Учебное пособие москва юриспруденция 2000 ббк 67. 0 А 50 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Учебное пособие москва юриспруденция 2000 ббк 67. 0 А 50 - страница №1/11



cover

И.А. Алебастрова

Конституционное (государственное) право зарубежных стран




УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ



МОСКВА

Юриспруденция

2000



УДК 340


ББК 67.0

А 50

А 50 Алебастрова И.А.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000. - 304 с.

ISBN 5-8401-0066-8

Пособие подготовлено в соответствии с программой учебного курса «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» для юридических вузов и охватывает темы как Общей, так и Особенной частей данного курса.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов.

УДК 340


ББК 67.0



ISBN 5-8401-0066-8

© Алебастрова И.А., 2000

© Юриспруденция (оформление, оригинал-макет), 2000


ОГЛАВЛЕНИЕ










ОБЩАЯ ЧАСТЬ.
Глава 1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО

(ГОСУДАРСТВЕННОГО) ПРАВА

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

§ 1. Конституционное право как отрасль права ........................ <перейти>

§ 2. Конституционное право

как наука и учебная дисциплина .............................…………… <перейти>


Глава 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОНСТИТУЦИИ

§ 1. Сущность, содержание и форма конституции ..............….. <перейти>

§ 2. Эволюция конституции и конституционные реформы....... <перейти>

§ 3. Функции и действие конституции...........................……….. <перейти>

§ 4. Конституционный контроль.................................…………. <перейти>
Глава 3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ

СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

§ 1. Общая характеристика конституционно-правового статуса

человека и гражданина...................................…………………... <перейти>

§ 2. Гражданство и режим иностранцев в зарубежных странах <перейти>

§ 3. Конституционные права, свободы и обязанности

человека и гражданина ...................................………………… <перейти>
Глава 4. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ

§ 1. Понятие общественного строя .............................…………. <перейти>

§ 2. Основные направления конституционного регулирования

политической системы....................................………………….. <перейти>

§ 3. Конституционное регулирование экономических,

социальных и духовно-культурных отношений................……. <перейти>
Глава 5. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

РЕЖИМЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

§ 1. Понятие формы правления и государственного режима… <перейти>

§ 2. Монархия..............................................……………………... <перейти>

§ 3. Республика .............................................…………………… <перейти>
Глава 6. НАРОДНЫЕ ГОЛОСОВАНИЯ В

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ


§ 1. Выборы и отзыв .......................................…………………. <перейти>

§ 2. Референдум ............................................…………………… <перейти>


Глава 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

В ГОСУДАРСТВЕ: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

§ 1. Общая характеристика территориальной организации

публичной власти в государстве............................…………….. <перейти>

§ 2. Формы территориального устройства государства .......… <перейти>

§ 3. Политико-административное и административно-

территориальное устройство государства.............................….. <перейти>

§ 4. Специфические элементы территориального деления

и территориального устройства государства.................………. <перейти>
Глава 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

В ГОСУДАРСТВЕ: ОРГАН И УЧРЕЖДЕНИЯ

§ 1. Общая характеристика органов и учреждений

публичной власти..………………………………………………. <перейти>

§ 2. Виды органов публичной власти...........................………… <перейти>
Глава 9. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ:

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ

СТАТУС ПАРЛАМЕНТА

§ 1. Понятие, социальное предназначение

и полномочия парламента..............................…………………... <перейти>

§ 2. Организация и порядок деятельности парламента .........… <перейти>

§ 3. Статус парламентария .................................………………. <перейти>
Глава 10. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЛАВЫ

ГОСУДАРСТВА

§ 1. Общая характеристика статуса главы государства ........…. <перейти>

§ 2. Основания и порядок приобретения и прекращения

полномочий главы государства и его ответственность.........…. <перейти>
Глава 11. ПРАВИТЕЛЬСТВО В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

§ 1. Общая характеристика правительства......................……… <перейти>

§ 2. Состав и формирование правительства......................…….. <перейти>

§ 3. Ответственность правительства

и прекращение его полномочий...........................……………… <перейти>
Глава 12. КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

§ 1. Понятие, функции и организация судебной власти........…. <перейти>

§ 2. Конституционные принципы организации

и деятельности судов....................................……………………. <перейти>

§ 3. Конституционно-правовой статус

отдельных элементов судебной системы ....................………… <перейти>
Глава 13. ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ

ГОСУДАРСТВА

§ 1. Государственная организация субъектов федерации

и иных государственно-подобных территориальных

единиц.................................……………………………………… <перейти>

§ 2. Организация публичной власти на местах..............………. <перейти>

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА США

§ 1. Конституция США .......................................……………….. <перейти>

§ 2. Основы правового статуса человека и гражданина.........… <перейти>

§ 3. Политические партии и конституционное право................. <перейти>

§ 4. Территориальная организация публичной власти в США.. <перейти>

§ 5. Органы и учреждения публичной власти.....................…… <перейти>


Глава 2. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ

§ 1. Конституция Великобритании..............................…………. <перейти>

§ 2. Правовое положение человека и гражданина .................... <перейти>

§ 3. Партии и партийная система .............................…………... <перейти>

§ 4. Органы государственной власти.............................……….. <перейти>

§ 5. Территориальное устройство...........................…………….. <перейти>


Глава 3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ФРАНЦИИ

§ 1. Конституция Франции.....................................……………... <перейти>

§ 2. Конституционно-правовое регулирование

статуса человека и гражданина............................………………. <перейти>

§ 3. Партийная система Франции ..............................…………. <перейти>

§ 4. Органы государственной власти Франции.................…….. <перейти>

§ 5. Организация публичной власти на местах..........…………. <перейти>
Глава 4. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ФРГ

§ 1. Главные источники конституционного права.................…. <перейти>

§ 2. Конституционно-правовое регулирование

правового статуса человека и гражданина ...................………. <перейти>

§ 3. Партийная система ФРГ..................................……………... <перейти>

§ 4. Федеральные органы государственной власти .............…. <перейти>

§ 5. Территориальное устройство публичной власти............…. <перейти>
Глава 5. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ИТАЛИИ

§ 1. Конституция Итальянской республики......................…….. <перейти>

§ 2. Конституционный статус человека и гражданина..........…. <перейти>

§ 3. Партии в политической системе Италии ...................…… <перейти>

§ 4. Органы государственной власти Италии ......................…... <перейти>

§ 5. Политико-территориальное устройство .....................…… <перейти>


Глава 6. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ИСПАНИИ

§ 1. Конституция Испании ....................................……………. <перейти>

§ 2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина <перейти>

§ 3. Партийная система Испании................................………….. <перейти>

§ 4. Система высших органов государственной власти ............ <перейти>

§ 5. Территориальное устройство Испании.......................…….. <перейти>



Глава 7. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ШВЕЙЦАРИИ

§ 1. Федеральная Конституция и конституции

кантонов Швейцарии ...................................…………………… <перейти>

§ 2. Конституционный статус человека и гражданина...........… <перейти>

§ 3. Высшие органы государственной власти Конфедерации... <перейти>

§ 4. Территориальное устройство..............................…………... <перейти>


Глава 8. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЯПОНИИ

§ 1 Конституция Японии.....................................……………….. <перейти>

§ 2. Права и свободы человека

и гражданина в Конституции Японии.....................……………. <перейти>

§ 3. Партийная система Японии...............................…………… <перейти>

§ 4. Органы государственной власти............................………... <перейти>

§ 5. Организация власти на местах.............................………….. <перейти>
Глава 9. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА КНР

§ 1. Конституционное право и Конституция.....................…….. <перейти>

§ 2. Конституционное регулирование прав граждан.............…. <перейти>

§ 3. Партийная система КНР..................................……………... <перейти>

§ 4. Система высших органов государственной власти ............ <перейти>

§ 5. Территориальное устройство............................……………. <перейти>


Литература....................................................…………………………….. <перейти>
О Б Щ А Я Ч А С Т Ь







Глава 1

ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО (ГОСУДАРСТВЕННОГО) ПРАВА

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН







§ 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ

И МЕТОД КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА.
Термин «конституционное право» употребляется в трех значениях. Им обозначаются отрасль права, область научных знаний и учебная дисциплина.

Конституционное право в первом из упомянутых значений - это основополагающая отрасль права конкретной страны, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы устройства общества, государства и положения человека в них, а также отношения, связанные с участием населения в осуществлении публичной власти. Следует отметить, что данная отрасль права появилась в западных странах с зарождением в них буржуазных отношений и начавшимися в связи с этим процессами демократизации. Это породило новые задачи правового регулирования. Во-первых, в основу функционирования государства были положены новые принципы: народный суверенитет и народное представительство, которые сделали необходимым возникновение, активизацию или возрождение целого ряда институтов, представляющих собой механизм их реализации (гражданство, политические права, прежде всего, избирательное право, парламент, местное самоуправление). Во-вторых, демократизация потребовала комплексной регламентации основ устройства государства и его взаимоотношений с человеком для того, чтобы обеспечить предсказуемость государственной власти, ограничить ее рамками, установленными народом-сувереном, и оградить человека от произвола государства. Необходимость правового регулирования данных отношений и обусловила возникновение новой отрасли права, которая сначала в правовой доктрине Англии (где буржуазные отношения начали складываться раньше, чем в других странах), а с появлением первых документов, официально именовавшихся конституциями (США, Польша, Франция), - и в других странах, стало именоваться конституционным. Как видно, изначально для предмета конституционного права было характерно единство двух блоков общественных отношений. Это, во-первых, основы устройства государства и его взаимоотношений с человеком и, во-вторых, отношения, связанные с обеспечением воздействия населения на публичную власть, т.е. политические отношения. Первая группа отношений, образующих предмет конституционного права, регулируется им лишь в основном - с помощью норм, содержащихся в конституции данного государства, и конкретизируется другими отраслями права. Вторая же составляющая предмета данной отрасли права регламентируется ею в полном объеме, причем уже не только конституцией, но и другими источниками конституционного права. Следует отметить, что в XX веке перед государством встали новые задачи. Оно стало выполнять не только функции «ночного сторожа», т.е. охранять свободу личности от незаконных посягательств, но и помогать человеку в реализации его интересов, сглаживать противоречия различных интересов, существующих в обществе. Новые задачи государства не могли не получить отражения в конституциях, которые стали регулировать не только основы устройства государства, но и основы устройства гражданского общества. В результате предмет конституционного права подвергся определенному расширению. В настоящее время его образуют важнейшие отношения между человеком, государством и обществом, и по-прежнему - отношения, в рамках которых население воздействует на публичную власть, т.е. отношения политического характера. Обратим еще раз внимание читателя на то, что общественные отношения первой группы регулируются конституционным правом лишь в основном (более детально они регламентируются другими отраслями права), а отношения второй группы - более детально и обстоятельно. Соответственно первая группа отношений регулируется конституцией данной страны, а вторая - другими источниками конституционного права. Отношения первой составляющей предмета конституционного права охватывают основы правового статуса человека и гражданина, основы функционирования гражданского общества, основы организации государственного механизма. К отношениям политического характера, подробно регулируемым конституционным правом, относятся: отношения, связанные с приобретением и прекращением гражданства (т.к. именно оно дает человеку статус соправителя государства и возможности влияния на государственную власть); отношения по проведению народных голосований и акций, выражающих общественное мнение (собраний, митингов, шествий, демонстраций и т.п.); отношения, возникающие в связи с организацией и деятельностью общественных политических объединений; отношения, определяющие статус парламента; отношения по организации и деятельности местного самоуправления. Предмет конституционного права сложился исторически. Он является двуединым и включает в настоящее время основы взаимоотношений человека, общества и государства, а также институты, изначально возникшие как ограничители государственной власти.

Следует отметить, что традиция включать в предмет конституционного права перечисленные группы общественных отношений укоренилась достаточно прочно. Она действует даже в тех авторитарных и тоталитарных странах, где содержание ведущей отрасли права не соответствует изначальным задачам и идеям конституционализма, т.е. не преследует цели ограничения государственной власти (в связи с этим следует отметить, что в таких государствах основополагающая отрасль права даже именуется подчас по-другому: чаще всего для ее обозначения используется термин «государственное право», как это было, например, в большинстве социалистических государств, включая нашу страну). Исключение составляют государства, в которых отсутствует минимальный набор или хотя бы видимость демократических институтов. Политические отношения в них не основаны на участии населения в осуществлении публичной власти, не нуждаются поэтому в детальной правовой регламентации и подчас подвергаются регулированию в крайне ограниченном объеме. Поэтому ведущая отрасль права в таких странах охватывает лишь основы устройства государства и общества, т.е. первую группу общественных отношений традиционно понимаемого предмета конституционного права. С учетом усеченного характера предмета и отхода от изначальных ценностей конституционализма говорить о существовании в таких странах конституционного права можно лишь условно. Это касается, например, Объединенных Арабских Эмиратов, где отсутствуют какие бы то ни было избираемые населением органы государственной власти, в том числе парламент, политические права, институты непосредственной демократии, политические общественные объединения.

Конституционное право использует все три традиционных метода правового регулирования: дозволение, обязывание и запрещение. При этом они чаще всего неравномерно распределяются между субъектами правоотношений, т.е. субъекты неравноправны: одни из них выступают преимущественно управомоченной стороной, а другие - обязанной. Например, в тех случаях, когда человек является субъектом того или иного права, признанного конституцией, он может требовать от государства гарантий реализации данного права, государство же обязано предоставить такие гарантии. И, наоборот, государство вправе требовать от человека исполнения его конституционных обязанностей. В данном случае государство является управомоченным субъектом, а человек - обязанным.

СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Система конституционного права - это его внутреннее строение, характеризующееся единством и взаимодействием множества элементов. К числу таких элементов относятся конституционно-правовые институты и нормы.

Конституционно-правовые институты - это обособленный комплекс родственных норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения, являющиеся частью предмета данной отрасли. Они неодинаковы по объему и значимости. Самыми крупными институтами являются основы функционирования гражданского общества, основы правового статуса человека и гражданина, а также основы устройства государства, а точнее, публичной власти, существующей в государстве. Каждый из них включает ряд более частных институтов (например, основы устройства публичной власти в государстве охватывают институты государственных и самоуправленческих органов и учреждений, а также территориальной организации публичной власти), которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких институтов (например, институт государственных органов - из таких институтов, как парламент, правительство, суды и т.д).

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, регулирующие конкретные общественные отношения, входящие в предмет конституционного права. Особенностями конституционно-правовых норм являются: скрытый бланкетный характер многих из них (т.е. наличие санкций за их нарушение в нормах не конституционного, а уголовного или административного права); отсутствие санкций вообще, а иногда и гипотез у некоторых норм; значительный удельный вес норм обобщенного характера, не порождающих непосредственно субъективных прав и юридических обязанностей, т.е. норм-дефиниций, многих норм-принципов и норм-целей.

Конституционно-правовые нормы можно классифицировать по множеству оснований. По способу воздействия на общественные отношения они делятся на регулятивные и охранительные; по характеру предписания, содержащегося в диспозиции, - на управомочивающие (разрешающие), обязывающие и запрещающие; по характеру регулируемых отношений - на материальные и процессуальные; по действию во времени - на постоянные (с неопределенным сроком действия), временные (рассчитанные на тот или иной период времени, чаще всего это переходные положения) и чрезвычайные (предусмотренные на случай чрезвычайных обстоятельств и приостанавливающие на это время действие отдельных постоянных норм).

Институты и нормы конституционного права, как уже говорилось, имеют неодинаковое значение в системе конституционного права. Особую роль играют нормы и институты, выступающие принципами конституционного права. Принципы конституционного права - это закрепленные в источниках данной отрасли руководящие идеи, в соответствии с которыми должны осуществляться конституционно-правовое регулирование и практика реализации положений конституционного права. Различают общие и специальные принципы конституционного права. Общие принципы имеют основополагающее значение для всех или многих институтов и норм конституционного права (в демократических государствах это, например, народный суверенитет, представительное правление, разделение властей, естественный характер прав и свобод человека, в социалистических - руководящая роль марксистско-ленинской партии, полновластие представительных органов и т.п.). В конституциях зарубежных стран общие принципы конституционного права нередко формулируются в начальных частях, главах или разделах. Например, в Конституции Итальянской Республики это не имеющая номера часть, которой открывается текст основного закона и которая называется «Основные принципы»; в Конституции Республики Болгария - первая глава «Основные начала» и т.д.

Специальные принципы конституционного права имеют руководящее значение лишь для отдельных конституционно-правовых институтов и норм (например, несовместимость депутатского мандата с некоторыми видами деятельности, неприкосновенность судей и т.п.).

Принципы конституционного права имеют столь важное значение в системе и содержании конституционного права, что в литературе была высказана точка зрения о том, что их следует считать самостоятельным элементом системы данной отрасли1. Представляется, что принципы конституционного права - это все-таки не отдельный элемент его системы, а особая разновидность конституционно-правовых норм и институтов, т.к. иначе как в нормах и институтах никакие правовые принципы выражены быть не могут.

ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА.
В материальном смысле источники конституционного права - это причины, породившие его нормы и институты. В формально-юридическом смысле источниками данной отрасли являются те формы, в которых получают внешнее закрепление и выражение конституционно-правовые нормы, институты и принципы. Наиболее распространенным видом источников конституционного права являются нормативные правовые акты. Большее или меньшее распространение в различных странах получили также конституционно-Правовые обычаи. В странах с англосаксонской правовой системой они играют гораздо большую роль, чем в государствах с европейской правовой системой. В англосаксонских странах, кроме того, в качестве источников конституционного права действуют судебные прецеденты и доктрины (доктринальные источники права), а в некоторых мусульманских государствах основополагающий характер имеют религиозные источники.

Нормативные правовые акты как источники конституционного права -это документы, принимаемые представительными либо исполнительными, а иногда судебными или квазисудебными органами государственной власти или местного самоуправления, а также референдумом и содержащие конституционно-правовые нормы. Среди нормативных правовых актов - источников конституционного права можно выделить законы, договоры, нормативные акты исполнительной власти, нормативные акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские регламенты, акты местного самоуправления.

Законы подразделяются на конституционные, органические и обычные (простые). Конституционные законы - это законодательные акты, обладающие наиболее высокой юридической силой по сравнению с другими законами. Среди конституционных законов следует выделить конституцию - акт, обладающий наивысшей среди актов внутреннего права юридической силой. В некоторых странах существуют и иные конституционные законы, причем определяются они по-разному: либо как законы, дополняющие конституцию (бывшая Чехословакия), либо как законы, принимаемые по наиболее важным вопросам, указанным в конституции (Италия), либо как законы, принимаемые одновременно с конституцией и содержащие переходные положения (Югославия).

Органические законы существуют лишь в ряде стран (Франция). Они подобны конституционным законам итальянской модели.

Обычные или простые законы - это законы, не относящиеся ни к конституционным, ни к органическим. Если конституционные и органические законы во всех случаях и в полном объеме являются источниками конституционного права, то простые законы могут также целиком выступать в качестве таковых, могут служить источниками конституционного права лишь частично, а могут вообще быть источниками других отраслей права. Разумеется, это зависит от того, каков круг отношений, регулируемых тем или иным законом1.

Договоры как источники конституционного права подразделяются на международные и внутригосударственные. Международные договоры являются источниками конституционного права в том случае, если они регулируют конституционно-правовые проблемы и имеют прямое действие. В связи с интернационализацией многих сфер общественных отношений в последние десятилетия наблюдается активизация использования источников права данного вида, в том числе по конституционно-правовым вопросам. Конституции многих государств закрепляют принцип верховенства норм международного права над правом внутригосударственным. Например, ст. 5 Конституции Республики Болгария 1991 года устанавливает: «Международные договоры, ратифицированные в конституционном порядке, обнародованные и вступившие в силу для Республики Болгария, являются частью внутреннего права страны. Они имеют приоритет перед теми нормами внутреннего законодательства, которые им противоречат». Вместе с тем, все чаще в конституции зарубежных стран включаются положения, направленные на создание механизма, обеспечивающего соответствие международных договоров национальной конституции на стадиях их заключения, ратификации и введения в действие. Так, Конституция Испании 1978 года содержит норму о том, что «заключению международного договора, содержащего положения, противоречащие Конституции, должен предшествовать пересмотр последней» (ст. 95).



Внутригосударственные договоры как источники конституционного права - это договоры, заключаемые территориальными общностями (субъектами федерации, автономными единицами или муниципальными образованиями) друг с другом или с центральной властью.

Нормативные акты исполнительной власти включают акты главы государства, правительства и отдельных ведомств. Разумеется, далеко не все из них являются источниками конституционного права, а лишь те, которые содержат конституционно-правовые нормы и институты.

Акты органов конституционного контроля как источники конституционного права - это их решения по вопросам о конституционности тех или иных документов или действий, о толковании конституции, о компетенции государственных органов и некоторым другим проблемам. Соотношение юридической силы актов органов конституционного контроля и законов является неоднозначным. С одной стороны, акты органов конституционного контроля могут признавать законы противоречащими конституции, в результате чего закон обычно прекращает действие. В этом смысле юридическую силу актов органов конституционного контроля можно считать более высокой, чем юридическую силу закона. С другой стороны, акты органов конституционного контроля должны приниматься в соответствии с порядком, установленным законом. С этой точки зрения акты органов конституционного контроля имеют подзаконный характер.

Регламенты парламентов или их палат всегда и в полном объеме являются источниками конституционного права. Они представляют собой принимаемые парламентом или его палатами подзаконные нормативные правовые акты, которые определяют структуру, организацию и порядок их деятельности.

Среди актов местного самоуправления лишь немногие могут выступать источниками конституционного права. Как правило, это местные уставы, статуты и иные акты, регулирующие основы организации местного самоуправления и порядок участия населения в его осуществлении.

Второй разновидностью источников конституционного права являются правовые обычаи. Конституционно-правовые обычаи - это нигде официально не зафиксированные правила поведения, применяемые в течение длительного времени по вопросам, имеющим конституционно-правовое значение, и молчаливо санкционированные государством. Конституционно-правовые обычаи в той или иной степени действуют практически в каждой стране, но наибольшее распространение они получили в странах с англосаксонской правовой системой, прежде всего — в Великобритании, конституция которой по большей части состоит именно из обычаев. Наиболее важными из них являются формирование правительства лидером партии парламентского большинства, существование кабинета министров, обязанность монарха согласиться с биллем (законопроектом, принятым обеими палатами парламента и т.д.

Судебные прецеденты, т.е. постановления судов по конкретным делам, являющиеся обязательными для судов при рассмотрении аналогичных дел в будущем, выступают источниками права, в том числе конституционного, только в странах англо-саксонской правовой семьи. Например, именно судебный прецедент в Великобритании обосновал неответственность монарха («Король не может быть неправ») и институт контрассигнатуры («Король не может действовать один»).

Доктринальные положения, т.е. опубликованные мнения ученых-юристов по конституционно-правовым вопросам можно лишь условно считать источниками конституционного права: в некоторых странах, например, в Великобритании суды вправе ссылаться на них для обоснования своих постановлений.

Религиозные источники права, в том числе конституционного, встречаются преимущественно в мусульманских странах. Это прежде всего шариат, превосходящий в некоторых государствах по юридической силе даже конституцию.

Следует иметь в виду, что конституции, конституционные и органические законы, а также акты органов конституционного контроля всегда, причем в полном объеме, являются источниками конституционного права. Все остальные формы права могут выступать источниками конституционного права целиком, частично или вообще не являться таковыми.



КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Конституционно-правовые отношения - это отношения, урегулированные нормами конституционного права. Они представляют собой результат конституционно-правового регулирования. В их структуру входят субъекты, объекты и содержание.

Субъекты конституционно-правовых отношений, т.е. их участники подразделяются на физических лиц (например, это граждане, иностранцы, избиратели, депутаты, их группы) и общественные образования (государство в целом, его органы, иногда их части, территориальные единицы, их органы, общественные объединения).

Объектами конституционно-правовых отношений выступают те блага, ради которых субъекты вступают в эти отношения, например, участие в осуществлении публичной власти, достоинство личности, членство в общественном объединении и т.п.

Фактическое содержание конституционно-правовых отношений составляет реальное поведение субъектов, а юридическое - их субъективные права и юридические обязанности. Многие права и обязанности в конституционном праве имеют обобщенный характер и реализуются через комплекс прав и обязанностей более конкретных, устанавливаемых другими отраслями права. Поэтому и сами конституционно-правовые отношения часто носят общий характер, являясь отношениями-состояниями, включающими ряд более конкретных отношений. В конституционно-правовых отношениях с участием физических лиц правам одних субъектов, как правило, соответствуют обязанности других. Применительно же к таким субъектам, как государственные органы, их права выступают одновременно обязанностями и именуются полномочиями.



ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Тенденции развития конституционного права представляют собой основные направления эволюции содержания и практики применения конституционно-правовых норм и институтов. Такие тенденции просматриваются наиболее отчетливо при сопоставлении текстов первых конституционных документов, принятых в период буржуазных революций, и современных конституций.

Наиболее заметной является, пожалуй, тенденция социализации, означающая, что конституционно-правовые нормы все шире регулируют основы устройства не только государства (как это делали первые конституции), но и общества в целом, т.е. не только собственно политические, но и экономические, социальные и культурные отношения. Действие этой тенденции связано с тем, что государство перестало ограничиваться ролью «ночного сторожа», все более активно проводя политику предотвращения и урегулирования социальных конфликтов, установления разумного баланса различных интересов. Данная тенденция проявляется в том, что расширился круг конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина (если в первых конституциях закреплялись в основном, лишь личные и политические права и свободы, то в XX веке, а особенно после второй мировой войны, конституции стали регламентировать экономические, социальные и культурные права и обязанности), в том, что конституции стали регламентировать отношения между трудом и капиталом, стремиться предотвращать или смягчать иные социальные конфликты, устанавливать социальное предназначение собственности и т.д.

Демократизация конституционного права - это еще одна тенденция развития конституций и конституционного права, проявляющаяся в расширении у человека юридически признанных и гарантированных возможностей влиять на публичную власть и отстаивать свои интересы в конфликтах с ней. Она выражается в разрастании избирательного корпуса, в увеличении круга политических прав, в появлении административной юстиции, активизации институтов непосредственной демократии и т.п.

Интернационализация конституционного права - это тенденция, выражающаяся в большем или меньшем сближении отраслей национального конституционного права друг с другом и с международным публичным правом. Данная тенденция обусловлена активизацией информационного взаимодействия в обществе, в результате чего, в частности, достижения одних стран в области конституционного права перенимаются другими странами, иногда -через обобщение передового опыта на международном уровне и отражение его в международно-правовых документах. В связи с тем, что международное сообщество в настоящее время ставит своей основной целью защиту прав человека, увеличивается количество международно-правовых актов по вопросам конституционного значения. Как уже говорилось, международные документы признаются конституциями многих современных государств частью их правовой системы, причем их юридическая сила доминирует над законом.

Еще одним проявлением интернационализации конституционного права служит расширение круга наднациональных правовых актов в результате регионального сближения ряда государств. Это некоторые акты органов Европейского Союза, имеющие прямое действие на территории стран-участниц (например, акт, регулирующий порядок проведения прямых выборов в Европейский парламент).


§ 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

ПОНЯТИЕ О НАУКЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Наука конституционного права - это часть правоведения, представляющая собой систему знаний о конституционно-правовых принципах, нормах и институтах, а также отношениях, породивших их и регулируемых ими, о практике реализации конституционно-правовых норм и институтов, об истории и закономерностях их развития, о различных конституционно-правовых взглядах и теориях. На основе исследования теории (т.е. самопознания), истории и современной практики конституционализма наука конституционного права выявляет общие закономерности развития конституционно-правовых норм, институтов и отношений, перспективные и удачные идеи и решения, формулирует предложения по совершенствованию законодательства и его применению.

Наука конституционного права существует в каждой стране как единое целое, конституционное право зарубежных стран - ответвление от этой единой науки. Методология науки включает формально-юридический, исторический, компаративный (сравнительно-правовой), социологический, статистический и системный методы познания.

Систему науки конституционного права образуют такие ее разделы, как общее понятие о конституционном праве зарубежных стран, основы теории конституции, конституционно-правовое регулирование статуса человека и гражданина, конституционные основы общественного строя, конституционные основы организации государственного механизма, территориальная организация публичной власти. Наиболее пристальное внимание наука конституционного права уделяет исследованию политических прав человека и гражданина, правового регулирования и практики институтов непосредственной демократии, парламента, органов конституционной юстиции, федеративного устройства и местного самоуправления.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Конституционное право зарубежных стран - это один из учебных курсов, преподаваемых в российских юридических вузах, имеющий своим предметом изучение зарубежного опыта развития конституционно-правовых норм и институтов, условий, их породивших, а также практики их реализации. Система данной учебной дисциплины включает общую и особенную части.

В рамках общей части осуществляется концептуальное изучение основных конституционно-правовых институтов при выявлении их общих черт и отдельных особенностей в мировой практике. Особенная же часть направлена на изучение основ конституционного права отдельных стран.

Впрочем, имеются и другие подходы к изучению в юридических учебных заведениях конституционно-правового опыта развития зарубежных стран. Оно осуществляется в рамках единой учебной дисциплины конституционного права. Она включает общую часть, охватывающую изучение глобальных закономерностей и особенных черт как российского, так и зарубежного конституционного права; конституционное право России и конституционное право отдельных зарубежных стран. Такой подход применяется, например, на юридическом факультете МГУ.

Следует отметить, что наличие отдельной учебной дисциплины, знакомящей студентов с опытом конституционно-правового развития зарубежных стран - это специфическая черта юридического образования, сложившаяся в нашей стране. В зарубежных учебниках по конституционному праву общетеоретические положения и информация об иностранном опыте конституционно-правового развития содержатся в первых главах (разделах) либо во введении к каждой главе.


Глава 2

ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОНСТИТУЦИИ








§ 1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА КОНСТИТУЦИИ

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ
Термин «конституция» является многозначным. Прежде всего следует отметить, что принято различать конституцию юридическую и конституцию фактическую. Существуют разные подходы к их пониманию. С точки зрения современной действительности и с учетом многообразия моделей конституции юридическая конституция - это система правовых норм, регулирующих основы устройства государства, общества и положения человека в них, обладающих, как правило, наивысшей среди норм внутреннего права юридической силой и изменяемых в усложненном порядке; фактическая же конституция - это реальное, существующее в действительности устройство общества и государства и положение в них человека. С точки зрения конституционного идеала и тех причин, которые породили первые в мире конституции, юридической конституцией следует считать систему правовых норм, ограждающих человека от произвола государства, иными словами закрепленную в правовых нормах систему важнейших ограничений государственной власти, а фактической - реально действующий механизм таких ограничений, т.е. систему ограниченного в пользу свободы личности государственного правления. Фактическую конституцию в последнем значении иначе называют конституционным строем. Конституционный строй (фактическая конституция) в этом смысле характеризуется как минимум двумя чертами (или пользуясь отечественной терминологией - основами конституционного строя). Это разделение властей и гарантированность прав человека. Такой подход к характеристике фактической конституции содержит 16 статья французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции». Пользуясь первым из двух изложенных подходов к пониманию фактической конституции, следует признать, что она, в отличие от юридической конституции, существовала всегда, во всяком случае, существует столько времени, сколько существует государство. Если же руководствоваться вторым подходом, то можно утверждать, что фактическая конституция появилась приблизительно одновременно с юридической - на том историческом этапе, когда возникли объективные предпосылки для демократизации и ограничения государственной власти.

В любом случае юридическая конституция - это система правовых норм, а фактическая - это система отношений (характеризующихся определенными параметрами). Юридическая конституция может более или менее точно отражать фактическую, соответствовать ей, а может ей противоречить. В первом случае юридическая конституция является реальной, а во втором - фиктивной. Следует иметь в виду, что элемент фиктивности b большей или меньшей степени присутствует в любой юридической конституции, т.к. она представляет собой идеальную модель того или иного общества и государства. Действительно, любая конституция не только регулирует конкретные отношения наибольшей важности, но и содержит принципиальные, программные положения, формулирует идеалы, к которым общество и государство должны стремиться. При этом фиктивность может сыграть как положительную, так и отрицательную роль. Если зафиксированная юридической конституцией модель развития общества и государства, а также принципы их деятельности изначально не рассчитаны на реализацию, призваны служить лишь декорацией, прикрывающей подлинные устремления политической элиты, не учитывают объективных закономерностей общественного развития или исторических, национальных, иных особенностей данной страны, то такая фиктивность замедляет политическое и правовое развитие страны и рост правовой культуры населения, усиливает правовой нигилизм. Если же в обществе имеется реальное стремление к закрепленному в юридической конституции правовому идеалу, которое поддерживается постоянными усилиями властей, то такая фиктивность способна сыграть положительную роль, задавая обществу и государству определенную программу развития.

Термин «юридическая конституция», в свою очередь, также используется в двух значениях: в материальном и формальном. В материальном смысле конституция - это система правовых норм, регулирующих основы устройства общества, государства и положения человека в них. В формальном смысле конституция - это правовой акт (или реже несколько актов), обладающий наивысшей юридической силой среди актов внутреннего права и изменяемый в особом, усложненном по сравнению с иными законами, порядке. Как правило, одни и те же нормы олицетворяют конституцию и в материальном, и в формальном смысле. Но есть исключения. В Великобритании конституция существует лишь в материальном смысле, поскольку в данной стране отсутствует правовой акт или система актов, обладающих высшей юридической силой и изменяемых в усложненном порядке: основы устройства государства, общества и положения человека в них регулируются здесь не только бесчисленным количеством законов, но и правовыми обычаями, судебными прецедентами, доктринальными источниками права.

Наоборот, в некоторых странах имеются нормы, являющиеся конституционными чисто формально, т.е. только потому, что они включены в текст основного закона, с точки же зрения материального права они не представляют особой важности. Например, это нормы Конституции Швейцарской Конфедерации 1999 года о болотах и заболоченных местах особой красоты (ст. 78), об азартных играх и игорных домах (ст. 106).

Следует иметь в виду, что чаще всего, употребляя термин «конституция», имеют в виду юридическую конституцию в формальном смысле.

Материально-правовое и формально-правовое понимание конституции характеризует ее юридическую сущность. Вместе с тем важным является вопрос о социально-политической сущности конституции: если юридическая сущность характеризует ее место и предназначение в правовой системе, то социально-политическая сущность конституции определяет ее роль в обществе и государстве в целом, т.е. более широко.

С точки зрения реальности социально-политическая сущность конституции заключается в том, что она представляет собой запись соотношения политических сил в обществе на момент принятия конституции. С точки зрения же конституционного идеала конституция должна являться результатом общественного договора по поводу учреждения в государстве определенных властных структур и установления рамок их деятельности1.

СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИИ
Содержание конституции определяется предметом правового регулирования данного документа. Такой предмет включает множество объектов, т.е. блоков общественных отношений, регламентируемых конституциями. Первые конституции регулировали лишь такие объекты, как устройство центральной власти государства, его территориальную организацию права и свободы человека и гражданина. Причем последний блок регулирования, хотя и признавался смыслом принятия конституций, подчас оставался за пределами содержания конституции. Незыблемость прав человека как бы подразумевалась, презюмировалась. Например, Конституция США 1787 года в своем первоначальном тексте прав человека почти не содержала. Но противники принятия этой Конституции и образования столь крупного государства, которое, по их мнению, уже в силу своих масштабов представляло угрозу свободе личности, настояли, чтобы вновь образованное государство взяло на себя обязательства по обеспечению свободы человека и его важнейших прав. В результате в 1791 году в силу вступил так называемый Билль о правах - первые десять поправок к Конституции США, регламентирующие права человека и их важнейшие гарантии. Главное внимание в Билле о правах, как и в других конституционных документах «первой волны», уделялось личным и политическим правам. Из социально-экономических прав признавались лишь право собственности, а также некоторые гарантии, связанные с налогообложением, суммой залогов и штрафов.

Впоследствии круг объектов конституционного регулирования стал постепенно расширяться. Его расширение происходило и происходит в основном в связи с действием таких тенденций конституционного развития, как социализация и интернационализация. Так с развитием благосостояния и культуры общество приходит к пониманию необходимости централизованного предотвращения и смягчения социальных конфликтов. Такую функцию постепенно берет на себя государство, а важнейшие механизмы разрешения конфликтов, возникающих или способных возникнуть в обществе, получают конституционную регламентацию. В результате в XX веке в конституциях стали закрепляться не только личные и политические, но и экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина. Социализация обусловила также то, что конституции стали регулировать отношения между трудом и капиталом, национальные отношения, духовно-культурные и экономические отношения наибольшей важности, т.е. постепенно вышли за пределы чисто политической, собственно государственной сферы общественных отношений, подвергая регламентации не только основы устройства государства и положения человека в нем, но и основы устройства гражданского общества, его экономической, социальной и духовно-культурной систем.

Развитие научно-технической революции также обусловило расширение круга объектов конституционного регулирования. Информатизация общества потребовала занесения в «реестр» конституционных прав и свобод блока информационных прав. Появились и новые гарантии, защищающие свободу человека и само его физическое существование от негативного воздействия научно-технического прогресса. Послевоенные конституции закрепляют право на тайну не только переписки, но и телеграфных, телефонных сообщений; запрещают проведение научных, в том числе медицинских, опытов без добровольно выраженного согласия лица; наконец, вступившая в силу в 2000 году Конституция Швейцарии, возможно, положила начало новому поколению гарантий прав и свобод, запретив любую форму клонирования; вмешательство в генотипы человеческих гамет и эмбрионов; перенесение в человеческий зародыш зародышей и генотипов, не принадлежащих человеку; торговлю человеческими зародышами; дарение эмбрионов и все формы материнства по найму (ч. 2 ст. 119).

Расширение круга объектов конституционного регулирования обусловливается и тенденцией интернационализации: в конституциях, принятых после второй мировой войны, в отличие от более ранних, закрепляется миролюбивая внешняя политика, а также признание вступивших в силу международно-правовых норм частью внутреннего права (следует, однако, отметить, что верховенство международно-правовых норм над нормами внутреннего права провозглашается в конституциях зарубежных стран достаточно редко). Так, глава 2 Конституции Японии 1947 года, включающая единственную статью, устанавливает: «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как от суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров» (ст. 9). Конституция Испании 1978 года определяет, что «законно заключенные и официально опубликованные в Испании международные договоры составляют часть ее внутреннего законодательства» (ст. 96).

Претерпевают определенные изменения и традиционные объекты конституционного регулирования. Право собственности стало регулироваться с середины XX века с учетом ее социальной функции, которая означает, что собственность должна использоваться собственником не только в его интересах, но и в интересах общества. Одним из первых социальную функцию собственности закрепил Основной закон ФРГ, провозгласивший: «Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу» (ст. 14). Тенденция демократизации обусловливает постоянное расширение избирательного корпуса. Происходят некоторые изменения и в сфере регулирования статуса государства в целом, его органов и территориальной организации. Все большее число конституций фиксирует общие важнейшие принципы функционирования государства. Они получают выражение в таких характеристиках государства, как правовое, демократическое, социальное, светское. В сфере регулирования основ организации государственного механизма содержание многих конституций изменяется в сторону усиления исполнительной власти. Это проявляется в отказе многих стран от чисто президентской республики или чисто парламентарной республики (монархии) как классических юридических моделей реализации принципа разделения властей. Идея президентской республики, реализованная в Конституции США 1787 года, в странах Латинской Америки, многих африканских и азиатских государствах трансформировалась в суперпрезидентскую республику, гипертрофировавшую роль президента как главы исполнительной власти. В государствах же с парламентарной формой правления конституции пытаются обеспечить устойчивость правительства во взаимоотношениях с парламентом, что проявляется в усложнении процедуры выражения парламентом (его нижней палатой) недоверия правительству. Все большее число стран использует в качестве формы правления смешанную президентско-парламентарную республику, при которой правительство несет политическую ответственность и перед парламентом (или его нижней палатой), и перед президентом, а последний имеет право распустить парламент (нижнюю палату). Усиление исполнительной власти в конституциях современного периода развития находит свое выражение также в признании и регламентации ими института делегированного законодательства, предоставлении исполнительной власти значительных полномочий в период действия чрезвычайного положения, ограничении полномочий парламента, закреплении за правительством все более широких возможностей по влиянию на законодательный процесс (например, правительство Франции может в выгодных для себя ситуациях остановить поочередное рассмотрение законопроекта палатами, осуществляемое в случае возникновения между ними разногласий, и поручить нижней палате окончательно принять закон; соответственно, если принятие законопроекта нежелательно для правительства, оно может не останавливать «законодательный челнок» как угодно долго).

Значительное развитие в послевоенных конституциях получил институт конституционного контроля.

Содержание современных конституций охватывает основы устройства государства, гражданского общества и положения человека в них.

ФОРМА КОНСТИТУЦИИ
Форма конституции - это способ организации и выражения конституционных норм. В зависимости от специфики формы различают писаные и неписаные конституции.

Писаные конституции представляют собой единый правовой акт или несколько таких актов, число которых обозримо. Писаные конституции, в свою очередь, подразделяются на кодифицированные и некодифицированные. Если конституция представлена одним документом, она является кодифицированной, если комплексом правовых актов - некодифицированной. Примерами кодифицированных конституций являются Конституция США 1787 года, Конституция Италии 1947 года, Основной закон ФРГ 1949 года и т.д. Некодифицированные писаные конституции существуют, например, в Швеции, где она состоит из четырех нормативных актов (Формы правления 1974 года, Акта о престолонаследии 1810 года, Акта о свободе печати 1874 года и Основного закона о свободе высказываний 1991 года).

Неписаные конституции - это конституции, состоящие из необозримого числа источников, среди которых имеются как писаные (акты парламента, судебные прецеденты), так и устные (конституционные обычаи или соглашения). Причем последние имеют очень большой удельный вес, что и отражает характеристика конституций данной разновидности как неписаной: конституционные обычаи имеются практически в каждой стране, но их роль является гораздо более скромной, чем в странах с неписаными конституциями. Неписаная конституция существует в Великобритании и некоторых ее бывших колониях (Австралия, Новая Зеландия и др.).

Следует отметить, что в отечественной литературе иногда дается иная характеристика неписаных конституций: как свода принципов вообще нигде не зафиксированных и существующих временно в постреволюционные периоды1. Представляется, что в такие периоды никакой конституции не существует вовсе и не может существовать, т.к. отношения, составляющие предмет конституционного регулирования, в такие времена по большей части никоим образом не регламентируются, они хаотичны, спонтанны и непредсказуемы, не говоря уже о том, что соблюдение основных принципов конституционализма в таких условиях вообще невозможно.

Большинство современных конституций - это кодифицированные писаные конституции. Некодифицированные и неписаные конституции существуют лишь как исключение.

Кодифицированные конституции имеют определенную структуру. В настоящее время в большинстве стран конституция имеет стандартный характер и включает преамбулу, основную часть, заключительные, переходные и дополнительные положения. В преамбуле обычно указываются цели и источник (народ) конституции, излагаются исторические обстоятельства и причины ее принятия, иногда провозглашаются основные принципы государственной политики и права человека. В большинстве стран признано, что положения преамбулы не имеют нормативной природы и прямого действия, они могут применяться лишь для толкования остальных норм конституции. Впрочем, есть и исключения. Так, преамбула Конституции Франции 1946 года, продолжающая действовать и после вступления в силу Конституции 1958 года, имеет нормативное значение, т.к. она провозглашает права человека.

Основная часть конституции обычно регулирует важнейшие права и свободы человека и гражданина, основы статуса высших органов государственной власти, вопросы территориального устройства, государственную символику. Все чаще и чаще в конституции включаются начальные главы, регламентирующие основополагающие принципы организации и деятельности государства, его внутренней и внешней политики, а также основы устройства гражданского общества.

Заключительные и переходные положения определяют порядок вступления в силу конституции и ее отдельных норм, соотношение юридической силы конституции и правовых актов, действовавших на момент ее вступления в силу, сроки образования вновь учрежденных органов власти и обновления законодательства и т.п.



§ 2. ЭВОЛЮЦИЯ КОНСТИТУЦИИ

И КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

КОНСТИТУЦИЙ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Конституции зарубежных стран прошли в своем развитии несколько этапов.

Первый этап условно начался во второй половине XVMI века принятием конституций в Америке, Польше и Франции (хотя эти события можно действительно лишь условно считать положившими начало развитию конституционализма: намного раньше конституционные идеи, законодательство и практика зародились в Англии) и продолжался до начала первой мировой войны. Для него характерны признание главной идеей конституционализма стремление оградить человека от произвола государства и, исходя из этого, охват конституционным регулированием в основном трех блоков отношений: прав человека, устройства высшей власти в государстве и его территориальной организации. Первые конституции признавали права человека естественными и неотчуждаемыми, при этом они подвергали регламентации преимущественно личные и политические права, они стали признаваться ранее других, т.к. имели непосредственное отношение к проблеме ограничения государственной власти. Из социально-экономических прав в первых конституциях упоминалось лишь право собственности. Оно признавалось неотчуждаемым, «священным и неприкосновенным правом», изъятие собственности в исключительных случаях для общественных нужд допускалось лишь на условиях предварительного и справедливого возмещения (поправка V к Конституции США 1787 года, ст. 17 Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 года). На данном этапе конституции появились преимущественно в странах Европы и Америки, в то время как на африканском и азиатском континентах конституции были приняты лишь в отдельных странах (в Южно-Африканском Союзе в 1909 году, в Либерии в 1847 году, в Японии в 1889 году, в Иране в 1906 году).

Второй этап развития мирового конституционализма охватывает период между первой и второй мировыми войнами и характеризуется зарождением тенденции социализации (например, в Веймарской конституции появились разделы: «Общественная жизнь», «Хозяйственная жизнь», «Религия и религиозные общества», «Просвещение и школа»), а также появлением конституций новой - социалистической - модели, которая была представлена основными законами РСФСР 1918 и 1937 гг., а также СССР 1924 и 1936 гг., Венгрии 1919 года и Монголии 1940 года. Конституциям социалистической модели свойственен отход от изначальных ценностей конституционализма, гипертрофированность зародившейся тенденции социализации и классовый характер регулирования большинства общественных отношений: естественное происхождение прав и свобод, а также автономия личности отрицались, человек оказался подчиненным обществу и наделялся правами в «интересах социалистического строительства», принцип народного суверенитета был подменен идеей диктатуры пролетариата, частная собственность запрещалась, зато другие экономические права, и прежде всего право на труд, были признаны основополагающими в системе прав и свобод, провозглашалась руководящая роль коммунистической партии и господство одной - марксистско-ленинской - идеологии и т.п.

Третий этап конституционного развития начался после второй мировой войны и продолжался примерно до окончания 80-х годов XX века. Он характеризуется противоборством западной и социалистической моделей конституций; расширением географии мирового конституционализма (именно на данном этапе конституции были приняты в подавляющем большинстве государств мира), причем главным образом - за счет развивающихся стран, которые ориентировались, в основном, либо на социалистическую, либо на западную модели конституций; углублением тенденции социализации; появлением экологических и информационных прав и свобод.

Начало четвертого этапа конституционного развития связано с крушением мировой социалистической системы и демократизацией конституций в соответствующих странах. Он начался на рубеже 80-х - 90-х годов и продолжается до настоящего времени. Его основной чертой является восстановление господства западной модели конституционализма, которая вновь становится универсальной (конституции социалистического типа продолжают существовать лишь в небольшом числе государств: в Китае, на Кубе, в Северной Корее и во Вьетнаме). Кроме того, появляются новые права и свободы, а также их гарантии, связанные с развитием научно-технического прогресса (право на изменение пола, запрещение приемов генной инженерии).

КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СПОСОБЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
Конституционные реформы - это изменение текста конституции. Различают полную и частичную конституционные реформы. Полная конституционная реформа означает введение в действие новой конституции и одновременное прекращение действия прежней. Частичная конституционная реформа предполагает изменение отдельных положений основного закона, т.е. внесение поправок в его текст.

По способам проведения конституционных реформ конституции подразделяются на октроированные, договорные и народные. Октроированные конституции - это конституции дарованные. Изначально дарование конституций осуществлялось монархом (например, дарованными являются конституции Японии 1889 года, Марокко 1911 года, Монако 1962 года и др.). После второй мировой войны дарование конституций стали осуществлять метрополии: при изменений формы или прекращении колониального господства. Таким способом были приняты конституции более 30 стран британского Содружества.

Договорные конституции принимаются путем соглашения между несколькими субъектами (монархом и парламентом, объединяющимися в федерацию государствами и др.) Например, договорными можно считать английские конституционные акты XV1I-XVIII веков.

Народные конституции - это конституции, источником принятия которых является население страны в лице избирательного корпуса. Народные конституции принимаются либо непосредственно гражданами, т.е. референдумом (например, конституции Франции 1958 года, Испании 1978 года и др.), либо парламентом (например, Конституция Японии 1947 года), либо учредительным собранием (конституантой), т.е. органом, специально созываемым для разработки, а часто и принятия новой конституции и после этого обычно распускаемым (например, Конституция Болгарии 1991 года). Известны, впрочем, случаи, когда способы принятия народных конституций комбинировались. Так, Конституция Италии 1947 года была разработана Учредительным собранием и принята референдумом, а Конституцию Испании 1978 года разработал парламент (Кортесы), а утвердил опять же референдум.

В некоторых странах учредительное собрание после принятия конституции преобразовывалось в парламент (например, в Греции в 1975 году).

Следует отметить, что большинство зарубежных конституций - это конституции народные. Это соответствует самому их изначальному предназначению в государстве.

По порядку проведения конституционных реформ конституции подразделяются на гибкие и жесткие. Гибкие конституции изменяются в том же порядке, что и простые законы или другие источники права. Для жестких конституций характерен особый, усложненный, порядок их изменения. Элементами жесткого порядка могут быть требование квалифицированного большинства голосов в органе, принимающем поправку или новую конституцию, для того, чтобы они считались принятыми; необходимость созыва учредительного собрания; ратификация конституции или поправки к ней субъектами федерации, повторным голосованием в парламенте или учредительном собрании (двойной вотум) либо референдумом и т.п. Некоторые положения жестких конституций вообще не могут быть пересмотрены: например, форма правления в конституциях Италии, Франции и некоторых других. Конституция же Мексики 1917 года в целом объявлена не подлежащей пересмотру. Встречаются и временные ограничения изменения жестких конституций. Например, Конституция Греции 1975 года разрешает пересмотр только по истечении пяти лет после окончания процедуры предыдущего пересмотра. В ряде конституций содержится запрет их пересмотра в период действия чрезвычайного или военного положения в стране.

Следует отметить, что большая часть современных конституций - это конституции жесткие. Такая жесткость необходима для придания им стабильности и авторитета, в которых они нуждаются как основные законы, регулирующие самые важные общественные отношения, существующие в соответствующей стране.



§ 3. ФУНКЦИИ И ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ

ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ФУНКЦИЙ КОНСТИТУЦИИ
Функции конституции - это основные направления ее воздействия на социальную действительность, характеризующие ее социальное предназначение.

К числу основных функций конституции относятся юридическая, политическая и идеологическая. Юридическая функция заключается в том, что конституция — это главный источник права в стране, она обладает высшей юридической силой и является базой для развития текущего законодательства, которое развивает и конкретизирует ее положения и должно ей соответствовать. Политическая функция означает, что конституция устанавливает основы организации публичной власти, в частности, статуса государства и общественных объединений, их роль, а также основы участия населения в осуществлении управления обществом. Политическая функция неодинаково реализуется в государствах с различными политическими режимами. Если в демократических странах она направлена на стимулирование политической активности населения, то в авторитарных и тоталитарных государствах, наоборот, политическая функция заключается в свертывании такой активности и снижении до минимума возможностей влияния граждан на публичную власть. Идеологическая функция выражается в том, что в конституции государство наиболее четко заявляет о тех духовных ценностях, на которые оно ориентировано. В конституциях западной модели это свобода личности, незыблемость прав человека, демократия, собственность, семья и т.п. Конституции социалистической модели в качестве главных ценностей признают цели построения коммунизма и другие постулаты марксистско-ленинской идеологии.



ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ
Действие конституции - это ее упорядочивающее влияние на общественные отношения. Действие конституции, как и других законов, характеризуется двумя параметрами. Это пределы и механизм такого действия. Пределы действия конституции определяются временем, в течение которого она действует, территорией и кругом лиц, на которых распространяются ее положения. Соответственно конституция действует во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие конституции во времени характеризуется моментами начала и окончания такого действия. Конституция начинает действовать с момента вступления ее в юридическую силу. Такой момент, как правило, указан в заключительных положениях конституции или реже - в особом законе, сопровождающем ее принятие. Большая часть положений конституции вступает в силу одновременно на всей территории страны. Но переходные положения конституции могут предусматривать, что отдельные нормы конституции вступают в силу позже, например, нормы, учреждающие те или иные государственные органы и устанавливающие их статус, - после того, как они будут сформированы.

Момент окончания действия конституции зависит от того, является конституция постоянной или временной. Постоянные конституции не содержат указаниям времени своего действия, т.е. принимаются на неограниченный период времени. Временные конституции - это конституции, принимаемые на установленный срок или действующие до какого-либо определенного события. Большинство конституций - это конституции постоянные. Примером временной конституции может служить Малая конституция Республики Польша 1992 года, действовавшая вплоть до вступления в силу Конституции 1997 года.



Действие конституции в пространстве характеризуется тем, что она распространяется на всю территорию соответствующего государства. При изменении территории страны изменяется и сфера пространственного действия конституции.

Наконец, действие конституции по кругу лиц охватывает всех субъектов права, находящихся на территории данной страны, а своих граждан, юридических лиц, учреждения и организации - также за границей. Все они должны соблюдать ее, т.е. не совершать деяний, противоречащих ей.

Механизм действия конституции включает возникновение прав, свобод и обязанностей, а также правоотношений. Впрочем, нередко промежуточным звеном между возникновением прав и обязанностей являются нормы закона, конкретизирующего положения конституции. Это обусловлено тем, что конституции часто устанавливают лишь общие рамки тех или иных правоотношений и конкретизируются текущими законами, а иногда и подзаконными актами. Тем не менее в настоящее время все большее число конституций провозглашает свое непосредственное действие. Это означает, что конституционные нормы сами, т.е. без их конкретизации в положениях законов и подзаконных актов, порождают права и обязанности. Впрочем, для реализации того или иного положения конституции принятие закона часто бывает очень желательным, а то и необходимым для повышения эффективности ее действия, уточняющего соответствующую норму.

§ 4. КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
Конституционный контроль - это проверка соответствия конституции актов и действий органов и учреждений публичной власти. Конституционный контроль существует только в тех странах, в которых есть писаные конституции, обладающие высшей юридической силой. Его цель заключается в том, чтобы исключить существование в данном государстве правовых актов, противоречащих его основному закону.

Следует отметить, что наряду с термином «конституционный контроль» в литературе и законодательстве используется понятие «конституционный надзор». Различие между ними заключается в том, что контроль предполагает возможность отмены контролирующим органом правового акта подконтрольного органа. Надзор же означает наблюдение и допускает лишь право надзирающего органа обратить внимание поднадзорного органа на нарушение закона, отменить же соответствующий акт может только сам поднадзорный или вышестоящий орган. В мировой практике имеются и тот, и другой подходы к обеспечению соответствия правовых актов основному закону страны. Но с учетом того, что доминирует механизм, соответствующий понятию «контроль», именно термин «конституционный контроль» будет в дальнейшем использоваться для обозначения любой формы проверки на соответствие конституции правовых актов.



Идея о том, что не все акты обладают одинаковой юридической силой, т.е. одни из них должны соответствовать другим, зародилась в XVII веке в Англии. Тайный совет стал признавать недействительными правовые акты колоний, если они противоречили английским законам или общему праву. Но такая практика была лишь предтечей конституционного контроля, т.к. самой конституции как акта наивысшей юридической силы в стране не существовало. Начало конституционному контролю в современном понимании было положено на американском континенте - там, где были приняты первые конституции в формальном смысле. В 1803 году в знаменитом деле Мэрбэви против Мэдисона была обоснована возможность отмены судом любого закона, не соответствующего Конституции страны. С тех пор конституционный контроль прочно вошел в правовую практику данной страны, вскоре был заимствован некоторыми государствами Латинской Америки, а в начале XX века - и рядом европейских стран. Но Европа после первой мировой войны выработала собственную модель конституционного контроля: если в США он осуществляется судами общей юрисдикции, то европейские конституции (начиная с Федерального конституционного закона Австрии 1920 г.) предусматривают наличие в стране специализированного органа конституционного контроля - как правило, конституционного суда.

ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ, ЦЕЛЬ, ПРОЦЕДУРА И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
Объекты конституционного контроля - это правовые акты и действия, которые могут быть проверены на предмет соответствия конституции. Круг таких объектов в разных странах неодинаков. К их числу относятся прежде всего законы, внутригосударственные и не вступившие в силу международные договоры, нормативные, а в ряде стран и индивидуальные акты исполнительной власти государства, а также местного самоуправления, иногда также акты и действия общественных объединений. Например, ст. 161 Конституции Испании 1978 года относит к числу объектов конституционного контроля законы и нормативные акты, обладающие силой закона, а также нарушения конституционных прав и свобод отдельных лиц.

Целью (предметом) конституционного контроля является только проверка соответствия конституции правовых актов и действий - объектов конституционного контроля. При этом под соответствием конституции понимается непротиворечие ей.

Субъекты конституционного контроля - это органы, его осуществляющие. Чаще всего конституционный контроль реализуют судебные органы: специализированные конституционные суды (существующие в рамках европейской модели конституционного контроля) или суды общей юрисдикции (характерные для американской модели). В ряде стран конституционный контроль осуществляется квазисудебными органами (Конституционный совет во Франции). В социалистических странах конституционный контроль, как правило, осуществлялся законодательными органами, т.е. теми же самыми органами, которые принимают законы. Наконец, в ряде мусульманских государств конституционным и религиозным контролем занимаются особые органы, состоящие не только из юристов, но и из богословов. Вместе взятые, органы конституционного контроля, существующие в той или иной стране, образуют систему конституционной юстиции.

Органы конституционной юстиции формируются в разных странах неодинаково. Иногда в их формировании участвует только парламент: в ФРГ члены Федерального конституционного суда избираются поровну Бундестагом и Бундесратом (палатами парламента). Чаще в формировании органов конституционного контроля принимают участие высшие органы или должностные лица, принадлежащие к различным ветвям власти. Например, Конституционный совет Франции назначается по третям президентом и председателями палат парламента (кроме того, в его состав входят бывшие президенты республики).

Процедура институционного контроля включает стадии обращения в орган конституционного контроля, подготовки дела к слушанию, рассмотрения спора, вынесения решения и вступления его в юридическую силу.

Круг субъектов, обладающих правом обращения в орган конституционного контроля, неодинаков в различных странах. Естественно, наиболее широким он является в тех государствах, где конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции, включая по сути всех субъектов, имеющих право обратиться в суд, а также сами суды. Что же касается стран, в которых имеется специализированный орган конституционного контроля, то к числу субъектов, имеющих право инициировать конституционное судопроизводство, чаще всего относятся глава государства, парламент и правительство страны, органы власти субъектов федерации, автономных, а иногда и местных единиц, суды, в ряде государств - граждане. Реже к числу субъектов инициирования процедуры конституционного контроля относятся, кроме того, определенные общественные объединения (например, в Бразилии - национальные профсоюзы), некоторые должностные лица и парламентарии (в Португалии - министры, генеральный прокурор, председатель парламента, группы депутатов). Конституция Португалии предоставляет право инициирования процедуры конституционного контроля также юридическим лицам. При этом граждане имеют право обращаться в орган конституционного контроля, как правило, только в случае нарушения их конституционных прав. Сами же органы, осуществляющие конституционное правосудие, лишь в немногих странах могут по собственной инициативе начинать судебный процесс. Такое право они имеют, например, в Австрии, Польше, Югославии, Узбекистане. В большинстве же государств органы конституционного контроля таким правом не обладают ввиду того, что, как показала практика, в большинстве случаев дела о конституционности имеют политическую подоплеку. Поэтому возможность инициирования таких дел органами конституционного контроля усиливает опасность их политизации, не способствует их объективности и беспристрастности.

Обращение в орган конституционного контроля управомоченного субъекта в установленном законом порядке порождает обязанность данного органа рассмотреть обращение. Если дело ему подсудно, оно готовится к слушанию, а затем рассматривается на заседании органа конституционного контроля. Если конституционный контроль в той или иной стране осуществляется судебным органом, дело слушается с соблюдением основных принципов и правил судопроизводства: гласности, состязательности и равноправия сторон, устного и очного характера. При рассмотрении спора о конституционности органом несудебного типа действуют иные правила. Например, Конституционный совет Франции, считающийся квазисудебным (т.е. подобным суду) органом, рассматривает конституционные споры в форме обсуждения доклада, подготавливаемого одним из членов Совета. При этом производство по делу является письменным и закрытым, на заседания не допускаются даже стороны и их представители.

Правовые последствия признания правового акта или его отдельных положений противоречащими конституции зависят от юридической силы акта органа конституционного контроля. Имеются страны, в которых решение органа конституционного контроля носит лишь рекомендательный, консультативный характер. В таком случае никаких правовых последствий признания акта неконституционным не возникает: решение органа конституционного контроля представляет собой лишь авторитетное мнение, высказанное в адрес парламента, правительства и иных органов государства. Следует отметить, что таких стран немного (например, Индия). В ряде других государств решения органа конституционного контроля имеют юридическую силу, но не являются окончательными. Они могут быть отменены парламентом (Намибия) или нуждаются в его утверждении (Польша, Румыния, Эквадор). Но и такой подход не является распространенным. В большинстве стран орган конституционного контроля выносит окончательное, не подлежащее обжалованию и обязательное к исполнению решение. Причем в большинстве государств оно является общеобязательным, т.е. нормативным. В США и в других странах общего права решения большинства судов по вопросу о конституционности (неконституционности) правового акта являются обязательными только для сторон и распространяются лишь на данный конкретный случай, общеобязательный же характер имеют лишь решения высших судов. Такая общеобязательность решения органа конституционного контроля означает, что в случае признания того или иного правового акта или его отдельных положений противоречащими конституции они утрачивают юридическую силу, т.е. не могут применяться, а если проверка проводится до вступления акта в силу - он не может обрести такую силу. Моментом утраты юридической силы закона или иного правового акта либо его отдельных положений является в большинстве стран момент вступления в силу соответствующего решения органа конституционного контроля.



ВИДЫ И МОДЕЛИ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
Мировая практика накопила множество подходов к организации конституционного контроля. Его можно подразделить на различные виды по ряду оснований.

Например, по времени проведения конституционный контроль может быть предварительным и последующим: в первом случае акт проверяется до вступления в силу, а во втором - после. Наиболее распространенным в мировой практике является последующий контроль. Предварительный же существует, например, во Франции.

По правовым последствиям признания акта неконституционным различают постановляющий и консультативный контроль. При использовании по-

становляющего контроля признание акта неконституционным ведет к утрате им юридической силы, в то время как консультативный контроль заключается лишь в даче рекомендаций органу, издавшему акт, о его отмене.

По порядку инициирования конституционный контроль подразделяется на обязательный, т.е. осуществляемый в силу закона, и факультативный, т.е. проводимый только по инициативе какого-либо управомоченного субъекта. В наибольшей степени распространен факультативный контроль. Обязательному же подлежат, например, все органические законы и регламенты палат парламента во Франции.

В зависимости от соотношения органа, принявшего акт, и органа, осуществляющего конституционный контроль, последний делится на внутренний и внешний. Внутренний проводится самим органом, принявшим акт, а внешний - иным органом. В силу того, что внешний контроль является наиболее эффективным, распространен в мировой практике именно он. Внутренний же контроль применяется в основном в социалистических странах, в которых подконтрольность представительных органов - советов - какому бы то ни было органу считалась противоречащей принципу их полновластия, а, следовательно, недопустимой. Поэтому только сами советы могли отменить принятые ими или нижестоящими советами правовые акты.

По форме конституционный контроль бывает абстрактным и конкретным. При использовании конкретного контроля правовой акт может быть подвергнут проверке только в связи с рассмотрением в суде или ином органе какого-либо дела по его применению, а абстрактный конституционный контроль проводится вне связи с проблемами применения проверяемого акта. В США и некоторых других странах англосаксонской правовой системы применяется только конкретный контроль, в большинстве же государств он может иметь как абстрактный, так и конкретный характер.

По содержанию различают материальный и формальный конституционный контроль. Материальный контроль предполагает проверку соответствия конституции содержания проверяемого правового акта, а формальный - процедуры его принятия. Большая часть стран мира допускает и ту, и другую форму контроля.

Виды конституционного контроля, выделяемые в рамках различных классификаций, по-разному сочетаются и используются в различных странах. Но существует и целый ряд общих, типичных для некоторых групп стран подходов к такому использованию видов конституционного контроля. В зависимости от этого можно выделить четыре модели или системы конституционного контроля: американскую, европейскую, мусульманскую и социалистическую.



Американская модель конституционного контроля возникла ранее других. Для нее характерно прежде всего то, что она осуществляется судами общей юрисдикции. Следовательно, в ее рамках используется лишь последующий, децентрализованный, конкретный, материальный, факультативный и постановляющий контроль.

Европейская модель появилась лишь в начале XX века, будучи впервые реализованной в Конституции Австрии 1920 года. Она предполагает осуществление конституционного контроля специализированным судебным или квазисудебным органом - единственным и не имеющим нижестоящих органов (в федеративных государствах собственные органы конституционного контроля имеют также субъекты федерации, но они не являются нижестоящими по отношению к общенациональному органу конституционного контроля, т.к. имеют в качестве основной задачи обеспечение соответствия конституции данного субъекта принимаемых в нем правовых актов, в то время как федеральный орган следит за соответствием правовых актов федеральной конституции). В рамках европейской модели могут использоваться как конкретный, так и абстрактный, как последующий, так и предварительный, как формальный, так и материальный, как обязательный, так и факультативный, как постановляющий, так и консультативный виды конституционного контроля. При этом он бывает только централизованным.

Мусульманская модель конституционного контроля с точки зрения организации примыкает к европейской, но имеет в качестве основной цели обеспечение соответствия законодательства не только конституции, но и принципам ислама.

Наконец, социалистическая модель конституционного контроля означает, что он осуществляется законодательными органами.



следующая страница >>