Урок (11 класс обществознание) Тема урока: Социальные статусы и роли. Цели и задачи урока - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок технологии (девочки) в 8 классе Тема раздела: Рукоделие. 1 90.77kb.
Урок чтения в 1 классе. Тема. Зимние гости. Цели и задачи урока. 1 72.77kb.
Урок изо в 6 классе Тема урока: Сатирические образы человека. 1 50.42kb.
Открытый урок изобразительного искусства в 1 классе. Тема урока. 1 57.21kb.
Разработка урока по географии 9 класс По теме: «Ведущая отрасль в... 1 47.83kb.
Тема: Обработка накладного кармана. 5 класс 1 25.27kb.
Урок английского языка в 10 классе по теме «Мировые религии» Учитель... 1 68.21kb.
Время урока 45 минут Презентация выполнена в Power Point Тема урока... 1 168.86kb.
Урок№12 изо 1 класс по теме «Красоту надо уметь замечать. Узоры на... 1 64.28kb.
Сценарий урока английского языка Тема урока: «Д. Байрон и А. 1 118.29kb.
Урок внеклассного чтения в 3 классе Тема урока: "В умелых руках всё... 1 30.86kb.
Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры 1 283.09kb.
- 4 1234.94kb.
Урок (11 класс обществознание) Тема урока: Социальные статусы и роли. Цели и задачи - страница №1/1

Урок 8.(11 класс обществознание)

Тема урока: Социальные статусы и роли.

Цели и задачи урока: Учащиеся познакомятся с основными позициями социального статуса, его видами, ролевым набором личности. Научить находить, систематизировать, отбирать и применять найденную информацию при подготовке на уроке. Формирование умений формировать и аргументировать мысль, излагать информацию, приводить примеры, задавать вопросы и отвечать на них.

Учебное оборудование: компьютер,учебник,презентация,приложение1.

Оформление доски: Тема урока, новые слова, дом. зад.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Постановка темы, цели урока.

III. Объяснение нового материала.

План:

Основные вопросы темы 1 урока:


  1. Что такое статус.

  2. Что такое социальный статус личности.

Очень часто мы слышим в обществе следующие выражения: “Твой статус не позволяет тебе себя так вести” или “Ты выбрал не ту роль”.

Проблемный вопрос: Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает? Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности?

Об этом и пойдёт сегодня речь на уроке. Тема урока: “Социальные статусы и роли”.



Изучение нового материала.

Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутренне строение общества. Чтобы полнее представить это, сравним общество со строящимся зданием.

– Что представляет собой структура обыкновенного кирпичного дома? (ответы учащихся).

Вывод: структура здания – это вертикальные опоры и горизонтальные перекрытия, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и делаю здание прочным.

– Чем удерживаются атомы кристаллической решетки? (ответы учащихся).

Вывод: атомы решетки удерживаются особыми связями, которые не позволяют решетке распасться.

Подобное происходит и в обществе.

Только роль горизонтальных перекрытий играют статусы, роли и социальные группы, а вертикальных опор – слои (страты) и классы, входящие в социальную стратификацию.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми составляющими этого здания, которые играют роль горизонтальных перекрытий, то есть узнаем, что такое СТАТУС, РОЛЬ.

Долгое время понятие “статус личности” приравнивалось преимущественно к характеристике правового положения человека. Вспомните, полемизируя с К.Марксом, немецкий социолог М.Вебер утверждал, что не только экономическое положение, но и общественное является важнейшей характеристикой места и роли человека в обществе.

Итак, статус – это место человека в обществе. Роль – способ его поведения.

Каждый статус включает несколько ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами. Таким образом, статус указывает на место, а роль – на способ поведения. Давайте более подробно остановимся на характеристике этих понятий. Перед вами глоссарии и рабочие листы. Некоторым учащимся было дано опережающее задание. Прослушав сообщение, заполните задания в ваших рабочих листах.



Группа № 1. Главный, личный и социальный статусы.

Вопросы и задания:

  1. Что такое главный статус? Определите свой главный статус.

  2. Какие два вида статуса вам надо различать? Приведите примеры каждого своего статуса.

Группа № 2. Предписываемый и достигаемый статусы.

Вопросы и задания:

  1. Что такое предписываемый статус.

  2. Какие три социальных статуса считаются прирождёнными?

  3. Что такое достигаемый статус?

  4. Каким образом человек его достигает?

  5. Определите в схеме свой статусный набор.

Объяснение домашнего задания.1 группа – статусный портрет известного человека. Статусный портрет человека носит в социологии еще одно название – статусный набор индивида, которое ввел в середине XX века американский социолог Р. Мертон.

Статусный набор – это совокупность всех статусов, при надлежащих одному индивиду.



Формулировка задания. Построить статусный портрет политического деятеля в различные пери оды его жизни, перечислить статусы, которые были в его жизни. Проследить изменение статусного портрета на протяжении жизненного цикла индивида.

Например:



http://festival.1september.ru/articles/608300/image6227.gif

Группа 2 – содержание социального статуса. Статус требует от человека определенного поведения. Социологи говорят о существовании статусных прав и обязанностей.

Формулировка задания. Давайте попробуем определить какими правами и обязанностями наделены:

– президент страны или премьер-министр;

– ученик или родитель.

Например:

Шофер.


Права: может водить машины каких-либо категорий, может сдавать экзамены на новую категорию, менять место работы, заключать контракте работодателем, увольняться, уходить в отпуск.

Обязанности: обязан знать правила дорожного движения, соблюдать их, содержать машину в идеальном состоянии, вовремя ремонтировать технику, проводить техосмотры, проходить медкомиссии, соблюдать технику безопасности, выполнять указания вышестоящих.

Студент


Права: может получать образование в любом учебном заведении, переходить с одного факультета на другой, переходить из одного учебного заведения в другое, обучаться на нескольких факультетах сразу, участвовать в обсуждении вопросов улучшения образовательных процессов.

Обязанности: обязан соблюдать правила поведения в учебных заведениях, соблюдать законодательство об образовании, беречь имущество учебного заведения.

IV. Итог урока. Выставление оценок.

В реальной жизни роли человека не заданы ему от рождения. Человек сам творец своей судьбы. Всё в ваших руках. Так может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает? Что для этого нужно? Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности?



V.Домашнее задание:парагр.4.Учащиеся распределяются на 2 группы. Первая группа занимается поиском статусных характеристик политических деятелей государства. Вторая группа занимается поиском информации о социальном статусе и роли.

Ключевые термины

Главный статус. Достигаемый статус. Жизненный цикл. Личный статус. Приписываемый статус. Социальный статус. Статус. Статусная идентификация. Статусные символы. Статусный набор. Статусный портрет. Эпизодический статус.



Ключевые мысли

  1. Статусное приписывание является универсальной чертой, свойственной всем культурам и эпохам, и продолжающимся во времени процессом.

  2. Число социальных статусов возрастает пропорционально усложнению социальной структуры.

  3. Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой.

  4. В социальные отношения вступают не статусы, а их носители.

  5. Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов.

  6. Статусная несовместимость выступает причиной личной неудовлетворенности и социального напряжения.

Глоссарий

Главный статус – наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.

Достигаемый статус – статус, который приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.

Жизненный цикл – понятие, описывающее относительно замкнутые и качественно отличающиеся этапы жизни отдельного человека.

Имидж – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе.

Личный статус – это позиция человека в малой группе.

Приписываемый статус – статус, обладание или изменение которого находится вне нашего контроля.

Ранг статуса – место данного статуса в социальной иерархии.

Реальная траектория жизни – линия жизненной судьбы, измеряемая количеством приобретенных статусов и их рангом.

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус.

Статус – позиция индивида в группе или в обществе.

Статусная идентификация – отождествление себя с чем-то или с кем-то.

Статусная несовместимость – противоречие между двумя статусами одного человека, дисгармония в его статусном наборе.

Статусный портрет (статусный набор) человека – совокупность всех статусов, принадлежащих данному индивиду.

Эпизодический статус – статус, который принадлежит человеку достаточно короткое время.