Учебное пособие по литературе. Омск: Омгкпт, 2006 -74 с. Учебное пособие рекомендуется как для преподавателей литературы, так и для - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебное пособие для студентов отделения Лечебное Дело, Сестринское... 1 312.29kb.
Учебное пособие Ставрополь 2005 (075. 8) Бкк 28. 072 Я 73 Б63 1 271.35kb.
Практикум по английскому языку: учебное пособие / О. В. Гаврилова; 6 1255.42kb.
Учебное пособие историко-культурные туристские ресурсы Северного... 2 663.73kb.
Учебное пособие издательство Санкт-Петербургского государственного... 7 3709.73kb.
Практикум по стилистике английского языка: учебное пособие / О. 5 1432.97kb.
Учебное пособие (для студентов I-II курсов) Издание Омск Омгу 2004... 1 239.31kb.
Учебное пособие для I курса факультетов иностранных языков Балашов... 14 1035.74kb.
Учебное пособие для студентов и преподавателей Биохимия. Краткий... 1 45.22kb.
Учебное пособие для студентов и преподавателей. Акимов В. Н. 1 242.17kb.
Учебное пособие. М.: Альфа-М, 2006 Серия 1 45.23kb.
Образ идеального правителя 1 411.49kb.
- 4 1234.94kb.
Учебное пособие по литературе. Омск: Омгкпт, 2006 -74 с. Учебное пособие рекомендуется - страница №2/5

Так вот, синхронистическая таблица помогает представить во всем многообразии и единстве изучаемый период времени. Кроме того, она является своеобразной схемой опорных положений, т.е. «свернутыми» знаниями, которые лучше запоминаются и при необходимости могут быть развернуты в полный ответ.

Пример синхронистической таблицы.
1855 – 1859 годы в России.


Общественные – политические события

Культурная жизнь: наука, журналистика, публицистика

Музыка, живопись

Литература

Крымская война

Смерть Николая I

Падение Севастополя (август 1855)


«Полярная звезда» Герцена – Огарева.

Очерки гоголевского периода русской литературы «Эстетическое отношение искусства к действительности»

Н.Г. Чернышевского.

Сто лет со дня основания Московского университета.

Приход Добролюбова в «Современник»


Последние годы жизни М.И. Глинки.

Концертная общественная и просветительская деятельность

А. Рубинштейна.

Расцвет творчества А.С. Даргомышского. Опера «Русалка» (1856).



Изд. «Мертвых душ» (2 т.)

Н.В. Гоголя;

«Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого;

«Рудин»


И.С. Тургенева;

«Губернские очерки»

Н. Щедрина.



КАК ИЗУЧИТЬ ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Драматическая поэзия не полна

без сценического искусства: чтобы понять

вполне лицо, мало знать, как оно

действует, говорит, чувствует, -

надо видеть и слышать, как оно

действует, говорит, чувствует.

В.Г. Белинский

Можно ли преодолеть эту преграду? – Да, если, читая драматические произведения, вы сумеете представить внешний облик действующих лиц. Их манеру говорить, двигаться. Читательскому воображению, многое могут подсказать авторские ремарки, описание места действия и т.п.

Изучается литературная основа: идейно-тематическое содержание, композиция, характеры, язык персонажей и т.п. При этом надо иметь в виду особенности драматургии: отсутствие описательной речи автора, большая острота проявления конфликтных ситуаций, речь действующих лиц как единственный источник для характеристики и анализа образов персонажей.

Например, как много можно сказать о страннице Феклуше, с которой мы встречаемся лишь в нескольких сценах, на основании анализа ее речи.





Разговорно-просторечная лексика

Из церковного словаря

Разговорно-литературный

Просторечная

Содом, плевелы, видение, игрища да гульбища, праведно, щедроты, суета

Надобно, редея, положен, скатертью дорога

Стянула (украла), салтан (султан), ихних (их), покудова и др.


Черты народно - поэтической речи


Средства выразительности

Синтаксические особенности

Сравнения: многие люди добродетелями, как цветами украшены; будто он догоняет кого-то, она вроде тумана бывает.

Эпитеты: милая девушка, свежий человек, огненный змей, прекрасный вечер. Повторения слов: высокий - превысокий, для ради скорости

Нарушение порядка слов: езда беспристрастная; бегает народ.

Частое употребление частицы – то:

со стороны – то,

потому – то, сцена – то.


Эти наблюдения помогают прийти к следующим выводам:

1. Феклуша принадлежит к малограмотной части мещанской среды. Перед нами невежественная и наглая странница – попрошайка, главное стремление которой – утолить свое чревоугодие.

2. Как профессиональная рассказчица она многоречива. Внешний вид богомольной женщины – маска, которая дополняется сладкоречием и частым употреблением слов из церковного словаря.

3. Сохраняя форму церковных проповедей, речь ее вместе с тем напевна, нетороплива, в ней обнаруживается народно - поэтический стиль. Что делает рассказ ее красочным, интересным.

Образ Феклуши в качестве примера не случаен, т.к. в драматургическом произведении эпизодические и внесценические персонажи играют особую роль. Без них может исказиться смысл всей пьесы.


КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН, ТЕЗИСЫ И КОНСПЕКТ.
О плане, тезисах и конспекте уже говорилось. В данной рекомендации напоминается о последовательности работы. Сначала прочитывается весь материал. При этом отмечается каждая законченная мысль, затем выделяется главная мысль (план); сами же мысли излагаются как тезисы или конспект.
Например:


план

тезисы

конспект

1. «Гроза» - самое решительное произведение Островского

1. Определение «Грозы» как самого решительного произведения Островского, потому что взаимные отношения самодурства и безгласности доведены до трагических последствий

1. «Гроза» является самым решительным произведением Островского, потому что взаимные отношения самодурства и безгласности (Кабаниха и Катерина) доведены до самых трагических последствий; вместе с тем фон пьесы (вся обстановка, в которой развивается действие) обнаруживает шаткость и близкий конец самодурства. Наконец, ободряющее и освежающее впечатление достигается самим характером Катерины.

2. Своеобразие характера Катерины

2. Своеобразный характер Катерины – ее естественность, стремление к красоте, доброту справедливости, свободе чувств, искренность, высокая нравственность ее натуры – приходит в столкновение с устоями «темного царства»

2. Своеобразие характера Катерины заключается в том, что в своих поступках, поведении она исходит не из внешних требований и обстоятельств, а от своих внутренних качеств – глубокой искренности, стремление к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств.

Попав в неволю, столкнувшись со страшным миром зла, насилия, самодура, ханжества, унижения человеческого достоинства, она испытывает потребность свободно жить, свободно любить и вступать в страшную борьбу не только с миром «темного царства», но и с собственной натурой, неспособной ко лжи и обману, с собственным убеждением в греховности своих чувств.


Вы должны помнить: каждый вырабатывает наиболее удобную для себя форму записи.




Тихон

Борис

Варвара

Кудряш

Недалекий, бесхарактерный, безвольный, добрый, подавлен деспотизмом матери; гибель жены вызывает робкий протест.

Такой же, как Тихон «только образованный» покорный, даже трусливый.

Жизнерадостная, веселая, научилась хитрить, чтобы не подчиняться матери, бежит с Кудряшом, протестуя против неволи.

Хорошо знает нравы купеческой среды, если протестует, то из озорства, не задумывается о будущем.


РЕФЕРАТ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучая русскую литературу, вы не раз осуществляли самостоятельный поиск, (исследование) например: углубленное (комментированное) чтение художественного произведения, его отдельных глав. Или ответы по тексту произведения. Или творческие работы разного характера.

Это – аналитическое исследование, цель которого – глубже узнать мир и мастерство писателя. Идейно-тематическое содержание художественного произведения.





Реферат - описательный метод исследования, которым можно пользоваться для усвоения и оценки уже имеющейся информации;

  • сжатое письменное изложение научной информации по конкретной теме;

  • изложение, в котором выражается и отношение к этой информации и ее оценка.



Реферат бывает монографическим (по одному источнику) и обзорным (по нескольким источникам – книгам, главным статьям).

Реферат, как правило, излагается своими словами. Точные определения и цитаты вводятся лишь особо значимые и те, против содержания, которых реферат (составитель реферата) возражает.

В рефератной работе желательно иметь следующие компоненты (части):



  • краткие сведения об авторе материала;

  • сжатое, но точное и полное изложение сущности научной информации по теме (главная часть);

  • замечания, обобщения, выводы реферата об изложенной информации, ее значении.

Написанный реферат становится основой для устного сообщения.

Ответьте на вопрос: Чем отличается реферат от конспекта?
КАК СОСТАВИТЬ СХЕМУ ОПОРНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
Основой для создания схемы опорных положений (сигналов – фраз) является материал плана – основные черты персонажей драмы. Путем рассуждений необходимо определять связи и зависимости между этими лицами, увидеть в них частное и общее, сделать выводы о роли и значении в идейно-тематическом содержании произведения. Эти рассуждения и фиксируются в виде схемы.

Например: вы познакомились с главной героиней драмы «Гроза», узнали черты ее характера, духовный мир, наблюдали ее трагический финал. Случайна ли гибель Катерины?

Можно ли было ее избежать?

Ответить на эти вопросы – значит еще раз подумать о сложности и противоречивости натуры героини. Духовно богатая, поэтическая, возвышенная, она вместе с тем сама испугана силой и глубиной своего чувства любви к Борису. Обостренное чувство справедливости заставляет ее сомневаться в правильности своих поступков. Решимость соседствует с сомнениями. Именно нравственная бескомпромиссность рождает страх перед своеволием чувства любви. Отвращение к любой лжи приходит в противоречие с необходимостью обманывать Тихона и других. Чувство вины подавляет ее. Трагически протекает финал драмы – Катерины против Кабановских понятий о нравственности, утверждение силы свободного, гордого человека, его победы над «темным царством».

В завершение – две «подсказки».


  1. Рассуждая о персонажах молодого поколения в драме «Гроза», имейте в виду, что в «темном царстве» с Тихоном и Борисом связан, если так можно выразиться, «протест – примирения», а с Варварой и Кудряшом – «протест – озорство».

  2. В выполнении задания помогут высказывания Н.А. Добролюбова из статьи «Луч света в темном царстве» и Д.И. Писарева из статьи «Мотивы русской драмы».


КАК ИЗЛАГАЕТСЯ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ТЕМА

(советы учащимся по стилистике)


Самостоятельная работа

Стилистические особенности нашей речи зависят от содержания излагаемого материала и формы его передачи – устной или письменной.

Изучая обзорную тему – 60-е годы XIX века. В России: исторические события, общественно-политические и идейно-нравственные проблемы тех лет, движения и развитие художественной литературы, журналистики, искусства и т.д. Словом, усваиваются темы общественно-значимые, вызывающие определенные эмоции и затрагивающие чувства.

Такому содержанию темы более всего соответствуют публицистический стиль, который может быть реализован как в устной, так и в письменной форме.

О публицистике и публицистическом стиле речи у нас уже был разговор.

Публицистический стиль разрешает достаточно широко и свободно использовать:

- политическую и научную терминологию: консерваторы, либералы, революционеры–демократы, разночинцы, реакция, радикальный, просветители, самодержавие, крепостничества, реформа, угнетенный класс и др.

- публицистическую лексику: идеалы добра, и справедливости, журнал–трибуна, программное произведение, «мыслящий пролетариат» воздух эпохи, «маленький человек», «лишние люди», свобода и независимость, переломные годы, напряжение духовных сил.

- повторы: давным-давно, часто-часто, молодо и свежо.

- антитезы: оптимизм – пессимизм, революция – реакция, мужество – страх, победа – поражение, сила – слабость, вера – безверие и др.

- риторические вопросы: Кого же могла обмануть царская «милость»? Разве не боялись революционного народа? Принесла ли реформа свободу? Так ли всесильна царская власть? И др.

- побудительные и восклицательные предложения: «Вчитывайтесь в страницы…», «Посмотрите на…», «Вспомните…», «Представьте себе…».

Эмоциональность изложения достигается не только использованием повторов, антитезы. Риторическими вопросами и побудительными предложениями, но и использованием всех средств художественной выразительности.

- эпитетов: грозовые шестидесятые, жгучие проблемы…

- метафор: лицо времени, дыхание эпохи, чаша народного гнева и др.

В устном изложении публицистического материала возможно использование разговорно-бытовой лексики, которая не нарушает норм литературного употребления и соответствующих фразеологизмов: стала свирепеть цензура, нашла коса на камень и др.

Слияние разных стилей помогает решать главную задачу публицистики: сформировать у слушателей определенное отношение к общественно значимым проблемам, убедить их в правильности решения этих проблем.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ

(1823 – 1886 гг.)

СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
План занятия – лекции

I. Место А.Н. Островского в литературной борьбе 50-60-х годов

II. Творчество Островского.

1. Первый период творчества драматурга (1847-1860 гг.), характеризуется пьесами, отражающими жизнь дореформенной России:



  • обличительные пьесы в духе гоголевской традиции: «Свои люди – сочтемся!»;

  • поворот в творческих исканиях, сближение со славянофилами: пьесы, проникнутые славянофильскими настроениями: «Бедность не порок»;

  • преодоление славянофильских настроений, сближение с редакцией журнала «Современник», позднее – с редакцией журнала «Отечественные записки», «Гроза» (1859).

2. Второй период жизни и творчества Островского (1860-1875): пьесы, отражающие пореформенную Россию.

  • материальное положение писателя в эти годы;

  • общественная деятельность: по инициативе Островского создается «Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым», «Артистический кружок», «Общество драматических писателей и оперных композиторов»;

Островский составил докладную записку правительству о создании русского национального театра, о необходимости разрешения в России частных театров.

  • основные произведения этого периода и их тематика: пьесы о разорившихся дворянах и дельцах нового типа;

  • исторические пьесы, изображающие сильные характеры.

3. Третий период (1875 – 1886): пьесы о трагической судьбе женщин в условиях капитализирующейся России, о тружениках, разночинцах, актерах: «Бесприданница» (1878).

III. Островский и русский реалистический театр.



Задание: Что означает самоубийство Катерины – ее победу или поражение?
Драма «ГРОЗА» (1859 г.)
I – д. (ремарка, первые реплики) «Общественный сад на высоком берегу Волги… и т.д.».

Да, природа прекрасна. Сама песня, которую напевает Кулигин, рисует русский ландшафт – ровный, стелющийся по земле без конца и края.

Восторженное состояние Кулигина, механика – самоучки, наталкивается на грубоватый отклик Кудряша, приказчика Дикого.

Кудряш не замечает окружающей красоты: ни времени, ни охоты для этого у него нет.

Но что это? – «Дикой племянника ругает». Осуждая купца – самодура, Кулигин в то же время предпочитает отступить перед силой («Лучше уж стерпеть!»). А вот Кудряш не таков: «Нет, уж я перед ним рабствовать не стану».

На несколько минут появляется Дикой с градом оскорблений на ни в чем не повинного племянника Бориса. В последующих сценах действующие лица более подробно характеризуют Дикого. И не только Дикого – весь общественный, социально-бытовой уклад жизни «темного царства», несправедливость и жестокость хозяев города Калинова (Кулигин. «Жестокие нравы сударь,…»).

Шествует по бульвару Кабаниха в сопровождении сына, его молодой жены Катерины и дочери Варвары («Ханжа, сударь!»).

Вот и сейчас, на прогулке она въедливо, «как ржа железо», «точит» своих близких.

Так постепенно «обетованная земля» - город Калинов предстает перед нами как город социальных контрастов: город бедных и богатых, где власть денег определяет достоинство в обществе и домострой в семейном быту.

Кулигин высказывает смелые обличительные мысли, выступает в защиту общественных, в защиту бедняков, однако по складу своего характера он является прекраснодушным мечтателем, бескорыстным чудаком, но никак не борцом, «Что делать-то, сударь, - говорит он Борису. – Надо стараться угождать как-нибудь».

Но среди тех, кого угнетают, есть и другие характеры, например, Катерина, которая не хочет терпеть обиды со стороны Кабанихи.

Катерина… «Поражает необыкновенная своеобразность этого характера, - (Добролюбов).

Нет ничего в ней внешнего, чужого, а выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и затем срастается с ним органически.

Это мы видим, например, в простодушном рассказе Катерины о своем детском возрасте и о жизни в доме матери. Оказывается, что воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей; в доме ее матери было то же, что и у Кабанихи: ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, обедали, гуляли по саду, опять беседовали с богомолками и сами молились. Выслушав рассказ Катерины, Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: «да ведь и у нас то же самое». Но разница определяется Катериной в пяти словах: «да здесь, все как будто из-под неволи!» Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во, чтобы то ни стало.… Напротив. Это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении…. Грубые, суеверные рассказы и бессмысленные бредни странниц – превращаются у нее в золотые поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные, добрые…. Не образа занимают ее в церкви: она совсем и не слышит, что там поют и читают; у нее в душе иная музыка, иные видения.

В сухой однообразной жизни своей юности, в грубых и суеверных понятиях окружающей среды она постоянно умела брать то, что соглашалось с ее естественными стремлениями к красоте, гармонии, довольству, счастью.

В разговорах странниц, в земных поклонах и причитаниях она видела не мертвую форму, а что-то другое, к чему постоянно стремилось ее сердце. На основании их она строила себе свой идеальный мир, посвященный добру и наслаждению. То в чем настоящее добро и истинное наслаждение для человека. Она не могла определить себе…. Это период детства, для многих тянущийся долго, очень долго, но все-таки имеющий свой конец.


О ЧЕМ ГОВОРЯТ ФАМИЛИИ В ПЬЕСАХ А.Н. ОСТРОВСКОГО
В художественной литературе фамилия персонажа, как правило, глубоко передумывается автором и часто используется им для характеристики героя.

Одним из приемов образования фамилий у Островского является метафоризация (переносное значение). Так фамилии Беркутов («Волки и овцы») и Коршунов («Бедность не порок») образованы от названий хищных птиц: беркут – сильный горный орел, зоркий кровожадный, коршун – хищник послабее, способный схватить добычу послабее. Если персонаж с фамилией Беркутов из породы «волков» и «проглатывает» целое крупное состояние, то Коршунов в пьесе мечтает украсть, как цыпленка, из отчего дома слабое хрупкое существо Любовь Гордееву.

Многие фамилии у Островского образованы от общенародных слов (название зверей, птиц, рыб) с ярко выраженным отрицательным значением: они как бы характеризуют людей по тем свойствам, которые присущи животным. Баранчевский и Переярков, глупы как бараны; Лисачевский хитер; Кукушкина эгоистична и бессердечна, как кукушка….

Фамилия может указать на внешний вид человека: Пузатов, Бородский, Плешаков, Курчаев, Белотелов; на манеру поведения: Громилов, Лютов, Грознов; на образ жизни: Баклушин, Погуляев; на социальное и материальное положение: Большов, Великатов.

Богаты пьесы Островского смешными фамилиями: Разгуляев, Маломальский, Недоростков.

Иногда Островский использует искаженные иностранные слова: Паратов от фр. «парад» (все делает напоказ, любит покрасоваться, пустить пыль в глаза). Неглигетов – фр. «неглиже» (небрежное одеяние, небрежный вид).

И в «Грозе» нет случайных имен и фамилий. Попробуйте определить, что означают имена и фамилии действующих лиц этой драмы: Савел Прокофьевич Дикой; Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), Тихон; Катерина; Кулигин…

Н.А. ДОБРОЛЮБОВ О ДРАМЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Самостоятельная работа
План – конспект

I. «Гроза» в оценке Добролюбова (статья «Луч света в темном царстве»).



  1. Характеристика «темного царства» и его наиболее консервативных представителей – Дикого и Кабанихи.

  2. Связь, которую устанавливает Добролюбов между «господствующими лицами», «темного царства» и историей, разыгравшейся с Катериной.

  3. «Гроза» - самое решительное произведение Островского.

  4. «Характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе».

  5. В чем сила характера Катерины и как Добролюбов объясняет «существенную необходимость его»?

  6. Основные этапы в развитии характера Катерины:

  1. стремление согласовать «всякий внешний диссонанс с гармонией души» как основная особенность Катерины девической поры;

  2. Катерина в доме Кабановых, когда она еще не осознала своих новых стремлений и потребностей;

  3. «Она возмужала, в ней проснулись другие желания, более реальные; не зная иного поприща, кроме семьи, иного мира, кроме того, какой сложился для нее в обществе ее городка, она разумеется, и начинает сознавать из всех человеческих стремлений то, которое всего неизбежнее и ближе к ней, - стремление любви и преданности».

а) «Сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушать мира и прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее налагаются людьми, чем-нибудь связанными с ней, и если они сумеют воспользоваться этим первоначальным настроением и решат дать ей полное удовлетворение, - хорошо тогда и ей и им»;

б) «Но если нет, - она ни перед чем не остановиться, - закон, родство, обычай, людской суд, правила благоразумия исчезает для нее перед силою внутреннего влечения; она не щадит себя и не думает о других. Такой именно выход представился Катерине, и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, среди которой она находиться».



  1. Трагедия Катерины в столкновении с людьми, совершенно не способными ее понять и оценить по достоинству:

1) «В пьесе, которая застает Катерину уже с началом любви к Борису, все еще видны последние отчаянные усилия Катерины – сделать себе милым своего мужа»; «Тихон сам по себе любил жену и готов бы все для нее сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может»;

2) Катерина «никогда… не жалуется, не бранит свекровь; сама старуха не может на нее взвести этого; и, однако же, свекровь чувствует, что Катерина составляет что-то неподходящее, враждебное».


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДРАМЕ

«ГРОЗА»

I


  1. Какое впечатление произвели на вас центральные фигуры драмы «Гроза» - Дикой и Кабаниха?

  2. – Что сближает их? Почему им удается «тиранствовать»?

  3. На чем держится их власть? К чему направлены их усилия?

  4. Как они относятся к страданиям бедных людей? К гибели Катерины?

II

Сделайте отбор, группировку и классификацию материала драмы «Гроза» для речевой характеристики Кабанихи по следующему плану:



  1. Каковы наиболее излюбленные темы у Кабанихи для упреков, наставлений и нравоучений?

  2. В каких особенностях речи находят отражение ее взгляды на семью, на отношения младших к старшим?

  3. С какой целью автор включает в ее речь церковно-религиозную лексику? Как в лексике и в синтаксическом построении речи Кабанихи выражается ее ханжество?

  4. Когда в ее речи возникает интонация холодного издевательства? Какими языковыми средствами это достигается?

  5. Как меняется речь Кабанихи в зависимости от того, с кем она разговаривает (с домашними, с Диким, с Феклушей)?

  6. Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях Кабанихи?

III

В драме найдите доказательства следующих положений о речи Катерины:



  • В ее речи встречается просторечья, слова церковно-религиозного характера, выразительные средства народнопоэтического языка.

  • Речь богата интонациями – радостными, печальными, восторженными, грустными, тревожными, трагическими. Интонации (как и другие средства) выражают отношение Катерины к окружающим.

  • В чем отражается все богатство внутреннего мира Катерины: сила чувств, человеческое достоинство, нравственная чистота, правдивость натуры.

  • Сила чувств, глубина и искренность переживаний Катерины находит выражение и в синтаксической структуре ее речи: риторические вопросы и восклицания, незаконченные предложения. А в особо напряженные моменты речь обретает черты русской народной песни, становиться плавной, ритмичной, певучей.

IV

Прочитайте заключительную часть статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Составьте план, тезисы и конспект.

V

Создайте схему опорных положений для рассказа о молодом поколении в драме «Гроза».


ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

ПО ДРАМЕ «ГРОЗА»


  1. Душевная трагедия Катерины.

  2. Хозяева «темного царства».

  3. Город Калинов.… Каким я представляю его себе?

  4. В чем смысл названия драмы Островского «Гроза»?


КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ


  1. Русские писатели. Библиографический словарь в 2-х частях.

Ч.II Москва – 1990 г.

Большой справочник школьника. Москва «Дрофа» - 1999 г.


Основные понятия: авторская позиция, роман, нигилизм, либералы, демократы - разночинцы, сюжет, композиция.

Студент должен знать: этапы становления творчества писателя.

Должен уметь: распознать в романе причины конфликта, выделять виды конфликтов;

а основной:

б параллельный;

в внутренний;

Определять авторскую позицию по отношению к герою.

Задание: На материале романа «Отцы и дети» написать сочинение – сравнение двух литературных героев: «Базаров и Павел Петрович Кирсанов».


ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ

(1818-1883 гг.)



План – конспект повторения.

Повторить из теории литературы: эпический род литературы, роман и его разновидности.

I. «В истории русской литературы Тургенев связывает эпоху Пушкина и Гоголя с литературой конца XIX века, являлась блестящим представителем критического реализма». (С.М. Петров)

II. Начало литературной деятельности (1834 - 1846):

Пробует свои силы в самых разнообразных жанрах (поэмы, пьесы, повести).

В первых произведениях прослеживается путь Тургенева от увлечения романтизмом к развенчанию романтического героя и к утверждению на позициях реализма.

III. «Записки охотника» (1847 - 1852) и рассказы, примыкающие к ним:

1. История создания «Записок охотника»;

2.Социально-политическая направленность «Записок охотника»;

3.Общая характеристика идейно-художественных особенностей «Записок охотника».

IV. Социально-психологические пьесы Тургенева «Безденежье», «Завтрак у предводителя», «Нахлебник», «Месяц в деревне».

V. Романы И.С. Тургенева: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1858), «Накануне» (1859), «Отцы и дети» (1867), «Новь» (1876).

VI. Повести и рассказы 70-х годов: «Степной король Лир», «Вешние воды», «Стихотворения в прозе».



«…Мы можем сказать смело, что если уже г. Тургенев
тронул какой-нибудь вопрос в своей повести, если
он изобразил какую-нибудь новую сторону общественных отношений – это служит ручательством за то, что вопрос этот действительно поднимается или скоро поднимется в сознании образованного общества, что эта новая сторона жизни начинает выдаваться и скоро выкажется резко и ярко перед глазами всех».

Н.А. Добролюбов
СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И.С. ТУРГЕНЕВА


1818 - 1842 годы

И.С. Тургенев родился в богатой дворянской семье, в г. Орле; с трех лет жил и воспитывался в селе Спасское – Лутовиново - в имении матери на Орловщине.

Природа и люди средней полосы России сформировали в Тургеневе чувство глубокого уважения к человеку. К его нелегкому труду на земле. Но Орловская губерния в николаевской России была известна и другим: особенно беспощадной эксплуатацией крепостных крестьян. Впечатлительный мальчик на всю жизнь сохранил отвращение к насилию и произволу, которыми отличалась его мать - помещица, женщина умная, образованная, но властная и жесткая. Позднее, в 40-е годы, Тургенев писал: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел.. .враг этот был - крепостное право».

Девяти лет Тургенев приехал в Москву, учился в частных пансионах, пятнадцати лет поступил на словесный факультет Московского университета.

Позднее Тургенев переехал в Петербург, где в 1836 году закончил университет. Ему исполнилось восемнадцать лет.

Затем позднее уезжает за границу (Швейцария, Италия, Германия), сближается в Берлине с кружком прогрессивной русской молодежи и прежде всего с замечательным русским просветителем И.В. Станкевичем. К этому же времени относятся первые литературные опыты Тургенева -романтические стихи и поэмы. Но только после возвращения в Россию, подружившись с Белинским, он всерьез обратился к литературному творчеству.



1842-1852 годы

Великий критик поддержал литературные начинания молодого писателя, учил «всегда... держаться почвы действительности», т.е. реализма. Он горячо приветствовал очерк Тургенева «Хорь и Калиныч» - первый из цикла «Записки охотника».

Лето 1847 года Тургенев провел с Белинским, лечившись за границей. Это было время их творческого подъема. Тургенев читал Белинскому, только что написанный рассказ «Бурмистр», а критик познакомил его с «Письмом к Гоголю».

Рассказы из цикла «Записки охотника» регулярно печатались в «Современнике» и других журналах, а в июне 1852 года Тургенев собрал их и издал отдельной книгой. О книге стало известно Николаю - I, который приказал уволить цензора, допустившего к печати «крамольную» книгу.

Автора же, еще весною сосланного в Спасское - Лутовиново за некролог о Гоголе, взяли под полицейский надзор. Книгу приказали сжечь.

Чем объяснить успех «Записок охотника» у демократического читателя? Что испугало царя в книге, отдельные рассказы которой до этого пропускались цензурой?

На первый вопрос в свое время ответил А.М. Горький: «Что выдвинуло в 40-х годах на сцену мужика, что сделало из него в 50-х первое лицо в литературе? Интерес и внимание к нему вызвал он сам, и вызвал грубейшим образом именно путем бунтов и волнений».

Тургенев рассказывает, как истязают помещики и их ставленники крепостных крестьян и дворовых: избивают за не подогретое до определенной температуры вино, ссылают в дальние деревни, выселяют с плодородных земель, обрекают на ужасы двадцатипятилетней солдатчины... Собранные в одну книгу, эти рассказы особенно резко выставили на всеобщее обозрение жестокость, эгоизм, самодурство, бездушие помещиков, их полное пренебрежение к человеческому достоинству крепостного крестьянина. Роскошь, псовые охоты, банкеты, фейерверки – все это обеспечивается ценой ограбления крепостных, которые разоряются, голодают, нищают.

Антикрепостническое содержание «Записок охотника» можно, видеть и в утверждении духовного, нравственного величия русского крестьянина. Молодые и старые, мужчины и женщины, беспросветные бедняки и более зажиточные - целый мир народных образов встает перед нами. Высокие душевные качества, чувство собственного достоинства, ум, любознательность, трудолюбие - вот те черты русского народа, которыми не устает любоваться и восхищаться Тургенев. «Тургенев, зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил» - В.Г. Белинский.

Правда, по меткому выражению Горького, «бунтующий мужик остался у Тургенева в стороне». Но книга «Записки охотника» содержит «решительное направление к уничтожению помещиков», - так писал в своем докладе царю министр народного просвещения. Известно также, что у писателя был замысел показать крестьян, поднявших руку на барина.

А русская природа в «Записках охотника»: широкие равнины, распаханные поля, овраги и извилистые речки, березовые и липовые рощи, леса, полные птиц, - опоэтизирована Тургеневым и в то же время помогает читателю понять душевное состояние автора и его героев.

Прав Белинский, утверждающий, что картины природы у Тургенева всегда верны; «вы всегда узнаете вашу родную, русскую природу».



1852 - 1853 годы

Спасское - Лутовиново было особенно дорого Тургеневу. Здесь после скитаний по Европе находил он отдых, наслаждался природой, принимал гостей: А. Толстого, Д. Григоровича, М. Щепкина и др. Много и плодотворно работал – писал драматические произведения, повести, рассказы, романы…

Смелые мысли, революционные выводы о «русских Инсаровых», о борьбе с внутренними врагами, общая направленность и тон статьи Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» испугали Тургенева. Прочитав статью в рукописи, он заявил Некрасову, редактору и издателю журнала «Современник»: «Выбирай: я или Добролюбов».

Статья была напечатана – Тургенев ушел из «Современника». Он был и оставался убежденным сторонником постепенных реформ, даруемых «сверху» царским правительством. Статья Добролюбова стала лишь предлогом для окончательного разрыва.

Открыто перейдя в лагерь либералов Тургенев вместе с тем не мог разделить их ненависть к революционерам - демократам. Он знал их как людей свободолюбивых, мужественных, честных, ненавидящих любые формы гнета. В молодом поколении борцов Тургенев признавал силу огромную, грозную, но по его мнению, обреченную на трагическое одиночество, на неудачи и постепенное угасание.


1863 -1883 годы

Горячо приветствуя падение крепостного права, Тургенев не понял грабительского характера реформы; боязнь растущих революционных настроений усиливала его либеральные позиции.

В 1863 году он пишет Александру II письмо, в котором уверяет правительство в своей политической благонадежности.

Идейный и творческий кризис художника нашел отражение в его рассказах, повестях и двух последних романах «Дым» и «Новь».

Тургенев утверждает, что идея революционного преобразования жизни вообще ошибочна для России.

Обращаясь в рассказах и повестях 70-х годов к темам прошлого или говоря о современных проблемах, Тургенев неизменно выражал симпатии мужественным борцам за счастье людей. Одно из последних произведений художника - «Стихотворения в прозе». Это – лиро-эпические рассказы - литературы, которые проводят читателя по всем темам творчества писателя. Здесь и мотивы грусти о прошедшем, о неотвратимости смерти, и утверждении духовного величия русского народа, вера в его славное будущее. И преклонение перед силой красоты, перед искусством, и гимн всепоглощающей любви.

Одним из самых популярных стихотворений в прозе стал «Порог», запрещенный цензурой и напечатанный в год смерти Тургенева как прокламация «Народной воли».

Задание: Составьте план и тезисы статьи «Страницы жизни и творчества И.С. Тургенева

КАК ЧИТАТЬ РОМАН

(рекомендация)


Роман «ОТЦЫ И ДЕТИ» (1862 г.)
Роман - большое, многоплановое художественное произведение, в котором ставятся острые идейно-нравственные проблемы, их решение требует от автора изображения широкой картины жизни в ее движении, изменениях, связях и зависимостях.

Как изучать роман? - Обычным путем: сознательным и вдумчивым чтением. Уже говорилось, что такое чтение требует знаний - об авторе и его творчестве, о времени, в котором рождалось произведение, и о времени, о котором повествуется в нем. Вместе с тем необходимо учитывать и особенности жанра романа: его объем, многоплановость сюжетных линий, большое количество действующих лиц, проблематику и т.п.

В русском романе 60-х годов XIX века, главным героем становися «новый человек» - разночинец, демократ, личность активная, смелая, сильная, с развитым чувством собственного достоинства.

Романы Тургенева, Гончарова, Достоевского, Л. Толстого, созданные в эти переломные для России годы, конечно же, не похожи друг на друга. И в то же время в них можно увидеть общие черты: действие сжато во времени, которое является кульминационным для главных героев - натур глубоких и интересных - и требует от них напряжения всех сил. Само же действие развивается просто, естественно, но как правило, кончается для героя катастрофой.

Что касается проблематики, то хотя Тургенев, Достоевский и Толстой не были сторонниками революционных убеждений, однако своим творчеством объективно помогли революционерам - демократам в борьбе с самодержавием и крепостничеством, потому что в их произведениях была правда жизни, что является одним из главных достоинств настоящего художника. Великих писателей 60-х годов волновали такие проблемы, как «новые люди», их формирование, мировоззрение, нравственные позиции, поведение, деятельность; революция - ее возможность или невозможность; поиски цели и смысла жизни; судьбы народа и дворянства; социально-исторический путь России и т.д.

В их романах мы встретимся и с так называемыми «вечными проблемами»: взаимоотношения старшего и младшего поколений («отцов» и «детей»); любовь и дружба; выбор жизненного пути; становление личности; право на свободу; поиски счастья и т.д.


Самостоятельная работа

В рабочей тетради озаглавьте несколько страниц «Воздух эпохи»; «Н.П.Кирсанов»; «П.П.Кирсанов»; «Аркадий Кирсанов»; «Евгений Базаров». По мере чтения романа отбирайте и выписывайте «рабочий материал», факты, детали, ключевые фразы главы, сцены или эпизоды, соответствующие цитаты.

Например: «Евгений Базаров»


Последовательность материала

Рабочий материал

1. внешность

Человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями» Н.И. «крепко стиснул его обнаженную красную руку». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висящими бакенбардами песочного цвету… оживилось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум» (гл.2).

2. происхождение

  1. У отца «небольшое именьице. Он прежде полковым доктором был» (гл.5).

  2. «Мой дед землю пахал» (гл.10).

  3. «Отец ничего, тот был везде, и в сите, и в ремонте» (гл.19).

3. воспитание

  1. «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например» (гл.7).

  2. «- Скажи, …тебя в детстве не притесняли?

- Ты видишь, какие у меня родителя. Народ не строгий.

  • Ты их любишь, Евгений?

  • Люблю, Аркадий.

  • Они тебя так любят!» (гл.21).

4. черты характера, ум, любовь и привычка к труду, сила воли.

  1. «Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора» (гл.3).

  2. «Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибирствовал, Базаров работал» (гл.10).

  3. Он скучает без работы (гл.21).

  4. «Базаров умен и знающ» (гл.10).

5. общественно-политические взгляды

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны» (гл.10).

В моем примере предлагаются цитатные выписки из романа. Но они могут быть свободно изложенными, сопровождаемые краткими комментариями, ссылками на сцену, эпизод, главу или даже выписками из критической литературы. Автор не предлагает законченных выводов. Задача читателя уловить их, не упуская деталей.

В реалистическом произведении детали и подробности дают писателю возможность более широко раскрыть и ярче высветить характеры и обстоятельства. Например: «- Что, Петр? Не видать еще? – спрашивал 20 мая 1859 г., выходя без шапки на высокое крыльцо двора на шоссе, барин лет сорока с небольшими…».

Подумаем: а зачем автору нужно было указать точно дату начала действия в романе? Эта деталь позволяет Тургеневу сразу же, без специальных исторических комментариев ввести читателя в точно определенный момент жизни. Ведь время, отмеченное писателем, действительно было особенным: кризис помещичьего хозяйства, обострение классовой борьбы. Споры и толки вокруг готовящейся реформы… «Воздухом эпохи» насыщены и подробности пейзажа. Красноречиво говорящие о невыносимой нужде, голоде, разорении крестьян: не реки, а речки; не деревни, а деревеньки, избенки. Клячонки; обтерханные мужички; исхудалые, шершавые. Словно обглоданные коровы; даже ракиты – с ободранной корой и обломанными ветками стоят, как нищие в лохмотьях».

«Воздух эпохи» ощущается и в поведении Петра, который… в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барина», и в том, что «толпа дворовых не высыпала на крыльцо встретить господ»; любопытно даже замечание Ник. Петр., что лес он продал на земле, которая должна отойти к крестьянам.

В эпическом произведении автор нередко является активно действующим лицом: он рассказывает о прошлом и настоящем героев, а монологи и диалоги сопровождает ремарками, замечаниями, пояснениями.

Указывает на различные социально-бытовые детали.

Аналитическая работа с романом. Несомненно, потребует дальнейшего совершенствования монологической речи и использованием усложненных синтаксических конструкций и лексики, связанной с социально-политическими характеристиками героев.

При изучении романа «Отцы и дети» следует использовать лексику:


  • оценочную: блистательный дебют Тургенева; взволнованный голос автора; программное произведение; писатель – гражданин; тончайший художник слова; акварельная живопись тургеневского пейзажа; лиризм и поэтичность прозы Тургенева; апофеоз крестьянской России; роман захватывает, незабываемые эпизоды; автор с симпатией относиться… и т.д.

  • лексику со значением ученичества: учитель; наставник; вдохновитель; строгий судья; последователь; верный заветом…

  • философские, этические, литературоведческие термины и обороты: мышление, мысль, мировоззрение, материалистические взгляды, критерий, общественное благо, нигилизм, сомнение. Научная истина, догматизм, слепая вера, принципы, авторитарность, высокие запросы, преобразующее начало, служение людям, нравственные позиции, любовь, дружба, чуткость, контрастность, идея…


СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ


  • со значением условия и следствия: каждая деталь убеждает в том, что; это напоминает нам, что соглашаемся с Базаровым; если мы не примем во внимание…; подсказывает нам такое решение; наше представление будет односторонним, если… и др.;

  • сопоставительного характера: если Павел Петрович…, то Базаров…, в то время, как Кирсановы…, Базаров и его единомышленники…, в отличие от Павла Петровича, Базаров…, отрицая чувство любви, он в то же время… и др.

  • акцентирующие сложность и противоречивость героя: не сразу открывается подлинный смысл жизни Базарова…, можно легко ошибиться, решив, что Базаров…, такой. Например, эпизод, как… подсказывает, что…; с одной стороны, он… но вместе с тем…, если мы упустим…, то наше представление о Базарове будет др.


КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ

СРАВНЕНИЕ ДВУХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ
Теоретическая часть

1. Что, значит, сравнить – сопоставить, т.е. поставить рядом два предмета и рассмотреть их с какой-то общей точки зрения для того, чтобы найти у них черты сходства и различия.

2. Следовательно, исходной позицией всякого сравнения должна быть общая точка зрения. Эта общая точка зрения называется основанием для сравнения. Если невозможно найти основание, значит нельзя сравнивать.

3. Тема рассуждений сравнительного типа формируется обычно так: «Ленский и Онегин», «Онегин и Печорин», а в романе «Отцы и дети»?

4. Главная часть сравнительного сочинения состоит обычно из 2-х разделов:

а) Черты сходства;

б) Черты различия.

У героев могут быть или только черты сходства или наоборот только черты различия.

Однако работа над таким видом сочинения требует знания текста: умения пользоваться синонимами и антонимами.

Практическая часть

Разработаем черновик рассуждения на тему «Базаров и Павел Петрович Кирсанов».

Логический анализ (текста) темы.

1. На каком основании можно сравнить Базарова и Павла Петровича? (почему?)

Ответ: Две сильные личности, враждебно действующие друг против друга.

2. Что общего между Базаровым и П.П.?



а) Оба лучшие в своей среде.

б) У обоих сильно развито самолюбие, граничащее с «сатанинской гордостью».

3. Что отличает их друг от друга?



а) Плебейские манеры Базарова аристократизм Павла Петровича.

б) Базаров недружелюбно относится к П.П., но старается меньше обращать на него вниманиеП.П. – ненавидит Базарова, возмущается всеми мнениями, придирается к нему, насильно вызывает его на спор.

в) В столкновениях с П.П. Базаров никогда не противоречит себе, не роняет своего достоинства и поднимается даже до высоко благородства (дуэль)П.П. то и дело отступает от своих аристократических принципов, в спорах он срывается, обзывает противника грубыми словами, вызывает Базарова на дуэль. Хотя согласно аристократическим, «принципам» аристократ не мог драться на дуэли с плебеем.

г) Базаров – человек твердых демократических убежденийП.П. не имеет убеждений. Они заменились привычками, «которыми он очень дорожит».

4. В чем смысл сравнения Базарова и П.П. (зачем?). Тургенев поставил демократа Базарова рядом с одним из лучших представителей дворянского класса, показал превосходство демократа над аристократом, тем самым выразил мысль о несостоятельности дворянского класса.



ВОПРОСЫ – ЗАДАНИЯ К РОМАНУ

И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»
Гл. I – IX

  • Почему биографические сведения о Базарове даны скупо, без подробностей?

  • С какой целью Аркадий рассказывает Базарову историю жизни своего дяди? Как этот рассказ характеризует самого Аркадия?

  • П.П. с первых же минут знакомства испытывает к Базарову антипатию, которая выливается в спор (гл. 6). Чем можно объяснить это отношение?

  • Какое отношение возникло у вас к Базарову? Аркадию? П.П.?


Гл. X

В главе X идейная непримиримость либерально-консервативных Кирсановых и революционера – демократа Базарова обнаруживается с наибольшей полнотой. Обратите внимание на направления в споре и ответьте на вопросы:



Первое направление в споре – о роли дворянства («аристократии»)

  • Как возник сам спор? Прав ли Базаров, утверждая, что аристократия – «бесполезный принцип»?

  • Какова позиция Павла Петровича? Почему он переводит спор в другое русло?

Второе направление в споре – нигилизм

  • Как понимает нигилизм П.П.? А. Базаров?

  • Почему Базаров отвечает на обличительство отдельных, частных недостатков? На что он намекает, когда говорит, что «свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок»?

  • Против чего же выступает Базаров и во имя чего «отрицает»?

  • Действительно ли «отрицание» является для Базарова главной и идеальной целью в жизни? Почему в романе нет положительной программы Базарова?

Третье направление спора – русский народ (крестьянство)

  • Каким считает русский народ (крестьянство) П.П.? Какими чертами его умиляется. Восторгается? В чем обвиняет Базарова?

  • Почему Базаров «соглашается» с этим обвинением?

Четвертое направление спора – отношение к искусству и природе

  • Почему спор переходит в эту область? Что вам уже известно об отношении Базарова к искусству, к природе? Чем аргументирует он эти утверждения?

  • Можете ли вы указать различия между взглядами Базарова и революционных демократов 60-х годов на искусство? Чем вы объясните эти расхождения?

Итоги спора

  • Попробуйте дать сравнительную характеристику мировоззренческих позиций Базарова и Павла Петровича.

  • Какова роль Аркадия в споре?

  • Почему Базаров резко оборвал разговор?


Гл. XX – XXI

  • Отношение отца и матери Базарова к сыну. Отношение к ним Базарова.

  • Что говорит Базаров о цели, стоящей перед ним, и о своей будущей деятельности?

  • Осуждает ли автор своего героя? Какое чувство вызывает у вас взаимоотношения Базарова и его родителей?


Гл. XXII – XXVIII

Повторение цикла «путешествие Базарова»: Марьино, Никольское, деревенька Базаровых.



  • Для чего автор использовал такой композиционный прием? Имеет ли он отношение к конфликту «внешнему» (между «отцами» и Базаровым) и конфликту «внутреннему» (между чувством любви, долгом и характером Базарова, требующими освободиться от этого чувства)?

  • Почему разошлись пути Базарова и Аркадия? Можно ли утверждать, что и Аркадий относится к «отцам»?

В романе упоминается ряд имен исторических личностей: Цицерон, Гораций, Шиллер, Броюллов, Либих, Парацельс, Руссо, Бунзек, Браен, Бюхнер, Жорж Санд, Эмерсон, Прудон, Маколей, г-жа Ридклиф, Роберт Пиль. Можете ли вы сказать, кто они?
ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

ПО РОМАНУ И.С. ТУРГЕНЕВА

«ОТЦЫ И ДЕТИ»


  1. Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых.

  2. Разночинец – демократ в дворянском гнезде.

  3. Верно ли утверждение Базарова: «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

БИБЛИОГРАФИЯ


  1. Голубков В.В. Художественное мастерство И.С. Тургенева; М.; 1960 г.

  2. Лебедев Ю.В. Литература; учебник для учащихся 10 класса в двух частях; М.; 1994 г.

  3. Петров С.М. И.С. Тургенев; Творческий путь; 2-е изд.; М.; 1979 г.

  4. Писарев Д.И. Статья «Базаров»; соч. в 4-х т.; М.; 1995 г.; т. 2.



Н.А. НЕКРАСОВ (1821 - 1878 гг.)
Повторить из теории литературы: роды и жанры литературы; лирики; лиро-эпический род литературы; поэма, разновидности поэмы.

План лекции

I. Детство. Ярославская гимназия. Первые годы жизни в Петербурге (1821 - 1840 гг.).

II. Начало литературной деятельности. Сборник стихотворений «Мечты и звуки» (1840).

III. Сближение с Белинским переломный момент в творческой биографии Некрасова (40-е годы). Участие Некрасова в борьбе за утверждение гоголевского направления в литературе. Произведения первой половины 40-х годов: «Родина», «Псовая охота», «Современная ода», «Отрадно видеть...», «Колыбельная песня», «В дороге». Белинский о стихотворении «В дороге».

IV. Некрасов издатель и редактор журнала «Современник» (1847-1866 гг.).

V. Тематическое и жанровое богатство творчества Некрасова 1847-1866 гг.:



  1. Цикл лирических (интимных) стихотворений;

  2. Цикл стихотворений о городских бедняках («На улице», «О погоде»);

  3. Стихотворения о женской доле («Свадьба», «В полном разгаре...»);

  4. Статьи о тяжелой судьбе народа («Несжатая полоса», «Забытая деревня», «Железная дорога» и др.).

  5. Статьи. Выражающие прямой революционный призыв («Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда»).

  6. Стихи, в которых поставлена тема России, русского человека, его самосознание и общественного назначения. («Саша», «Несчастные»).

VI.Некрасов – издатель и редактор журнала «Отечественные записки» (1867-1877).

VII.Творчество Некрасова 1867 - 1877 гг.



  1. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1866 - 1877 гг.).

  2. Поэмы о декабристах и их женах («Дедушка» (1870 г.), «Русские женщины» (1871 - 1872 гг.).

  3. Стихи, проникнутые элегическими настроениями («Душно! Без счастья и воли ..» (1868 г), «Утро» (1874 г), «Уныние» (1874 г), «Элегия» (1874 г).

  4. Стихи, выражающие веру в будущее России, народа «Еще» (1867 г.), «Пророк» (1874 г.), «Сеятели» (1876 г.)


КАК ЧИТАТЬ ЛИРИКУ

(на материале лирики Н.А. Некрасова)
В эпическом произведении мысли, чувства, переживания действующих лиц даются автором через описание (обстановки, обстоятельств жизни, характеров героев, общественно-исторических и семейно-бытовых деталей), через повествование (о действиях, поступках персонажей) и через диалог.

В лирике этого нет! Главным и единственным героем лирического произведения является авторское «я» - образ – чувство, образ – переживание. Иными словами: переживание дается как самостоятельный, законченный образ, имеющий определенную социальную принадлежность. Поэтому-то и трудно, почти невозможно пересказать содержание лирического стихотворения прозой.

А, собственно, зачем пересказывать? Стихотворение прочитывается не один раз, - медленно, вдумчиво, без торопливости. Читатель как бы становится на место поэта, и тут же обращает внимание: что вызвало интерес, какие строки родили эмоциональный отклик, а какие недоумение или вопросы... такая тонкая и сложная работа ума требует от читателя способности к сопереживанию. И вот здесь начинаются особые трудности: жизненный опыт читателя всегда дает возможность понять и принять, как свои собственные мысли и настроения лирического героя, а значит, проникнуться его чувствами, как бы «со стороны» - с позиции духовного мира передового человека, но другой социальной среды дворянства.

Лирика Некрасова сделала следующий шаг. Поэт настолько слился с народом, с его представлениями, идеалами, что в лирике авторским «я» стал сам человек из народа - городской бедняк, солдат - рекрут, крепостной мужик, женщина - крестьянка, демократ - разночинец. Это их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем у Некрасова; это они сами говорят о своей боли, страданиях, мести, любви, ненависти.



Стихи мои! Свидетели живые

За мир пролитых слез!

Родитесь вы в минуты роковые

Душевных гроз

И бьетесь о сердца людские,

Как волны об утес.

Такой образ лирического героя повлиял и на художественную форму стихов Некрасова: он чаще обращается к словам с суффиксами субъективной оценки, вообще - к диалектным, разговорно-просторечным, устно - поэтическим и другим элементам общественного разговорного языка; он сближает язык поэзии с языком прозы (широко использует язык делового, публицистического стиля, а общеупотребительную лексику – в общественно - политическом смысле: борьба, вражда, гнев, злоба, любовь, ненависть, месть, печаль, терпение, цепи, пошлый, роковой, честный и др.).

А чем достигается такая полнота содержания в малом словесном объеме лирического стихотворения, вам тоже известно: широким использование тропов - слов, словосочетаний, выражений, которые употребляются в переносном значении.

Разумеется, план анализа может видоизменяться, а его отдельные части даже сокращаться.

Лирические стихи чаще бывают обязаны своим рождением какому-нибудь событию, эпизоду в личной жизни поэта или встрече с человеком, с которым его связывают интимные (тщательно скрываемые от посторонних) отношения. Так вот: всегда ли в процессе анализа надо «рассказывать» такие детали?

Вряд ли. Стихи создаются не для того, чтобы поставить в неловкое положение вольного или невольного «виновника» их появления.

Во-вторых: лирическое произведение чаще всего утрачивает связь с конкретными событиями или лицами, сохраняя общечеловеческое социально нравственное содержание («Я помню чудное мгновенье...», «Анчар» Пушкина или «Выхожу один я на дорогу...». «Парус» Лермонтова).

Русская лирика первой половины XIX века описывала (с болью, сочувствием, негодуя и протестуя), страдания народа, выражала любовь и внимание к народной жизни («Деревня» - Пушкин, «Родина» - Лермонтов).

И это было величайшим завоеванием нашей литературы. Однако авторское «я» в таких стихотворениях выражало эти чувства.

Чтобы преодолеть это препятствие и хотя бы приблизиться к авторскому «я» необходим анализ лирического произведения по примерному плану:



  • Место и время. Обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения.

  • Тема и идея, композиция, а точнее движение поэтической мысли в произведении.

  • Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)?

  • Какими средствами выразительности и изобразительности создается?

  • Какие другие чувства выражены в стихотворении? Как выражены?

  • Есть ли широкие поэтические обобщения? Какие? какими художественными средствами выражены?

  • Что особенно привлекло ваше внимание в произведении? Что считаете нужным «взять с собою в жизнь»?

Вспомните и такую особенность лирической поэзии, как предельную концентрацию мысли и чувства, максимальную сжатость пространства при беспредельной емкости содержания, на что указывал и Некрасов:

... Стих, как монету, чекань

Строго, отчетливо, честно,

Правилу следуй упорно:

Чтоб словам было тесно,

Мыслям – просторно


<< предыдущая страница   следующая страница >>