страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учитель-исследователь в современной школе И. Р. Аксенова, зам директора по нмр в - страница №1/1
![]() Учитель-исследователь в современной школе И.Р. Аксенова, зам. директора по НМР В переводе с латинского слово «новатор» — «обновитель», т. е. человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной области деятельности. Учителя-исследователи – это, чаще всего, учителя высшей категории, золотой фонд педагогических кадров современной школы. Их отличает продолжительный стаж педагогической работы по специальности, высокий уровень практических достижений, позволяющий добиваться стабильных положительных результатов. Их ученики постоянно участвуют в работе НОУ, олимпиад, конкурсов. Выпускники – успешно сдают экзамены, стабильно продолжают дальнейшее обучение. Данная категория учителей часто сталкивается с проблемой теоретического осмысления итогов своей работы, обобщения своего опыта, систематизации и описания своих методических приемов, использованных форм и методов работы. Наиболее зримо данная проблема встаёт в связи с необходимостью системного представления педагогической деятельности в виде авторских технологий, авторских концепций, авторских программ и УМК. Именно нестандартные творческие личности наиболее часто выходят на уровень обучения в режиме поиска, эксперимента. Современная педагогическая наука утверждает, что учитель-экспериментатор отличается, прежде всего тем, что его практическая деятельность предваряется разработкой долговременной стратегии развития образовательного процесса, моделируются множественные стратегические векторы развития на дифференцированном и индивидуально-ориентированном уровне. Как ориентировать учителя к инновационной деятельности и у каждого ли учителя есть инновационный потенциал? Инновационный потенциал – совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, которые выражаются в готовности совершенствовать педагогическую деятельность. Наличие инновационного потенциала связано со способностью совершенствовать новые идеи, а главное моделировать их в практической деятельности. В целом деятельность человека всегда полимотивирована. В основе мотивов, то есть побуждений личности к нововведениям, лежат самые разные потребности: - желание сделать процесс обучения более интересным, действенным, привлекательным, и тем самым активизировать обучение; - повышение статуса в коллективе, достижение большего признания, большая конкурентоспособность специалиста; - расширение возможности трудоустройства, профессиональное самоутверждение и самореализация. Готовность педагога к инновационной деятельности можно оценить по сформированности необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей; высокий эмоциональный статус; готовность к творчеству) и специальных качеств (освоение новых технологий; овладение новыми методами обучения; умение разрабатывать проекты; умение анализировать и др.). Традиционно инновационная деятельность учителя рассматривалась как важное условие развития его профессиональных качеств. Исследовательская деятельность, имея ярко выраженный творческий характер, стимулирует развитие креативных способностей учителя, каждый раз открывая новое пространство для его профессиональной и личностной самореализации. Тем самым она позволяет снизить вероятность наступления у педагога такого распространенного среди представителей педагогического труда синдрома эмоционального выгорания, так как экстремальность условий и требований, предъявляемых к эмоционально-волевой, познавательной, двигательной и моторной сферам педагога определяют высокую вероятность срывов, спадов, нарушений, кризисов и дистрессов в жизни и профессиональной деятельности учителя. Важно помнить, что профессиональная активность учителя проявляется, в основном, с 20 до 35-40 лет. Особенно быстро осуществляется творческий рост в первые 5-8 лет, когда происходит его профессиональное становление. Поэтому крайне важно привлекать к участию в экспериментальной деятельности молодых педагогов. Из опыта работы можно констатировать, что креативные педагоги сохраняют свои способности и, самое главное, интерес к творческой экспериментальной деятельности в течение всей дальнейшей профессиональной деятельности. Ряд тенденций в развитии педагогической деятельности легли в основу модели профессиональной готовности учителя к инновационной педагогической деятельности, разрабатываемой учеными волгоградской научной школы:
Сластенин Виталий Александрович критериями готовности педагога к инновационной (экспериментальной) деятельности определил следующие:
Существует как объективный, так и субъективный показатель профессионализма, который выражается в удовлетворенности человеком тем делом, которым он занят. Это не амбиции, а именно удовлетворенность от сделанного. Человека, который не только видит реальные плоды своих трудов, но и испытывает при этом позитивные чувства, можно считать профессионалом. В инновационной школе экспериментальная деятельность в условиях развития школы начинает выполнять функцию стабилизации (устойчивости), направленную на закрепление и сохранение созданного ранее, и функцию поисковую (изменчивости), направленную на изменение состояния системы. Основной формой инновационной деятельности выступает опытно-экспериментальная работа. Существенной особенностью инновационной педагогической деятельности является также то, что она основывается на личностном подходе, где внешние педагогические воздействия всегда влияют опосредовано, преломляясь через внутренние свойства личности субъектов инновационного процесса, опираясь на их активность. Другой доминантой, другой особенностью инновационной педагогической деятельности является совокупность стойких мотивов:
В практической работе наиболее сложными являются вопросы о критериях, показателях инновационной деятельности и стимулировании инновационного потенциала педагога. Критерии - средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка. Разработка критериев оценки инновационных процессов направлена на создание механизмов управления этими процессами на основе новых подходов к образованию как развивающей и развивающейся среде. Критерии оценки рассматриваются как условие эффективности управления развитием образовательного учреждения. Такими критериями могут стать:
Сложность применения оценочных суждений (критериев) к инновациям состоит в том, что инновационные процессы программируются на будущее, а оцениваются в настоящем, т.е. оценке подвергается то, что не представлено, чего ещё нет. Главное отличие инновационного образовательного учреждения от традиционного состоит в создании условий для развития всего потенциала личности, чтобы быть готовой к любому, даже непредвиденному будущему, и способной адаптироваться к новым ситуациям. Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются: интуиция творческого руководителя, педагога; опыт, рождённый в данной школе; педагогический опыт, рождённый в других школах; нормативные документы; мнение потребителя образовательных услуг; потребности педагогического коллектива работать по–новому и др.
Одной из форм реализации притязаний учителя-экспериментатора (новатора) в виде адекватной оценки творческих достижений, является включение его в эксперимент. Эксперимент – исследовательская деятельность предназначенная для проверки выделенной гипотезы, разворачиваемая в контролируемых и управляемых условиях, результатом которых является новое знание, выделение существенных факторов, влияющих на результаты образования. Это комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени с ориентацией на четкие требования к результату и пошаговой организации их реализации. Существует несколько типов эксперимента:
Управление экспериментальной деятельностью в Центре образования № 47 осуществляется на уровне директора, его заместителей, заведующих предметных кафедр, руководителей творческих исследовательских групп. Целями администрации являются:
Необходимо отметить комплекс мер, стимулирующих инновационно-экспериментальную деятельность педагогов:
В образовательном учреждении, работающем в инновационном режиме по проблеме, выбранной для эксперимента происходят изменения в организационном аспекте. Совершенствование организации системы управления мы направляем на формирование управляющей и управляемой подсистем. В Центре образования №47 участники педагогического процесса объединяются в группы для внедрения инновационных проектов и экспериментальных разработок. На время опытно-экспериментальной деятельности особо значима деятельность двух структур: Ученого Совета и проектных или творческих групп. Постоянные структуры управления:
Новые временные целевые структуры – временные творческие (проектные) группы, сформированные для решения каких-либо проблем и руководители этих групп. В эти группы могут привлекаться специалисты из разных подразделений, в том числе выходить на межведомственное сотрудничество. При этом количество проектных групп может быть разным в зависимости от объективных условий. В работе творческих групп могут принимать участие педагоги различных образовательных областей, а также другие субъекты образовательного процесса. Эти группы вырабатывают тактические решения, связанные с учебно-воспитательным процессом и методической деятельностью. Важными условиями успешной деятельности «группы» является информированность её членов о реализации нововведения, представление им творческой свободы, поддержание чувства успеха, духа состязательности, стимулирующего развития, создание условий социально-психологического комфорта и защищенности всех участников педагогического процесса. Основные функции проектной группы:
В настоящее время педагогическим коллективом Центра образования №47 осуществляется опытно-экспериментальная деятельность в следующих направлениях: 1. «Разработка и внедрение проектно-компетентностной модели образования учащихся по ступеням обучения как современного коррелята традиционным образовательным моделям» (с 2007 года в статусе ФЭП). Темы экспериментальной деятельности творческих групп по данному направлению эксперимента:
2. «Интегративные процессы в содержании общего и дополнительного образования предметов гуманитарного цикла». Этот эксперимент начат в 2008 году по предложению Федерального института развития образования Министерства образования РФ. 3. «Апробация учебников нового поколения» в рамках проекта ассоциированных школ издательства «Просвещение». Эта экспериментальная деятельность федерального уровня ведется с 2004 года. Педагогами Центра образования в настоящее время проводится апробация 4 учебников: «Русский язык, 1-4 класс» Зелениной Л.М. в 4 классе, «Физика , 7-9» под редакцией Фадеевой А.А. в 7 классах, «Обществознание» для профильный уровня Боголюбова Л.Н. в 10 социально-гуманитарном классе и «Обществознание» под редакцией В 11 классе. Завершена и успешно защищена работа по апробации учебников «Информатика и информационные технологии» под ред. Гейна и «Физика» для10-11 профильных классов под. редакцией Громова. Работа педагогов нашего образовательного учреждения высоко оценивается издательством «Просвещения» и финансируется участие педагогов в семинарах в г. Москве. 4. Кроме экспериментальной деятельности, проводимой по трем направлениям на федеральном уровне, на региональном уровне педагогический коллектив включился в работу по внедрению ППП и ПО. С 1 сентября 2004 года Центр образования №47 был определен как экспериментальная площадка по теме «ППП и ПО в рамках одного образовательного учреждения». В том же году разработана долгосрочная «Программа перехода Центра образования №47 на предпрофильную подготовку и профильное обучение учащихся на 2004-2010 годы», в которой определены концептуальные подходы и мероприятия по внедрению ППП и ПО как многопрофильной внутришкольной модели. В 2005-2006 учебном году создан Совет по предпрофильной подготовке и профильному обучению и сформированы творческие группы из числа педагогов школы по направлениям: - определение учебных и внеучебных образовательных ресурсов для развития предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся; - проектирование условий для развития предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся; - расширение информационного пространства для учащихся, педагогов, родителей; - разработка психолого-педагогического комплекса сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. Не останавливаясь более подробно на данном направлении, хочется отметить, что 88% процентов классов III ступени обучения – профильные, в них обучается 90% обучающихся 10-11 классов. Внедряемые профили: физико-математический, социально-экономический, социально-гуманитарный, филологический, информационно-технологический, оборонно-спортивный по линии МЧС. На сегодняшний день педагогами школы разработано 16 авторских элективных курса и 18 элективных курсов внедряются в режиме эксперимента с обязательной сертификацией до 1.06.08 г. 5.На внутришкольном уровне ведется экспериментальная деятельность по обновлению содержания как общего, так и дополнительного образования. В настоящее время в инвариант учебного плана общего образования введены:
В дополнительном образовании действуют:
Сегодня в практической части нашего семинара вам представится возможность познакомиться с деятельностью педагогов Центра образования практически по каждому направлению представленной экспериментальной деятельности. |