Учебное пособие Москва Издательство «Права человека» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебное пособие издательство Санкт-Петербургского государственного... 7 3709.73kb.
Учебное пособие. Москва, Высшая школа, 2003 12 3953.59kb.
Учебное пособие для вузов. Москва : мгту им. А. Н. Косыгина, 2004. 1 15.02kb.
Москва Издательство «Права человека» 19 9662kb.
Учебное пособие для студентов вузов. Москва. Высшая школа, 1989. 1 30.01kb.
Учебное пособие Петрозаводск Издательство Петргу 2013 Рассмотрено... 5 1555.36kb.
Учебное пособие Москва: вгик, 2003. 106 с 7 1207.58kb.
Учебное пособие может быть использовано студентами, аспирантами,... 7 2572.85kb.
Практикум по английскому языку: учебное пособие / О. В. Гаврилова; 6 1255.42kb.
Учебное пособие историко-культурные туристские ресурсы Северного... 2 663.73kb.
Практикум по стилистике английского языка: учебное пособие / О. 5 1432.97kb.
Материалы IV студенческой конференции «химия. Экология. Медицина»... 19 1310.43kb.
- 4 1234.94kb.
Учебное пособие Москва Издательство «Права человека» - страница №1/4



БЮРО ЮНЕСКО В МОСКВЕ



Fördern durch Spielmittel — Spielzeug für behinderte Kinder e. V.

PARTNER DES UNESCO-PROGRAMMS

«BILDUNG FÜR KINDER IN NOT»

Игровая терапия

как метод интеграции

и реабилитации

Учебное пособие

Москва



Издательство «Права человека»

2002

Научные редакторы:

В.В. Колков,

профессор кафедры социальной политики

и социальной работы Московской

гуманитарно-социальной академии;



Л.С. Лазгиева,

помощник директора

Бюро ЮНЕСКО в Москве по вопросам образования

Рецензенты:

Д.С. Шилов,

начальник Управления специального образования

Министерства образования Российской Федерации;

Н.Н. Малофеев,

директор Института коррекционной педагогики РАО,

доктор педагогических наук, член-корреспондент

Российской академии образования

И 27 Игровая терапия как метод интеграции и реабилитации: Учебное пособие / Ответственный редактор и составитель С.В. Колкова. — М.: Права человека, 2001. — 88 с. Перевод с немецкого С.В. Колковой.

Издание учебного пособия осуществлено при поддержке и непосредственном участии Бюро ЮНЕСКО в Москве и германской организации «Развитие детей-инвалидов посредством игр и игрушек» (Fördern durch Spielmittel — Spielzeug für behinderte Kinder e. V.)

ISBN 5-7712-0220-7

© С.В. Колкова, перевод, составление, 2001

© Бюро ЮНЕСКО в Москве , 2001

© Художественное оформление, издательство «Права человека», 2001



Содержание

Обращение к читателю (Введение в проблематику игровой терапии как метода интеграции и реабилитации) 4

1. Равенство шансов для лиц с ограниченными возможностями — ответственность политики и политиков. К ситуации в ФРГ. 10

2. От инвалидности к партнерству, от сострадания к ассистированию и участию (Частный взгляд на новую общественную тенденцию последних десятилетий) 17

3. Содействие в развитии детей-инвалидов посредством игр и игрушек (Концептуальное представление зарегистрированной организации: Fördern durch Spielmittel — Spielzeug für behinderte Kinder e. V.) 21

Обращение к читателю (Введение в проблематику игровой терапии как метода интеграции и реабилитации)


История возникновения замысла о создании подобного пособия восходит к декабрю 1999 года, когда представители зарегистрированной организации «Развитие детей-инвалидов посредством игр и игрушек» (Fördern durch Spielmittel — Spielzeug für behinderte Kinder e. V.) Раймунде Штойдель (Reimunde Steudel) и Хайде Вегат (Heide Wegat) прибыли в Москву в рамках образовательной программы ЮНЕСКО для ознакомления российских специалистов с аспектами социальной работы и специального образования, с инновационными технологиями интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Творческая лаборатория включала проведение занятий со студентами факультета социальной работы и информационных систем Института молодежи (ныне Московская гуманитарно-социальная академия) и семинара (в форме workshop — творческой мастерской, когда участники являются не пассивными слушателями, а активно участвуют в сотворчестве, развивая свои креативные возможности) на базе гуманитарной гимназии № 1504 (директор — доктор педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации Н.А. Шарай).

Социальные технологии, разрабатываемые и внедряемые обществом, осуществляются на интегративной основе, когда методическое обеспечение педагогической работы с детьми позволяет включить в игровую деятельность не только здоровых детей, но и детей с различными видами инвалидности, в частности с нарушениями опорно-двигательного, зрительного или слухового аппарата, а также педагогов и воспитателей, социальных работников и непосредственно родителей или лиц, их заменяющих. Для любого ребенка игра является одним из важнейших средств социализации и познания окружающего мира. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, с различными видами инвалидности роль игровой деятельности значительно возрастает, выступая при этом эффективным методом обучения и установления контактов со своими сверстниками. Игры интегративного характера позволяют не только разрушить барьер между детьми, но и создают возможность здоровым почувствовать, пережить (не случайно данное направление среди германских специалистов обозначается как педагогика переживаний – Erlebnispädagogik), в каком мире и с какими проблемами сталкиваются их сверстники с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения или слуха.

Презентация итогов творческого семинара и деятельности общества состоялась на VII Московском фестивале творчества детей, имеющих ограниченные возможности, 18 декабря 2000 года, организованного в рамках Международного дня инвалидов Региональной общественной организацией инвалидов «Московский городской клуб инвалидов «Контакты-1» (президент клуба — кандидат социологических наук Е.Н. Ким) при содействии Республиканского фонда социальной поддержки населения РФ, правительства г. Москвы, префектуры Северо-восточного административного округа г. Москвы.

В деятельности социальных работников, социальных и специальных педагогов активно используются различные методики игровой терапии. Существует довольно значительный объем публикаций о роли игр в процессе социализации ребенка и их использовании в педагогической деятельности. Напомним, что еще Г.П. Щедровицкий определил характеристики, раскрывающие общие подходы к проблеме. Игра есть: 1) особое отношение ребенка к окружающему миру; 2) особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность; 3) социально заданный, навязанный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношения к миру); 4) особое содержание усвоения (или усвоенное содержание); 5) деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики ребенка; 6) социально-педагогическая форма организации всей детской жизни, «детского общества» (1, с. 73).

Ст. Холл и П.П. Блонский выводили игру из взаимодействия двух факторов: биологической природы ребенка и воздействий социальной среды. Л.С. Выготский подчеркивал «культурный» характер и историческое происхождение игры (1, с. 74).

К.Д. Ушинский, Дж. Селли, К. Бюллер, В. Штерн рассматривали игру как проявление воображения или фантазии, приводимой в движение разнообразными аффективными тенденциями. Другие ученые — среди них А.И. Сикорский и Дж. Дьюи — связывали игру с развитием мышления (2, с. 61). К психологии и педагогике игры обращался А.В. Запорожец.

История педагогики повествует: в 1837 году немецкий педагог Фридрих Фребель (21.04.1782 — 21.06.1852) открыл в Бланкенбурге учреждение для игр и занятий маленьких детей и назвал его «Kindergarten» («Детский сад»), вкладывая в это слово вполне определенный смысл: дети нуждаются в особых условиях воспитания, так как их мир отличается от нашего. Для того чтобы лучшие душевные качества и природные наклонности детей раскрылись, их нужно взращивать, культивировать, как садовые растения. Этим и занимались добрые «садовницы» — специально обученные и подготовленные женщины.

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она — его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой собственный внутренний мир через изображение внешнего мира. Воспроизводя в игре жизнь семьи, уход матери за младенцем, ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, что возможно только благодаря внутренним силам.

Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, по его мнению, содействуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества (3).

В России детские сады преобразуются в дошкольные образовательные учреждения (ДОУ). Детский сад мыслится в нашем обществе как подготовительная ступенька к школе, к взрослой жизни. Некоторые ДОУ уже объединены в комплекс с начальной школой. Это так называемые УВК — учебно-воспитательные комплексы. Важно отметить, что ряд комплексов основывается на интегративном подходе, где наряду со здоровыми детьми включены в образовательный процесс и дети с ограниченными возможностями.

История развития игровой терапии, ее теоретические основы излагаются в книге Г.Л. Лэндрета «Игровая терапия: искусство отношений». Как практическое руководство для занятий игровой терапией с детьми это пособие представляет несомненную ценность для педагогов, психологов, социальных работников и родителей (4).

Введение в мир «переживаний» ребенка и терапевта в процессе игровой терапии раскрывается в книге Кларка Мустакаса.

Терапия отношений, в том числе и с ребенком с ограниченными возможностями, вносит существенный вклад в разработку теории и практики игровой терапии (5).

В трансакционном анализе, основателем которого был Эрик Берн (6, 7), игра выступает в качестве средства управления эмоциями, когда нарушение правил игры чревато социальным осуждением. В основе групповой психотерапии лежит трактовка игры, которая отличается от процедур, ритуалов и времяпровождения и характеризуется двумя основными признаками: 1) скрытыми мотивами; 2) наличием выигрыша (7, с. 43). Процесс воспитания ребенка рассматривается как обучение тому, в какие игры следует играть и как следует в них играть.

Игротерапевтическая концепция представлена также в психодраме, основателем которой является Якоб Леви Морено (8). Из отечественных публикаций, посвященных использованию игровых технологий, можно, в частности, порекомендовать работы Н.В. Самоукиной (9), Н.В. Цзена и Ю.В. Пахомова (10). Использованию спортивных игр для реабилитации людей с ограниченными возможностями посвящена монография Л.Е. Аргуна (11). Интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательное пространство России посвящены работы Д.С. Шилова (12, 13) и Н.Н. Малофеева (14), Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко (15), Л.М. Шипицыной (16), Е.И. Казаковой (16).

Важное методологическое и практическое значение имеют такие публикации ЮНЕСКО, как Саламанкская декларация (17) и Пакет учебно-методических материалов: учащиеся с особыми потребностями (18), Рекомендации о воспитании детей раннего возраста и особых образовательных потребностях (19), Многосекторальное сотрудничество в целях обеспечения равенства возможностей для инвалидов (совместный документ МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ВОЗ) (20), а также методические материалы на немецком языке, раскрывающие методический опыт германских коллег в области игровой терапии (21).

Инновационный характер методических наработок германской организации «Развитие детей-инвалидов посредством игр и игрушек» определяется проектным подходом к использованию самого широкого спектра игровой терапии на основе:


  • интегративного подхода к использованию игровой терапии в совместной деятельности здоровых детей и детей с ограниченными возможностями (с опорно-двигательными, зрительными, слуховыми проблемами, задержкой психического развития, вплоть до глубокой умственной отсталости);

  • интеграции специалистов самого широкого профиля в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и членами их семьи;

  • активного привлечения к интегративной деятельности с использованием различных видов игровой терапии самих родителей или лиц, их заменяющих.

Социальная технология в рамках игровой терапии определяется использованием двух основных направлений: во-первых, самостоятельное изготовление игрушек с целью развития креативных возможностей (развитие тактильных ощущений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и эмоциональной сферы). В процессе игровой деятельности создаются такие модели, которые адаптированы к специфическим потребностям детей-инвалидов (на основе методических рекомендаций и подручного материала); во-вторых, участие в интегративных играх, которые позволяют здоровым детям ощутить восприятие ближайшего окружения своих сверстников с опорно-двигательными, зрительными или слуховыми проблемами.

Идея интеграции: включить всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями, в совместную игровую деятельность. В игровой деятельности участвуют как здоровые дети, так и дети-инвалиды, таким образом, игра становится для детей не только средством познания мира, но и естественным средством коммуникации между различными категориями детей. Что касается использования игровой методики в интегративной деятельности, то русскоговорящие специалисты могут расширить свои познания в этой области благодаря пособию Эккерхарда Барча (22) — впрочем, довольно малодоступного из-за незначительного тиража.

Дети и взрослые сами мастерят простейшие игрушки, знакомятся с различными материалами и простыми технологиями по производству игрушек, а далее — путь к творческому исполнению. Идеи и возможности в их оформлении безграничны. Особенностью творческих мастерских является развитие самостоятельности и инициативы. Участники в ходе интегративной деятельности знакомятся с возможностью производства игрушек, учатся преодолевать страх в работе с инструментами, различными техническими средствами и оборудованием, приобретают уверенность в собственных способностях.

Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, ибо индустрия не производит по разным причинам игрушки для детей со специфическими образовательным потребностями. Более того, по данным Государственного доклада «Положение детей в Российской Федерации. 2000 год», рынок игр и игрушек по-прежнему заполняется продукцией, оказывающей негативное влияние на здоровье и развитие детей. В 1999 году в общем количестве проинспектированных товаров забраковано и снижено в сортности 49,5% игрушек (в 1997 г. — 25,5%, 1998 г. — 46,3%), в том числе импортных 55,8% (в 1997 г. — 19,6%, 1998 г. — 45,5%) (23, с. 8).

Поскольку проекты игрушек разрабатываются дизайнерами и терапевтами специально для детей с ограниченными возможностями и специфическими потребностями, организация таких творческих мастерских способствует значительному обогащению знаний их участников и развитию способностей, творческих инициатив (импульсов) на практике и большему самоутверждению (доверию к себе), обеспечивает знакомство с новыми производственными методами и возможность приобретения нового опыта. Эти подходы к использованию игровых средств возникли в рамках международных и междисциплинарных творческих мастерских под эгидой ЮНЕСКО.

Одной из крупнейших акций ЮНЕСКО в поддержку детских игрушек и игр стала Всемирная выставка, проходившая в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже в ноябре 1978 года, накануне Международного года ребенка. 56 стран, представлявших культуру пяти континентов, прислали на выставку 3000 игр и игрушек, большинство из которых было придумано и сделано самими ребятами и лишь небольшая часть — местными мастерами.

Как отмечали организаторы выставки, у каждого свои представления о полезности вещей, и мусорный ящик, содержащий ненужные на первый взгляд предметы, может при наличии воображения и изобретательности дать богатый материал для игр и создания игрушек. Старые картонные коробки, спутанные обрывки веревок, видавшие лучшие дни тряпки, обрезки проволоки, пробки от бутылок, консервные банки — великое множество вещей, которые взрослые отправляют в мусорный ящик, может оказаться настоящим кладом для детей с богатым воображением, стремящихся реализовать свой творческий потенциал.

Для выставки было отобрано 900 игрушек по трем основным темам:


  • значение игрушек и игр в психологическом развитии ребенка;

  • игра и взаимоотношения ребенка с обществом (через фольклор, музыку и другие виды искусства);

  • значение игры в процессе обучения (24).

Весьма примечательно, что идеология германской организации «Развитие детей-инвалидов посредством игр и игрушек» созвучна идее ЮНЕСКО о возможности использования самых обычных материалов из повседневной жизни, зачастую бытовых отходов, для творческого воплощения самых неожиданных проектов. К сожалению, первоначальное знакомство с инновационными игровыми технологиями осуществлялось лишь при непосредственном контакте с представителями германского общества, что затруднялось его удаленностью (правление находится в Берлине) и языковым барьером.

В ответ на многочисленные просьбы, поступающие в Бюро ЮНЕСКО в Москве, о получении доступа к методическим материалам было принято решение подготовить соответствующее учебное пособие на русском языке.

Следующим этапом в продвижении к пособию, которое находится в ваших руках, стало участие представителя организации Fördern durch Spielmittel — Spielzeug für behinderte Kinder e. V. Анке Готтвальд (Anke Gottwald) в Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, проведенной Бюро ЮНЕСКО в Москве, Министерством образования Российской Федерации и Институтом коррекционной педагогики РАО 29–31 января 2001 года (см. концепцию интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в приложении данного пособия) (25).

Идеи конференции об интегративном подходе нашли свое отражение в статье Теодора Дюссельдорфа в изложении Зигфрида Цёльса (Siegfried Zoels) об основных тенденциях социальной политики по отношению к инвалидам и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство Германии (интересующимся данной проблематикой рекомендуем также обратиться к статье Х. Мюллер-Колленберг, и проблемному материалу С. Гуттман, 27).

Завершающая стадия в уточнении концептуальных подходов к содержанию пособия и сборе методических материалов осуществлена в ходе стажировки по линии Бюро ЮНЕСКО в Москве на базе зарегистрированного общества Fördern durch Spielmittel — Spielzeug für behinderte Kinder e. V., являющегося партнерской организацией ЮНЕСКО по программе «Образование для детей в беде» («Bildung für Kinder in Not»).

Неоценимую помощь в знакомстве с деятельностью общества, подготовке материалов к публикации оказал один из ее основателей и нынешний руководитель Зигфрид Цёльс (Siegfried Zoels), который выступил также как активный автор пособия.

Обращаем внимание читателя на его статью, в которой раскрывается авторская позиция на основе жизненного пути и впечатлений о реализуемых проектах. Особую благодарность выражаем Анке Готтвальд (Anke Gottwald), сердечность приема которой и гостеприимство не только создали благоприятные возможности для успешной стажировки и сбора методического материала, но и способствовали значительному расширению кругозора и знакомству с культурным наследием Германии.

Раймунде Штойдель (Reimunde Steudel) любезно предоставила подборку методических материалов по обеспечению интегративного воспитания. Выражаем сердечную благодарность сотрудникам общества — Матиасу Редорфу (Matthias Rehdorf), Беате Пунге (Beate Punge), Анне Катерине Гирке (Anna Catherine Girke), Пеги Зюринг (Peggy Süring), Клаусу Мюллеру (Klaus Müller) и всем сотрудникам-коллегам германской организации «Развитие детей-инвалидов посредством игр и игрушек».

На заключительном этапе существенный вклад в подготовку учебного пособия внес Хельмут Тауц (Dr. Helmut Tautz), оказавший высококвалифицированную помощь в приведении немецких терминов к русскоязычным эквивалентам.

Выражаем признательность директору Бюро ЮНЕСКО в Москве Вольфгангу Ройтеру (Wolfgang Reuther) и его помощнику по вопросам образования Лейле Сабировне Лазгиевой, благодаря усилиям которых стал возможен трансфер германского опыта в области специальной педагогики для российских социальных работников, специальных и социальных педагогов, воспитателей, родителей с детьми с ограниченными возможностями, а также всех тех, кто интересуется инновационными социальными технологиями.

Руководство германской организации «Развитие детей-инвалидов посредством игр и игрушек» приглашает всех желающих к сотрудничеству.

Fördern durch Spielmittel — Spielzeug für behinderte Kinder e. V.

Siegfried Zoels Geschдftsfьhrer

Immanuelkirchstrasse 24

D-10 405 Berlin

Tel.: + 10 49 30 442 92 93



Fax: + 10 49 30 443 59 214

zoels@spielmittel.de

www.spielmittel.de

Литература

  1. Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — С. 73-79.

  2. Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии... — С. 61-64.

  3. История педагогики: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошкольная)» / Под ред. М.Ф. Шабаевой. — М.: Просвещение, 1981.

  4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / Пер. с англ. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.

  5. Мустакас К. Игровая терапия / Пер. с англ. — СПб.: Изд-во «Речь», 2000.

  6. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных / Пер. с англ. — СПб.: Талисман, 1994.

  7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. — СПб.: Лениздат, 1992.

  8. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено / Пер. с нем. — М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994.

  9. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют…». Психологический практикум. — Дубна: «Феникс+», 2000.

  10. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. — М.: Физкультура и спорт, 1988.

  11. Аргун Л.Е. Ринго — Надежда: Учебно-методическое пособие по оздоровительной спортивно-реабилитационной работе (Монография). — М., 1999.

  12. Инновации в российском образовании: Специальное (коррекционное) образование. 1999. — М.: Управление специального образования Министерства общего и профессионального образования РФ, 1999.

  13. Инновации в российском образовании: Специальное (коррекционное) образование. 2000. — М.: Изд-во МГУП, 2000.

  14. Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. Дисс. на соиск. д-ра пед. наук в форме научного доклада. — М., 1996.

  15. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей / Сост. Н.Д. Шматко. — М.: Аквариум, 1997.

  16. Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Российско-Фламандской научно-практической конференции / Науч. ред. Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2001.

  17. Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г. — Париж: ЮНЕСКО, 1994.

  18. Пакет программ для самообразования учителей: Учащиеся с особыми потребностями. Учебно-методические материалы. — Париж: ЮНЕСКО, 1993.

  19. Рекомендации о воспитании детей раннего возраста и особых образовательных потребностях. — Париж: ЮНЕСКО, 1997.

  20. Многосекторальное сотрудничество в целях обеспечения равенства возможностей для инвалидов: Совместный документ МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ВОЗ. — Париж: ЮНЕСКО, 1998.

  21. Bartsch E. Spielsachen zum Selbermachen für behinderte und nichtbehinderte Kinder. — Berlin: Fipp-Verlag, 1995.

  22. Барч Э. Играть — учиться — жить: Мастерская игрушек. Детские игрушки-самоделки для детей с ограничениями и детей без ограничений / Пер. с нем. — Минск: Белорусский Экзархат Белорусской православной церкви, 2000 (130 с.).

  23. Государственный доклад «Положение детей в Российской Федерации. 2000 год». — М., 2000.

  24. Делать игрушки — это тоже игра // Курьер ЮНЕСКО. — 1979. — № 2. — С. 23-26.

  25. Актуальные проблемы интегрированного обучения: Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями), 29–31 января 2001 года / Ред. совет: Н.Н. Малофеев, В.В. Колков, Л.С. Лазгиева — М.: Права человека, 2001.

  26. Мюллер-Колленберг Х. Интегративное образование в Германии: аргументы «за» и «против» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы / Главный редактор С.А. Беличева. — 2001. — № 1. — С. 50-60.

  27. Гуттман С. Разрушая барьеры. Какая школа нужна для детей с отклонениями в развитии? Европа готова предоставить таким детям место в обычных школах, но дебаты по поводу интеграции далеко не окончены // Курьер ЮНЕСКО. — 2001. — № 1. — С. 14-15.

Составитель, ответственный редактор и переводчик с немецкого языка — Колкова Светлана Владимировна, студентка факультета иностранных языков Владимирского государственного педагогического университета имени П.И. Лебедева-Полянского

следующая страница >>