Урок -размышление. Ермолай Еразм 7 класс Тема урока : Урок размышление. Ермолай Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Житие и - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок -размышление. Ермолай Еразм 7 класс Тема урока : Урок размышление. Ермолай Еразм - страница №1/1

Урок –размышление.

Ермолай – Еразм


7 класс


Тема урока: Урок — размышление.

Ермолай — Еразм « Повесть о Петре и Февронии Муромских» Житие или сказка?



Цель урока: помочь учащимся разобраться в жанровом своеобразии произведения, обратив внимание. на особенности сюжета, композиции, речь, систему, образов героев, развивать умение самостоятельно мыслить, делать выводы, обобщения; учить быть добрыми, честными, верными на примере жизни благочестивых Петра и Февронии Муромских.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Удел героя - одиночество. Подвиг совершается, когда из массы обычных людей выступает один, сильнейший духом, и деяние его становится примером для последователей. Это в полной мере относится и к подвигу православному. Святой подвижник несет свой крест в одиночестве, подобно Христу, страдавшему за всех. Но иногда бывает так, что людей, уже соединенных узами родства, дружбы или брака, объединяет еще и долг перед Отечеством и верой. И тогда помощь близкого человека дает силы продолжить крестный путь. Немного в истории примеров совместного подвига, но тем дороже для нас память о таких людях, как Петр и Феврония Муромские, до конца исполнившие не только супружеский, но и хри­стианский долг.

Сведения о них дошли до нас из произведения Ермолая - Еразма, который был священником в Пскове, потом протопопом, настоятелем собора Спаса — на — Бору в Москве, а потом стал монахом, «Повесть о Петре и Февронии Муромских была написана в конце 40 — х годов XVI века. Известно, что перу Ермолая — Еразма принадлежат и произведения на светские темы. Например в трактате «Правительница» он предлагает целую программу земельных и налоговых реформ.

Удивителен тот факт, что, когда этому автору от тогдашнего главы Русской Церкви митрополита Макария было предложено написать житие канонизированных в 1547 году новых Муромских святых, он создал произведение, настолько отличающееся от житийной традиции, что она даже не вошло в макарьевские Великие Минеи Четьи.

2. Словарная работа

Великие Минеи Четьи — собрание житий святых, их чудес, а также разнообразных поучительных слов на каждый день года.

Учитель.


Это огромный по масштабам XVI века (отсюда и название «великие» -большие) свод произведений, найденных, отобранных и частично обрабо­танных под руководством митрополита Макария. Предназначались они для домашнего поучительного чтения.

Современные исследователи удивляются, как подобное произведение было создано в XVI веке, да еще и вполне серьезным, авторитетным

писателем. Невероятно… Читаешь и не понимаешь -то ли перед глазами житие, то ли сказка.

3. Беседа.



  1. На прошлом уроке мы с вами работали с «Житием Сергия Радонежского». Уже знаем жанровые особенности жития. Перечислите их. ( Это повествование о жизни святого, создание его обязательно сопро­вождается официальным признанием святости - канонизацией. В житии сообщается об основных событиях жизни святого, его христианских подвигах: благочестивой жизни, мученической смерти, а также особых свидетельствах Божественной благодати, которой был отмечен этот человек, т.е. о прижизненных и посмертных чудесах. Появление отмечен-ного благодатью ребенка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей. Как правило, святой с ранних лет ведет строгую, праведную жизнь.)

Учитель.

Прежде чем обратиться к решению нашего вопроса, я предлагаю вам отправиться в заочную экскурсию по древнему городу Мурому, где жили святые благоверные Петр и Феврония. Проводит экскурсию ученик, побывавший в городе Муроме. Задание.

В процессе урока мы будем отвечать с вами на вопрос, определенный темой. При этом вы должны будете отмечать в тетради жанровое особенности сказки и жития. А в конце урока подведем итог.

2) Прочитайте начало «Повести о Петре и Февронии Муромских». Что оно вам напоминает житие или сказку?

( Конечно, очень напоминает волшебную сказку об огненном змее или Змее Горыныче. Правда, в житиях и житийных повестях немало случаев, когда разнообразная нечисть досаждает людям. Известно, что в лесном заповедном Муроме дьявол, решив опорочить и спровадить вон местного епископа, отличавшегося большой праведностью, будто бы повадился ходить в его палаты под видом девицы, да при этом посильнее высовывался из окошек, чтобы люди видели. Необычнее, кажется, придумать сложно.

ан, нет. В «Повести о Петре и Февронии» по Мурому летает настоящий Змей Горыныч.)

3)Мало того, что Змей Горыныч летает по Мурому. Но еще и, вконец

обнаглев, он волшебные загадки загадывает. Что же это за загадки?

(«Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча»)

4) Князь Павел недоумевает: что же это за Агриков меч? А можете ли вы ответить на этот вопрос?

Группа наших исследователей искала ответ на эту загадку в русских былинах, в работах литературоведов по русскому фольклору. Ответы учащихся.

Литературоведы отмечают, что в Муроме до сих пор жива легенда об Агрике. По преданию, он был братом Рюрика, жил в Новгороде. Его знаменитый меч ковал сам карлик Котопа - самый искусный кузнец. Позже этот меч был передан Добрыне Никитычу, который этим чудесным мечом сразился с Тугариным Змеевичем. Убив его, спрятал меч в тайное место,

причем в легенде сказано, что место это станет известно лишь тогда, когда в нем большая нужда будет. Враги же никогда не найдут его. 5) К сегодняшнему уроку группа художников готовила иллюстрации к «Повести о Петре и Февронии Муромских»(Иллюстрация «Ангел отдает Петру Агриков меч») Найдите место в тексте, которому соответствует данная иллюстрация. (Учащиеся зачитывают текст) Прослеживается ли и здесь связь со сказкой? Как поступают в таких случаях герои волшебных сказок? (По логике сказочный герой должен был отправиться искать загадочный меч кладенец, преодолевать препятствия. Но это путешествие не состоялось. Автор словно вспоминает, что он пишет повествование о святом, а потому говорит нам о чуде. Искомый меч князю без всяких дополнительных испытаний вручает некий «отрок», в котором читатель без труда узнает Ангела.)

Учитель.

Обратимся к системе образов в повести: кто они герои сказочные или герои житийной литературы?

1) Прочитайте эпизод, где Петр побеждает змея. Выглядит ли здесь Петр сказочным героем?

( У Змея нет 3 голов, как в сказках, он не дышит огнем, в принципе даже не сопротивляется. Трудность заключается только в том, что очень сложно отличить Павла от Змея, обратившегося в него.)

Учитель.

Георгий Юдин в своем варианте перевода повести отмечает, что герою помогает чудо:

в горнице, где сидит жена Павла, Петр видит в углу отворотившийся от беса лик Богородицы на иконе. И только тогда он убеждается, что перед ним не брат родимый, и обрушивает на него Агриков меч. А это явно элемент житийной литературы.

2) Во второй главке перед нами появляется новая героиня — Феврония. Посмотрим на нее глазами наших иллюстраторов. Описание иллюстрации «Встреча княжеского отрока и Февронии» ( Вошел княжеский отрок в дом и увидел чудо невиданное. За ткацким станом сидит в одиночестве девица и ткет холст, а перед ней на задних лапках скачет заяц. Девушка одета как крестьянка в сарафан, у нее длинная русая коса. На почке посуда из дерева, пучки трав. На полу домотканая дорожка. Заяц, словно механическая игрушка, слушается свою хозяйку безоговорочно. Перед нами быт обычной крестьянской семьи. Необычный здесь разве заяц.)

3) Какой способ создания характера героини использует здесь автор? (речевая характеристика)

4) Автор в данном тексте дает нам ее характеристику через ее речь. Чья же это речь: героини из сказки или из жития?

( Скорее это типичный образ «мудрой девы» (Василиса Прекрасная) из сказки.

Учитель.


Диалоги вообще более свойственны жанру сказки. Но следует отметить, что образ «мудрой девы» встречался и в летописях.

Дева Февронии не просто пленительный образ, созданный древним книжником. Это уже литературный характер. Интерес к обыкновенному человеку, к быту, к исторической обстановке в конце концов привел к открытию характера в литературе.

5) Повесть построена на активных действиях двух противостоящих сторон: муромских бояр и девы Феврниии. Почему же они противостоят друг другу? ( Она дочь бедного древолаза. Существует сословное предубеждение боярских жен против нее.)

6) Посмотрите инсценировку эпизода повести, текст ее принадлежит перу протоиерея Игоря Лепешинского. Как вы озаглавите этот отрывок?

1 сказатель. Опять исцелила Февронья больного.

Сдержал князь на этот раз данное слово. И в Муроме весело свадьбу сыграли.

2 сказатель. Во храме с Февронией их обвенчали.

1 сказатель. И стала княгиней простая девица.

2 сказатель. Народ на красу их и разум дивится.

1 сказатель. Но недовольны боярские жены,

Ходят они в жемчуга наряжены

И говорят о княгине:

1 боярыня. Она, видно, всегда голодным голодна.

2 боярыня. Только поест она, чаю попьет. Крошки рукой со стола соберет.

3 боярыня. Все - то объедки она доедает.

Словно у князя в дому голодает.

1 боярыня. Видно же сразу — простая девица,

С ней за столом нам сидеть не годится.


Все. С ней есть не хотим.
Петр. Что же, я выслушал вас, поглядим.

Пир соберем, да уж только смотрите,

Вы на княгинюшку злого не врите.

2 сказатель. Пир шел горой, гости ели и пили. Весело все меж собой говорили.

1 сказатель. Только боярыни есть не хотят.

Все за Февроньей со злобой глядят.

2 сказатель. Кончился пир, гости есть перестали. Все и молитву уже прочитали.

1 боярыня. Ну, князь, смотри, что жена вытворяет!

2 боярыня. Крошки она со стола собирает!

3 боярыня. Глянь — ка ты, князь, что в руке то у ней

1 боярыня. Сможешь ее звать женою своей?

2 боярыня. Ну, нам такого позора не надо,

Ей подаянием жить — вот отрада!

1 сказатель. Князь тут смутился.

2 сказатель. К Февронье с упреком,

Ей разжимает ладонь ненароком. Петр. У ней на ладони не крошки, а ладан!

Сговор, боярыни, злой ваш отгадан. 1сказатель. Тотчас все в доме заблагоухало.

Женам боярским и тем стыдно стало. Петр. Ты их, Феврония, прости и меня

Тоже прости, знай, что с этого дня

Только тебе доверяю во всем.

Верю: в любви мы свой век проживем.

Учитель.


Как вы озаглавите проинсценированный отрывок?

( А Лепешинский назвал его «Чудо Февронии»)

7) Как вы думаете, почему?

( То, что крошки в руке у Февронии превратились в ладан, свидетельствует о Божественной Благодати, которой отмечена Феврония. Это, конечно, признак жития.)

8) О каких еще свидетельствах Божественной благодати Петра и Февронии идет речь в повести? Докажите, что герои вели благочестивую жизнь.

( Петр жил по Божьим заповедям, пренебрег княжением своим, чтобы не расставаться с женой, данной ему Богом.

Феврония, утверждая веру мужа своего, зная, что грех отчаяния не прощается Богом, т.к. отвергает его милосердие, рубленные деревца превращает в большие деревья.

Блаженный князь и блаженная княгиня правили в городе, соблюдая заповеди и наставления Господние.

Умолили Бога, чтобы в один день умереть.)

9. Какие жанровые особенности сказки, жития вы отметили в тетрадях? (Прослушать.)

Вывод учителя.

Повесть о Петре и Февронии Муромских - одно из самых интересных произведений древнерусской литературы. На нее оказали большое влияние сказочные сюжеты.



Однако в ней рассказывается о благочестивой жизни героев, особых свидетельствах Божественной благодати, прижизненных и посмертных чудесах.