Учреждения адаптивной физической культуры и адаптивного спорта - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Технология целевой физической подготовки высококвалифицировнных биатлонистов... 3 758.45kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 1 история физической... 2 1339.43kb.
Силовая подготовка в комплексе средств и методов тренировки студентов... 1 397.35kb.
Историческая справка Муниципального учреждения «Управление физической... 1 219.17kb.
Г(О)оу дод детский оздоровительно-образовательный центр (спорта и... 2 454.61kb.
Заслуженный работник физической культуры и спорта Чувашской Республики 1 417.38kb.
Iv. Введение в философию физической культуры и спорта (продолжение) 6 1818.67kb.
Спортивные школы и физкультурно-спортивные учреждения управления... 1 38.45kb.
Комитет по физической культуре и спорту Тверской области 8 1550.51kb.
Обеспечение образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами... 2 402.49kb.
Первый заместитель руководителя Департамента физической культуры... 1 27.45kb.
Утверждено: Заместитель председателя Уральского банка ОАО «Сбербанк... 2 400.1kb.
- 4 1234.94kb.
Учреждения адаптивной физической культуры и адаптивного спорта - страница №1/1

Учреждения адаптивной физической культуры и адаптивного спорта

Спортивная деятельность инвалидов и лиц с ограниченными возможностями с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта регулируется Федеральным законом N 329-ФЗ*(1). Как определено ст. 31 данного закона, адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Рассмотрим особенности организации спортивной деятельности учреждений адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
Основным документом, который используют при организации деятельности учреждения адаптивной физкультуры и адаптивного спорта, являются Методические рекомендации N СК-02-10/3685*(2). Методические рекомендации N ЮА-02-07/912*(3) являются дополнением к первым рекомендациям и разработаны для использования в работе по подготовке документов по организации деятельности:

- детско-юношеских спортивно-адаптивных школ;

- отделений и групп по адаптивному спорту в учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта;

- школ высшего спортивного мастерства, училищ олимпийского резерва, центров спортивной подготовки, осуществляющих подготовку спортсменов высокого класса по адаптивному спорту;

- физкультурно-спортивных клубов инвалидов и других физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями в развитии.

При организации работы по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре необходимо учитывать, что все объекты спорта должны отвечать установленным требованиям об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов. Соответственно, при формировании бюджетов учреждений, осуществляющих деятельность по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре, необходимо предусматривать средства на обеспечение доступа инвалидов на спортивные объекты (спецтранспорт и оборудование, обустройство парапетов и подъемников и пр.).



Формирование учебных групп

В соответствии с п. 1 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912 для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных учреждениях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся. Стоит отметить, что возраст обучающихся в указанных учреждениях строго не регламентирован: рекомендуется предоставлять обучающимся старше 18 лет возможность продолжать спортивную подготовку в данном учреждении независимо от имеющихся результатов выступления (п. 4 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912).

Формирование групп обучающихся осуществляется в зависимости от степени функциональных возможностей спортсменов, требующихся для занятий определенным видом спорта.

Распределение спортсменов на группы по степени функциональных возможностей для занятий определенным видом спорта возлагается на учреждение и осуществляется один раз в год (в начале учебного года). Формирование группы по степени функциональных возможностей спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата осуществляется комиссией, состоящей из директора учреждения, старшего тренера-преподавателя (или тренера-преподавателя) по адаптивной физической культуре и спорту, врача (невролога, травматолога, при необходимости - офтальмолога).

Также уточнено, что при необходимости объединения в одну учебную группу занимающихся, разных по возрасту, функциональному классу или уровню спортивной подготовленности, разница в степени функциональных возможностей не должна превышать трех функциональных классов, разница в уровне спортивной подготовленности - двух спортивных разрядов.

Каков состав учебных групп? Как определено п. 5 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912, существуют три вида учебных групп:

- к первому относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены значительно, в связи с чем они нуждаются в посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях;

- ко второму - лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены достаточно выраженными нарушениями;

- к третьему - лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены незначительно, в связи с чем они нуждаются в относительно меньшей посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях. Минимальный физический недостаток для допуска к соревнованиям лиц с ампутацией одной нижней конечности должен выражаться в том, чтобы ампутация проходила через голеностопный сустав, с ампутацией верхней конечности - через лучезапястный. При прочих поражениях опорно-двигательного аппарата укорочение конечности должно быть на 10 см.

Также при формировании учебных групп необходимо учитывать степень подготовки спортсмена.

Методические рекомендации N СК-02-10/3685 подразумевают следующие этапы подготовки, на которые следует ориентироваться учреждениям адаптивной физической культуры и адаптивного спорта:

- спортивно-оздоровительный;

- начальный;

- учебно-тренировочный;

- спортивного совершенствования;

- высшего спортивного мастерства.

В чем различия данных этапов подготовки? Они представлены в п. 3.4-3.8 Методических рекомендаций N СК-02-10/3685.

Применительно к учреждениям адаптивной физкультуры и адаптивного спорта этапы подготовки реализуются следующим образом:

- спортивно-оздоровительные группы составляются как из вновь зачисляемых в спортивную школу обучающихся, так и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта;

- порядок проведения отбора в группу начальной подготовки устанавливается учреждением. При невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор рекомендуется производить по результатам сдачи контрольных нормативов;

- на учебно-тренировочный этап, как правило, зачисляются спортсмены, прошедшие необходимую подготовку на начальном этапе не менее одного года, при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами;

- на этап спортивного совершенствования рекомендуется зачислять спортсменов, выполнивших норматив спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта РФ, по игровым видам спорта - не ниже первого спортивного разряда;

- на этап высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены, вошедшие в основной или резервный состав сборной команды субъекта РФ и показывающие стабильные высокие результаты (на уровне норматива мастера спорта России). Возраст обучающегося на этом этапе может не ограничиваться, если спортсмен продолжает выступать за данную спортивную школу на условиях письменного договора.

Оплата труда тренеров-преподавателей

Как определено п. 9 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912, системы оплаты труда и нормирование труда работников указанных учреждений устанавливаются непосредственно учреждениями согласно трудовому законодательству РФ и коллективным договорам.

До разработки и утверждения типовых норм труда тренерско-преподавательского состава и при отсутствии в учреждениях собственной принятой в соответствии с коллективным договором системы нормирования и оплаты труда рекомендовано тарифицировать тренеров-преподавателей исходя из почасового объема работы с учетом доплат и надбавок за особые условия работы и результативность.

Расчет количества ставок тренеров-преподавателей приведем по методике, содержащейся в Методических рекомендациях N ЮА-02-07/912, и отразим ниже в виде таблицы.




Этапы подготовки

Период обучения (лет)

Группа степени функциональных возможностей

Наполняемость групп

Коэффициент нормирования труда, %

Графа 4 x графа 5

1

2

3

4

5

6

Спортивно-оздоровительный

Весь период

III

10

2,8

28

II

8

3,5

28

I

3

9,3

27,9

Начальной подготовки

Первый год

III

10

3,3

33

II

8

4,2

33,6

Второй и последующие годы

III

8

6,3

50,4

II

6

8,3

49,8

Учебно-тренировочный

Первый год

III

6

8,3

49,8

II

5

10

50

Второй и третий годы

III

5

13,3

66,5

II

4

16,7

66,8

Четвертый и последующие годы

III

4

20,8

83,2

II

3

27,8

83,4

























Спортивного совершенствования

Первый год

III

3

27,8

83,4

II

2

41,7

83,4

Второй и последующие годы

III

3

33,3

99,9

II

2

50

100













Итого




1 017,1

Количество занимающихся, отнесенных к определенной группе (графа 4), умножается на коэффициент нормирования (графа 5). Полученные показатели по каждой группе суммируются, общая сумма делится на 100. В нашем случае сумма составит 10,1 (1 017,1 / 100).

Далее определяется потребность в тренерско-преподавательском составе:

- при замещении работников в связи с уходом в отпуск и по болезни - 11 ставок (10,1 x 1,1);

- общая потребность в тренерско-преподавательском составе - 15 ставок (10,1 х 1,5).

Также в учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта устанавливается надбавка за особые условия труда в размере 20% к тарифным ставкам (окладам). Как определено п. 11 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912, право на такую надбавку имеют директора, заместители директоров, инструкторы-методисты (включая старшего), медицинский персонал, водители спецавтотранспорта детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, специализирующихся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими отклонения в развитии или инвалидность, инструкторы-методисты (включая старшего), медицинский персонал, водители спецавтотранспорта, иные штатные работники, непосредственно работающие в отделениях и группах инвалидов, детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии в спортивных школах любых иных наименований, школах высшего спортивного мастерства, физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах и других физкультурно-спортивных учреждениях и организациях, осуществляющих работу с инвалидами и детьми с отклонениями в развитии независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.

Данная надбавка также устанавливается тренерам-преподавателям (тренерам) при почасовой тарификации их труда.

Еще одно основание для поощрения тренера-преподавателя - это подготовка им высококвалифицированного спортсмена. В таком случае, как указано в п. 12 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912, должностной оклад повышается на коэффициент, который рассчитывается следующим образом:

- количество занимающихся, достигших результата, по каждой позиции, указанной в графе 2 таблицы 4, умножается на коэффициент повышения норматива (графа 3 таблицы 4);

- данные показатели суммируются, к сумме прибавляется количество занимающихся у данного тренера, но не имеющих результата;

- исчисленная сумма делится на общее количество занимающихся;

- учитывается количество занимающихся, зачисленных приказом директора в группы к данному тренеру-преподавателю (тренеру) на момент тарификации (расчета месячного должностного оклада).

Руководителям, специалистам и служащим за обеспечение высококачественного учебно-тренировочного процесса; тренерам-преподавателям за участие не менее одного года в подготовке высококвалифицированного спортсмена, вошедшего в состав сборной команды РФ или субъекта РФ и занявшего 1-6-е места на официальных соревнованиях соответствующего уровня, производятся надбавки к установленному должностному окладу в размерах, предусмотренных графой 4 таблицы 4 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912.
Пример

Ученик тренера-преподавателя стал чемпионом Паралимпийских игр в составе сборной России. Всего у данного тренера-преподавателя занимается 6 чел. Его оклад составляет 6 000 руб.

Коэффициент повышения составит 1,16 ((1 x 2 + 5) / 6).

Размер оклада тренера-преподавателя будет равен 6 960 руб. (6 000 руб. x 1,16).


А. Беляев,

редактор журнала "Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2012 г.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".



*(2) Письмо Росспорта от 12.12.2006 N СК-02-10/3685 "О методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации".

*(3) Письмо Росспорта от 21.03.2008 N ЮА-02-07/912 "Методические рекомендации об учреждении адаптивной физической культуры и адаптивного спорта".