Управление конкурентным потенциалом предприятия management of the competitive potential of the enterprise - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Управление конкурентным потенциалом предприятия management of the competitive potential - страница №1/1

УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ

MANAGEMENT OF THE COMPETITIVE POTENTIAL OF THE ENTERPRISE


Халикова А. Х.

Студентка Уфимского филиала

Финансового университета при Правительстве РФ

Научный руководитель: д-р техн. наук, проф. Фасхиев Х.А.



Аннотация. Приведены результаты исследований подходов к управлению конкурентным потенциалом хозяйствующего субъекта, выявлена сущность изучаемой категории, показана актуальность уровня конкурентного потенциала предприятия в обеспечении его конкурентоспособности. Предложена оригинальная модель управления конкурентным потенциалом предприятия, которая базируется на новый метод измерения уровня конкурентного потенциала предприятия. Метод интегрирует количественный (метод профилей) и качественный (метод анализа иерархий) подходы количественной оценки социально-экономических объектов, соответствует квалиметрическим требованиям, прост в применении, устойчив к изменениям. Практическое использование метода и модели управления конкурентным потенциалом предприятия показано на примере ООО «Первая экспедиционная компания Поволжье».

Ключевые слова: предприятие, конкурентный потенциал, показатель качества, измерение, метод профилей, метод анализа иерархий.
Annotation. The results of the analysis of approaches to the management of competitive potential of the business entity, revealed the essence of the relevant population, shows the relevance of the level of competitive capacity of the enterprise to ensure its competitiveness. Proposed original model of management of the competitive potential of the enterprise, which is based on a new method for measuring the level of competitive capacity of enterprises. The method integrates quantitative method (profiles) and qualitative (the method of analysis of hierarchies) approaches quantitative assessment of the socio-economic facilities, corresponds to measurement of quality requirements, easy to use, resistant to change. The practical use of the method and the model of management of the competitive potential of the enterprise is shown by the example of Society with limited liability "The First expedition company".

Key words: enterprise, competitive capacity, the indicator of quality, measurement, method profiles, the method of analysis of hierarchies.
Конкурентоспособность предприятия – залог его успеха, прибыльности и процветания. Под конкурентоспособностью предприятия в работе подразумевается оцененное субъектами внешней среды его превосходство на выбранных сегментах рынка над конкурентами в данный момент времени, достигнутое без ущерба окружающим, определяемое конкурентоспособностью его конкретных товаров и уровнем конкурентного потенциала, характеризующего способность в будущем разрабатывать, изготавливать, сбывать и обслуживать товары, превосходящие по качеству и цене аналогов. Конкурентоспособность зависит от комплекса факторов, которые всесторонне характеризуют деятельность предприятия. К этим факторам относятся и применяемые технологии, и система производства, и качество, и уровень затрат на НИОКР, и система сбыта, и система управления организацией. Они определяют конкурентные преимущества организации, способствующие предприятию максимально удовлетворять запросы потребителей и иметь при этом высокий уровень эффективности производственно-экономической деятельности. Чтобы добиться конкурентоспособности организации, необходимо посредством менеджмента фирмы создать такие условия, которые способствовали бы появлению и развитию новшеств и способностей. Первым шагом в этом может стать выбор надежного и объективного инструмента управления организацией, одним из которых может служить модель управления ее конкурентным потенциалом.

Анализ литературных источников показал, что в настоящее время общепринятой модели управления конкурентным потенциалом предприятия нет. Для решения данной проблемы предложена модель управления конкурентным потенциалом предприятия, которая базируется на ступенчатой сравнительной количественной оценки конкурентного потенциала предприятия сначала по 6 комплексным критериям (технической эксплуатации, финансово-хозяйственной деятельности, системы менеджмента качества, развития, персонала и социального развития, уровня управления), а на второй ступени по интегральному критерию (рис.1). Интегральный показатель конкурентного потенциала включает для предприятия транспортного комплекса 59 индивидуальных показателей, сгруппированных в 6 групп. Расчет значений комплексных и интегрального показателя конкурентного потенциала предприятия осуществляется по предложенному в работе методу, который интегрирует количественный (метод профилей) и качественный (метод анализа иерархий) подходы количественной оценки социально-экономических объектов. Сравнение конкурентного потенциала исследуемого объекта производится с показателями конкурента или самого предприятия за предыдущие периоды. По результатам сравнительной оценки на первом этапе разрабатываются меры по повышению по отдельным направлениям конкурентного потенциала объекта управления, если они уступают показателям конкурентов. На втором этапе сравнение ведется по интегральным показателям конкурентного потенциала, и принимаются меры по повышению его уровня до значений не ниже уровня конкурентного потенциала конкурентов. Анализируя динамику групповых и интегрального показателей конкурентного потенциала за несколько лет, выявляются проблемные зоны, с учетом которых разрабатываются меры по повышению уровня конкурентного потенциала предприятия, решаются «острые» проблемы.

Постановка цели

Установление и выбор конкурентов

Выбор и классификация показателей конкурентного потенциала АТП

Конкурент 1

Конкурент n

Оцениваемое АТП

Расчет комплексных показателей конкурентного потенциала по группам у оцениваемого предприятия, Рi

Расчет комплексных показателей о потенциала по группам у конкурентов, PКi

Разработка мероприятий по повышению конкурентного потенциала по группам показателей

Расчет конкурентного потенциала предприятия, КП

Оценка конкурентного потенциала конкурентов, КПК

Разработка мероприятий по повышению конкурентного потенциала

Принятие управленческих решений

Расчет коэффициентов весомости групп показателей конкурентного потенциала предприятия



Да

Да

Нет



Нет














Рис.1. Алгоритм управления конкурентным потенциалом предприятия

Для реализации предложенной модели управления необходим объективный метод количественной оценки конкурентного потенциала предприятия в целом и по отдельным группам показателей. Для решения обозначенной задачи предлагается метод количественной оценки конкурентного потенциала предприятия базирующийся на метод профилей (табл.1), который позволяет разноразмерные показатели объекта наглядно представить на одном оценочном поле и объединить их в комплексный показатель



Pj=(Y1/2+Y2+Y3+...+Yn-1+ Yn/2)/(n-1), (1)

где Y1,Y2,Y3,Yi...Yn - расчетные индивидуальные показатели конкурентного потенциала предприятия, определяемые по формулам



, (2) (3)

Здесь Пimax и Пimin - максимальные и минимальные значения i-го индивидуального показателя конкурентного потенциала. За Пimax будем принимается максимальное значение i-того показателя среди выбранных для анализа объектов, а за Пimin - минимальное значение показателя. Пi - значение i-того показателя для оцениваемого объекта. Уравнение (2) используется для прямых, а (3) - для обратных показателей.

Разработанный новый метод оценки конкурентного потенциала предприятия, реализуется в следующей последовательности: 1) показатели конкурентного потенциала по схожим признакам объединяются в группы; 2) методом профилей определяются групповые комплексные показатели конкурентного потенциала; 3) суммированием произведения комплексных показателей конкурентного потенциала и их коэффициентов весомости, определяемых методом анализа иерархий, рассчитывается интегральный коэффициент конкурентного потенциала предприятия.

Комплексные групповые показатели неравномерно влияют на уровень конкурентного потенциала предприятия, поэтому интегральный показатель конкурентного потенциала рассчитывается с учетом коэффициентов весомости групп показателей. Для расчета коэффициентов весомости применяется достаточно объективный, универсальный метод анализа иерархий. Для перевода качественной информации в числа в МАИ используется вербально-числовая шкала отношений, которая позволяет ставить в соответствие степеням предпочтения одного показателя над другим определенные числа. Достоинство МАИ в том, что веса показателей не назначаются прямым волевым методом, а на основе парных сравнений.



Для расчета интегрального значения конкурентного потенциала транспортного предприятия на примере ООО «Первая Экспедиционная компания Поволжье» была составлена матрица попарных сравнений групп показателей конкурентного потенциала и рассчитаны коэффициенты весомости Хi, и по формуле определялся интегральный показатель конкурентного потенциала предприятия за два года (см. табл.1).
Таблица 1. Расчет конкурентного потенциала ООО «ПЭК Поволжье»

Показатели

Формула расчета

Условный норматив П i max

Значения показателей П i

Значения Yi

2010 г.

2011 г.

2010 г.

2011 г.

1. Показатели технической эксплуатации

1.1. Коэффициент технической готовности

-

1

0,89

0,87

0,89

0,87

1.2. Уровень механизации ТО и ремонта ПС, %

Трудоемкость механизированных операций (чел*ч) / Общая трудоемкость операций (чел*ч) * 100

50

25

27

0,50

0,54

1.3. Средний возраст ПС*

-

18

8,3

9,6

0,538

0,466

1.4. Износ подвижного состава, %*

Износ автомобилей / Остаток стоимости автомобилей на конец периода *100

90

68

75

0,244

0,166

1.5. Износ технологического оборудования ТО и ремонта, %*

Износ машин и оборудования / Остаток машин и оборудования на конец периода *100

90

40

45

0,55

0,50

1.6. Удельные затраты на ТО и ремонт на единицу ПС, тыс. руб. /авт.*

-

100

25,59

19,84

0,744

0,802

1.7. Доля затрат на ТО и ремонт в общей себестоимости перевозок, %*

-

30

14

20

0,533

0,333

1.8. Доля ремонтных рабочих в общей численности по АТП, %*

-

30

15,83

16,13

0,472

0,462

1.9. Производительность ремонтных рабочих ПС, авт. / чел

Кол-во ПС / Кол-во ремонтных рабочих

10

2,19

2,32

0,22

0,23

1.10. Стоимость производственно-технической базы, тыс. руб.

-

1000000

614401

620230

0,614

0,620

1.11. Фондоотдача

Выручка / Стоимость ПТБ

3

1,75

1,46

0,583

0,486

1.12. Несвоевременность проведения технического обслуживания ПС, %*

Кол-во автомобилей, не проводимых своевременно ТО / Среднесписочное кол-во ПС * 100

10

1,83

2,25

0,817

0,775

1.13. Число дорожно-транспортных происшествий на период, связанных с ПС предприятия*

-

50

19

25

0,62

0,50

1.14. Средний стаж водителей, лет

-

30

6

7

0,200

0,233

1.15. Среднегодовой пробег автомобиля, тыс. км

Общий годовой пробег всего парка / среднесписочное кол-во автомобилей

250

43,30

49,54

0,173

0,198

Итого по группе

Коэффициент весомости Х1= 0,0458

0,512

0,475

2. Показатели финансово-хозяйственной деятельности

2.1. Объем перевозки грузов, тыс. т.

-

20000

9728

10971

0,486

0,549

2.2. Грузооборот, тыс. ткм

-

300000

78400

85000

0,261

0,283

2.3. Выручка от перевозок, тыс. руб.

-

1500000

1076614

905376

0,718

0,603

2.4. Выручка от ТО и ремонта ПС других предприятий, тыс. руб.

-

1000

0

0

0

0

2.5. Выполнение плана перевозок на договорной основе, %

Qфакт / Qплан *100

100

94

96

0,94

0,96

2.6. Число постоянно обслуживаемых организаций

-

500

363

415

0,726

0,83

2.7. Коэффициент выпуска автомобилей на линию

-

1

0,713

0,777

0,713

0,777

2.8. Доля перевозок на договорной основе, тыс. т.

-

60

50

54

0,833

0,9

2.9. Чистая прибыль предприятия, тыс. руб.

-

1000

405

402

0,405

0,402

2.10. Рентабельность перевозок, %

Чистая прибыль от перевозок / Затраты на перевозки * 100

15

3

4

0,2

0,267

2.11. Средний объем перевозок на один автомобиль, тыс. т.

Общий объем перевозок / Среднесписочное кол-во ПС

50

29,57

35,16

0,591

0,703

2.12. Обеспеченность собственными оборотными средствами

(Собственные средства – внеоборотные активы) / Текущие активы

2

0,3

0,2

0,150

0,100

2.13. Доля международных перевозок, %

-

-

-

-

-

-

2.14. Удельные затраты на перевозки, руб./т*км*

Затраты на перевозки / Общий грузооборот

5

1,4

1,6

0,720

0,680

2.15. Доля предприятия на рынке перевозок по стране (по региону), %

Объем перевозок предприятия на рынке / Общий объем перевозок по стране (региону)* 100

10

2

3

0,200

0,300

Итого по группе

Коэффициент весомости Х2= 0,2987

0,471

0,495

3. Показатели качества

3.1. Доля отказов на заявки в связи с отсутствием соответствующего ПС, %*

Число отказов на услуги за период / Число всех полученных заявок за период * 100

30

8

11

0,733

0,633

3.2. Доля затрат на улучшение качества перевозок, %

-

5

1

2

0,200

0,400

3.3. Уровень соблюдения технологической дисциплины, %*

Число зафиксированных контролирующими органами нарушений требований НТД / Число проверенных требований НТД*100

15

9

7,99

0,400

0,467

3.4. Аттестация оборудования ТО и ремонта, %

Число аттестованного оборудования / Число под-лежащего к аттестации оборудования *100

100

95

98

0,95

0,98

Итого по группе

Коэффициент весомости Х3= 0,2289

0,481

0,558

4. Показатели развития

4.1. Прирост объема перевозок, %

Объем перевозок данного года / Объем перевозок предыдущего года * 100

50

8,2

12,8

0,164

0,256

4.2. Прирост прибыли, %

Прибыль от перевозок дан-ного года / Прибыль от перевозок предыдущего год * *100

50

5

6

0,1

0,12

4.3. Темп обновления парка ПС, %

Стоимость введенных за период фондов на обновление ПС / Стоимость фондов на конец периода *100

15

2

1,6

0,133

0,106

4.4. Прирост числа постоянно обслуживаемых организаций

Число освоенных за период новых видов перевозок / число постоянно обслуживаемых предприятий*100

100

21

26

0,210

0,260

4.5. Внедрение новых технологий, оборудования

Число внедренных новых технологий

100

1

2

0,010

0,020

4.6. Экономический эффект от внедрения новых маршрутов, тыс. руб.

-

300

100

200

0,333

0,667

4.7. Темп обновления технологического оборудования ТО и ремонта, %

Стоимость введенных за период фондов на оборудование / Стоимость соответствующих фондов на конец периода *100

15

3

4

0,200

0,267

4.8. Доля инвестиций, %

Объем инвестиций / Выручка от перевозок*100

10

4

5

0,400

0,500

Итого по группе

Коэффициент весомости Х4= 0,0928

0,181

0,260

5. Показатели персонала и социальной сферы

5.1. Средний возраст работников, лет*

Средневзвешенный возраст по среднесписочной численности

60

40

45

0,333

0,250

5.2. Доля работников с высшим образованием, %

Число работников с высшим образованием / Среднесписочная численность * 100

30

5

4

0,167

0,133

5.3. Доля работников, обучающихся в вузах и техникумах, %

Число студентов вузов и техникумов / Среднесписочная численность работников *100

30

7

10

0,233

0,333

5.4. Число работников с ученой степенью

-

-

0

0

0

0

5.5. Повышение квалификации, %

Число работников повышающих квалификацию за период / Среднесписочная численность*100

40

5

7

0,125

0,175

5.6. Уровень заработной платы

Средняя зарплата по предприятию / Средняя зарплата по стране

3

1,122

1,311

0,374

0,437

5.7. Доля нарушителей трудовой дисциплины, %*

Число нарушителей трудовой дисциплины / Среднесписочная численность*100

10

9,5

9

0,050

0,100

5.8. Частота несчастных случаев в производстве, %*

Число работников, попавших в несчастный случай на производстве / Списочная численность работников * 100

1

0,001

0,001

0,999

0,999

5.9. Доля неаттестованных рабочих мест, %*

Число неаттестованных рабочих мест/ Число рабочих мест * 100

100

4

6

0,96

0,94

5.10. Творческая активность работников

Число полученных патентов, поданных рационализаторских предложений / Среднесписочная численность работников

1

0,007

0,01

0,007

0,01

5.11. Потери рабочего времени при ТО и ремонте, %*

Потери рабочего времени (чел*ч) / Фонд рабочего времени (чел*ч) *100

40

10

11

0,750

0,725

5.12. Финансирование социальной сферы, %

Средства, выделенные на социальную сферу / Объем перевозок*100

5

0,9

1,1

0,18

0,22

5.13. Коэффициент штатности

Число технологически необходимых работников / Число штатных работников

1

0,89

0,92

0,89

0,92

5.14. Текучесть кадров*

(Сумма принятых и уволенных работников) / Среднесписочная численность за период

25

16

20

0,36

0,2

Итого по группе

Коэффициент весомости Х5= 0,2643

0,391

0,401

6. Показатели уровня управления

6.1. Доля управленцев в общей численности, %*

Количество административно-управленческого персонала / Среднесписочная численность*100

10

9,37

8,65

0,063

0,135

6.2. Эффективность управления, тыс. руб. / чел.

Чистая прибыль / Число административно-управленческого персонала

500

117

223

0,234

0,446

6.3. Коэффициент неорганизованности производства

Кол-во автомобилей, готовых к эксплуатации / кол-во автомобилей, вышедших на линию

1

0,89

0,87

0,89

0,87

Итого по группе

Коэффициент весомости Х6= 0,0693

0,355

0,474

Интегральный коэффициент конкурентного потенциала с учетом коэффициентов весов

0,419

0,460

На основе данных табл.1 выявляются проблемные области деятельности предприятия, разрабатываются меры по их решению. В работе на примере проекта обновления парка подвижного состава исследуемого предприятия показано практическое применение метода оценки и модели управления конкурентным потенциалом предприятия. При реализации данного проекта комплексный показатель конкурентного потенциала группы «технической эксплуатации» у предприятия увеличивается на 24,8%, коэффициент технической готовности - на 13,8%, средний возраст автомобилей снижается до 5,5 лет, износ парка – до 40%, сокращаются затраты предприятия на техническое обслуживание и ремонт, количество ремонтных рабочих. Кроме того, обновление парка будет способствовать снижению числа дорожно-транспортных происшествий, позволить наиболее полно и качественно удовлетворить требования клиентов на транспортные услуги. В результате интегральный коэффициент конкурентного потенциала предприятия увеличивается на 6%.



Практическая ценность разработанной модели и оценки конкурентного потенциала определяются их прикладной направленностью. Метод оценки конкурентного потенциала предприятия универсален, объединяет в один интегральный показатель 6 основных направлений деятельности предприятия, и представляет собой реальный инструмент управления уровнем конкурентного потенциала хозяйствующего субъекта. Модель управления конкурентным потенциалом и метод оценки его уровня позволяют менеджменту принять имитационным моделированием обоснованные стратегические решения, позволяют повысить эффективность управления конкурентоспособностью организаций транспортного комплекса. Результаты исследования могут быть использованы как в стратегическом, так и в оперативном планировании деятельности предприятия.
Литература


  1. Адимбаев Т. А. Экономический потенциал и эффективность его использования. — Алма-Ата: Наука, 2005.

  2. Азоев Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы, М.: Экономика, 2002.

  3. Алексеев Н. Эволюция систем управления предприятием // Проблемы теории и практики управления. – 2007. – №2.

  4. Басовский, Л.Е. Теория экономического анализа. - М.: ИНФРА-М, 2008.

  5. Богатин Ю. В. Швандар В. А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций. - М.: Экономика, 2008.

  6. Васильев В. Развитие автомобильного транспорта - мнения сторон /В. Васильев //Автомобильный транспорт. - 2007. - № 5-6.

  7. Виханский О.С., Наумов О.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Дело, 2007.

  8. Гаджинский А.М. Основы логистики. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2009.

  9. Грузинов В.П. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2007.

  10. Игнатьева А.В. Исследование систем управления. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

  11. Ильяшов А.В. Менеджмент: организация и технология. – М.: Машиностроение, 2007.

  12. Кабушкин Н.И. Основа менеджмента. - М.: Новое знание, 2008.

  13. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента. - М.: ОЛБИС, 2010.

  14. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2008.

  15. Николайчук В.Е. Логистика. М.: - СПб.: Питер, 2002.

  16. Парамонов Ф.И., Солдак Ю.М. Теоретические основы производственного менеджмента. – М.: БИНОМ, 2007.

  17. Плотицина Т.М. Управление конкурентным потенциалом автотранспортных предприятий, 2011.

  18. Портер Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

  19. Протасов, В.Ф. Анализ деятельности предприятия: производство, экономика, финансы. – М.: Финансы и статистика, 2009. Русак Н.А. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: Высшая школа, 2007.

  20. Савицкая, Г.В. Экономический анализ. – М.: Новое знание, 2007.

  21. Сергеев И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2007.

  22. Смирнова Е.В. Рейтинг конкурентоспособности стран мира в 2007 году / Внешнеэкономический бюллетень.- 2008. – №5.

  23. Трегубов В.Н. Контроллинг на АТП. Эксплуатация современного транспорта. Межвузовский научный сборник. – Саратов: СГТУ, 2007.

  24. Уколов В.Ф., Масс А.М., Быстряков И.К. Теория управления. - М.: Экономика, 2006.

  25. Фасхиев Х.А., Крахмалева А.В., Гарифов А.Г. Оценка качества и конкурентоспособности комплектующих и запасных частей автомобилей // Вестник машиностроения. – 2007. -№6.

  26. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2007.

  27. Шайкин В.И. Маркетинг транспортных услуг // Маркетинг. – 2006. - №4.

  28. ГОСТ Р 52297-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Термины и определения». – М.: ИПК Издательство стандартов, 2005.

  29. Покровский А.К. Прикладная логистика // Перспектива. – 2008. – № 11. - С. 36 – 40.

  30. Мерзликина Г.С., Шаховская Л.С. Оценка экономической состоятельности предприятия. – Волгоград: ВолгГТУ, 1998.

  31. Фомченкова Л. В., Дли М. И. Конкурентный потенциал – основа повышения конкурентного потенциала промышленного предприятия  // Российское предпринимательство. — 2005. — № 1 (61). — C. 66-71.

  32. Бараничев В.П., Стрижов С.Г. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия // Маркетинг. – 2004. – № 3.

  33. Беляев Г.Л. Маркетинг: основы теории и практики. – М.: КНОРУС, 2007.

  34. Фасхиев Х.А. Принятие маркетинговых решений на основе количественной оценки объектов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2010. - №5. – С. 6 – 14.

  35. Cаати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. - М.: Радио и связь, 1989. - 316 с.