Управление образования администрации Чернянского района Белгородской области - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Главный государственный санитарный врач по Катав-Ивановскому району 1 107.4kb.
Управление образования администрации Яковлевского района 1 45.42kb.
Управление образования администрации Гурьевского муниципального района 1 57.58kb.
Историческая справка 01 сентября 1980 года 1 37.36kb.
Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской... 1 157.29kb.
Мероприятия, краткая характеристика 3 645.65kb.
Управление образования администрации гусь-хрустального района 2 523.01kb.
Состав общественного совета при департаменте образования Белгородской... 1 52.65kb.
Муниципальное казенное учреждение «управление образования администрации... 2 585.38kb.
Программа лагеря дневного пребывания «Остров Свободы» Разработчики... 1 149.93kb.
Управление образования администрации Беловского района Информационно-методический... 5 1765.59kb.
Мбоу шаминская сош план работы общественного психолога на 2012-13... 1 58.24kb.
- 4 1234.94kb.
Управление образования администрации Чернянского района Белгородской области - страница №1/1

Управление образования администрации Чернянского района

Белгородской области

Организационно-методический информационный центр

Развитие мотивации в учебной деятельности младших школьников посредством создания ситуации успеха

Автор опыта : Зубайдова Елена Николаевна, учитель начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Чернянская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»

п. Чернянка Белгородской области


2012


Содержание опыта

  1. Информация об опыте_______________________________3



  1. Технология опыта___________________________________8



  1. Результативность опыта______________________________16



  1. Библиографический список___________________________17



  1. Приложения к опыту________________________________18

1.Тема опыта «Развитие мотивации в учебной деятельности младших школьников посредством создания ситуации успеха»



2. Сведения об авторе опыта. Зубайдова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Чернянская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»

3.Условия возникновения, становления опыта.

Исходное условие становления опыта – модернизация начальной школы, которая является ключевым звеном реформирования образования, поскольку именно она задает вектор творческого саморазвития личности на весь дальнейший жизненный путь. Школа призвана научить каждого воспитанника быть успешным в учебе, труде, в жизни в целом. В педагогическом процессе уже в первые дни или первые годы обучения в школе важно создать условия для самоактуализации личности каждого ребенка, для формирования и развития у него потребности и способности к саморазвитию. Для гармоничного психического развития школьника в начальной школе должна быть сформирована зрелая учебно-познавательная мотивация, устойчивое желание учиться. Второе условие связано с тем, что в настоящее время у детей младшего школьного возраста отмечается низкая заинтересованность в обучении. Результаты мониторинга первоклассников показали, что мотивация учебно-познавательной деятельности, от сформированности которой будет зависеть эффективность обучения в целом, развита недостаточно: высокий уровень мотивации имели 20% учащихся , 40% учащихся находились на среднем уровне, 30% - имели сниженный уровень, а 10% - низкий уровень мотивации. При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой 1987г.). Анализ полученных данных позволил разделить учащихся первого класса на 5 групп, каждая из которых соответствовала определенному уровню. 1 уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивацией учения и положительным эмоциональным отношением к нему; 2 уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению; 3 уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией; 4 уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению; 5 уровень — резко отрицательное отношение к учению. В ходе анализа результатов изучения состояния эмоционального отношения первоклассников к учебе определилась необходимость повышения мотивации учебно-познавательной деятельности младших школьников. Определяющим условием становления опыта является гуманизация современного школьного образования, которая предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию. Эта направленность основывается на уважении и вере в ребенка и выражается в целях школьной жизнедеятельности, в ее содержании, организации и средствах, а также в характере взаимодействии членов школьного коллектива.

4.Актуальность опыта.

В проекте «Наша новая школа» и ФГОС для начальной школы подчеркивается, что именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. При этом воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы его потребностей и мотивов. Учебный процесс должен протекать в условиях мотивированного включения учащегося в такой вид деятельности, который становится желанным, приносящим удовлетворение от участия в нем. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями нового качества образования. Таким образом, развитие мотивации в учебно-познавательной деятельности становится очень актуальным направлением педагогической деятельности Вместе с тем с каждым годом на фоне обострения социальных проблем, самоустранения родителей от воспитания детей, всё более остро встаёт вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности. При традиционном способе преподавания для значительной части учащихся уровень требований, предъявляемый школой, оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению. Т.о., в педагогической практике обозначены явные противоречия между снижением интереса к познавательной деятельности, низким уровнем работоспособности, интеллектуальной активности учащихся и современными требованиями, предъявляемыми к выпускнику школы; между необходимостью обеспечения нового качества образования и невозможностью достижения такого уровня при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на обучение всех школьников на одинаково высоком уровне. Решение данной проблемы автор опыта видит в создании в учебном процессе в начальных классах комплекса оптимальных приёмов, способствующих включению каждого ученика в активную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивающих эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности школьника. Необходимость анализа имеющегося опыта развития мотивации младшего школьника и совершенствование на этой основе процесса обучения позволили автору опыта сформулировать проблему : «Развитие мотивации в учебной деятельности младших школьников посредством создания ситуации успеха».



5. Ведущая идея опыта заключается в развитии мотивации учебно-познавательной деятельности младшего школьника посредством создания для каждого учащегося ситуации успеха.

6. Длительность работы над опытом. Работа над развитием учебной мотивации на основе создания ситуации успеха проводилась в несколько этапов:

I этап – проектно-мобилизационный (2007 – 2008 учебный год) – выявление противоречий и проблем, формулирование темы опыта, изучение теоретических аспектов проблемы.

II этап – экспериментально-поисковый (2008-2009 учебный год) – поисковая работа, определение путей решения выявленных противоречий, оперативная рефлексия процесса и промежуточных результатов, корректировка методов и приёмов организации учебной деятельности учащихся с учетом особенностей обучающихся;

III этап – преобразовательный (2009-2010 год) – становление опыта, анализ результатов применения ситуации успеха с целью повышения мотивации младших школьников;

IV этап – рефлексивно-обобщающий (2010 – 2011год) – обмен опытом работы, проведение открытых уроков, определение дальнейших перспектив развития опыта.

7.Диапазон опыта. Представляемый опыт является единой системой

« уроки в начальных классах - внеклассная работа».

8.Теоретическая база опыта. В основу опыта положены основные концептуальные позиции педагогики успеха (А.С; Белкин, У. Глассер, С.Л. Зубарева, Е.И. Казакова, И.А. Ларионова, Л.В. Смирнова, А.Р. Лопатин, А.П. Тряпи-цына, Н.Е. Щуркова и др.),связанные с гуманистической педагогикой (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.А. Сухомлинский, М.И. Шилова, И.С. Якиманская и другие) и психологией (Б.Г. Ананьев, Д. Аткинсон, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, А.К. Маркова, А. Маслоу, X. Хекхаузен, П.М. Якобсон и др.); предполагающей использование личностно – ориентированного (Е.А. Крюкова, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), деятельностного (Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, А.Г. Асмолов, J1 И. Божович, В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), индивидуального подхода во взаимодействии с ребенком (А.Л. Журавлев, Е.И. Сахарчук и др.).

Проведенный теоретический анализ вышеперечисленных источников показал, что в основе мотивов поведения человека лежат потребности. Под мотивом понимается «опредмеченная потребность», то есть мотив указывает на способ ее удовлетворения. Мотив — это смысл поведения и деятельности человека, или же— все то, ради чего происходит активность. Активность человека рождается его мотивацией. Мотивация объясняет движущие силы, характер протекания и результаты поведения и деятельности. Автор опыта убежден в том, что мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. В своем опыте под учебной мотивацией автор понимает направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанной с внутренним отношением ученика к ней.

Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у младших школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и, как следствие, развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни. Именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, то есть сделать её устойчивым личностным образованием ученика.

В контексте опыта автор учитывает, что учение младшего школьника школьника имеет полимотивированный характер и стремится к тому, чтобы у учащихся формировались прежде всего :

1.Непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях.

2.Перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности.

3.Интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания.

Анализ исследовательских подходов к проблеме учебной мотивации позволил автору опыта разработать следующую логику формирования мотивов учения. Работа предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (мотивационно-целевой, организационный, итоговый). Каждый новый блок возникает на основе предшествующего и становится на данном этапе приоритетным, управляющим и подчиняющим себе другие. В зависимости от учебной ситуации один блок может пронизывать или дополнять другой. Главная задача мотивационно-целевого блока состоит в том, чтобы настроить учащихся на успешное выполнение задания. Организационный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Итоговый этап является диагностирующим в работе учащегося , определяющим прогнозы на будущее.

Развитие мотивов учебно-познавательной деятельности младшего школьника автором опыта осуществляется на основе системно – ориентационного подхода Е.И. Казаковой, одним из ведущих постулатов которого выступает ориентация на успех (достижения) как доминирующий компонент ориентационного поля развития ребенка. Опираясь на позицию О.А. Яшновой, автор опыта считает, что успех осознается ребенком в процессе приобретения социального опыта, а ситуация успеха является своеобразным «пусковым механизмом» дальнейшего развития личности ребенка. В опыте автора ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации, ситуация успеха – это целенаправленный, специально организованный комплекс условий, позволяющий достичь значительных результатов в деятельности ребенка, которые сопровождаются позитивными эмоциональными, психологическими переживаниями. Что Т.к.. психоэмоциональное состояние первоклассников влияет на их физиологическое состояние , то создание ситуации успеха, по мнению автора, является одним из главных направлений здоровьесбережения учащихся. Опираясь на идеи личностно-ориентированного образования, автор опыта реализует адаптированный вариант технологии деятельностного метода, при котором результатом усвоения является формирование специальной учебной деятельности, которая имеет свою особую структуру и состоит из таких компонентов как учебная ситуация, учебная задача, учебные действия, действия контроля, и оценки. При определении содержания деятельности и характера помощи учащимся автор опыта использует дифференцированный подход. Использование ИКТ-технологий, технологии проектного обучения дает автору опыта возможность повышения уровня комфортности обучения.

Опыт работы над проблемой показал, что в силу индивидуальных различий учащиеся по-разному реагируют на предложенные ситуации . Для некоторых групп школьников ситуация успеха должна быть повторена неоднократно, до тех пор пока не реализуется основная задача: ученик испытывает чувство удовлетворения не только от итога деятельности, но и от самого процесса овладения знаниями. Автор считает, что ситуацию успеха необходимо создавать в учебной деятельности поэтапно, в виде последовательности циклов. Каждому этапу должны соответствовать определенные ситуации успеха, направленные на формирование отдельных компонентов мотивации учебно-познавательной деятельности.

На основании этих идей автор опыта пришел к выводу: ситуация успеха только тогда становится действенным средством развития мотивации младшего школьника, когда она:


  • организуется на всех этапах учебного процесса;

  • усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе;

  • реализуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся, что находит свое отражение в подборе приемов и средств в работе с конкретным учеником;

  • формирует у субъекта деятельности положительные эмоции в деятельности → чувство успеха, вызванное преодолением трудностей, предложенных учителем → эмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения учебных задач → удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим учащимся → осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления → формирование устойчивой потребности в самообразовании.

9. Новизна опыта заключается в создании авторских подходов развития мотивации младшего школьника на основе создания ситуации успеха для каждого учащегося, в переходе при обучении в начальных классах на деятельностный подход, в возможности выбора учащимися индивидуальной образовательной траектории.
Технология опыта

Целью педагогической деятельности в рамках представляемого опыта является обеспечение положительной динамики развития мотивации учебно-познавательной деятельности младшего школьника учащихся посредством создания ситуации успеха.

Исходя из цели, сформулированы следующие задачи:



  • определить условия развития мотивации учебной деятельности;

  • выделить ведущие принципы создания ситуации успеха в обучении;

  • произвести отбор эффективных приёмов и методов развития учебной мотивации, соответствующих индивидуальным особенностям учащихся; создать педагогический «банк данных ситуаций успеха»;

  • разработать модели учебных занятий с использованием приёмов и методов развития учебной мотивации посредством создания ситуации успеха для каждого учащегося.

2. Организация учебно-воспитательного процесса.

Ситуацию успеха в учебной деятельности автор опыта создает поэтапно, в виде последовательной цепи:



  • установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи);

  • обеспечение деятельности, операций (создание условий для успешного решения);

  • сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).


Этапы и алгоритм создания ситуации успеха на уроке

Этап

Педагогическая задача

Дифференциация учащихся

Деятельность учителя

1.Мотивационно-целевой

Сформировать мотив достижения; настроить на успешное выполнение задания

Учащиеся, имевшие

в прошлом неуспех



в выполнении аналогичного задания

Нейтрализовать память от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности; настроить на то, что данное задание выполнимо и по силам

Учащиеся, незнакомые с заданиями подобного рода

Предвосхитить положительную эмоциональную реакцию; нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха

Учащиеся, успешно, выполнившие задания подобного рода

Актуализировать позитивную эмоциональную память детей, поддержать побуждение к работе

2.Организационный

Обеспечить условия успешной деятельности, заинтересовать познавательным процессом

Учащиеся, требующие организационного контроля

Организационный контроль начала и завершения работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального подкрепления учебной работы

Учащиеся, требующие помощи в процессе выполнения работы

Эмоциональное ободрение м эмоциональная стимуляция учебной деятельности

Учащиеся, работающие активно и самостоятельно

Обеспечение права выбора заданий, эмоциональное и интеллектуальное стимулирование познавательной деятельности

3.Итоговый

Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности; обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности

Результат, адекватный усилиям

Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки

Необходимое возвращение к мотивационно-целевому этапу, повтор всей цели с исходных позиций

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки

Эмоциональное одобрение и установка на дальнейшую и успешную работу

Результат, не адекватный усилиям

Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки

Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в знаниях и умениях

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки

Проверка условий учебной работы на предыдущем этапе, организация ситуации преодоления в будущей деятельности

Ситуация успеха на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций в отношении предстоящей деятельности; на организационном – обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося; на результативном – усиливает активное отношение к учению, обращая его мотив для новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное отношение.

При такой организации обучения в начальных классах автором опыта реализуются следующие принципы.



1.Дифференциация содержания школьного образования. Дифференциация содержания и требований осуществляется с целью возможности достижения успеха каждым школьником.

2.Развитие самостоятельности и ответственности школьников
за свои успехи и неудачи. Чем больше поощряется самостоятельность учеников, тем более успешными в итоге становятся дети.

  1. Отсутствие авторитаризма учителя в оценке ученика. Формирования самостоятельной оценочной деятельности школьника. Это позволяет развить в учащихся субъектность, сформировать устойчивую самооценку; предупредить возможность формирования зависимости от внешней оценки, страха неудачи и боязни ошибиться, комплекса неполноценности или «отличника».

  2. Поощрение любых усилий, направленных на улучшение учебных результатов. Ориентация на методы положительной мотивации. Это укрепляет в детях веру в свои силы, формирует положительное отношение к успеху, который в итоге становится одним из важных побуждающих к деятельности факторов. Вместе с тем это препятствует развитию страха и мотивации избегания неудачи как побудительной причины учения и любой другой деятельности.

  3. Развитие в учащихся волевых качеств путем включения в посильную, но достаточно трудную деятельность. Неумение преодолевать препятствия мешает достижению успеха и понижает желания. Чтобы быть успешным, школьник должен быть
    готов ко всему, к преодолению для достижения целей самых разных трудностей. Это формирует способность получать удовольствие от самопреодоления, а значит, способствует личностному росту.

  4. Формирование ценностного отношения к другим людям и совместной деятельности, ответственности за общие результаты. Индивидуалистическая мотивация обедняет личность и делает человека одиноким и менее успешным в жизни. Формирование ценностного отношения не только к личным, но и к коллективным достижениям, а также направленности личности на людей позволяет компенсировать эти недостатки «достигателя».

8. Привлекательность для школьника процесса учебной и др. деятельности. Результаты обучения тесным образом связаны с включенностью школьника в сам процесс, чтобы он был ему интересен и сам являлся основным мотивацинным фактором. Это позволяет усилить степень эмоциональной и интеллектуальной включенности школьников в учебную деятельность и таким образом повысить результаты.

9. Ориентация самого учителя на высокие профессиональные и другие достижения. Учитель, ориентированный на достижения, является примером для учеников.

3. Содержание образования.

Важнейшим условием развития мотивации учащихся являются глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях. Содержание образования в опыте представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем, которые определяет традиционная программа для начальных классов «Школа России». Комплект учебников «Школа России» представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение. Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Учебно-методический комплект по русскому языку для 1- 4 классов направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей родному языку в средней школе. Распределение учебного материала соответствует схеме «речь – текст – предложение – слово». Материал учебников, рабочих тетрадей и планирования позволяет реализовать взаимосвязь  основных направлений курса и осуществлять обучение русскому языку во взаимосвязи всех его сторон: лексики, фонетики, словообразования, морфологии, синтаксиса. Курс «Мир вокруг нас» составляет основу разработанной для начальной школы системы учебных курсов с экологической направленностью. В содержании данного курса в соответствии с современными требованиями интегрированы элементы естественнонаучных и обществоведческих знаний.

Для того, чтобы изучение начального курса вышеназванных предметов создало прочную основу для дальнейшего обучения, не только вооружило учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечило необходимый уровень мотивации, в отборе содержания образования предпочтение отдается проблемно-поисковым и творческим заданиям, деятельностному, практическому содержанию, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, подбору для каждого ученика заданий в соответствии с его интересами, и возможностями. При таком подходе к отбору содержания образования возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат.

4.Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения.

В своем опыте автор использует интеграцию школьных (классно-урочная система) и внеурочных (вспомогательных) форм организации учебной работы, методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха для каждого учащегося .

Основной формой организации учебного процесса остается урок. В опыте широкое распространение получили различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Автор опыта, учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, проводит нестандартные уроки :


  • Урок – путешествие

  • Урок – мастерская

  • Урок-исследование

  • Урок – презентация

Приемы работы на этих уроках отличаются направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы, включение учащихся в исследование, анализ, доказательства и выводы, практические работы, работу со справочной литературой. На таких уроках дети, преодолевая препятствия, четко выполняя различные задания и приобретая новые знания, стремятся к достижению своей цели, что так необходимо для развития мотивации. В ситуации успеха находится каждый, т.к. способен творить на своем уровне.

Развитие мотивации учащихся в учебно-познавательной деятельность может происходить на различных этапах урока. Основной организационной формой учебного процесса в начальных классах, обеспечивающей развитие мотивации учащихся, является, по мнению автора, комбинированный или смешанный урок. Основными составляющими такого урока в опыте являются дифференцированные задания, которые позволяют автору на каждом этапе урока создавать ситуацию успеха и развивать учебно-познавательную мотивацию учащихся.



1. Оргпсихологический момент. Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться.  Необычное начало урока через использование музыкальных фрагментов, юмористические минутки помогают автору опыта обеспечить психологическую готовность, эмоциональный настрой учащихся к уроку. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться.   Психологическая разминка в начале урока помогает создать условия для формирования у учащегося установки на успешное выполнение учебного задания.

2. На этапе проверки домашнего задания с целью снятия страха используется приём «Лови ошибку» – дети решают некоторую учебную задачу, в условие которой заведомо внесены ошибки , выясняют причины ошибок и определяют последующие действия.

3.Актуализации субъектного опыта учащихся. В начале урока, чтобы обеспечить высокий уровень вовлеченности школьника в учебную деятельность, автор использует приём «Шифровка» – тема урока предлагается в зашифрованном виде или свёрнута в схему задания, предусматривающее. Формулирование темы урока самими учащимися. Приём «Базовые вопросы» – вопросы по теме урока, отвечая на которые, учащиеся обнаруживают «область незнания» и определяют цели дальнейшей деятельность.

На этом этапе урока с целью сформировать у учащегося мотив к достижению успеха в конкретной учебной ситуации педагог обеспечивает ученика заданием, соответствующим способностям.

Учащимся, имевшим в прошлом неуспех в выполнении задания, предлагается выполнить задание по карточкам-помощницам , при необходимости оказывая помощь в ходе выполнения с помощью сильного эмоционального подкрепления («Уверена, что у тебя сегодня все получится»). Учащиеся, незнакомые с заданиями подобного рода, выполняют задания по заданному алгоритму. Учащимся , выполнявшим подобные задания и успешно справившимся с ними, предлагаю самостоятельно найти решение интересной проблемы.

Учащиеся испытывают положительные эмоции в результате успешно выполненного задания. Положительные эмоции внушают уверенность в своих силах, мотивируют ученика на выполнение нового задания.



3.Изучение нового материала и способов действий автор организует, так, что решая учебную задачу, используя  карточки с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий, составляя схемы, опорные конспекты по информации в тексте, заполняя интеллектуальные карты по рассказу учителя, анализируя по заданному алгоритму, дети знакомятся с новым материалом. (Прием «Метод проб и ошибок»).

4. На этапе первичного закрепления материала учитель предлагает задание в режиме учебного затруднения – развивающее задание на основе учебного содержания, решение которого требует определенных волевых усилий и/или напряженной мыслительной деятельности. На этом этапе уроке используется эмоциональная разгрузка, смена задания по желанию учащегося, помощь класса; обращение к более сильному ученику и пр.; «подсказка» (работу с учебником), контроль времени. Удовлетворение от преодоления трудностей оставляет более глубокое впечатление и закрепляет успех; появляется желание подтвердить и упрочить положительные результаты.



5. На этапе применения знаний и способов действий из предлагаемых педагогом трех групп заданий учащийся сам определяет себе объем и степень трудности учебной задачи, формируя индивидуальный стиль деятельности.

Задания первой группы направлены на фрагментное восприятие учебного материала, выполнение одношаговых и двушаговых операций, простейших действий по образцу. Во второй группе – задания на самостоятельное воспроизведение учебного материала с установлением связей между его элементами, выполнение стандартных операций, умение сопоставлять, классифицировать, делать правильный выбор. Задания третьей группы являются более сложными и оригинальными: на применение теоретических знаний для поиска ответа на вопрос в субъективно новой ситуации, решение нестандартных задач, решение задач разными способами.

На этом этапе мотив достижения из внешнего побуждения становится внутренним стимулом; учащегося начинает привлекать процесс поиска истины, каждым учащимся происходит осознание уровня своих знаний, умений, возможностей; понимание необходимости совершенствования своего образовательного уровня. Ситуация успеха на этом этапе обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося.

6.На этапе обобщения и систематизации знаний и умений автором опыта организуется групповое взаимодействие, то есть работа в группах, в парах. Состав группы может быть как разноуровневый, так и одноуровневый, в зависимости от цели, которую ставит перед собой учитель. При этом дети каждой группы обсуждают и выполняют задания совместно. Коллективный поиск решения проблемно-поискового задания с опорой на жизненный опыт ребят, соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, выполнение творческого задания способствует определению значимости изучаемого материала для каждого учащегося.

При организации группового взаимодействия:

- на уроке создается определенный эмоциональный настрой, при котором ребенок не боится высказывать свои мысли о чем-то незнакомом, неизвестном;

- дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками.

- к детям приходит понимание своей значимости: «мои знания и умения необходимы группе для успешного выполнения задания». При этом у ребенка вырабатываются навыки общения и сотрудничества, что, бесспорно, является залогом дальнейшего успешного обучения.

- сотрудничая в группе, ребенок учится оценивать объективно собственную работу и работу своих сверстников.



7. Групповые дифференцированные домашние работы, интересные по форме, стимулирующие поисковую работу помогают осуществить подготовку (предварительную работу), необходимую учащимся для изучения новой темы .

С целью развития внутренней потребности в самообразовании и самосовершенствовании на каждом этапе урока учащийся сам отслеживает свои результаты с помощью «Карты успеха». Осознание уровня своих знаний, умений, возможностей; понимание необходимости совершенствования своего образовательного уровня помогает осуществить оценивание в баллах, самопроверка. Данный подход к оцениванию успеваемости учащегося позволяет преподавателю тщательно отслеживать продвижение каждого ученика в индивидуальном темпе, а также корректировать свою работу с учетом выявленных пробелов по каждому виду деятельности. В итоге заполняется «Карта успеха класса».

Поддержанию интереса на уроке , работоспособности учащихся способствуют креативные (творческие) физкультминутки «Гимнастика для ума», оздоровительная физкульминутка «Шапка умника» .



Чтобы развить умения учащихся самостоятельно ставить себе задачи для дальнейшего совершенствования и создание ситуации успеха в деятельности как самому себе, так и окружающим на каждом уроке проводится рефлексия прием «Радуга успеха», «Все в твоих руках”, «Лестница успеха», «Рефлексивные линейки», коллективная рефлексия «Острова». Ситуация успеха на этом этапе усиливает активное отношение к учению, обращая его мотив для новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное отношение.

Развитию установок учащихся на достижение успеха способствует организация внеурочной деятельности, которая предусматривает приобретение опыта совместной деятельности по достижению различного рода образовательных целей. Для организации внеурочной  деятельности в начальных классах автор опыта использует формы, отличные от учебных занятий:

-урок взаимообучения место групповой работы по поиску причин ошибок и способов их устранения;

- урок- консультации – место «умных» вопросов (определения границы знания и незнания ребенка по его запросу).

- урок микрогруппового проектирования - место освоения проектной деятельности.

В рамках внеурочной деятельности автором опыта осуществляются индивидуальные и групповые занятия для детей, требующих психолого-педагогической поддержки: занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи, безошибочному счету, решению задач и др. С целью формирования сознательной мотивации детей к самопознанию, самообразованию, закрепление и развитие интереса к своим личным способностям учащиеся, имеющие высокий уровень мотивации привлекаются к участию в олимпиадах, интеллектуальных марофонах, исследовательских конкурсах,

Автор опыта убежден в том, что одним из наиболее продуктивных методов развития мотивации младших школьников является метод исследовательских проектов. Учащиеся начальных классов лишь учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед, позволяет им чувствовать себя успешными. Автор опыта осваивает с детьми проектную деятельность постепенно, от простых микропроектов (рисунки, настенные плакаты) до долгосрочных работ (альбомы, малые книги со своим творчеством, поделки). Мотивацией к работе над проектами являются: личный интерес учащихся, самореализация, самомотивация от удовлетворения результатами собственного труда. При работе над проектом учащиеся заполняют «Карту успеха продвижения над проектом». Лучшие работы представляются на научно-исследовательских конкурсах и конференциях.

Огромную роль в развитии мотивации учащихся к успешной деятельности играет интеграция основного и дополнительного образования. С целью создания ситуаций успеха, самораскрытия каждого ребенка , создания благоприятного комфортного состояния каждого ученика, стимулирования позитивного поведения учащихся проводятся традиционные классные мероприятия: часы общения, конференции, интеллектуальные игры, круглые столы, праздники.



С целью развития тех личностных качеств, важность которых для своей будущей жизни сознает ученик осуществляется привлечение учащихся в различные кружки и спортивные секции.

Реализация программ каникулярного отдыха позволяет создать ситуации успеха для учащихся классного коллектива , где воспитанники могут найти себе дело по душе, реализовать и самосовершенствоваться.

Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрить их активность и самостоятельность автору опыта позволяет такой способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников как «Порфолио Достижений» -личный выбор работ обучающимся. Обучающийся сам отбирает и формирует свой «портфель». Собираются работы за определенный промежуток времени из них отбираются 2-3, и так в течение периода обучения.

В связи с поставленными задачами автором опыта разрабатывается адекватное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. На каждого ребенка заведена электронная индивидуальная карта сопровождения «Матрица успеха», в которой фиксируются: мотивы выбора; степень удовлетворенности этим выбором на разных этапах обучения; переход учащегося из одной группы в другую, причина перехода, адаптация к обучению в новых группах; особенности познавательных процессов учащихся, уровень тревожности, межличностные взаимоотношения в классе и в группе, причем все это отслеживается в динамике. В эту карту дополнительно заноситься характеристики, связанные с успешностью ребенка.



Методы стимулирования и поощрения, используемые автором опыта на уроке и внеурочной деятельности:

-мимические и пантомимические (улыбка или ласковый взгляд учителя, пожатие руки, поглаживание по голове);

- словесные («Умница! Молодец! Хорошо поработал!»);

- материализованные (флажок на парте, благодарность в дневнике, жетон умельца или эмблема мастера);

-деятельностные ( познавательная игра, более сложное задание).

Реализации поставленной цели автору опыта способствуют средства обучения. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью: - восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем: карточки с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий; - закрепления и применения знаний и умений: карточки разноуровневых познавательных и развивающих заданий, карточки-помощницы; - контроля знаний и умений: тестовые задания, карты упеха, таблицы самооценки. Информационно-коммуникативные средства: электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов; мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики; инструментальная среда по математике (виртуальный конструктор). Технические средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска. Средства телекоммуникации: локальная сеть, выход в Интернет.

Технология применения форм, методов и средств учебно-воспитательной работы, основанная на их оптимальном выборе в соответствии с поставленными целями и задачами, частично представлена в разработках занятий.


5.Результативность опыта.

Результаты, полученные по методикам

«на входе»

1 класс

«на выходе»

3 класс

Методика «Незаконченные предложения» – на выявление мотивов к познавательной деятельности

1,25

3,05

«Карта для диагностики познавательной активности подростков» – для определения уровня мотивации познавательной деятельности (среднего по классу)

1,79

2,15

Анкета Казанцевой на выявление:

внешней учебной мотивации

85

10

внутренней учебной мотивации

15

90

Уровень познавательной активности (Опросник Ч. Д. Спилберга)

Репродуктивно-подражательная

21

10

Поисково-исполнительная

54

40

Творческая

25

50

Система работы по развитию мотивации в учебно-познавательной деятельности учащихся младших классов посредством создания ситуации успеха на уроках и во внеурочное время способствовали пробуждению познавательных мотивов.

Диаграмма Динамика мотивации

Учебная мотивация повлияла на познавательную активность учащихся и желание учиться, на успешность, эффективность и результативность учебной деятельности, что выражается в высоком уровне усвоения знаний, умений и навыков, интеллектуального развития учащихся (качество знаний учащихся -интеллектуальный коэффициент класса, классным руководителем которого являлся автор, по методике Н.П.Капустина составил ).



Диаграммы Качество знаний, интеллектуальный коэффициент класса

Создание ситуации успеха как на уроке, так и во внеурочной деятельности способствует организации здоровьесберегающей деятельности в школе: сохранению и укреплению здоровья младшего школьника.



Диаграмма Уровень здоровья

Библиографический список

1.Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:»Политиздат», 1989-355.


2. Аникеева П.П. Учителю о психологическом климате в коллективе.
М.:»Просвещение», 1983-96
3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:»Просвещение», 1991-
169.
4. Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания? М.:»Просвещение»,
1991-80.
5. Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. М.:»Просвещение»,
1991-239.
6. Глассер У. Школы без неудачников. М.: «Просвещение», 1991-71.
7. Иванов К.А. Все начинается с учителя. М.:»Просвещение», 1983-175.
8. Ильин Е. Н. Искусство общения. М.:»Просвещение», 1982-175.
9. Кочетов А. И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. М.:
«Просвещение», 1986-160.
10. Невский Т. А. Трудный успех. М.:»Просвещение», 1981-126.
11. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании.
М.: «Владос», 1995-528.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: «Народное
образование», 1998-53.
13. Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.:
«Просвещение», 1960-140.
14. Смирнова Е. Э., Курлов В.Ф. Мир ребенка., Санкт-Петербург, 1997-50.
15. Сухомлинский В.А. Верьте в человека. Киев, 1960-234.
16. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1972-254.
17. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад. Шк., 1988-272.
18. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: «Педагогика», 1979-175.
19. Белкин А.С. Читаю чувства на лице твоем // Народное образование,
1990-№11, с.91
20. Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших
школьников // Начальная школа, 1999-№10, с.31-32.
21. Быныкина С. Конфликты в школе – можно ли их избежать? // Воспитание
школьников, 1997-№2, с.14.
22. Панова Е. И. Взаимоотношения «учитель – ученик». // Педагогика, 1998-
№6, с.46.
23. Хохлов С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников,
1997-№2, с.42-43.