Учебное пособие Москва Издательство «Права человека» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебное пособие издательство Санкт-Петербургского государственного... 7 3709.73kb.
Учебное пособие. Москва, Высшая школа, 2003 12 3953.59kb.
Учебное пособие для вузов. Москва : мгту им. А. Н. Косыгина, 2004. 1 15.02kb.
Москва Издательство «Права человека» 19 9662kb.
Учебное пособие для студентов вузов. Москва. Высшая школа, 1989. 1 30.01kb.
Учебное пособие Петрозаводск Издательство Петргу 2013 Рассмотрено... 5 1555.36kb.
Учебное пособие Москва: вгик, 2003. 106 с 7 1207.58kb.
Учебное пособие может быть использовано студентами, аспирантами,... 7 2572.85kb.
Практикум по английскому языку: учебное пособие / О. В. Гаврилова; 6 1255.42kb.
Учебное пособие историко-культурные туристские ресурсы Северного... 2 663.73kb.
Практикум по стилистике английского языка: учебное пособие / О. 5 1432.97kb.
Материалы IV студенческой конференции «химия. Экология. Медицина»... 19 1310.43kb.
- 4 1234.94kb.
Учебное пособие Москва Издательство «Права человека» - страница №3/4

1.4. Повышение квалификации

1.4.1. Предложения по повышению квалификации


Возможности повышения квалификации и уровня образования взрослых как формы социальной интеграции инвалидов, которые предлагаются со стороны народных высших школ, профсоюзных и религиозных учебных центров, а также благотворительных организаций, как правило, недооцениваются, хотя могут сыграть важную роль в интеграции инвалидов в систему общественных отношений. Вместе с тем наметилась тенденция к увеличению образовательных предложений для лиц с инвалидностью. Этому способствуют, в частности, активная позиция Министерства образования, науки, исследований и технологии, предлагаемые концепции и модельные проекты по расширению сети повышения квалификации для лиц с особыми образовательными потребностями.

1.4.2. Формы повышения квалификации


В области повышения квалификации и образования для взрослых можно выделить три формы обучения для лиц с ограниченными возможностями:

  • образовательные программы, в рамках которых инвалиды обучаются на общих основаниях со студентами без отклонений в здоровье (равноправное участие инвалидов в одном из аспектов общественной жизни);

  • образовательные программы, составленные исключительно для лиц с ограниченными возможностями (целевая групповая работа для достижения «стабильности»);

  • совместные образовательные программы, в которых принимают участие наряду с обычными студентами лица с ограниченными возможностями в целях интерактивных

  • встреч и приобретения навыков взаимодействия (интеграция).

Первые две вышеназванные группы образуют предварительную ступень для третьей. Это необходимо учитывать при концептуальной разработке образовательных программ, придавая особое значение третьей форме, так как именно она в наибольшей степени способствует непосредственной интеграции инвалидов в систему общественных отношений. Еще более интенсивного развития требует система повышения квалификации для лиц с нарушением психического развития. Новые исследования свидетельствуют, что включение данной категории лиц в образовательный процесс в зрелом возрасте способствует повышению их интеллектуального потенциала. Исходя из вышеизложенного, осталось лишь реализовать на практике теоретические посылы. В этой связи следует приветствовать финансирование Министерством образования, науки, исследований и технологии сопровождающего проекта (Begleitprojekt), который призван развивать образование для взрослых с нарушениями психического развития. Последующие планы включают создание для данной категории инвалидов обучающих программ на видеоносителях и внедрение мультимедийных программ как наиболее перспективных.

1.5. Жизненное пространство для инвалидов


Организация жизненного пространства для инвалидов предполагает создание безбарьерной среды обитания, когда улицы и дороги, здания и транспорт станут доступными для людей с инвалидностью. Многочисленные виды инвалидности и их тяжесть диктуют необходимость при принятии архитектурных решений не ограничиваться потребностями отдельных групп инвалидов (например, колясочников), но учитывать потребности в совокупности всех групп. При планировании и строительстве зданий, конструировании транспортных средств нельзя ограничиваться учетом интересов лишь одной из групп лиц с ограниченными возможностями, необходимо стараться находить разумный компромисс по учету потребностей различных групп инвалидов. Наглядный пример: для удобства колясочников были ликвидированы поребрики на перекрестках, но таким образом возникли проблемы для слепых, передвигавшихся с тростью без сопровождения и утративших при этом важнейший для них ориентир.

1.6. Инвалиды в семье


«Интеграция детей-инвалидов должна сопровождаться укреплением и поддержкой семьи для того, чтобы предотвратит направление таких детей в стационарные учреждения (типа детских домов). Что касается требований (физических или духовных), предъявляемых к лицам по уходу за инвалидами, то они уже приобрели документальную фиксацию. Однако широкая общественность еще мало информирована о том, сколько времени, сил и энергии, прежде всего со стороны женщин, затрачивается на воспитание, уход и патронаж детей, молодых людей и взрослых, находящихся на инвалидности». Эта констатация факта, к сожалению, не соответствует (пока) тому спектру предложений, которые направлены на поддержку таких семей, хотя ситуация в федеральных землях Германии весьма различна. На основе конституционного права земли осуществляют деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе по поддержке семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Однако результаты значительно отличаются, в то время как по максимальному набору предложений среди старых федеральных земель можно выделить Баварию, Баден-Вюртенберг и Нижнюю Саксонию, минимум приходится на Берлин и Нордрейн-Вестфален.

Большинство служб поддержки семей существуют за счет благотворительных организаций, общественных объединений инвалидов и групп самопомощи. Спектр их предложений включает:



  • временное обслуживание и патронаж на дому специалистами и волонтерами;

  • временное внедомашнее обслуживание и патронаж инвалидов;

  • мероприятия по укреплению потенциала семьи к самопомощи и упрочению контактов с соответствующими целевыми группами.

В зависимости от формы и тяжести инвалидности предлагается постоянная профессиональная помощь по уходу и патронажу, а также педагогическое и терапевтическое сопровождение.

Целью такого обслуживания является создание нормальных жизненных условий как для людей с инвалидностью, так и их семей. К основным областям деятельности служб поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, относятся:



  • консультирование и психологическая поддержка лиц, осуществляющих патронаж клиентов;

  • организация досуга и сопровождение члена(ов) семьи с лицом с ограниченными возможностями;

  • предоставление специфических услуг в зависимости от вида инвалидности, например проведение упражнений на координацию движений для больных с нарушенной моторикой;

  • освобождение членов семьи от обязанностей по уходу за инвалидом путем передачи этих функций сотруднику социальной службы на выходные дни, отпуск или в связи с болезнью.

Естественно, что в содержательных и организационных аспектах деятельности подобных служб встречается значительная вариативность. Вместе с тем до сих пор остается целый ряд неразрешенных вопросов, среди них, в частности, разграничение полномочий с другими видами помощи, взаимодействие обслуживающего персонала, а также правовые и финансовые гарантии деятельности служб. При решении вопросов финансового обеспечения у субъектов (Träger — носителей, учреждений) социального страхования/Sozialversicherung или страхования по социальной помощи / Sozialhilfeversicherung (в Германии отсутствует единая система страхования, существует множество видов социального страхования. — Прим. переводчика) появились благоприятные предпосылки с введением патронажного страхования.

В соответствии с правовыми нормами (Sozialhilfegesetzbuch / SGB XI) патронаж обеспечивается либо денежными выплатами, либо вещевым довольствием.

В заключение необходимо отметить, что после четвертого доклада федерального правительства о положении инвалидов и развитии реабилитации в положении семей с инвалидами в тяжелой форме, будь то дети или молодые люди, а также взрослые, включая родителей и других членов семей (братьев или сестер), наметились значительные позитивные изменения.

1.7. Некоторые выдержки из Кодекса социального права — 9-я книга. Реабилитация и участие инвалидов


Летом 2001 года Бундестагом была утверждена 9-я книга Кодекса социального права. Этим законодательным актом внесен значительный вклад в развитие нового подхода к обеспечению прав лиц с ограниченными возможностями. Основой политических усилий становится не только социальное обеспечение инвалидов, но создание условий для их осознанного участия в общественной жизни и устранение препятствий, затрудняющих реализацию равенства шансов. В качестве основных положений следует выделить следующие:

§ 1. Самоопределение и участие в жизни общества.

Инвалиды и лица, которым угрожает инвалидность, обеспечиваются соответствующими услугами в соответствии с данным Кодексом и законодательством о реабилитации в целях содействия их самоопределению и равноправному участию в жизни общества, а также в целях устранения барьеров. При этом учитываются специфические потребности инвалидов, женщин и детей, находящихся под угрозой инвалидности.



§ 4. Условия обеспечения участия.

    (1) Обеспечение участия предполагает оказание необходимых социальных услуг независимо от причин инвалидности:

    1. в целях предотвращения, ликвидации, снижения степени инвалидности обеспечить условия для ее устранения или уменьшения ее последствий,

    2. не допускать ограничений в связи с трудоустройством и необходимым патронажем,

    3. гарантировать долгосрочное участие в системе трудовых отношений с учетом соответствующих склонностей и способностей,

    4. в полной мере способствовать личностному развитию и участию в жизни общества, оказывая помощь в проявлении самостоятельности и самоопределении своей жизни...

(3) Мероприятия по обеспечению детей-инвалидов и детей, находящихся под угрозой инвалидности, должны планироваться и проводиться с учетом сохранения привычной среды обитания (социального окружения), при этом социальное обслуживание детей-инвалидов должно осуществляться совместно с детьми не инвалидами.

§ 5. Целевые группы.

Обеспечение участия с учетом специфики:



  1. медицинской реабилитации,

  2. участия в трудовых отношениях,

  3. досуговых и других поддерживающих мероприятий,

  4. участия в жизни общества.

Основные направления дальнейшей работы по созданию и расширению консультативных услуг для лиц с инвалидностью и членов их семьи иллюстрируются на примере § 30.

§ 30. Ранняя диагностика и содействие в развитии ребенка.

  1. Медицинские мероприятия по ранней диагностике и оказанию помощи детям-инвалидам и детям, находящимся под угрозой инвалидности, охватывают:

    1. медицинское обслуживание, осуществляющееся на основе специализированных служб и учреждений.

Обслуживание проводится с учетом комплексного подхода и лечебно-педагогических аспектов.

  1. Ранняя диагностика и содействие в раннем развитии детей-инвалидов и детей, находящихся под угрозой инвалидности, строится с учетом системы обслуживания, включающей не врачебное терапевтическое, психологическое, лечебно-педагогическое, психолого-социальное сопровождение и консультирование персонала воспитателей и междисциплинарных учреждений ранней диагностики (в случае необходимости раннего обнаружения наступившей или угрожающей инвалидности в целях наиболее ранней диагностики для последующего проведения мероприятий по устранению или уменьшению последствий инвалидности).


2. От инвалидности к партнерству, от сострадания к ассистированию и участию (Частный взгляд на новую общественную тенденцию последних десятилетий)


Зигфрид Цёльс /Siegfried Zoels

За последние 40 лет произошли значительные изменения в понимании термина «человек с ограниченными возможностями (здоровья)». Иногда изменения в трактовке отдельных понятий легче проиллюстрировать, опираясь на собственный опыт участия в различных программах, посвященных людям с различными видами инвалидности. Конечно, личные воспоминания зачастую фрагментарны и не могут претендовать на полноту и системность изложения событий. Хочется надеяться, что представление различных «этапов развития» с опорой на собственный опыт поможет читателю ярче осознать эти изменения.



1969/70

Будучи молодым человеком и не имея никого опыта, я почти два года проработал в детской психиатрической больнице в Берлине. Группа детей прибыла в стационар на шесть недель для постановки диагноза.

В большинстве случаев речь шла о детях с нарушениями поведения. Другая группа детей имела тяжелую форму умственной отсталости. Эти дети помещались в больницу самими родителями. По сути больница являлась приютом для детей с глубокой умственной отсталостью.

Уже тогда в детском отделении я исполнял роль первого социального работника, пытаясь добиться контакта между детьми и их родителями хотя бы на уровне посещений. Это было чрезвычайно сложно, так как некоторые родители не признавали в детях-инвалидах человеческих начал.

Дети в больнице были ухожены и обеспечены всем необходимым. Но вместе с тем обитание детей ограничивалось пребыванием в довольно большом помещении, без каких-либо изменений в их среде обитания.

1976

После смены деятельности у меня возникла возможность прочитать цикл лекций для специалистов в области промышленного дизайна. Выбранная мной тема касалась, конечно же, дизайна и реабилитации. Это мероприятие проводилось в той самой больнице, где раньше я работал. К этому времени новое руководство больницы приложило много усилий к тому, чтобы изменить условия жизни тяжело больных детей. Они стали жить в небольших комнатах квартирного типа в окружении игрушек и с налаженным педагогическим и терапевтическим обслуживанием. У многих детей наметились ощутимые позитивные изменения; доминировавший ранее госпитальный режим решительно вытеснялся новым стилем обслуживания и иным пространственным оформлением.



1979/80

Руководство предприятия, на котором я работал, поручило мне разработать систему повышения квалификации для сотрудников промышленного дизайна ГДР. В этой связи мне было важно не только выступать с докладами, но и попытаться включить директоров отделов по дизайну хотя бы один раз за пять лет (срок повышения квалификации) в практическую деятельность.

Другой аспект моих интересов сводился к тому, чтобы заставить дизайнеров выйти за рамки своей узкой специализации. Идея состояла в том, чтобы дизайнеры разных областей (например, авто- и машиностроения, производства материалов и керамики, конструкторских бюро) смогли объединить свои усилия над практической разработкой какого-либо проекта. Таким образом, они сами учились друг у друга, непосредственно знакомились с методами и опытом, накопленными в других областях.

Наибольшую мотивацию в практическом применении совместных усилий среди участников курсов повышения квалификации вызвала реабилитация, с которой они практически не были знакомы, но в которой я себя чувствовал довольно уверенно.

В 1980 году был проведен первый пробный курс повышения квалификации на базе одного из учреждений для инвалидов. Ежедневное проживание и тесный контакт с лицами с ограниченными возможностями для двадцати участников курсов оказали сильное эмоциональное воздействие. Такая форма включенного обучения с целью разработки и реализации конкретного дизайнерского решения позволила участникам различных профессий активно включиться в скорейшее решение проблем дизайна для индивидуальных пользователей с учетом специфических потребностей лиц с ограниченными возможностями. Мы вместе учились воспринимать людей с ограниченными возможностями как полноправных партнеров. Результатом этого интерактивного действия стало осознание:


  • что инвалиды — дети и взрослые — в равной степени являются личностями, как каждый из нас,

  • что они не «отстали» от общего развития, а в некоторой степени опередили нас, например

  • в восприятии мира и окружающей среды, что нам не дано в наших ощущениях (например, способность ориентации слепых в пространстве и способ его ощущения);

  • в прямолинейности проявления эмоций, от которой мы давно отвыкли;

  • в восприятии мира и ощущении жизни, которые основательно могут изменить наши ценностные ориентации, связанные с повседневной суетой и вечным недовольством.

На основе подобных семинаров повышения квалификации была разработана методика проведения творческих мастерских в рамках международной программы ЮНЕСКО.

1988

Втроем мы начали работу над планом города с учетом специфических потребностей лиц с ограниченными возможностями, на примере одного из районов Берлина. Тем самым мы хотели дать возможность людям с отклонениями здоровья самостоятельно получать информацию о том, в каких местах можно пересекать улицу, находясь в коляске (по скошенным поребрикам), где находятся телефоны, доступные слепым, какие магазины оборудованы специально для инвалидов и т.д.



1990-1992

После мирной революции в ГДР мы получили шанс определить новые ориентиры. Я был избран заместителем бургомистра и в городской совет Берлина в районе Пренцлауер Берг по вопросам семьи, молодежи и спорта. В наших интересах было продолжить все положительное и способствовать развитию новых концепций. Под моей ответственностью было 108 яслей и детских садов с количеством мест 8800. Как правило, каждому из этих учреждений следовало отвечать определенной структуре и четким требованиям, а именно: один тип учреждений предназначался для детей от 0 до 3 лет, другой (детский сад) — для 3–7-летних детей, специальные учреждения — для детей с отклонениями здоровья и т.д. Уход и воспитание осуществлялись в соответствии с обширной образовательной программой, существовавшей в ГДР.

Теперь родители получили большие права в обсуждении концепций и принятии решений. Совместно с воспитателями постепенно сформировалось множество новых начинаний, например дневные детские возрастные учреждения, или Montessory-Kitas, или экологически ориентированные учреждения и т.д. Все большее значение приобретает интеграция детей с ограниченными возможностями. Первоначальные подходы в решении данной проблемы в ГДР заключались в том, чтобы в немногочисленных центральных учреждениях посредством специального ухода со стороны специалистов наилучшим образом способствовать развитию таких детей. Это предполагало необходимость создания специальных интернатов, в которых дети оказывались в изоляции и лишались социальных контактов в своем повседневном окружении. Эта ошибочная тенденция, способствующая социальной изоляции, не могла быть компенсирована патронажем со стороны специалистов этих учреждений. До 1989 года мы считали идею о создании учреждений совместного обучения здоровых детей и детей с отклонениями здоровья нереализуемой.

Развитие подобной идеи в ФРГ опередило наши позиции на 3-5 лет. Практический опыт свидетельствует о возможности и целесообразности такого подхода.



1990–1997

Единственную творческую мастерскую под эгидой ЮНЕСКО на тему «Игрушки для детей с ограниченными возможностями» мы провели в ГДР в сентябре 1990 года в Доме архитектуры г. Дессау за две недели до объединения с ФРГ. Участниками стали 20 специалистов из 15 стран мира.

По итогам мероприятия его участники попытались найти ответ на вопрос, каким образом возможно внедрить наш опыт в новые общественные условия. В 1991 году было создано зарегистрированное общество «Содействие в развитии детей-инвалидов посредством игр и игрушек», и мы приступили к подготовке книг с указаниями по созданию игрушек, которые возникли в результате проведения творческой мастерской под эгидой ЮНЕСКО в 1990 году. Родители и воспитатели должны были получить возможность выбрать и создать такую игрушку, которая учитывала бы специфические потребности именно их ребенка. Была разработана концепция семинаров для родителей и воспитателей, благодаря которым они смогли бы содействовать развитию своих детей с раннего возраста, направлять и поддерживать их.

В 1993 году была реализована вторая творческая мастерская под эгидой ЮНЕСКО. В этот раз она носила выраженный междисциплинарный характер, в качестве участников были приглашены педагоги и терапевты. Благодаря этому стал возможным обмен опытом между профессиональными группами дизайнеров и терапевтов в процессе разработки новых игровых средств.

С 1995 года мы ежегодно проводили подобные творческие мастерские. Отличительной особенностью таких творческих встреч были вариативность и неповторимость.

Во времена ГДР мы исходили из того, что эта идея партнерского проживания с людьми с ограниченными возможностями здоровья, взаимного обучения, совместного конструирования новых игровых средств станет близка всем и что подобные акции найдут свое продолжение в Западной Германии и во всем мире. Однако этого не произошло.



1998

Крупнейшим событием этого года стала первая латиноамериканская творческая мастерская в Мехико. Первые пять творческих мастерских были проведены в Германии, но наряду с немецкими участниками в них участвовали и зарубежные коллеги. Участники со всего мира получили мощный импульс к размышлениям о возможности организации подобных творческих встреч в своих странах. Мексиканские участники семинара 1996 года начали подготовку творческой мастерской в своей стране. Одновременно мексиканское министерство образования изъявило желание организовать повышение квалификации учителей начальной школы, работающих в интегрированных классах.

В последующие годы проведены творческие мастерские в Швеции, Италии и Великобритании.

1998/99

Стартует проект «Работа и образование», согласно которому учащиеся с ограничениями в умственном развитии готовятся к предстоящей профессиональной деятельности. В течение года они работают в условиях, максимально приближенных к реальным производственным. Предметами отработки их навыков стали те игровые средства, которые были включены в проекты творческих мастерских, проведенных под эгидой ЮНЕСКО.

Речь идет о том, чтобы как можно раньше содействовать развитию у учащихся имеющихся способностей.

1999/2000

Несколько лет тому назад мы начали разрабатывать новые формы инновационных творческих мастерских в рамках проекта Европейского союза. Этот проект получил название «Интегративные творческие мастерские». Взрослые люди с ограниченными возможностями с помощью ассистентов самостоятельно развивали идеи новых игровых средств и занимались производством игрушек.

Осуществляется попытка перенести этот метод, первоначально возникший из сотрудничества с людьми с ограниченными возможностями, в другие сферы и апробировать наработанные методики в производственной области. Мы продолжаем проводить интерактивные творческие семинары в рамках нового проекта Европейского союза в мастерской для инвалидов, а также в одной из тюрем Великобритании, в двух учреждениях досуга для пожилых людей (в Германии и Италии). От одного из шведских исследовательских институтов получено положительное заключение по проекту с названием «Трансфер инновационных методов по развитию производственных отношений».

2001

Первая азиатская творческая мастерская в Ахмадабаде (Индия). С 1993 года мы сотрудничаем с Национальным институтом дизайна Индии. Сначала индийские дизайнеры принимали участие в творческих мастерских под эгидой ЮНЕСКО, впоследствии мы оказывали содействие в подготовке дипломных работ индийским студентам-дизайнерам по теме «Игрушки для детей с ограниченными возможностями здоровья».

В 2001 году индийская группа провела свою первую творческую мастерскую, по окончании которой в высшей школе была оборудована игротека, где игрушки оценивались непосредственно детьми. Впоследствии в Индии была создана обширная сеть, объединившая учреждения для людей с ограниченными возможностями, дизайнерские институты, дизайнеров, изготовителей игрушек и терапевтов.

В этом году создано поствузовское обучение со специализацией «Дизайн игрушек» (второе в мире), первое — по специальности «Игрушки для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Самое главное заключается в том, чтобы инициатива и импульсы к проведению новых акций исходили непосредственно от заинтересованных в этом людей, т.е. от людей с ограниченными возможностями, или от дизайнеров и терапевтов различных стран, которые лучше информированы о национальных проблемах. Мы готовы оказать поддержку всем в рамках наших возможностей.


<< предыдущая страница   следующая страница >>