Учитель Лазарева Ирина Михайловна пояснительная записка рабочая программа - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лазарева Ирина Михайловна пояснительная записка. Данная рабочая программа 2 709.14kb.
Лазарева Ирина Михайловна пояснительная записка. Данная рабочая программа 2 515.56kb.
Рабочая программа по истории в 6 классе на 2013-2014учебный год количество... 2 519.96kb.
Рабочая программа по истории в 6 классе на 2013-2014учебный год количество... 3 725.11kb.
Рабочая программа по истории в 5 классе на 2013-2014 учебный год... 3 642.46kb.
Рабочая программа по истории в 5 классе на 2013-2014 учебный год... 2 342.75kb.
Петрова Елена Михайловна, учитель биологии (фио) 2013 год пояснительная... 2 664.6kb.
Лель Ольга Александровна, учитель первой квалификационной категории г. 3 744.49kb.
Шероватова Нонна Александровна учитель начальных классов п. 1 373.75kb.
Феоктистова Елена Николаевна учитель истории и обществознания высшей... 2 354.51kb.
Мартюкова Ирина Леонидовна учитель русского языка и литературы 1... 1 183.02kb.
«Повторение. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное» 1 174.84kb.
- 4 1234.94kb.
Учитель Лазарева Ирина Михайловна пояснительная записка рабочая программа - страница №1/5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Михайловская средняя общеобразовательная школа№15»

Рекомендовано Утверждаю

Педагогическим советом Директор МБОУ Михайловская СОШ № 15

Протокол №1 от 31.08.2013г. Т.А.Куличкина

«31» августа 2013г.

Приказ №126 о/д от 31.08.2013г

Рабочая программа

по географии
в 8 – 9 классах

на 2013-2014 учебный год


количество часов в неделю – 2

Учитель Лазарева Ирина Михайловна



Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «География» и примерной программы основного общего образования по географии России. VIII-IX класс.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств обучающихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой – территориально – дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний и всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Обучающиеся должны осознать, почувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство о разнообразии.

Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у обучающихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно – ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района или города.

Данный курс готовит обучающихся к ориентации в российском пространстве, к умению ориентироваться в окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени – экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориетироваться в ней, получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по – другому организовывать свою жизнь и т.д. Поэтому , с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко – географическом ключе (как население России реагировало на изменение условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На нем замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязи с ним. Это позволяет учащимся по – другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.

«География России» изучается в 8 и 9 классах, и на изучение курса отводится по 2 часа в неделю. Структуризация материала производится следующим образом: в 8 классе – изучение географического положения, особенностей природы; в 9 классе – учащиеся знакомятся с общей характеристикой населения России, хозяйства страны и комплексно – страноведческой характеристикой крупных регионов России. В 8 классе программа рассчитана на 68 часов, в 9 классе программа рассчитана на

66 часов. Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.).

Цель:

Формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально – ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.



Основные задачи:

  • Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;

  • Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демократических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально – экономических проблем России и ее регионов;

  • Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

  • Развивать представления о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Основные функции программы:

  1. Развивающая.

  2. Просветительская (информационная).

  3. Профилактическая (предупреждение возможных трудностей в учебе, общении).

  4. Коррекционная (помощь в преодолении трудностей).

Основные принципы программы:

  • Принцип деятельности.

  • Принцип активности.

  • Принцип соответствия возрастной категории.


Важнейшие направления программы:

  • Интеграция.

  • Экологизация.

  • Гуманизация.

  • Политизация.

  • Экономизация.

  • Регионолизация.

  • Практическая направленность.


Используемые технологии:

Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.



Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

2. Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.

Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

Исследовательский метод используется:

В организации метеорологических, фенологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.);


  • В описании природных и экономических факторов и явлений, включая свою местность;

  • При составлении экономико – географической характеристики местных предприятий;

  • При работе с различными источниками географического содержания;

  • В организации и проведении природоведческих и производственных экскурсий


Формы организации работы учащихся:

1.Индивидуальная.

2.Коллективная:

- фронтальная;

- парная;

- групповая.



Формы учебных занятий:

  • Игры: на конкурсной основе, ролевые;

  • Мини – лекции;

  • Диалоги и беседы;

  • Практические работы;

  • Семинары;

  • Дискуссии;

  • Круглые столы;

  • Проектные работы

Виды деятельности учащихся:

  • Устные сообщения;

  • Обсуждения;

  • Мини – сочинения;

  • Работа с источниками;

  • Доклады;

  • Защита презентаций;

  • Рефлексия.

Содержание образования рабочей программы соответствует нормативно – правовой базе:

  1. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

  2. Базисный учебный план.

  3. Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.

  4. Стандарт основного общего образования по географии.

  5. Примерная программа основного общего образования по географии:

6. Закон Российской Федерации «Об образовании».
Учебно – методические материалы по дисциплине:

8 класс
1. И.И.Баринова География России. Природа. 8 кл.М, Дрофа, 2011.  

2. Атлас География 8 класс, М., «Издательство ДИК», Дрофа, 2011

3. В.И.Сиротин Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт М., ”Дрофа”, ”Издательство ДИК”2013.

4. М.И.Кизицкий и другие Ростовская область. Школьный атлас, М, Изд-во ООО "ДиЭмБи", 2011

5. Н.В.Корнакова География Ростовской области (рабочая тетрадь), Ростов-на-Дону, ООО «КСС», 2013.

9 класс

1. Дронов В.П. и Ром В.Я. ”География. Население и хозяйство России. 9 класс”, М., ”Дрофа”, 2011;

2. Атлас География 9 класс, М., «Издательство ДИК», Дрофа, 2011;

3. В.И.Сиротин География России. Население и хозяйство 9 кл: рабочая тетрадь с комплектом контурных карт М., ”Дрофа”, ”Издательство ДИК”2013.

4. М.И.Кизицкий и другие Ростовская область. Школьный атлас, М, Изд-во ООО "ДиЭмБи", 2011

5. Н.В.Корнакова География Ростовской области (рабочая тетрадь), Ростов-на-Дону, ООО «КСС», 2013


Сводная таблица по видам контроля по географии в 8 классе


Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4

четверть

Год


Административный контроль ЗУНов




1




1

2

Количество плановых контрольных работ

-

-

-

1

1

Проверочных работ

2

1

1

1

5

Практических работ

5

2

1

7

15

Зачеты

-

1

-

-

1

Тесты

-

-

2

1

3


Планирование контроля.

Плановые контрольные работы (количество часов): 1

Проверочные работы: 5

Зачеты: 1

Административные контрольные работы:16.12 и 14.04

Проектные работы:

предлагаемая тема 1- «Туристический маршрут по одному из регионов России»

Ведущая технология - развивающее обучение. Цель ее применения: развитие интеллектуальных способностей и индивидуально-личностных качеств учащихся, развитие дифференцированного отношения к себе и своим способностям. Она используется на системном уровне.




Сводная таблица по видам контроля по географии в 9 классе


Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4

четверть

Год


Административный контроль ЗУНов

1




1




2

Количество плановых контрольных работ










2

2

Практических работ

4

4

5

8

21

Зачеты







2

1

3

Тесты

2

4

2




8

Экскурсия







1




1


Планирование контроля.

Плановые контрольные работы (количество часов): 2

Зачеты: 3

Административные контрольные работы: 15.10 и 18.02

Проектные работы:

предлагаемая тема 1- «Путешествие по экономическим районам России»

Ведущая технология - развивающее обучение. Цель ее применения: развитие интеллектуальных способностей и индивидуально-личностных качеств учащихся, развитие дифференцированного отношения к себе и своим способностям. Она используется на системном уровне.

Распределение материала по содержательным линиям.

п/п

Содержательная линия

Обязательный минимум

Требования к уровню подготовки учащихся

Возможность углубления

знать

уметь

1

2

3

4

5

6

1

Научные основы содержания, включающие основные учения, теории, методы географических исследований

- Предмет географии России, методы географических исследований. Россия на карте мира, ее размеры, крайние точки, границы, приграничные страны.

- Различия во времени на территории России.

- ГП Древней Руси, освоение Сибири и Дальнего Востока. История исследования территории России в 18-19 вв. Изучение территории России в советский период (1917-1991 гг.). Имена великих географов – исследователей.

- Главные особенности рельефа и строения земной коры России. Геологическое летоисчесление. Особенности и развитие форм рельефа России. Внутренние и внешние процессы, формирующие рельеф. Особенности размещения минеральных ресурсов.

- Факторы, определяющие особенности климата России. Солнечная радиация и ее виды. Типы воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги по территории России. Коэффициент увлажнения и его определение. Климатические пояса и типы климатов России. Полюс холода Северного полушария. Синоптическая карта, прогноз погоды и их значение. Агроклиматические ресурсы

- Особенности внутренних вод России. Главные речные системы, бассейны, водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов, Питание, режим, расход, годовой сток, ледовый режим рек.

- Почва, состав и структура почвы, факторы почвообразования. Закономерности размещения почв. Характерные черты главных типов почв.

Закономерности распределения растительного покрова России. Лесные ресурсы. Закономерности распределения животного мира.

- Понятие ПТК. Характерные черты лесных и безлесных зон России.

- Физико – географические районы России и принципы их выделения. ФГХ природных районов России: Русская равнина, Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Средняя и Северо – Восточная Сибирь, горы Южной Сибири, Байкал, Дальний Восток. Проблемы использования природных ресурсов. Проблемы освоения.

География Ростовской области




- Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона РФ.

Часовые пояса.

История освоения и изучения территории России.

- Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.

- Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей.

- Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.

- Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.

- Крупные природные районы. Различие территории по природным условиям.

- Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.


- Предмет изучения физической географии России; Роль географии России в решении проблем; особенности ГП России; основные следствия размеров территории.

- Причины разницы во времени; границы часовых поясов.

- Маршруты и территории первоот-крывателей и исследователей территории России.

- Основные тектонические структуры, формиру-ющие земную кору; зависимость рельефа России от внешних и внутренних факторов; зависимость размеще-ния минеральных ресурсов от строения земной коры.

- Особенности климата России и факторы их определя-ющие; главные типы ВМ, формирующих климат России; распределение тепла и влаги в зависимости от географической широты, циркуляции атмосферы, характера подстилающей повер-хности; особенности основных типов климата.

- Особенности распределения водных ресурсов по территории страны, крупные речные системы и их зависимость от рельефа и климата.

- Главные особен-ности зональных типов почв; размещение по терри-тории страны типов почв, растительности, животного мира; при-способления растений и животных к условиям жизни.

- Особенности главных природных зон: ГП, климат, почвенно – растительный покров, животный мир; причины зональной и азональной дифференциации ландшафтов.

- Крупные природные районы, специфические черты их природы; особенности природы с точки зрения условий работы и быта человека.


- Определять по политической карте пограничные государ-ства; называть глав-ные особенности ГП России на карте мира.

- Определять по карте часовых поясов время для различных пунктов.

- Используя карты исторического содер-жания, описывать историю заселения и исследования территории России.

- Пользоваться геохронологической таблицей и геологической картой.

- Определять по картам величины солнечной радиации и коэффициент увлаж-нения; используя климатические карты, характеризовать климат отдельных территорий; пользоваться синоптической картой и картой агроклимати-ческих ресурсов.

- Определять по картам падение и уклон реки, особен-ности питания, режим, замерзаемость, величину стока, называть состав вод.

- Анализировать почвенную карту и карту растительности.

- Использовать тематические карты при составлении характеристик природных зон и их компонентов.

- Сравнивать особенности природы разных районов, определять сходство и различие; использо-вать источники географической информации для решения учебных задач.

- Определение местного времени, используя типовые алгоритмы.

- Геохронология. Геохронологические таблицы.

Зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.

- Комплексный анализ карт для составления характеристики природы крупных природных районов.

- Анализ карты плотности населения, сопоставление ее с физической и климатической картами.


2

Объекты природные и социально – экономические.

- Моря, омывающие территорию России.

- Горы и равнины на территории России, их виды и размещение. Виды полезных ископаемых.

- Реки. Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Каналы. Водохранилища. Многолетняя мерзлота.

- Представители растительного и животного мира России. Главные типы почв.

- Природные зоны России: лесные и безлесные.

- Природные комплексы крупных природных районов страны, особенности их природных ресурсов.


- Природно – хозяйст- венные различия морей России.

- Моря, Россию и их главные особенности.

- Крупные горы и равнины, основные бассейны и районы добычи полезных ископаемых.

- Особенности компо-нентов внутренних вод; происхождение и распределение много-летней мерзлоты.

- Основные зональные типы почв; типичные представители флоры и фауны.

- Главные природные зоны России.

- Крупные природные районы и их ПК.




- Наносить на контурную карту вну-тренние и окраинные моря России.

- Сопоставлять физическую и текто-ническую карты; оформлять контурную карту.

- Наносить главные объекты внутренних вод на контурную карту.

- Описывать зональ-ные почвы; наиболее типичных представи-телей растительного и животного мира, их внешний облик, особенности образа жизни.

- Описывать облик природных зон.

- Наносить крупные природные районы на контурную карту.







3

Процессы и явления на планете, как природные, так и социально – экономические, в том числе антропогенные факторы как позитивного, так и негативного характера.

- Антропогенные формы рельефа, антропогенное воздействие на рельеф.

- Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. Изменение климата. Смог. Охрана атмосферного воздуха.

- Водные ресурсы России и их охрана. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели, лавины.

- Почвенные ресурсы России, их охрана. Мелиорация. Эрозия. Дефляция. Охрана растений и животных в России.

- Изменение ПК (природных зон) человеком.

- Причины возникновения экологических проблем.

- Экологическая ситуация в России. Роль географии в изучении и преобразовании природы. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Изменение природы под влиянием деятельности человека.



- Стихийные природные явления на территории страны. Меры охраны природы.

- Меры по сохранению плодородия почв.

плодородия почв

- Катастрофы техногенного характера, выявление причин.

- Оценка экологической ситуации в стране. Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Способы адаптации человека к разнообразным природным условиям.




- Влияние рельефа на хозяйственную деяте-льность и хозяйственной деятельности на рельеф.

- Особенности образования цикло-нов, антициклонов, атмосферных фрон- тов; районы их распространения. Влияние климата на жизнь, здоровье и хозяйственную дея-тельность человека; антропогенное воздействие человека на климат.

- Использование вод, их охрана; опасные явления, связанные с водами.

- Меры по рациональ-ному использованию и охране земельных, растительных и промыслово – охотничьих ресурсов.

Охотничьих ресурсов

- Деятельность человека и экологи-ческие проблемы в разных природных зонах.

- Пути преобразова-ния природы с целью решения экологиче-ских проблем.

- Пути и способы охраны и рациональ-ного использования различных видов природных ресурсов; особо охраняемые территории; природные условия и жизнь и здоровье человека.




- Называть антропогенные формы рельефа; прогнози-ровать изменение рельефа под воздей-ствием антропогенных факторов.

- Прогнозировать изменение климата и микроклимата отдельных территорий под воздействием человеческой деятельности.

- Прогнозировать изменение внутренних вод под воздействием деятельности челове-ка; изменения в ПК в результате создания водохранилищ; меры предупреждения грозных явлений.

- Прогнозировать изменение почвенного плодородия, растите-льности, животного мира в результате деятельности челове-ка, приводить при-меры рационального и нерационального использования земель-ных и биологических ресурсов.

- Прогнозировать изменения природ-ных компонентов под влиянием деятель-ности человека; пути решения экологиче-ских проблем.

- Прогнозировать изменение природных районов под влиянием деятельности человека.

- Прогнозировать изменение ПК разного ранга под влиянием хозяйственной деятельности человека; описывать экологическую ситуацию.





4

Материальные и духовные ценности.

- История освоения и изучения территории России.




- История освоения и изучения территории России.


Результаты выдающихся географических открытий и путешествий


- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений




5

Типовая структура географической характеристики территории.

- Описание ФГП России.

- Определение местного и поясного времени.

- Характеристика природных зон.

- Характеристика крупных природных районов.





- Специфику ГП России.

- Алгоритмы опреде-ления местного времени.

- Особенности природных зон, их природные ресурсы.

- Характерные особенности крупных природных районов.



- Работать с к/к.

- Работать с картой часовых поясов и определять местное время различных пунктов.

- Описывать облик природных зон.

- Используя различные источники географической информации, описывать образы природных объектов.







п/п

Содержательная линия

Обязательный минимум

Требования к уровню подготовки учащихся

Возможность углубления

знать

уметь

1

2

3

4

5

6

1

Научные основы содержания, включающие основные учения, теории, методы географических исследований

- Роль географии в жизни людей. Предмет изучения и объект исследования экономической географии. ГП России. Геополитическое положение. ЭГП и геополитическое положение стран – соседей 1 и 2 порядков. Транспортные возможности России. Изменения, происходящие в транспортном положении России. Проблемы транспорта. Политико – административное устройство России. Исторические особенности заселения территории России.

- Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Экономические системы в историческом развитии. Историко – экономические системы человечества. Природно - ресурсный потенциал в экономике. Проблемы формирования современного хозяйства. Объективная необходимость экономических реформ.

- Состав и значение ТЭК, география топливной промышленности. Характерные черты размещения электроэнергетики России, проблемы ТЭК.

Состав и значение металлургического комплекса, главные металлургические базы и центры России, проблемы металлургического комплекса.

Состав, значение и факторы размещения машиностроения; география важнейших отраслей машиностроения.

Состав и значение химико – лесного комплекса; характерные черты размещения.

АПК: состав и значение, проблемы развития. Характерные черты размещения основных видов растениеводства и животноводства России.

Состав и характерные черты размещения легкой и пищевой промышленности.

Состав и значение транспортного комплекса, география сухопутных видов транспорта. Характерные черты развития и размещения водного и воздушного транспорта России.

География непроизводственной сферы; состав, проблемы и характерные черты размещения сферы услуг России.

- Экономическое районирование России: географическое разделение труда; экономические зоны и районы России.



Западная экономическая зона:

Экономико – географическая характеристика:



  • Центральная Россия:Центральный, Волго – Вятский, Центрально – Черноземный экономические районы;

  • Северо – Западная Россия;

  • Европейский Север;

  • Уральский экономический район;

  • Поволжский экономический район;

  • Европейский Юг.

Восточно – экономическая зона:

Экономико – географическая характеристика:



  • Западная Сибирь;

  • Восточная Сибирь;

  • Дальний Восток.

ТПК Восточной экономической зоны: размещение и специализация основных ТПК Восточной экономической зоны.

География Ростовской области:

Административно – территориальное устройство; природные условия и ресурсы; население; хозяйство; внешние экономические связи; экологические проблемы и охрана природы в области.

- Россия в современном мире:

Внешние экономические связи России:


  • Виды экономических отношений;

  • Характерные черты внешней торговли России, структура экспорта и импорта;

  • Финансовые, производственные, научные, культурные и другие связи России;

  • Проблемы и перспективы развития России;




- Анализ карт административно – территориального и политико – административного деления страны.

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно – ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.

Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства.

- Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Географические и экономические особенности отдельных регионов. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

- Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

- Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.



- Предмет изучения экономической и социальной географии России; субъекты РФ; влияние ГП на жизнь и хозяйственную деятельность челове-ка; современные проблемы админи-стративно – террито-риального деления РФ; историко – гео-графиические особенности заселе-ния и освоения территории России; основные направления освоения территории.

- Изменения в социально – экономи-ческой структуре экономики; отраслевая структура; важнейшие районы размещения приро-дного потенциала. Проблемы преобразо-вания экономики России.

- Существенные признаки понятий: ТЭК, энергосистема, металлургическая база. Влияние факторов размещения производства на географию отраслей и межотраслевых комплексов. Роль и значение различных межотраслевых комплексов. Состав, уровень развития отдельных отраслей. Особенности размещения по территории России.

- Крупные регионы России(Центральная Россия, Европейский Север, Европейский Юг, Урал, Поволжье, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток); особенности их ГП, ресурсной базы, населения, хозяйственной специализации; проблемы взаимодействия их природы и производства.

Примеры связей России (политических, экономических, финансовых, транспортных, культурных и др.) с различными регионами мира.


- Определять по картам особенности ЭГП, ПГП, ТГП России; прогнозировать изменение геополитического положения России.

- Строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения.

- Определять отрасле-вую, территориаль-ную, функциональную структуру экономики; оценивать природно – ресурсный потенциал.

- Определять по картам и статистическим материалам особенности хозяйственных объектов; по картам факторы размещения отдельных отраслей. Называть и показы-вать: значение и состав отраслей и межотраслевых комп-лексов; месторожде-ния полезных иско-паемых, бассейны; примеры крупнейших электростанций раз-ных типов; примеры главных районов и центров машино-строения, метал-лургии, химической, лесной промышлен-ности; примеры главных транспорт-ных магистралей и транспортных узлов; особенности зональ-ной специализации сельского хозяйства.

- Используя карты и статистические материалы, составлять характеристики отдельных регионов и их частей; объяснять влияние ГП, природных, исторических, и экономических условий на особенности хозяйственной специализации регионов; основные черты структуры и размещения отраслей специализации; возникновение и возможные пути решения экологических проблем.; прогнозировать перспективы развития хозяйственных районов.

- Прогнозировать перспективы сотрудничества России со странами СНГ, Европы, Азии, Америки.



- Знакомство с Конституцией России.

- Переход к рыночной экономике, конверсия, научно – техническая перестройка. Сырьевые базы. Основные факторы формирования хозяйства.

- Составлять характеристику одного из угольных бассейнов; металлургических баз; отставание химической промышленности России от развитых стран; преобладание малоэффективных технологий в с/х при недостатке перерабатывающих производств; недостаток магистральных систем в северных и восточных районах, отсталость автотранспорта, проблемы формирования новых транспортных систем и систем связи; конверсия ВПК, низкий бюджет науки, формирование научной базы при ликвидации оттока кадров.

- Типы районирования: региональное, узловое ТПК, экономические зоны; региональные различия внутри районов; состав территорий, связь природно – ресурсных баз и специализации хозяйства районов. Выявление районов, стремящихся к большей самостоятельности в связи с нарастающей ролью национального фактора; выявление районов, стремящихся к тесным внутригосударственным связям; современные проблемы экономики регионов.

- Проблемы регионов Ближнего Зарубежья; роль влиятельных международных групп-пировок на мировой рынок; проблема экономической безопа-сности; Россия в международном разделении труда.


2

Объекты природные и социально – экономические.

- Субъекты РФ и сопредельные государства.

- Экономические системы в историческом развитии: традиционная, командно – административная, рыночная, смешанная.

- Предприятия машиностроительного комплекса, ВПК, комплекса конструкционных материалов, металлургического комплекса, химической и лесной промышленности, АПК. Крупнейшие транспортные узлы. Основные типы электростанций. Сфера обслуживания. Народные промыслы.

- Природные условия и ресурсы Центральной России; узловые районы Центральной России.

Санкт – Петербургский узловой район.

Природные условия и ресурсы:


  • Европейского Севера

  • Европейского Юга;

  • Поволжья;

  • Урала;

  • Западной Сибири и Восточной Сибири;

  • Дальнего Востока.

- Экономическая карта России – источник географической информации. Типы территориальной структуры хозяйства.

Группировка отраслей по различным показателям.

- Особенности узловых районов крупных регионов.


- Политико – админи-стративное деление; соседи 1 и 2 порядка.

- Экономические системы.

- Крупные предприятия отельных отраслей различных межотраслевых комплексов.

- Главные ресурсные базы; крупные города различных регионов, их отраслевую специализацию.



- Наносить на контурную карту субъекты РФ и сопре-дельные государства.

- Вычленять харак-терные особенности экономических систем.

- Составлять характеристику предприятий отдельных отраслей различных межотраслевых комплексов.

- Описывать облик городов с различными функциями; облик одной из зон, или центра туризма и рекреации;



- Основные этапы формирования РФ: аграрный, индустриа-льный, постиндустр-иальный.

3

Процессы и явления на планете, как природные, так и социально – экономические, в том числе антропогенные факторы как позитивного, так и негативного характера.

- Проблемы «верхних этажей» экономики. Проблемы научного комплекса. Причины экономического кризиса. Основные направления и этапы экономических реформ. Ближайшие приоритеты структурной политики.

- Урбанизация. Стадии урбанизации.


- Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России

-Особенности расселения: городское и сельское население



- Проблемы россий-ской экономики. Пути решения проблем. Результаты разрыва экономических связей в стране.

-Особенности населения



- Выделять структур-ные комплексы научного комплекса; научные центры страны.Технополисы.

- Анализ тенденций в изменении развития отраслей хозяйства РФ.

4

Материальные и духовные ценности.

- Население (особенности размещения, плотность, нравы, традиции, обычаи, религиозные вероисповедания) и трудовые ресурсы Западного и Восточного макрорегионов. Численность и размещение населения. Особенности воспроизводства. Половой, возрастной, национальный и религиозный состав населения России. Характерные черты трудовых ресурсов и миграций населения страны.




- Человеческий потенциал страны. Численность, разме-щение, естественное движение населения. Направления и типы миграций. Половой и возрастной состав. Народы и основные религии. Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупных городов в жизни страны. Террито-риальные аспекты межнациональных отношений.

-Основные показатели, характеризующие население отдельных территорий страны.



-Численность населения России, формы расселения и типы населенных пунктов; миграцион-ные процессы;

- Зависимость численности населения от естественного и механического движения; особенности размещения населения в связи с природными условиями, историей заселения, современ-ными миграциями; причины оно - , мно-гоязычия; тенденции изменения числа занятых в различных отраслях и сферах; своеобразие быта и религий отдельных народов.



- По картам различного содержа-ния определять главные особенности населения и трудовых ресурсов.

- Объяснять зависи--мость численности населения от естест-венного и механиче-ского движения; причины многоязы-чия; описывать своеобразие быта и религий отдельных народов.



-- Причины изменения численности населения во времени; языковые группы. Ценность этнических культур как пример адаптации к различным географическим условиям.

--Демографические проблемы районов



5

Типовая структура географической характеристики территории.

- Описание:



  • ЭГП России;

  • отрасли народного хозяйства;

  • характеристики транспортной магистрали;

  • транспортного узла;

  • ЭГХ экономического района;







- Алгоритмы типовых планов

географической характеристики.



- Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений.




следующая страница >>