Площадь нефтяного пятна составила 75 тысяч км².

Значительная часть Атлантики покрыта нефтяной пленкой и нефтяными комками.

В Тихом океане наиболее загрязнено побережье Азии, так как там проходят трассы супертанкеров, и ведется шельфовая добыча нефти. В Индийском океане наиболее загрязнена нефтью часть, прилегающая к Персидскому заливу.

Средний показатель загрязнения Мирового океана составляет 5-10 мг/л. При более высокой концентрации многие рыбы не могут существовать, а их икра погибает уже при концентрации 0,01-0,1 мг/л. В Мировом океане есть зоны с концентрацией 50-300 мг/л!

Особую опасность представляет радиоактивное загрязнение Мирового океана. На дне морей и океанов проводилось захоронение радиоактивных отходов в зацементированных контейнерах с 1946 года (США). А в результате сделанного США на Тихом океане взрыва водородной бомбы (1954) зона в 25 тыс. 600 км² обладала смертоносным излучением. В течение полугода масштаб заражения достиг 2,5 млн. км², этому оказало содействие течение. 

В 1973 году была подписана Международная конвенция, запрещающая сброс нефтяных отходов вблизи побережья и ограничивающая сброс отходов в открытый океан. С 1981 года вступила в силу Конвенция по охране человеческой жизни на море, которая потребовала специального дооборудования танкеров.

В России больше всего сточных вод сбрасывается в Балтийское, Азовское и Каспийское моря. Большая доля загрязнений приходится на нефтяное загрязнение из-за аварий танкеров. В 1981 году в Куршском заливе Балтийского моря произошла авария на танкере «Глобе Асими», в 1997 году во время шторма в Японском море раскололся на две части танкер «Находка» с грузом мазута. Около 250 судов атомного флота сбрасывали радиоактивные отходы в моря Атлантического и Тихого океанов.

Скопления отходов из пластмасс образуют в Мировом океане под воздействием течений особые мусорные пятна. На данный момент известны пять больших скоплений мусорных пятен — по два в Тихом и Атлантическом океанах, и одно — в Индийском океане. Данные мусорные круговороты в основном состоят из пластиковых отходов, образующихся в результате сбросов из густонаселённых прибрежных зон континентов. Руководитель морских исследований Кара Лавендер Ло из Ассоциации морского образования (Sea Education Association; SEA) возражает против термина «пятно», поскольку по своему характеру — это разрозненные мелкие куски пластика. Пластиковый мусор опасен ещё и тем, что морские животные, зачастую, могут не разглядеть прозрачные частицы, плавающие по поверхности, и токсичные отходы попадают им в желудок, часто становясь причиной летальных исходов

Каждый год компании прибрежных городов выкидывают в море тысячи тонн всевозможных неочищенных отходов, сюда также сливают неочищенную канализационную воду. Громадные множества едких веществ сносят в море большие реки. Не приходится удивляться тому, что в 100 миллилитрах морской воды, которая была взята около Марселя, было выявлено 900 тыс. кишечных палочек, соединенных с фекалиями. В Испании недозволенным является использовать для купания большинство пляжей и бухт. 

Ежегодно идёт большой рост прибрежных городов и соответственно индустрии в них, выброс в моря индустриальных и бытовых стоков дошел до такого размера, что морю оказалось не по силам переработать всё множество отбросов. Как следствие в районах городов создались значительные области загрязнения. Под воздействием загрязнений совершается отравление морских организмов, обнищание фауны, упадок рыбного хозяйства, разрушение природных ландшафтов, мест отдыха курортов и пляжей. Наиболее мощно это выражается в заливах и бухтах, где есть ограничения с обменом воды с открытым морем. 


Приложение 3.1.

Пример оформления кластера в начале урока.

Приложение 3.2.

Пример оформления кластера на заключительном этапе урока.

Приложение 4. Схема «Фишбоун» (количество «косточек» можно изменять)
Приложение 5. Пример оформления схемы «Фишбоун»
схема фишбоун.tif

Приложение 6.

Синквейн.

Задание:
Напишите «синквейн» по теме урока (каждый самостоятельно).
Правила написания синквейна:

  1. В первой строчке одним словом (обычно существительным) называется тема.

  2. Вторая строчка - это описание этой темы двумя прилагательными.

  3. Третья строчка - это три глагола (или глагольные формы), называющие самые характерные действия предмета.

  4. Четвертая стречка - это фраза из четырех слов, показывающая личное отношение к теме.

  5. Последняя строка - это синоним темы, подчеркивающий ее суть.



Пример синквейна:
ЗАГРЯЗНЕНИЕ

Нежелательное, глобальное

Воздействует, изменяет, губит

Надо решать всем вместе

Экологическую проблему!

Приложение 7

Домашнее задание.

РАФТ – это сокращение:

Р - (роль)

А - (аудитория)

Ф - (форма)

Т - (тема)


Выберите для себя некую роль, т. е. напишет текст по теме урока не от своего лица. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который Вам предстоит написать (для родителей, школьной администрации, учеников других классов, читателей местной газеты и т. д.).

Выберете формат создаваемого текста (письмо, заметка в газету, жалоба начальству и т. п.).



Выберете тему.

(Данная последовательность может выполняться и в обратном порядке).

Выбор роли при использовании стратегии РАФТ.


Личность

Отношение

Информации

Кто я и каковы черты моего характера?


Каковы мои чувства, убеждения, отношение к происходящему?

Чем именно я хотел бы поделиться, создавая текст?


Источники информации.

  1. Жижина Е.А., Никитина Н.А.Поурочные разработки по географии. М.: - ВАКО, 2006.

  2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: - Просвещение, 2011.

  3. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М.: - Просвещение, 2005.

  4. http://www.gect.ru/atmosphere/air_pollution.html

  5. http://www.globaltrouble.ru/ekologiya_atmosfery_gidrosfery_pedosfery/zagryaznenie_atmosfery.html

  6. http://lu2029.narod.ru/doc/atmosfera.htm

  7. http://www.testent.ru/publ/studenty/ehkologija_i_ustojchivoe_razvitie/litosfera_zagrjaznenie_litosfery/34-1-0-2137

  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%8F%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D1%8B

  9. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-55391/

  10. http://www.o8ode.ru/article/planetwa/mere/zagraznenie_mirovogo_okeana2.htm

  11. http://www.globaltrouble.ru/ekologiya_atmosfery_gidrosfery_pedosfery/zagryaznenie_gidrosfery.html