Управление культуры и архивного дела Тамбовской области Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области «Рязанская... 1 234kb.
Научная библиотека в 2012 году 3 965.65kb.
Перечень учреждений, подведомственных министерству культуры Самарской... 1 12.42kb.
Управление культуры и архивного дела Тамбовской области 1 150.45kb.
Ленинградская областная универсальная научная библиотека Отдел краеведения... 2 561.98kb.
Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А. 1 276.23kb.
Управления культуры и архивного дела Тамбовской области 1 109.84kb.
Новая литература в помощь библиотечному работнику 1 307.98kb.
Учреждение культуры 3 1424.73kb.
Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А. 5 1005.76kb.
Автоматизация библиотечных процессов на основе абис 5 1486.08kb.
Рейтинг абитуриентов специальности «Лечебное дело» на базе среднего... 1 378.27kb.
- 4 1234.94kb.
Управление культуры и архивного дела Тамбовской области Тамбовская областная универсальная - страница №2/2

И.Е. Зимина­ – преподаватель ТГМПИ им. С.В. Рахманинова

Шиллеровская Жанна д'Арк в концепции П.И. Чайковского

В 1870-1880 годах в русском драматическом театре романтические трагедии, среди которых была и пьеса Шиллера «Орлеанская дева», воспринимались как выразители героических идей свободолюбия и гуманизма. Такая трактовка их была близка Чайковскому.

Вскоре после окончания «Евгения Онегина» композитор снова начал искать сюжет для оперы, перечитывая с этой целью ряд литературных произведений и обращаясь за помощью к своим друзьям и знакомым. В итоге он остановился на трагедии Шиллера «Орлеанская дева» в русском переводе Жуковского. Находясь во Флоренции, Чайковский записал в дневнике: «...меня начинает сильно манить один новый оперный сюжет, а именно «Орлеанская дева» Шиллера. Мысль написать на этот сюжет оперу пришла мне в Каменке при перелистывании Жуковского, у которого есть «Орлеанская дева», переведенная с Шиллера. Для музыки есть чудесные данные, и сюжет еще не истасканный. … Я уже и прежде иногда думал об этом сюжете, но теперь начинаю увлекаться серьезно» (1, 99).

В основе драмы Шиллера – конфликт между личным и общественным, чувством и долгом. Исторический сюжет из эпохи Столетней войны между Францией и Англией в XIV-XV веках требовал для своего воплощения широких оперных форм и яркой декоративной манеры музыкального письма.

Что же побудило композитора, всего за несколько месяцев до начала работы над «Орлеанской девой» писавшего, что ему нужен сюжет, где «нет царей, нет маршей, нет ничего составляющего рутинную принадлежность большой оперы» (2, 281), обратиться к подобного рода задаче? Причин было несколько. И наиболее важная состояла в том, что Чайковского волновал трагический образ главной героини – простой крестьянской девушки Жанны д'Арк, в трудный для родины момент вставшей во главе французского войска, приведя его к победе, но затем несправедливо осужденной и преданной жестокой казни.

Чайковский сам писал либретто к опере, опираясь, в основном, на трагедию Шиллера. Стараясь сохранить подлинный текст немецкого поэта, Чайковский внес вместе с тем довольно существенные изменения в трактовку некоторых событий и в характеристики главных действующих лиц. Важнейшим из них является отказ от героического апофеоза, которым оканчивается «Орлеанская дева» Шиллера: вопреки исторической истине Иоанна не погибает на костре, а попадает в плен к англичанам, но разрывает цепи, в которые ее заковывают, и, бросаясь снова в бой, находит смерть на поле битвы. Такой конец вносит в характеристику Иоанны элемент чудесного, сверхъестественного. Чайковский не мог принять такой финал. При всем величии ее подвига героиня его оперы остается живой женщиной, и ее мучительная смерть вызывает у композитора гнев и ужас. При чтении книги французского историка Валлона о Жанне д'Арк Чайковский был особенно потрясен сценой суда и казни. Он писал фон Мекк: «... дойдя до процесса отречения и самой казни (она ужасно кричала все время, когда ее вели, и умоляла, чтоб ей отрубили голову, но не жгли), я страшно разревелся. Мне вдруг сделалось так жалко, больно за все человечество и взяла невыразимая тоска! В Шиллере многое мне нравится, но признаюсь, его презрение к исторической правде несколько смущает меня» (1, 102).

Изменения, внесенные в либретто, по сравнению с пьесой Шиллера коснулись трактовки образа главной героини и самой направленности сюжета, в особенности его развязки.

Кроме коренного изменения финала, Чайковский значительно развил лишь эпизодически проходящий у Шиллера мотив внезапно вспыхивающей у Иоанны любви к бургундскому рыцарю Лионелю, что придает ее образу более теплые лирические черты. В душе Иоанны, нарушившей данный ею священный обет не знать земной любви, возникает трагический внутренний разлад, который и становится причиной ее гибели.

Романтическая драма Шиллера дала возможность Чайковскому, не отказываясь от основных творческих принципов, выработанных ранее, создать монументальное произведение, отмеченное чертами высокой трагедии, воплощенной в форме сценически эффектного оперного спектакля.

Премьера состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге 13 февраля 1881 года в бенефис дирижера театра Направника. Опера имела успех. В 1882 году «Орлеанская дева», первая из опер Чайковского, была поставлена за границей, в Праге.

Литература:


  1. Чайковский П. О музыке, о жизни, о себе. Литературная композиция
    А.А. Орловой. – Л., 1976.

  2. Чайковский П. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. – М., 1962. – Т. 7.

А. Белкин




Внук камергера Его Величества



1. Патриарх песни
Имя старейшего композитора России, прожившего 91 год, хорошо знакомо всем, и прежде всего, по задушевным, а порой и шутливым песням. Кто не слышал таких его песенных шедевров, как «Любимый город», «Спят курганы темные», «Ты ждешь, Лизавета», «Шаланды, полные кефали», «Песня старого извозчика», «Три года ты мне снилась», «Где ты, утро раннее». Перечислять можно долго: у композитора около 400 песен, и каждая по-своему неповторима. Но одна из них – по истине бессмертное произведение отечественной музыки: созданная в дни Великой Отечественной войны «Темная ночь»:

Темная ночь, только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают…

Автор восьми симфоний, множества музыкальных комедий, балета, музыки более чем к 200 спектаклям и кинофильмам, Богословский обладал необъятным творческим потенциалом. Ведь он был и прекрасным концертирующим пианистом, и одаренным поэтом, и автором остроумных афоризмов и анекдотов, пяти интереснейших книг о музыке и современном кино. Огромна была общественная деятельность композитора, особенно в качестве вице-президента Общества Россия-Франция.

С кем только не сводила судьба этого удивительного человека!

– Долгие годы я дружил с Леонидом Утесовым, – рассказывал он. Потом – дядя Миша Зощенко. С юношеских лет был неразлучен с Шостаковичем, с Хачатуряном мы просто приятельствовали. Долгое время я жил в доме над Сергеем Сергеевичем Прокофьевым. Когда ему надоедало, что я по ночам играю на рояле, он стучал мне в потолок шваброй. Если же он начинал с утра музицировать, нарушая мой утренний сон, я не решался стучать каблуком в пол, чтобы не мешать творческому процессу гения. Много раз я бывал в Царском Селе у Алексея Николаевича Толстого, дружил с Александром Фадеевым...

Среди французских друзей Богословского были Жан Маре, Мишель Легран, Жаклин Франсуа. За рубежом композитор встречался с Керенским и с князем Юсуповым – убийцей Распутина, дружил и был неразлучен с милым молодым человеком – будущим испанским королем Хуаном Карлосом, разделял компанию с лучшим тореадором мира Мигелем Домингином.
2. Тамбовские предки
Передо мной пока неопубликованные письма композитора. Он рассказывает о себе: «Сам я родом из петербургских дворян. С моим дворянством связана одна интересная история. Когда-то Репин написал свою знаменитую картину «Заседание Государственного совета», она экспонируется сейчас в Санкт-Петербурге. И там, на картине, в углу, почти не видимый за колонной: стоит мой дед, который был камергером царского двора». Вот открылось неожиданное: оказывается корни родословной композитора связаны с тамбовской землей, на которой довелось бывать и самому Богословскому. Вот что удалось найти в нашем областном архиве.

Прапрадед композитора, майор Северского конно-егерского полка Антон Игнатьевич Поземковский владел поместьем в Тамбовской губернии и был в начале XIX века внесен в родословную книгу тамбовского дворянства. Кстати, он был женат на дочери воронежского помещика Елизавете Петровне Гардениной – помните знаменитый роман жившего на Тамбовщине писателя Александра Эртеля «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги», высоко оцененный Львом Толстым?

Сын Антона Игнатьевича ,Федор Антонович, крупный чиновник путей сообщения, имел чин тайного советника и постоянно жил в Петербурге. Но он также был записан в потомственные тамбовские дворяне и владел родовым имением в деревнях Карповка и Ивановка Тамбовского уезда. Там у Поземковского было 1475 десятин земли и 152 души крестьян.

Михаил Федорович Поземковский – тот самый персонаж репинского полотна – имел чин камергера Двора Его Императорского Величества. Служил в министерстве юстиции, в канцелярии Сената, в государственной канцелярии. Он внес огромный вклад в создание благотворительных организаций в Петербурге, много сил отдавал заботе о бедных людях. За заслуги в организации детских приютов награжден орденом святого Владимира 4-й степени и медалями. Николай П подарил Михаилу Федоровичу золотые часы с бриллиантовым изображением государственного герба и императорской короны.

Дети Михаила Федоровича- Владимир, Георгий и Елена также числились тамбовскими дворянами и владели поместьями в нашей губернии. Елена Михайловна Поземковская и стала матерью композитора. В 1912 году она вышла замуж за надворного советника Владимира Львовича Богословского, служившего в ведомстве почт и телеграфа. А через год родился будущий знаменитый композитор и Народный артист СССР.

Поземковским принадлежали в Тамбовской губернии имения в селе Архангельском Усманского уезда (теперь территория Липецкой области) и в Тамбовском уезде: в селе Карповке (другие названия – Медведевское, Медвецкое, Ивановка), деревне Софьиной (она тоже имела второе название Ивановка), Александровке в Даниловой пустоши и еще одной Ивановке. В Карповке Тамбовского уезда была богатая барская усадьба с конным и овчарными заводами и 1150 десятинами земли.

Никита Богословский рассказывал, что в детстве – это было еще в предреволюционные годы – ему доводилось приезжать летом в имение деда Карповку. Сам дед Михаил Федорович Поземковский, а также мать композитора Елена Михайловна и ее старшие братья Владимир и Георгий бывали в тамбовском имении только наездами, в летнее время.

В годы гражданской войны имение Поземковских было уничтожено, дом сожжен. Дядя композитора Владимир Михайлович, бывший офицер Семеновского полка, был сослан и погиб в лагерях. Другой дядя, Георгий Михайлович, стал выдающимся русским оперным певцом, заслужил мировую славу и окончил жизнь в эмиграции, в Париже.


3. Музей муз
«Музей муз» – это название одной из книг Никиты Богословского, остроумной, веселой, ироничной. Слава о нем как о знаменитом острослове распространилась уже давно. Этому помогли и его озорные книги: «Божества и убожества», «Тысяча мелочей», «Очевидное, но вероятное», «Заметки на полях шляпы».

– Мой язык мне мог принести много бед, но, к счастью, всё обошлось, – вспоминал Никита Владимирович. – Ограничивалось тем, что придерживали награды, звания, вычеркнули из списка на Сталинскую премию. Меня очень не любил Сталин. Еще бы полгода он пожил, и кто знает... И хотя членом партии я никогда не был, в историю партии всё же вошел благодаря ЦК. В знаменитом разгромном постановлении по фильму «Большая жизнь» мои песни были названы «кабацкой меланхолией, чуждой советскому народу». А песни были такие: «Три года ты мне снилась» и «Спят курганы темные». Народ их все равно пел.

В одном из последних интервью Никита Владимирович рассказывал:

– Я музыку пишу сейчас только для себя. В жанре советской песни, в котором я раньше много работал, сегодня не осталось исполнителей. Кстати, сам термин «советская песня» довольно загадочен для меня. Что это означает – принадлежность песни к определенной форме правления? Песню сегодня петь практически некому. Сейчас царит рок. А я это не умею делать. Смог бы, обладая профессиональной техникой и опытом, но это достояние молодых. К року я отношусь с глубоким уважением и интересом. Попадаются очень талантливые люди.

Когда мы вспоминаем великую Победу над фашизмом, вновь звучат в концертах и в наших сердцах песни военных лет. Слушая проникновенную мелодию «Темной ночи», вспомните, что создавший ее композитор глубокими корнями связан с Тамбовским краем.

Никита Владимирович Богословский скончался в апреле 2004 года, в возрасте 91 года. А музыка его, остроумные книги, его ироничное слово, его шутки еще долго будут жить в памяти людей.



СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Белкин Андрей Михайлович -

заслуженный работник культуры России
Зимина Ирина Евгеньевна –

преподаватель ТГМПИ им. С.В. Рахманинова


Казьмин Олег Алексеевич –

заслуженный работник культуры России


Казьмина Елена Олеговна –

доцент ТГМПИ им. С.В. Рахманинова,

кандидат искусствоведения
Климова Наталья Викторовна –

преподаватель ТГМПИ им. С.В. Рахманинова



1 Настоящая фамилия композитора Макаров. Псевдоним Изосимов взят по названию деревни Изосимово, где жила бабушка Матрена Осиповна, светлая память о которой сохранилась на все последующие годы.

2 Все цитаты без ссылок взяты автором статьи из устных бесед или из писем композитора.

3 Эвритмия – христианизированное пластическое духовное искусство космической речи (комментарий А.Изосимова).

4 В последней редакции текст отсутствует. Хор исполняет вокализ.

5 Цитата из письма автора (январь 2005 года).

6 Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Тамбовская область. – М.,1978. – С. 117.

7 Тамбовские губернские ведомости. - 1884 -12 июля.

8 Там же.

9 Тамбовские губернские ведомости. – 1884. – 11 сент.

10 Там же.

11 Цит. по: Гинзбург Л. История виолончельного искусства. Кн. 2: Русское виолончельное искусство до 60-х годов XIX века. – М.,1957. – С. 274.

12 Там же.

13 Тамбовские губернские ведомости. – 1856. – № 42. – С. 205-206.

14 Москвитянин. – 1851. – № 6, кн. 2. – С. 104.

15 «Русский вестник». – 1856. – Т. 4, кн. 2. – С. 12.

16 «Отечественные записки». – 1857. – № 11. III. – С. 46.

17 Серов А.Н. Концерт в пользу детских приютов // А.Н. Серов Статьи о музыке: В 7 вып. Вып. 3: 1857-1858. – М., 1987. – С. 234.

18 Обухова Н.А. Воспоминания. Статьи. Материалы / Ред.-сост. О.К. Логинова. Общ. ред. и вступ. статья
И.Бэлзы. – М.,1970. – С. 36.

19 Там же. – С. 30.

20 Там же. – С. 36.

21 Там же.

22 Там же.

23 Там же. – С. 31.

24 Там же. – С. 31-34.

25 Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 6. – М., 1954. – С. 479.

26 Цит. по: Климкова М.А. «По наряду из розряду…». Очерки из истории культуры Тамбовского края. – Тамбов, 2004. – С. 56-57.

27 Цит. по: Русские провинциальные усадьбы XVIII – начала ХХ века / Сост. Р.В. Андреева, Л.Ф. Попова. – Воронеж, 2001. – С. 386.

28 Цит. по: Илёшин Б.И. Литературные тропинки отчего края. – М., 1986. – С. 53.

29 Цит. по: Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы. – М., 1997. – С. 39.

30 Цит. по: Климкова М.А. Указ. Изд. – С. 125.

31 Там же. – С. 127.

32 Цит. по: Илёшин Б.И. Указ изд. – С. 48.

33 Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Тамбовская область. – С. 123.

34 Селёв К.И. Караул Тамбовской губернии Кирсановского уезда: Очерк хора / Баян. – 1908. – № 12. – С. 21.

35 Там же. – С. 22.

36 Чичерин Г.В. Письмо к А.А. Чичериной от 2 июля 1906 г. // Сокровища душевной красоты / Авт.-сост. С. Виноградов. – 2-е изд., доп. – М., 1988. – С. 446.

37 Добужинский М.В. Воспоминания / Под ред. Г.И. Чугунова. – М., 1987. – С. 113.

38 Там же. – С. 116-117.

39 Добужинский М.В. Письма / Сост. Г.И. Чугунов. – СПб., 2001. – С. 31-32.

40 Там же. – С. 33.

41 Цит. по: Знаменское: Рахманиновские места Тамбовской области: Альманах / Сост. А. Ермаков, В. Жогов. – Тамбов, 2004. – С. 21-23.

42 Там же. – С. 6.

43 Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Том XXIX. – СПб., 1900. – С. 354.

44 См.: Корнеев В.А. Тайна старинного парка. – Тамбов, 1994. – С. 89.

45 См.: Илёшин Б.И. …И голубые небеса. – М., 1981. – С. 10.

46 ГАТО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 1862. Л. 233-252.

47 Цит. по: Емельянова Н.Н. Музыкальные вечера: Хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет. – Воронеж, 1977. – С. 84.

48 Цит. по: Илёшин Б. Живая нить памяти // Тамб. жизнь. – 1994. – 31 авг.

49 По мнению Б.И. Илёшина, речь идёт, очевидно, о сыне К.К. Павловой. Каролина Карловна Павлова (урождённая Яниш) как поэтесса была знакома с Е.А. Боратынским, А.С. Пушкиным, Д.В. Веневитиновым,
А. Мицкевичем, дружила с П.А. Вяземским, братьями И.С. и К.С. Аксаковыми, Н.М. Языковым и другими; её муж Николай Филиппович Павлов - автор стихов и повестей, из которых «Именины» (о судьбе крепостного музыканта), «Ятаган» (о трагедии бесправного солдата) получили высокую оценку А.С. Пушкина.

50 См.: Плешин Б. Живая нить памяти // Тамб. правда. – 1994. – 31 авг.

51 Цит. по: Ивановка. Времена. События. Судьбы: Альманах. Труды Музея-усадьбы С.В. Рахманинова / Сост. Ермаков А.И., Жогов А.В. – М., 2003. – С. 52.

52 Там же. – С. 56-57.

53 Цит. по: Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. / Сост., ред., пред., ком. и указ. З. Апетян. – Т. 1. – 5-е изд., доп. – М., 1988. – С. 263-264.

<< предыдущая страница