Урок-беседа 11 класс Насибуллина Е. Г. Цели и задачи - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок географии в 10 классе Учитель географии Туаева О. М. 23. 1 92.3kb.
Урок№12 изо 1 класс по теме «Красоту надо уметь замечать. Узоры на... 1 64.28kb.
Открытый урок изобразительного искусства в 1 классе. Тема урока. 1 57.21kb.
Урок по теме: «Птицы» Цели и задачи и урока 1 38.15kb.
В них отражены цели и задачи обучения истории в школе 1 158.22kb.
Урок (11 класс обществознание) Тема урока: Социальные статусы и роли. 1 63kb.
Урок чтения в 1 классе. Тема. Зимние гости. Цели и задачи урока. 1 72.77kb.
Урок по теме «Политическая система Великобритании» (10 класс) 1 47.22kb.
Разработка урока по географии 9 класс По теме: «Ведущая отрасль в... 1 47.83kb.
Урок «Все народы воспевают материнство» 1 27.01kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 12 3539.82kb.
Вера в Бога ﴿ الإيمان بالله ﴾ ] Русский – Russian – روسي [ IslamReligion... 1 98.82kb.
- 4 1234.94kb.
Урок-беседа 11 класс Насибуллина Е. Г. Цели и задачи - страница №1/1

«Да святится имя твое…»

Тема любви в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
Урок-беседа

11 класс

Насибуллина Е.Г.

Цели и задачи:

  • расширить и углубить представление ребят о Куприне как мастере художественного слова,

  • вызвать чувство восхищения чистой возвышенной любовью, помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души, задуматься о себе,

  • развивать в ребятах читательский интерес и читательские навыки.

К уроку прошу прочитать повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет», вспомнить повесть «Олеся», отвечая на записанные вопросы.


Ход урока:

  • Урок начинается чтением 130 сонета Уильяма Шекспира:

Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.

И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.
Шекспир посвятил теме любви немало произведений, как и многие поэты и писатели. С неменьшим основанием можно и Куприна назвать певцом возвышенной любви. На прошлых уроках мы вместе с автором побывали в лесной глуши Полесья, когда читали повесть «Олеся», а сегодня заглянем в каморку бедного чиновника из «Гранатового браслета», чтобы посмотреть еще на один удивительный по красоте и силе пример идеальной любви.


  • Именно такая любовь, бескорыстная и самоотверженная, - тема повести «Гранатовый браслет» (1911). Попробуем кратко и емко передать сюжет повести.




  • Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму. Восемь лет длится безответная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек членов семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным влюбленным подарок – гранатовый браслет – вызывает негодование брата княгини. Он готов уничтожить «плебея», осмелившегося оказать знаки внимания потомственной дворянке. Близкие люди считают «телеграфиста» ненормальным. Любовь «маленького телеграфиста» заканчивается трагически, он погибает, не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших людей.




  • Вопрос к классу: Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем? По размышлении находишь в этом глубочайший смысл. Неожиданное ненастье на Черноморском побережье в середине августа сменяется теплыми днями, каких не было в июле. Пейзаж напоминает о быстротечности жизни. Жизнь идет, лето сменяется осенью, молодость – старостью, и самые красивые цветы обречены на увядание и смерть. Как бы ни противился человек этим мыслям, они все равно приходят, как к дедушке Аносову: «Казалось, конца не будет жизни, юности, здоровью. А потом оглянулся – и вижу, что я уже развалина».




  • Во второй главе Куприн подчеркивает слово «холодный». Холодные осенние цветы. Их описание предшествует описанию нежного, но холодного и гордого лица Веры. И манеры ее отличаются холодной любезностью, независимостью и царственным спокойствием. Что же в таком случае можно сказать о ее душе? Не страдает ли и она тоже сердечной недостаточностью, как главный герой повести «Олеся» Иван Тимофеевич?




  • Нельзя сказать, что Вера Николаевна бессердечна. Она любит детей сестры, хочет иметь своих. К мужу относится как к другу, хотя «прежняя любовь давно ушла», спасает его от разорения.




  • В 3 главе есть прекрасная картина осени, морского простора. Анна не может удержаться от восклицания: «…Как я благодарна Богу за все чудеса!..» По-иному воспринимает то же Вера: «Когда я первый раз вижу море,.. оно меня и волнует, и радует, и поражает… Когда я привыкну к нему, оно начинает меня давить своей плоской пустотой… Я скучаю, глядя на него, и уже стараюсь больше не смотреть. Надоедает». Что это? Равнодушие?




  • Еще один эпизод. Сестры рассматривают морского петуха, еще живого, который должен через несколько минут украсить собой именинный стол. Кроме любопытства, мы здесь ничего не видим. Вспомним слова Олеси: «Птицам, зверям, рыбам тоже жить хочется, как и нам с вами». Не кажется ли вам, что у Веры приглушена способность к состраданию?




  • Куприн подчеркивает в Вере Николаевне чувство превосходства над людьми, некоторый снобизм. Несколькими деталями передает стиль ее общения со слугами: «Делай, как знаешь! Ступай!»; «Что такое, Даша? Что у вас за глупый вид?»




  • Вопрос к классу: Какую роль играет генерал Аносов? Почему к нему прислушивается Вера? Чтобы это понять, надо хорошо знать окружение княгини. Родственники Веры Николаевны не случайно описаны Куприным очень подробно. Они помогут глубже понять главную героиню. Анна, младшая сестра Веры, будучи замужем за богатым и глупым человеком, не любит его, терпеть не может. Все родственники об этом знают и принимают это как должное. Брат Веры Николаевны часто и с особым значением произносит фразу: «Я – товарищ прокурора», он готов защищать фамильную честь, не останавливаясь ни перед унижением, ни перед жестокостью. И это воспринимается в семейном кругу как должное. С холодной откровенность он произносит: «В прежнее время я бы просто велел свести его на конюшню и наказать розгами». А старый генерал Аносов совсем другой, это видно уже в его портрете: «…в прищуренных глазах, расположенных лучистыми припухлыми полукругами, было выражение, какое свойственно мужественным и простым людям, видавшим часто и близко перед своими глазами опасность и смерть». «За всю свою службу он не только никогда не высек, но даже не ударил ни одного солдата». «Всю нежность души и потребность любви перенес на эту детвору, особенно на девочек». Любовь, нежность, доброта – вот что притягивает Веру к мудрому дедушке. Она прислушивается, когда Аносов рассказывает о настоящей любви, которой не должны касаться никакие удобства, расчеты и компромиссы.




  • Именно равнодушие Веры не позволит ей предположить, что бедный телеграфист может иметь чувство собственного достоинства, быть благородным, самоотверженным. И в то же время он не защищен, его душа ранима. Он получает отпор, потому что его внимание сочтено оскорбительным для княгини Шеиной. Ему предлагают «исчезнуть». Желтков заканчивает жизнь самоубийством.




  • Вопрос к классу: Почему же случилось именно так, а не иначе? Иначе, наверное, быть не могло, ведь Желтков любит по-настоящему, любовью страстной, бескорыстной. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее «маленького человека». В своей любви он выше всех Булат-Тугановских, которые все были несчастливы в любви. Их равнодушные сердца не способны понять чувства этого человека: он любит, и уже поэтому счастлив. Поэтому смерть не страшит героя.




  • Вспомните, как у Пушкина: «Я не хочу печалить вас ничем…» здесь такой же случай. Поэтому «Да святится имя Твое…»




  • Не на что было надеяться «маленькому человеку», полюбившему женщину с холодным ленивым сердцем.




  • Генерал Аносов говорит: «Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Печальный визит к покойному убедил Веру Николаевну в человеческой неординарности Желткова, она поняла, что любовь действительно прошла мимо нее. Почему эпизод прощания очень важен в раскрытии характера главной героини?




  • Прощание Веры с прахом молодого человека, их единственное свидание – поворотный момент ее жизни. Трудно узнать Веру в эпизоде с пианисткой: «…взволнованная тем, что она видела и слышала, Вера кинулась к ней и, целую ее большие руки, закричала:

  • Женни, милая, прошу тебя, сыграй что-нибудь для меня…» Наступает пробуждение ленивого сердца, музыка помогает проникнуться высоким смыслом его чувств, понять глубину восхищения, нежности и преданности. Вера не может сдержать слез: «Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся». И финал повести: «Он меня простил теперь. Все хорошо».




  • Великий дар любви Куприн откроет в обыденной обстановке, в сердце простого, ничем не примечательного человека. Огромное счастье – любить – испытал бедный чиновник Желтков, в отличие от тех, для которых стремление к жизненному комфорту заглушает жажду высоких чувств, способность жертвовать собственным покоем, привычками, жизнью.




  • Вам будет, наверное, интересно узнать, что история, положенная в основу этой повести, во многом реальна. Прототипом княгини Шеиной стала Людмила Ивановна Любимова, которой влюбленный в нее человек несколько лет писал анонимные письма. У него не было никаких надежд, то есть он понимал: между ним, «маленьким человеком», и Ею непреодолимая пропасть. Поклонник подарил Людмиле Ивановне браслет, состоялся решительный разговор брата и мужа с влюбленным. В итоге подарок был возвращен, а Желтый (его фамилия) поклялся больше не писать. Тем все и завершилось.




  • Как вы знаете, у Куприна все не так. Почему, по вашему мнению, он отступил от реальных событий?




  • Вопрос к классу: Можно ли говорить о связи повестей «Олеся» и «Гранатовый браслет»? да, она очевидна. Вместе они – гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному чувству.

  • Повести имеют общечеловеческий характер. Они поднимают вопросы, которые будут вечно волновать человека, пока он существует.

- Добавлю: произведения Куприна не только побуждают к раздумьям, они помогают понять, чего мы можем лишиться, оставаясь во власти сердечной лени, что большое, настоящее в жизни может пройти мимо, если вовремя не увидеть, не услышать, не заметить.