страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Урок (11 класс обществознание) Тема урока: Социальные статусы и роли. Цели и задачи - страница №1/1
![]() Урок 8.(11 класс обществознание) Тема урока: Социальные статусы и роли. Цели и задачи урока: Учащиеся познакомятся с основными позициями социального статуса, его видами, ролевым набором личности. Научить находить, систематизировать, отбирать и применять найденную информацию при подготовке на уроке. Формирование умений формировать и аргументировать мысль, излагать информацию, приводить примеры, задавать вопросы и отвечать на них. Учебное оборудование: компьютер,учебник,презентация,приложение1. Оформление доски: Тема урока, новые слова, дом. зад. Ход урока: I.Организационный момент. II.Постановка темы, цели урока. III. Объяснение нового материала. План:
Очень часто мы слышим в обществе следующие выражения: “Твой статус не позволяет тебе себя так вести” или “Ты выбрал не ту роль”. Проблемный вопрос: Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает? Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности? Об этом и пойдёт сегодня речь на уроке. Тема урока: “Социальные статусы и роли”. Изучение нового материала. Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутренне строение общества. Чтобы полнее представить это, сравним общество со строящимся зданием. – Что представляет собой структура обыкновенного кирпичного дома? (ответы учащихся). Вывод: структура здания – это вертикальные опоры и горизонтальные перекрытия, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и делаю здание прочным. – Чем удерживаются атомы кристаллической решетки? (ответы учащихся). Вывод: атомы решетки удерживаются особыми связями, которые не позволяют решетке распасться. Подобное происходит и в обществе. Только роль горизонтальных перекрытий играют статусы, роли и социальные группы, а вертикальных опор – слои (страты) и классы, входящие в социальную стратификацию. – Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми составляющими этого здания, которые играют роль горизонтальных перекрытий, то есть узнаем, что такое СТАТУС, РОЛЬ. Долгое время понятие “статус личности” приравнивалось преимущественно к характеристике правового положения человека. Вспомните, полемизируя с К.Марксом, немецкий социолог М.Вебер утверждал, что не только экономическое положение, но и общественное является важнейшей характеристикой места и роли человека в обществе. Итак, статус – это место человека в обществе. Роль – способ его поведения. Каждый статус включает несколько ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами. Таким образом, статус указывает на место, а роль – на способ поведения. Давайте более подробно остановимся на характеристике этих понятий. Перед вами глоссарии и рабочие листы. Некоторым учащимся было дано опережающее задание. Прослушав сообщение, заполните задания в ваших рабочих листах. Группа № 1. Главный, личный и социальный статусы. Вопросы и задания:
Группа № 2. Предписываемый и достигаемый статусы. Вопросы и задания:
Объяснение домашнего задания.1 группа – статусный портрет известного человека. Статусный портрет человека носит в социологии еще одно название – статусный набор индивида, которое ввел в середине XX века американский социолог Р. Мертон. Статусный набор – это совокупность всех статусов, при надлежащих одному индивиду. Формулировка задания. Построить статусный портрет политического деятеля в различные пери оды его жизни, перечислить статусы, которые были в его жизни. Проследить изменение статусного портрета на протяжении жизненного цикла индивида. Например: ![]() Группа 2 – содержание социального статуса. Статус требует от человека определенного поведения. Социологи говорят о существовании статусных прав и обязанностей. Формулировка задания. Давайте попробуем определить какими правами и обязанностями наделены: – президент страны или премьер-министр; – ученик или родитель. Например: Шофер.
Права: может водить машины каких-либо категорий, может сдавать экзамены на новую категорию, менять место работы, заключать контракте работодателем, увольняться, уходить в отпуск. Обязанности: обязан знать правила дорожного движения, соблюдать их, содержать машину в идеальном состоянии, вовремя ремонтировать технику, проводить техосмотры, проходить медкомиссии, соблюдать технику безопасности, выполнять указания вышестоящих. Студент
Права: может получать образование в любом учебном заведении, переходить с одного факультета на другой, переходить из одного учебного заведения в другое, обучаться на нескольких факультетах сразу, участвовать в обсуждении вопросов улучшения образовательных процессов. Обязанности: обязан соблюдать правила поведения в учебных заведениях, соблюдать законодательство об образовании, беречь имущество учебного заведения. IV. Итог урока. Выставление оценок. В реальной жизни роли человека не заданы ему от рождения. Человек сам творец своей судьбы. Всё в ваших руках. Так может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает? Что для этого нужно? Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности? V.Домашнее задание:парагр.4.Учащиеся распределяются на 2 группы. Первая группа занимается поиском статусных характеристик политических деятелей государства. Вторая группа занимается поиском информации о социальном статусе и роли. Ключевые термины Главный статус. Достигаемый статус. Жизненный цикл. Личный статус. Приписываемый статус. Социальный статус. Статус. Статусная идентификация. Статусные символы. Статусный набор. Статусный портрет. Эпизодический статус. Ключевые мысли
Глоссарий Главный статус – наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его. Достигаемый статус – статус, который приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Жизненный цикл – понятие, описывающее относительно замкнутые и качественно отличающиеся этапы жизни отдельного человека. Имидж – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе. Личный статус – это позиция человека в малой группе. Приписываемый статус – статус, обладание или изменение которого находится вне нашего контроля. Ранг статуса – место данного статуса в социальной иерархии. Реальная траектория жизни – линия жизненной судьбы, измеряемая количеством приобретенных статусов и их рангом. Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус. Статус – позиция индивида в группе или в обществе. Статусная идентификация – отождествление себя с чем-то или с кем-то. Статусная несовместимость – противоречие между двумя статусами одного человека, дисгармония в его статусном наборе. Статусный портрет (статусный набор) человека – совокупность всех статусов, принадлежащих данному индивиду. Эпизодический статус – статус, который принадлежит человеку достаточно короткое время. |